Бог не отвечает на молитвы

Самое детальное описание: бог не отвечает на молитвы специально для посетителей нашего ресурса.

– Геронда, что такое печать Агнца?

– Ну а что за печать у Христа? При Крещении священник крестообразно помазывает лоб христианина святым миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго». Впоследствии всякий раз, когда христианин осеняет себя крестным знамением, он поклоняется спасительной Страсти Господней и призывает крестную силу, иже есть сила крестной смерти нашего Христа. Говоря: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею», мы призываем силу крестной жертвы Господа. Поэтому крест обладает великой силой. Например, началась гроза. Сверкают молнии, и в большой железный крест на колокольне тоже может ударить молния. Однако, если стоящий под этим железным крестом христианин имеет на себе вот такой маленький крестик и говорит. «Кресте Христов, спаси мя силою твоею», то молния ему не повредит. В первом случае действуют природные законы: молния попадает в крест и сбивает его на землю. Во втором случае такой вот малюсенький крестик хранит верующего человека, призвавшего на помощь силу Креста.

– Геронда, почему, несмотря на то, что я прошу о чем-то с верой, Бог не дает мне этого?

– Ты веруешь и просишь, но если у тебя нет смирения или же есть предрасположенность к гордости, то Бог не дает просимого. Можно иметь веру не только с «горчичное зерно» (Мф. 17:20. Лк. 17:6), но и с килограмм горчицы, но если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу. Если есть гордость, то вера не действует.

Если человек идет по жизни с верой, без сомнения и просит помощи Божией, то с ним потихонечку начинают происходить чудесные события: сначала маленькие, потом побольше, и он становится более верующим. Переживая на себе божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не трогает их умом, а переживает в действительности. Его вера постоянно умножается, поскольку он движется в ином пространстве, в области божественных событий. Однако для того, чтобы опытно пережить тайны Божии, должно совлечься ветхого человека и некоторым образом вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь незлобие и простоту для того, чтобы твоя вера была незыблема. Надо, безусловно, веровать в то, что нет ничего такого, что не мог бы сделать Бог. И знаешь, как ты будешь тогда страдать, слыша, что кто-то не верует или сомневается в чем-то, имеющем отношение к помощи Божией?

– Геронда, если человек верует, то может ли он молитвой изменить течение каких-то событий?

– Если иметь великую веру, то можно изменить многое. Даже если построить дом посреди русла горной реки и сверху на него понесется бурный поток, то этот поток повернет вспять, если у человека есть многая вера и он горячо попросил об этом Бога. Однако он должен иметь такую веру, что, услышав о каком-то чуде (что, к примеру, море пересохло, его перепахивают тракторами, а рыбу вывозят на грузовиках), он поверил бы этому. Смотреть, так ли это, он даже и не пойдет. Даже живя в сотне метров от моря и не видя из дома, что происходит, он не пойдет проверять, правда ли это, потому что он не сомневается. Он знает, что для Бога возможно все, что божественная сила не ограничивается ничем, и поэтому ничто сверх того его не интересует. Такая у него вера. Только истинно верующий человек воистину живет и есть действительно человек Божий.

– Геронда, меня мучают грязные сны.

– Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву. Чем большее значение ты будешь придавать снам, тем чаще будет приходить враг и тебя искушать. Диавол показывает свои сны не только взрослым людям, но и детям. Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит.

– Геронда, а если во время сна ты чувствуешь непонятную душевную тяжесть, что это?

– Иногда причиной такой тяжести может быть тревожное состояние, в котором человек живет днем, или испытываемые им различные страхи, подозрения и тому подобное. И конечно, все это может использовать тангалашка. Он способен перетасовать эти страхи, тревоги и подозрения в любой комбинации, только бы ввести человека в смятение. А часто человек спит настолько чутко, что думает, что он не спит и молится о том, чтобы эта тяжесть, которая сдавливает даже его дыхание, ушла.

А иногда бывает и такое: диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне. Однажды он явился одному больному во сне в виде Святого Арсения Каппадокийского и сказал ему: «Я – Святой Арсений. Я пришел сказать тебе, что ты умрешь. Ты меня слышишь? Ты умрешь!» Человек пришел в ужас. Но Святой никогда не говорит подобным образом. И даже если больному действительно предстоит умереть и ему является Святой, чтобы предупредить его о смерти, то он скажет об этом по-доброму: «Бог увидел, как ты мучаешься, и поэтому Он заберет тебя из этого мира. Постарайся приготовиться». Святой никогда не скажет больному: «Ты меня слышишь? Ты умрешь!»

– Геронда, а может ли человек понять из своих снов, что некие события произойдут в действительности?

– Нет, снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения. Снов, происходящих от Бога, бывает очень немного, но, для того чтобы истолковать даже такие сны, нужно иметь чистоту и другие необходимые предпосылки – подобно праведному Иосифу (Быт. 37, 5–11) и пророку Даниилу, которые имели Благодать от Бога. «Я, – сказал Даниил Навуходоносору, – расскажу тебе и о том, какой сон ты видел, и о том, что он значит» (Дан.2:25–46). Но какого состояния достиг пророк Даниил! Он сидел вместе со львами во рву, и львы, несмотря на то, что были голодны, не трогали его (Дан. 6, 16 и ниже). Когда Аввакум привез Даниилу пищу, тот сказал: «Неужели Бог вспомнил обо мне?» (Дан. 14, 30–42) Да уж если бы Бог не помнил о пророке Данииле, о ком бы Он тогда помнил?

– Геронда, а некоторые люди не видят снов.

– И хорошо, что не видят! Не тратят денег ни на билеты, ни на бензин! Во сне за одну минуту можно увидеть события, которые в действительности продолжались бы несколько часов или несколько дней. Потому что во время сна время упраздняется. Вот отсюда-то человек и может понять слова псалма: «. ты́сяща ле́т пре́д очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко де́нь вчера́шний, и́же ми́мо и́де..» (Пс.89:5).

Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в
молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
(Марка 11,24)

Наверное, каждый человек, как верующий, так и атеист, как православный, так и мусульманин, хоть раз в своей жизни, слышал слова апостола евангелиста Матфея:

«Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам»

С одной стороны, эти слова нас всех вдохновляют и ободряют, но случается, что эти же слова вводят в сомнение и искушение.

Порой нам становится так тяжело нести свой крест, так невыносимо трудно и больно, что мы задаемся вопросом: почему Бог не отвечает на молитвы, слышит ли Бог наши молитвы?

Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7,7)

Нам неизвестно имя священника, который оставил нам в наследие поистине великий труд – книгу «День за днем», которая, однажды попав в руки Императрицы Александры Федоровны, стала ее настольной книгой, укрепившей её в страшные времена скорби и мученичества.

Этот священник в своем труде пишет так:

«Кто не приходил ко Христу со своей тяжелой ношей, кто не взывал к Нему среди глубокой скорби и кому не казалось порой, что Господь молчит, не внимая его мольбам?…

Когда нам не дается то, о чем мы просим всею душою; когда мы не находим то, чего ищем, когда мы стучим в дверь, и она остается закрытою. Нам кажется тогда, что Господь так далеко отошел от нас, что до Него не доходит наш молитвенный вопль. Ничего нет ужаснее этого чувства отчуждения и, удаления от Господа».

Ведь сказано в Священном Писании:

Вспомним же, что и на этот случай Господь и Учитель наш, указал нам путь к смирению и обретению спокойствия духа в скорби:

«И находясь в борении, прилежнее молился»

Ведь там, в Гефсиманском саду, великая скорбь и тоска посетили Иисуса Христа, и взмолился он о миновании этой скорби.

«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»

При этом мы видим, что молитва Сына Божия была неразрывно связана со смирением, с чувством полной покорности воле Отца:

Ведь не дано нам знать произволения Господа нашего о нас, не знаем мы, что лучше для нас. Не знаем мы и того, какую пользу может принести нам или другим людям наше горе, не знаем мы и того, чего бы мы могли лишиться, если бы эти скорби нас миновали.

Возможно в отсутствии этой покорности, этого смирения и полного принятия воли Божией и кроется ответ на вопрос: почему Господь не слышит мои молитвы?

Эту же мысль высказывает архимандрит Андрей (Конанос). Он говорит, что

Мы должны перестать надеяться на свои силы, деньги, друзей, ум, красоту, возможности, когда отчаяние так глубоко, что никто не может помочь, только Господь, вот тогда начинает совершаться должная молитва к Богу.

Но, дойдя до полной безнадежности человек часто отчаивается, не дойдя буквально ступень до того, что бы услышать ответ Любящего Отца. Чтобы понять, о чем речь, вспомним Евангельский сюжет:

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала:

“Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час”

Что происходит? Ведь в этом отрывке мы видим, что она просит у Бога об исцелении дочери, Он ей не отвечает, отвергает ее, обижает, остается глух к ее стенаниям, кажется, лишает последней надежды, но она вместо того, что бы отчаяться, смиренно принимает все и продолжает мольбу!

Тогда сам Господь приклоняется к ней, отвечает на ее мольбу:

«О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час»

Спросим себя, а можем ли мы с такой же верой и настойчивостью молиться, невзирая ни на что, невзирая на кажущееся нам молчание Бога?

Или же мы опускаем руки, впадаем в уныние и начинаем роптать, приступая к небесам с вопросом: почему Бог меня не слышит?

Вернемся же к молитве Спасителя и задумаемся: была ли она услышана? Без сомнения. Сын Божий получил укрепление и помощь, и хотя горькая чаша испытаний не миновала Его, Отец Небесный дам Ему силы принять этот крест и пронести его до конца.

Будем же и мы уверены в том, что

Бог всегда нас видит, слышит наши молитвы.

И, несмотря на то, что сегодня нам кажется, что Создатель нас не слышит, обязательно придет время, кода свет Господень озарит нас и даст нам понять, что молитва наша услышана.

Придет время и Господь даст нам понять, что молитва наша услышана

Почему Бог не слышит наши молитвы? [Евангелие дня]

Что же, так бывает: нехристиане в рамках своих религий просят о чем-то — и получают ответ. Как это понять с христианской точки зрения?

Речь может идти о трех разных явлениях — сверхъестественном вмешательстве со стороны истинного Бога; вмешательстве со стороны бесов; событиях, которые не являются сверхъестественным вмешательством вообще, но интерпретируются молящимся таким образом.

Может ли истинный Бог — Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа — милостиво отвечать на молитвы иноверцев? Да. Все люди являются Его творениями, на всех простирается Его милосердная забота, как сказано в Евангелии, Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45).

Мы все, христиане и нехристиане, живем, и движемся, и существуем милосердной любовью Бога. Как-то я видел документальный фильм об африканце, который подсел на какой-то местный наркотик и пришел в совершенно жалкое состояние. Он, как и все его окружение, был мусульманином и, видя перед собой скорую и неизбежную смерть, отчаянно взывал к Аллаху. В итоге он оставил наркотик и исправил свою жизнь. Если человек умолял своего Создателя о помощи и получил ее, нас это не должно смущать, даже если с представлениями этого человека о Создателе и Его Откровении мы не согласны.

Является ли милосердная помощь Создателя подтверждением, что люди веруют в него правильно? Нет, конечно. Из того, что Бог снисходит к заблуждающихся людям, никак не следует, что Он одобряет их заблуждение. Многие из нас могут вспомнить проявления Его заботы — в том числе Его ответы на молитвы, — когда мы были еще далеки от правой веры.

Другое дело, что будет разумно предположить, что Божественное вмешательство будет вести человека по направлению к истине, а не от нее, и тут очень важны конкретные обстоятельства, поскольку Промысл Божий имеет к каждому творению индивидуальный подход.

Бывает и другое — люди интерпретируют обычный ход событий как результат сверхъестественного вмешательства.

Допустим, японская студентка помолилась у синтоистского святилища, прося об успешной сдаче экзаменов, — и сдала их успешно. Но для этого и не нужна была сверхъестественная помощь — может, она просто добросовестно училась.

Возможно и более пугающее явление, когда люди просят (и получают) помощи у падших духов. В Мексике существует культ Святой Смерти, Santa Muerte. В святилищах этого культа стоит нечто, что издалека можно принять за обычную для Латинской Америки статую Мадонны, вот только, подойдя поближе, можно обнаружить, что вместо лика Мадонны на поклонников смотрит череп.

Этот культ популярен у наркоторговцев, воров, проституток и других представителей городского дна, живущих в постоянном конфликте с законом, среди жестокости и разврата. С одной стороны, они ищут утешения и потусторонней помощи, с другой — не хотят обращаться к традиционной Церкви, потому что Церковь потребовала бы первым делом оставить их образ жизни.

Люди рассказывают о помощи, которую они получили от «Святой Смерти», — кому-то она помогла найти адвокатов, чтобы спастись от тюрьмы и продолжить торговать наркотиками, кто-то умолил ее отомстить обидчикам из конкурирующей банды, так что они вскоре были убиты в ходе разборок, кто-то полагается на ее покровительство, когда переправляет партии наркотиков на север, в Соединенные Штаты. Увы, трудно сомневаться, что за «божеством», помогающим людям идти по пути греха и беззакония, стоят бесы, желающие им погибели.

Таким образом, ответы на молитвы нехристиан не указывают на истинность их верований.

Но для нас важно и другое: хотя Бог приходит нам на помощь во всех обстоятельствах нашей жизни, Его цель не в этом. Еще блаженный Августин говорил, что отличие язычников от христиан в том, что вся языческая практика направлена на решение посюсторонних проблем — люди выпрашивают у своих богов здоровья, богатства, успехов в любви и на войне, в то время как христиане ищут жизни вечной и блаженной.

Для нас Бог — не тот, кто решает (эффективно или нет) наши земные проблемы, причем именно так, как мы этого хотим и ожидаем, а Тот, Кто делает нас новыми людьми, приготовляя нас для вечной радости. Для нашего вечного спасения Богу нужно изменить не обстоятельства вокруг нас, а нас самих.

Поэтому сделал ли Бог по-моему, вмешался ли Он в ситуацию так, как я хотел — это совершенно не критерий истины. Вера означает, что мы доверяемся Богу и хотим, чтобы Он изменил нас, а не пытаемся использовать Его в своих целях.

Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в
молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
(Марка 11,24)

Наверное, каждый человек, как верующий, так и атеист, как православный, так и мусульманин, хоть раз в своей жизни, слышал слова апостола евангелиста Матфея:

«Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам»

С одной стороны, эти слова нас всех вдохновляют и ободряют, но случается, что эти же слова вводят в сомнение и искушение.

Порой нам становится так тяжело нести свой крест, так невыносимо трудно и больно, что мы задаемся вопросом: почему Бог не отвечает на молитвы, слышит ли Бог наши молитвы?

Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7,7)

Нам неизвестно имя священника, который оставил нам в наследие поистине великий труд – книгу «День за днем», которая, однажды попав в руки Императрицы Александры Федоровны, стала ее настольной книгой, укрепившей её в страшные времена скорби и мученичества.

Этот священник в своем труде пишет так:

«Кто не приходил ко Христу со своей тяжелой ношей, кто не взывал к Нему среди глубокой скорби и кому не казалось порой, что Господь молчит, не внимая его мольбам?…

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда нам не дается то, о чем мы просим всею душою; когда мы не находим то, чего ищем, когда мы стучим в дверь, и она остается закрытою. Нам кажется тогда, что Господь так далеко отошел от нас, что до Него не доходит наш молитвенный вопль. Ничего нет ужаснее этого чувства отчуждения и, удаления от Господа».

Ведь сказано в Священном Писании:

Вспомним же, что и на этот случай Господь и Учитель наш, указал нам путь к смирению и обретению спокойствия духа в скорби:

«И находясь в борении, прилежнее молился»

Ведь там, в Гефсиманском саду, великая скорбь и тоска посетили Иисуса Христа, и взмолился он о миновании этой скорби.

«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»

При этом мы видим, что молитва Сына Божия была неразрывно связана со смирением, с чувством полной покорности воле Отца:

Ведь не дано нам знать произволения Господа нашего о нас, не знаем мы, что лучше для нас. Не знаем мы и того, какую пользу может принести нам или другим людям наше горе, не знаем мы и того, чего бы мы могли лишиться, если бы эти скорби нас миновали.

Возможно в отсутствии этой покорности, этого смирения и полного принятия воли Божией и кроется ответ на вопрос: почему Господь не слышит мои молитвы?

Эту же мысль высказывает архимандрит Андрей (Конанос). Он говорит, что

Мы должны перестать надеяться на свои силы, деньги, друзей, ум, красоту, возможности, когда отчаяние так глубоко, что никто не может помочь, только Господь, вот тогда начинает совершаться должная молитва к Богу.

Но, дойдя до полной безнадежности человек часто отчаивается, не дойдя буквально ступень до того, что бы услышать ответ Любящего Отца. Чтобы понять, о чем речь, вспомним Евангельский сюжет:

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала:

“Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час”

Что происходит? Ведь в этом отрывке мы видим, что она просит у Бога об исцелении дочери, Он ей не отвечает, отвергает ее, обижает, остается глух к ее стенаниям, кажется, лишает последней надежды, но она вместо того, что бы отчаяться, смиренно принимает все и продолжает мольбу!

Тогда сам Господь приклоняется к ней, отвечает на ее мольбу:

«О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час»

Спросим себя, а можем ли мы с такой же верой и настойчивостью молиться, невзирая ни на что, невзирая на кажущееся нам молчание Бога?

Или же мы опускаем руки, впадаем в уныние и начинаем роптать, приступая к небесам с вопросом: почему Бог меня не слышит?

Вернемся же к молитве Спасителя и задумаемся: была ли она услышана? Без сомнения. Сын Божий получил укрепление и помощь, и хотя горькая чаша испытаний не миновала Его, Отец Небесный дам Ему силы принять этот крест и пронести его до конца.

Будем же и мы уверены в том, что

Бог всегда нас видит, слышит наши молитвы.

И, несмотря на то, что сегодня нам кажется, что Создатель нас не слышит, обязательно придет время, кода свет Господень озарит нас и даст нам понять, что молитва наша услышана.

Придет время и Господь даст нам понять, что молитва наша услышана

Почему Бог не слышит наши молитвы? [Евангелие дня]

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать (Лука 18:1)

Христос учил своих учеников, что им “должно всегда молиться и не унывать”. Читая эти стихи в Библии, можно прийти к выводу, что у нас могут быть моменты в жизни, когда мы можем испытывать уныние в душе. Греческое слово ἐκκακέω также переводится как “падать духом”. Почему мы чувствуем уныние в нашей душе? Почему Христос упомянул уныние вместе с молитвой? Может, одна из причин нашего уныния состоит в том, что иногда мы молимся продолжительное время, но не слышим ответа от Бога? Мы можем молиться неделю, месяцы, и годы, и не видеть ответов на наши молитвы. Когда мы не видим ответов долгое время на наши молитвы, то мы начинаем падать духом. И именно об этом состоянии Христос предупреждает нас. Что надо делать, когда ты чувствуешь уныние в своей душе? Молиться дальше и не останавливаться. Христос показывает, что у нас есть два пути — если мы молимся, то мы сможем победить уныние, если мы не молимся, то уныние может одолеть нас.

Чтобы мы лучше поняли, что здесь имеется в виду, Христос приводит нам в пример притчу, которая указывает нам на важность постоянства в молитве. Эта притча о вдове и неправедном суде. Вдова была незащищенной женщиной, которою кто-то тревожил, и, скорее всего, тревожил несправедливо. Она пошла к судье, потому что его работой было защищать тех, с которыми поступают несправедливо. Но, к большому сожалению, этот судья был неправедным. Писание дает две характеристики этого судьи: “хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,” — первое, он не боялся Бога и второе: у него не было заботы о людях, он делал, что хотел и не стыдился этого перед людьми, которых обижал или неправильно судил. Этот судья “долгое время не хотел” вступиться за эту вдову, но эта женщина продолжала приходить к нему и просить о помощи. Своей настойчивостью она добилась того, что он заступился за нее.

Какой урок мы можем взять для себя из этой притчи? Что если мы чего-то хотим, то нам нужно об этом молиться и мы сможем упросить Бога, чтобы Он нам дал то, о чем мы просим? Конечно, нет! Вдова просила судью сделать то, что было правильным и то, что было частью его работы. Наши молитвы должны быть построены на слове Божьем, а не на наших грешных желаниях и амбициях. Например, молитва о покаянии близких является библейской молитвой, но молитвы о лодке для развлечения, которая стоит несколько миллионов долларов, может быть, мотивированы не духовными желаниями, а плотскими.

Иисус говорит: “Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре”. Если судья неправедный, который не боялся Бога и не любил людей мог ответить, благодаря постоянство вдовы, то тем более наш Небесный Отец, который Заботлив и Свят, Который свою любовь к человечеству проявил в том, что отдал своего единственного Сына в жертву за наши грехи, не ответит нам на наши молитвы? Мы часто сталкиваемся с тем, что Бог не сразу отвечает на наши молитвы. В наших глазах Он не отвечает, а в Божьем плане этот так называемое промедление может как раз и быть ответом. Потому что, не получив ответ сразу, наша вера и доверие к Нему может расти и укрепляться. Мы вынуждены использовать наши “духовные мускулы”, чтобы получить ответ, о котором мы молимся.

Прекрасным примером человека, постоянным в своей молитве, является Джордж Мюллер, который был мужем веры и молитвы. Он молился за двух сыновей друга в течение тридцати шести лет каждый день! Какой прекрасный пример постоянства в молитве! Молиться тридцать шесть лет за чужих детей и в конце Mюллер не получил свой ответ при жизни: один покаялся на его похоронах, а другой спустя некоторое время позже. Мюллер также вел дневник, куда он записывал все свои ответы на молитвы. В итоге у него накопилось около 30,000 ответов Богом на его молитвенные нужды! Пусть этот прекрасный пример постоянства в молитве этого человек послужит нам для вдохновения в продолжении молитвенной борьбы, на которою мы не получали долгое время ответа. Вот цитата из дневника Мюллера, где он сам свидетельствует об этом:

Я ничуть не преувеличу, если скажу, что за пятьдесят четыре года и девять месяцев, что я верю в Господа Иисуса Христа, мне довелось видеть тридцать тысяч ответов на молитву, пришедших в тот же самый час или в тот же самый день… Но не думайте, что Бог вот так, немедленно отвечал на все мои молитвы. Нет, далеко не на все. Иногда мне приходилось ждать ответа целые недели, месяцы или годы… В ноябре 1844 года я начал молиться за обращение пяти человек. Я молился каждый день, без единого перерыва, будучи больным или здоровым, на суше и на море, какими бы напряжёнными и занятыми ни были мои дни. Прошло восемнадцать месяцев, прежде чем первый человек из этих пяти обратился к Богу. Я поблагодарил Господа и продолжал молиться за остальных. Через пять лет обратился второй. Я поблагодарил Бога за второго и продолжал молиться за оставшихся троих. Я молился день за днём, и прошло ещё шесть лет, прежде чем покаялся третий. Я поблагодарил Бога за этих троих и продолжал молиться за остальных двоих. Они остаются неверующими и по сей день. Человек, которому Бог, по богатству Своей благодати, десятки тысяч раз отвечал на молитву в тот же час или в тот же день, уже тридцать шесть лет молится о спасении этих двоих, но они так и остаются не спасёнными.

Итак, стоит ли продолжать молиться, если Бог не отвечает? Да, стоит, если мы знаем, что то, о чем мы молимся, основано на Слове Божьем. Даже если мы не видим результатов и ответов, мы должны быть неотступными, как бедная вдова, и постоянны, как Джродж Мюллер. Мы также должны помнить, что не на все наши молитвы Бог ответит сразу, как это было в жизни Джордж Мюллера. Да поможет нам Бог быть постоянными в наших молитвах.

Кто составил утреннее и вечернее молитвенные правила, как выкроить время на сосредоточенную и вдумчивую молитву? На эти и другие вопросы отвечает митрополит Антоний (Паканич), Управляющий делами УПЦ.

– Владыко, у многих людей, в том числе и среди верующих, порой возникает вопрос: зачем нужны утреннее и вечернее правила?

– Если мы верим в Бога, то вся наша жизнь должна быть наполнена Его присутствием. Верить в Господа – значит доверять, постоянно помнить о Нем, всегда открывать Ему свое сердце. И, конечно же, самым главным проявлением нашей жизни в Боге является молитва. Те, кто мало знаком с церковной жизнью, обычно думают: молитва – определенная обязанность, налагаемая на человека. Ее часто воспринимают как бремя или долг, который нужно исполнять. На самом же деле молитва – это потребность верующего сердца. Если мы постоянно ощущаем близость Бога, то совершенно естественно стремиться к общению с Ним. Молитва – воздух для души. Без молитвы душа увядает. Будучи сынами Отца Небесного, мы призваны обращаться к Нему со словами благодарности, с просьбами о помощи и поддержке.

– Что означает само понятие «молитва»?

– Если вспомнить церковнославянское слово «молвить», то становится понятно: речь идет о разговоре. Таким образом, молитва должна быть простой, искренней, смиренной беседой с Богом. К этому идеалу каждый из нас должен стремиться. Чтобы его достичь, нужно приучать себя к молитве. Молитвенные правила, которые предлагает Церковь – это духовные упражнения, помогающие приблизиться к идеалу подлинной молитвы. Утренние и вечерние молитвы – пожалуй, самые известные молитвы.

– Когда и кем они были составлены?

– Современные утренние и вечерние молитвы, которые печатаются в молитвословах, были оформлены в привычном для нас виде лишь к XVIII в., а общеупотребительными стали в нашей Церкви в следующем столетии. Более древняя практика предполагала иначе: человек должен присутствовать утром и вечером на богослужении (и тогда отдельное правило ему попросту не нужно) или читать дома те молитвы, которые утром и вечером произносят в храме. Поэтому до XVIII в. нормой считалось домашнее чтение утром полунощницы (так называется богослужение, которое совершается в монастырях рано утром), а вечером – повечерия (это богослужение, совершаемое поздно вечером, после вечери/ужина).

– Получается, что современные утренние и вечерние молитвы по своему смыслу близки к полунощнице и повечерию?

– Можно сказать, что это их сокращенный и упрощенный вариант. Разумеется, речь идет о современных молитвословах Русской Православной Церкви. Другие Поместные Церкви не знают утренних и вечерних правил в том виде, в каком они представлены у нас.

– Как Вы считаете: когда впервые появилась молитва? Была ли она у наших прародителей до грехопадения?

– Едва ли мы можем представить себе, как Адам и Ева жили в раю. После грехопадения изменился сам образ человеческого бытия. Наш жизненный опыт кардинально отличается от райского. Из первых глав Книги Бытия мы знаем, что наши прародители видели Бога и постоянно общались с Ним. После грехопадения этот опыт был отнят. Поэтому можно сказать: молитва, как мы ее теперь понимаем и ощущаем, конечно же, родилась после изгнания первых людей из рая. На этот момент указывает богослужебное песнопение, которое звучит в храме в канун Великого поста: сидя у ворот рая, Адам переживает боль утраты и со слезами молит Бога о прощении. Вот это и есть момент рождения нашей молитвы. Мы молимся Богу именно потому, что утратили рай. Наша молитва включает в себя опыт богооставленности: мы стремимся преодолеть этот трагический разрыв и вернуться в полноту богообщения.

– Молитва – это дело сугубо личное. Но, открывая молитвослов, мы видим тексты, написанные разными святыми. Почему Церковь предлагает молиться чужими словами?

– Те молитвы, которые предлагает нам Церковь, представляют собой воплощение многовекового опыта духовной жизни. Когда мы погружаемся умом и сердцем не только в утренние и вечерние молитвы, но и в те молитвы, которые звучат в храме, мы приобщаемся к опыту святых. Только подумайте: в основе богослужебных песнопений накануне воскресных дней лежат тексты, написанные еще преподобным Иоанном Дамаскином. Каноны, которые звучат в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова, буквально сотканы из высказываний святителя Григория Богослова – одного из наиболее глубоких церковных мыслителей. В Последовании ко Святому Причащению есть поразительная молитва преподобного Симеона Нового Богослова: она открывает глубокий опыт богообщения, который переживал этот святой, причащаясь Святых Христовых Таин. Все это питает душу, очищает мысли, учит молитве.

– Вот Вы говорите, что идеальная молитва – простая и искренняя беседа с Богом. Можно ли достичь этого идеала, постоянно молясь хотя и очень возвышенными, но все же чужими словами?

– Как я уже сказал, утренние и вечерние молитвы – упражнение, которое ведет нас к подлинной молитве. Разумеется, надо обращаться к Богу своими словами. Все, что напечатано в молитвослове, должно помогать нам правильно настроить свои мысли и чувства. Святитель Феофан Затворник дает очень важный совет: если во время чтения утренних или вечерних молитв ты чувствуешь в сердце желание обратиться к Богу своими словами, то отложи чтение напечатанных молитв и поговори с Ним своими словами. Это значит, что правило достигло своей цели: наше сердце прониклось молитвой и само стало ею дышать.

Не оправдывайтесь занятостью

– Современные люди отягощены суетой и множеством забот: утром нужно спешить на работу, вечером – заниматься детьми, готовить ужин и т. д. Как выкроить время на сосредоточенную и вдумчивую молитву?

– Важно помнить о главном: молитвенное правило – не самоцель. Православию чуждо понимание молитвенного правила как обязанности, неисполнение которой влечет за собой неизбежное наказание. Тем не менее очень часто человек полагает, что он обязан любой ценой каждое утро прочитать положенное количество молитв. В итоге происходит механическое вычитывание, которое не приносит никакой пользы ни уму, ни сердцу. И мне приходилось слышать рассказы прихожан: мол, читаем о небесном, а голова забита мыслями о земном. Разве это беседа с Богом? Очищает ли она наш ум и сердце? Кому нужно такое механическое чтение? Вспомним слова Спасителя о фарисеях: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8).

– Значит, отношение к молитвенному правилу должно быть разумным?

– Я бы сказал так: если ритм нашей жизни таков, что выполнение положенного в молитвослове правила затруднительно, то нужно посоветоваться с опытным священником и выработать то правило, которое будет по силам. Например, преподобный Серафим Саровский рекомендовал в таких случаях читать краткое молитвенное правило, которое вошло в историю как правило преподобного Серафима. Оно включает в себя троекратное чтение молитв «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», а также Символа веры. Эти молитвы хорошо известны каждому верующему человеку: он может сосредоточенно их прочесть, даже занимаясь каким-то делом. Например, многие женщины, утром приготовляя завтрак для семьи, могут неоднократно прочитывать и «Отче наш», и «Богородице Дево, радуйся», и другие известные молитвы. С одной стороны, такое чтение не отвлекает от домашних забот, а с другой – житейские занятия не препятствуют сосредоточению на смысле этих молитв.

– В тихой домашней обстановке еще можно помолиться. А как быть в дороге или общественном месте большого города?

– В больших городах сам ритм жизни может служить не только препятствием, но и подспорьем для молитвы. По пути на работу можно сосредоточиться на молитве, находясь в метро или троллейбусе. То же самое касается и водителей: если автомобиль попал в пробку, то, вместо того чтобы предаваться скуке или раздражению, лучше произносить слова молитвы. Главное – не отказываться от молитвы и не оправдываться занятостью.

У святых отцов часто встречается важная мысль о том, что молитва в своей глубине – это постоянная память о Боге. Если она живет в нашем сердце, значит и мы живем в Его присутствии. Память о Боге не может отнять никакая внешняя суета. Даже из обыденного опыта каждый человек знает: память о том, кого любишь, никогда не покидает сердце. Именно так мы должны воспитывать свое сердце, чтобы оно всегда помнило о Боге и обращалось к Нему с молитвой.

– Во время домашней молитвы у нас есть возможность подумать над содержанием, заглянуть в словарь и разобраться с непонятным словом. А что делать в храме, где усваивать содержание молитвы гораздо сложнее?

– Храмовое богослужение (в его современном виде) формировалось в течение многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в такой ситуации: человек, который делает в Церкви первые шаги, не в состоянии охватить умом то, что происходит в храме. Постижение храмового богослужения – это труд особый. К богослужению нужно готовиться заранее: просматривать последование служб и знакомиться с основным текстом, который будет звучать в храме. Сегодня это совсем несложно сделать. Существует множество изданий и сайтов с богослужебными текстами и пояснениями. Особенно важно заранее прочесть и понять отрывки из Священного Писания. Занимаясь этим регулярно, можно постепенно приблизиться к пониманию языка богослужения.

Кроме того, сегодня при храмах действуют воскресные школы, в которых изучают в том числе и богослужебные традиции Церкви.

– Создаются ли новые молитвы в наше время? Или же Церковь пользуется исключительно текстами древних авторов?

– Новые молитвенные тексты будут создаваться всегда, пока существует Церковь. Ведь молитва, как я уже говорил, является воплощенным опытом Церкви. Постоянно пишутся молитвы, обращенные к новопрославленным святым. Например, несколько лет назад был учрежден Собор святых Киевской духовной академии. В связи с этим написали икону академических святых и молитву, обращенную к ним.

– Кто может писать молитвы?

– Только тот, кто имеет особый дар, который можно сравнить с даром поэтическим. Автор молитвенных текстов должен чувствовать их особую внутреннюю поэзию. Кроме того, он должен быть глубоко церковным человеком, чтобы передать в слове молитвенный опыт Церкви. Из наших современников таким особым даром обладал, например, блаженнопочивший Харьковский митрополит Никодим (Руснак). Ему принадлежит множество прекрасных канонов, акафистов и молитв, которые сегодня употребляются в богослужении.

– Что делать, если усердная и постоянная молитва не услышана?

– Молитва не может быть не услышана. Господь не только слышит каждое наше слово, но и видит все движения нашего сердца, знает все наши мысли и желания. И если мы что-то просим и не получаем, то это вовсе не потому, что Сердцеведец «не услышал». Проблема в другом: мы просим то, что для нас неполезно. Смысл молитвы не в том, чтобы выпросить у Бога исполнение нашего желания. Для нас прежде всего важно, чтобы Он открыл Свою святую волю и научил жить в соответствии с ней. А если мы не получаем того, что желаем, значит так лучше для нас.

– Владыко, расскажите о важности молитвы Иисусовой.

– Это краткая молитва, которая состоит из восьми слов: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Она является неотъемлемой частью монашеского подвига. При пострижении монаху вручают четки в знак его обязанности как можно чаще творить молитву Иисусову. Сначала человек произносит ее вслух, затем у него появляется навык мысленного ее произнесения. У особо опытных монахов Иисусова молитва становится сердечной, т. е. в молитвенном обращении к Богу участвует не только ум. Такое упражнение еще называют умным деланием. Оно является обязательным для всех монахов. Конечно, и миряне могут читать молитву Иисусову. Но лучше приступать к этому под руководством опытного духовника.

– У кого из церковных авторов можно прочитать о молитве?

– Думаю, что нет ни одного учителя Церкви, который бы в своих сочинениях не затрагивал эту тему. Так, святитель Иоанн Златоуст в своих беседах часто и много говорит о молитве. Из древних авторов особое внимание молитвенному деланию уделяли авва Дорофей, преподобный Иоанн Лествичник и другие аскетические писатели. Изучать их творения нужно с большим рассуждением, поскольку многие советы относятся к монашескому подвигу. Из более близких к нам отцов Церкви можно назвать святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, а также оптинских старцев. Их сочинения и письма содержат множество ценных наставлений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если же говорить о наших современниках, то особой глубиной проникнуты беседы митрополита Сурожского Антония: ему удавалось сочетать простоту и глубину мысли. Его пастырское служение пришлось на вторую половину ХХ в. Владыка жил в секулярном (обмирщвленном) британском мире, среди людей, чьи обстоятельства жизни очень близки к нашим. Поэтому такие проповеди звучат для нас особенно актуально.

Бог не отвечает на молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here