Бог всегда отвечает на молитвы

Самое детальное описание: бог всегда отвечает на молитвы специально для посетителей нашего ресурса.

Слышит и отвечает ли Бог на молитвы грешника или неверующего?

В Евангелии от Иоанна 9:31 написано: «Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю» (современный перевод Российского Библейского Общества). Также иногда говорится, что «единственной молитвой, которую Бог может услышать от грешника, является молитва о спасении». В связи с вышеупомянутым текстом, некоторые люди считают, что Бог не слышит и/или не отвечает на молитвы неверующих. Тем не менее, в контексте этого стиха говорится о том, что Бог не творит чудеса через неверующего. В 1 Иоанна 5:14–15 нам сказано о том, что Бог отвечает на молитвы, если они соответствует Его воле. Этот принцип, по все видимости, относится и к неверующим. Если грешник просит Бога о том, что соответствует Его воле, то ничто не может помешать Богу ответить на такую молитву – в соответствии со Своей волей.

Ряд других стихов говорит о том, что Бог выслушивает и отвечает на молитвы неверующих. В большинстве из этих случаев говорится именно о молитве, но в одном или двух Бог отвечал на крик сердца (хотя не указывается, был ли этот крик направлен к Богу). В некоторых из этих моментов молитва была совмещена с покаянием. В других же случаях молитва была всего лишь о земных потребностях или о благословении, и Бог ответил – либо из сострадания, либо в ответ на подлинный поиск или веру этого человека.

Ниже приведены некоторые места из Библии, относящиеся к молитвам от неверующих:

Народ Ниневии молился о сохранении своего города (Ионы 3:5–10). Бог ответил на эту молитву, не исполнив Своих угроз о разрушении Ниневии.

Агарь просила защитить своего сына Измаила (Бытие 21:14–19). Бог не только защитил его, но и щедро благословил.

В 3 Царств 21:17–29, в частности в стихах 27–29, говорится об Ахаве, который постился и скорбел в связи с пророчеством Илии об его потомках. Бог ответил, не навлекая обещанных бедствий при жизни Ахава.

Языческая женщина из области Тира и Сидона молилась, чтобы Бог освободил ее дочь от демона (Марка 7:24–30). Иисус изгнал демона из ее дочери.

Апостол Петр был отправлен к Корнелию, римскому сотнику, потому что тот был праведным человеком. В книге Деяния 10:2 сказано, что Корнелий «всегда молился Богу».

Бог дает обетования, относящиеся ко всем (верующим и неверующим), как, например, обетование из книги пророка Иеремии 29:13: «Будете искать Меня и найдете, ведь вы всем сердцем будете стремиться ко Мне». Это относится к Корнелию (Деяния 10:1–6). Но существует много обетований, которые, согласно их контексту, касаются лишь христиан. Так как христиане приняли Христа как своего Спасителя, они могут смело подходить к престолу благодати, чтобы получить помощь во время нужды (Евреям 4:14–16). Им также сказано, что когда они просят что-либо в соответствии с волей Божьей, то Он услышит и даст им согласно их просьбам (1 Иоанна 5:14–15). Есть также много других обетований христианам о молитве (Матфея 21:22; Иоанна 14:13, 15:7).

Таким образом, да, есть случаи, когда Бог не отвечает на молитвы неверующего. В то же время, по Своей благодати и милости, Бог может вмешиваться в жизнь неверующих в ответ на их молитвы.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Молитвенное общение человека с Богом является очень личным, при этом важно понимать, что от Всевышнего нельзя ничего скрыть. Более того, сама попытка что-то скрыть, завуалировать будет работать против человека, так как наглядно продемонстрирует его неискренность. Бог знает человека лучше, чем человек знает сам себя, поэтому главное правило молитвы – быть предельно искренним.

Можно и нужно использовать хорошо известные молитвы, однако ни в коем случае нельзя забывать и о простом разговоре с Богом – когда вы говорите с Ним своими словами, искренне высказывая свою просьбу. Вы даже можете разговаривать с Богом, когда легли спать. Ваше лежачее положение не будет неуважением к Богу – важнее всего ваше желание с Ним говорить. Когда вы лежите в полной тишине, ваша молитва может быть особенно искренней.

Важно понять один очень тонкий момент: молитва к Богу не должна быть наполнена отчаянием и стенаниями. Человек, искренне верящий в Бога, не должен и не может отчаиваться, в какой бы сложной ситуации не оказался он или кто-то из близких ему людей. Молитва, наполненная плачем и слезами – это молитва неверия. Правильная молитва, даже со слезами на глазах, наполнена верой во всесилие Бога, в Его благость и милосердие. В ней нет отчаяния – есть надежда и вера, постепенно сменяющиеся радостью. Радость в молитве является одним из самых важных указаний на то, что ваша молитва услышана и вам будет оказана помощь.

Уже упомянутая выше радость, в какой-то момент возникающая во время молитвы, и есть один из ответов Бога. Вам помогут – но как? К сожалению или к счастью, ответ Бога на молитвы человека далеко не всегда бывает таким, каким его ждут. Это обусловлено тем, что Бог никогда не пошлет человеку того, что пойдет ему во вред. Даже самые отчаянные молитвы не заставят Бога дать человеку то, что он просит, если результат обретения просимого будет негативным.

Именно поэтому истинно верующие люди, прося Бога о чем-то, всегда понимают, что молитва может остаться неисполненной или будет исполнена не так, как они того хотели. Но здесь и проявляется истинное смирение верующего – умение заранее принять любой результат, смириться с волей Бога. Что бы ни произошло, человек знает – так было угодно Богу. Поэтому просто смиряется с этим, не предъявляя Богу претензий по поводу неисполненной просьбы.

Есть еще один момент, о котором стоит упомянуть. Иногда верующий человек во время молитвы очень ясно ощущает, что Бог находится здесь, с ним, Его присутствие может быть очень явным. Но порой человек молится – и понимает, что Бога рядом нет. Значит ли это, что Бог его оставил и не услышит молитвы? Конечно же, нет, любая молитва все равно будет услышана – иначе просто не может быть. Но Бог иногда оставляет человека на какое-то время. Может быть, для того, чтобы тот лучше ощутил всю разницу между молитвой в присутствии Бога и молитвой без Него.

Бывает и так, что человеку просто очень тяжело на душе. И молится он не для того, чтобы попросить о чем-то материальном, а чтобы снять с души эту тяжесть. Если в молитве есть вера, то спустя какое-то время человек начинает чувствовать, как тяжесть с души уходит. Более того, иногда она уходит практически мгновенно. Вместо нее в душе появляется тихий огонек радости. Он разгорается все сильнее, пока человека не окутывает подлинное блаженство. Это и есть один из вариантов прямого общения человека и Бога – и ответа Бога на обращенную к Нему молитву.

Когда мы молимся во имя Иисуса, в наших руках — огромная власть. Опубликовано на веб-портале imbf.org

«Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю»
Иоан.14:14

Бог отвечает на молитвы. Он отвечает на них именно так, как это сделали бы мы, обладай мы беспредельной мудростью, любовью и властью.
Иногда Он дает нам то, что мы хотим, иногда что-то лучшее, но всегда то, что нам нужно.
Иногда Он отвечает на наши молитвы быстро, иногда
учит нас терпеливо ждать.

Бог отвечает на молитвы; иногда, когда сердца слабеют,
Он дает им именно то, чего они жаждут.
Но часто вере приходится учиться ждать в полном покое.
И доверять молчанию Бога, когда Он не может говорить. Ибо Он, Чье имя любовь, всегда дает самое лучшее. Звезды могут потухнуть, и горы тоже не вечны,

Но Бог верен: все, что Он обещал, Он исполнит.
За словами обещания дать просимое («если чего попросите»), следует условие («во имя Мое»).

Молитвенные нужды всегда надо рассматривать в
свете учения Писаний по этому вопросу.
Многое в молитве окутано тайной.
Не на все вопросы мы найдем ответы.
Можно придумать множество «почему» и «зачем», но большая их часть будет далеко не назидательна.

Давайте же будем больше молиться, и увидим, как Бог отвечает на один вопрос за другим.
Архиепископ Тэмпл однажды сказал: «Когда я молюсь, происходит множество случайных совпадений.
Когда же молитвы нет, случайных совпадений тоже нет«.

Когда мы молимся Богу во имя Господа Иисуса, то это
как если бы Он Сам просит Отца.
Именно это придает нашей молитве значимость и силу.
И именно поэтому мы никогда не стоим ко всемогуществу так близко, как во время молитвы.

Мы, конечно же, никогда не будем всемогущи, даже в вечности, Но когда мы молимся во имя Иисуса, в
наших руках — огромная власть.
Чем больше наша внутренняя потребность, тем горячее и действеннее наши молитвы. А значит, чем больше наша зависимость от Господа, тем эффективней будет наша молитвенная жизнь.

Когда мы молимся, происходят вещи, которые невозможно назвать простым совпадением или случайностью.
Жизнь наша до краев наполнена сверхъестественным. Она сияет и «лучится» Святым Духом.

Когда мы прикасаемся к жизни других, им передается Божья искра. Мы должны походить на одного святого, сказавшего: «Свое влияние я измеряю числом тех, кто нуждается в моих молитвах, и тех, кто молится обо мне».

Кто составил утреннее и вечернее молитвенные правила, как выкроить время на сосредоточенную и вдумчивую молитву? На эти и другие вопросы отвечает митрополит Антоний (Паканич), Управляющий делами УПЦ.

– Владыко, у многих людей, в том числе и среди верующих, порой возникает вопрос: зачем нужны утреннее и вечернее правила?

– Если мы верим в Бога, то вся наша жизнь должна быть наполнена Его присутствием. Верить в Господа – значит доверять, постоянно помнить о Нем, всегда открывать Ему свое сердце. И, конечно же, самым главным проявлением нашей жизни в Боге является молитва. Те, кто мало знаком с церковной жизнью, обычно думают: молитва – определенная обязанность, налагаемая на человека. Ее часто воспринимают как бремя или долг, который нужно исполнять. На самом же деле молитва – это потребность верующего сердца. Если мы постоянно ощущаем близость Бога, то совершенно естественно стремиться к общению с Ним. Молитва – воздух для души. Без молитвы душа увядает. Будучи сынами Отца Небесного, мы призваны обращаться к Нему со словами благодарности, с просьбами о помощи и поддержке.

– Что означает само понятие «молитва»?

– Если вспомнить церковнославянское слово «молвить», то становится понятно: речь идет о разговоре. Таким образом, молитва должна быть простой, искренней, смиренной беседой с Богом. К этому идеалу каждый из нас должен стремиться. Чтобы его достичь, нужно приучать себя к молитве. Молитвенные правила, которые предлагает Церковь – это духовные упражнения, помогающие приблизиться к идеалу подлинной молитвы. Утренние и вечерние молитвы – пожалуй, самые известные молитвы.

– Когда и кем они были составлены?

– Современные утренние и вечерние молитвы, которые печатаются в молитвословах, были оформлены в привычном для нас виде лишь к XVIII в., а общеупотребительными стали в нашей Церкви в следующем столетии. Более древняя практика предполагала иначе: человек должен присутствовать утром и вечером на богослужении (и тогда отдельное правило ему попросту не нужно) или читать дома те молитвы, которые утром и вечером произносят в храме. Поэтому до XVIII в. нормой считалось домашнее чтение утром полунощницы (так называется богослужение, которое совершается в монастырях рано утром), а вечером – повечерия (это богослужение, совершаемое поздно вечером, после вечери/ужина).

– Получается, что современные утренние и вечерние молитвы по своему смыслу близки к полунощнице и повечерию?

– Можно сказать, что это их сокращенный и упрощенный вариант. Разумеется, речь идет о современных молитвословах Русской Православной Церкви. Другие Поместные Церкви не знают утренних и вечерних правил в том виде, в каком они представлены у нас.

– Как Вы считаете: когда впервые появилась молитва? Была ли она у наших прародителей до грехопадения?

– Едва ли мы можем представить себе, как Адам и Ева жили в раю. После грехопадения изменился сам образ человеческого бытия. Наш жизненный опыт кардинально отличается от райского. Из первых глав Книги Бытия мы знаем, что наши прародители видели Бога и постоянно общались с Ним. После грехопадения этот опыт был отнят. Поэтому можно сказать: молитва, как мы ее теперь понимаем и ощущаем, конечно же, родилась после изгнания первых людей из рая. На этот момент указывает богослужебное песнопение, которое звучит в храме в канун Великого поста: сидя у ворот рая, Адам переживает боль утраты и со слезами молит Бога о прощении. Вот это и есть момент рождения нашей молитвы. Мы молимся Богу именно потому, что утратили рай. Наша молитва включает в себя опыт богооставленности: мы стремимся преодолеть этот трагический разрыв и вернуться в полноту богообщения.

– Молитва – это дело сугубо личное. Но, открывая молитвослов, мы видим тексты, написанные разными святыми. Почему Церковь предлагает молиться чужими словами?

– Те молитвы, которые предлагает нам Церковь, представляют собой воплощение многовекового опыта духовной жизни. Когда мы погружаемся умом и сердцем не только в утренние и вечерние молитвы, но и в те молитвы, которые звучат в храме, мы приобщаемся к опыту святых. Только подумайте: в основе богослужебных песнопений накануне воскресных дней лежат тексты, написанные еще преподобным Иоанном Дамаскином. Каноны, которые звучат в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова, буквально сотканы из высказываний святителя Григория Богослова – одного из наиболее глубоких церковных мыслителей. В Последовании ко Святому Причащению есть поразительная молитва преподобного Симеона Нового Богослова: она открывает глубокий опыт богообщения, который переживал этот святой, причащаясь Святых Христовых Таин. Все это питает душу, очищает мысли, учит молитве.

– Вот Вы говорите, что идеальная молитва – простая и искренняя беседа с Богом. Можно ли достичь этого идеала, постоянно молясь хотя и очень возвышенными, но все же чужими словами?

– Как я уже сказал, утренние и вечерние молитвы – упражнение, которое ведет нас к подлинной молитве. Разумеется, надо обращаться к Богу своими словами. Все, что напечатано в молитвослове, должно помогать нам правильно настроить свои мысли и чувства. Святитель Феофан Затворник дает очень важный совет: если во время чтения утренних или вечерних молитв ты чувствуешь в сердце желание обратиться к Богу своими словами, то отложи чтение напечатанных молитв и поговори с Ним своими словами. Это значит, что правило достигло своей цели: наше сердце прониклось молитвой и само стало ею дышать.

Не оправдывайтесь занятостью

– Современные люди отягощены суетой и множеством забот: утром нужно спешить на работу, вечером – заниматься детьми, готовить ужин и т. д. Как выкроить время на сосредоточенную и вдумчивую молитву?

– Важно помнить о главном: молитвенное правило – не самоцель. Православию чуждо понимание молитвенного правила как обязанности, неисполнение которой влечет за собой неизбежное наказание. Тем не менее очень часто человек полагает, что он обязан любой ценой каждое утро прочитать положенное количество молитв. В итоге происходит механическое вычитывание, которое не приносит никакой пользы ни уму, ни сердцу. И мне приходилось слышать рассказы прихожан: мол, читаем о небесном, а голова забита мыслями о земном. Разве это беседа с Богом? Очищает ли она наш ум и сердце? Кому нужно такое механическое чтение? Вспомним слова Спасителя о фарисеях: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8).

– Значит, отношение к молитвенному правилу должно быть разумным?

– Я бы сказал так: если ритм нашей жизни таков, что выполнение положенного в молитвослове правила затруднительно, то нужно посоветоваться с опытным священником и выработать то правило, которое будет по силам. Например, преподобный Серафим Саровский рекомендовал в таких случаях читать краткое молитвенное правило, которое вошло в историю как правило преподобного Серафима. Оно включает в себя троекратное чтение молитв «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», а также Символа веры. Эти молитвы хорошо известны каждому верующему человеку: он может сосредоточенно их прочесть, даже занимаясь каким-то делом. Например, многие женщины, утром приготовляя завтрак для семьи, могут неоднократно прочитывать и «Отче наш», и «Богородице Дево, радуйся», и другие известные молитвы. С одной стороны, такое чтение не отвлекает от домашних забот, а с другой – житейские занятия не препятствуют сосредоточению на смысле этих молитв.

– В тихой домашней обстановке еще можно помолиться. А как быть в дороге или общественном месте большого города?

– В больших городах сам ритм жизни может служить не только препятствием, но и подспорьем для молитвы. По пути на работу можно сосредоточиться на молитве, находясь в метро или троллейбусе. То же самое касается и водителей: если автомобиль попал в пробку, то, вместо того чтобы предаваться скуке или раздражению, лучше произносить слова молитвы. Главное – не отказываться от молитвы и не оправдываться занятостью.

У святых отцов часто встречается важная мысль о том, что молитва в своей глубине – это постоянная память о Боге. Если она живет в нашем сердце, значит и мы живем в Его присутствии. Память о Боге не может отнять никакая внешняя суета. Даже из обыденного опыта каждый человек знает: память о том, кого любишь, никогда не покидает сердце. Именно так мы должны воспитывать свое сердце, чтобы оно всегда помнило о Боге и обращалось к Нему с молитвой.

Видео (кликните для воспроизведения).

– Во время домашней молитвы у нас есть возможность подумать над содержанием, заглянуть в словарь и разобраться с непонятным словом. А что делать в храме, где усваивать содержание молитвы гораздо сложнее?

– Храмовое богослужение (в его современном виде) формировалось в течение многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в такой ситуации: человек, который делает в Церкви первые шаги, не в состоянии охватить умом то, что происходит в храме. Постижение храмового богослужения – это труд особый. К богослужению нужно готовиться заранее: просматривать последование служб и знакомиться с основным текстом, который будет звучать в храме. Сегодня это совсем несложно сделать. Существует множество изданий и сайтов с богослужебными текстами и пояснениями. Особенно важно заранее прочесть и понять отрывки из Священного Писания. Занимаясь этим регулярно, можно постепенно приблизиться к пониманию языка богослужения.

Кроме того, сегодня при храмах действуют воскресные школы, в которых изучают в том числе и богослужебные традиции Церкви.

– Создаются ли новые молитвы в наше время? Или же Церковь пользуется исключительно текстами древних авторов?

– Новые молитвенные тексты будут создаваться всегда, пока существует Церковь. Ведь молитва, как я уже говорил, является воплощенным опытом Церкви. Постоянно пишутся молитвы, обращенные к новопрославленным святым. Например, несколько лет назад был учрежден Собор святых Киевской духовной академии. В связи с этим написали икону академических святых и молитву, обращенную к ним.

– Кто может писать молитвы?

– Только тот, кто имеет особый дар, который можно сравнить с даром поэтическим. Автор молитвенных текстов должен чувствовать их особую внутреннюю поэзию. Кроме того, он должен быть глубоко церковным человеком, чтобы передать в слове молитвенный опыт Церкви. Из наших современников таким особым даром обладал, например, блаженнопочивший Харьковский митрополит Никодим (Руснак). Ему принадлежит множество прекрасных канонов, акафистов и молитв, которые сегодня употребляются в богослужении.

– Что делать, если усердная и постоянная молитва не услышана?

– Молитва не может быть не услышана. Господь не только слышит каждое наше слово, но и видит все движения нашего сердца, знает все наши мысли и желания. И если мы что-то просим и не получаем, то это вовсе не потому, что Сердцеведец «не услышал». Проблема в другом: мы просим то, что для нас неполезно. Смысл молитвы не в том, чтобы выпросить у Бога исполнение нашего желания. Для нас прежде всего важно, чтобы Он открыл Свою святую волю и научил жить в соответствии с ней. А если мы не получаем того, что желаем, значит так лучше для нас.

– Владыко, расскажите о важности молитвы Иисусовой.

– Это краткая молитва, которая состоит из восьми слов: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Она является неотъемлемой частью монашеского подвига. При пострижении монаху вручают четки в знак его обязанности как можно чаще творить молитву Иисусову. Сначала человек произносит ее вслух, затем у него появляется навык мысленного ее произнесения. У особо опытных монахов Иисусова молитва становится сердечной, т. е. в молитвенном обращении к Богу участвует не только ум. Такое упражнение еще называют умным деланием. Оно является обязательным для всех монахов. Конечно, и миряне могут читать молитву Иисусову. Но лучше приступать к этому под руководством опытного духовника.

– У кого из церковных авторов можно прочитать о молитве?

– Думаю, что нет ни одного учителя Церкви, который бы в своих сочинениях не затрагивал эту тему. Так, святитель Иоанн Златоуст в своих беседах часто и много говорит о молитве. Из древних авторов особое внимание молитвенному деланию уделяли авва Дорофей, преподобный Иоанн Лествичник и другие аскетические писатели. Изучать их творения нужно с большим рассуждением, поскольку многие советы относятся к монашескому подвигу. Из более близких к нам отцов Церкви можно назвать святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, а также оптинских старцев. Их сочинения и письма содержат множество ценных наставлений.

Если же говорить о наших современниках, то особой глубиной проникнуты беседы митрополита Сурожского Антония: ему удавалось сочетать простоту и глубину мысли. Его пастырское служение пришлось на вторую половину ХХ в. Владыка жил в секулярном (обмирщвленном) британском мире, среди людей, чьи обстоятельства жизни очень близки к нашим. Поэтому такие проповеди звучат для нас особенно актуально.

Что же, так бывает: нехристиане в рамках своих религий просят о чем-то — и получают ответ. Как это понять с христианской точки зрения?

Речь может идти о трех разных явлениях — сверхъестественном вмешательстве со стороны истинного Бога; вмешательстве со стороны бесов; событиях, которые не являются сверхъестественным вмешательством вообще, но интерпретируются молящимся таким образом.

Может ли истинный Бог — Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа — милостиво отвечать на молитвы иноверцев? Да. Все люди являются Его творениями, на всех простирается Его милосердная забота, как сказано в Евангелии, Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45).

Мы все, христиане и нехристиане, живем, и движемся, и существуем милосердной любовью Бога. Как-то я видел документальный фильм об африканце, который подсел на какой-то местный наркотик и пришел в совершенно жалкое состояние. Он, как и все его окружение, был мусульманином и, видя перед собой скорую и неизбежную смерть, отчаянно взывал к Аллаху. В итоге он оставил наркотик и исправил свою жизнь. Если человек умолял своего Создателя о помощи и получил ее, нас это не должно смущать, даже если с представлениями этого человека о Создателе и Его Откровении мы не согласны.

Является ли милосердная помощь Создателя подтверждением, что люди веруют в него правильно? Нет, конечно. Из того, что Бог снисходит к заблуждающихся людям, никак не следует, что Он одобряет их заблуждение. Многие из нас могут вспомнить проявления Его заботы — в том числе Его ответы на молитвы, — когда мы были еще далеки от правой веры.

Другое дело, что будет разумно предположить, что Божественное вмешательство будет вести человека по направлению к истине, а не от нее, и тут очень важны конкретные обстоятельства, поскольку Промысл Божий имеет к каждому творению индивидуальный подход.

Бывает и другое — люди интерпретируют обычный ход событий как результат сверхъестественного вмешательства.

Допустим, японская студентка помолилась у синтоистского святилища, прося об успешной сдаче экзаменов, — и сдала их успешно. Но для этого и не нужна была сверхъестественная помощь — может, она просто добросовестно училась.

Возможно и более пугающее явление, когда люди просят (и получают) помощи у падших духов. В Мексике существует культ Святой Смерти, Santa Muerte. В святилищах этого культа стоит нечто, что издалека можно принять за обычную для Латинской Америки статую Мадонны, вот только, подойдя поближе, можно обнаружить, что вместо лика Мадонны на поклонников смотрит череп.

Этот культ популярен у наркоторговцев, воров, проституток и других представителей городского дна, живущих в постоянном конфликте с законом, среди жестокости и разврата. С одной стороны, они ищут утешения и потусторонней помощи, с другой — не хотят обращаться к традиционной Церкви, потому что Церковь потребовала бы первым делом оставить их образ жизни.

Люди рассказывают о помощи, которую они получили от «Святой Смерти», — кому-то она помогла найти адвокатов, чтобы спастись от тюрьмы и продолжить торговать наркотиками, кто-то умолил ее отомстить обидчикам из конкурирующей банды, так что они вскоре были убиты в ходе разборок, кто-то полагается на ее покровительство, когда переправляет партии наркотиков на север, в Соединенные Штаты. Увы, трудно сомневаться, что за «божеством», помогающим людям идти по пути греха и беззакония, стоят бесы, желающие им погибели.

Таким образом, ответы на молитвы нехристиан не указывают на истинность их верований.

Но для нас важно и другое: хотя Бог приходит нам на помощь во всех обстоятельствах нашей жизни, Его цель не в этом. Еще блаженный Августин говорил, что отличие язычников от христиан в том, что вся языческая практика направлена на решение посюсторонних проблем — люди выпрашивают у своих богов здоровья, богатства, успехов в любви и на войне, в то время как христиане ищут жизни вечной и блаженной.

Для нас Бог — не тот, кто решает (эффективно или нет) наши земные проблемы, причем именно так, как мы этого хотим и ожидаем, а Тот, Кто делает нас новыми людьми, приготовляя нас для вечной радости. Для нашего вечного спасения Богу нужно изменить не обстоятельства вокруг нас, а нас самих.

Поэтому сделал ли Бог по-моему, вмешался ли Он в ситуацию так, как я хотел — это совершенно не критерий истины. Вера означает, что мы доверяемся Богу и хотим, чтобы Он изменил нас, а не пытаемся использовать Его в своих целях.

Здравствуйте, батюшка! Простите, если мои вопросы глупые. Я молюсь Богу несколько раз в день, моя молитва может быть 30-50 минут. Мне бывает трудно молиться так вслух, так как часто кто-то мешает (я живу не одна). Будет ли Господь принимать молитву, если теперь она может быть в сокращении и заметно меньше по времени (10 минут,например), но тогда я смогу благодарить Его больше раз в день? Или если я полностью поменяю молитву? Если нет возможности молиться вслух, будет ли Бог слышать ее в мыслях или шепотом? Простите еще раз за вопросы, просто я слышала, что отношения между Богом и человеком не остаются неизменными, меняются. Я просто очень боюсь Его потерять. Сохранятся ли отношения мои с Богом из-за этого? Из-за чего вообще отношения между человеком и Богом могут ухудшаться? Простите еще раз за такие вопросы. Заранее спасибо огромное!

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

Христос воскресе! Конечно, Бог будет принимать вашу молитву, главное чтобы это было не машинальное правило, а именно чистая и сердечная молитва. Молитва — это встреча с Богом Живым. Молитвенное правило у всех разное. Вы постарайтесь его построить так, как вам наиболее удобно! Для того чтобы Бог нас услышал, не обязательно проговаривать вслух, громко и отчетливо, слова молитвы, но даже и бессловесное вопияние сердца будет Им вполне принято.

Бог хочет, чтобы мы научились молиться, потому что в молитве мы становимся соработниками, мы включаемся в процесс сотворчества. Нам дается право своим произволением участвовать в решении Божественных судеб мира.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

«Господи! Научи нас молиться» ( Лук.11:1 ). «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26–27 ). «Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню» ( Сир.7:10 ). «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» ( 1Пет.4:7 ). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ).

«Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» ( Тов.12:8 ) «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21:22 ). Тот кто «просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» ( Иак.1:6–7 ). «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» ( Мк. 11,24 ). «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ).

«Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы,в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ). «Итак бодрствуйте во всякое время и молитесь» ( Лук.21:36 ). «Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя» ( Пс.87:14 ). «Услышь, Господи, слова мои . ибо я к Тебе молюсь» ( Пс.5:2–3 ). Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» ( Дан.6:10 ). «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» ( Флп.4:6 ). «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» ( 1Фес.5:16–18 ). «Я с молитвою моею к Тебе, Господи . по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего» ( Пс.68:14 ). «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть» ( Пс.64:3 ).

«Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Матф.6:5 ). «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Матф.6:6 ).

«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» ( Мар.1:35 ). «Он уходил в пустынные места и молился» ( Лук.5:16 ). «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лук.6:12 ). «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» ( Матф.14:23 ).

«Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:2 ). «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан» ( Сир.3:5 ). «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ).

«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мар.11:25 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44 ).

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Матф.26:41 ). «И, находясь в борении, прилежнее молился» ( Лук.22:44 ). «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лук.18:1 ). «Бодрствуйте во всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» ( Лук.21:36 ).

«Молитесь во всякое время духом» ( Еф.6:18 ). Иисус Христос говорил: «Дух животворит . Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Иоан.6:63 ). «Дух бодр, плоть же немощна» ( Матф.26:41 ).»»Стану молиться духом, стану молиться и умом» ( 1Кор.14:15 ).

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употреблять для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» ( Притч.15:29 ). «Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?» ( Сир.34:26 ). «Лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» ( 1Пет.3:12 ).

Если «смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их» ( 2Пар.7:14 ). «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). Бог «призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их» ( Пс.101:18 ). «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, попросите, и будет вам» ( Иоан.15:7 ). «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Иоан.9:31 ). «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ).

Вопрос: Слышит и отвечает ли Бог на молитвы грешника или неверующего?

Ответ: В Евангелии от Иоанна 9:31 написано: «Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю» (современный перевод Российского Библейского Общества). Также иногда говорится, что «единственной молитвой, которую Бог может услышать от грешника, является молитва о спасении». В связи с вышеупомянутым текстом, некоторые люди считают, что Бог не слышит и/или не отвечает на молитвы неверующих. Тем не менее, в контексте этого стиха говорится о том, что Бог не творит чудеса через неверующего. В 1 Иоанна 5:14–15 нам сказано о том, что Бог отвечает на молитвы, если они соответствует Его воле. Этот принцип, по все видимости, относится и к неверующим. Если грешник просит Бога о том, что соответствует Его воле, то ничто не может помешать Богу ответить на такую молитву – в соответствии со Своей волей.

Ряд других стихов говорит о том, что Бог выслушивает и отвечает на молитвы неверующих. В большинстве из этих случаев говорится именно о молитве, но в одном или двух Бог отвечал на крик сердца (хотя не указывается, был ли этот крик направлен к Богу). В некоторых из этих моментов молитва была совмещена с покаянием. В других же случаях молитва была всего лишь о земных потребностях или о благословении, и Бог ответил – либо из сострадания, либо в ответ на подлинный поиск или веру этого человека.

Ниже приведены некоторые места из Библии, относящиеся к молитвам от неверующих:

Народ Ниневии молился о сохранении своего города (Ионы 3:5–10). Бог ответил на эту молитву, не исполнив Своих угроз о разрушении Ниневии.

Агарь просила защитить своего сына Измаила (Бытие 21:14–19). Бог не только защитил его, но и щедро благословил.

В 3 Царств 21:17–29, в частности в стихах 27–29, говорится об Ахаве, который постился и скорбел в связи с пророчеством Илии об его потомках. Бог ответил, не навлекая обещанных бедствий при жизни Ахава.

Языческая женщина из области Тира и Сидона молилась, чтобы Бог освободил ее дочь от демона (Марка 7:24–30). Иисус изгнал демона из ее дочери.

Апостол Петр был отправлен к Корнелию, римскому сотнику, потому что тот был праведным человеком. В книге Деяния 10:2 сказано, что Корнелий «всегда молился Богу».

Бог дает обетования, относящиеся ко всем (верующим и неверующим), как, например, обетование из книги пророка Иеремии 29:13: «Будете искать Меня и найдете, ведь вы всем сердцем будете стремиться ко Мне». Это относится к Корнелию (Деяния 10:1–6). Но существует много обетований, которые, согласно их контексту, касаются лишь христиан. Так как христиане приняли Христа как своего Спасителя, они могут смело подходить к престолу благодати, чтобы получить помощь во время нужды (Евреям 4:14–16). Им также сказано, что когда они просят что-либо в соответствии с волей Божьей, то Он услышит и даст им согласно их просьбам (1 Иоанна 5:14–15). Есть также много других обетований христианам о молитве (Матфея 21:22; Иоанна 14:13, 15:7).

Таким образом, да, есть случаи, когда Бог не отвечает на молитвы неверующего. В то же время, по Своей благодати и милости, Бог может вмешиваться в жизнь неверующих в ответ на их молитвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Слышит и отвечает ли Бог на молитвы грешника или неверующего?

Бог всегда отвечает на молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here