Чесменская церковь
Чесменская церковь образует архитектурный ансамбль вместе с одноименным передвижным дворцом (т.е. дворцом, в котором Август отдыхал во время своих путешествий). Это самый важный и крупный памятник своего замечательного стиля, несмотря на небольшие «габариты». Санкт-Петербург XVIII века — неоготика. Сам дворец был построен для Екатерины Великой в 1774/77 годах по проектам Ю.А. Гагарина. Фельтен, а уже в 1777/80 году тот же архитектор построил церковь, примыкающую к ней.

Во-первых, давайте поговорим о стиле.
Когда речь заходит о Чесменской церкви, первое, что следует подчеркнуть, — это ее архитектурное решение. Храм спроектирован в форме четырехугольника, что само по себе очень важно. В архитектуре так называют следующие формы
- Она имеет замкнутую форму (Чесменская церковь — круглая).
- Она имеет две оси симметрии (вертикальную — горизонтальную, каждая из которых делит ее на четыре «равных» сектора — полукруга), и
- Он образуется путем поворота этих полукругов выпуклостью наружу.
Чесменская церковь покрыта треугольником с пятью куполами. Это традиция русской церковной архитектуры. В них по-прежнему отсутствует готический или неоготический стиль. Элементы этой ориентации проявляются только в многочисленных тонких вертикальных тягах, которые буквально украшают стены церкви. Таким образом, Фельтен «нейтрализует» огромный объем здания и придает ему готическую «гравитационную тягу» к небу. Еще одним примером заимствования готического «воздушного стиля» являются копьевидные проемы, зубчатые складки, заостренные гребневидные окна и окна в форме «колеса» над самими воротами храма.
В качестве сложного декора Фельтен использует кружевной узор, который, кажется, «плетется» по всему храму Шахматных фигур.
Исторической причиной его строительства стала победа русского флота над турецким в Чесменской бухте в 1770 году. Сам храм является памятником этому событию, и позже дворец также был назван этим именем. Чесменский дворец — еще одно неоготическое решение. В основании его лежит равносторонний треугольник в форме средневекового рыцарского замка. Таким образом, весь набор «Шахматные фигуры» уникален в своей единой неоготической красоте, возникшей как из моды на экзотические формы и романтики того времени, так и из желания продемонстрировать историческую преемственность правления самой просвещенной императрицы. . Таким образом, во дворце образовалась большая портретная галерея как русских князей, так и российских императоров, правивших страной.
Так вот, история такова.
О месте строительства Чесменского ансамбля существует легенда, согласно которой здесь (а это номер 7 по Царскосельской улице) императрица встретила гонца с радостной вестью о поражении турок. Кстати, само место в то время было болотистой местностью, что не помешало Екатерине приказать построить там дворец и храм. Первоначально новый Путевой дворец назывался Кикеликсенским (по местному названию), но позже был переименован в Чесменский.
Эта победа русского флота была поистине легендарной. Хотя наши войска были меньше турецкого флота, русские моряки, атаковав противника в Эгейском море, загнали его в саму Чесменскую бухту. Датой решающей атаки был назначен день Рождества Иоанна Крестителя (24.06), а на следующий день, 26 июня, русский морской «десант» под командованием контр-адмирала Грейга вошел в бухту и открыл огонь. на несколько вражеских кораблей из специально разработанных орудий. Кстати, эти пушки были доверены Ивану Ганнибалу, арабскому сыну Петра I, впоследствии предку Пушкина, а в то время бригадному генералу артиллерии. (Брандейлом тогда называли небольшой корабль, который уже выполнил свою миссию и использовался только для дальнейших военных целей. Он был загружен горючими материалами для поджога вражеских кораблей. Такие свидетели должны были подойти к вражескому кораблю и поджечь его. (С крючками). Иван Ганнибал имел наготове четыре таких судна и смог войти в бухту и открыть огонь по туркам. Кстати, огонь был настолько сильным, что погиб весь вражеский флот и более 10 000 человек, в то время как наши собственные потери оценивались в 11 моряков.
Такая победа, безусловно, достойна памятника! Отметим, что Чесменскому сражению также посвящены обелиск Гацины (вы можете туда сходить) и Ростральный столп в Царскосельском парке, а также целый одноименный зал в Петергофском дворце. С другой стороны, для самой Екатерины самым важным памятником этого события оставалась Чесменская церковь. Был определен праздник покровителя битвы — День Рождества Крестителя, и с тех пор Шахматовская церковь стала называться церковью Рождества Иоанна Крестителя.


Церковь была открыта в день святого покровителя в 1780 году, через десять лет после этой важной победы. На это мероприятие был приглашен даже римский император Иосиф II. Годовщина победы и завершение строительства церкви были отмечены большим королевским приемом.592 Были специально заказаны великолепные английские сервизы. Интересно, что на каждом из этих блюд была изображена зеленая лягушка — герб нового дворца.
Судьба Чесменской церкви
Постепенно весь район, где располагался Чесменский комплекс, был переименован в Чесму. Императрица любила этот дом и посещала его в понедельник исповеди, а также по церковным праздникам. Во время королевских визитов проводились великолепные церковные службы, подавались роскошные дворцовые обеды, организовывались катания на санях, народные гуляния и непременные фейерверки. Шахматный храм и дворец стали центром всего пригорода.
Несмотря на великолепие внешнего вида, интерьер церкви был оформлен очень просто. Здесь был небольшой белый иконостас, спроектированный Фельтеном, а на стенах висели итальянские картины неизвестных художников. В церкви также была установлена картина, изображающая битву при Шахматах, и памятная табличка. Сегодня интерьер церкви по-прежнему очень прост, без каких-либо изысков или китча.
На протяжении веков судьба церкви переплеталась с судьбой дворца. Во дворце находились богадельня для инвалидов войны и ветеранов (открытая при непосредственном правлении Николая I), лагерь принудительных работ «Чесменка» (с 1919 года) и институт. Производство органов (налажено до войны).
Церковь Сесмен была лишена креста и икон во время трудового лагеря — удивительно, что ее купол был украшен молотками, наковальнями и клещами! Все церковные инструменты и утварь были перевезены в Эрмитаж. Помещение использовалось как склад. В 1930 году остатки иконостаса и внутреннего убранства Фельтена сгорели во время пожара.
Во время войны Чесма находилась на переднем крае обороны города, и как дворец, так и церковь были сильно повреждены. После победы дворец был переоборудован под образовательный центр. Однако храм остался в руинах. О его доле не заботились до 1970-х годов. Причиной тому была его историческая миссия — вся «Шахматка» была памятником реальному героическому событию — поэтому ее перенесли в музей «Шахматная победа» в пристройке Военно-морского музея Санкт-Петербурга. До 1990-х годов она размещалась в Чесменской церкви.
В конце века, в 1990 году, церковь была возвращена в лоно церкви. Он был отреставрирован, иконостас восстановлен и торжественно открыт в 1998 году.
Сегодня это литургическая церковь с ежедневными службами, катехизическая школа, театр, детский центр для беспризорников и даже клуб для «бабушек-шахматисток».
На территории комплекса также сохранилось военное кладбище, восходящее к могиле героя Николаева 1812 года и включающее могилы солдат Крымской кампании, Русско-японской войны и Первой мировой войны. Война и могилы защитников Ленинграда в 1914/45 гг. Центральным элементом кладбища является обелиск из розового гранита, того же цвета, что и церковь Сесменос, с надписью в память обо всех героях, павших в этой стране. Сегодня, как и во времена Екатерины II, Шахматный комплекс вновь является центром культурной, интеллектуальной и исторической жизни города.

