Афанасий и кирилл Александрийские молитва

Самое детальное описание: афанасий и кирилл александрийские молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Святитель Кирилл Александрийский — один из наиболее значительных богословов своего времени, обличитель несторианства, создатель христологической доктрины, автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в сектанты и иноверие.

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенный светильниче, архиереов богодухновенное удобрение, Кирилле премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Бездну нам учений богословия источил еси яве от источник Спасовых, ереси погружающую, блаженне Кирилле, и стадо невредимо от треволнений спасающую, странам бо всем наставник, преподобне, яко Божественная являя.

Делы возсияше православия, все погасивше злословие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующаго нам велию милость.

Священноначальницы величайшии благочестия и доблии поборницы Церкве Христовы, вся соблюдите, поющия: спаси, Щедре, верою чтущия Тя.

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем вас, святителие велиции Афанасие и Кирилле, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

  • Молитва святителю Кириллу Александрийскому. Святитель Кирилл Александрийский — один из наиболее значительных богословов своего времени, обличитель несторианства, создатель христологической доктрины, автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в сектанты и иноверие.
  • «Беседа, произнесенная в Ефесе» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Защитительная речь к императору Феодосию» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их» — святитель Кирилл Александрийский
  • «На Святой Символ» — святитель Кирилл Александрийский
  • «О воплощении Бога Слова» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Послание в Келестину, епископу Римскому» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Послание к Несторию» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Послание к Несторию об отлучении» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]» — святитель Кирилл Александрийский
  • «Правила» — святитель Кирилл Александрийский

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

Святитель Афанасий Великий, епископ Александрийский – богослов, апологет, толкователь, один из великих отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным христианским епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как «Athanasius contra mundum» (Афанасий против всего мира).

Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Делы возсияше православия, все погасивше злословие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующаго нам велию милость.

Священноначальницы величайшии благочестия и доблии поборницы Церкве Христовы, вся соблюдите, поющия: спаси, Щедре, верою чтущия Тя.

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнанних и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно, сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков-ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовы. Воистину ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкве Христовой. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, идеже ты со всеми святыми пребываеши. Аминь.

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем вас, святителие велиции Афанасие и Кирилле, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

  • «Житие Антония Великого» — святитель Афанасий Великий
  • «Наставления деве» — святитель Афанасий Великий
  • «О воплощении» — святитель Афанасий Великий
  • «Окружное послание против ариан» — святитель Афанасий Великий
  • «Письмо к Драконтию» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к Аммуну монаху» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к Руфиниану» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху» — святитель Афанасий Великий
  • «Предуведомление о псалмах» — святитель Афанасий Великий
  • «Пятое Праздничное послание» — святитель Афанасий Великий
  • «Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания» — святитель Афанасий Великий
  • «Толкование на слова: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27)» — святитель Афанасий Великий
  • «Слово на язычников» — святитель Афанасий Великий
  • «Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание на ариан. Слово первое» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание на ариан. Слово второе» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание на ариан. Слово третье» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание на ариан. Слово четвертое» — святитель Афанасий Великий
  • «Защитительное слово против ариан» — святитель Афанасий Великий
  • «Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием» — святитель Афанасий Великий
  • «Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом» — святитель Афанасий Великий
  • «История ариан» — святитель Афанасий Великий
  • «Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего» — святитель Афанасий Великий
  • «Толкование на псалмы» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов» — святитель Афанасий Великий
  • «Из Бесед на Евангелие от Матфея» — святитель Афанасий Великий
  • «О девстве, или о подвижничестве» — святитель Афанасий Великий
  • «Праздничные (Пасхальные) послания» — святитель Афанасий Великий
  • «Из толкования на Евангелие от Луки» — святитель Афанасий Великий
  • «Свиток к антиохийцам» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к императору Иовиану» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к Епископам африканским» — святитель Афанасий Великий
  • «Окружное послание» — святитель Афанасий Великий
  • «Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к Максиму философу» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание о постановлениях Никейского Собора» — святитель Афанасий Великий
  • «О Дионисии, епископе Александрийском» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к инокам» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к подвизающимся в иноческой жизни» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к Авве Орсисию» — святитель Афанасий Великий
  • «Послание к пресвитеру Палладию» — святитель Афанасий Великий
  • «Против Аполлинария. Книга первая» — святитель Афанасий Великий
  • «Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом» — святитель Афанасий Великий
  • «Изложение веры» — святитель Афанасий Великий
  • «Слово Пространнейшее о вере» — святитель Афанасий Великий
  • «Символ веры Афанасия Александрийского» — святитель Афанасий Великий
  • «Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго» — святитель Афанасий Великий
  • «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской» — святитель Афанасий Великий

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

31 января (18 января по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование памяти святителей Афанасия (ок. 295-373 гг.) и Кирилла (между 370-380 гг.-444 г.) Александрийских. Это празднование было установлено в Константинополе.

Святители Афанасий и Кирилл известны прежде всего борьбой против искажений православного вероучения. В песнопениях, посвященных святителям, мы можем слышать такие слова: «Гонения претерпел еси и беды подъял еси, Богоглаголиве преподобне Афанасие, дондеже лесть прогнал еси Ариеву безбожную и стадо твое от нечестия спасл еси, Единосущнаго Отцу догматствуя Сына же и Духа православно, священнодейственне всеблаженне» и «От Христовы Церкве мысленныя волки, Кирилле, отгнал еси жезлом учений твоих, и сию окрест оградил еси словес утверждении и представил еси Христу, недвижиму и непоколебиму. Егоже моли от тли и бед избавити верою совершающия всечестную память твою».

Главной ересью (ересь — ошибочное учение, искажающее основы православной веры) IV века было арианство. Александрийский пресвитер Арий, имевший большой авторитет среди христианского населения города, благодаря аскетическому образу жизни и проповедническому таланту, высказал мнение, Сын Божий — является творением Отца. Арий утверждал, что «было время, когда Сына не было». С одной стороны, Арий говорит о том, что Сын был рожден «прежде времени», но с другой — Сына не было до Его рождения. Эта мысль становится вполне понятной в контексте понимания Арием учения о творении Богом мира. С точки зрения александрийского пресвитера Бог вначале рождает Сына, «именует Его Словом», и уже затем, при посредстве Сына-Логоса (или через Него) творит мир. Сын Божий выступает посредником при творении мира Богом. Арий объясняет это тем, что мир не смог бы «принять на себя ничем не умерямой Отчей руки и Отчей зиждительной силы». Так между вечным и единым нетварным и нерожденным Богом Отцом и сотворенным миром становится сотворенный Богом прежде мира Сын.

Также Арий отождествлял понятия «рождение» и «творение». Даже когда речь шла о рождении Сына Отцом, Арий и его сторонники понимали это как указание на творение Сына. Ариане считали, что если бы Бог действительно родил Сына, то значит произошло бы разделение в Боге, ведь Бог должен в таком случае отдать часть Своей сущности Сыну. В таком случае необходимо было признать или возможность разделения в Боге (а значит изменения сущности Бога) или признать наличие двух равных Богов — Отца и Сына (что было с точки зрения ариан явным многобожием недопустимым в христианстве).

Идеи Ария произвели столь большой резонанс в Церкви, что для их рассмотрения император Константин I Великий в 325 г. созвал собрание епископов всей Церкви, впоследствии известном как I Вселенский собор в Никее (Никея — город, где проходили заседания собора). На этом соборе присутствовал и святой Афанасий, тогда еще диакон и помощник святителя Александра Александрийского, приемником которого на епископской кафедре он стал впоследствии. С тех пор святой Афанасий стал самым ярким и непримиримым борцом с арианством. Чтобы заставить святителя замолчать его противники использовали даже самые нечестные способы и обвинения. Но именно вера Афанасия стала верой всей Церкви.

В чем состояла опасность арианства и почему святитель Афанасий и многие другие отцы Церкви выступили с осуждением этой ереси? Во-первых, ариане отвергали веру в единство Святой Троицы. Богом в собственном смысле являлся только Бог-Отец, Сыну и Духу отводилось место, хотя и высших, но все же творений. Во-вторых, учение о Сыне Божием, как о тварном существе, влекло идею о Его изменяемости (неизменяем только вечный Бог) и возможности выбора зла (если Сын — одно из творений, значит Он также может быть повержен злу, как и все творение). Но Бог по предведению узнал, что Сын сохранит Свою волю благой и безгрешной, поэтому через Сына и был сотворен мир и совершено спасение.

Все это было серьезнейшим искажением христианской веры. С другой стороны заблуждения Ария стали причиной выработки более точной богословской терминологии и подробного объяснения важнейших аспектов вероучения.

Святитель Кирилл Александрийский жил позже святителя Афанасия, но занимал туже самую епископскую кафедру. В то время в Церкви возникла новая ересь, названная впоследствии несторианством (по имени ее главного выразителя — Нестория, архиепископа Константинопольского). Столичный архиепископ Несторий высказал мнение, что нельзя именовать Деву Марию Богородицей, потому что она родила не Бога, а простого человека. То есть, от Девы родился простой человек Иисус, в котором пребывал Сын Божий и именно поэтому Иисус сохранил полное послушание Отцу. Для Нестория и неприемлемы такие выражения как: Бог родился от Девы, Бог страдал на кресте и умер… Если Бог рождается, страдает и умирает – значит Бог подвержен изменениям, что противоречит вере в вечного и неизменного Бога. Поэтому единство Христа было лишь видимым. Произнося слово «Христос» следует подразумевать отдельно Бога-Слово и отдельно человека Иисуса.

Оппоненты Нестория и прежде всего святитель Кирилл Александрийский увидели в этом учении искажение веры в Воплощение Сына Божия. Если говорить совсем просто, то Бог-Слово соединился с человеком в духовном смысле, по благодати, также как Бог соединяется и пребывает в святых. Противники несторианства указывали, что новое учение ставит под удар веру Церкви в истинное Боговоплощение: как Бог мог спасти человека, если Сам не стал истинным человеком?

Святитель Кирилл использовал формулировку Аполлинария, но вкладывал в нее другой смысл. Полемизируя с Несторием, святитель Кирилл предпочитает говорить об «одной (единой) природе Христа». Но объясняя данный термин, святитель пишет, что человечество Христа, составляющее вместе с божеством эту «единую природу», включает в себя не только плоть, но и душу: «Тело, соединившееся со Словом, было одушевлено умной душой». В другом месте святитель пишет: «Когда же боговдохновенное Писание говорит, что Он (Сын Божий) пострадал плотью, то и мы должны говорить точно так же, то есть – человеческой природой». Таким образом, святитель Кирилл говоря об «одной природе» Христа, подразумевает единство Бога и человека во Христе, при чем Бог-Слово становится человеком не только принимая человеческую плоть, но и разум, и душу. И именно через это теснейшее единство совершается спасения. Поэтому мы можем говорить, что Бог родился как человек и принял смерть на кресте. Бог остается неизменным, но человеческое естество становится естеством Бога-Слова, потому все, что совершает Христос, как человек, Он совершает и как Бог.

Можно вспомнить ответ апостола Петра на вопрос Христа ученикам: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 15-16). К кому обращается апостол Петр – к человеку Иисусу, в котором пребывает Бог или к единому воплощенному Сыну Божию Господу Иисусу? Святитель Кирилл преследовал туже цель, что и святитель Афанасий Александрийский в полемике с арианами: показать, что спасение человека осуществляется Сыном Божиим, который есть истинный Бог, единосущный Отцу, в воплощении ставший истинным человеком.

Совершая празднование памяти святителей Афанасия и Кирилла Церковь призывает каждого верующего хранить православную веру, очищенную от заблуждений и ересей. Ведь именно защитой подлинного православного вероучения и занимались два великих Александрийских святителя. Это еще одно напоминанием всем о необходимости чтения святоотеческих творений, которые помогут нам отделять истину от заблуждения. Ведь наша вера, должна быть верой отцов Церкви.

+7 (8452) 23-04-38,
23-77-23, [email protected]

Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)

Главный редактор портала «Православие и современность» — Н.А. Горенок.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

©2004—2019 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены

Б о́же оте́ц на́ших, / творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости, / не оста́ви ми́лость Твою́ от нас, / но моли́твами их // в ми́ре упра́ви живо́т на́ш.

Д е́лы возсия́вше правосла́вия, / все погаси́вше злосла́вие, / победи́телие, победоно́сцы бы́сте, / благоче́стием вся обогати́вше, / Це́рковь вельми́ украси́вше, / досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га, // да́рующаго нам ве́лию ми́лость.

С вященнонача́льницы велича́йшии благоче́стия, / и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы, / вся соблюди́те пою́щия: / спаси́, Ще́дре, // ве́рою чту́щия Тя.

П равосла́вия насади́в уче́ния, / злосла́вия те́рние изсе́кл еси́, умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне, // те́мже тя пое́м, Афана́сие.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 31 января, Православная Церковь совершает память святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился примерно в 297 году в Александрии, в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что устраивал со своими сверстниками игру в священников, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем, в случае их согласия, совершал на берегу моря обряд крещения.

Когда святому Афанасию исполнился двадцать один год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником – первосвятителем Александрийской Церкви. В 326 году он был рукоположен во епископа Александрийского.

Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки.

Несмотря на многолетние (в общей сложности более двадцати лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.

Первосвятитель управлял Александрийской Церковью вплоть до своей блаженной кончины в 373 году.

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, был родом из знатной семьи, в которой почиталось христианство. Впоследствии Кирилл стал одним из выдающихся борцов за православие и великих учителей Церкви. Помимо изучения Священного Писания, он изучал многие светские науки, в числе которых была и философия.

Святой Кирилл был единодушно избран на патриарший престол Александрийской Церкви после смерти патриарха Феофила. Святитель Кирилл сразу же возглавил борьбу с яростными еретиками, распространившимися в Александрии. Но видя, что уговоры и увещевания не приносят результата, приложил все усилия, чтобы еретики были изгнаны из Александрии.

Свой жизненный путь святитель Кирилл закончил в 444 году, в общей сложности он управлял Александрийской Церковью в течение тридцати двух лет. Перу архиепископа Кирилла принадлежит немало творений, основными из которых являются толкования Евангелия от Луки, Евангелия от Иоанна, Послания апостола Павла.

Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской Церкви.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Совершая празднование памяти святителей Афанасия и Кирилла, Церковь призывает каждого верующего хранить православную веру, очищенную от заблуждений и ересей. Ведь именно защитой подлинного православного вероучения и занимались два великих Александрийских святителя. Это еще одно напоминание всем о необходимости чтения святоотеческих творений, которые помогут нам отделять истину от заблуждения. Ведь наша вера должна быть верой отцов Церкви.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (около 1337), родителей прп. Сергия Радонежского;

прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550);

прав. Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII);

сщмч. Михаила Каргополова пресвитера (1919); сщмч. Евгения Исадского пресвитера (1930); сщмчч. Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова пресвитеров (1938).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Свя­той Афа­на­сий ро­дил­ся в Алек­сан­дрии; мать его, по­доб­но Анне, ко­то­рая при­ве­ла сы­на сво­е­го Са­му­и­ла в храм Гос­по­день (1 Цар. 1:28), так же при­ве­ла его к св. Алек­сан­дру, пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му, и от­да­ла в храм на слу­же­ние Бо­гу. И он стал при хра­ме про­во­дить свою жизнь, рев­ност­но ис­пол­няя за­по­ве­ди Бо­жии.

В 319 г. пат­ри­арх ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уже в это вре­мя свя­ти­тель Афа­на­сий стал пи­сать со­чи­не­ния. Бу­ду­щий свя­ти­тель ви­дел, что нет у но­во­при­шед­ших в Цер­ковь Хри­сто­ву рев­но­сти, нет у них ис­тин­но­го бла­го­че­стия, мно­гие из них ис­ка­ли сла­вы для се­бя, пу­сто­сло­ви­ли, празд­но­сло­ви­ли и все язы­че­ские обы­чаи, ко­то­рые бы­ли рань­ше у них, пе­ре­но­си­ли в хри­сти­ан­скую жизнь. Объ­явил­ся некий Арий, ко­то­рый ху­лил Хри­ста, уни­чи­жал Ма­терь Бо­жию и воз­му­щал на­род, уча на­род до­би­вать­ся че­сти, сла­вы, про­ни­кать и в Цер­ковь, до­сти­гать свя­щен­ства и да­же ар­хи­ерей­ства. И мно­гие его слу­ша­ли и ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми этой ере­си – ари­а­на­ми. И эта ересь так рас­про­стра­ни­лась, что чуть не за­хлест­ну­ла всю Цер­ковь – ве­ли­кая бы­ла брань. В 325 г. свя­ти­тель Афа­на­сий был на Ни­кей­ском Со­бо­ре, где вы­сту­пал про­тив Ария.

В 326 г. по смер­ти Пат­ри­ар­ха Алек­сандра свя­ти­тель Афа­на­сий был из­бран на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру. Епи­ско­пом Афа­на­сий объ­ез­жал церк­ви, мно­го вы­сту­пал, бо­рол­ся про­тив ари­ан, пи­сал, об­ли­чал их, и вос­ста­ли про­тив него все неистин­ные хри­сти­ане и ста­ли на него кле­ве­тать. В то вре­мя цар­ство­вал Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337 гг.), он счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем Церк­ви Хри­сто­вой. Он хо­ро­шо по­ни­мал во­ен­ную стра­те­гию, ди­пло­ма­тию, го­судар­ствен­ные де­ла, но дел цер­ков­ных и про­по­ве­ди Еван­ге­лия не знал, по­это­му ко­ле­бал­ся меж­ду ари­ан­ством и пра­во­сла­ви­ем.

Поль­зу­ясь доб­ро­той и про­сто­той им­пе­ра­то­ра, ере­ти­ки окру­жи­ли весь его двор, про­ник­ли во все долж­но­сти и ста­ли на­шеп­ты­вать ере­си и неправ­ды и вво­дить рас­ко­лы. Они об­ви­ня­ли ар­хи­епи­ско­па Афа­на­сия, что он пло­хой че­ло­век, что он не слу­ша­ет­ся ца­ря, взи­ма­ет на­ло­ги от­дель­но от цар­ской каз­ны и со­вер­ша­ет нехо­ро­шие де­ла, что он и ча­ро­дей, и пре­ступ­ник, и блуд­ник. Им­пе­ра­тор ви­дел ве­ли­кую рас­прю, враж­ду, ста­рал­ся во­дво­рить мир, но бы­ва­ли та­кие вре­ме­на, что мог­ла от­крыть­ся вой­на, то­гда он пред­ла­гал свя­ти­те­лю Афа­на­сию на вре­мя уда­лить­ся ку­да-ни­будь. И боль­шую часть сво­е­го дол­го­го прав­ле­ния свя­ти­тель про­вел в из­гна­нии, и то­гда неред­ко он поль­зо­вал­ся под­держ­кой мо­на­хов, был в друж­бе с обо­и­ми от­ца­ми мо­на­ше­ства – свя­ты­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Па­хо­ми­ем.

В осо­бен­но­сти ста­ра­лись ере­ти­ки и злые лю­ди об­ви­нить свя­то­го Афа­на­сия в том, что он не слу­ша­ет по­ве­ле­ний им­пе­ра­то­ра, не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на его пред­пи­са­ния, не при­ни­мая Ария в цер­ков­ное об­ще­ние, что он кол­дун и ча­ро­дей, са­ми бу­дучи яв­ны­ми ча­ро­де­я­ми, и что по­сред­ством ка­кой-то мерт­вой ру­ки, яко­бы при­над­ле­жав­шей кли­ри­ку Ар­се­нию, тво­рит ча­ро­ва­ния. Им­пе­ра­тор по­ве­лел про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние. Ар­се­ний был кли­ри­ком, чте­цом, со­вер­шив ка­кой-то про­сту­пок, он дол­го скры­вал­ся, а ко­гда мол­ва об этом ста­ла рас­про­стра­нять­ся вез­де, то у него про­яви­лось чув­ство прав­ды, спра­вед­ли­во­сти, по­то­му что неви­но­вен был свя­ти­тель Хри­стов Афа­на­сий, да и сам Ар­се­ний со­вер­шен­но не по­стра­дал, не ему от­ру­би­ли ру­ку, дру­го­го че­ло­ве­ка где-то на­шли судьи-зло­деи, хо­тя мно­гие из них бы­ли епи­ско­пы. Со­бо­лез­нуя о сво­ем от­це и бла­го­де­те­ле и скор­бя серд­цем о том, что ис­ти­на без­за­кон­но по­беж­да­ет­ся ло­жью, он тай­но при­шел к са­мо­му Афа­на­сию, при­па­дая к его чест­ным но­гам Бла­жен­ный Афа­на­сий, ра­ду­ясь при­бы­тию Ар­се­ния, по­ве­лел ему до су­да ни­ко­му не по­ка­зы­вать­ся.

Ко­гда умер Кон­стан­тин Ве­ли­кий и пре­сто­лом за­вла­дел его вто­рой сын Кон­стан­ций, то весь двор им­пе­ра­тор­ский пе­ре­шел на сто­ро­ну ари­ан. Они ста­ли гнать хри­сти­ан пра­во­слав­ных, епи­ско­пов ссы­лать, ста­вить на пре­сто­лы нече­сти­вых лю­дей, ко­вар­ных, блуд­ни­ков, ере­ти­ков, ко­то­рые Иису­са Хри­ста не при­зна­ва­ли за Бо­га. И при­шлось свя­ти­те­лю Афа­на­сию бе­жать в Рим, где три го­да на­хо­дил­ся.

По­том Гос­подь рас­су­дил все су­дом Сво­им: на­ка­зал Ария и ере­ти­ков, и нече­сти­вый царь по­гиб. По­сле него два го­да цар­ство­вал Юли­ан От­ступ­ник, за ним всту­пил Иови­ни­ан бла­го­че­сти­вый, по­том Ва­лент, ко­то­рый, хо­тя и мно­го зла тво­рил Церк­ви, но, ис­пу­гав­шись мя­те­жа алек­сан­дрий­цев, поз­во­лил свя­ти­те­лю Афа­на­сию вер­нуть­ся и без­бо­яз­нен­но управ­лять Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью. И опи­сы­ва­ет­ся в жи­тии свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что по­след­нее вре­мя сво­ей жиз­ни он жил в ми­ре и спо­кой­ствии, по­чил о Гос­по­де 2 мая 373 г. в воз­расте 76 лет.

46 лет свя­ти­тель Афа­на­сий был епи­ско­пом го­ро­да Алек­сан­дрии и мно­го раз из­го­нял­ся с ка­фед­ры и воз­вра­щал­ся об­рат­но, по­то­му что ари­ане, на­зы­ва­ю­щие се­бя хри­сти­а­на­ми, ве­ру­ю­щими в Еван­ге­лие, ис­ка­ли, при­ду­мы­ва­ли ви­ну, чтобы осу­дить и пре­дать смер­ти свя­ти­те­ля. А Гос­подь, воз­ве­щая Еван­ге­лие, не про­по­ве­до­вал уби­вать вра­гов сво­их; эти же зло­деи при­твор­но при­ня­ли Кре­ще­ние, хри­сти­ан­ство и ве­ро­ва­ли без бла­го­че­стия.

Св. Ки­рилл про­ис­хо­дил из знат­ной и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мьи. Он изу­чил свет­ские на­у­ки, в том чис­ле и фило­со­фию, но боль­ше все­го стре­мил­ся при­об­ре­сти зна­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ис­тин хри­сти­ан­ской ве­ры. В юно­сти св. Ки­рилл всту­пил в скит свя­то­го Ма­ка­рия в Нит­рий­ских го­рах, где про­был шесть лет. Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412 гг.) по­свя­тил его в сан диа­ко­на, при­чис­лил к кли­ру и, ви­дя его ода­рен­ность, по­ру­чил про­из­но­сить про­по­ве­ди.

По смер­ти пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла св. Ки­рилл еди­но­душ­но был из­бран на пат­ри­ар­ший пре­стол Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уда­ляя из сре­ды сво­ей паст­вы вра­гов св. ве­ры – иуде­ев и языч­ни­ков, св. Ки­рилл за­бо­тил­ся и об утвер­жде­нии сво­их па­со­мых в ве­ре и бла­го­че­стии. Его пла­мен­ная рев­ность о чи­сто­те хри­сти­ан­ско­го уче­ния и непре­клон­ная твер­дость в за­щи­те ве­ры осо­бен­но об­на­ру­жи­лись в борь­бе с Несто­ри­ем, воз­му­тив­шим сво­ей ере­сью Цер­ковь. Свя­ти­тель Ки­рилл пи­сал уве­ще­ва­тель­ное по­сла­ние к Несто­рию и пись­ма им­пе­ра­то­ру Фе­о­до­сию Млад­ше­му, Па­пе Це­ле­сти­ну I и в раз­ные мо­на­сты­ри, опро­вер­гая мне­ния Несто­рия и из­ла­гая ис­тин­ное хри­сти­ан­ское уче­ние о во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. На III Все­лен­ском Со­бо­ре, со­зван­ном в 431 г. в го­ро­де Ефе­се, свя­ти­тель Ки­рилл был пред­се­да­те­лем. Скон­чал­ся свя­ти­тель в 444 г.

Свя­ти­те­лям Афа­на­сию и Ки­рил­лу, ар­хи­епи­ско­пам Алек­сан­дрий­ским, уста­нов­ле­но сов­мест­ное празд­но­ва­ние в знак глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти Свя­той Церк­ви за мно­го­лет­ние неустан­ные тру­ды в утвер­жде­нии дог­ма­тов Пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­ной за­щи­ты их от ере­ти­че­ских уче­ний.

Све­де­ния о свя­ти­те­ле Афа­на­сии по­ме­ще­ны 2 мая, о свя­ти­те­ле Ки­рил­ле – 9 июня.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Б оже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3

Святыни.
Икона свт. Димитрия Ростовского с частицей мощей.
Ковчежец с частицами мощей Ап. Стефана, вмч. Пантелеимона, мч. Александра Римского и прпмч. Евстратия Печерского.
Частица мощей Ап. Андрея Первозванного.
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение» (праздн. 21 января / 3 феваля), привезенная с Афона (в Ватопедском монастыре хранится сама чудотворная икона). Такая икона была фамильной святыней свт. Димитрия Ростовского.

Настоятель – прот. Феодор Шеремета.

Богослужение ежедневное, кроме понедельника утром.
Вечернее: понедельник – воскресенье: 17.00. Литургия: вторник – суббота: 8.00, воскресенье – 7.30 и 8.30. Акафист свт. Димитрию Ростовскому: четверг (по окончании вечернего богослужения). Акафист пред иконой Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение») – воскресенье, 17.00.

Баптистерий храма позволяет осуществить Крещение полным погружением – в соответствии с древней традицией Церкви.

Детская воскресная школа.
Занятия – после ранней Литургии.

Катехизационная школа для взрослых.
Начало занятий: суббота – 15.00, воскресенье – 13.00. Курсы подготовки регентов-уставщиков. Начало занятий: среда – 18.30, воскресенье – 15.00.

При храме издается газета «Кириллица» (с октября 1998 г.). С октября 1999 г. действует Сестричество свт. Димитрия Ростовского. Сестры оказывают помощь пациентам в отделениях больницы.

Подробнее о истории Кирилловского монастыря можно узнать из приложения №1 к газете «Кириллица».

Адрес: 04080 г. Киев, ул. Фрунзе, 103

Тел/факс 468-02-12, т. 468-35-50.
Проезд: от ст. м «Дорогожичи», «Петровка» – трол. 27к, 27, 33, авт. 103 до ост. «Кирилловская церковь»;
от ст. м «Лукьяновская» – трол. 6, 18 до ост. «Стадион “Спартак”»;
от ст. м «Контрактовая пл.» – трам. 11, 12, 19 до ост. «Стадион “Спартак”»

Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ

Св. Ки­рилл про­ис­хо­дил из знат­ной и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мьи. Он изу­чил свет­ские на­у­ки, в том чис­ле и фило­со­фию, но боль­ше все­го стре­мил­ся при­об­ре­сти зна­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ис­тин хри­сти­ан­ской ве­ры. В юно­сти св. Ки­рилл всту­пил в скит свя­то­го Ма­ка­рия в Нит­рий­ских го­рах, где про­был шесть лет. Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412 гг.) по­свя­тил его в сан диа­ко­на, при­чис­лил к кли­ру и, ви­дя его ода­рен­ность, по­ру­чил про­из­но­сить про­по­ве­ди.

По смер­ти пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла св. Ки­рилл еди­но­душ­но был из­бран на пат­ри­ар­ший пре­стол Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уда­ляя из сре­ды сво­ей паст­вы вра­гов св. ве­ры – иуде­ев и языч­ни­ков, св. Ки­рилл за­бо­тил­ся и об утвер­жде­нии сво­их па­со­мых в ве­ре и бла­го­че­стии. Его пла­мен­ная рев­ность о чи­сто­те хри­сти­ан­ско­го уче­ния и непре­клон­ная твер­дость в за­щи­те ве­ры осо­бен­но об­на­ру­жи­лись в борь­бе с Несто­ри­ем, воз­му­тив­шим сво­ей ере­сью Цер­ковь. Свя­ти­тель Ки­рилл пи­сал уве­ще­ва­тель­ное по­сла­ние к Несто­рию и пись­ма им­пе­ра­то­ру Фе­о­до­сию Млад­ше­му, па­пе Це­ле­сти­ну I и в раз­ные мо­на­сты­ри, опро­вер­гая мне­ния Несто­рия и из­ла­гая ис­тин­ное хри­сти­ан­ское уче­ние о во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. На III Все­лен­ском Со­бо­ре, со­зван­ном в 431 г. в го­ро­де Ефе­се, свя­ти­тель Ки­рилл был пред­се­да­те­лем. Скон­чал­ся свя­ти­тель в 444 г.

Свя­ти­тель Ки­рилл, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, вы­да­ю­щий­ся бо­рец за пра­во­сла­вие и ве­ли­кий учи­тель Церк­ви, про­ис­хо­дил из знат­ной и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мьи. Он изу­чил свет­ские на­у­ки, в том чис­ле и фило­со­фию, но боль­ше все­го стре­мил­ся при­об­ре­сти зна­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ис­тин хри­сти­ан­ской ве­ры. В юно­сти свя­той Ки­рилл по­сту­пил в скит свя­то­го Ма­ка­рия в Нит­рий­ских го­рах, где про­был шесть лет. Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412) по­свя­тил его в сан диа­ко­на, при­чис­лил к кли­ру и, ви­дя его ода­рен­ность, по­ру­чил про­из­но­сить про­по­ве­ди.

По смер­ти Пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла свя­той Ки­рилл еди­но­душ­но был из­бран на пат­ри­ар­ший пре­стол Алек­сан­дрий­ской Церк­ви и воз­гла­вил борь­бу с рас­про­стра­нив­шей­ся в Алек­сан­дрии ере­сью Но­ва­ци­а­на, ко­то­рый учил, что хри­сти­ане, от­пав­шие во вре­мя го­не­ний от Церк­ви, не мо­гут быть вновь при­ня­ты ею.

Свя­ти­тель Ки­рилл, ви­дя без­ре­зуль­тат­ность уве­ща­ния ере­ти­ков, до­бил­ся их из­гна­ния из Алек­сан­дрии. Бо­лее опас­ны­ми для Церк­ви яв­ля­лись иудеи, неод­но­крат­но про­из­во­див­шие воз­му­ще­ния, со­про­вож­дав­ши­е­ся звер­ски­ми убий­ства­ми хри­сти­ан. Свя­ти­те­лю при­шлось дол­го бо­роть­ся с этим. Чтобы по­кон­чить и с остат­ка­ми язы­че­ства, свя­ти­тель из­гнал бе­сов из древ­не­го язы­че­ско­го ка­пи­ща и устро­ил на том ме­сте храм. В него бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Ки­ра и Иоан­на. Еще бо­лее труд­ная борь­ба пред­сто­я­ла свя­ти­те­лю с воз­ник­шей несто­ри­ан­ской ере­сью.

Несто­рий, пре­сви­тер Ан­тио­хий­ской Церк­ви, в 428 го­ду был из­бран на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру и по­лу­чил воз­мож­ность ши­ро­ко рас­про­стра­нять свое ере­ти­че­ское уче­ние, на­прав­лен­ное про­тив дог­ма­та о нес­лит­ном со­еди­не­нии двух естеств в Ли­це Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Несто­рий на­зы­вал Ма­терь Бо­жию не Бо­го­ро­ди­цей, а Хри­сто­ро­ди­цей, под­ра­зу­ме­вая, что она ро­ди­ла не Бо­га, а че­ло­ве­ка Хри­ста. Свя­той Пат­ри­арх Ки­рилл неод­но­крат­но пи­сал Несто­рию и разъ­яс­нял его за­блуж­де­ния, но тот про­дол­жал упор­ство­вать. То­гда свя­ти­тель на­пра­вил кли­ру Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви по­сла­ния про­тив несто­ри­ан­ства, а свя­то­му бла­го­вер­но­му ца­рю Фе­о­до­сию Млад­ше­му (408–450) – два трак­та­та с об­ли­че­ни­ем ере­си. Пи­сал свя­ти­тель Ки­рилл и дру­гим Церк­вам – Па­пе Це­ле­сти­ну и дру­гим Пат­ри­ар­хам, а так­же ино­кам неко­то­рых мо­на­сты­рей, пре­ду­пре­ждая о воз­ник­но­ве­нии опас­ной ере­си.

Несто­рий на­чал от­кры­тое го­не­ние на пра­во­слав­ных. В его при­сут­ствии один из его при­вер­жен­цев, епи­скоп До­ро­фей, с цер­ков­ной ка­фед­ры про­воз­гла­сил ана­фе­му тем, кто име­ну­ет Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию Бо­го­ро­ди­цей.

Несто­рий нена­ви­дел свя­ти­те­ля Ки­рил­ла и в сво­их до­но­сах воз­во­дил на него вся­кие кле­ве­ты и из­мыш­ле­ния, на­зы­вая ере­ти­ком. Свя­ти­тель все­ми си­ла­ми про­дол­жал за­щи­щать пра­во­сла­вие. По­ло­же­ние обост­ри­лось на­столь­ко, что воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в со­зы­ве Все­лен­ско­го Со­бо­ра, ко­то­рый от­крыл­ся в 431 го­ду в го­ро­де Ефе­се. На Со­бор при­бы­ло 200 епи­ско­пов от всех хри­сти­ан­ских Церк­вей. Несто­рий, ожи­дая при­бы­тия епи­ско­па Ан­тио­хий­ско­го Иоан­на и дру­гих си­рий­ских епи­ско­пов, не со­гла­шал­ся на от­кры­тие Со­бо­ра. Но от­цы Со­бо­ра на­ча­ли за­се­да­ние. Пред­се­да­тель­ство­вал Алек­сан­дрий­ский Пат­ри­арх, свя­ти­тель Ки­рилл. Рас­смот­рев уче­ние Несто­рия, Со­бор осу­дил его как ересь. Несто­рий не под­чи­нил­ся Со­бо­ру, а при­быв­ший епи­скоп Иоанн от­крыл без­за­кон­ный со­бор, ко­то­рый про­воз­гла­сил свя­ти­те­ля Ки­рил­ла ере­ти­ком. Сму­та уве­ли­чи­ва­лась. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра ар­хи­епи­ско­пы Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский и Мем­нон Ефес­ский бы­ли за­клю­че­ны в тюрь­му. Этой же ме­ре под­верг­ся и Несто­рий.

Вско­ре свя­ти­те­ли Ки­рилл и Мем­нон бы­ли осво­бож­де­ны, и за­се­да­ния Со­бо­ра про­дол­жа­лись. Несто­рий, не под­чи­нив­ший­ся опре­де­ле­нию Со­бо­ра, был ли­шен са­на и по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра со­слан в от­да­лен­ное ме­сто Са­сим, в Ли­вий­ской пу­стыне, где он скон­чал­ся в тя­же­лых му­че­ни­ях: его язык, ху­лив­ший Ма­терь Бо­жию, по­стиг­ла ка­ра – в нем за­ве­лись чер­ви. Опре­де­ле­ние Ефес­ско­го Со­бо­ра под­пи­са­ли так­же епи­скоп Иоанн Ан­тио­хий­ский и осталь­ные си­рий­ские епи­ско­пы.

Свя­ти­тель Ки­рилл управ­лял Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью 32 го­да: к кон­цу его пло­до­твор­ной де­я­тель­но­сти паства бы­ла очи­ще­на от ере­ти­ков. Мяг­ко и осто­рож­но свя­ти­тель Ки­рилл под­хо­дил к тем, кто по сво­ей про­сто­те и неве­де­нию впа­дал в лож­ное муд­ро­ва­ние. К од­но­му стар­цу, по­движ­ни­ку вы­со­кой жиз­ни, непра­виль­но мыс­лив­ше­му о вет­хо­за­вет­ном пра­вед­ни­ке ар­хи­ерее Мел­хи­се­де­ке как о Сыне Бо­жи­ем, свя­ти­тель об­ра­тил­ся с прось­бой по­мо­лить­ся Гос­по­ду, чтобы Он от­крыл., как пра­виль­но мыс­лить об этом пра­вед­ни­ке. Через три дня ста­рец при­шел к свя­ти­те­лю Ки­рил­лу и ска­зал, что Гос­подь от­крыл ему, что Мел­хи­се­дек был ар­хи­ере­ем и обык­но­вен­ным че­ло­ве­ком.

Свя­ти­тель Ки­рилл су­мел пре­одо­леть предубеж­де­ние к па­мя­ти ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста(† 407; па­мять 13 но­яб­ря). Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил, род­ной дя­дя свя­ти­те­ля, был про­тив­ни­ком свя­ти­те­ля Иоан­на и пред­се­да­тель­ство­вал на осу­див­шем его Со­бо­ре. Свя­ти­тель Ки­рилл с мо­ло­дых лет на­хо­дил­ся в окру­же­нии про­тив­ни­ков Иоан­на Зла­то­уста и неволь­но при­об­рел про­тив него предубеж­де­ние. Пре­по­доб­ный Ис­и­дор Пе­лу­сиот († ок. 436–440; па­мять 4 фев­ра­ля) неод­но­крат­но пи­сал свя­ти­те­лю Ки­рил­лу и по­буж­дал его вне­сти имя ве­ли­ко­го от­ца Церк­ви в ди­птих свя­тых, но свя­ти­тель Ки­рилл не со­гла­шал­ся. Но од­на­жды он уви­дел во сне див­ный храм, в ко­то­ром на­хо­ди­лась Бо­жия Ма­терь, окру­жен­ная сон­мом Ан­ге­лов и свя­тых, в чис­ле ко­то­рых сто­ял и свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Ко­гда свя­ти­тель Ки­рилл хо­тел при­бли­зить­ся к Пре­свя­той Вла­ды­чи­це и воз­дать Ей по­кло­не­ние, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст не до­пу­стил его. Ма­терь Бо­жия про­си­ла свя­ти­те­ля Иоан­на про­стить свя­то­го Ки­рил­ла, со­гре­шив­ше­го про­тив него по неве­де­нию. Уви­дев, что свя­той Иоанн мед­лит, Ма­терь Бо­жия ска­за­ла: «Про­сти его для Ме­ня, ибо он мно­го по­тру­дил­ся для Мо­ей че­сти, про­сла­вил Ме­ня сре­ди лю­дей и на­име­но­вал Бо­го­ро­ди­цей». Свя­ти­тель Иоанн от­ве­чал: «По Тво­е­му, Вла­ды­чи­це, хо­да­тай­ству про­щаю его», – и за­тем с лю­бо­вью об­нял и об­ло­бы­зал свя­ти­те­ля Ки­рил­ла.

Свя­ти­тель Ки­рилл рас­ка­ял­ся в том, что дер­жал гнев про­тив ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия. Со­звав всех еги­пет­ских епи­ско­пов, он со­вер­шил тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние в честь свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Ки­рилл в 444 го­ду, оста­вив мно­го тво­ре­ний. Осо­бен­но сле­ду­ет от­ме­тить тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лия от Лу­ки, от Иоан­на, По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла к Ко­рин­фя­нам и Ев­ре­ям, а так­же апо­ло­гию в за­щи­ту хри­сти­ан­ства про­тив им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363). Огром­ное зна­че­ние име­ют пять книг про­тив Несто­рия, труд о Пре­свя­той Тро­и­це под на­зва­ни­ем «Со­кро­ви­ще», на­пи­сан­ный про­тив Ария и Ев­но­мия, и два дог­ма­ти­че­ских со­чи­не­ния о Пре­свя­той Тро­и­це, от­ли­ча­ю­щи­е­ся точ­но­стью из­ло­же­ния пра­во­слав­но­го уче­ния о Ис­хож­де­нии Свя­то­го Ду­ха. Со­чи­не­ние про­тив ан­тро­по­мор­физ­ма на­пи­са­но свя­ти­те­лем Ки­рил­лом для неко­то­рых егип­тян, ко­то­рые по неве­де­нию пред­став­ля­ли Бо­га в че­ло­ве­че­ском об­ра­зе. В чис­ле тво­ре­ний свя­ти­те­ля Ки­рил­ла име­ют­ся и «Бе­се­ды», сре­ди ко­то­рых осо­бен­но тро­га­тель­но и на­зи­да­тель­но «Сло­во об ис­хо­де ду­ши», по­ме­щен­ное в сла­вян­ской «Сле­до­ван­ной Псал­ти­ри».

Свя­ти­те­лям Афа­на­сию и Ки­рил­лу, ар­хи­епи­ско­пам Алек­сан­дрий­ским, уста­нов­ле­но сов­мест­ное празд­но­ва­ние в знак глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти Свя­той Церк­ви за мно­го­лет­ние неустан­ные тру­ды в утвер­жде­нии дог­ма­тов Пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­ной за­щи­ты их от ере­ти­че­ских уче­ний.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Све­де­ния о свя­ти­те­ле Афа­на­сии по­ме­ще­ны 2 мая, о свя­ти­те­ле Ки­рил­ле – 9 июня.

Афанасий и кирилл Александрийские молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here