Чин всенародного покаяния молитва текст

Самое детальное описание: чин всенародного покаяния молитва текст специально для посетителей нашего ресурса.

Выступая со второй частью своего доклада на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к вопросам духовной жизни, сообщает пресс-служба Московской Патриархии.

Святейший Патриарх Алексий осудил т.н. «чин всенародного покаяния», который проходит в с. Тайнинское, и отметил что этот «чин» нельзя считать подлинным церковным делом, т.к. он носит ярко-выраженный агитационный характер. Духовенство, принимающее участие в этих действиях совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия. Кроме того, сам текст чина не соответствует постановлениям Священного Синода, т.к. в нем звучит призывы к отказу от ИНН, страхового полиса и подобных документов, удостоверяющих личность.

«Мы не можем согласиться с текстом «мытищинского чина», — сказал Святейший Патриарх Алексий, — т.к. особое место в нем занимает призыв покаяться «за недостаточность» прославления новомучеников и Царской семьи». По словам Его Святейшества, «искупительный подвиг один — Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».

«Со всей ответственностью заявляю, что этот «покаянный акт» недопустим и душевреден, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому».

Также Святейший Патриарх Алексий отметил невозможность сравнения этого «чина» с покаянием 1607 года (проведенного святыми Патриархами Иовым и Гермогеном после окончания Смутного времени— ред.) — ведь это было покаянием народа в личных грехах.

Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя
В праздник Успения Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
В канун праздника Успения Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Выступая со второй частью своего доклада на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к вопросам духовной жизни.

Святейший Патриарх Алексий осудил т.н. «чин всенародного покаяния», который проходит в с. Тайнинское, и отметил, что этот «чин» нельзя считать подлинным церковным делом, т.к. он носит ярко-выраженный агитационный характер. Духовенство, принимающее участие в этих действиях, совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия. Кроме того, сам текст чина не соответствует постановлениям Священного Синода, т.к. в нем звучат призывы к отказу от ИНН, страхового полиса и подобных документов, удостоверяющих личность.

«Мы не можем согласиться с текстом «мытищинского чина», — сказал Святейший Патриарх Алексий, — т.к. особое место в нем занимает призыв покаяться «за недостаточность» прославления новомучеников и Царской семьи». По словам Его Святейшества, «искупительный подвиг один — Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».

«Со всей ответственностью заявляю, что этот «покаянный акт» недопустим и душевреден, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому».

Также Святейший Патриарх Алексий отметил невозможность сравнения этого «чина» с покаянием 1607 года (проведенного святыми Патриархами Иовым и Гермогеном после окончания Смутного времени— ред.) — ведь это было покаянием народа в личных грехах.

Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

Пресс-служба Московской Патриархии

Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его.
Святейший Патриарх Алексий II

Если не будет покаяния у русских
людей – конец мира близок!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

. основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами разгроме православной России. От нас требуется покаяние, без него ничего хорошего нас не ждет. И это главная наша беда – нераскаянность. Если мы ее преодолеем, то с Божией помощью никакие враги не будут страшны нашему народу, нашему Отечеству.

Только полное всенародное покаяние перед Богом за вопиющие грехопадения наших отцов, дедов и возвращение к полнокровной жизни по вере и идеалам Святой Руси вернет России Благодатный покров Пресвятой Богородицы и милость Творца.

1. Неизвестная Россия.

2. «Кругом измена и трусость, и обман!»

3. «Мы призываем к покаянию весь наш народ»

4. Чин Всенародного покаяния

5. Кто и почему противится проведению Чина Всенародного Покаяния.

*Апология (греческ.. слово) — защитительная или оправдательная речь, главным образом, в пользу христианства. Таковы апологии, составленные в первые века христианства св. мучениками и церковными писателями, напр. св. Иустином, Татианом, Тертуллианом и др.

«Убийство Царской Семьи – тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом…
Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием»
(Послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ, «Журнал Московской Патриархии» №7, «Московский Церковный Вестник» № 11 за 1998 г., официальный сайт ВЦС за 9.06.1998 г.)

«Народ мой закоснел в отпадении от меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (Осия 11:7)

«На дело воссоздания Святой Руси никакого специального благословения не надо. Вы и так имеете его – внутри себя» (митрополит Иоанн (Снычев), «Одоление смуты», с.178)

В течение последних нескольких лет на территориях Русской Православной Церкви МП в проповедях, собраниях, призывах и т. д. на разных уровнях идет дискуссия о всенародном покаянии в грехе цареубийства. Такой акт покаяния в нынешнее время видится и понимается по-разному.
В июне 1957 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий от имени Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей призвал принести всенародное покаяние, как «путь благочестия, как вернейшее очистительное и возрождающее средство для каждого из нас».

ПОСЛАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОБОРА ЕПИСКОПОВ
БОГОЛЮБИВОЙ РУССКОЙ ПАСТВЕ В РАЗСЕЯНИИ СУЩЕЙ О ПОКАЯНИИ.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОБОРА ЕПИСКОПОВ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ.
4-17 ИЮНЯ 1957 Г.
Г. НЬЮ-ЙОРК.

М О Л И Т В А
ПОКАЯННАЯ, ЧИТАЕМАЯ В ДЕНЬ УБИЕНИЯ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ 4-17 ИЮЛЯ.

08.11.2007: АПОЛОГИЯ ВСЕНАРОДНОГО ПОКАЯНИЯ РУССКОГО НАРОДА
В последнее время стали раздаваться голоса против Чина Всенародного покаяния, проводимого в селе Тайнинском под Москвой у памятника Государю Императору Николаю II. Эти действия врагов Православия, считает известный русский пастырь, будитель чинов Всенародного покаяния архимандрит Петр (Кучер), направлены на то, чтобы отвратить русский народ и Россию от спасения. Путь же к спасению был указан в призывах ко Всенародному покаянию, содержащихся в обращениях Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода к 75- и 80-летию злодейского убиения Государя Императора Николая II и Царской Семьи. По благословению о. Петра (Кучера) публикуем данную статью.


Если не будет покаяния у русских людей — конец мира близок!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Мы призываем к покаянию весь наш народ»

Чин Всенародного покаяния

Кто и почему противится проведению Чина Всенародного покаяния

+ + +
Братья и Сестры! Соотечественники! Люди Русские! Россия на краю гибели! Разоренная, расчлененная, поставленная мировой закулисой на колени, она из последних своих сил еще удерживается над бездной, еще дышит и ждет нашей помощи, нашего покаяния.
Вспомним уроки истории нашего Отечества и попытаемся найти в себе сегодня силы и мужество обратиться к Богу с молитвой и покаянием, как молились и каялись наши славные предки во времена нашествий Тамерлана, Наполеона, лютые годины смут и фашистского ига! «Не будет нам оправдания и прощения, если мы не воспользуемся предоставляющейся возможностью. Это будет означать, что мы предали десятки поколений собственных предков, презрели их многовековой великий труд по созданию Державы, по воплощению в жизнь высочайших идеалов Православия. Если мы сегодня дрогнем, отречемся и отступим, кровь русских ратников, пролитая в боях за Русь со времен Владимира Крестителя и до сего дня, возопиет ко Господу об отмщении нам — малодушным и маловерным себялюбцам!» (митрополит Иоанн (Снычёв).
Помните! Наша сила — в покаянии! Становитесь же в ряды, чуждые страха иудейского, умножайте рать христианских борцов!

+ + +
Очередной Чин всенародного покаяния состоится соборно в Москве, Киеве и Днепропетровске 24 ноября. В Москве — в 10.00, в Киеве на Владимирской горке (м. «Майдан Незалежности») и в Днепропетровске (в храме ап. Андрея Первозванного — ж/м Левобережный — 3) — в 9.00.
Телефоны: в Москве — 8 (926) 235-58-59, в Киеве — (8-050) 730-66-45, в Днепропетровске — (8-097) 490-72-22.

Благословен Бог наш. Царю Небесный. Трисвятое. Приидите, поклонимся. Помилуй нас, Господи. Господи, помилуй (40).

Преклонъше колена, Господу помолимся.

Господи Вышний, Долготерпеливый и Милосердный, помилуй нас, грешных, не умеющих каятися, и научи рабе ь Твоих в велицем сокрушении сердец взывати к Тебе, принося покаяние за весь народ Русский и сродников наших, умерших в великих и тяжких грехах богоотступничества, клятвопреступления, цареотступничества и сопричастности убийства русских Царей доселе нераскаянных нами и тяготеющих над нами и над народом нашим.

В центре русской культуры в г. Старица Тверской области 4 марта 2007 года состоялась конференция на тему: «Покаяние сегодня — знамение единства». Она посвящалась 400-летию чина всенародного соборного покаяния с разрешительной молитвой первых святых патриархов Иова и Ермогена. Конференция проходила рядом со Свято-Успенским монастырем, откуда вышел патриарх Иов и где находится его гробница. Ниже следует текст доклада на конференции иеромонаха Ефрема со св. Горы Афон.

«Покаяния отверзи мне двери Жизнодавче», поет ныне св. Церковь в спасительные дни св. Четыредесятницы. «. И дал Бог покаяние в жизнь», сказано в св. Писании (Деян. 2, 15). Дано покаяние в жизнь во Христе Самим Господом, Который сказал: «Аз есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6) и еще: «Аз есмь воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). Покаяние есть возобновление крещения, пакибытие, пишут святые отцы. Покаяние есть завет с Богом об исправлении, об изменении жизни, ибо греческое слово покаяние (греч., см. в конце статьи)значит изменение ума. «Покаяние есть древо жизни, воскресение мертвых грехами» (преп. Ефрем Сирин). «Покаяние есть дверь милости Божией» (преп. Исаак Сирин).

Благодать Божия сходит в ответ на исповедование грешником своего недостоинства, тем паче, что со смирением это произносится пред себе подобным человеком, ибо по неложному слову Писания «Бог. смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Пример этому служит евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).

Самовольный сын истребовал свою часть имения прежде кончины отца своего, удалился на чужую страну, расточил имение, живя роскошно и распутно; подвергся голоду, послан был пасти свиней, но. пришел он в себя и покаялся. Вернувшись к родному отцу, намерен был проситься в наемники, а по милосердию отца был принят с почестями, как самый дорогой сын. В этой притче Господней о милосердии раскаявшемуся сокрыта великая тайна. Об этом преславно любомудрствует великий святитель нашей Русской Православной Церкви Филарет Московский, мощи которого перенесены в Храм Христа Спасителя недавно святейшим Патриархом Алексием II.

Итак, кого представляет сия притча под образом отца? Бога в отношении к человекам. Как сын имеет отца по рождению, так всякий человек имеет бытие и жизнь от Бога по сотворению.

Кого изображает притча в лице и действиях младшего сына? Человека грешника. В каких бы ни был летах возраста, незрел духовным возрастом, неоснователен, легкомыслен тот сын, который не понимает счастья быть близ сердца доброго отца, под мирным кровом дома его, и хочет удалиться без нужды, для того только, чтобы жить по своей воле.

Что значит в притче взятие и присвоение младшим сыном своей части отческого имения? Сим изображено начало греховного состояния, когда человек на то, что имеет от Отца Небесного и от Его Провидения, перестает взирать как на дары Божии, а начинает смотреть как на свою собственность и с самоуслаждением думает (или ощущает): это моя собственность, мое знание, мое искусство, мой подвиг, моя заслуга, мое достоинство, мое богатство; а за сим, естественно, последует то, что данные ему блага он и употреблять будет только для себя, по его личному усмотрению, а не для Бога.

Что значит удаление младшего сына от отца в чужую дальнюю страну? Удаление грешника от Бога. Как он удаляется? Удаляется он своемыслием, эгоистичными чувствами, суетными делами. желанием жить по своей воле, без воли Божией (Пс. 72, 27).

О всех же вообще грешниках притча дает разуметь, что они, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным и к сим прилепляясь мыслями, желаниями, делами, чрез сие прелюбодействуют от любви Божией.

Заблудший сын пришел в себя. Это начало обращения грешника к Богу. Вошед в себя, он яснее сознает, чего требует душа его и как многого ей не достает. Вспоминает Отца Небесного и блага, которых лишился чрез удаление от Него, и решается возвратиться к Нему, то есть оставить жизнь греховную и жить по заповедям Божиим.

Заблудший, но раскаявшийся сын не имеет уже притязания на достоинство и права сына и хочет довольствоваться состоянием наемника в доме отца. Сим изображает притча смирение кающегося грешника.

Отец издали усматривает возвращающегося недостойного сына и спешит ему навстречу. Так Бог провидит обращение грешника и сретает его предваряющей благодатью.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще только в сердце несет сын возобновляемую покорность отцу, как отец уже обнимает его и целует. Как скоро в сердце полагает грешник решительное намерение творить волю Божию, Бог уже начинает являть ему Свою близость и знамения Своего милосердия и любви.

Едва сын успел изрещи свое покаяние и самоосуждение: согреших, несмь достоин, как отец, не допуская ему нарещись наемником, дарует ему сыновнюю первую одежду, перстень и обувь. Также как только грешник в смиренном покаянии произносит на себя осуждение — Бог тайно на Небесах и на земли чрез служителя Таинства изрекает ему прощение, утверждает его в чувстве смиренной преданности, устраняя от него чувство наемника, работающего только ради воздаяния, облекает его в сыновнюю светлую одежду оправдания Христова, дарует ему обручение Духа, дает его ногам готовность тещи по пути правды и спасения.

Священная история полна призывами к покаянию и примерами покаяния и личными и всенародными, от начала и доныне. Призывал Господь первозданного Адама, но покаялся наш праотец уже после изгнания, о чем св. Церковь живописует в богослужении начала Великого Поста. Призывали пророки жестоковыйный Израиль к покаянию, как например св. пророк Самуил, который увенчал всенародное покаяние жертвоприношением Богу во оставление грехов, после чего избавились от Филистимлян (1 Цар. 7, 3-10). Пророк Нафан послан Богом призывать Царя Давида к покаянию, возвавшего к Богу впоследствии «и Духа Твоего Святого не отыми от мене» (Пс. 50). Св. пророком Ионой призваны к покаянию Ниневитяны, которые так искренне соборно покаялись, что даже и скот у них постился, и освободились от предреченного наказания Божьего за свои грехи.

Пред гробницей Великого Златоуста просил прощения св. Феодосий, император Византии, за свою уже усопшую мать Евдоксию, изгнавшую святителя с Константинопольской кафедры. и обрел благодатный ответ. И в наше время, подобно тому, пред мощами свт. Нектария Пентапольского просил прощение патриарх Александрийский за своего предшественника.

В нашей отечественной истории яркий пример соборного покаяния с просьбою о прощении виновных предков послужил Покаянный чин первых святых наших патриархов Иова и Ермогена в 1607 г. Ровно 400 лет тому назад из стен св. Успенского монастыря г. Старицы вызван бывший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иов в Успенский Собор Кремля Первопрестольного града Москвы принять покаяние народа после грехов клятвопреступления и святотатства. Разрешены были тогда согрешившие, что духовно положило начало выхода из Смуты 17 в.

После подобных и еще ужаснейших грехов: предательства Помазанника Божия и последующей цепи предательств, и в нашем новом смутном времени 20 в. прозвучало много призывов к покаянию и осознанию происшедшего, от св. Патриарха Тихона до ныне здравствующего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 вместе со Св. Синодом (в посланиях 1993-98 гг.). И как намерение св. Патриарха Ермогена было объединить расколотое тогда российское общество через благодать разрешения, чтобы спасти его от окончательной погибели, так и намерение Святейшего нашего Патриарха как первосвятителя всей Русской Православной Церкви есть восстановить Россию на Богом предназначенный путь.

Стены Успенского Собора Московского Кремля до ныне хранят память о той благодатной разрешительной молитве святых патриархов Иова и Ермогена и ожидают обновление этой благодати в оживлении нашей православной совести.

Многие из нас лично уже покаялись в своих грехах против Бога и Царя, изменили свое мировоззрение, вернулись к церковной жизни и молятся о прощении наших усопших предков. Но вздыхаем ли мы из глубины души, подобно тому блудному сыну: «несть достоин нарещися сын твой»? Образно говоря, направляя стопы свои, возвращаясь к родному отцу конкретными делами, храним ли мы заповедь Господню во внутреннем своем устроении: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие (греч., см. в конце статьи — негодный, ненужный (что по смыслу указывает на то, что нет незаменимых людей), потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10) и тем паче, исповедуем ли «несть достоин нарещися сын твой»?

«Если бы мы старались о смиренномудрии, предупреждает преп. Марк Подвижник, то не было бы нужды в наказании нас, ибо все злое и скорбное приключается нам за возношение наше. Сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся». Эти святоотеческие слова имеют для нас огромное значение, ибо они нашли себе оправдание в жизни российского народа. «Если мы хотим спасения себе и России, — пишет блаженной памяти архиепископ Серафим (Соболев), — мы должны самым делом вернуться к вере наших предков, основанной на смирении и покаянии, которые низводили на них благодать Святаго Духа».

Когда грешник со смиренномудрием и искренно исповедует свое недостоинство, обретает он на пути милующую благодать Божию, подаваемую в разрешительной молитве, он возводится в новое достоинство, новое качество жизни во Христе. Обновляется в нем дух правый и делается он способным познавать и исполнять Божию волю богоугодным образом. Цели его не земные и весь он управлен в верность Промыслу Божиему. Через таких людей, в коих восстановлено внутреннее Царство Небесное, будет восстановлено и Царство земное».

Священник Александр Усатов

На протяжении последнего десятилетия в православной среде распространяется литература, в которой каждый православный христианин побуждается к покаянию в грехе цареубийства, перечислялись даже конкретные грехи против царской власти.
Однако лишь с 2004 г. некоторые сторонники такого «покаяния» стали открыто провозглашать необходимость каждому жителю России пройти особый «Чин покаяния в грехе цареубийства». Для этого яркие плакаты, а теперь уже и яркие Интернет-сайты, приглашают каждого из нас принять участие в т.н. Чине Всемирного покаяния русского народа в грехе цареубийства, который проводится в подмосковном селе Тайнинском у памятника последнему русскому императору, а с последнего времени в некоторых епархиях РПЦ.

Для чего же ревнители «соборного покаяния» призывают нас направиться в Подмосковье и в чем именно призывают там каяться? Какова аргументация существует для такого мнения и согласна ли она с Преданием Православной Церкви?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам придется обратиться к той агитационной литературе, что ныне распространяется среди православных.

Православного человека здесь пытаются убедить в том, что над русским народом тяготеет не более ни менее, как проклятие за грех предательства и убийства Царской Семьи в 1917 г., и нарушение клятвы русского народа, данной в 1613 году при восшествии на Престол династии Романовых. Тем самым формируется убеждение, будто в 1613 г. клятву верности царю давали не только лица, напрямую участвующие в деятельности Земского собора, но и все последующие поколения россиян, которые разделяют ответственность и за злодеяния большевиков, и вообще всех жителей Советской России. В среде сторонников «покаяния за царя» распространяется странное учение, будто «проклятие тяготеет над народом, и оно из поколения в поколение будет переходить на наших потомков до тех пор, пока мы не покаемся».

Очевидно, все православные здесь призываются принести покаяние в преступлении, которого они лично не совершали. Ведь в призывах к «покаянию» речь идет не столько о тех, кто действительно участвовал в расстреле семьи царственных страстотерпцев, а обо всем населении России.
Вводится даже неведомое Церкви понятие «Соборной личности» русского народа, которой якобы и нужно каяться за отречение от царя и за его убийство. Этот новый термин используется для того, чтобы проповедовать необходимость принесения православными покаяния за грехи предков, некоторые из которых, действительно потеряли веру и участвовали в бунте против государственного строя Российской империи, а также желали смерти её Императору.

В Православной же традиции, напротив, принято в отношении грехов предков приносить не покаяние, а молитвы, дабы Господь простил их грехи. Причём такие молитвы мы приносим лишь за тех членов Церкви, которые хотя бы перед смертью принесли Богу посильное покаяние в содеянном, и тем самым примирились с Господом и Церковью.
А убеждение, что независимо от близости человека к Богу он ответственен за грехи близких, или будто Господь вменяет нераскаянному грешнику покаяние и благочестие праведников базируется на магическом отношении к спасению человека, поэтому такое воззрение невозможно признать православным.

Учение о том, что вина за грех одного человека переходит на его потомков, противоречит Слову Божьему. По слову Псалмопевца, «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс.48:8).
Во времена пророка Иезекииля распространялось мнение, будто дети несут ответственность за грехи родителей.

Вот какой ответ дал Господь через этого пророка: «если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, видит и не делает подобного им… исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив. А отец его… умрет за свое беззаконие. Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, он будет жив… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:14-20).

Все это приводит нас к мысли о необходимости каяться во время земного поприща. Ведь после смерти человека лишь молитвы Церкви могут помочь ему, и лишь в том случае, что зачатки покаяния были перед смертью. Но никогда в истории Церкви не принимались попытки принимать крещение за умершего (чем занимаются ныне адепты секты мормонов), ни каяться в его грехах на исповеди. Все это является отходом от древнейшей традиции совершения Таинства исповеди, где священник убеждает кающегося принести покаяние лишь за свои прегрешения («рцы вся, елика соделал еси»), а не за грехи предков или ныне здравствующих родственников. Невозможно покаяться за другого человека, за него можно только молиться. «Прошу вас, возлюбленнейшие братия, да исповедуем каждый свой грех, пока согрешивший находится еще в этой жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно Господу», — так наставляет нас живший в III веке свт. Киприан Карфагенский.
История древней Церкви говорит нам о существовании такой формы покаяния, как публичная исповедь. Постепенно ее вытеснило покаяние тайное, перед священником. Публично ли, или тайно, но христианин всегда каялся в своем грехе, а не в грехах ближних.

Возможно, по недоразумению в оборот распространяемых листовок вошли такие выражения, как «наследуемый грех», ведь согласно учению Церкви можно говорить лишь о прародительском грехе Адама и Евы, последствия которого (удобопреклонность че¬ловека ко злу и греху, а не сама вина за личный грех Адама и Евы) перешли на всех людей. Но избавление от последствий первородного греха мы приемлем единожды в Таинстве Святого Крещения. Других «наследственных грехов» Церковь не знает.

Несколько позже архиепископ Зарубежной Русской Церкви Аверкий (Таушев) говорит уже не о самом убийстве царя, а о воцарившейся в России атмосфере одобрения Октябрьского переворота и свержения царя: «Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками — руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном безпримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему, а вел себя так, что это злодеяние явилось выражением того настроения, которое к этому времени созрело в умах и в сердцах несомненного большинства несчастных заблудившихся русских людей… Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на русской земле».
Как и в приведенных словах свт. Тихона и еп. Иоанна (Максимовича) здесь владыка Аверкий говорит не столько о факте цареубийства, сколько о воцарившейся в умах граждан СССР идеи одобрения этого греха, а, значит, и соучастия в нем.

Упоминание здесь «усопших и ныне живущих» также не случайно. Выступая от лица всей Церкви, Святейший Патриарх вознес покаяние в грехе от лица тех членов Церкви, что уже отошли в горний мир, и не могли публично покаяться в этом преступлении. Здесь уместно также вспомнить, как в Чине церковного погребения священник от лица умершего обращается к сродникам и просит их молитв: «восплaчите о мне брaтіе и дрyзи, сродницы и знaеміи». Однако это не означает, что священнослужитель кается ВМЕСТО усопшего. В церковных канонах указывается, что к кающемуся грешнику пастырь должен относиться так, будто это его собственные грехи. Именно такое пастырское попечение и являет нам Святейший Патриарх Алексий II, побуждая нераскаянных грешников принести личное покаяние.

Это покаяние от лица Церкви Святейший Патриарх Алексий II повторил в 1998 году в 80-летие годовщины убийства царской семьи. При этом добавил: «многие наши предки посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства в этом грехе повинны». Он отметил, что «покаяние в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается не путем безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом».

Таким образом, для всех жителей России покаяние в грехе цареубийства должно проявиться в глубоком осмыслении судеб нашей Родины, в переоценке тех трагических тенденций в истории России, что и привели к возможности свержения законного главы Российского государства, последующего убийства царской семьи и иных безбожных свершений. Термин «покаяние» с греческого означает «перемену ума», и в этих словах Священноначалия мы видим именно этот смысл.

В 2000 году имело место знаменательное событие: на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Царская Семья была канонизирована в лике святых страстотерпцев. После покаянных слов Патриарха Алексия II это событие стало окончательным знаком отвержения Церковной Полнотой того преступления против царской семьи, что имело место в 1918 г. Оно стало той единственной формой «соборного покаяния» в попущении убиения Государя и царской семьи, о необходимости которого говорили многие иерархи нашей Церкви.

Тем не менее, в церковной среде продолжал обсуждаться вопрос о форме покаяния за убийство помазанного Богом царя. Появилось предложение о проведении «всецерковного соборного чина покаяния» подобно тому, как святые патриархи Иов и Ермоген в 1607 г. в Успенском соборе Московского Кремля возглавили «всенародное покаяние» в грехах вероотступничества, клятвопреступления и попустительства цареубийства, которое завершилось чтением разрешительной молитвы. Стали распространяться слухи, что такой новый «Чин покаяния» имеет благословение от Святейшего Патриарха. При этом слова Патриарха о необходимости всенародного покаяния были восприняты буквально как призыв к устроению особого Чина, отличного от Чинопоследования Таинства Исповеди, изложенного в Требнике.

Обращение к истории Русской Церкви показывает, что Чин покаяния, который был совершен в 1607 г. святыми Патриархами Иовом и Ермогеном, во-первых, не был буквально всенародным, а во-вторых, патриархами не был разрешен от бремени грехов весь русский народ, как утверждают ревнители нового Чина соборного покаяния (когда в Успенском Соборе совершался этот покаянный чин, Москва волновалась и выкрикивала имя второго Самозванца).

В то время покаяние в измене царю было ознаменовано в первую очередь прославлением в лике святых царевича Димитрия, св.мощи которого были открыты для поклонения в Архангельском соборе Кремля. Перед св. мощами матерь царевича (инокиня Марфа) и принесла «всенародное покаяние» (т.е. публичное перед всем народом), называя себя виноватой пред царем, собором, всем народом и более всего пред своим сыном, что признала Самозванца.

Позже представители мирян подали в руки патр. Иову покаянную челобитную, в которой перечисляли ряд своих измен и клятвопреступлений и просили, чтобы патриархи простили им измены царю. В ответ была прочитана разрешительная грамоту патр. Иова, который сам был участником событий времени царя Бориса. В ней патр. Иов утверждал, что как прежде он заклинал народ быть верным царю Борису, так теперь он от этих своих клятв разрешает народ и сам просит у народа за них прощения.

Осмысление этого исторического события показывает, что покаяние приносили реальные клятвопреступники и изменники царю, причем покаяние они приносили именно тому Патриарху, через которого они приносили присягу Государю, и который наложил клятву за измену царям Борису и Феодору.

В качестве аргумента о возможности принесения покаяния за умерших ревнители соборного покаяния ссылаются на просьбы представителей мирян, чтобы патр. Иов простил и разрешил эти преступления не им только одним, обитающим в Москве, но и жителям всей России, и тем, которые уже скончались.

В ответ на такие доводы следует отметить, что ни архиерей, ни священник никогда не разрешают грехов ни живущим, ни почившим православным христианам, если те не принесли Богу посильное покаяние в совершенных ими грехах. Иначе происходит профанация Таинства Покаяния, когда объявляется о прощении тех грехов, в которых человек не кается или даже вовсе не совершал. Когда во время Чина погребения священник читает Разрешительную молитву, он просит Бога о прощении тех грехов умершего, в которых он раскаялся, но не успел еще принести достойных плодов покаяния.

Поэтому и факт разрешения грехов участников Смуты в 1607 г. не является для нас поводом для устроения особого Чина покаяния за измену царю и убийство царской семьи. Подобные действия скорее уводят человека от реального покаяния, отвлекают его от осознания тех грехов, которые действительно отделяют его от Бога. К тому же в утверждениях о виновности всей России и даже церковных людей в цареубийстве видна попытка переложить вину подлинных виновников цареубийства на Церковь и тех, кто к этому не имеет никакого отношения .

В том же 2005 году кроме Патриарха и членов Синода о новоявленном Чине всемирного покаяния за царя свое отношение выразили и другие архиереи Русской и Украинской Церкви. По мнению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия «чин соборного всенародного покаяния в грехе цареубийства искусственно навязан Церкви людьми, которые стремятся добиться ее раскола. Вместо того чтобы показывать красоту Православия и прививать нравственный образ жизни людям, их начинают сбивать с толку».
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин в своем докладе на Международной богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви» высказал мнение, что «чины всенародного покаяния» выдумываются невоцерковленными людьми в противовес чину таинства личного покаяния (зафиксированного в Требнике)».

Таким образом, в 2005 г. Священноначалие Русской Церкви недвусмысленно высказалось относительно самочинного «Чина покаяния за царя». Однако «ревнители покаяния», к сожалению, не вняли голосу Церкви, и продолжают распространять свои воззвания по всем епархиям РПЦ. В этих листовках размещается фотография Святейшего Патриарха Алексия II, а также его высказывания относительно необходимости покаяния всего русского народа, которые вырваны из контекста его высказываний, и совершенно не относятся к инициативе проведения покаянных шествий к памятнику царя.
Это показывает, что составители подобных листовок намеренно вводят в соблазн вех верных чад Русской Церкви, лукаво играя на их доверии к словам Первоиерарха Русской Церкви.

Автор: Протоиерей Алексий Сидоренко | Рубрика: Движение «царебожия»

Ныне среди небольшой части православных священнослужителей и мирян получил распространение так называемый «Чин всенародного покаяния русского народа». Вдохновители этого «Чина» предлагают всем православным людям лично каяться в предательстве и убийстве царя Николая II и членов его семьи, расценивая участие в «Чине» в качестве единственно возможной формы возрождения русского народа.

Следует сказать, что они исходят из неверных посылок и, следовательно, приходят к неверным выводам. Прежде всего, они неверно толкуют Послания Святейшего Патриарха и Священного синода к 75-летию (Послание I) и 80-летию (Послание II) убиения Николая II и членов его семьи. Эти Послания призваны играть у них роль маскировочных приспособлений, дабы скрыть противоцерковную деятельность некоторых из них. Но даже если исходить из предположения, что они действуют искренне (что не вяжется с характером их действий), то и тогда прийти к желаемым для них результатам не удается.

Прежде всего, из контекста вырывается одна фраза, присутствующая в Первом и Втором Послании, которой дается расширительное толкование в угодном смысле, а именно: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании». На этой фразе, а также на произвольном толковании трагических событий российской истории выстраивается вся идеология «Чина». Однако в Послании I за этой фразой следуют слова, которые дают ключ к верному пониманию этого вопроса: «И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского императора».

Таким образом, Чин покаяния в грехе цареубийства, в той форме, в которой он был предложен высшей церковной властью, в Русской православной церкви был уже совершен.

Это отнюдь не означает того, что члены Церкви не должны или не могут приносить покаяния в грехах, так или иначе связанных с отступлением от Бога и веры или прямым богоборчеством; каждый пусть испытывает свою совесть и приходит к осознанию своих грехов. Если кто-то состоял и состоит в богоборческих политических организациях, был маховиком или винтиком репрессивных механизмов, губивших наш народ духовно и физически, тому предостаточно поводов скорее очистить свою душу. Оправдывающий тиранов и палачей, превращавших наших соотечественников в «лагерную пыль», гнавших праведников, конечно, продолжает и поныне пребывать под грозным предопределением — «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1, 18). Если мы ходим по улицам и площадям, носящим имена идеологов террора, главной целью которых было разрушение Российской империи, спокойно взираем на мрачное капище на главной площади страны, и своим видом и архитектурой, и по существу утверждающее древний престол нечестия среди православных храмов, то, конечно, в этом есть и вина православных. Мы в ответе и за доброе, и за худое, а потому должны, по слову Апостола, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим 2, 1).

Такая ситуация возможна потому, что многие наши соотечественники живут без осознания нравственных и духовных истоков отечественных трагедий XX столетия.

Церковь же дала оценку произошедшему, прославив царскую семью и новомучеников на Архиерейском соборе 2000 года. Показывается этим прославлением, что народ Божий живет с осознанием их правоты и праведности, пребывая с ними и с сонмом новомучеников российских в молитвенном единении во Единой Церкви — Небесной и Земной. Принципиально неправильно винить церковных чад в гонениях: ибо мы пребываем с ними вместе во едином уповании и состраждем с ними, лобызаем их язвы, имеем их ходатаями за нас пред Богом. И это не вследствие участия в каком-либо «Чине», а потому, что мы с ними находимся во едином Граде и во едином гражданстве — Церковном.

Не означает все вышеприведенное и того, что высшая церковная власть не может предложить и иной Чин, если это будет сочтено духовно целесообразным и оправданным. Однако такой Чин может исходить лишь от священноначалия и служить к единению, а не к разделению церковных чад. Поэтому всякий иной способ введения какого-либо чина покаяния является без-чинием и действием соблазнительным и антицерковным.

Отметим в этой связи то недоумение, которое вызывает благословение отдельными архиереями одного из вариантов «Чина всенародного покаяния»; на наш взгляд, они, делая это, превышают меру своей власти, поскольку их благословение может распространяться только на соответствующие епархии. Но не могут епархиальные архиереи и вводить или допускать во вверенных им епархиям какие-то особые «Чины всенародного покаяния», поскольку это ведет к разделению народа Божия. И хотя составители и вдохновители «Чина» определяют его как «проект», указывая, что они не пытаются «навязать его именно в том виде, в котором он представлен», но смиренно слагают «его к стопам высшего священноначалия, дабы облегчить труды наших архипастырей и не испытывать более долготерпение Божие, откладывая покаяние в грехах против Веры и Царя, сугубо тяготеющих над нашим народом>, однако на деле на слово «проект» никто не обращает внимания: его используют как официальный церковный документ. Прежде чем пускать в свет такие проекты, есть смысл посоветоваться с Синодальной богословской комиссией о последствиях такого шага.

Следовательно, покаянные формулировки, предлагаемые в «Чине» и вытекающие из постулируемого «предательства», не могут иметь места среди православных, многие из которых хранят идейную верность монархии.

Нам ведь предлагают лично каяться в совершенно фантастических грехах, что является насилием над совестью верных. Например: «Не осуждал законопреступное свержение богоустановленной власти, отмену церковного поминовения Помазанника Божия, решение Синода поминать на богослужениях клятвопреступное Временное правительство (март 1917 года) и через это — измену присяге на верность богоустановленной власти и прекращения молитвы за православную державу>. В другом варианте «всенародного покаяния> предлагается еще более радикальное самобичевание: «Господи, помилуй нас за участие в революциях 1905, 1917 гг: Господи, помилуй нас за участие в гражданской войне: Господи, помилуй нас за измену Родине и участие в военных действиях на стороне врага и сотрудничество с оккупантами, за нарушение военной присяги перед Родиной: Господи, помилуй нас за измену Родине и предательское бегство русской научной и творческой интеллигенции за рубеж после распада Советского Союза. «. Сложно представить, как можно каяться в несовершенных грехах. Церковь никогда не требовала от приходящего в храм каяться в грехах своих родителей.

В идеологии «Чина» ясно прослеживается стремление увести сознание верных от истинных виновников как екатеринбургского злодеяния, так и организованного против Церкви террора. «Творцы катастроф», осуществлявшие ритуальные убийства, искусно выводятся из круга обвиняемых. Виновник один — русский народ, который должен признать и принять клеймо богоотступничества.

Деятельность и идеология вдохновителей «Чина» дают основание говорить о них как о сектантах, главной задачей которых является стремление расколоть Церковь, внести смуту в церковную жизнь, противопоставив одних священников и архиереев другим.

Главари же этой секты действуют тайно, скрывая свои имена. Но из некоторых источников известно, что сами они по своему происхождению далеко отстоят от русского народа, который они лицемерно призывают к покаянию; сами они, пламенные борцы с ИНН и новыми паспортами, имеют зарегистрированные по новым паспортам на свои имена и имена других лиц фонды; сами они получают значительные средства от «всенародного покаяния», имея недвижимость даже за границей. Судя по всему, они хотят завести русский народ в тупик: наряду с так называемым «всенародным покаянием» навязать прославление Григория Распутина, Ивана Грозного, может быть, и Сталина, а также — новый догмат о «царе-искупителе», а затем посмеяться над народом и Россией: благих целей у той публики быть не может.

Идеологи «Чина» пытаются внушить, кроме того, ту мысль, что реставрация дореволюционной монархии — наш единственный политический путь. Головы у них повернуты назад, и они желают, чтобы у всех головы были повернуты назад, в XIX век. На самом деле, если мы чему-нибудь научимся у истории и если мы когда-нибудь поднимемся до православной монархии, то, конечно, в осознании, что она не будет такой, какой была. В России восстановится симфония властей — духовной и державной. Диссонанс в этой симфонии во многом и привел к перевороту 17-го года. Прежде всего, в России будет Патриарх и Царь, Патриарх займет свое законное место в Успенском соборе, а Царь будет руководствоваться духовными наставлениями Патриарха, а не случайных людей; в России монархической будет слышен свободный голос Церкви, она будет выносить свободные суждения по всем вопросам общественной жизни, она больше никогда не будет скованным «ведомством» в государстве. Видимо, этого и не желают ложные друзья монархии.

Заключая, отметим, что прискорбным знамением нашего времени может считаться легковерность, с которой отдельные люди, повинуясь неким внутренним позывам к правде и справедливости, с легкостью принимают новые учения, особенно, если те приукрашены радикальной эсхатологией и всеохватной апокалиптикой; они готовы первому встречному вручить свою судьбу, если только тот будет складно говорить о наступивших последних временах. Идет тотальный поиск старцев, которые, конечно же, при таком ажиотажном спросе находятся: Священное Писание, святые отцы, великое Православное богословие в таком состоянии духа оказываются в забвении; огромный опыт новомучеников российских, к сожалению, остается зачастую невостребованным: верят анонимным книжонкам, примитивной беллетристике. Все это приводит к печальным искривлениям в духовной жизни, чему примером и служит «Чин покаяния русского народа».

Протоиерей Алексий Сидоренко,
проректор по научной работе Тобольской православной духовной семинарии,
кандидат богословия, кандидат философских наук

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 04.09.2014 | Просмотров: 3125

Чин всенародного покаяния молитва текст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here