Что такое молитва 4 класс

Самое детальное описание: что такое молитва 4 класс специально для посетителей нашего ресурса.

— Что такое православие

— Что значит слово благодать

— Кто такие святые

— О молитве Отче наш

Слово православие означает это умение правильно славить Бога, то есть молиться.

Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.

Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем.

У православных людей есть три вида молитвы.

Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще — о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Самая высокая молитва — славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.

Православные люди убеждены, что Бог общается с людьми через Свою благодать. Благодать действует в сердцах людей, очищая их и приводя их к святости. Поэтому для православных слова и поступки святых христиан очень значимы. Действия Божией благодати, воплощенные в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых вместе называются православное Предание (слово предание в русском языке означает то же самое что слово традиция в латыни).

В сказке про «Снежную Королеву» Герда молилась в ту минуту, когда ей преградила путь ледяная армия. Точнее, Герда принялась читать “Отче наш”.

Это очень известная молитва, название которой образовано от ее первых слов. Полностью она звучит так:

Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире.

Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).

Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.

Слово «иже» означает «который».

«На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на тех самых ангелов, которые пришли на помощь Герде. Выражение «Небесный Отец» уточняет, к какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему тело, а к Небесному, Творцу его души.

«Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого.

«Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».

«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и обо всем мире!».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. На-сущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.

«И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни.

«Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа («тролли» в сказке Андерсена). Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.

Теперь, когда мы знаем, как звучит православная молитва, надо понять, какая молит считается неправильной. Неправильно – желать в молитве зла и боли другим людям.

Врезка. Самая краткая молитва:

«Помилуй» — это слово, однокоренное со словами «милость», «миловать», «милостыня». Это не заработанная плата и не заслуженная награда. О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога, царя, президента, директора, учителя, маму…) поступить поверх закона. Выше закона может быть только любовь. И выше справедливости может быть только милость.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Д.: — Девочка обратилась к молитве.

У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

насущный — необходимый для существования;

днесь — сегодня, на нынешний день;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

О чем бы мы ни просили Господа, обращаясь к Нему, сначала нужно покаяться в своих грехах, а потом уже просить о чем-либо.

В молитвах мы благодарим Бога: за то, что Он оберегал нас ночью, во время сна, благодарим за помощь в делах, при трапезах – за то, что Он дал нам пищу, перед сном благодарим за прошедший день. Когда в нашей жизни все обстоит хорошо, все получается, мы также благодарим Господа.

Такие молитвы называются благодарственными, а такое молитвословие – благодарением.

Воскресший Иисус. Витраж XV в.

Человек грешен, его вина перед Богом велика. Поэтому он постоянно должен молиться о прощении своих грехов, а также грехов других людей. Такие молитвы называются покаянными. Любая просительная молитва начинается с покаяния.

Если человеку плохо, если в его жизни случаются неприятности, огорчения, если пришло горе, он снова взывает к Богу о помощи. В такие моменты мы просим Бо га не оставлять нас, утешить нас, помочь нам. Особенно сильна молитва за близких – родственников или друзей. «И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу», – говорил преподобный Серафим Вырицкий. Когда мы о чем-то просим Бога, мы возносим Ему просительную молитву, само же молитвословие называется прошением.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное тайный в отрывке:

Ум же может стать твоим тайным оружием.

  • Стала постоянно читать молитвы, причащаться, соборовалась.
  • До сих пор боялся забыть слова молитвы, сделать что-то не так или даже споткнуться и упасть.
  • Но некоторые владельцы лавок, выглянув, догадались, в чём дело, и возносили благодарственные молитвы.
  • (все предложения)

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Урок № 4. составила учитель ОРКСЭ
Савина Ольга Владимировна

Тема: Православная молитва.

Цели:
Анализировать и объяснять понятия: «что такое православие», » молитва и ее виды,» «святые», » Отче наш».
Формировать отношение к происходящему в мире на основе православных общечеловеческих правил поведения.
Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор и правильный вывод, приходить к общему мнению.
Предметные умения:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.
Определять главные мысли текстов учебника и формулировать свои выводы.
Обсуждать разные точки зрения.
Решать модели жизненных задач.
Приводить примеры нравственного выбора из художественных произведений с опорой на свой читательский опыт.

Оборудование: ПК, проектор. презентация к уроку, цветы для » Букета настроения», альбомный лист для работы в четверке, учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс.

I. Проверка домашнего задания.

Приветствие учителя, который на страивает учащихся на работу и поиск для познания нового материала.

Заслушиваются несколько рассказов по теме «Как вера в Бога может влиять на поступки людей » остальные – представляются на выставке и оцениваются индивидуально.

Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты УУД:
1.Оценивать предоставленные материал как возможность посмотреть на самого себя.
2. Чувствовать ответственность за свой выбор.
3.Уметь применять полученные знания в своей жизни.
4. Учиться бережно относится к другому человеку.

Видео (кликните для воспроизведения).

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Учитель читает стихотворение М. Ю Лермонтова » Молитва»:
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
– Как бы вы сформулировали тему урока?
Предположения детей.

– Посмотрим, как сформулировали тему урока авторы учебника. (Тема урока: » Православная молитва» .)
– Как вы думаете почему наш урок называется «Православная молитва»?
Дети отвечают на вопрос, объясняя тем, что мы изучаем православную культуру.
— Давайте с вами подумаем, а что такое православие?
Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос , но он вызвал затруднение.
— Что необходимо сделать , чтобы получить правильный ответ?
Поступают разные предложения, о том какие предпринять шаги, чтобы выйти из трудной ситуации. Учащимся дается время на их реализацию. Через 2 -3 минуты они записывают правильный ответ -Православие — это традиционная, культурообразующая религия русского народа, которая умеет правильно славить Бога. ( славить т.е. -молиться)
– Тогда скажите, что такое молитва?
Учащиеся размышляют, выдвигают разные версии и после небольшого обсуждения приходят к единому мнению; » Молитва — это разговор с Богом» ( это определение записывается в тетрадь)
Перед ними ставится проблема » Нужна ли современному человеку молитва?»
Проблема записывается на доске.

— Но , чтобы решить нашу проблему мы должны определить какие бывают молитвы? В этом нам поможет учебник откройте его на стр. 12.
–Чтение текста на с. 12 -13.
– Прочитайте вслух текст на с. 12 — 13.
Учащиеся по очереди читают текст учебника. После этого перед ними ставится задача придумать схему, которая бы отражала сущность молитвы.
.

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека и работая в четверках пытаются представить каждая группа свою схему на альбомном листе приготовленным к уроку. После обсуждения на доске учащиеся при помощи учителя вычерчивают следующую схему:

-Молодцы потрудились хорошо, схему которая у нас получилась перечертите в тетрадь.
Дети выполняют работу в тетради.
— Идем дальше. Исходя из нашей работы мы видим, что молитв достаточно много. Как вы думаете кто написал молитвы?
Учащиеся рассуждая на эту тему приходят к выводу, что обычный простой человек не мог написать молитву, т.к. высокие слова трогательных сердечных молитв это слова высоких духом людей, очистившихся от всякого зла и эти люди являются — святыми.
— Все поняли, молодцы, но не только святые умели составлять молитвы. Ведь первую молитву людям , а точнее своим ученикам апостолам, дал Иисус Христос и называется она » Молитвой Господней» или как ее называют в народе » Отче наш». С ней мы сейчас с вами тоже познакомимся. Найдите на стр.14 учебника раздел, который так и называется » Отче наш.»
Дети находят раздел учебника и начинают по очереди читать и учитель объясняет им не понятные для них слова и выражения, и значение каждого стиха. При такой совместной работе учащиеся знакомятся с самой известной молитвой, осознавая ее смысл.

IV. Выражение решения проблемы.

-Теперь мы с вами знаем все то, что бы помогла решить проблему нашего урока . Давайте вспомним её.
Дети называют поставленную перед ними проблему: » Нужна ли современному человеку молитва?»
Итак, как вы думаете нужна человеку молитва?
Учащиеся высказываются по данной проблеме, спорят, доказывают каждый свое мнение и все же все приходят к одному мнению:
» Современному человеку не просто нужна молитва, она необходима, потому что в современном мире много зла и только православная молитва поможет человеку защититься от всякого зла, поможет сохранить себя и свою душу, доброту, любовь, уважение к другим людям.»

V. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает детям в парах выполнить следующие продуктивные задания.

Задание 1.
– Обсудите и договоритесь, как вы понимаете смысл следующих высказываний и пословиц о молитве:
» С молитвой в устах, с работой в руках»
» Молись, а злых дел берегись!»
» Молитва места не ищет.»
» Не хлебом живы, молитвою.»
» Материнская молитва со дня моря достает.»

Пословицы взяты из книги В.И. Даля » Пословицы русского народа.»

Задание 2.
– Объясните какие чувства вызывает у вас это стихотворение:
Молись, дитя: сомненья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя; тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
(И. С. Никитин)

VI. Итог урока. Рефлексия.
— Какую задачу ставили?
— Удалось ли решить поставленную задачу?
– Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
Молодцы, и в конце урока давайте составим » Букет настроения» и вашими цветами подтвердим все ваши положительные ответы на те вопросы которые нам сегодня пришлось решать.
Дети подходят к доске и к вазе прикрепляют цветы.
-Спасибо за урок. С вами приятно было работать. До свиданье.

Урок4. » Православная молитва» вопросы и задания на стр.15.
Найти рассказы о силе молитвы.

Общественная или церковная: 1. Богослужение. 2. ЦерковныеТаинства 3.Молебен. 4. Панихида

Домашняя молитва 1. Утренняя. 2. Вечерняя. 3. На всякое доброе дело.

Классификация молитв: 1. Хвалебные. 2. Благодарственные. 3. Покаянные 4. Просительные.

  • WebUrokCom_0ceda96fba7def
    Размер файла: 70 kB Загрузок: 0

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Цель урока: Помочь обучающимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Задачи урока:

  • Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы
  • Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
  • Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Основные понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Орг. Момент. Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.

2. Знакомство с темой урока Постановка целей и задач.

Слайд с молящимися (Слайд 1). Ребята, что вы видите на слайде, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы: молящихся людей, о молитве)

М. прием: “ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ”

Ребята, что вы знаете о молитве, что вам хотелось бы узнать о молитве. (Ответы детей)

Запишите тему сегодняшнего урока “ Православная молитва”. Сегодня на уроке вы узнаете ( обобщение, уточнение ответов), что такое молитва и какие молитвы бывают. Познакомитесь с главными молитвами православных христиан. Продолжите составлять православный словарик.

3. Изучение нового материала.

Нам сегодня повезло, мы поймали золотую рыбку (слайд 2). Она готова выполнить ваше заветное желание. Запишите его на листочке. ( Дети записывают на карточках, озвучивают свои желания, вывешивают карточки на доске в столбик)

Ребята. Посмотрите еще раз на слайд (Слайд 1). Что вы на нем видите? (Молящихся людей).

Что значит МОЛИТВА? – Дети: обращение к Богу. С чем люди могут обращаться? Что они могут просить?

Ответы детей записываются в другой столбик. Ребята, давайте сравним записи в двух столбцах.

В первом столбике могут оказаться материальные желания, заботы о себе во втором просьбы духовные, для других . Дети делают выводы.

Для того, чтоб жил я в мире,
Уголок у нас в квартире.
Тут иконы по порядку,
Тут горит у нас лампадка,
Здесь лежат святые книжки.
Только маленький братишка
Мне мешает. Ну и пусть!
Утром, вечером . (молюсь)

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточка), текстом учебника с. 12-13

Задание: Заполните таблицу, проведите соответствия:

Ребята, определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:

Завтра бой.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
“Спаси, Господи, люди Твоя”.

Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись

А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется “ Отче наш”. Ребята, кто из вас знает эту молитву и может зачитать её?

Я раздаю вам тексты молитвы, вы внимательно прочитайте и подчеркните те слова, которые вам не понятны

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Индивидуальная работа с частями текста, пояснение слов молитвы. с.14-15

Отче Отец
иже который
еси “Ты есть”
на небесех “на набесах”
Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое “я готов исполнять Твою волю”
Да будет воля Твоя человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого защити от зла

Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?

Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”

Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.

— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме.

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.

Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.

“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит. Ишь выпялилась. ”

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “. Экая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы. ”

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:

— Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму.

В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)

Ребята, что значит молиться и какие молитвы будут услышаны Богом?

1. Молиться могут только взрослые.(НЕТ)

2. “Слава Богу!” — это молитва славословие (ДА)

3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)

4. Молиться можно только в храме (Нет)

5. В молитве просят только за себя (Нет)

А сейчас я хочу вручить вам памятки о сегодняшнем уроке.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

6. Рефлексия. Прочитайте ситуации про себя (это будет ваш секрет – только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!

Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.

Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

7. Домашнее задание.

  • Продолжить составлять словарик по теме 4.
  • При помощи родителей, если вы крещеные, узнать имя какого святого вы носите, чем он прославился.
  • Остальным подготовить сообщение о святых Земли Русской.
  • Выучить стих-ие “Молитва” М.Ю. Лермонтова (по желанию)

8. Заключение: Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? за светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.

А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго.

«Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Однажды к священнослужителю подошла женщина и спросила: «Есть ли у вас молитва от порчи, сглаза, бессонницы. » Затем она назвала длинный список нужд и проблем. Женщина считала, что по поводу каждой проблемы есть особая, кем-то составленная молитва.

Священнослужитель в ответ поинтересовался: «А вы знаете, что такое молитва? Если вы считаете, что молитва — это всего лишь обычай или обязанность, которую вам нужно ежедневно выполнять, — то дела ваши плохи!»

«Так что же такое молитва?» — спросила женщина.

Молитва — это не высказывание, не доклад, а осмысленный, откровенный разговор с Богом, как с любимым и уважаемым человеком, другом. Если вы хотите говорить с Господом, как с другом, сначала убедитесь, что Он действительно ваш Друг. Стиль и содержание наших бесед с кем-либо полностью зависят от того, как мы к ним относимся. Несомненно, с дружелюбным соседом вы будете разговаривать иначе, чем с хулиганом, которого застали в момент, когда он испачкал краской дверь вашего дома. Так и наша молитва зависит от того, как мы относимся к Богу. Если вы видите в Нем любящего Создателя, знающего все ваши слабости и понимающего проблемы, готового в любую минуту помочь вам, — тогда ваши молитвы, славословия и прошения станут дыханием вашей души. Правильное представление о Господе рождает доверие, которое возрастает с каждым днем и является основанием дружбы с Ним. Пытались ли вы установить дружеские отношения с кем-либо, не вступив с ним в разговор? Без общения это просто невозможно. Если вы хотите полюбить Иисуса, — говорите с Ним, и Он будет отвечать вам. В этом как раз и заключается сущность молитвы.

Некоторые не решаются молиться, поскольку не знают, с какими словами надо обратиться к Всевышнему. Когда мы молимся, Господь прислушивается к нашим сердцам, а не к нашим устам. Важны не слова, нами произносимые, а чувства, которые мы при этом испытываем в глубине своей души.

«Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7).

Солдат, которого никто не учил молиться, выйдя живым из страшной битвы, сказал: «В разгар сражения человеку не нужно подсказки, как обратиться к Богу».

Придите к Иисусу такими, какие вы есть. Если благодарность наполняет ваше сердце при мысли, что Бог — ваш друг, — скажите Ему об этом! Говорите: «Господи, я благодарю Тебя, что Ты — мой Друг».

— Вас мучают грехи? Признайтесь Ему: «Господи, мои грехи тревожат меня».

— Если вы хотите, чтобы Бог простил вас, попросите Его об этом. Вы устали от забот? Вам нужно лучше узнать Бога? Вы нуждаетесь в силе, способной помочь вам преодолеть скверные привычки, грехи? У вас недостаточно мудрости, чтобы принять правильное решение? Вы переживаете о родных, близких, родственниках? — Расскажите об этом в молитве своему Небесному Отцу, и Он услышит вас, и ответит на ваши просьбы.

Люди часто жалуются на отсутствие времени для молитвы. Мартин Лютер говорил: «У меня сегодня много дел, поэтому я должен много молиться». Обратите внимание: чем больше работы, тем больше времени он проводил в молитве.

Сатана старается хитростью добиться того, чего не может получить силой. Он знает наши слабости и именно на них направляет свои удары. Когда сатана видит, что вы хотите разговаривать с Богом, он начинает нашептывать, что у вас для этого нет времени, пытаясь отвлечь вас от молитвы будничными делами. Не допускайте, чтобы он достиг своего! Молитвой мы отводим нашему Господу первое место в жизни. Что сегодня для вас самое важное? Работа, еда, учеба, беседа, сон, отдых? Молитва важнее, чем все это, вместе взятое.

Нельзя рассчитывать на помощь Божью, если Он для вас значит меньше всего остального.

Представьте человека, который по утрам долго спит, а затем быстро умывается, одевается, и, выбегая из дома, торопливо бросает жене: «До свидания!» После напряженного рабочего дня он задерживается на работе, ужасно уставший, приходит домой. В полудреме говорит жене: «До завтра, моё сокровище» — и валится в постель. Такая жизнь непременно закончится семейной драмой. Ее можно сравнить с отношением многих христиан к Богу. Нетрудно догадаться, что в будущем их ожидает трагедия.

А если утром мы помолимся Богу, то соединимся с Ним на целый день, как бы много работы у нас не было. В этом примером для нас служит Сам Иисус. Всем делам и заботам Он предпочитал живое общение с Небесным Отцом. Ранним утром Его часто можно было найти в уединении, где Он погружался в благоговейное сосредоточенное размышление, изучал Священное Писание и молился: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марка 1:35).

Условия, при которых молитва будет услышана

«Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоанна 5:14).

Как мы можем узнать, в чем заключается воля Господа? Это возможно через молитву и изучение Слова Божьего.

Наши молитвы должны быть бескорыстны, в противном случае они не дойдут до небес. «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иакова 4:3).
Молитесь с верой и по воле Его

Святой Дух безошибочно определяет наши нужды и представляет их перед Богом: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Римлянам 8:26).

Мы должны иметь глубокую веру в Того, к Кому обращаемся. Священное Писание наставляет нас: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евреям 11:6).

Вера — это непременное условие того, чтобы молитва была услышана. При слабой вере обратитесь к Богу с такими словами:

«. верую, Господи! Помоги моему неверию» (Марка 9:24).

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матфея 5:6).

Самодовольные сердца редко испытывают нужду в Боге. Он посылает Свое благословение на тех, кто сознает потребность в Его силе и молит Его об этом.

«. Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Исайи 59:2).

Никогда наша молитва не будет услышана, если мы преднамеренно нарушаем закон Божий, и оказываемся легкой добычей врага.

Но Создатель не оставил нас в таком плачевном состоянии. Из него есть выход. Библия учит:

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13).

При дворе Александра Великого жил знаменитый философ. У него почти никогда не было денег. И вот однажды он решил просить помощи у царя. Александр тепло принял его, выслушал и отдал приказание хранителю сокровищ выдать философу столько денег, сколько тот потребует. Казначей был крайне удивлен, когда узнал просимую сумму. Он не решался выплатить ее, не поговорив прежде об этом с царем и не узнав его волю. Александр, услышав, какие деньги просит философ, тут же повелел казначею: «Немедленно выплати ему. Философ оказал мне величайшую честь. Огромная сумма, которую он просит, говорит о том, каким богатым и великодушным считает он меня».

А сколько просите вы у Царя Вселенной? Насколько богат и великодушен Он в вашем представлении? Библия говорит, что все принадлежит Ему: «Господня — земля, и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней» (Псалом 23:1).

Многое мешает нам молиться, но хуже всего, если мы боимся, сомневаемся и не можем поверить, что Бог готов открыть окна неба и излить на нас обильные благословения.

Творец предоставил в наше распоряжение все сокровища неба. Во Христе Он дал людям самый великий и бесценный дар, и через Него Он готов выполнить любую нашу просьбу. Сын Божий заверяет Своих последователей: «О чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Иоанна 16:23). У нас ничего нет, духовно мы — банкроты. Но Иисус обладает безграничными богатствами неба и приглашает нас воспользоваться ими в соответствии с нашими потребностями. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоанна 16:24).

Мы недооцениваем себя, но никогда не следует недооценивать Бога. Он отвечает на наши молитвы не потому, что мы достойны этого, а потому, что этого достоин Христос, во имя Которого мы просим.

«Но да просит с верою. » Мы думаем, что нам нужна «большая вера», чтобы наша молитва была услышана. Это — ложный путь. Когда ученики просили Иисуса умножить в них веру, Он отвечал так: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное. » (Луки 17:5-6).

Не большая вера спасает нас, а простая, детская вера в великого и могучего Создателя!

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души, как бремя, скатится
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. «Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы».

Радость, получаемая от молитвы, не будет полной до тех пор, пока вы не испытаете ощущения присутствия Бога. Молитва приводит нас, нашу жизнь, наше сердце в соприкосновение с Божественной силой. Молитва излечивает нас от сомнений, отчаяния и греха. Хотите ли вы опереться на эту спасительную силу? Тогда прямо сейчас обратитесь к Нему в простой, искренней молитве:

«Мой дорогой Отец Небесный! Невозможно выразить мою любовь к Тебе. Всем моим сердцем стремлюсь постичь Тебя. Помоги мне сегодня смирить себя, чтобы я мог постоянно общаться с Тобой. Научи меня лучшей молитве, научи меня общению со Спасителем, научи меня стать достойным Его. Во Имя Иисуса прошу Тебя. Аминь».

Когда-то на земле богатый жил король —
Пил, ел, гулял и праздно веселился,
Но вот со временем одежду съела моль,
И вот беда: король тот разорился.

Когда-то на земле великий жил мудрец:
Над книгами сидел, науки постигал,
Но смерть к нему явилась, наконец,
Что пользы от того, что так он много знал?

Когда-то на земле большой был древний храм,
Красив он был, и фрески на стенах.
Сегодня от него остались камни там —
Все в этом мире — тлен, все в этом мире — прах!

Ржавеет золото, проходит все, как сон,
И на земле под солнцем все не ново,
И где-то слышен погребальный звон,
Но вечно лишь Христа благое Слово!

Видео (кликните для воспроизведения).

Господи! Дай нам верности,
Святости, чистоты,
Чтоб не к земле, а к вечности
Рвались наши мечты!

Что такое молитва 4 класс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here