Что значит сице в молитве

Самое детальное описание: что значит сице в молитве специально для посетителей нашего ресурса.

Мертвые века — давно умершие

Местник — злобный отмститель

Милоть — верхняя шерстяная одежда, плащ

Наказание — научение, вразумление

Невечерний свет — всегда светлый, незаходящий, вечный

Неделя — воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение четвертой заповеди

Не леть — нельзя, невозможно, не подобает

Неподобный — недостойный, непристойный

Непщевати вины о гресех — придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех

Несытый — алчный, надменный

Ничтоже велие — ничего особенного

Ничтоже диво — ничего удивительного

Нырище — нора, развалины здания

Обетшати — обессилеть, одряхлеть

Обинутися — отступить от чего-либо;

не обинутися — смело поступать, не отступать

Обоюду — с той и с другой стороны

Окаянный — бедный, злосчастный, несчастный, мучительный

Оле — восклицание, выражающее удивление или скорбь

Отчаянный — потерявший всякую надежду

Очервлянный — окрашенный в багряный цвет

Параклит (греч. «Утешитель») – наименование Святого Духа

Паче — более, выше, превыше, лучше

Поглумитися; глумитися — размышлять; издеваться

Полуденный — бывающий в полдень; южный

Помавати — дать знак рукой

Поне — хотя, по крайней мере

Превыспренный — находящийся выше всего

Предварити — предупредить, стать, или сделать раньше

Презирати — не смотреть, не придавать значения, не замечать

Преложение осенение — тень, легкое подобие непостоянства

Пременение — перемена, изменчивость

Преполовити — достигнуть половины

Призирати — обращать внимание, благосклонно смотреть

Пробавити — продолжить, продлить

Простый — прямой, правый, простой

Рог — символ крепости и славы

Седмица — семь дней, неделя

Сене — сень (звательный падеж)

Символ веры — краткое изложение основ веры

Скимен — молодой лев, львенок

Стезя — тропа, узкая дорога для путников

Стихира — похвальная песнь в честь праздника или святого

Странна — таинственна, странствующа, непричастна

Странно — таинственно, необъяснимо

Страсть — страдание; страсть

Тля, тление, истление — порча, разрушение; первородный грех

Токмо — только, лишь только

Тропарь — краткая похвальная песнь в честь праздника или святого

Тропари Троичные — тропари в честь Святой Троицы

Углебати — погрязать, тонуть

Устави стремление — останови поток

Честный — достойный, драгоценный, дорогой

Четыредесятница — сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост)

Яже — которая, которые, которых

Яко — как; так же, как; так как; что

Яко аще — ибо если, чтобы, дабы, если

сице — таким образом, так Словарь русских синонимов. сице предл, кол во синонимов: 2 • так (64) • таким образом … Словарь синонимов

сице — сице, сіце так, подібно … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

сице — нареч. так, таким образом , др. русск. сиць такой , сице так , сицевъ таковой , ст. слав. сиць τοιοῦτος (Супр.), сице οὕτως (Остром., Супр.), словен. sicè, sicèr впрочем, в противном случае, правда , др. чеш. sici этот , sice так , чеш. siсе,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Сице — так, таким образом … Краткий церковнославянский словарь

сице — так; таким образом … Cловарь архаизмов русского языка

сице — так [VI,VII] … Толковый украинский словарь

сице — прысл. так, гэтак … Старабеларускі лексікон

сице — така; по такъв начин … Църковнославянски речник

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.(Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое по Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.(Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Дайте, пожалуйста, ответ мне или просто переведите места в молитвах утреннего правила. Нигде не могу найти. 1. У Него же несть пременения, или преложения осенение; 2. аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. 3. не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя.

Николай, все эти выражения невозможно понять в отрыве от текста всей молитвы, в отрыве от предшествующих слов. Автор молитвы говорит нам, что Бог есть безначальный и вечный Свет, который не имеет изменений в силе и не оставляет затемненного места на Своем пути. Эти слова показывают отличие света материального от Света божественного

Пременение и преложение осенение – это переводы греческих слов на славянский язык. Так, первое слово означает, что материальный свет имеет периодические изменения. Мы знаем, что свет бывает утренний, дневной, вечерний, т.е. разной силы, а божественный Свет всегда один и тот же, не имеющий разницы в силе. Он даже называется в иных молитвах Светом невечерним, Светом тихим.

Второе словосочетание говорит о том, что видимый свет, освещая предметы, всегда дает тень, преломляется при освещении, а Свет божественный не дает тени, но одинаково всех освещает и просвещает.

Приведенные вами слова …аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче… и …не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя… относятся к одной молитве, так что объяснять их должно в соответствии со всем ее текстом.

В этой молитве из утреннего правила, обращенной ко Господу, говорится о том, что Христос спасает нас по Своей благодати, а не по нашими делами или, как сказано, от дел. Таких дел у нас просто нет, и не может быть, ведь все то хорошее, что делаем, имеем от Бога. Таким образом, своих хороших дел Господь у человека не может обрести, или, иными словами, найти.

Если же допустить то, что Господь спасает нас по нашим делам, которые Он же и дал нам, а не даром и не по благодати, то станем еще большими должниками ему, и будет долг наш паче, т.е. еще больше. Потому что хотим расплатиться с Богом тем, что принадлежит Ему, и получить взамен еще большее.

Просим же Его в молитве вменить нам в праведность лишь веру, а не дела. Веру в то, что Христос наш Бог и Создатель.

СИЦЕ — нареч., церк. так, тако, сяк, таким образом, сим способом. Сице рцыте ему. Лук. Сицевой, таковой. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

сице — таким образом, так Словарь русских синонимов. сице предл, кол во синонимов: 2 • так (64) • таким образом … Словарь синонимов

сице — сице, сіце так, подібно … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

сице — нареч. так, таким образом , др. русск. сиць такой , сице так , сицевъ таковой , ст. слав. сиць τοιοῦτος (Супр.), сице οὕτως (Остром., Супр.), словен. sicè, sicèr впрочем, в противном случае, правда , др. чеш. sici этот , sice так , чеш. siсе,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

сице — так; таким образом … Cловарь архаизмов русского языка

сице — так [VI,VII] … Толковый украинский словарь

сице — прысл. так, гэтак … Старабеларускі лексікон

сице — така; по такъв начин … Църковнославянски речник

Слово в молитве

42. Слово и в наших устах является уже творческим, образуя членораздельные звуки; со словом выходит живой дух человека, не отделяющийся от мысли и слова. Видите, слово по природе своей даже в нас творительно. От чего же мы маловерны бываем и недоверчивы к творческой силе слова, например, в молитве, что она — это словесное служение — низведет к нам непременно милость Владыки? — Так слово беспрестанно творит плоть: членораздельные звуки, и письмена, или книги наши, не плоть ли, в которую облеклось слово? А мы так к этому прислушались и присмотрелись, что нам кажется это совершенно не заслуживающим особенного внимания. Не только природа Божества, но, по дару Его, и природа сотворенных тварей одушевленных — творительна под Божиим руководством: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28). Души живых тварей растят себе тела при Божием руководстве (паук, пчела, червь). Так, человеки данною им от Бога силою доселе растут и множатся на земле; так, люди и животные творят себе все необходимое для жизни, особенно человек — это изобретательнейшее существо, которое изумляет своим бесконечным творчеством во всех родах искусства. Так как Слово — Творец вездесущ, то везде, хотя не в бесконечность, и творения Его раскинуты, и везде Он созидает и, если нужно, претворяет.

43. Слово Бога все равно, что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога — дело; и твое слово должно быть делом; потому, давши слово, непременно его исполни; потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною, а не ложью, не притворством, не лестью. Так и во всей жизни.

44. На молитве всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно могут быть делом. Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37). А прилепляйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Значит, и твое слово не изнеможет. Вся возможна верующему (Мр. 9, 23). Береги слово: драгоценно слово. За всякое слово праздное люди ответят в день судный (Мф. 12, 36).

45. Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй их сердцем. Не отвлекай от них ума ни в какие помышления. Молясь по время Богослужения, совершения таинств и молитвословий при разных случаях, твердо положись на самые слова церковных молитв, веруя, что ни одно слово не положено напрасно, каждое имеет силу свою, что в каждом слове Сам Господь триипостасный, везде сый и вся исполняяй; думай: я ничто, все делает Господь. Еще думай: я говорю — Бог-Слово во мне говорит. Мне не о чем пещись. Всю печаль вашу, сказано, возверзите на Него, яко Той печется о вас (1 Петр. 5. 7).

46. Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и о молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть также нераздельны. Просишь ли чего у Бога, веруй, что будет, сделается по твоему прошению, как Богу будет угодно; читаешь слово Божие — веруй, что все, что в нем говорится, было, есть и будет, и сделалось, делается и сделается. Так и говори, так читай, так молись. Великая вещь слово! Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей! Человек! Познай себя. кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством.

47. Когда усомнишься в совершимости или исполнении слова молитвенного, помяни, что природа слова — совершимость, действенность, и что Дух Святый, научающий нас молиться о чесом либо, якоже подобает (ср. Римл. 8. 26) есть и называется Сам Совершитель. Он то и совершает нашу молитву (совершаемая Духом). Помяни, что слово есть сила, не изнеможет, сказано, у Бога всяк глагол (Лук. 1, 37). Глагол Господень не возвращается к нему тощ (Исаии. 55, 11), но подобно дождю или свету, поит землю сердец наших и дает семя исполнения сеющему. И о людях говорят: у него необыкновенная сила слова. Видишь, слово есть сила, дух, жизнь.

48. Бог есть Дух, простое Существо. А дух чем проявляет себя? Мыслию, словом и делом. Поэтому Бог, как простое Существо, не состоит из ряда или множества мыслей, или из множества слов, или творений, но Он весь в одной простой мысли — Бог-Троица, или в одном простом слове — Троица, или в трех Лицах, соединенных воедино. Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святой Огонь, проникает каждое слово — каждый сам это может испытать, если будет молиться искренне, усердно, с верою и любовию. Но, особенно, Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святой Дух или — Троица, или Господь, Господи Боже; Господь Саваоф; Господи Иисусе Христе, сыне Божий; Душе Святый: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… и прочих именах Своих. Ангелы и святые так же в своих именах близки к нам, как близки имена их и вера наша в них — к сердцу нашему; ибо они не иное что, как дыхания Божии и суть един дух с Господом.

49. Каждое слово Св. Писания, каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, каждое слово священнотаинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению честного и животворящего креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель — Бог и Словом от небытия в бытие все приведено.

50. Словесное существо! Помни, что ты имеешь начало от слова Всетворца и в соединении (через веру) с зиждительным Словом, посредством веры, сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не возвратится к тебе никогда напрасным, бессильным (когда, напр., ты молишься Благодетелю — Богу по руководству Церкви святой или по наставлению Господа), но принесет тебе благопотребный дар; верь, что при вере в зиждительное Слово, ты не будешь без успеха поучать народ во храме при Богослужении, при совершении таинств в домах; не будет безуспешно твое слово в училище, но созиждет умы и сердца внимающих тебе.

51. Веруй твердо в осуществимость всякого слова, особенно произнесенного во время молитвы, памятуя, что виновник слова есть Бог-Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами или именами: Отец, Слово и Святой Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся со словом и дорожи им. Помни, что как ипостасное Слово Божие — Сын Божий, всегда соединен со Отцом и Духом Святым, так и в слове Святого Писания, или в молитве, или в Писаниях богомудрых отцов участвует по Своему вездесущию Отец, как верховный Разум, творческое Его Слово и Совершитель Дух Святой. Потому никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в себе свою силу, и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие. Яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. 1, 37), это вообще свойство слова — сила и совершенность его. Таким оно должно быть в устах человека.

Православие.фм представляет вниманию читателей 50 слов церковно-славянского языка с их переводом на современный русский язык. Многие христиане жалуются, что им […]

Православие.фм представляет вниманию читателей 50 слов церковно-славянского языка с их переводом на современный русский язык.

Многие христиане жалуются, что им тяжело понимать богослужение из-за того, что многие слова церковно-славянского языка им непонятны. Мы решили помочь нашим читателям, пояснив им значение некоторых церковно-славянских слов.

В рамках этой заметки будут приведены 50 слов с переводом на современный русский язык, что оптимально для запоминания.

  1. лик – лицо
  2. чело – лоб
  3. очи, око – глаза, глаз
  4. вежды – веки
  5. ланиты – щеки
  6. уста – рот
  7. лобзание – поцелуй
  8. выя – шея
  9. рамена – плечи
  10. перси – грудь
  11. чрево – живот
  12. длань – рука, ладонь
  13. десница, одесную – правая рука, справа
  14. шуйца, ошуюю – левая рука, слева
  15. чресла – бедра
  16. перст – палец
  17. зрак – вид, образ
  18. живот – жизнь
  19. исконный, искони – изначальный, в начале
  20. глаголить – говорить
  21. речь, рцем – говорить, говорим
  22. зрить – смотреть, видеть
  23. ведеть – знать
  24. попрать – растоптать, нарушить, победить
  25. днесь – сегодня
  26. сущий – истинный, существующий
  27. блажен – счастлив
  28. во время оно – в давние времена
  29. паки – еще
  30. поганые – язычники
  31. трапеза – кушанье, еда, обед
  32. присно – всегда
  33. пожрать – принести жертву
  34. паче – более
  35. сиречь – то есть
  36. грядущий – идущий
  37. чаять – ожидать, надеяться на
  38. вкупе – вместе
  39. напрасно – внезапно, неожиданно
  40. нагльство – внезапность, неожиданность
  41. отонудуже – откуда, почему
  42. ничтоже – ничего
  43. вонми, вонмем – обрати внимание, будем внимательны
  44. одр – кровать, ложе
  45. стезя – путь, дорога, тропа
  46. елей – масло
  47. умастить – умаслить
  48. искренний – близкий, друг
  49. горний – вышний, небесный
  50. стяжать – собрать, приобрести, накопить

В молитве есть такая фраза: «. яко Спаса родила еси душ наших«. Я нашла перевод фразы в Интернете: . потому что Ты родила Спасителя душ наших. Но такой перевод мне кажется неточным.

Что означает «еси» (есть) в контексте молитвы?

Еси — часть сказуемого — глагола в перфекте, указывает на 2 лицо (я есмь, ты еси, он, она, оно есть, мы есмы, вы есте, они суть).

Перфектная форма глагола — действие закончено в прошлом, но результат актуален для настоящего. При его образовании должны быть использованы какие-то элементы и настоящего, и прошедшего времени. Допустим, «он принес», актуальность этого сохраняется какое-то определенное время до момента речи. Первая часть похожа на наше современное прошедшее время – «принесл». А вторая часть – это глагол «быть» в настоящем времени, который спрягается, форма, которая нам тоже достаточно известна. Если «я», то «есмь», соответственно известная церковнославянская формула «Аз есмь». Если «ты», то «еси» – это «иже еси» в молитве «Отче наш». Форма глагола «есть» – единственная из системы форм, которая сохранилась в русском языке. Есть еще форма «суть» для 3-го множественного числа. У нас это существительное, в процессе эта форма лишилась своего глагольного значения и стала существительным: суть какого-то явления.

Получается особая форма так называемого исторического причастия «л» – «принесл» и дальше добавляется форма глагола «быть» настоящего времени. «Принесл есмь», «принесл еси», «принесл есть», сейчас в прошедшем времени мы говорим «принес». А если взять, например, глагол «строить», то эта форма причастия с суффиксом «л», которая образует это перфектное время, то у нас получится «строил есмь», «строил еси», «строил есть».

То есть первый компонент, о котором мы говорим, это наше современное прошедшее время. То есть наше прошедшее время получилось из древнего перфекта, просто глагол «быть» утратился как глагол-связка и таким образом утратилась и связь с настоящим временем – моментом речи. Поэтому у нас эта форма так называемого элеевого причастия, причастия с суффиксом «л», выражает как раз исключительно прошедшее время, без дополнительного оттенка, связанного с настоящим. Получается, что перфект – это достаточно сильное время – у нас сохранилось, только утратив глагол-связку.

Практически для понимания перфекта необходимо видеть эту форму причастия, которая стала нашим прошедшим временем. Отсюда, кстати, наше прошедшее время, как ни странно, изменяется по родам. Вообще, глагол не должен меняться по родам, это категории имени изменяются по родам. Прилагательные изменяются по родам, существительные представлены в форме какого-то из родов, а глагол вроде бы не должен. Тем не менее у нас есть формы «строил – строила – строило», потому что перед нами древнее причастие, то есть древняя именная форма. А глагол быть по формам: «аз есмь», «ты еси», «он есть», «они суть» в принципе можно восстановить.

Краткий словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка, встречающихся в молитвослове

А АБИЕ – тотчас, сразу АЗ – я АКАФИСТ – «неседальный», – молитва, при чтении которой не сидят АЛЛИЛУИА – «хвалите Бога» АМИНЬ – истинно; истинно так АМОЖЕ – куда АЩЕ – если, хотя, ли АЩЕ-БО – если АЩЕ-УБО – если же

Видео (кликните для воспроизведения).

Б БЕ – он был, она была, оно было БЕЗВЕСТНЫЙ – неведомый, неизвестный БЕЗМЕСТНЫЙ – неприличный, непристойный БЕЗПРИКЛАДНЫЙ – беспримерный, несравненный БЕСТЕ – вы были БЕХ – я был, была БЕХОМ – мы были БЕХУ – они были БЕША – они были БЛАГОСТЫНЯ – добро, милосердие, правда БЛАГОУТРОБИЕ – милосердие, доброта сердца БЛАЖЕ – благой, добрый (звательный падеж) БЛАЖИТИ – славить, восхвалять БО – ибо, потому что БОГОЛЕПНО – достойно Бога БОГОРОДИЧЕН – краткое молитвословие в честь Богородицы БРАНЬ – война БУДИ – будь БЫСТЕ – вы были БЫСТЬ – он был, она была, оно было БЫХ – я был, была БЫХОМ – мы были БЯШЕ – он был БЯХУ – они были

В ВАИЯ – ветвь ВАРВАР – чужеземец ВАРИТИ – предварять ВАСИЛИСК – змей ВЕЛИЙ – великий ВЕЛИЦЕЙ – великой ВЕЛИЯ – великая ВЕЛЬМИ – весьма, очень ВЕМ – знаю. ВЕСИ – знаешь ВЕСЬ – село ВЕТИЯ, ВИТИЯ – красноречивый оратор, проповедник ВЗЫГРАТИ – возвеселиться ВИССОН – дорогая одежда пурпурного цвета В КНИЗЕ ЖИВОТНЕЙ – в книге жизни ВКУПЕ – вместе ВЛАДЫЦЕ – Владыке ВНЕГДА – когда В НЮЖЕ – в которую В НЯЖЕ – в которые ВО ЕЖЕ – чтобы ВОИ – воинства В ОНЬЖЕ – в который ВОНЯ – запах, аромат ВСКУЮ – зачем, для чего ВСПЯТЬ – назад В СТРАСЕ – в страхе ВСУЕ – напрасно ВСЯ – все ВСЯЧЕСКАЯ – все, всех ВЫНУ – всегда

Г ГЛАС – 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений ГЛУМИТИСЯ – размышлять; издеваться ГОБЗОВАНИЕ – изобилие, многоплодие ГОРЕ – вверх ГОРЕЕ – превыше; хуже ГОСПОДЕВИ – Господу ГРЕСЕ – грехе

Д ДА БЫХ АЗ ОТСЕЛЕ ПРЕСТАЛ – дабы я отныне перестал ДА ДОВЛЕЕТ – пусть будет достаточна ДАСИ – дашь ДЕЛЯ – для ДЕСНИЦА – правая рука ДЕСНЫЙ – правый ДЕТЕЛЬ – дело, деятельность ДЛАНЬ – ладонь ДНЕСЬ – сегодня ДОБРОТА – добрые качества, красота ДОВЛЕЕТ – достаточно

песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе

ДОГМАТИК –

ДОЛЕ – внизу, в преисподней ДОЛЖНИКОМ – должникам ДОНДЕЖЕ – до тех пор, пока ДРЕВЛЕ – некогда, когда-то, в древности ДУШЕ – дух (звательный падеж) ДЩЕРЬ – дочь

Е Е – его ЕГДА – когда; в то время как ЕГОЖЕ – которого ЕДА – неужели; разве ЕДА КАКО – чтобы не ЕЖЕ – которое; чтобы. Иногда не переводится на русский язык ЕЙ – да ЕЛИКИЙ – сколький ЕЛИЦЫ – те, которые ЕММАНУИЛ – «с нами Бог» ЕРОДИЙ – цапля, аист ЕСИ – ты есть ЕСМЬ – я есть ЕХИДНА – ядовитое животное; змея

Ж ЖИВОТ – жизнь ЖИВЫЙ – живущий ЖРЕТИ – приносить жертву

З ЗАКОНОПОЛОЖИТИ – указывать путь закона ЗАНЕ – ибо, так как, потому что ЗАНЕЖЕ – ибо, так как, потому что ЗЕЛИЕ – зелень, трава ЗЕЛО – очень, весьма ЗРАК – вид, образ, лицо ЗРЯ – видя

И И – его ИДЕЖЕ – там, где ИЖЕ – который, которые, что, тот, где. Иногда не переводится на русский язык ИЗВЕСТВОВАТИ – утверждать, удостоверять ИЗВЕСТНО – наверно, твердо ИЗРЯДНО – особенно ИКОС – см. кондак ИМЖЕ – тем, те; который, которым ИМЯ РЕК – «назови имя» ИН – другой ИНОГДА – некогда, когда-то

начальная песнь каждой песни канона. Обычно содержит ветхозаветные прообразы

ИРМОС –

ИСКОНИ – издревле ИСПЕРВА – из древности, из начала ИСПОВЕДАНИЕ – открытое признание ИССОП – трава, из которой делаются кропила ИСТОЩАТИ – опустошать, разрушать ИХЖЕ – которых

песнопение в честь праздника или святаго. Обычно состоит из девяти песен (точнее – из восьми, т. к. вторая песнь опускается – она бывает в великопостных канонах), содержащих ирмос и составленные по образцу ирмоса тропари

КАЯЖДО – каждая КИЙЖДО – каждый, -ая, -ое КОЕЖДО – каждое КОЕГОЖДО – каждого КОЛЕСНИЦЕГОНИТЕЛЬ – правящий колесницей КОЛЬКРАТЫ – сколько раз

краткое песнопение, излагающее смысл праздника или содержащее похвалу святому; более пространное песнопение такого же типа называется икосом

КОНДАК –

КОСНЕТИ – медлить КОСНО – медленно КРИН – лилия КРОМЕ – вне КРОМЕШНИЙ – внешний КУПИНА – куст, кустарник КУСТОДИЯ – стража КУЩА – палатка

Л ЛАНИТА – щека ЛЕНТИОН – полотенце ЛЕПОТА – красота, великолепие ЛЕПТА – мелкая медная монета. Две лепте – две лепты ЛЕСТЬ – обман ЛИШШЕ – больше, сверх того ЛОЖ – ложный ЛУКАВОЕ – злое

М МАМОНА – богатство МЕНЕ – меня МЕРТВЫЕ ВЕКА – давно умершие МЕССИЯ – помазанник МЕСТНИК – злобный отмститель МИ – мне МИЛОТЬ – верхняя шерстяная одежда, плащ МНОГОЧАСТНЕ – много раз МОЕЯ – моей МОЯ – мои МШЕЛОИМСТВО – корыстолюбие МЯ – меня

Н НАЗИРАТИ – наблюдать НАИПАЧЕ – особенно же НАКАЗАНИЕ – научение, вразумление НАКАЗУЯ – поучая НАЛЯЦАТИ – напрягать НАНЬ – на него НАПРАСНО – внезапно НАШЕЯ – нашей НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ – всегда светлый, незаходящий, вечный НЕДЕЛЯ – воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение заповеди НЕ КТОМУ – более не НЕ ЛЕТЬ – нельзя, невозможно, не подобает НЕПОДОБНЫЙ – недостойный, непристойный НЕПЩЕВАТИ – придумывать НЕПЩЕВАТИ ВИНЫ О ГРЕСЕХ – придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех НЕСТЬ – не есть НЕСЫТЫЙ – алчный, надменный НИЖЕ – и не, также не НИКОЛИЖЕ – никогда НИЦ – вниз, лицом на землю НИЧТОЖЕ ВЕЛИЕ – ничего особенного НИЧТОЖЕ ДИВНО – ничего удивительного НЫ – нас НЫНЕ – теперь НЫРИЩЕ – нора, развалины здания

О ОБАЧЕ – однако, но ОБЕТШАТИ – обессилеть, одряхлеть ОБИНУТИСЯ – отступить от чего-либо; НЕ ОБИНУТИСЯ – смело поступать, не отступать ОБЛАДАТИ – владеть ОБОЮДУ – с той и с другой стороны ОДЕРЖАТИ – окружать ОДЕСНУЮ – справа ОДИГИТРИЯ – путеводительница ОДР – постель ОКАЯННЬИЙ – бедный, злосчастный, несчастный, мучительный ОКОРМЛЯТИ – управлять ОКРЕСТ – вокруг, около ОЛЕ – восклицание, выражающее удивление или скорбь ОМЕТЫ – края одежды ОНАГР – дикий осел ОНЕХ – тех ОН ПОЛ – другая сторона ОНУ – ту ОТРЕВАТИ – отталкивать ОТЧАЯННЫЙ – потерявший всякую надежду ОЧЕРВЛЕННЫЙ – окрашенный в багряный цвет ОЧИМА – (двумя) глазами ОШУЮЮ – слева

П ПАКИ – еще, снова, опять ПАЧЕ – более, выше, превыше, лучше ПЕРСИ – грудь ПЛЕНИЦЫ – сети ПЛЕЩИ – плечи ПОГИБОХ – погиб ПОГЛУМИТИСЯ – размышлять; издеваться ПОДАСИ – подашь ПОЖРАТИ – приносить жертву ПОЖРУ – принесу жертву ПОЗОР – зрелище ПОЛУДЕННЫЙ – бывающий в полдень; южный ПОМАВАТИ – дать знак ПОМОЗИ – помоги ПОНЕ – хотя, по крайней мере ПОНОС – поношение ПОНТ – море ПРАДЕДНИЙ – прародительский ПРЕВЫСПРЕННЫЙ – находящийся выше всего ПРЕДВАРИТИ – предупредить, стать или сделать раньше ПРЕДСТОЯЙ – предстоящий ПРЕЗИРАТИ – не смотреть, не придавать значения, не замечать ПРЕЛЕСТЬ – обольщение ПРЕЛОЖЕНИЕ ОСЕНЕНИЕ – тень, легкое подобие непостоянства ПРЕМЕНЕНИЕ – перемена, изменчивость ПРЕПОЛОВИТИ – достигнуть половины ПРИЗИРАТИ – обращать внимание, благосклонно смотреть ПРИСНО – всегда ПРОБАВИТИ – продолжить, продлить ПРОСВЕЩАЯЙ – просвещающий ПРОСТЫЙ – прямой, правый, простой

Р РАВНОДУШНЫЙ – единодушный РАЗВЕ – кроме РАЗРЕШАТИ – развязывать РЕВНОВАНИЕ – зависть РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал РЕХ – (я) сказал РОГ – символ крепости и славы РУКАМА – (двумя) руками РУЦЕ – руки

С СВАДИХ – ссорился СЕ – вот; это СЕ БО – ибо вот СЕДМИЦА – семь дней, неделя СЕЛО – поле СЕЛЬНЫЙ – полевой СЕНЕ – сень (звательный падеж) СЕЯ – этой СИМВОЛ ВЕРЫ – краткое изложение основ веры СИЦЕ – так СКИМЕН – молодой лев, львенок СРЕТЕНИЕ – встреча СТЕЗЯ – тропа, узкая дорога СТИХИРА – похвальная песнь в честь праздника или святаго СТРАННА – таинственна, странствующа, непричастна СТРАННО – таинственно, необъяснимо СТРАННЫЙ – странствующий СТРАСТЬ – страдание; страсть СТУДНЫЙ – постыдный СЫЙ – сущий, существующий

Т ТАЯЖДЕ – то же самое ТВОЕЯ – твоей ТЕБЕ – тебя ТЕКУ – бегу ТЕМ (ТЕМЖЕ) – поэтому ТИ – тебе ТЛЯ (ТЛЕНИЕ, ИСТЛЕНИЕ) – порча, разрушение; первородный грех ТОКМО – только, лишь только ТОЧИЮ – только ТОЩНО – усердно, тщательно ТОЯ – той ТРЕБУЮ – нуждаюсь ТРОПАРИ ТРОИЧНЫЕ – тропари в честь Святой Троицы ТРОПАРЬ – краткая похвальная песнь в честь праздника или святаго ТУНЕ – даром, напрасно ТЩИ – ни с чем ТЫЯ – те

У УБЛАЖАТИ – прославлять УБО – итак, следовательно УГЛЕБАТИ – погрязать, тонуть УДЕСЫ – члены тела УНЕ – лучше УСРЕСТИ – встретить УСТАВИ СТРЕМЛЕНИЕ – останови поток УЩЕДРИТИ – милосердовать, ущедрить

Х ХАНАНЕЯ – хананеянка ХУДОЙ – плохой, злой

Ч ЧАЮ – ожидаю ЧЕСТНЫЙ – достойный, драгоценный, дорогой ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА – сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост)

Ю Ю – ее ЮЖЕ – которую

Краткий словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка, встречающихся в молитвослове

Акафист – «неседальный», – молитва, при чтении которой не сидят

Аминь – истинно; истинно так

Бе – он был, она была, оно было

Безвестный – неведомый, неизвестный

Безместный – неприличный, непристойный

Безприкладный – беспримерный, несравненный

Благостыня – добро, милосердие, правда

Благоутробие – милосердие, доброта сердца

Блаже – благой, добрый (звательный падеж)

Блажити – славить, восхвалять

Богородичен – краткое молитвословие в честь Богородицы

Бысть – он был, она была, оно было

Ветия, вития — красноречивый оратор, проповедник

Виссон — дорогая одежда пурпурного цвета

В книзе животней — в книге жизни

Глас — 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений

Глумитися — размышлять; издеваться

Гобзование — изобилие, многоплодие

Да бых аз отселе престал — дабы я отныне перестал

Да довлеет — пусть будет достаточна

Детель — дело, деятельность

Доброта — добрые качества, красота

Догматик – песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе

Доле – внизу, в преисподней

Древле – некогда, когда-то, в древности

Душе – дух (звательный падеж)

Егда – когда; в то время как

Еже – которое; чтобы. Иногда не переводится на русский язык

Ехидна – ядовитое животное; змея

Законоположити – указывать путь закона

Зане – ибо, так как, потому что

Занеже – ибо, так как, потому что

Иже – который, которые, что, тот, где. Иногда не переводится на русский язык

Извествовати – утверждать, удостоверять

Имже – тем, те; который, которым

Ирмос – начальная песнь каждой песни канона. Обычно содержит ветхозаветные прообразы

Исперва – из древности, из начала

Исповедание – открытое признание

Иссоп – трава, из которой делаются кропила

Истощати – опустошать, разрушать

Канон – песнопение в честь праздника или святаго. Обычно состоит из девяти песен (точнее – из восьми, т.к. вторая песнь опускается – она бывает в великопостных канонах), содержащих ирмос и составленные по образцу ирмоса тропари

Колесницегонитель – правящий колесницей

Кондак – краткое песнопение, излагающее смысл праздника или содержащее похвалу святому; более пространное песнопение такого же типа называется икосом

Лепота – красота, великолепие

Лепта – мелкая медная монета. Две лепте – две лепты

Мертвые века – давно умершие

Местник – злобный отмститель

Милоть – верхняя шерстяная одежда, плащ

Наказание – научение, вразумление

Невечерний свет – всегда светлый, незаходящий, вечный

Неделя – воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение заповеди

Не леть – нельзя, невозможно, не подобает

Неподобный – недостойный, непристойный

Непщевати вины о гресех – придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех

Несытый – алчный, надменный

Ничтоже велие – ничего особенного

Ничтоже дивно – ничего удивительного

Нырище – нора, развалины здания

Обетшати – обессилеть, одряхлеть

Обинутися – отступить от чего-либо; Не обинутися – смело поступать, не отступать

Обоюду – с той и с другой стороны

Окаянньий – бедный, злосчастный, несчастный, мучительный

Оле – восклицание, выражающее удивление или скорбь

Отчаянный – потерявший всякую надежду

Очервленный – окрашенный в багряный цвет

Паче – более, выше, превыше, лучше

Поглумитися – размышлять; издеваться

Пожрати – приносить жертву

Полуденный – бывающий в полдень; южный

Поне – хотя, по крайней мере

Превыспренный – находящийся выше всего

Предварити – предупредить, стать или сделать раньше

Презирати – не смотреть, не придавать значения, не замечать

Преложение осенение – тень, легкое подобие непостоянства

Пременение – перемена, изменчивость

Преполовити – достигнуть половины

Призирати – обращать внимание, благосклонно смотреть

Пробавити – продолжить, продлить

Простый – прямой, правый, простой

Рог – символ крепости и славы

Седмица – семь дней, неделя

Сене – сень (звательный падеж)

Символ веры – краткое изложение основ веры

Скимен – молодой лев, львенок

Стезя – тропа, узкая дорога

Стихира – похвальная песнь в честь праздника или святаго

Странна – таинственна, странствующа, непричастна

Странно – таинственно, необъяснимо

Страсть – страдание; страсть

Тля (тление, истление) – порча, разрушение; первородный грех

Токмо – только, лишь только

Тропари троичные – тропари в честь Святой Троицы

Тропарь – краткая похвальная песнь в честь праздника или святаго

Углебати – погрязать, тонуть

Устави стремление – останови поток

Ущедрити – милосердовать, ущедрить

Честный – достойный, драгоценный, дорогой

Видео (кликните для воспроизведения).

Четыредесятница – сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост)

Что значит сице в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here