Александр уродов молитва

Самое детальное описание: александр уродов молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Память 27 (14) августа и 18 (5) сентября

В страданиях веры ради Христовы мужески повизаяся, изгнание, заточение и лишения претерпел еси, сего ради светильник Премудрости Божия явился еси. Мы же яко исповедника тя почитаем, Александре преподобне, и умиленно взываем ти: Господеви молися о спасении душ наших.

Чистотою душевною божественнее вооружився, и непрестанные молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовские ополчения, Александре отче наш, моли непрестанно о всех нас

Преподобноисповедник архимандрит Александр, игумен Санаксарский.

Преподобноисповедник Александр (в миру Георгий Андреевич Уродов) родился 4 апреля 1882 года в селе Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии в крестьянской семье. В юные годы стал послушником в Санаксарском монастыре. 30 августа 1911 года он был пострижен в монашество с именем Александр в честь благоверного князя Александра Невского. Вскоре становится иеромонахом. Когда ему едва исполнилось тридцать лет, стал казначеем монастыря. В мае 1915 года скончался настоятель монастыря Архимандрит Августин, и братия на общем собрании тайным голосованием выбрала его в настоятели. Вскоре Архиепископ Кирилл (Смирнов), будущий Священномученик, возвел отца Александра в сан игумена. Ему в ту пору исполнилось только 33 года.

Не долго настоятельствовал в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре игумен Александр. Он старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при известном подвижнике Феодоре Санаксарском (ныне причислен к лику святых). Не всем это нравилось. К тому же «дух времени» – безбожного, революционного – проник и в стены святой обители. Духовная судорога, прошедшаяся по всей России, не миновала и этот монастырь. Часть братии во главе с казначеем отцом Венедиктом стали писать на настоятеля доносы Архиерею и светским властям (впоследствии обвинения против отца Александра не подтвердились). На поводу у горстки смутьянов пошли и другие монахи. Игумена Александра сместили с должности настоятеля. Законно избранного настоятеля держали в одиночном заключении в келье. Место настоятеля занял бывший казначей отец Венедикт. Большевики одобрили смещение преданного Церкви игумена. Их больше устраивал новый настоятель.

Потерпев гонение от лжебратии в своей обители, игумен Александр переходит в Казанскую епархию, где его духовный наставник, Владыка Кирилл (Смирнов), в то время уже Митрополит Казанский, назначает его наместником Седмиезерской пустыни в сане Архимандрита.

О достохвальнии и великоименитии новомученицы и исповедницы соловецтии! Вы гонения, хлад, глад, наготу, поношения, поругания и ярость мучителей со смирением претерпевающе, веру твердую, упование непосрамленное и любовь истинную к Богу, ближним и гонителем вашим явили есте.

Сего ради ныне, предстояще Престолу Владыки Христа, молите о благостоянии святыя Церкве Русския, да избегнет гонений, расколов, ересей, распрей и мятежа мирскаго, да восприимет архипастыри и пастыри добрыя, пекущияся о спасении душ, да украсится иноки честными, старцы мудрыми, мужы добронравными и девы чистыми, во еже в мире глубоце тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Рис.1. Икона Новомучеников и исповедников Соловецких

Аще же приидет и наш час пострадати за веру Православную, утвердите ны, недостойныя сродники ваша, в терпении, даруйте нам мужество и крепость исповедати пред человеки Христа, истиннаго Бога, да сподобимся с Вами воспевати пречестное и животворящее имя Отца и Сына Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Месяца августа в 10-й день. На велицей вечерни

Приидите, вернии,/ хвалу воздадим собору новомучеников,/ за Христа на островех Соловецких пострадавших,/ веру же истинную до конца сохраньших./ Тии бо, муки велия претерпевше,/ на Небесех ныне наслаждаются радости неизреченныя,/ Соловецтей земли явльшеся сокровище безценное/ и миру всему проповедание покаяния.

Первым мучеником за Христа уподобистеся,/ страстотерпцы соловецтии:/ тии бо гонения и мучения/ от язык нечестивых и зловерных претерпеваху./ Вы же страдания и смерть/ от богоотступник страны нашея приясте,/ не убоявшеся мучителей, телеса ваша терзающих,/ душ же не могущих убити:/ тем вечныя жизни сподобистеся/ и со всеми святыми упокоения.

Узницы незлобивии священнии,/ вы, поругание и истязания претерпевше,/ любве ради божественныя не устрашистеся смерти лютыя./ Злобы же не имуще о убийцех ваших,/ тех озлоблению и беззаконием просисте оставления/ и, крест мученический на себе кротце подъемше,/ преподобным отцем соловецким приложистеся.

Что нищета и скорби нашя,/ с верою мученицы вопияху?/ Что болезни и муки от человек бываемыя,/ силе божественней вся превозмогающей?/ Во Христе бо распеншемся за ны и воскресшем/ крепость наша, живот и упование,/ умерщвляеми Его ради Царствие Божие обретаем.

Александр (Уродов), архимандрит – преподобноисповедник ХХ века, настоятель Санаксарского монастыря Тамбовской епархии. Причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Архимандрит Александр (Георгий Андреевич Уродов) родился в 1882 году в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Был певчим в своей приходской церкви. В юные годы стал послушником в Санаксарском монастыре.

30 августа 1911 года был пострижен в монашество с именем Александр в честь благоверного князя Александра Невского. Вскоре в Тамбове его рукоположили в сан иеродиакона, а 22 июля 1913 года – в иеромонаха. 20 июля 1915 года иеромонах Александр был избран братией в настоятели Санаксарского монастыря и архиепископом Кириллом (Смирновым) возведен в сан игумена.

Он старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при известном подвижнике Феодоре Санаксарском. Не всем это нравилось. В конце февраля 1918 года часть братии, поддерживаемая большевиками, учинили бунт в монастыре и сместили игумена Александра с должности настоятеля обители на основании того, что он «не признает советской власти». По постановлению Военно-революционного трибунала 27 марта 1918 года отец Александр был арестован. На допросе он виновным себя не признал, и трибунал постановил выслать его из монастыря.

3 апреля 1922 г. о. Александр по определению Священного Синода был назначен наместником Седмиезерной пустыни Казанской епархии с возведением в сан архимандрита. В том же году он стал активным участником борьбы с обновленчеством в Казанском крае, а Седмиезерная пустынь его трудами превратилась в центр этой борьбы. Архимандрит Александр активно выступил против «живоцерковников» и против изъятия церковных ценностей, осуществлявшегося властями. Он открыто отказался платить налоги за использование под церковь помещения.

31 октября 1928 архимандрит Александр был обвинен в ведении антисоветской пропаганды и агитации, арестован и заключен в соловецкий концлагерь сроком на три года. Когда закончился срок заключения, он был выслан на Урал.

После ссылки отец Александр оказался в Вятской епархии, а в 1935 году назначен настоятелем Петропавловской церкви села Соболево (ныне Санчурского района Кировской области). Когда церковь закрыли, он остался жить в небольшом домике возле храма и устроился на работу лесорубом в леспромхоз. Служил тайно у себя на дому. К нему обращались за духовной помощью жители не только этого села, но и окрестностей. Его почитали как старца и прозорливца. Жил он тихо, молитвенно, никто не слышал, чтобы он хоть на кого-то повысил голос.

Архимандрит Александр отошел ко Господу 14 августа 1961 года, на праздник Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. Среди поминаемых в этот день святых значится мученик Александр.

Останки праведника были обретены и перенесены в Санксарский монастырь. Постановлением Священного Синода о канонизации Новомучеников и Исповедников на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года архимандрит Александр (Уродов) был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Преподобноисповедник Александр (в миру Георгий Андреевич Уродов) родился 4 апреля 1882 года в селе Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии в крестьянской семье.

В юные годы стал послушником в Санаксарском монастыре. 30 августа 1911 года он был пострижен в монашество с именем Александр в честь благоверного князя Александра Невского. Вскоре становится иеромонахом. Когда ему едва исполнилось тридцать лет, стал казначеем монастыря. В мае 1915 года скончался настоятель монастыря Архимандрит Августин, и братия на общем собрании тайным голосованием выбрала его в настоятели. Вскоре Архиепископ Кирилл (Смирнов), будущий Священномученик, возвел отца Александра в сан игумена. Ему в ту пору исполнилось только 33 года.

Не долго настоятельствовал в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре игумен Александр. Он старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при известном подвижнике Феодоре Санаксарском (ныне причислен к лику святых). Не всем это нравилось. К тому же «дух времени» – безбожного, революционного – проник и в стены святой обители. Духовная судорога, прошедшаяся по всей России, не миновала и этот монастырь. Часть братии во главе с казначеем отцом Венедиктом стали писать на настоятеля доносы Архиерею и светским властям (впоследствии обвинения против отца Александра не подтвердились). На поводу у горстки смутьянов пошли и другие монахи. Игумена Александра сместили с должности настоятеля. Законно избранного настоятеля держали в одиночном заключении в келье. Место настоятеля занял бывший казначей отец Венедикт. Большевики одобрили смещение преданного Церкви игумена. Их больше устраивал новый настоятель. Потерпев гонение от лжебратии в своей обители, игумен Александр переходит в Казанскую епархию, где его духовный наставник, Владыка Кирилл (Смирнов), в то время уже Митрополит Казанский, назначает его наместником Седмиезерской пустыни в сане Архимандрита.

Летом 1922 года началась обновленческая смута. Архимандрит Александр активно выступил против «живоцерковников», он также был против изъятия церковных ценностей, осуществлявшегося властями. Он открыто отказался платить налоги за использование под церковь помещения, так как «соввласть не имеет права брать деньги за монастырские помещения». Нашлись иуды и лжесвидетели как из числа духовенства, так и из мирян. В результате отец Александр был арестован в 1928 году. Был обвинен в ведении антисоветской пропаганды и агитации. Виновным себя не признал. Его заключили в соловецкий концлагерь сроком на три года.

Когда закончился срок заключения, был выслан на Урал. А в 1938 году переехал в Кировскую область и служил настоятелем церкви села Соболевка Санчурского района Кировской области. Когда церковь закрыли, он остался жить в небольшом домике возле храма. Устроился на работу лесорубом в леспромхоз. Служил тайно у себя на дому. К нему обращались за духовной помощью жители не только этого села, но и окрестностей. Его почитали как старца и прозорливца. Жил он тихо, молитвенно, никто не слышал, чтобы он хоть на кого-то повысил голос. Местные жители вспоминают: «Он жил так, что у него и на койке-то ничего не было. Только фуфайка была. И вот хоть укутывайся, хоть в голову клади. Он, верно, все в молении был, а не во сне».

Следующий случай записан со слов восьмидесятитрехлетней Зои Ивановны Китаевой из Санчурска, он свидетельствует о строгом монашеском устроении отца Александра. Однажды раба Божия Евдокия, жившая за Волгой (это около ста километров от села Соболева), пришла к старцу, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. «Они жили за Волгой, а мать ее тут, в Авдотьеве жила, — вспоминает Зоя Ивановна. – Вот она из-за Волги пришла причаститься. Причастилась у отца Александра и говорит: я зайду к маме, тут недалеко. А он ей не разрешил. Не дал благословения. Говорит: «Нет. Не ходи к маме. Вы сойдетесь – разговоры у вас будут всякие. А ты только сейчас причастилась». Булочка, говорит, у него была, кто-то дал ему, так он эту булочку мне отдал и говорит: «Иди с Богом. А к матери зайдешь в другой раз. А сейчас иди домой». Она его послушала, пошла домой.

Архимандрит Александр отошел ко Господу 14 августа 1961 года, на праздник Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. Среди поминаемых в этот день святых значится мученик Александр. Долгое время его могила была почитаема в округе. Но в селе, в котором он похоронен, сейчас осталось всего два дома. И постепенно почитание праведника в этом краю угасло. В это время и вспомнили о своем незаслуженно изгнанном игумене санаксарцы.

Останки праведника были обретены и перенесены в обитель, постановлением Священного Синода о канонизации Новомучеников и Исповедников на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года архимандрит Александр (Уродов: 1882-14 августа 1961) был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Тропарь, глас 5:
В страданиях веры ради Христовы мужески подвизаяся, / изгнание, заточение и лишения претерпел еси, / сего ради светильник премудрости Божия явился еси. / Мы же яко исповедника тя почитаем, / Александре преподобне, / и умильно взываем ти: / Господеви молися // о спасении душ наших.

Обновлено 19.09.2018 18:26 Автор: Admin 18.10.2007 17:43

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР (ОРУДОВ), ИСПОВЕДНИК

В марте 1918 г. часть бунтарски настроенной братии обители, заручившись согласием большевиков на избрание нового игумена, восстала протии Александра и заключила его в неотапливаемую келию.

В июле 1920 г. митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым) Александр был назначен настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни, а 7 апреля 1922 г. – наместником Седмиозерной пустыни. Александр активно выступал против обновленчества в Казанском крае.

При закрытии монастыря в 1928 г. арестован, 30 октября 1928 г. приговорен к 3 годам концлагерей. Отбывал срок в СЛОН, после чего еще 3 года (до 30 октября 1934 г.) находился в ссылке. Вел переписку со своим духовным отцом митрополитом Кириллом (Смирновым).

Епископом Яранским Димитрием (Поспеловым), знакомым Александра по Тамбовской епархии, 5 августа 1935 г. был определен настоятелем церкви в с. Сретенском Котельнического р-на Кировской области. В том же году был перемещен настоятелем в Петропавловскую церковь с. Соболева Санчурского р-на Кировской области, где служил по 30 ноября 1937 г., не поминая за богослужением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В 1937 г., не снимая сана, поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса, где проработал до 1950 г., тайно исполнял монашеское правило и совершал богослужения. Затем, проживая в с. Соболеве на покое, окормлял паству, совершая по праздникам богослужения в Петропавловской церкви. Вошел в юрисдикцию Маосковской патриархии после избрания Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского).

Духовником Александра был игумен Димитрий (Роженцов), совершивший по благословению епископа Кировского и Слободского Поликарпа (Приймака) отпевание Александра при огромном стечении народа.

Александр почитается в Казанской, Вятской и Марийской епархиях как прозорливый и духоносный старец. Известны чудотворения, совершавшиеся Александром как при жизни, так и после кончины.

Присп. Александр (Орудов)

Александр (Орудов) (1876/1882 — 1961), архимандрит, преподобноисповедник

В миру Орудов [3] Георгий Андреевич, родился 23 апреля 1876 [4] года в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Окончив земскую школу, был назначен певчим в свою приходскую церковь. 17 марта 1895 года окончил земскую школу.

В 1901 году, отправившись в путешествие в город Саров, он остановился в Санаксарском монастыре. Здесь он решил посвятить свою жизнь иноческим трудам и поступил в монастырь послушником.

30 августа 1911 года был пострижен в монашество с именем в честь благоверного князя Александра Невского.

8 сентября того же года был рукоположен в сан иеродиакона в Тамбове епископом Тамбовским Кириллом (Смирновым).

22 июля 1913 года был рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным.

Когда ему едва исполнилось тридцать лет, стал казначеем монастыря.

20 июля 1915 года на тайном голосовании был избран братией в настоятели Санаксарского монастыря.

Был возведен в сан игумена архиепископом Тамбовским Кириллом.

Новый игумен старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при преподобном Феодоре Санаксарском. Не всем это нравилось, часть братии во главе с казначеем отцом Венедиктом стали писать на настоятеля доносы архиерею и светским властям (впоследствии обвинения против отца Александра не подтвердились).

На гребне бунтарских революционных настроений в конце февраля 1918 года часть монастырской братии во главе иеромонахом Владимиром, поддерживаемая большевиками, учинили бунт в обители. Они сместили игумена Александра с должности настоятеля и заточили его в неотапливаемую келью.

27 марта 1918 года отец Александр был арестован по постановлению военно-революционного трибунала. На допросе он виновным себя не признал, и трибунал постановил выслать его из монастыря.

Игумен Александр перешёл в Казанскую епархию, где архипастырствовал его духовный наставник преосв. Кирилл (Смирнов).

Видео (кликните для воспроизведения).

В июле 1920 года иг. Александр был назначен настоятелем Свияжской Макариевской пустыни.

7 апреля 1922 года [5] назначен наместником Семиезерной пустыни с возведением в сан архимандрита. Невзирая на гонения, в том же году он стал активным участником борьбы с обновленчеством в Казанском крае, а Семиезерная пустынь его трудами превратилась в центр этой борьбы.

Он также был против изъятия церковных ценностей, осуществлявшегося властями. Он открыто отказался платить налоги за использование под церковь помещения, так как «соввласть не имеет права брать деньги за монастырские помещения

В 1922 году привлекался к ответственности по делу об изъятии церковных ценностей.

При закрытии монастыря в 1928 году был арестован. Обвинен в ведении антисоветской пропаганды и агитации. Виновным себя не признал и 30 октября 1928 года был приговорен к трем годам концлагеря.

Был заключен в Соловецкий лагерь сроком на три года, по истечении которых был отправлен в ссылку на Урал до 30 октября 1934 года. Вел переписку со своим духовным отцом митрополитом Кириллом (Смирновым).

5 августа 1935 года назначен настоятелем храма в село Сретенское Котельнического района Кировской области.

В том же году был перемещен настоятелем в Петропавловскую церковь села Соболево (ныне Санчурского района Кировской области). Служил здесь до 30 ноября 1937 года, не поминая за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) (см. «Непоминающие»).

Когда церковь закрыли, он остался жить в небольшом домике возле храма. В 1937 году, не снимая сана, поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса, где проработал до 1950 года. При этом он тайно исполнял монашеское правило и совершал богослужения у себя на дому. Затем, проживая в селе Соболеве на покое, окормлял паству, совершая по праздникам богослужения в Петропавловской церкви. К нему обращались за духовной помощью жители не только этого села, но и окрестностей; почитали его как старца и прозорливца. Жил он тихо, молитвенно, никто не слышал, чтобы он хоть на кого-то повысил голос. Местные жители вспоминают: «Он жил так, что у него и на койке-то ничего не было. Только фуфайка была. И вот хоть укутывайся, хоть в голову клади. » [6].

Долгое время он относился к числу «непоминающих». Лишь в 1955 году архимандрит Александр признал избрание патриарха Алексия (Симанского) и воссоединился с Патриаршей Церковью, написав письмо правящему архиерею Кировской епархии архиепископу Вениамину (Тихоницкому) с просьбой о монашеском погребении после его смерти.

Скончался 14 августа 1961 года, достигнув глубокой старости. Духовником отца Александра был игумен Димитрий (Роженцов), совершивший его отпевание при огромном стечении народа.

Прп. Александр Санаксарский. Икона. Россия. Около 2000 г.

Известны чудотворения, совершавшиеся по молитве отца Александра как при жизни, так и после кончины. Долгое время его могила была почитаема в округе. Но в селе, в котором он был похоронен, оставалось всё меньше жителей, и постепенно почитание праведника в этом краю угасало.

Однако о невинно изгнанном настоятеле вспомнили в возрождавшейся с начала 1990-х годов Санаксарской обители. Иеромонах Дамаскин (Орловский), исследователь житий новомучеников Российских, давно знал о почитаемой могиле архимандрита Александра. Вместе с ним группа санаксарских монахов отправилась обретать мощи праведника. Обретение состоялось утром 18 сентября 2001 года, после чего они были торжественно перевезены в обитель. Вскоре после перенесения обретенных мощей монастырь подал о нем материалы в комиссию по канонизации. Постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года архимандрит Александр был причислен к лику святых как преподобноисповедник и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

В страданиях веры ради Христовы мужески подвизался, / изгнание, заточение и лишения претерпел еси, / сего ради светильник Премудрости Божия явился еси. / Мы же яко исповедника тя почитаем, / Александре преподобне, / и умильно взываем ти: / Господеви молися // о спасении душ наших.

Чистотою душевною божественнее вооружився, и непрестанные молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовские ополчения, Александре отче наш, моли непрестанно о всех нас.

  • Тамбовские ЕВ, № 14-15, 2-9 апреля 1916, 549-556.
  • Варнава (Беляев), еп., Тернистым путем к небу: (Per aspera ad astra) (сост. П. Г. Проценко), М., 1996, 507-508.

[1] Месяцеслов на сайте Издательства Московской Патриархии — http://calendar.rop.ru/mes1/sep05.html

[2] На официальном сайте Вятской епархии, http://www.eparhia-vtk.ru/saints_cathedral/urodov_aleksandr/ , вдобавок указан второй день памяти — 5 сентября.

[3] Основная версия фамилии согласно «Православной энциклопедии». Другие варианты — Уродов, Арудов.

[4] Основная версия согласно «Православной энциклопедии». По другим данным — 4 апреля 1882

Архимандрит Александр (Георгий Андреевич Уродов) родился в 1882 году в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Окончив земскую школу, он был назначен певчим в свою приходскую церковь. В 1901 г., отправившись в путешествие в г.Саров, он остановился в Санаксарском монастыре. Здесь Георгий решил посвятить свою жизнь иноческим трудам. 30 августа 1911 года послушник Георгий был пострижен в монашество с именем Александр. Вскоре в Тамбове его рукоположили в сан иеродиакона, а 22 июля 1913 года – в иеромонаха. 20 июля 1915 года иеромонах Александр был избран братией в настоятели Санаксарского монастыря и архиепископом Кириллом (Смирновым) возведен в сан игумена.

Тропарь преподобноисповеднику Александру (Уродову)
глас 5
В страданиях веры ради Христовы мужески подвизался, / изгнание, заточение и лишения претерпел еси, / сего ради светильник Премудрости Божия явился еси. / Мы же яко исповедника тя почитаем, / Александре преподобне, / и умильно взываем ти: / Господеви молися // о спасении душ наших.
Кондак преподобноисповеднику Александру (Уродову)
глас 4
Чистотою душевною божественнее вооружився, и непрестанные молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовские ополчения, Александре отче наш, моли непрестанно о всех нас.

В страданиях веры ради Христовы мужески подвизался, / изгнание, заточение и лишения претерпел еси, / сего ради светильник Премудрости Божия явился еси. / Мы же яко исповедника тя почитаем, / Александре преподобне, / и умильно взываем ти: / Господеви молися // о спасении душ наших.

Чистотою душевною божественнее вооружився, и непрестанные молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовские ополчения, Александре отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Санаксарский мужской монастырь в Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви (Республика Мордовия, Темников) основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича. Обитель богата святыми подвижниками и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.

Преподобный Александр исповедник (в миру Георгий Андреевич Уродов) родился 4 апреля 1882 года в селе Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии в крестьянской семье. В юные годы стал послушником в Санаксарском монастыре. 30 августа 1911 года он был пострижен в монашество с именем Александр в честь благоверного князя Александра Невского. Вскоре становится иеромонахом. Когда ему едва исполнилось тридцать лет, стал казначеем монастыря. В мае 1915 года скончался настоятель монастыря Архимандрит Августин, и братия на общем собрании тайным голосованием выбрала его в настоятели. Вскоре Архиепископ Кирилл (Смирнов), будущий Священномученик, возвел отца Александра в сан игумена. Ему в ту пору исполнилось только 33 года.

Не долго настоятельствовал в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре игумен Александр. Он старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при известном подвижнике Феодоре Санаксарском (ныне причислен к лику святых). Не всем это нравилось. К тому же «дух времени» – безбожного, революционного – проник и в стены святой обители.

Духовная судорога, прошедшаяся по всей России, не миновала и этот монастырь. Часть братии во главе с казначеем отцом Венедиктом стали писать на настоятеля доносы Архиерею и светским властям (впоследствии обвинения против отца Александра не подтвердились). На поводу у горстки смутьянов пошли и другие монахи. Игумена Александра сместили с должности настоятеля. Законно избранного настоятеля держали в одиночном заключении в келье. Место настоятеля занял бывший казначей отец Венедикт. Большевики одобрили смещение преданного Церкви игумена. Их больше устраивал новый настоятель. Потерпев гонение от лжебратии в своей обители, игумен Александр переходит в Казанскую епархию, где его духовный наставник, Владыка Кирилл (Смирнов), в то время уже Митрополит Казанский, назначает его наместником Седмиезерской пустыни в сане Архимандрита.

Летом 1922 года началась обновленческая смута. Архимандрит Александр активно выступил против «живоцерковников», он также был против изъятия церковных ценностей, осуществлявшегося властями. Он открыто отказался платить налоги за использование под церковь помещения, так как «соввласть не имеет права брать деньги за монастырские помещения». Нашлись иуды и лжесвидетели как из числа духовенства, так и из мирян. В результате отец Александр был арестован в 1928 году. Был обвинен в ведении антисоветской пропаганды и агитации. Виновным себя не признал. Его заключили в соловецкий концлагерь сроком на три года. Когда закончился срок заключения, был выслан на Урал. А в 1938 году переехал в Кировскую область и служил настоятелем церкви села Соболевка Санчурского района Кировской области. Когда церковь закрыли, он остался жить в небольшом домике возле храма. Устроился на работу лесорубом в леспромхоз.

Архимандрит Александр на поселении

Служил тайно у себя на дому. К нему обращались за духовной помощью жители не только этого села, но и окрестностей. Его почитали как старца и прозорливца. Жил он тихо, молитвенно, никто не слышал, чтобы он хоть на кого-то повысил голос. Местные жители вспоминают:

«Он жил так, что у него и на койке-то ничего не было. Только фуфайка была. И вот хоть укутывайся, хоть в голову клади… Он, верно, все в молении был, а не во сне».

Следующий случай записан со слов восьмидесятитрехлетней Зои Ивановны Китаевой из Санчурска, он свидетельствует о строгом монашеском устроении отца Александра. Однажды раба Божия Евдокия, жившая за Волгой (это около ста километров от села Соболева), пришла к старцу, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.

«Они жили за Волгой, а мать ее тут, в Авдотьеве жила, — вспоминает Зоя Ивановна. – Вот она из-за Волги пришла причаститься. Причастилась у отца Александра и говорит: я зайду к маме, тут недалеко. А он ей не разрешил. Не дал благословения. Говорит: «Нет. Не ходи к маме. Вы сойдетесь – разговоры у вас будут всякие. А ты только сейчас причастилась». Булочка, говорит, у него была, кто-то дал ему, так он эту булочку мне отдал и говорит: «Иди с Богом. А к матери зайдешь в другой раз… А сейчас иди домой». Она его послушала, пошла домой.

Архимандрит Александр отошел ко Господу 14 августа 1961 года, на праздник Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. Среди поминаемых в этот день святых значится мученик Александр. Долгое время его могила была почитаема в округе. Но в селе, в котором он похоронен, сейчас осталось всего два дома. И постепенно почитание праведника в этом краю угасло. В это время и вспомнили о своем незаслуженно изгнанном игумене санаксарцы…

— Иеромонах Дамаскин (Орловский), автор нескольких книг о Новомучениках Российских, давно знал о почитаемой могиле Архимандрита Александра, — рассказывает иеромонах Тихон. – Вместе с ним мы по благословению наместника Санаксарского монастыря Архимандрита Варнавы поехали в Кировскую область обретать мощи праведника. Не обошлось без неожиданностей. Ночью на Вятской земле мы заблудились – но вскоре нам попалась машина с подгулявшими местными жителями. Они и указали нам дорогу к селу, где похоронен отец Александр…

— Как проходило само обретение?

— Обретение мощей состоялось утром 18 сентября 2001 года. Раскапывали могилу мы довольно долго – грунт был твердый. Было и искушение. Нам попались какие-то доски, мы обрадовались, думали, что это гроб отца Александра. Принялись копать дальше – но там ничего не оказалось. Мы приуныли, подумали, что может быть старца куда-то перезахоронили задолго до нас. Но все же стали копать дальше. И потом наткнулись на его гроб. Оказалось, что эти первые доски были не от гроба. На вятской земле есть традиция над гробом делать домовину. А вот ее–то мы и приняли по ошибке за гроб. Вскоре мощи были обретены, и мы отправились в обратный путь. Предварительно поговорили с немногочисленными местными жителями. Некоторые из них еще помнят отца Александра, называют его праведником… А возвращение в Санаксары было триумфальным. Еще из Темникова я позвонил в обитель и сообщил, что мы уже возле монастыря. Встречали нас колокольным звоном, с пасхальной радостью. В этот день в монастыре почти не было паломников. Своего некогда изгнанного игумена встречала только братия монастыря… А о том человеке, кто поднял бунт против законного своего игумена, нынешний наместник монастыря Архимандрит Варнава даже не благословил молиться в храме…

Вскоре после перенесения обретенных мощей отца Александра монастырь подал о нем материалы в комиссию по канонизации, и он был причислен к лику святых как преподобноисповедник.

Добрый знак – возвращение в монастырь некогда изгнанного игумена. Значит, закончилась «революционная» смута в умах, и все возвращается на круги своя. Настало время собирать некогда разбросанные камни. В общей битве за Россию, которую ведут вместе с нами новомученики и исповедники наши, важно имя каждого праведника. Займет достойное место в этом ряду и отец Александр (Уродов).

И еще потому так важна для нас эта история с изгнанием праведника из монастыря и его возвращением в Санаксары, что она учит: правда все равно восторжествует – не при жизни праведника, так после его смерти…

Преподобноисповедниче Александре, моли Бога о нас!

«Не спрашивай у Бога дорогу на небо, ибо Он укажет тебе самую трудную.» (Станислав Ежи Лец, писатель, Польша)

Священноисповедник Александр Васильевич Орлов, протоиерей († 27.04.1941)
Священноисповедник Амвросий (Полянский Александр Алексеевич), епископ († 20.12.1932)
Священноисповедник Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич), епископ († 28.10.1962)
Священноисповедник Виктор (Островидов Константин Александрович), епископ († 2.05.1934)
Священноисповедник Николай Васильевич Лебедев, иерей († 1.09.1933)
Священноисповедник Петр Алексеевич Чельцов, протоиерей († 12.09.1972)
Священноисповедник Роман (Иосиф) Иванович Медведь, протоиерей († 8.09.1937)
Священноисповедник Сергей Анатольевич Правдолюбов, протоиерей († 18.12.1950)

Преподобномученик Вениамин (Кононов Василий Васильевич), архимандрит († 17.04.1928)
Преподобномученик Гавриил (Владимиров Григорий Петрович), иеромонах († 19.11.1937)
Преподобномученик Галактион (Урбанович-Новиков), иеромонах († 19.12.1937)
Преподобномученик Елевферий (Печенников /…/ Игнатьевич), схиархимандрит († 27.08.1937)
Преподобномученик Иннокентий (Беда Иннокентий Пантелеимонович), архимандрит († 6.01.1928)
Преподобномученик Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич), игумен († 1938)
Преподобномученик Никифор (Кучин Николай Иванович), иеромонах († 17.04.1928)
Преподобномученик Серафим (Тьевар Антоний Максимович), иеромонах († 6.12.1931)

Преподобноисповедник Агапит (Таубе Михаил Михайлович), монах († 18.07.1936)
Преподобноисповедник Александр (Уродов Георгий Андреевич), архимандрит († 14.08.1961)
Преподобноисповедник Никон (Беляев Николай Митрофанович), иеромонах († 8.07.1931)

Мученик Владимир Анатольевич Правдолюбов, мирянин († 4.10.1937)
Мученик Иоанн Васильевич Попов, мирянин († 8.02.1938)
Мученик Леонид Васильевич Сальков, мирянин († 7.03.1938)
Мученик Стефан Пименович Наливайко, мирянин (†12.02.1945)
Мученица Анна Петровна Лыкошина, мирянка († 11.10.1925)
Мученица Вера Николаевна Самсонова, мирянка († 14.06.1940)
Мученик Пётр Васильевич Троицкий, псаломщик († 13.01.1938)

В XX веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости — многочисленным чином святых мучеников.

• Cоловецкие новомученики на иконе новых святых Российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в ХХ веке, написанной к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16.08.2000 г.

«. после взятия Белгорода Добровольческой армией был найден труп епископа Никодима. Кроме наличия не смертельной огнестрельной раны груди, врач обнаружил пролом черепа от удара тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и перелом гортанных хрящей от удушения руками. За несколько дней до этого коммунистами была застрелена М.Кияновская, начальница 2-й женской гимназии, поддерживавшая Святого. Тела епископа и Марии Дмитриевны были найдены в одной могиле.

Первое клеймо иконы новых святых мучеников и исповедников Российских.

Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в трагическом XX веке, написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16.08.2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых.

Соловки. Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. После революции новая власть нашла очень удобным использовать расположение и климат Соловецких островов для изоляции неугодных. В стенах древнего монастыря был создан «Соловецкий лагерь особого назначения», где томились многие тысячи заключенных, в том числе сотни епископов, тысячи других духовных лиц и православных мирян. Соловецкий монастырь часто изображался на иконах, начиная с древних времен, в связи с почитанием преподобных Зосимы и Савватия, и всего сонма соловецких преподобных.

Для разработки композиции Соловецких островов использованы клейма иконы «Святые Зосима и Савватий Соловецкие» с клеймами из Государственного Исторического музея. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. На древних иконах изображался обычно только один Большой Соловецкий остров, где в основном сосредотачивалась монастырская жизнь и где подвизались знаменитые основатели обители, причем обычно остров изображался приблизительно квадратным. Необходимость изобразить остров Анзер изменило на иконе традиционную конфигурацию Большого Соловецкого острова.

Видео (кликните для воспроизведения).

В центре изображен сам монастырь со Спасо-Преображенским собором, построенным в середине XVI века. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках. Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для «штрафных», обычно умиравших от невыносимых условий. Вниз от вершины Секирной горы по почти вертикальному склону идет лестница, сооруженная иноками монастыря и имеющая символическое число ступеней — 365. Эта достопримечательность монастыря была использована в лагерное время как изощренное орудие казни. Осужденного привязывали к бревну и сбрасывали вниз по лестнице.

Александр уродов молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here