Азовская икона ПреСвятой Богородицы молитва

Самое детальное описание: азовская икона пресвятой богородицы молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

КОВЧЕГ СО СВЯТЫМИ МОЩАМИ

ИКОНЫ С ЧАСТИЦЕЮ МОЩЕЙ

Воскресение Христово с частицей Древа Животворящего Креста

Соборное богослужение 25 августа на Петровской площади Азова

Занятия начнутся с 15 сентября.

Родительское собрание пройдет 8 сентября в 11:20.

Режим работы культурно-просветительского центра в дни летних каникул

Празднование в честь Азовской иконы Божией Матери установлено

9 октября (26 сентября по старому стилю)

ИКОНОГРАФИЯ

На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695г.

Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л.Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.

Особенность иконографии — изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу — символы государственности.

Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже — конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне, а в правом нижнем углу — Кызыкермен с цитатой о Капернауме.

ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДОНСКИМ КАЗАКАМ

Храм в честь Азовской иконы Божией Матери был построен в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков.

Не только Царица Небесная, но и Святые Угодники Божии — Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец, которых так чтили и просили у них заступничества казаки, реально помогали в войне с турками. По свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби, на стороне казаков воевали два молодых и храбрых война в одежде ратной и с мечами и многих побивали солдат турецких, распластывая их пополам. Да и казаки замечали, что это дело рук Божиих, не было у них таких удальцов.

В дни приступов на крепость плакал образ Св. Иоанна Предтечи, а в первый приступ была полна «слез» Его лампада.

В разбитый и обескровленный Азов турки посылают предложение о выплате каждому казаку по 300 талеров чистого серебра и по 200 золотых арабских, лишь бы казаки отдали им пустое место Азовское. На что казаки ответили отказом. 307 израненных и обожженных защитника принимают решение выйти на рассвете в чистое поле и принять последний бой. Ночь перед боем была прощанием друг с другом и молитвой к Богу и обетом, кто жив останется – уйдет в монастырь молиться за павших и живых.

Ночью в сентябре 1641 г. потрепанное султановское войско бежало со страхом. Видели они тучу огромную черную, идущую со стороны Московии, а впереди воина в ратной одежде с мечем на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные.

Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула под страхом наказания было запрещено произносить даже слово «Азов».

Азовская икона Пресвятой Богородицы

Азовская икона Божией Матери

Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.

Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.

16-20 марта в Крыму — уникальный памятник русской иконописи икона «Знамение множества мира»

Икона XVIII века «Знамение множества мира» («Богоматерь Азовская») является уникальным памятником русской иконописи, доставлена специально из Москвы на торжественные мероприятия, посвященные второй годовщине воссоединения Крыма с Россией. Ее содержание – благодарность Святой Троице, Богоматери и святым за победы русского оружия и дарование мира.

Уникальную икону (1711 век) высотой более одного метра выставили в фойе здания крымского парламента для всеобщего обозрения. Первыми к ней приложились руководители Крыма: Полномочный Представитель Президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев, Глава Республики Крым Сергей Аксенов и Председатель Государственного Совета Республики Владимир Константинов.

Как сообщил корреспонденту РИА Новости (Крым) Никита Штыков, профессор Московского государственного университета печати имени А. Федорова, икона находится в частной коллекции в Москве и была специально доставлена в Крымна торжества, приуроченные ко второй годовщине воссоединения полуострова с Российской Федерацией. Икона, по словам Штыкова, является уникальным памятником русской иконописи, обладающей глубоким историко-богословским смыслом, знаменующей присоединение территорий Северного Причерноморья, включая Новороссию и Крым. «В иконе прямо указан смысл существования России – сдерживание зла и уменьшение его влияния», — отметил профессор Штыков.

Икона была написана в конце XVIII века и посвящена Ясскому миру (1792 г.), положившему конец войне между Россией и Османской империей. Договор закрепил за Россией всё Северное Причерноморье, включая Крым, усилил её политические позиции на Кавказе и Балканах. К России отошли земли между Южным Бугом и Днестром, по которому была установлена новая граница. На Кавказе восстанавливалась граница по реке Кубань. Турция отказывалась от претензий на Грузию и обязалась не предпринимать каких-либо враждебных действий против грузинских земель.

18-20 марта к иконе можно приложиться в Кафедральном Соборе святого благоверного великого князя Александра Невского в г. Симферополе.

Справка: Азовская икона Божией Матери написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735–1739 годов. Пресвятая Богородица изображена в рост с Младенцем Христом на лоне с молитвенно воздетыми вверх руками. Она представлена на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. В верхней части иконы, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. Слева и справа от Нее в молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор и Марк Печерские. Ниже – великомученик Георгий поражает копьем змия, символизирующего Оттоманскую Порту, справа – пешие и конные воины; на нижнем поле помещены вирши. В нижней части изображены освобождённые города и русские крепости на Азовском море – Азовская и Кизи-Кер-мен с подписями (Кизи-Кермен – турецкая крепость на правом берегу Днепра, захваченная войсками Б. Шереметьева в 1695 году), и на самом низу – подпись: «писалъ сей образъ Попъ Климентъ Макарьевъ». Иконография иконы восходит к прориси для гравюры, которая в 1914 хранилась в Историческом музее имени Александра III (в настоящее время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.

Существует два варианта иконографии Азовской иконы: с поясным и ростовым изображение Богоматери. Изучавший до революции историю Азовской иконы Божией Матери исследователь В. Борин пишет: «. икона писана несколько позднее взятия Азова Шейном при участии Петра I, т.е. после 1696 года . Исследуя икону, я нахожу на ней до трёх записей; из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было «поясное», а не «ростовое»; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери возвращались, когда возвращался политический интерес к Азову. И только во второй половине XVIII века. образ, надо полагать, остается уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком её находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II (1763–1796)».

Бытует версия о написании Азовской иконы в память явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев. Свидетельства божественной помощи казакам описаны в «Сказочной повести об Азове» А.С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. По свидетельству «Повести», во время осады появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей», Которая прогнала турок.

Есть и несколько другая информация от 1829 года: «. В 1711 году, возвращаясь с победой из Азова, Петр I служил молебен в Покровской церкви. Петр на этот раз останавливался в доме местного священника, который в память этого посещения написал «калеографическую» икону «Знамение Множества Мира», то есть Азовскую икону.

Азовская икона Божией Матери находится в Государственном Историческом музее в Москве. В настоящее время неизвестно, является ли она копией или оригиналом иконы.

Празднование Азовской иконы Божией Матери приходится на 10 сентября (28 августа по старому стилю).

Православные иконы обладают чудесными свойствами, которые не поддаются описанию. Икона Божьей Матери «Державная» относится к таким. Она является одной из самых почитаемых святынь на Руси.

Икона «Державная» выступает символом защиты всех православных христиан от зла. Ее чудотворная сила привлекает миллионы людей. Перед ней молитвы Богородице возносят все, кому нужна помощь и поддержка. Ее просят об избавлении от финансовых проблем, о здоровье родных и близких, молятся об обретении душевного спокойствия, о мире на всей Земле. Любая просьба, высказанная от чистого сердца и с добрыми намерениями, будет услышана. Сейчас эта святыня находится в Казанском храме Коломенского музея-заповедника.

«Богородице Дева! Тебе молимся и уповаем на защиту Твою и всемилость. Упаси нас, грешных, от болезней и скорбей душевных и телесных. Дай нам выздоровления скорейшего, нашим чадам, родителям и всем людям, под Небесами находящимся. Уповаем на Тебя, Богоматерь. Испроси у Господа нашего покровительства и помощи, а мы будем молить о вечном прощении и приближении душ к Царствию Небесному. Аминь».

«Святая заступница мира нашего! К тебе взываем! С открытыми сердцами и душами молимся перед ликом святым, уповая на защиту и покровительство. Не дай супостатам разрушить то, что по крупицам собирали мы, наши предки и пращуры. Избавь от лихих войн и захватчиков, вразуми их своей волей. Да не будет на всей Земле браней междоусобных, брат не пойдет на брата, прекратятся насилия и убийства. Да будет покой между ними. Вразуми и наставь на путь грешников сиих, дай ума неразумным, чтобы не оскорбляли они суть человеческую корыстью, злобой, мыслями неуместными. Укрой их от лукавого, что чернит души и не дает покоя. Дай нам чистого неба над головами, чтобы могли мы растить детей своих в мире и покое. Возносим Тебе молитвы наши праведные, от всего народа, каждого верующего. Да будет так во веки веков. Аминь».

«Богоматерь, дева невинная! Во чреве твоем созрел плод и вышел из тебя, даруя нам спасение и милость вечную. Твоя любовь искренняя, вера праведная и нам, грешным, перейдет. Зажги в груди нашей свет любви истинной, светлой и чистой. Ниспошли нам милость свою в поиске суженого, небесами на всю жизнь посланного. Дай нам прожить в мире и благочестии со своими любимыми, дай возможность зачать и родить потомство здоровое. Да принесем мы его Господу на поклон, защиту и покровительство. Пред тобой, «Державная», головы покорно склоняем, прося милости безграничной. Аминь».

«Святой милостью Твоей не надышимся, о Пречистая Богородица! Молим тебя о заступничестве. Беды лихие вошли в нашу жизнь незваные, непрошеные. Избави нас от алчности, злобы и зависти. Искорени в душах черноту, нас отравляющую. Да и мы простим всех, нас обидевших. Уповаем на волю Господа, справедливый суд совершающего. В его милости наказать грешников и даровать прощение праведникам. Направь на нас свой взор, помоги своей любовью безграничной, избавь и от долгов, и от мыслей грешных. Аминь».

Каждый просящий должен искренне раскаиваться в своих грехах, быть честным перед собой, ибо несет он ответ перед Господом за все свои деяния. Молитесь не только о себе и своих родственниках, но и обо всех живущих, праведных и грешных. Сила молитвы способна очистить каждое сердце, направить помыслы в нужное русло и дать возможность исцелиться от множества болезней, скорбей и печалей. Желаем вам мира и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Азовская икона Божией Матери. Галерея икон.

Икона написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов.

Пресвятая Богородица изображена на фоне двуглавого орла – герба Российской империи: святой великомученик Георгий Победоносец поражает змия, символизирующего Турцию.

По сторонам от Богородицы расположены святые молитвенники за землю русскую, внизу – русское воинство.

Видео (кликните для воспроизведения).

В нижней части изображены освобождённые города и русские крепости на Азовском море.

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Коневской»

О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со Предстоящим купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему Матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силою укрепляя к Творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных, да сотворит нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою Святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

Статья опубликована участником [tol] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.

Богородицу глубоко почитают и любят все христиане. Неудивительно, что ее образы по всей земле являли чудеса исцеления.

Иконы Пресвятой Богородицы встречаются верующими с огромной любовью и почтением. О силе Ее наслышаны многие, другие лично лицезрели чудеса, исходящие от каждого образа Пречистой Девы. Чудотворные иконы Богоматери украшают многие храмы. К ним относится и Азовская икона Божией Матери, которая имеет огромное значение для христианского народа. Перед ней молятся многие люди, относясь к ней со всем уважением и трепетом.

Данная икона хоть и похожа на аналогичные святыни Божией Матери, но появилась не чудесным образом. Она была написана в честь битвы на войне против турков, дабы показать последователям православной веры, насколько сильно может быть покровительство Богородицы. Битва длилась с 1735 по 1739 год и проходила на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.

Икона Божией Матери являлась на многих битвах и служила в качестве талисмана на всех сражениях былой войны. Как известно, Богоматерь была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море. Иконописец изобразил на холсте Деву Марию, которая и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А только что написанная Азовская икона прославилась во всем мире и продолжила сохранять и приумножать веру людей.

Самую первую Азовскую икону Божией Матери сейчас трудно найти. Ей выпал тернистый и сложный путь. Но, к счастью, было написано большое количество списков со святыни, которые сохранились и по сей день. Их можно найти во многих церквях нашей страны. К примеру, благочестивую и самую раннюю фреску можно встретить в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы.

На заднем плане изображен двуглавый орел. Также мы видим змея, который является символом Турции и напоминает нам историю Георгия Победоносца: некогда христианский святой пронзил искусителя своим мечом. Снизу от Матери Божией нарисовано русское войско, города, которые уже освобождены от нападок Турции, и крепости Азовского моря, охраняемые Божьей Матерью. Икона пропитана русской символикой, что добавляет ей уникальности.

Азовская икона Божией Матери символизирует защиту и справедливость. Перед ней молятся о мире в стране, о защите от нападок врагов и чужеземцев, от ссор и бед в доме и семье, о сохранении жизни своей и своих близких. Также икона помогает избавиться от различных болезней души и одержимости.

Официальное празднование приходится на 10 сентября и сопровождается богослужениями в честь Азовской иконы Божьей Матери.

«О, Дева Пресвятая! Владычица мира земного и небесного! Молюсь тебе и помощи твоей прошу. Будь же заступницей моей до конца дней моих, отгони врагов от меня, от города нашего и страны нашей! Изгони злые силы, что сидят внутри меня, исцели от болезней и очисти душу мою грешную! Помолись за меня перед Господом Богом, ибо ты стоишь на Небесах рядом с Ним и с Сыном Его Иисусом! Дай мне веры и сил, ниспошли свое благословение. Да буду славить имя твое во веки веков. Аминь».

Полезно дополнять ваш красный уголок новыми иконами, которые станут покровителями и заступниками вашего личного счастья, здоровья родных и благополучия дома. Отмечайте для себя Божьих Угодников, поддержка которых необходима вам в трудный час, и молитесь подле их образов. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

В 1696 году, после победы под Азовом, настоятель Болдинского ТроицеИльинского монастыря в Чернигове архимандрит Лаврентий (Крщанович) с братией преподнес царю Петру I Ильинскую Черниговскую икону Богоматери. На иконе помещены: изображение Азовской иконы, расположенное внизу, над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск; схематичный план города-крепости и аллегорическая фигура Времени (в центре); крестный ход из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемый Патриархом Московским Адрианом (справа).

Эта икона хранится в Музее истории религии (С. -Петербург). Другая икона того же времени и подобной иконографии хранится в Государственной Третьяковской галерее (по данным Православной энциклопедии). К произведениям на эту же тему следует отнести и гравюру Л. Тарасевича на фронтисписе Киево-Печерского патерика Лаврского издания 1702 года.

Исследователи называют еще несколько важных дат в связи с Азовской иконой. В. Борин, еще до революции изучавший Азовскую икону Божией Матери (из Исторического музея имени Императора Александра III), писал: «. Я полагаю, что икона писана несколько позднее взятия Азова Шеиным при участии Петра I, т. е. после 1696 года. Исследуя икону, я нахожу на ней до трех записей. »

Историки, исследующие Азовские походы, утверждают, что есть основания говорить о присутствии Азовской иконы (или ее прообраза) в русском войске во время второго Азовского похода.

Оставляя этот вопрос специалистам, отметим, что длительное религиозно-философское и историческое осмысление «восточного вопроса» в связи со стремлением России вернуться в Северное Причерноморье, в Подонье, на берега Азовского и Черного морей объясняет существование нескольких вариантов образной трактовки иконы. Так, В. Борин отмечал, что икона Азовской Божией Матери (из Исторического музея) имеет такую же общую композицию, как и рассмотренная выше пропись, но с некоторыми особенностями: во-первых, отсутствуют некоторые священные тексты; во-вторых, Богоматерь изображена во весь рост стоящей на облаках, двуглавый орел имеет значительную величину и горизонтально распростертые крылья; в-третьих, имеется дополнительный рифмованный текст. Надписи на иконе почти тождественны надписям, имеющимся на прописи.

Но вернемся к Покровской церкви села Анхимово Вытегорского уезда.

Азовская икона Божией Матери из церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

В трудах научной конференции, посвященной народной культуре Русского Севера, читаем: «Уникальным образцом работы вытегорского иконописца первой половины XVIII в. является в собрании Вытегорского музея икона Богоматери «Знамение» Азовская из многоглавой Покровской церкви Вытегорского погоста (с. Анхимово). По церковному преданию, эта икона написана священником Покровской церкви в память о посещении храма и дома этого священника императором Петром Великим при проезде его в Архангельск в 1711 г. Икона является своеобразным живописным апофеозом побед Петра I над турками в 1695 – 1696 гг.

. На нижнем поле иконы имеется авторская надпись «1729 году марта в 30 день писалъ сий образ попъ Климентъ Макарьевъ». Судя по высокому уровню исполнения композиции, рисунка и письма иконы, священник Климент Макарьев был профессиональным иконописцем, что, впрочем, не было большой редкостью на Русском Севере, и, возможно, был выходцем из Белозерска. В качестве образца для мемориальной иконы он, очевидно, использовал прорись или гравюру с более раннего произведения, исполненного кем-то из московских живописцев (известно, что в 1696 г. в росписи кораблей петровского флота, готовившихся к Азовскому походу, участвовали живописцы Московской Оружейной палаты Василий Познанский, Алексей Печкин, Киприан Умбрановский, Денис Щербаков, Савин Мелентьев, Иван Федоров, Артемий Сазонов, Никита Полосухин, Петр Золотой и Дмитрий Балашов — ученики Ивана Безмина)» .

В сохранившихся метриках 1887 года, собранных Академией художеств, есть сведения по Олонецкой епархии, в том числе и по церквам Кижского погоста, и по Покровской церкви близ Вытегры.

Из материалов метрики для получения верных сведений о древнеправославных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах:

«. Вытегорский погост Вытегорского уезда Олонецкой губернии. Покровская церковь. Из древних икон заслуживают внимания по оригинальности следующие:

На этот раз из уст двуглавого орла исходит следующий глас: «И ты, Капернаум, до небес вознесыйся, низвержен еси Кизик-Армен». На левой стороне иконы, также внизу, изображено следующее: на белом коне едет воин вооруженный, под ногами коня его находится дракон, которого воин убивает копьем. Из уст двуглавого орла исходят следующие слова: «Наступиши и попереши льва и змия». Под драконом изображен вид города с надписью на верху его: «Паде, паде, великий град Вавилон, Азов». Икона помещена в отличной позолоченной раме и сохраняется как древность с уважением.

Азовская икона Божией Матери — сакральный, почитаемый и очень интересный с историко-философской точки зрения образ известен по всей России, хотя у него еще нет четко выработанной и аргументированной богословской и исторической трактовки. Толкование текстов (в том числе библейских) на иконе Божией Матери — это, безусловно, богословская задача. Историк может, несомненно, предложить в помощь богослову исторические комментарии. Но историк должен также подчеркнуть: несколько поколений наших предков принимали Азовскую икону — каждая надпись на ней есть указание на истинный путь России.

Петр I после взятия Азова в своих письмах и реляциях не скрывал радости. Какое впечатление взятие Азова произвело на народ, можно уяснить из сказания и народной песни на взятие Азова; эта радость отразилась и в иконе Азовской Божией Матери, особенно в ее священных текстах.

Взятие Азова было весьма значительным событием для всех русских людей; оно наконец-то увенчало успехом долгую историю походов донских казаков и крымских походов князя В. В. Голицына, поддержанных запорожскими и малороссийскими казаками.

Разрушительная сила Османской империи сокрушила Византию, уничтожила великое наследие и сами корни средиземноморской цивилизации в ее колыбели, в Малой Азии. Разрушению подверглись христианские святыни, и поэтому Османская империя стала символом Зла. Это Зло опрокинуло устои цивилизации, давшей жизнь первым формам государственности на территории «Скифского квадрата». В Азовской иконе прямо указан смысл существования России — сдерживание зла, уменьшение его власти.

Эту миссию Россия стремилась выполнять ранее, стремится выполнять ее и сегодня, как показали события в Южной Осетии летом 2008 года, где силам зла впервые в мировой истории удалось столкнуть в вооруженном конфликте четыре православных народа!

Закулисную сторону этих событий можно понять, только встав на православную точку зрения, только приняв историческую миссию России.

Азовская икона является единственной и своеобразной композицией, отразившей наступивший после Азовских походов недолгий мир. Покровительница, Зиждительница мира — таковой, по мысли благочестивого иконописца, является Богородица. Своим предстательством со святыми, предстоящими в молении «о мире всего мира», икона символически выражает «мир миров». Такова высокая идея, заложенная в иконе.

На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695 г. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии — изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу — символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже — конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши. В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне,а в правом нижнем углу — Кызыкермен с цитатой о Капернауме.

Источник: Глава из книги :Святая Русь: под Покровом Пресвятой Богородицы / Б. Н. Кузык. — М.: Институт экономиче ских стратегий, 2009.

(празд. 28 авг.), почитание начинается при царевне Софье Алексеевне, со времени начала русско–турецкой войны в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии — изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу — символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже — конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Богоматери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией царю Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение А. и., расположенное над топографической картой-планом дислокации рус. и тур. войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского мон-ря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, С.-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.

О Пресвятая Дево, Матерь Господа Вышняго, Заступнице и покрове всех к Тебе прибегающих!

Призри с высоты святыя Твоея на мя грешнаго, припадающего ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, Всех скорбящих Радосте, услыши и мя скорбнаго; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и мою печаль; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, Взыскание погибших, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступнице и о жизни вечней пред возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210 ´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

Особенностью этой иконы (размер ок. 200 ´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX — нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210 ´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям ( Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского). Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря. игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

Видео (кликните для воспроизведения).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. ( Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь. ». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова), пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Азовская икона ПреСвятой Богородицы молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here