Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?
Армяне мало интересуются своей собственной христологической традицией. Сегодня некоторые армяне, как в Армении, так и в России, сознательно перешедшие в православие из григорианской церкви в Армении, весьма интересуются историей армянской христологической мысли.


Армяне мало интересуются своей собственной христологической традицией. Сегодня некоторые армяне, как в Армении, так и в России, сознательно перешедшие в православие из григорианской церкви в Армении, весьма интересуются историей армянской христологической мысли.
Армянская Церковь
Армянская церковь — одна из старейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. На протяжении веков среди нас не было церковного единства, но это не мешает нам иметь добрососедские отношения. 12 марта, во время встречи посла Республики Армения с послом Российской Федерации Ковиком Абрамяном, Его Святейшество Кирилл I сказал. Ценности, которыми живут наши люди, являются основополагающим элементом наших отношений.
Читатели нашего портала спрашивают: «В чем разница между православным и армянским христианством?». Они часто спрашивают: «В чем разница между православным христианством и армянским христианством?
Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, декан факультета восточно-христианской литературы и глава Восточной церкви Свято-Тихоновской православной церкви, отвечает на вопрос о дохалкидонской церкви. Одна из них — Армянская церковь.
В чем различие между православием и армянским христианством
-Отец Олег, прежде чем говорить об армянской ветви монофизитства, расскажите, что такое монофизитство и как оно появилось.
-Теория сингулярности — это доктрина христологии, суть которой заключается в том, что Иисус Христос имеет только одну природу, а не две, как учит православная церковь. Исторически она возникла как крайняя реакция против несторианской ереси, не только по доктринальным, но и по политическим причинам.
Православная церковь исповедует одну личность во Христе (Троицу) и два естества — божественное и человеческое. Несторианство учит о двух лицах, двух личностях, двух лицах и двух природах. С другой стороны, моно-натуралисты впадают в противоположную крайность. Они признают личность, сущность и природу Христа. С православной точки зрения, разница между православными и монофизитами заключается в том, что последние не признают вселенские соборы, начиная с Четвертого Халкидонского, которые приняли учение о двух природах (oros) Христа, в которых они соединены в одной Личности и одной субстанции.
Армянская Церковь. Монофизиты
Название «монофизитство» было дано противникам Халкидона православными христианами (которые сами называют себя православными). Монополовая теория христологии была систематически сформулирована в VI веке, во многом благодаря трудам Севера Антиохийского (+ 538).
Современные неохалкидонцы пытаются изменить свою доктрину, утверждая, что их отцы были ложно обвинены в монофизитстве за препарирование Евтихия, но это стилистическое изменение и не влияет на суть монофизитства. Труды современных богословов показывают, что в их учении не произошло фундаментальных изменений и что нет существенной разницы между монофизитской христологией шестого века и сегодняшней. Уже в шестом веке появилось учение об «уникальной составной природе Христа», состоящей из божественной и человеческой природ и обладающей характеристиками обеих природ. Однако это не означает признания двух совершенных природ Христа, т.е. Божественной и человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда влечет за собой позицию монофизитства и моноэнергетики. То есть, она учит, что есть только одна воля и одно действие, только один источник деятельности, который есть Бог, и что человек выступает как его пассивный инструмент.
— Отличается ли армянская ветвь моногенизма от других ветвей?
— Да, это разные вещи. Сегодня существует шесть нехалкидонских церквей (семь, если рассматривать Армянскую католическую церковь Эчмиадзина и Киликии как две де-факто независимые церкви). Древние восточные церкви можно разделить на три группы
1) Сиро-якобиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь в Индии). Это монофизитство северианской традиции, основанное на богословии Севера Антиохийского.


2) Армяне (католики Этимиазина и Киликии).
3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).
Армянская церковь прошлого отличалась от других нехалкидонских церквей, даже Север Антиохийский был отлучен армянами в 6 веке на одном из Двинских соборов. Ахтардоксия (учение о бессмертии тела Иисуса Христа с момента воплощения) оказала глубокое влияние на богословие армянской церкви. Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из главных оппонентов Севильи в монофизитском лагере.
В настоящее время все монофизиты выступают примерно с одной и той же доктринальной позиции, как показывает богословский диалог. Это христология, близкая к христологии Севильи.
Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной армянской церкви характеризуется сильным догматизмом. В то время как остальные нехалкидониты очень заинтересованы в своем богословском наследии и открыты для дискуссий по христологии, армяне, напротив, мало интересуются своей христологической традицией. Сегодня некоторые армяне, как в Армении, так и в России, сознательно перешедшие из григорианской церкви в Армении в православную церковь, весьма интересуются историей армянской христианской мысли.
Армянская Церковь. Диалог
— Ведется ли в настоящее время богословский диалог с Докелхедонской церковью?
-проводились с разной степенью успеха. Результатом этого диалога между православными христианами и древней (дохалкидонской) церковью стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение 1993 года, которое содержит согласованные тексты по христологическому учению, а также механизмы восстановления общения между «двумя семьями» церквей через ратификацию соглашения Синодом этих церквей.
Христологическое учение этих соглашений пытается найти компромисс между православной церковью и древневосточной церковью, основываясь на богословских позициях, которые можно описать как «умеренный монофизитство». Они содержат двусмысленные теологические формулы, допускающие монофизические интерпретации. Поэтому реакция православного мира на них неоднозначна: четыре православные церкви принимают их, некоторые принимают с оговорками, а некоторые выступают радикально против этих соглашений.
Русская Православная Церковь также признает, что эти соглашения недостаточны для восстановления общения, поскольку содержат двусмысленности в христологическом учении. Необходима дальнейшая работа, чтобы исключить неясные интерпретации. Например, библейское учение о воле и действии во Христе может быть понято как диспенсационалистами (ортодоксами), так и монофизитами. Все зависит от того, как читатель понимает связь между волей и бытием. Если воля считается принадлежащей природе, как в ортодоксальной теологии, или если она приписывается бытию, то это признак монофизитства. Второе соглашение от 1990 года, регулирующее соглашение Шамбези от 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.
Сегодня практически невозможно вести доктринальный диалог с армянами, поскольку они не заинтересованы в доктринальных вопросах. В середине 1990-х годов, когда стало ясно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская православная церковь начала двусторонний диалог, но не со всеми нехалкидонскими церквями, а с каждой в отдельности. В результате были определены три направления двустороннего диалога Эфиопская церковь (это направление не получило развития). Этмиадинский диалог с католиками не затрагивал доктринальных вопросов. Армянская сторона готова обсуждать различные вопросы социального служения, пасторской работы, общественной и церковной жизни, но не проявила интереса к обсуждению доктринальных вопросов.
— Как монофизитство принимается в православной церкви сегодня?
— Через покаяние. Священники признаются в полном звании. Такова была древняя практика и так были приняты неохалкидониты во времена Вселенских Соборов.
Интервью архиепископа Олега Давиденкова с Александром Филиповым.
Читайте также:.
Христианство в Армении
Христианство начало проникать на территорию Армении на очень раннем этапе. Существует древняя благочестивая традиция, подробно изложенная в «Церковной истории» Евсевия Памфила и «Истории Армении» Мовсеса Холенациса, согласно которой еще при жизни Господа заболел армянский царь Авгар из династии Археидов. Он поведал о чудесах своего спасителя в Палестине и послал приглашение в его столицу, Эдессу.

