4 урок опк православная молитва

Самое детальное описание: 4 урок опк православная молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Сборник методических материалов подготовлен студентами Миссионерского института 3 курса 2017 год в помощь учителям, преподающим модуль «Основы православной культуры» в 4 классе по учебно-методическому комплексу (далее – УМК) А.В. Кураева издательства «Просвещение». по ссылке: уроки ОПК студентов

Урок №1 Россия – наша Родина

Урок № 2 Культура и религия

Урок № 3 Человек и Бог в православии

Урок № 4 Православная молитва

Урок № 5 Библия и Евангелие

Урок № 6 Проповедь Христа

Урок № 7 Христос и Его крест

Урок № 8 Пасха

Урок № 9 Православное учение о человеке

Урок № 10 Совесть и раскаяние

Урок № 11 Заповеди

Урок № 12 Милосердие и сострадание

Урок № 13 Золотое правило этики

Урок № 14 Храм

Урок № 15 Икона

Урок № 16 Творческие работы учащихся

Урок № 17 Подведение итогов

Урок 18 Как христианство пришло на Русь

Урок 19 Подвиг

Урок 20 Заповеди блаженств

Урок 21 Зачем творить добро?

Урок 22 Чудо в жизни христианина

Урок 23 Православие о Божием суде

Урок 24 Таинство Причастия

Урок 25 Монастырь

Урок 26 Отношение христианина к природе

Урок 27 Христианская семья

Урок 28 Защина Отечества

Урок 29 Христианин в труде

Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Чудный мирКакой огромный этот мир,Как велика ты матушка – Земля!А в этом мире разве мы одни?Прислушайтесь, что говорит религия.Рядом с человеком есть мир невидимый,Разумный и духовный, его не видим мы.Но чувства, мысли, убеждения,Влияют на поступки и наше поведение.И если совесть с разумом не рядом,То получается невежество и зло,А где добро, любовь, отрада,Там хорошо, там людям повезло.Кто дал такие нам дары,Что можем верить и любить?Кто создал этот чудный мир, Где так прекрасно жить?

Умение правильно славить БогаВерующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. А как люди могут беседовать с Богом, чтобы он их услышал? (Молиться).Слово православие – что оно может обозначать? (Умение правильно славить Бога, то есть молиться).

Что такое молитва?Молитва – это обращение к Богу, беседа с богом. Но обращение может быть разным. В зависимости от этого и молитвы могут быть разными.

Молитва-просьба Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья или успеха.

О чем просит человек.Часто человек просит о различных материальных благах, особенно в молодости. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Человек просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Есть просьбы о духовных дарах. Верующий просит у Бога прибавления ума или любви. А ещё о том, чтобы Бог давал человеку ощутить свою близость. По просьбе, с которой обращается человек, уже можно многое о нём понять.- Как вы думаете, а когда чаще всего человек обращается к Богу? (В минуты жизни трудные.)

М. Лермонтова «Молитва» В минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.С души как бремя скатится,Сомненье далеко –И верится, и плачется,И так легко, легко…

Главная молитва христианКакую молитву мог читать М. Лермонтов, такую чудную, от которой легко на сердце? (Отче наш)Отче наш — образец любой молитвы, с которой мы должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили его научить, как им молиться. Поэтому эта молитва — самая главная из всех. Эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей Русской церкви.

Когда креста нести нет мочи, Когда тоски не побороть, Мы к небесам возводим очи, Творя молитву дни и ночи, Чтобы помиловал Господь. Но если вслед за огорченьем Нам улыбнется счастье вновь, Благодарим ли с умиленьем, От всей души, всем помышленьем Мы Божью милость и любовь?

Молитва-благодарениеЕсли наши родные или близкие сделают что-то доброе для нас, мы их благодарим. Какие слова благодарности вы можете вспомнить?А всегда ли мы благодарим Бога за то, что он исполнил наши пожелания? Наверное, не всегда. Поэтому, следующий вид молитвы встречается более редко, чем молитва-просьба. Это молитва, в которой выражается наша благодарность Богу. И называется она молитва-благодарение.

Молитва-славословиеСамая высокая молитва – молитва — славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, и за всё благодарит Господа: за дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца… И за всё, за всё, что создал Господь. Переходя к славословию, в православных храмах поют «Аллилуйя» (Слава Богу!). В этой молитве человек не думает о своей пользе, а только благодарит Господа.

Что такое благодатьЕсли человек молится искренне и правильно, то он прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать. Люди, которые под действием благодати изменялись так, что из их сердец струится вера, надежда, любовь, называются святые. Например, святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга и другие. На Руси издавна молились стоя, с поклоном и даже на коленях.

Священное ПреданиеПравославные люди убеждены, что Бог общается с людьми не только через Библию, но и через Свою благодать. Для православных слова и поступки святых очень значимы. Действие Божьей благодати, воплощенное в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых, называется Священное Предание (слово «предание» в русском языке означает то же самое, что и слово «традиция» в латинском языке).

Краткие молитвыГосподи, благослови! (Эта молитва мы произносится при начале каждого дела)Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Слава Богу! (Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу) Господи, помилуй. (Эта молитва произносится в минуту опасности).

Делаем выводМолитвы, о которых мы говорили сегодня на уроке – правильные, то есть такие, где молятся за добро и желают добра.А о чём же нельзя молиться? (Нельзя желать людям зла).

Владимир Диксон «Стихотворение – молитва».За всех людей — моё моленье,За всех зверей — моя мольба,И за цветы, и за каменья,И за плоды, и за хлеба.За всё, что в дольный мир родится,За всё, что на земле живёт,За рыбу — в море, в небе — птицу,За дым долин, за снег высот.За братьев близких и любимых,За недругов и за врагов,За тишину полей родимых,За ласку глаз, за ласку слов.

  • 3254721-2-pravoslavnaya_molitva
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Цель урока: Помочь обучающимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Задачи урока:

  • Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы
  • Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
  • Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Основные понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Орг. Момент. Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.

2. Знакомство с темой урока Постановка целей и задач.

Слайд с молящимися (Слайд 1). Ребята, что вы видите на слайде, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы: молящихся людей, о молитве)

М. прием: “ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ”

Ребята, что вы знаете о молитве, что вам хотелось бы узнать о молитве. (Ответы детей)

Запишите тему сегодняшнего урока “ Православная молитва”. Сегодня на уроке вы узнаете ( обобщение, уточнение ответов), что такое молитва и какие молитвы бывают. Познакомитесь с главными молитвами православных христиан. Продолжите составлять православный словарик.

3. Изучение нового материала.

Нам сегодня повезло, мы поймали золотую рыбку (слайд 2). Она готова выполнить ваше заветное желание. Запишите его на листочке. ( Дети записывают на карточках, озвучивают свои желания, вывешивают карточки на доске в столбик)

Ребята. Посмотрите еще раз на слайд (Слайд 1). Что вы на нем видите? (Молящихся людей).

Что значит МОЛИТВА? – Дети: обращение к Богу. С чем люди могут обращаться? Что они могут просить?

Ответы детей записываются в другой столбик. Ребята, давайте сравним записи в двух столбцах.

В первом столбике могут оказаться материальные желания, заботы о себе во втором просьбы духовные, для других . Дети делают выводы.

Для того, чтоб жил я в мире,
Уголок у нас в квартире.
Тут иконы по порядку,
Тут горит у нас лампадка,
Здесь лежат святые книжки.
Только маленький братишка
Мне мешает. Ну и пусть!
Утром, вечером . (молюсь)

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточка), текстом учебника с. 12-13

Задание: Заполните таблицу, проведите соответствия:

Ребята, определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:

Завтра бой.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
“Спаси, Господи, люди Твоя”.

Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись

А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется “ Отче наш”. Ребята, кто из вас знает эту молитву и может зачитать её?

Я раздаю вам тексты молитвы, вы внимательно прочитайте и подчеркните те слова, которые вам не понятны

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Индивидуальная работа с частями текста, пояснение слов молитвы. с.14-15

Отче Отец
иже который
еси “Ты есть”
на небесех “на набесах”
Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое “я готов исполнять Твою волю”
Да будет воля Твоя человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого защити от зла

Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?

Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”

Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.

— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме.

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.

Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.

“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит. Ишь выпялилась. ”

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “. Экая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы. ”

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:

— Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)

Ребята, что значит молиться и какие молитвы будут услышаны Богом?

1. Молиться могут только взрослые.(НЕТ)

2. “Слава Богу!” — это молитва славословие (ДА)

3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)

4. Молиться можно только в храме (Нет)

5. В молитве просят только за себя (Нет)

А сейчас я хочу вручить вам памятки о сегодняшнем уроке.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

6. Рефлексия. Прочитайте ситуации про себя (это будет ваш секрет – только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!

Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.

Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

7. Домашнее задание.

  • Продолжить составлять словарик по теме 4.
  • При помощи родителей, если вы крещеные, узнать имя какого святого вы носите, чем он прославился.
  • Остальным подготовить сообщение о святых Земли Русской.
  • Выучить стих-ие “Молитва” М.Ю. Лермонтова (по желанию)

8. Заключение: Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? за светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.

А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго.

Урок № 4. составила учитель ОРКСЭ
Савина Ольга Владимировна

Тема: Православная молитва.

Цели:
Анализировать и объяснять понятия: «что такое православие», » молитва и ее виды,» «святые», » Отче наш».
Формировать отношение к происходящему в мире на основе православных общечеловеческих правил поведения.
Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор и правильный вывод, приходить к общему мнению.
Предметные умения:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.
Определять главные мысли текстов учебника и формулировать свои выводы.
Обсуждать разные точки зрения.
Решать модели жизненных задач.
Приводить примеры нравственного выбора из художественных произведений с опорой на свой читательский опыт.

Оборудование: ПК, проектор. презентация к уроку, цветы для » Букета настроения», альбомный лист для работы в четверке, учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс.

I. Проверка домашнего задания.

Приветствие учителя, который на страивает учащихся на работу и поиск для познания нового материала.

Заслушиваются несколько рассказов по теме «Как вера в Бога может влиять на поступки людей » остальные – представляются на выставке и оцениваются индивидуально.

Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты УУД:
1.Оценивать предоставленные материал как возможность посмотреть на самого себя.
2. Чувствовать ответственность за свой выбор.
3.Уметь применять полученные знания в своей жизни.
4. Учиться бережно относится к другому человеку.

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Учитель читает стихотворение М. Ю Лермонтова » Молитва»:
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
– Как бы вы сформулировали тему урока?
Предположения детей.

– Посмотрим, как сформулировали тему урока авторы учебника. (Тема урока: » Православная молитва» .)
– Как вы думаете почему наш урок называется «Православная молитва»?
Дети отвечают на вопрос, объясняя тем, что мы изучаем православную культуру.
— Давайте с вами подумаем, а что такое православие?
Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос , но он вызвал затруднение.
— Что необходимо сделать , чтобы получить правильный ответ?
Поступают разные предложения, о том какие предпринять шаги, чтобы выйти из трудной ситуации. Учащимся дается время на их реализацию. Через 2 -3 минуты они записывают правильный ответ -Православие — это традиционная, культурообразующая религия русского народа, которая умеет правильно славить Бога. ( славить т.е. -молиться)
– Тогда скажите, что такое молитва?
Учащиеся размышляют, выдвигают разные версии и после небольшого обсуждения приходят к единому мнению; » Молитва — это разговор с Богом» ( это определение записывается в тетрадь)
Перед ними ставится проблема » Нужна ли современному человеку молитва?»
Проблема записывается на доске.

— Но , чтобы решить нашу проблему мы должны определить какие бывают молитвы? В этом нам поможет учебник откройте его на стр. 12.
–Чтение текста на с. 12 -13.
– Прочитайте вслух текст на с. 12 — 13.
Учащиеся по очереди читают текст учебника. После этого перед ними ставится задача придумать схему, которая бы отражала сущность молитвы.
.

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека и работая в четверках пытаются представить каждая группа свою схему на альбомном листе приготовленным к уроку. После обсуждения на доске учащиеся при помощи учителя вычерчивают следующую схему:

-Молодцы потрудились хорошо, схему которая у нас получилась перечертите в тетрадь.
Дети выполняют работу в тетради.
— Идем дальше. Исходя из нашей работы мы видим, что молитв достаточно много. Как вы думаете кто написал молитвы?
Учащиеся рассуждая на эту тему приходят к выводу, что обычный простой человек не мог написать молитву, т.к. высокие слова трогательных сердечных молитв это слова высоких духом людей, очистившихся от всякого зла и эти люди являются — святыми.
— Все поняли, молодцы, но не только святые умели составлять молитвы. Ведь первую молитву людям , а точнее своим ученикам апостолам, дал Иисус Христос и называется она » Молитвой Господней» или как ее называют в народе » Отче наш». С ней мы сейчас с вами тоже познакомимся. Найдите на стр.14 учебника раздел, который так и называется » Отче наш.»
Дети находят раздел учебника и начинают по очереди читать и учитель объясняет им не понятные для них слова и выражения, и значение каждого стиха. При такой совместной работе учащиеся знакомятся с самой известной молитвой, осознавая ее смысл.

IV. Выражение решения проблемы.

-Теперь мы с вами знаем все то, что бы помогла решить проблему нашего урока . Давайте вспомним её.
Дети называют поставленную перед ними проблему: » Нужна ли современному человеку молитва?»
Итак, как вы думаете нужна человеку молитва?
Учащиеся высказываются по данной проблеме, спорят, доказывают каждый свое мнение и все же все приходят к одному мнению:
» Современному человеку не просто нужна молитва, она необходима, потому что в современном мире много зла и только православная молитва поможет человеку защититься от всякого зла, поможет сохранить себя и свою душу, доброту, любовь, уважение к другим людям.»

V. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает детям в парах выполнить следующие продуктивные задания.

Задание 1.
– Обсудите и договоритесь, как вы понимаете смысл следующих высказываний и пословиц о молитве:
» С молитвой в устах, с работой в руках»
» Молись, а злых дел берегись!»
» Молитва места не ищет.»
» Не хлебом живы, молитвою.»
» Материнская молитва со дня моря достает.»

Пословицы взяты из книги В.И. Даля » Пословицы русского народа.»

Задание 2.
– Объясните какие чувства вызывает у вас это стихотворение:
Молись, дитя: сомненья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя; тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
(И. С. Никитин)

VI. Итог урока. Рефлексия.
— Какую задачу ставили?
— Удалось ли решить поставленную задачу?
– Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
Молодцы, и в конце урока давайте составим » Букет настроения» и вашими цветами подтвердим все ваши положительные ответы на те вопросы которые нам сегодня пришлось решать.
Дети подходят к доске и к вазе прикрепляют цветы.
-Спасибо за урок. С вами приятно было работать. До свиданье.

Урок4. » Православная молитва» вопросы и задания на стр.15.
Найти рассказы о силе молитвы.

Общественная или церковная: 1. Богослужение. 2. ЦерковныеТаинства 3.Молебен. 4. Панихида

Домашняя молитва 1. Утренняя. 2. Вечерняя. 3. На всякое доброе дело.

Классификация молитв: 1. Хвалебные. 2. Благодарственные. 3. Покаянные 4. Просительные.

  • WebUrokCom_0ceda96fba7def
    Размер файла: 70 kB Загрузок: 0

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

Какое действие Бога называется благодатью? Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья?
Ты носишь имя какого-то своего святого. Что ты знаешь о его жизни? Как на него снизошла Божья благодать, как она проявилась?

Y. Работа с дополнительной информацией (врезкой)
YI. Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.
Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.
Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.
Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.

Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;
не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.
Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.
Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает
Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения
Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.
Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники, что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.
Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.

Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно.
Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви.
Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.

Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.
За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.
Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

Основы Православной культуры
Разработка урока
Учитель: Бикмулина Светлана Валентиновна

Тема урока: Православная молитва
Цель урока:
*помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговор человека с Богом;
*как форма возможного общения человека с Богом.

Задачи:
Обучающая: узнать, что такое православие; кто такие святые; познакомить учащихся с главной христианской молитвой «Отче наш»;понять смысл входящих в нее слов и выражений.
Развивающая: понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию; развивать умение вести диалог, делать самостоятельные выводы.
Воспитывающая: воспитывать доброту, терпение, умение благодарить; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Форма урока:
рассказ, компьютерная презентация: «Православная молитва», беседа; запись молитвы «Отче наш», гр. Гвадалахара «Молитва».
Продолжительность урока — 40 мин.

Этапы урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка цели и задач урока.
3.Актуализация знаний.
4.Усвоение новых знаний.
5.Подведение итога.
6.Рефлексия.

Предлагаемая разработка представляет собой поурочный план по модулю «Основы православной культуры» (учебное пособие: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.).
У обучающихся данного класса ведётся учебный курс «Истоки», поэтому в урок не включено знакомство с понятиями «святые», «праведная жизнь», «Священное Предание». Дети уже знакомы с ними.

Тема урока: Православная молитва

Цели урока: формирование у обучающихся первичных представлений о православной молитве и ее роли в жизни православных верующих
Задачи:
Образовательные:
познакомить обучающихся с понятием «молитва» и видами молитвы,
объяснить особенности православной молитвы» Отче наш»,
способствовать развитию у обучающихся представлений о роли молитвы в жизни православного человека.
Ожидаемые результаты
Формирование представления о молитве в православной культуре.
Понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры (в контексте урока – понимание роли молитвы в жизни православного верующего).

Оборудование: Карточки, интерактивная доска, проектор.

— Наш урок я начну такими словами:
Какой огромный этот мир,
Как велика ты матушка – Земля!
А в этом мире разве мы одни?
Прислушайтесь
Рядом с человеком есть мир:
Разумный и духовный, его не видим мы.
Но чувства, мысли, убеждения,
Влияют на поступки и наше поведение.
— На прошлом уроке мы говорили о вере православных людей в Бога.
Как вера в Бога может влиять на поступки и мысли человека?
Итог: Верующий человек чувствует Бога, и все свои поступки сверяет с его заветами. Православный человек во всем возлагает надежду на Бога. Надежда на то, что Бог вразумит, защитит и спасет, рождается во время прямого обращения к Господу.
-Сегодня мы поведём разговор о молитве.
Запишем тему: «Православная молитва»
Музыка
слайд 1

Я расскажу вам историю, к которой мы будем на уроке возвращаться.
Однажды к священнослужителю подошла женщина и спросила: «Есть ли у вас молитва от порчи, сглаза, бессонницы. » Затем она назвала длинный список нужд и проблем. Женщина считала, что по поводу каждой проблемы есть особая, кем-то составленная молитва. Священнослужитель в ответ поинтересовался: «А вы знаете, что такое молитва? Если вы считаете, что молитва это всего лишь обычай или обязанность, которую вам нужно ежедневно выполнять, то дела ваши плохи!»
«Так что же такое молитва?» недоумённо спросила женщина.
_Почему так сказал священник?
Слайд 4

— На уроке мы узнаем:
К кому обращаются верующие в молитвах?
Какие бывают молитвы?
Где могут молиться люди?
Какая молитва считается правильной.
Это план работы, он у вас есть на карточке и в конце урока вы поставите значки по каждому этапу. (приложение 1)
Д.з. — на карточке (приложение 2)

3.1. Работа в парах.
Карточки!

— Что означает слово Православие?
Ответ детей: умение правильно славить Бога, то есть молиться.
— Слово «славить» происходит от «словить» — «говорить слово»
— Подберите синонимы к слову «говорить».
После того, как дети перечислят синонимы, отражаем некоторые из них на слайде.
— Выберите слова, которые больше всего подходят для обращения к Богу
Проверка: (порядок выбора – просить, славить, благодарить, молить)
— Наши предки из всех слов, для обращения к Богу, выбрали слово «молить» т.к. оно включает в себя и просить, и славить, и благодарить.

Люди называют Бога своим Господом (Господином), поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой – молитвой.
-Сформулируйте определение: что такое молитва?
Итог: Молитва – это обращение человека к Богу.
С молитвой православный человек может обратиться и к Божией Матери, и к святым, и к ангелу.
Слайд 8.

Итак, мы разобрались, что молить – это значит просить, благодарить и славить.
Поэтому и молитвы у православных людей есть разные, их названия образовались от этих глаголов познакомимся с ними.
Молитва — просьба, молитва- благодарение и молитва — славословие.
Дополн. А если человек просит прощения за что-либо и обещает исправиться, раскаивается в этом и просит Бога о милости и прощении, то какая это будет молитва?
Ответы детей: молитва – раскаяние
С какими видами молитв познакомились? Запишите в тетрадь.
-Вернёмся к истории, которую я вам рассказала. С какой просьбой обратилась женщина?
В чём она заблуждалась?
Т. е. она не знала о том, православный человек произносит слова молитвы, веруя в её силу: «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы».
А значит не понимала какой силой может обладать молитва.
Посмотрим видеосюжет :«Сила молитвы».
Вывод: Человек, далекий от религии скажет, что спасение отца – это счастливое совпадение. А если рассудить с т. з. православных – что помогло спастись отцу мальчика?
Ответы детей: Вера в Бога и молитва.
— С какой молитвой Андрейка обращался к Богу?
Ответы детей: молитва – просьба.
Итог: Искренне взывать к Богу в молитве – значит быть услышанным на небе, как это делал Андрейка и его отец, обратившись в минуту опасности с молитвой: «Господи, спаси»!
Слайд 9

Просмотр видеосюжета.
(5 мин)

Организация чтения с комментариями.
— Случай о силе молитвы описан в сказке Андерсена «Снежная Королева» По пути в Чертог Снежной королевы, Герда, в минуты опасности, читала молитву. И тогда из тумана выделялись ангелочки, превращаясь в огромных ангелов. Они расчистили ей путь и согрели.
Кто такие ангелы?

Откройте с.14.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое. да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Итак, первое, в молитве – оказание почтения, благодарения и уважения Богу Отцу,
Затем просьба Его воли для своей жизни, чтобы Он направлял по правильному пути.
После этого в молитве говорится Господу о своих нуждах, просится восполнить их и помочь решить проблемы.
Затем просьба прощения у Бога, раскаяние перед Ним в своих грехах, и просьба о защите.
— С какими видами молитв познакомились? Все прослеживаются в молитве «Отче наш».
Почему эту молитву называют ещё Господней?
Ответы детей: Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос.
Итог: «Отче наш» — самая главная молитва из всех:
1.Ее дал миру Сам Бог. Значит, и нужно молиться.
2.Эта молитва самая распространенная среди христиан.
3.Самое важное – в этой молитве Господь указал человечеству на содержание всех молитв – как и о чем нужно молиться.
Теперь главная молитва христиан стала вам понятной. Вы сможете объяснить её смысл своим близким. Таблица вам в этом поможет.
Слайд12

У детей распечатка (приложение 2)

Выбери верный вариант (варианты):

Сравните свои ответы:
Ответы: 1.1 – В; 1.2 – А, Б, Г, Д, Ж, З; 1.3 – Г; 1.4 – В ; 1.5 – Б
— Кто выполнил без ошибок?
Слайд 29

Рефлексия
Посмотрите в план урока.
Вспомните всё, о чём мы на уроке говорили и поставьте напротив каждого пункта разноцветные значки.
Я рада, что тема «Молитва» отклик в ваших сердцах.
Итог: — Я надеюсь, что за эти минуты вы стали чуточку мудрее, а может чуточку добрее.
Пусть у вас всё получается,
А душа добром и любовью наполняется.
Пусть разум будет и будет терпение,
И пусть будет благословение.
Слайд 31

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1.Радзиевская С. «Православный храм» РООССА
2.Ушакова Е.Ю. Методические материалы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
3.Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. – М., АПКиППРО, 2010.

4 урок опк православная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here