Донской ставропигиальный мужской монастырь Русский православный ставропигиальный монастырь

В 1591 году, когда Казигирей был уже совсем близко от Москвы, царь Федор Иоаннович приказал совершить ряд молебнов с образом Богородицы Донской вокруг городских стен и поместить их в походной церкви в русском военном лагере. Во время бессонных ночей, которые царь проводил перед иконой, ему являлись видения, подтверждающие правильность его действий. Было несколько локальных стычек, когда вражеские подразделения приблизились к русскому лагерю, однако боевые действия не начались. Войска Казы-Гирея простояли день, затем внезапно наступила паника, и они бежали, оставив раненых, оружие и все материальные ценности своего похода.
Донской монастырь находился в так называемой «пустыне». Именно здесь стояли русские воины перед битвой с татарским отрядом. В центре лагеря была создана церковь в честь архиепископа Сергия Радонежского, иконы Богородицы Донской. По этой причине древние москвичи называли Донской монастырь монастырем Богоматери «в фаланге».
Икона Богоматери благословила Сергия Святого князя Димитрия Иоанновича Раднежского на Куликовскую битву в 1380 году. Позже икона была помещена в собор общежития Богоматери в Коломне. По просьбе вдовы князя, великой княгини Евдокии Дмитриевны, копия иконы была сделана известным иконописцем Феофаном Гуреком в 1393 году. Икона находилась в храме Рождества Христова в Москве, а затем была перенесена туда. Благовещенский собор в Московском Кремле. С тех пор икона Девы Марии стала называться Донской. Когда Москве угрожал какой-либо враг, было принято обращаться за помощью к этому образу. Перед этой иконой молился царь Федор I, который был отправлен в русский лагерь для подкрепления солдат.
Вместе с основанием монастыря был заложен каменный собор в честь иконы Богородицы Донской, позже названный Банком, а место строительства собора получило название Микрос. Церковь, вероятно, была построена московским Федорконом, который также построил Белую городскую стену. Таким образом, Донской монастырь стал последним монастырем, вошедшим в оборонительное полукольцо Московского крепостного монастыря, призванного защитить Москву от врагов. Донская крепость была спроектирована как форпост на Калужской дороге, наименее защищенной в то время.
В период Смуты в начале XVII века Донской монастырь был конфискован и разграблен поляками во главе с гетманом Кодкевичем. После разрушения монастырь пришел в упадок и был присоединен к Андроникову монастырю.
Монастырь был восстановлен в десятилетие 20-го века благодаря усилиям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь стал «крестным отцом царей». Крестовые походы проводились из Москвы, и правители принимали в них участие.
В честь иконы Богоматери Донской был построен новый собор, строительство которого началось в 1684 году в монастыре и который впоследствии был назван Кафедральным. В это же время, между 1686 и 1711 годами, были построены стены монастыря с башней. Эти стены имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.
В 1705 году по приказу Петра I архимандрит Лаврентий (Гавашвили), видный имеретинский церковный деятель, стал настоятелем Донского монастыря. С тех пор Донской монастырь стал центром дипломатических и культурных отношений между Россией и Грузией. В стенах Донского монастыря нашли вечный покой около 150 представителей грузинских царских и княжеских родов и их потомков, тесно связанных с представителями российской знати.
В 1745 году по указу императрицы Елизаветы Петровны монастырь приобрел статус ставропигиального. В 1747 году планировалось перевести Славяно-греко-латинскую академию из Заиконоспасского монастыря, но по разным причинам этого не произошло.


Когда после эпидемии чумы 1771 года захоронения на кладбищах в черте города были запрещены, началось освоение монастырского кладбища, где нашли свой последний приют представители московской знати. К концу XVIII века Донской монастырь стал одним из самых уважаемых монастырей Москвы, где велась обширная духовно-просветительская деятельность.
В 1812 году Донской монастырь был разрушен и разграблен наполеоновскими войсками, но все его здания уцелели в огне. После ухода врага монастырь был восстановлен. На протяжении 19 века архитектурный комплекс монастыря продолжал формироваться.
В 1834 году в монастыре была открыта священническая школа для подготовки учеников к поступлению в семинарию. Дети из бедных семей обучались там бесплатно.
Донской монастырь в Москве знаменит тем, что святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, преследуемый советскими властями после Октябрьской революции 1917 года, провел здесь большую часть своего заключения. 7 апреля 1925 года Патриарх остался в Донском монастыре, иногда почти полностью изолированный от своей паствы. Патриарх Тихон был похоронен в монастырском соборе в сопровождении 60 епископов во время ремонта южной части малого собора.
Монастырь был закрыт в 1926 году, но некоторые из пожилых насельников продолжали жить в его стенах до конца 1920-х годов. В конце 1929 года все здания монастыря были заняты советской властью, службы прекратились, а братия монастыря была распущена и репрессирована. В зданиях монастыря разместились антирелигиозный музей, школа-интернат, фабрика и молокозавод, которые начали работать в 1920-х годах. В 1935 году в Донском монастыре разместился Русский архитектурный музей, принадлежащий Советской архитектурной академии, которая была основана в 1934 году.
На территорию монастыря стали свозить фрагменты московских архитектурных памятников, которые были готовы к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов собора Спаса Харистоса, плиты Сухаревой башни, фрагменты белокаменного декора церкви Успения на Покровке и другие малые архитектурные формы с недействующих кладбищ Москвы. В 1936 году главный фрагмент бронзового декора триумфальной арки Брестского (Белорусского) вокзала был передан в Донской монастырь. Только в 1967 году арка была перестроена на Кутузовской улице, и большая часть ее архитектуры вернулась в новое здание. На восточной стене монастыря сохранились два бронзовых рельефа Триумфальной арки. В монастыре были построены церковь Архангела Михаила, Голицынское кладбище и музей мемориальных скульптур.
В 1948 году власти вернули малый собор Донского монастыря Московскому Патриархату. Собор приобрел статус приходской церкви и был приписан к церкви Апокалипсиса Лёба на Донской улице. В соборе была установлена кухня Миловарного.
В 1982 году был поднят вопрос о передаче Донского монастыря Московскому Патриархату, но дальше официального обсуждения дело не пошло. Фактически, только в 1990 году монастырь был возвращен Московскому Патриархату. Монастырь был возвращен Московскому Патриархату в год 400-летнего юбилея обители. Архимандрит Агафадор (Маркевич), житель лавры Триадос Сергиу, был назначен первым наместником монастыря.
С тех пор как монастырь вновь стал церковью, в нем до сегодняшнего дня ведутся кропотливые реставрационные работы. В это же время на территории бывших монастырских садов были построены три небольшие новые церкви.
Сегодня в Донском монастыре действует отдел по взаимодействию с казачеством, реабилитационная мастерская, научно-учебный центр лицевой вышивки, Донской молодежный клуб, школа дидактического воспитания для детей, богословские курсы и курсы для преподавателей основ православной церкви. Культура.
