Что делать если прервали молитву

Самое детальное описание: что делать если прервали молитву специально для посетителей нашего ресурса.

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Прерванная молитва

— Здравствуйте, батюшка!
Я должна читать Канон покаянный 40 дней. Сегодня пришлось прервать чтение — позвала больная бабушка. Потом я продолжила с прерванного. Или я должна была все с начала начать? Может мне следует теперь вечером еще раз прочесть?
Подскажите, пожалуйста, можно ли молитвы, акафисты и каноны читать сидя, если тяжело стоять? Спасибо Вам большое!

—Все правильно сделали, и вечером не нужно читать. Если тяжело, а не по причине лени, то можно. И Вам спасибо большое, помоги Господь!

Спаси Господи. Я каждый день стараюсь читать утренние и вечерние молитвы, но бывает плохое настроение и совершенно нет молитвенного настроя. Стоит ли в таких случаях принуждать себя к молитве и как молиться? Может, просто прочитать Иисусову молитву? Я молюсь перед иконами, и если в комнату кто-то заходит, приходится прерывать молитву. Это раздражает, хотя стараюсь промолчать. Что делать в этом случае? Можно ли читать правило не перед иконами, например, в ванной? Там никто не помешает.

Миссионерская и просветительская деятельность монастыря, а также его реставрация нуждается в вашей поддержке. Желающим помочь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.

Сегодня: 30.08.19. Пятница. Прп. Алипия, иконописца Печерского.
7.40 Литургия.
16.00 Вечерня и Утреня с чтением Акафиста «Радуйся Невесто Неневестная».

Завтра: 31.08.19. Суббота. Мч. Флора и Лавра.
7.40 Акафист прп. Ионе и Литургия.
16.00 Всенощное бдение.

Миссионерская и просветительская деятельность монастыря, а также его реставрация нуждается в вашей поддержке. Желающим помочь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.

Сегодня: 30.08.19. Пятница. Прп. Алипия, иконописца Печерского.
7.40 Литургия.
16.00 Вечерня и Утреня с чтением Акафиста «Радуйся Невесто Неневестная».

Завтра: 31.08.19. Суббота. Мч. Флора и Лавра.
7.40 Акафист прп. Ионе и Литургия.
16.00 Всенощное бдение.

«Когда я еду на работу в трамвае, я читаю псалмы и молитвы, которые знаю наизусть. Но когда в окне вижу маленького ребёнка или калеку, то прекращаю читать псалом, молюсь коротко о семье ребёнка или об инвалиде, потом начинаю читать псалом заново, сначала. Может быть надо продолжить читать с того места, где остановился? Или если начал читать, то не прерываться и не глазеть в окно трамвая? Или вообще читать в более спокойной обстановке?»

Читать псалмы по памяти, когда ум не занят другим делом, конечно же, очень хорошо, ведь нам дана заповедь о непрестанной молитве. И если мы отпускаем ум свободно блуждать туда и сюда, то скоро найдётся тот, кто поведёт его за собой куда мы совсем не хотим… На страну далече, во власть наших страстей и бесов. Но и молитву надо совершать с рассудительностью. Посмотрим, что святые отцы пишут о молитве.

Св. Феофан Затворник пишет о том, что в молитве должны внимательно участвовать и ум, и сердце: «Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение… Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте».

Св. Игнатий (Брянчанинов) также подчёркивает, как важно внимание при молитве: «Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел — и явно греховный, и праведный по наружности». «Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося, при отсутствии внимания она чужда молящемуся».

Преп. Иоанн Лествичник учит сосредотачивать ум и сердце в молитвенном предстоянии Богу и предостерегает, что развлечении ума при молитве губительно:

«Всегда, а наиболее при соборном псалмопении, должно соблюдать безмолвность и безмятежность, ибо то и намерение у бесов, чтобы смущением и развлечением губить молитву.

Псалмопение во многолюдстве сопровождается пленениями и парениями…

Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет как столп неподвижный и ничем из прежде сказанных не будет поруган.

Послушник есть тот, кто телом предстоит людям, а умом ударяет в небеса молитвою.

Во время чтения и пения ум твой да будет занят разумением слышимых слов или определенною молитвою в ожидании ближнего стиха».

Вот так — гибелью молитвы, поруганием от бесов, празднословием и грехом называют святые отцы небрежность при молитвословии. Преподобный Антоний Великий говорит однозначно, что «молитва, совершаемая с небрежением и леностью, — празднословие». Преподобный Никон Оптинский советует тому, у кого остаётся мало времени на совершение правила: «Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят (человек), творяй дело Господне с небрежением. (Иер. 48, 10)».

Поэтому, где бы мы ни совершали молитву, нам надо приложить всё старание, чтобы слышать слова молитвословий внимательным умом и сочувствующим сердцем. Кажется, что тогда озираться по сторонам и заглядываться в окно мы не будем…

Вместе с тем, бывают случаи, когда прервать молитву не грешно, для другой ли молитвы, или для помощи ближнему.

Преп. Иоанн Лествичник пишет: «При сравнении зол должно выбирать легчайшее. Например, часто случается, что, когда мы предстоим на молитве, приходят к нам братия, мы бываем в необходимости решиться на одно из двух: или оставить молитву, или отпустить брата без ответа и опечалить его. Но любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая».

О преп. Паисии Святогорце читаем: «Мерилом слов и поступков старца является, как и всегда, мерило рассуждения. В нижеследующих главах мы увидим, что в одном случае отец Паисий не прерывает молитвы, сколько ни стучат нетерпеливые паломники в клепальце у калитки его кельи, крича: «Кончай молиться, Геронда, Бог не обидится!» а в другом — выезжает в мир, потому что его отсутствие на народной демонстрации протеста может быть неверно понято и принести вред Церкви».

Если мы среди своей молитвы помолимся о ближнем, которого Бог послал нам навстречу, уверена, Он не осудит и не отвергнет эту молитву. Если чтение псалма ради этого прервалось, то можно продолжить его с того самого места, а можно и начать сначала. Последнее обязательно в том случае, если псалом читался рассеянно, и не оставил чувства осознанной молитвы.

Уважаемый Федор, конечно, добро будет постараться, чтобы все молитвы были нами прочитаны со вниманием и верой, хотя эмоциональная проникновенность — не главное. Во многих молитвословах присутствует также молитва человека, страдающего рассеянием и невниманием при молитве: » Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру даяй мне покаяние, яко мытарю — воздыхание, и яко блуднице — слезы, да велиим гласом зову Ти, Боже, спаси мя, яко Един Благоутробен и Человеколюбец.»

Что касается Вашего вопроса о помяннике, видимо, в Вашем молитвослове отсутствует часть утреннего правила, которая предлагается христианам по возможности. Приводим этот помянник здесь полностью:

Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:

О усопших
Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини, святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон.)
Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)
Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон)
Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. (Трижды)

Добро молиться о всех наших ближних, живых и усопших, также и своими словами.

1. Правила о восполнении пропущенной молитвы относятся только к тому, кого вынудили к этому обстоятельства или кто совершил такую ошибку в «Шмонээсрэ», для исправления которой ее необходимо прочесть еще раз, но вспомнил об этом лишь тогда, когда время той молитвы уже прошло. Если же человек пропустил молитву сознательно, восполнить ее он уже не может. К нему относятся слова царя Шломо: «Искривленное не сможет выправиться, а то, чего нет, в счет не войдет» (Когелет, 1:15).

2. Извиняющими обстоятельствами, помешавшими молиться в надлежащее время, считаются следующие: 1) если, занимаясь какимлибо делом, предполагали закончить его до истечения времени молитвы, но не успели и потому не помолились вовремя; 2) если были заняты предотвращением финансового убытка (хотя, в принципе, Галаха запрещает пропускать время молитвы по этой причине); 3) если были в нетрезвом состоянии (несмотря на то, что Галаха запрещает пить алкогольные напитки при наступлении времени очередной молитвы).

3. Чтобы восполнить пропущенную молитву, надо прочитать «Шмонээсрэ» в следующей молитве дважды: повторив ее после некоторого перерыва – на этот раз уже в качестве восполнения пропущенной молитвы. А именно: пропустив «Шахарит», молятся «Минху» в положенное для нее время, после «Шмонээсрэ» читают «Таханун», снова читают «Ашрей» и повторяют «Шмонээсрэ» уже ради восполнения пропущенной «Шахарит». Пропустив «Минху», в положенное время молятся «Маарив», а прочитав после «Шма» «Шмонээсрэ», делают паузу, достаточную для того, чтобы пройти два метра, и повторяют «Шмонээсрэ» в качестве восполнения пропущенной «Минхи». Если же не молились «Маарив», то после «Тахануна» читают «Ашрей» и молятся «Шмонээсрэ» в качестве восполнения пропущенного «Маарива», а уж затем читают «Ламенацеях», «Ува лецион» и заканчивают «Шахарит» по порядку.

4. Пропущенную молитву можно восполнить только в молитве, следующей за ней. Например, если пропущенными оказались и «Шахарит», и «Минха», то в «Маариве» можно восполнить только «Минху». Кроме того, перерыв между очередной «Шмонээсрэ» и той, которую читают в качестве восполнения пропущенной, не должен быть слишком большим. Например, если после «Шмонээсрэ», которую читают в качестве исполнения обязанности в настоящий момент, отвлеклись на большее время, чем заняла бы данная молитва, «Шмонээсрэ», прочитанная затем, уже не считается восполнением пропущенной молитвы. Мудрецы разрешили восполнять пропущенную молитву только в пределах времени, которое занимает молитва, следующая за ней по порядку, т. е. суток.

5. «Шмонээсрэ», прочитанная в качестве восполнения пропущенной, должна быть идентична «Шмонээсрэ», прочитанной в качестве обязанности. Так, если пропустили «Минху» в пятницу, то в «Маариве» обе молитвы «Шмонээсрэ» должны быть субботними – хотя вторая из них восполняет будничную «Шмонээсрэ», молитва должна быть субботней, поскольку уже наступила суббота. Если же по ошибке прочитали будничную «Шмонээсрэ», придется еще раз прочитать субботнюю. Точно так же, если накануне новомесячья пропустили «Минху», то в обеих «Шмонээсрэ» в «Маариве» делают положенное добавление «Яале веяво». А если «Минху» пропустили в субботу, то после окончания субботы в «Маариве» обе молитвы «Шмонээсрэ» должны быть будничными.

Однако в последнем случае есть одно исключение: в «Маариве» на исходе субботы добавление «Ты даровал нам» делают только в первой «Шмонээсрэ», которую читают в качестве исполнения обязанности. Поскольку это добавление выполняет функцию «Гавдалы» – разделения между субботой и буднями, коль скоро это сделано, во второй «Шмонээсрэ» повторять вставку «Ты даровал нам» уже не нужно. А если не помолились «Маарив» на исходе субботы, то на следующее утро, когда «Шмонээсрэ» повторяют в качестве восполнения пропущенной, вставку «Ты даровал нам» добавляют именно в повторении «Шмонээсрэ».

6. Несмотря на то, что молиться «Мусаф» разрешено до самого вечера, восполнить эту молитву в «Маариве» невозможно. Дело в том, что «Мусаф» соответствует дополнительным жертвоприношениям, которые совершали в Храме в определенные дни, но совершать жертвоприношения позволено только до захода солнца, и поэтому вечером «Мусаф» читать запрещено.

7. Если тот, кто должен дважды прочитать «Шмонээсрэ», – хазан, он читает, как обычно, «Шмонээсрэ» один раз шепотом и один раз вслух, и это засчитывается ему как восполнение пропущенной молитвы.

8. По букве Галахи, тот, кто сомневается, прочитал ли вообще положенную молитву, не обязан ее повторять. Однако желательно, чтобы он все же это сделал, произнеся перед этим следующие слова: «Я действительно не молился – сейчас я исполняю свой долг, если же молился – пусть эта молитва считается добровольным даром Всевышнему».

1. В будни после «Шмонээсрэ» читают «Таханун» (досл. «мольба»). Между этими молитвами запрещено вести разговоры на посторонние темы. Однако во время чтения всей оставшейся части «Шахарит» можно прерываться в любом месте, чтобы ответить на «Кадиш» и т. п., – только желательно делать это, дочитав фразу до конца.

2. Главная часть «Тахануна» – исповедь в грехах и «Нефилат апаим» («Падение ниц»). Во время чтения исповеди принято слегка ударять себя в грудь кулаком правой руки при каждом слове.

3. Перечислять «тринадцать образов Бжественного милосердия» можно только в «миньяне».

4. В «Нефилат апаим» читают 25ю главу из книги Тегилим с небольшими добавлениями – сидя, спрятав лицо как бы изза страха пред Шхиной, находящейся перед нами.

5. Во время «Шахарит» в «Нефилит апаим» лицо склоняют на правую руку (причем она не должна быть обнаженной), так как на левой – тфилин шель яд. Во время же «Минхи» лицо склоняют на левую руку.

6. Во время «Нефилат апаим» садятся, склонив лицо на руку, только в помещении, где есть свиток Торы. (При исключительных обстоятельствах там разрешается читать 25ю главу Тегилим стоя.) Однако если в помещении свитка Торы нет, весь «Таханун» читают стоя. Если молятся в другом помещении синагоги, где нет свитка Торы, но дверь в главный молитвенный зал открыта, для прочтения «Нефилат апаим» садятся и закрывают лицо.

7. Слова «А мы не знаем, что делать нам…» произносят еще сидя, после этого сразу встают и заканчивают: «…потому что к Тебе – наши взоры».

8. Когда молятся в доме, где ктонибудь умер или справляют траур по умершему, то в течение всех семи дней траура не читают «Таханун» –даже в «Минхе» в последний день траура. Так поступают, даже если сам скорбящий отсутствует. Принято, что участники этого «миньяна» не читают «Таханун» даже по возвращении домой. Однако если скорбящий приходит в синагогу, то «миньян» читает «Таханун», но скорбящий молчит.

9. Не читают «Таханун» в синагоге в тот день, когда там должна проходить церемония обрезания, а также если во время молитвы присутствуют отец новорожденного, сандак и могель – даже если обрезание будут совершать вне синагоги.

Не читают «Таханун», когда молятся там, где совершают обрезание, до торжественной трапезы или во время ее. Однако если в этом помещении молятся «Минху» после ее завершения и прочтения «Биркат гамазон», то весь «миньян» – кроме отца ребенка, сандака и могеля – «Таханун» читает.

10. Не читают «Таханун», если в «миньяне» присутствует жених в день его свадьбы, а также в любой из «семи дней пира» – если хотя бы одна из сторон вступила в брак впервые. Однако если вдовец женится на вдове, то в «миньяне», где он молится, не читают «Таханун» только три дня.

11. «Таханун» не читают в течение всего месяца нисан, в ПесахШейни (14 ияра), в ЛагБаомер; с 1го по 12 сивана (включая праздник Шавуот); Девятого ава, Пятнадцатого ава; в канун Рошf ашана; начиная с кануна ЙомКипура и до конца месяца тишрей; в ТуБишват; в ПуримКатан (14 и 15 первого адара в високосный год), в Пурим, в Хануку и в рошходеш.

Кроме того, «Таханун» не читают в «Минхе» в кануны Хануки, Пурима (включая канун дня ПуримКатан), Девятого ава, Пятнадцатого ава, ЛагБаомера и ТуБишвата. Однако в «Минхе» перед кануном РошГашана, ЙомКипура и в канун ПесахШейни «Таханун» читают. 12. Согласно обычаю хасидов Хабада, «Таханун» не читают также 19го и 20го кислева (хасидский «РошГашана», годовщина освобождения основоположника Хабада р. ШнеураЗалмана из заключения в Петропавловской крепости, в Петербурге, в 1798 г.), 12го и 13го тамуза (в годовщину освобождения шестого хабадского Ребе р. ЙосефаИцхака из заключения и ссылки в 1927 г.) и 10го кислева (в годовщину освобождения из заключения раби ДоваБера, второго хабадского Ребе, в 1826 г.), а также в «Минхе» накануне этих дат.

13. Понедельник и четверг – дни особого благоволения Всевышнего, поскольку по велению Всевышнего Мошерабейну поднялся на гору Синай для получения вторых Скрижалей Завета в четверг и спустился с ними в понедельник, через 40 дней, принеся Израилю полное прощение за грех построения золотого тельца. Поэтому в эти дни после «Нефилат апаим» читают молитву «Вегу рахум» («А Он – милосердный…») – просьбы о прощении, снисхождении и искуплении грехов. Читают ее стоя, неторопливо, вдумываясь в значение слов, как произносят просьбы, желая, чтобы они были исполнены.

Если в понедельник или четверг не читают «Таханун», то и молитву «Вегу рахум» не произносят.

14. После окончания «Тахануна» хазан произносит «Хацикадиш».

Написано превосходно! Мне только момент с акафистами несколько смущает, что ли. Почему именно акафисты нужно читать? Не каноны, например? Почему человек не может того или иного святого просить собственными, наболевшими словами? Мне кажется, что может. Для усиления молитвы можно добавить посильный.

Написано превосходно! Мне только момент с акафистами несколько смущает, что ли. Почему именно акафисты нужно читать? Не каноны, например? Почему человек не может того или иного святого просить собственными, наболевшими словами? Мне кажется, что может. Для усиления молитвы можно добавить посильный пост, попытаться побороться с вредными имеющимися привычками, чаще приходить на исповедь и причастие. Просить и просить, просить и просить, просить и просить. хоть до хрипоты, но просить и просить, неотступно, как в Евангелии просили Христа: слепой Вартимей, жена хананиянка, прокажённые и другие.

Главная » Труды » Архимандрит Амвросий » Меня часто во время молитвы или дела отвлекают. Что делать — продолжать молиться или уделить внимание пришедшему?

Меня часто во время молитвы или дела отвлекают. Что делать — продолжать молиться или уделить внимание пришедшему?

Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога о любви к ближнему, значит, мы должны все отложить и уделить внимание гостю. Один святой старец молился у себя в келии и увидел в окно, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». А старец с кровати и говорит: «Аминь». Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил — то есть проявил к нему любовь. А это- самое главное!

Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечернии молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, оставив молитву. Выяснили все с человеком и снова продолжаем молитву с того места, где закончили. Правда, у нас бывают и такие посетители, которые приходят не о Боге поговорить, не о спасении души, а попустословить, да кого-то осудить. А мы таких друзей должны уже знать; когда они к нам приходят, предложить им почитать вместе приготовленный заранее для такого случая акафист, или Евангелие, или книжку святую. Скажите им: «Радость моя, давай помолимся, почитаем акафист». Если они с искренним чувством дружбы приходят к вам, то будут читать. А если нет, то найдут тысячу причин, вспомнят сразу о неотложных делах и убегут.

Если же вы согласитесь с ними поболтать, то и «некормленный муж дома», и «неубранная квартира» не помеха вашей подруге… Как-то в Сибири видел интересную сцену. Одна с водокачки идет, на коромысле два ведра, вторая — из магазина, в руках полные сумки. Встретились и повели промеж собой разговор…

А я наблюдаю за ними. Разговор у них примерно такой: «Ну, как у тебя сноха? А сын?» И начинаются сплетни. Бедные те женщины! Одна перекладывает коромысло с плеча на плечо, у другой сумки руки тянут. И всего-то надо было парой слов перекинуться… Притом грязь — сумки не поставить… И стоят не две, а десять, и двадцать, и тридцать минут. И о тяжести не думают, самое главное — новости узнали, душу насытили, злого духа потешили. А если в церковь позовут, говорят: «Нам тяжело стоять, ноги болят, спину ломит». А с ведрами да с сумками стоять ничего не болит! Главное язык не болит! Молиться не хочется, а поболтать и силы есть, и язык хорошо подвешен: «Всех проберем, обо всем узнаем».

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

«Жил среди сынов Исраилевых человек по имени Джурайдж. Однажды, когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и позвала его, он же сказал себе: “Ответить ей или продолжить молиться?” — после чего продолжил молитву, не ответив ей. Тогда она воскликнула: “О Аллах, не дай ему умереть, пока не покажешь ему лица блудниц!” Спустя какое-то время, когда Джурайдж находился в своей келье, к нему явилась одна женщина и заговорила с ним (желая совершить с ним прелюбодеяние), но он отказался. После этого она пришла к какому-то пастуху и позволила ему овладеть собой, а когда родила мальчика, сказала: “Он от Джурайджа”. Тогда люди пришли к нему, разрушили его келью, выгнали его оттуда и принялись поносить его. Тогда он совершил омовение, помолился, а потом подошел к ребенку и спросил: “Кто твой отец, о мальчик?” Ребенок ответил: “Пастух”. Услышав это, люди сказали: “Мы построим тебе келью из золота!” — но он сказал: “Нет, только из глины!”» аль-Бухари 3436, Муслим 2550.

Так, в одной из версий этого хадиса, что приводит аль-Бухари сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы Джурайдж был факъихом, то оставил бы молитву и ответил своей матери!»

Ученые разошлись в понимании этого хадиса. Одни сказали, что в подобной ситуации было дозволено прерывать молитву в шариате предыдущих общин. Другие сказали, что это ошибочное мнение, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам упомянул о том, как следовало поступить Джурайджу, следовательно это относится и к нашему шариату и если зовет родитель, то можно прервать любую молитву, будь то обязательную, или же добровольную. А третьи сказали, что прервать можно только добровольную и это известное мнение шафиитов. См. «Фатхуль-Бари» 6/480, «Умдатуль-къари» 15/280.

Третье мнение самое правильное ин ша-Аллах, так как в некоторых версиях сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы Джурайдж был факъихом, то понял бы, что ответить его матери важнее, чем совершать поклонение Господу!»

Т.е. смысл этого в том, что совершая добровольную Сунну, человек должен отдать предпочтение праву родителей, так как повиновение родителям и их почитание фард, вмененный Аллахом, а добровольное поклонение является желательным. Но что касается совершения обязательной молитвы, то ведь в данном случае ты отдаешь право самого Аллаха, которое выше всех иных прав!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но если случилось что-то серьезное, то можно прервать и фард намаз. Ученые упоминали случаи, когда дозволяется прервать намаз:
1 — Страх за себя со стороны врага или хищного животного.
2 — Когда воруют вещь, принадлежащую человеку, пока он совершает молитву.
3 — Прерывание намаза для того, чтобы спасти тонущего, оказавшегося в пожаре и т.п. См. «Раддуль-мухтар» 1/654, «аль-Мабсут» 2/13.

По поводу того как прерывать молитву, есть два известных мнения:
1 — Если человек прерывает намаз по веской причине, как например, начал делать добровольную молитву и стали произносить икъама на фард, или нарушил омовение во время молитвы, или еще по какой-либо узаконенной причине, то одни ученые сказали, что он прерывает намаз намерением и не должен давать таслим при выходе из молитвы.
2 — Другие ученые сказали, что любой, кто хочет выйти из молитвы должен сделать это отдав салам, так как в достоверном хадисе сказано: «А дозволяет выйти из молитвы таслим» Ахмад 1/123, Абу Дауд 1/113. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ас-Сакан, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Однако сторонники первого мнения говорили, что у таслима есть свое место, а это в конце намаза после ташаххуда, а не при стоянии или же в суджуде. Уа-Ллаху а’лям.

Есть известный хадис про то, как Му’аз затянул молитву, когда один человек не выдержал и выйдя с намаза, доделал его один. После чего еще пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Му’азу: «Ты что искуситель, о Му’аз?!»

Так вот в этом хадисе Джабир рассказывает, что тот человек вышел из намаза совершив таслим. Муслим 465.

Это весьма убедительный довод, так как в этом понимание сподвижника, тем более никто ему ничего не сказал, и сам он потом рассказал пророку (мир ему и благословение Аллаха) обо всем, что случилось, как об этом говорится в другой версии.

Но однако затем обнаружил, что хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» назвал эту версию шазза (отклоненной), так как она противоречит всем версиям этого хадиса, в которых говорится, что тот человек просто вышел с намаза и не говорится о том, что он совершил таслим.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Вам надо сократить молитвенное правило, пока не изменятся ваши жизненные обстоятельства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Избери себе правило соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мф.2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преупеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении».

Духовная жизнь требует внимания к себе. Всегда есть опасность расслабиться и впасть в другую крайность — нерадение. Поэтому надо определить правило по силам и точно его выполнять. Главное – избавиться от раздражительности, уныния, страха и мнительности. Надо помнить, что Бог любит нас больше, чем мы себя. Молитвенное правило не самоцель, а средство стяжать духовные плоды: душевный мир, радостное упование на спасение, чувство благодарения к Богу, потребность делать людям добро.

Наше общение с небесным Родителем не может ограничиться утренними и вечерними молитвами. Оно должно быть постоянным. В любую минуту нашей жизни должна быть память о Боге. Чувства, которые мы приэтом испытываем (благодарение, покаяние, надежда на помощь), молитвенно соединяют нас с Господом. Постоянной внутренней молитвой можно восполнить недостаток возможности продолжительного стояния на молитве.

В Евангелие от Луки, в начале 11 главы приведен образец молитвы Иисуса Христа «Отче наш», который отличается от другого варианта этой молитвы, которую Он произнес в Своей известной Нагорной Проповеди. Основное различие заключается в том, что евангелист Лука «не дописал» последнюю часть молитвы, где прославляется Отец Небесный: «Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь».

Возможно, свидетель, со слов которого писалась эта часть Евангелия, по какой-то причине не дослышал последнюю часть молитвы «Отче наш», и поэтому не мог вспомнить ее содержание. Но, на наш взгляд, это было сделано не случайно. Иисус Христос сознательно опустил часть прославления в молитве. У Него для этого были серьезные основания. Именно исследованию этого вопроса, почему наш Господь не досказал молитву «Отче наш», посвящена эта проповедь, которая называется «Прерванная молитва».

Мы просим, ищем, стучимся, когда нуждаемся в помощи. И в этих случаях не столь важны слова, а отношения. Поэтому наша целенаправленная молитва будет во многом отличаться от молитвы «Отче наш» по содержанию слов, но будет такой же важной, как и «молитва Господня»!

Мы подошли к самому главному, что связано с молитвой «Отче наш». В-третьих, Иисус Христос прервал молитву «Отче наш», чтобы объяснить, что без участия Святого Духа любая молитва не имеет особого смысла. Прочитаем об этом в Лук. 11:11-13 : «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.»

В последнее время я наблюдаю явный упадок в молитвенной жизни христиан. Он связан с различными причинами. Однако самая главная проблема, почему на молитвенных собрания собирается все меньше и меньше верующих, связана непосредственно с утратой отношений христиан со Святым Духом. Мы привыкли молиться тогда, когда мы хотим, или «нам надо». Однако мы не можем ограничить действия Святого Духа, который подобно дыханию ветра, «дышит, где хочет»! Мы можем не впустить Его в свою жизнь, пользуясь своими природными силами и опытом религиозного человека! Ведь, так легко заменить жизнь Святого Духа на подделку обольстителя! Однако нам следует поступать иначе! Нам нужно перед молитвой помолиться другой молитвой. Прежде, чем взывать к Отцу Небесному, нужно помолиться Святому Духу, и попросить Его, о чем следует упомянуть в своей молитве к Богу. И Он нас учит! Ведь Святой Дух – это Дух истинной молитвы!

Каковы же признаки водимого свыше христианского молитвенника, который, если нужно готов прервать свою молитву, ради служения ближним, и который, наоборот, готов молиться столько, сколько побуждает его Святой Дух? Прежде всего, наша формальная, часто состоящая из набора «любимых» фраз и слов, молитва, вдруг, превращается в источник неиссякаемой жизни. Мы молимся, и ощущаем в своем духе появление «силы». Поэтому после молитвы в Духе христианин чувствует себя очень бодрым и активным. Во-вторых, Святой Дух побуждает молиться за себя или кого-то в любое, «незапланированное нами», время. В такие мгновения посещения свыше мы готовы на любом месте обратиться к Отцу Небесному, пользуясь «подсказками» Святого Духа. Ведь, мы не знаем, о чем и как должно молиться. Поэтому наш Помощник в молитве помогает нам верно направлять и развивать молитвенную жизнь. В-третьих, Он побуждает нас быть целенаправленными, постоянными и ревностными в молитве.

В этой проповеди мы сделали ударение на важности Святого Духа в молитвенной жизни христианина. Мы выяснили, почему Иисус Христос прервал пересказ «Господней молитвы» и начал учить при помощи трех житейских примеров, как следует молиться в Духе. Поэтому, по примеру Иисуса Христа, мы не только должны учиться выражать в молитве свои сердечные желания подходящими словами, но и следовать водительству Святого Духа, когда появляется внутреннее желание помолиться Отцу Небесному. Аминь.

Пятикратный обязательный намаз, полноценное совершение которого отдаляет мусульманина от грехов и совершения нехороших поступков, является опорой нашей религии. Если человек вступил в обязательный намаз, ему не разрешается прервать его, не завершив полностью, за исключением некоторых случаев, когда на это имеется уважительная причина. Человек не имеет права прервать намаз, даже если у него достаточно времени для его повторного совершения. Также нельзя прерывать и возмещаемый намаз, если человек начал его.

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) в книге «Аль-Умм» сказал:

«Тот, кто вступил в обязательный пост, который он соблюдает, например, фарз месяца Рамадана, или возмещаемый, или назр (взятый на себя обет), или каффарат (штраф); или тот, кто вступил в обязательный намаз, будь он своевременным, возмещаемым или назром, тот не имеет права выйти из поста или намаза, какими бы из перечисленных выше они ни были. Нельзя прекращать пост и намаз, если человек в состоянии завершить их. Если всё-таки человек преднамеренно прервёт пост или намаз без уважительной причины, он нарушит их, и ему за это запишется грех».

Из этого делается вывод, что человеку, который вступил намаз, запрещается самовольно прерывать обязательный намаз. Но если он прервёт намаз по уважительной причине, например, для спасения человека, имущества или тому подобного, это разрешается. Более того, в некоторых случаях это может стать обязательным – когда необходимо спасти утопающего или потушить пожар, или направить слепого, который может упасть в яму.

ʻИззуддин ибн Абдуссалям восьмым примером сопоставления благого и зла приводит «предпочтение спасения утопающих совершению намаза, ибо спасение утопающих пред Всевышним Аллахом достойнее, чем совершение намаза. Тем более, что есть возможность объединить оба благих деяния: спасти сперва утопающего, а потом возместить намаз».

Далее мы приведём несколько случаев, когда человеку разрешается прерывать обязательный намаз.

Можно прервать обязательный намаз:

1. если утопающий человек, тот, на которого напал зверь или угнетаемый зовёт на помощь, даже если он не обращается именно к молящемуся;

2. если слепой или ребёнок идут к месту, откуда могут упасть; если есть опасность пожара;

3. если молящийся стал свидетелем того, что у другого человека пытаются украсть принадлежащие ему вещи;

4. если мать боится за дитя, или если женщина испугается, что оставленная на плите пища может пригореть или убежать;

5. путнику, если есть опасность нападения воров или разбойников – он может прервать свой намаз, чтобы успеть спрятаться от них;

6. для убийства вредных насекомых, ядовитых животных или хищников, если существует опасность быть укушенным ими;

7. если убегает домашнее животное, чтобы поймать его или остановить.

Можно также прервать желательный намаз, если зовут родители. Что же касается обязательного намаза, то его нельзя прерывать, если позовут родители, за исключением тех случаев, когда их жизни что-то угрожает.

Следовательно, если человек по крайней необходимости прервал обязательный намаз, имея для этого уважительную причину, ему за это не запишется грех. Но в любом случае он должен сделать этот намаз заново, если у него появилась возможность совершить его до окончания отрезка времени, отведённого на его совершение, или возместить его, если время намаза прошло.

Муслим Абдулаев

Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.

Надо обратиться к опыту святых

– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.

Творите молитву Иисусову

Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах

– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.

Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.

Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.

Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».

Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам

– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.

А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.

По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.

Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски

Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову

– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.

Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.

Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.

Рассеянность происходит от несмирения

– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?

Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.

Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.

Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет

Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.

Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.

Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.

Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись

– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!

Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве

Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас

– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!

Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).

Что делать если прервали молитву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here