Церковная реформа патриарха Никона


22 февраля 1653 года патриарх Никон положил начало значительным преобразованиям в церковной жизни Русской православной церкви. Его реформы, основанные на неогреческих нормах, привели к расколу в Русской православной церкви.
Причины и содержание реформ
В конце 1640-х годов в Москве появился «Кружок древних благочестивых энтузиастов», в котором участвовали видные деятели того времени. Среди них были будущий патриарх Никон и его главные враги в стане позднейших архиереев-ритуалистов архиепископ Аввакум, архиепископ Иван Неронов и Стефан Вонифатьев, духовник царя Алексея Михайловича. Сам царь поддержал «Круг». Его темой был вопрос об исправлении ошибок и отклонений в церковных книгах, которые к тому времени уже были зрелыми. Однако «энтузиасты» не пришли к единому мнению о том, что должно служить критерием для таких исправлений. Аввакум и Иван Неронов предпочитали старые русские церковные тексты, в то время как Никон и Вонифатьев склонялись к новым греческим постановлениям.
И. Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Вторая точка зрения получила широкое распространение: в 1740-х годах началось составление так называемых «библиографий», то есть текстов литургических книг. Одним из известных переписчиков был монах из Кьеу, знаток греческого Епифаний Славинецкий.
Причины победы сторонников Никона были политическими. Самым важным из них было включение небольших русских территорий в состав русских государств во время правления Алексея Михайловича. Эти воссоединенные территории, включая Кьеу, которая ранее принадлежала Речи Посполитой, были переданы под юрисдикцию Константинополя и, таким образом, под контроль новой греческой церкви. В этих условиях было крайне важно укрепить духовные связи с новым государством.
Кроме того, в течение XVII века контакты между Россией и восточной Грецией расширились, а эллинистические взгляды усилились. Их разделял и сам Алексей Михайлович. Все это было нормально для страны, которая считала себя духовной наследницей Византии. Объединение ритуальных аспектов русской и греческой церковной жизни способствовало объединению восточной Греции и России против потенциальных врагов (хотя у османского народа был один реальный конкретный враг). Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинной православной церкви, выраженный с начала XVI века в концепции «Москва — третий Рим» и разделяемый Алексеем Михайловичем, побуждал его думать о защите интересов всех страдающих греков, а также турок путем Христиане. В таких случаях церковные ритуалы и сходство с ними облегчали эту задачу.
А. Кибушенко. Совет церквей. 1654 г. Начало раскола.
Преобразование по греческим критериям могло также служить концепции «Москва — новый Иерусалим», которой придерживался сам реформатор Никос. В то время как идея Москвы как Третьего Рима отводила ведущую роль светской имперской власти, концепция Никоса была по сути теократической и оставляла светскую власть на втором плане. Он проповедовал идею вселенской церкви во главе с русским патриархом. Здесь нашли отклик императивные амбиции самого высшего духовенства.
Начало преобразований
В 1652 году Никон вступил в патриаршество. В новой должности он начал большую работу по пересмотру текстов церковных книг в большей степени, чем прежде, и внесению изменений в стандарты Русской церкви.


П. Мясоедов. Сожжение протопопаАввакума.
Права на книги» распространялись не только на составление литургических книг (менялось как содержание, так и название, например, Часослов стал Часословом, Потребник — Требником, а Устав — Октоихом. Например, Часослов стал Часублоком, Потребник — Требником, Устав — Октохосом. .) а также для книг Библии. Кроме того, был изменен сам символ веры.
В ритуальном плане были внесены следующие изменения: двойное подчеркивание креста было заменено тройным крестом. Шествие совершалось лицом к солнцу, а не от солнца. Во время литургии «Аллилуйя» прозвучало три раза вместо двух. Количество подношений изменилось, а количество печатей и саджда на них уменьшилось.
Суд над патриархом Никоном.
Раскол
Помимо сторонников преображенца Никонова, представлявших официальную точку зрения государства и церкви, активными были и его противники. Многие верующие (как духовенство, так и миряне) расценили внесенные изменения, которые должны были исправить накопившиеся ошибки и разногласия, как серьезную атаку на чистоту православной веры. Действительно, раскол начался с самой реформы Никона, но официально его можно отсчитывать с 1667 года, когда Синодом 1667 года было принято решение об отлучении от Церкви приверженцев старой веры, старых единоверцев. Социальная база старокалендаристов была очень широкой: духовенство, бояре, пригородные жители, крестьяне, представители стрельцов и казаков.
Первым и крупнейшим идеологом раскола был архиепископ Аввакум, которого неоднократно отстраняли от власти. Последней из них была его ссылка в Пустозерск, который в 1666 году стал идеологическим центром старообрядцев. Аввакум и некоторые его сподвижники были казнены в 1686 году. Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят и В.И. Суриков. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря в 1668-1676 годах, которое было подавлено силой оружия.
I. И.Суриков. Боярыня Морозова.
Идеология старокалендаризма, разработанная Аввакумом и другими лидерами движения, основывалась на учении о Москве как третьем Риме и «истории белого плаща» и предвещала уничтожение истинного православия Никоном. Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, но верили, что патриархи открыли дверь, неизбежно ведущую к падению Третьего Рима и неминуемому концу света. Мир был оставлен Богом, и виновником этого стала эрозия не только его содержания, но и его ритуальных форм, которые должны были быть неприкосновенными. Такой жесткий и непримиримый взгляд на официальную церковь привел старообрядцев к преследованиям со стороны новой церкви и государства, а также к существованию в изоляции и отрезанности от остальной национальной жизни.
Разделившись в конце XVII века на две основные ветви — поповство и неповство, старая вера впоследствии была разделена на различные секты и направления. Многие из них существуют и сегодня, как в стране, так и за рубежом.
. Перов. Никита Пустосвят. Споры о вере. 1880-1881.
Раскол в Русской православной церкви того времени стал драматической и во многом трагической страницей в истории российского общества, а линии раскола, возникшие в то время, видны и сегодня.

