Церковь Вознесения Господня (Коломенское)
Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1630-х годах в подмосковном Коломенском, была первой каменной церковью в России. Он является шедевром мировой архитектуры и был включен ЮНЕСКО в список памятников мирового культурного наследия в 1994 году. Сегодня это действующий православный храм Даниловской епархии Москвы и важный архитектурный памятник федерального значения.


Из истории его строительства.
В бывшем подмосковном селе Коломенское, ныне являющемся музеем-заповедником, сохранилось множество архитектурных памятников, среди которых особое место занимает Вознесенская церковь — первое главное здание бывшего императорского двора.
Первое письменное упоминание о церкви содержится в кодексе чтения Лицея, где говорится, что церковь была открыта в 1532 году в честь Вознесения Господня. Согласно устному преданию, церковь была основана в 1528 году московским князем Василием III для молитвы о здоровье своих детей. Стоит отметить, что князь был женат на Елене Глинской, которая не имела наследника от второго брака до конца 1520-х годов — его первая жена (Соломония Самброва) была бездетна и после 20 лет брака ушла в ссылку в монастырь. Поэтому князь Базель III очень надеялся, что от его второго брака появится наследник. Поэтому он и принцесса часто посещали монастырь и молились о рождении сына.
В 16 веке существовала практика строительства так называемых молитвенных церквей, которые возводились только с одной целью: молить Бога о рождении детей. Видимо, с этой целью в 1528 году по приказу князя началось строительство церкви в Коломенском. Что именно повлияло на осуществление мечты князя и его жены, неизвестно, но на самом деле у великой государевой четы родился долгожданный первый сын, которого крестили в августе 1530 года во дворце в башне Коломенское. Иоанн (впоследствии — император Иоанн IV Плохо). Первой государственной церемонией, в которой участвовал двухлетний князь, стало освящение церкви Вознесения в Коломенском в 1532 году. После освящения храма митрополитом Даниилом Московским князь Василий III подарил ему ценную церковную атрибутику, дорогую накладную икону. Затем в церкви был проведен трехдневный праздник. Об этом упоминается в более поздних хрониках.
Долгое время оставались без ответа вопросы об архитекторе, чей каменный шедевр поражал глаз идеальными пропорциями, оригинальностью применения, богатством декоративных деталей и архитектурными особенностями эпохи Возрождения. Историки сопоставили информацию об известных событиях того времени и пришли к выводу, что церковь Вознесения была построена итальянским архитектором Пьетро Аннибале, который приехал в Москву в 1528 году с другими архитекторами в составе делегации из Рима.
Церковь Вознесения в Петрокумало и по сей день является беспрецедентным сооружением. Построенный на правом берегу Москвы-реки, возле чудесного источника воды, на массивном подножии толщиной в три метра, храм высотой 62 метра был в то время самым высоким сооружением на земле Московского княжества. А вершина кирпичного конуса (покатой крыши), богато украшенная рустованными ромбовидными белокаменными тягами и декорированная восьмигранным барабаном с небольшим куполом с крестом, задала курс русской церковной архитектуры на целое столетие (до того, как патриарх Никон запретил строить церкви с двускатными крышами (до патриаршества).
Место для церкви было выбрано на склоне реки, видимое как с реки, так и с противоположного берега. Подготовительные работы включали в себя рытье котлована, укрепленного сваями, и укладку прочного фундамента из известняковых блоков, соединенных специальным раствором. Массивный четверик был построен на подготовленном фундаменте и завершен тройными арками и высоким восьмиугольником. Стены четверика были украшены глухими треугольными арками, а восьмиугольный фасад — пилястрами и гобеленами. Открытый двухэтажный вход с колоннадой и три внешних входа с крыльцом окружали храм со всех сторон, а второй уровень входа с колоннадой был украшен резными капителями из белого камня. Этот портик вместе с покатой крышей был новшеством в церковной архитектуре Московского княжества того времени.
Естественное освещение в храме достигалось за счет необычно расположенных окон. В четверике они традиционно располагаются не на фасаде, а на угловых подоконниках, восьмерик напротив скинии креста, а стороны без окон украшены нишами. Окна на краю крыши расположены на одной линии с базовой точкой.
Центральный восточный фронт портика был подчеркнут каменным троном с высокой спинкой, украшенным фланцами, полукруглым потолком (раковиной), заполненным дубовыми ветвями, и боковыми панелями, украшенными цветами. Об этом троне сохранилось много легенд. Хотя его высота заставляет некоторых полагать, что Василий III раздавал милостыню после богослужения, многие историки утверждают, что это специфическое трехмерное изображение «готовящегося трона», символизирующее второе пришествие Христа и окончательный суд.
Другая версия связывает появление на троне с рождением наследного принца. Во время строительства церкви выяснилось, что принцесса ждет ребенка, поэтому в августе 1530 года, когда герцог Джон уже родился, на восточной стороне церкви было установлено «королевское кресло» и туда положили ребенка. Овальное основание из белого камня.
Интерьер храма был рассчитан исключительно на присутствие в нем семьи принца, несмотря на его внушительный внешний объем. Хотя его высота достигает 42 метров, будучи домашней церковью, храм довольно маленький (внутренние размеры 8,5×8,5 метров). Согласно древней традиции, западная стена храма украшена танцами и была «певцом правителей» во время правления Василейоса III. Нет никаких свидетельств об интерьере храма Вознесения того периода, все документы и планы, очевидно, были утеряны со временем, как и информация о княжеской башне того времени. Однако в его существовании нет сомнений, так как существовал внутренний клуатр, соединявший домовую церковь с башней.

Известно, что пол церкви изначально был покрыт серо-белыми треугольными керамическими плитками в форме конверта, но во время реставрационных работ в 1570-х годах часть из них была утрачена, а часть перенесена на заднюю сторону. Вероятно, в это же время в иконостасе церкви появилась новая царская дверь, сохранившаяся до наших дней.
Дальнейшая судьба храма
В 17 веке церковь Вознесения была отреставрирована, обновлены иконы в иконостасе и фрески на восточном фасаде церкви. Фрески на фасаде церкви сохранились до 1884 года, когда стены покрыли цинковыми листами и выполнили роспись маслом.
Следующая реконструкция церкви, по-видимому, произошла между 1766 и 1767 годами. В это время по приказу императрицы Екатерины II князь Павел Макров разобрал и перестроил деревянный дворец царя Алексея Михайловича. В это время храм Вознесения был заменен водосточным парапетом с резными белокаменными капителями, снятыми с колонн второго уровня аркад. В то же время план пола церкви и крыльца был изменен на «елочку».
Благоустройство церкви Вознесения продолжалось и в 19 веке. Так, в 1836 году «императорское место» было обнесено кованой решеткой, на которой был установлен лепной бочкообразный навес с изображением орла, а парапет был украшен лепными деталями. В 1866-1867 годах архитектор Николай Александрович Сохин, руководивший восстановлением Вознесенского храма, изменил восьмигранную южную сторону, пристроив дверь, и снес каменную скинию, заменив ее более плоской. Новый иконостас с образами он принес из одной из церквей московского Вознесенского монастыря (первая икона была помещена между южными и северными воротами, вторая — между северными и южными). Икона Шохина занимала пространство между пилястрами).
Оригинальная черепица крыши террасы, первоначально покрытая сеткой, была заменена в 1873 году другим архитектором, Федором Никитичем Кольбе, который снес дворец Александра I в 1872 году. Те же архитекторы установили новые полы и крыши.
Следующая серия ремонтно-реставрационных работ была проведена в церкви Вознесения в начале 20-го века. В период с 1914 по 1916 год были использованы новые большие кирпичи для покрытия сцены, церковь была обмерена и сфотографирована, а окружающая территория была археологически реконструирована.
Церковь Успения Господня в советское время и сегодня
Во время бурных революционных событий 1917 года в Коломенском произошло судьбоносное для всех прихожан событие. Икона Божией Матери «Воцарение» была чудесным образом обнаружена в подвале церкви Вознесения. Она была перенесена из Вознесенского монастыря в середине 19 века. После обнаружения икона была отреставрирована и десятилетиями хранилась в запаснике Национального исторического музея. В 1990 году икона была торжественно установлена в иконной церкви Казанской Богоматери, которая относится к Коломенскому архитектурному комплексу.
В 1923 году, когда загородная императорская резиденция Коломенское была превращена в музей, службы в церкви Вознесения Господня были прекращены.
1994 год стал роковым для Вознесенской церкви. Он получил статус Патриаршего и был включен ЮНЕСКО в список исторических и архитектурных памятников мирового значения. Церковь была вновь открыта в декабре 2000 года, и с тех пор в ней проводятся летние богослужения.
В 2007 году, после обширной реставрации, подвальный этаж был открыт для посетителей, и сегодня здесь размещается постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». В первом зале представлены уникальные старинные экспонаты — детали белокаменной церкви XVI века (обнаруженные во время археологических исследований церкви в 1980-х годах), во втором — фото- и медиавыставка о судьбе и реставрации церкви с конца XIX до начала XXI века.
