Дополнительная ночная молитва

Самое детальное описание: дополнительная ночная молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Дополнительные молитвы

Тахаджуд намаз (ночной намаз)

Тахаджуд намаз — намаз, совершаемый в последнюю треть ночи, особенно дорог тем мусульманам, которые хотят еще более приблизиться к Богу, соблюдая дополнительные акты поклонения.

Количество рака’ат: от 2 (лучше 4) до 12 рака’ат по желанию.
Время выполнения: желательно выполнять в последнюю треть ночи до наступления времени утреннего намаза (аль-фаджр).

Выполнять в сочетании двух или четырех рака’ат, а нията достаточно одного. Но если кто-то сомневается, что встанет ночью, то может сделать намаз-тахаджуд поздно вечером после пятого намаза (аль-‘иша). Но вознаграждение в этом случае, конечно, будет меньше.

Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
«Лучший намаз из дополнительных намазов — это намаз, выполняемый глубокой ночью — намаз-тахаджуд» (передал Ахмад).

«Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней».

«Вероятность принятия Всевышним ваших ду’а увеличивается к середине ночи».

«Здоровайся (т.е. говори ассаляму ‘алейкум) с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят — и ты войдешь в Рай с миром».

«В каждой ночи есть такой момент, когда все то, о чем попросит человек в ду’а, Аллах выполнит» (передал Муслим).

«Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху» (передал Тирмизи).

«Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы». (передал ибн Маджа)

«Намаз-тахаджуд равен 4 рака’атам, выполненным в Лейлятуль-Кадр (передал Тибрани).

«Если встаете ночью, зная, что есть кто-то еще, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбудите его».

«Намерение (ният) лучше сделать перед сном и потом, даже если проспишь (неумышленно), то все равно получишь вознаграждение, инша-Аллах».

Количество рака’ат: от 2 до 4.
Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода солнца. Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой и, продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 рака’ата намаза-ишрак, тот получит награду как за один Хадж и одну Умру (передал Тирмизи).

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак.
Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет меньше.
Великий исламский шейх Султан Баху (рахматуллах ‘алейх) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение — в моменты распространения первых солнечных лучей уровень духовности возрастает у тех, кто читает намаз-ишрак.

Намаз-духа’ упоминается во многих хадисах.

Количество рака’ат: от 2 до 12. Лучше выполнять по 2 рака’ата отдельно.
Время: После полного восхода солнца, и желательно, чтобы 1/4 дня уже прошла до полудня. Время намаза продолжается до полудня.

Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
«Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа’. Кто выполняет 2 рака’ата намаза-духа’, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 рака’ата — тот будет среди преданных; кто выполняет 6 рака’ат, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 рака’ат, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выпоамаз — опора религии[79][79]’.

Намаз способствует очищению души и тела. Совершая намаз, мусульманин охраняется от грехов и становится чистым рабом Аллаhа, достойным попадания в Рай.

Пророк Мухаммад, мир Ему, спросил: ‘Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?’ Они ответили: ‘О Посланник Аллаhа, никакой грязи не останется’. На это Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘И пятикратный намаз подобен этому: Аллаh намазом стирает грехи[80][80]’.

Намаз, зарождая в сердцах людей любовь к Создателю и страх перед Ним, охраняет от греховных действий. Эта истина доказана в Священном Коране.

Означает: ‘Читай (Мухаммад) Книгу Аллаhа и выстаивай молитву в совершенстве, ибо искренняя молитва удерживает от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые законы Аллаhа запрещают[81][81]’

Тот, кто правильно выполняет намаз, отстраняет себя от грехов, укрепляет свою веру и открывает для себя путь в Рай. Так как мусульманин обязан соблюдать намаз, он также обязан научить намазу своих детей. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него выполнения намаза[82][82]’.

ВРЕМЯ НАМАЗОВ

Существует пять обязательных намазов. Это намазы ас-субх (утренний), аз-зухр (полуденный), аль-аср (послеполуденный), аль-магриб (вечерний) и аль-ишаа (ночной). У каждого из них есть свое определенное время, в которое они должны выполняться. Это одно из условий. Нельзя выполнять намаз раньше его времени, также как нельзя без уважительной причины выполнять намаз позже его времени. В обоих случаях это является большим грехом. Сказано в Священном Коране:

Означает: ‘Поистине, верующим молитва предписана в установленное время[83][83]’

О времени намаза Аллаh Всевышний сказал также в Коране:
Означающее: ‘Славьте Аллаhа, когда настанет вечер для вас и когда настанет утро. Ему — хвала на небесах и от вас на земле и ночью, и в полдень[84][84]’.

Время утреннего намаза ас-субх — начинается с появлением (истинный рассвет) светлой полосы на востоке параллельно горизонту, и заканчивается с появлением над горизонтом края солнечного диска.

Время полуденного намаза аз-зухр — начинается с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада и тень начинает увеличиваться в сторону востока, и продолжается, пока длина тени от объекта не будет равна одной (или по высказыванию другого ученного — двум длинам) этого объекта.

Время послеполуденного намаза аль-аср — начинается, как только заканчивается намаз аз-зухр, и продолжается до полного захода солнца.

Время вечернего намаза аль-магриб — начинается после захода солнца и продолжается до исчезновения зарева заката или просвета после зарева.

Время ночного намаза аль-ишаа — начинается по окончании времени намаза аль-магриб и продолжается до наступления времени намаза ас-субх.

Время намаза аль-витр — это время ночного намаза, этот намаз читается после намаза аль-ишаа.

Время намаза аль-джум`а — это время намаза аз-зухр пятничного дня.

Время намаза ат-таравих — во время намаза аль-ишаа в месяце Рамадан.

Время праздничного намаза — начинается спустя примерно 50 минут после восхода солнца праздничного дня и продолжается до тех пор, пока солнце не достигнет зенита.

Время, когда нельзя читать намаз.

В сутках есть промежутки времени, в которые намазы не читаются. Время, когда нельзя читать:

1) во время восхода солнца;

3) при заходе солнца.
Примечание: во время захода солнца можно читать только намаз ‘аль-аср’ этого же дня, если он не был выполнен.

ВИДЫ НАМАЗОВ

1. Фард — обязательные намазы.

2. Ваджиб — необходимые намазы.

3. Нафиль — дополнительные намазы.

Это пять ежедневных намазов, пятничный намаз аль-джум`а и намаз аль-джаназа (по усопшему). Выполнение этих намазов обязательно.

1. Намаз ас-субх (утренний): 2 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда.

2. Намаз аз-зухр (полуденный): 4 рака`ата сунны, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

3. Намаз аль-аср (послеполуденный): 4 рака`ата сунны, гайри муаккада[85][85], 4 рака`ата фарда.

4. Намаз аль-магриб (вечерний): 3 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

5. Намаз аль-ишаа (ночной): 4 рака`ата сунны гайри муаккада, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

Намазы, которые также обязательны,
помимо пятикратного намаза:

1. Намаз аль-джум`а (пятничный, обязателен для мужчин): 4 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда, 4 рака`ата сунны.
3. Намаз аль-джаназа (по усопшему) — это фард кифайя.

Это намазы, выполнение которых необходимо.

1. Намаз аль-витр: 3 рака`ата

2. Праздничные намазы: 2 рака`ата

Нафиль-намазы — это дополнительные намазы, которые можно выполнять сверх обязательных намазов (фард-намазов).

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фард-намазам;

К этим намазам относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадана.

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов;

Нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения дополнительного сяваба.

а) намаз ад-духа, который совершается после восхода солнца по истечении времени когда запрещается читать намаз; он состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

в) тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это не запрещенное время; он состоит из 2-х рака`атов.

ФАРДЫ НАМАЗА

Существует 12 фардов, которые необходимо выполнить, для того чтобы намаз был правильным: 6 из них — вне намаза, они являются условиями для совершения намаза; 6 фардов — в намазе, которые называются рукнами намаза.

Чтобы намаз был правильным, надо соблюдать все 12 фардов без исключения.

1. Очищение от хадаса[86][86], который удаляется совершением омовения (малым — вуду, или большим- гусулем).

2. Очищение от наджасы (нечистот) — это удаление нечистот с тела, одежды и места моления.

3. Прикрытие аурата. Мужчина должен быть прикрыт от пупка до колен включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. (См. главу ‘Тасяттур’)

4. Направление на Кыблу. То есть — читать намаз, обратившись в сторону Кыблы. Кыбла — это Кааба, первое священное здание на земле, построенное для поклонения Аллаhу. Кааба находится в Мекке в мечети ‘Аль-Харам’.

5. Время. То есть — совершение намаза своевременно. Нельзя читать намаз до наступления или после окончания его времени.

6. Намерение. То есть — знать, какой намаз совершается, и вспомнить сердцем о нем. Произнесение вслух намерения — сунна.

РУКНЫ НАМАЗА:

1. Такбиру-ль-ифтитах. Это произнесение такбира в начале намаза.

2. Кыям. Стояние во время намаза.

3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.

4. Руку’у. Поясной поклон настолько, чтобы руки были на уровне колен.

5. Суджуд. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.

6. Ка`ида. Это сидение в конце намаза на протяжении времени чтения ‘Ат-тахият’.

Дополнительные молитвы до и после обязательных

а) Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволенею Аллах, сказала: «Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, совершал по ночам молитву в одиннадцать ракатов, когда же занималасьзаря, он совершал молитву в два лёгких раката [1] ,после чего

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

лежал на правом боку до тех пор, пока к немуне приходил муаззин(, звавший его) на молитву». [2]

б) Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:«Когда при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, кто-либовидел сон, он обычно рассказывал его посланнику Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, и я тоже захотел увидеть что-нибудь во сне, чтобырассказать ему об этом. При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах ида приветствует, я был уже взрослым юношей и часто оставался спать в мечети.(Однажды) я увидел во сне, как два ангела схватили меня и подвели к огню. Совсех сторон (этот огонь) был обложен камнями подобно колодцу, по бокам у негостояли два столба, а в огне находились люди, которых я знал, и тогда я сталповторять: “Прибегаю к защите Аллаха от огня! /А‘узу би-Лляхи мин ан-нар!/” Апотом нас повстречал другой ангел, сказавший мне: “Не бойся!” И я рассказал обэтом сне Хафсе [3] ,Хафса же передала (мой рассказ) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах ида приветствует , который сказал: “‘Абдуллах — прекрасный человек, но было быхорошо, чтобы он молился по ночам”».

И после этого (‘Абдуллах) всегда спал по ночам лишь немного. [4]

в) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амрабин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Любимым постом Аллаха Всевышнегоявляется пост Дауда, мир ему, и любимой молитвой [5] Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи и молилсятреть её, (а потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день». [6]

г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, чтопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует , сказал: «Снаступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь нашнисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами,чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровалему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» [7]

д) Сообщается, что Джабир, да будетдоволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, сказал: “Поистине, есть ночью такой период, когдаАллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемусяк Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, то, (о чёмон просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь”». [8]

е)Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланникАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Какая молитвапосле обязательной является наилучшей и какой пост является наилучшим послепоста во время рамадана?» — и он сказал: «Наилучшей молитвой после обязательнойявляется ночная молитва, а после рамадана лучшим для поста является месяцАллаха мухаррам». [9]

ж) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Салям, дабудет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, прибыл в Медину, люди устремились к нему, и все говорили:‘‘Приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приехалпосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приехал посланникАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!’’ – и вместе с другими ятоже пошёл взглянуть на него. Внимательно рассмотрев лицо посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и да приветствует, я понял, что оно не является лицомлжеца, а первыми его словами были слова: ‘‘О люди, распространяйте приветствия,кормите (других), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие)люди будут спать, и вы войдёте в рай с миром’’». [10]

з) Передают со слов Абу Хурайры, да будетдоволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершаетмолитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицоводой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитвуи будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицоводой!» [11]

[1] Имеется в виду, что пророк, да благословитего Аллах и да приветствует, читал Коран меньше, чем обычно.

[2] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга обращений кАллаху с мольбами’’; ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о молитве тех, кто находится впути’’.

[3] Хафса — одна из жён пророка, да благословитего Аллах и да приветствует , и родная сестра Ибн ‘Умара.

[4] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга пятницы’’;‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о достоинствах сподвижников’’.

[5] Здесь имеется в виду любимое время молитвы.

[6] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга пятницы’’;‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга поста’’.

[7] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга пятницы’’;‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о молитве тех, кто находится в пути’’.

[8] ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о молитве тех, ктонаходится в пути’’.

[9] ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга поста’’.

[10] ‘‘Сунан’’ ат-Тирмизи, ‘‘Книга об особенностяхДня воскресения, смягчении сердец и благочестии’’.

[11] ‘‘Сунан’’ Абу Дауда, ‘‘Книга молитвы’’;‘‘Сунан’’ ан-Наса’и, ‘‘Книга добровольных ночных молитв’’.

Что касается дополнительной ночной молитвы, то иногда во время ее совершения он (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран вслух, а иногда про себя. [Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков]. Он (да благословит его Аллах и приветствует) иногда читал короткие суры, а иногда длинные, порой читая столь долго, что Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) однажды сказал: «(Как-то раз, когда) я совершал ночную молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное. Мы спросили: «Что же?» Я ответил: «Мне захотелось сесть, оставив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стоять (в одиночестве)». [Аль-Бухари и Муслим].

Хузайфа ибн аль-Йаман сказал: «Однажды ночью я молился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). (Когда) он начал читать (суру) «Корова» (2:286), я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста (аятов)», однако он продолжал (читать). Тогда я подумал: «Он прочтет её полностью за два рак‘ата»; он же продолжал (читать), и я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом он начал читать суру «Женщины» (4:176) и прочёл её (полностью), а потом приступил к (чтению суры) «Семейство ‘Имрана» (3:200)*, которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву, и (каждый раз), когда доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова «Слава Аллаху!» (Субхана Ллахи!), (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) обращения (к Аллаху) с мольбами, обращался к Нему с такой мольбой, а (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) прибегать к защите (Аллаха), прибегал к (Его) защите. Затем он склонился в поясном поклоне. » и до конца хадиса. [Муслим и ан-Наса’и].

*[Так указано в хадисе: сура «Женщины» (№ 4) предшествует суре «Семейство ‘Имрана» (№ 3). Это свидетельствует о том, что можно (строго) не соблюдать тот порядок сур во время чтения (Корана), в каком они расположены в экземплярах Корана в редакции Усмана ибн Аффана. Наглядным примером является этот хадис].

Также «однажды ночью, когда он болел, им были прочитаны Семь Длинных сур». [Абу Йа‘ла и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн аль-Асир указал: «Семь Длинных сур — это «Корова» (№ 2), «Семейство ‘Имрана» (№ 3), «Женщины» (№ 4), «Трапеза» (№ 5), «Скот» (№6), «Преграды» (№ 7) и «Покаяние» (№ 9)»].

«(Иногда) он читал в каждом рак‘ате одну из этих (Семи Длинных) сур». [Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

«(Никогда) не было такого случая, чтобы он прочитывал полностью Коран за одну ночь». [Муслим и Абу Дауд].

Более того, он не рекомендовал это делать Абдуллаху ибн ‘Амру (да будет доволен им Аллах), сказав ему: «Прочитывай Коран (полностью) за месяц!» Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Я сказал: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) за двадцать ночей». Я ответил: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) не менее чем за семь ночей и не уменьшай (этот срок)!». [Аль-Бухари и Муслим].

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за пять ночей». [Ан-Наса’и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным].

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за три ночи». [Аль-Бухари и Ахмад].

Наконец, он запретил ему прочитывать (Коран полностью) за более короткий срок*, объяснив это тем, что «тот, кто читает Коран менее чем за три дня, не понимает его». [Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

*[Ад-Дарими и Са‘ид ибн Мансур в своей книге «ас-Сунан» приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

А в другой версии этого хадиса сообщается: «Не понимает Коран тот, кто читает его менее чем за три дня». [Ад-Дарими и ат-Тирмизи, причем последний назвал этот хадис достоверным].

Также он ему сказал: «Каждый верующий человек испытывает (период) подъема (ширра*), а за всяким (периодом) подъема следует спад (фатра**), склоняющий (человека в это время) либо к сунне, либо к какому-нибудь религиозному новшеству (бид‘а). И тот, кого этот спад приводит к сунне, обрел истинное руководство, а тот, кого этот спад приводит к чему-либо иному, обрел свою погибель». [Ахмад и Ибн Хиббан в своей книге «Ас-Сахих»].

*[Арабское слово «ширра» означает «воодушевление, энтузиазм, рвение, пыл, энергичность». Ширрой молодости являются её ранняя стадия и сопутствующие ей рвение и энтузиазм. Имам ат-Тахави говорит: «Здесь (в этом хадисе) подразумевается рвение (энтузиазм) мусульман, совершающих такие деяния, которые приближают их к своему Господу. Однако (по прошествии некоторого времени) они перестают совершать эти деяния должным образом или совсем отказываются от них, поэтому наиболее любимыми из их деяний перед Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были те, которые совершались регулярно (и не прерывались). Вследствие этого он велел им выполнять такие добродеяния, которые они могли совершать постоянно, не отступая от них до тех пор, пока они не встретятся со своим Всемогущим и Великим Господом. Именно на это указывает следующий хадис, передаваемый от него (да благословит его Аллах и приветствует), в котором он сказал: «Больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их будет совсем немного». Я (шейх аль-Албани. — Прим. перев.) говорю: «Этот хадис, который предварен словами «передаваемый (от него)», является достоверным, его сообщила ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), и он согласован имамами аль-Бухари и Муслимом»].

**[Арабское слово «фатра» означает «промежуток, перерыв, пауза»; в данном случае под ним подразумевается период пониженного энтузиазма].

Именно поэтому «он (да благословит его Аллах и приветствует) не прочитывал Коран полностью менее чем за три дня». [Ибн Са‘ад (1/376) и Абу аш-Шайх в «Ахлак ан-Наби» 281].

Он также говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает двести аятов, будет записан как один из искренне поклоняющихся (рабов Аллаха)». [Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

Также «каждую ночь он обычно читал суры «Бану Исраиль»* (17:111) и «Толпы» (39:75)». [Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

*[Другое название этой суры — «Перенос ночью» (Прим. перев.)].

Кроме того, он говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает сто аятов, не будет записан как один из пренебрегающих (своей молитвой)». [Ахмад и Ибн Наср приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

Иногда «в каждом рак‘ате он читал около пятидесяти и более аятов» [Аль-Бухари и Абу Дауд], или он «читал примерно столько же (аятов), сколько в суре «Закутавшийся (73:20)». [Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) обычно не молился в течение всей ночи»*, поступая так лишь в крайне редких случаях.

Так, однажды «Абдуллах ибн Хаббаб ибн аль-Арат — участник (битвы при) Бадре наряду с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) бодрствовал всю ночь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [в другой версии этого хадиса сообщается: «бодрствовал всю ночь, которую он полностью провёл, совершая молитву»], пока не наступил рассвет. Поэтому, когда он завершил свою молитву, Хаббаб сказал ему: «О, Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя! Ведь сегодня ночью ты совершил молитву, подобно которой я не видел всю свою жизнь!» Он ответил: «Да, это была молитва (преисполненная) надежды и страха. (Поистине) я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой (даровать мне) три вещи — две из них Он мне даровал, а в третьей отказал. Я попросил своего Господа не губить нас так же, как те общины, что жили до нас [в другой версии этого хадиса сообщается: «. не губить мою общину голодом»], и Он даровал мне это; я попросил своего Всемогущего и Великого Господа не отдавать нас во власть врагу не из нас самих, и Он даровал мне это; и я попросил своего Господа не ввергать нас во внутренние раздоры, но Он отказал мне в этом». [Ан-Наса‘и, Ахмад и ат-Табарани (1/187/2); Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным].

Также однажды ночью (во время совершения молитвы) он простоял до самого рассвета, повторяя один и тот же аят: «Если Ты накажешь их, то ведь они — рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый!» (сура «Трапеза», аят 118). [С этим аятом он совершал поясные поклоны, с ним он совершал земные поклоны, и с ним он обращался к Аллаху с мольбами], [поэтому, когда наступило утро, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Ты не переставал читать этот аят, пока не наступило утро; ты совершал с ним поясные поклоны, ты совершал с ним земные поклоны], [и ты обращался с ним к Аллаху с мольбами], [а ведь Аллах обучил тебя всему Корану] [если бы любой из нас поступал так же, (следовало ли бы) нам быть суровыми к нему?»] [Он сказал: «Поистине, я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой о заступничестве для моей общины: Он даровал мне это, и оно станет возможным, если пожелает Аллах, для любого, кто не придает Аллаху сотоварищей»]». [Ан-Наса’и, Ибн Хузайма (1/70/1), Ахмад, Ибн Наср и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

Один человек сказал ему: «О Посланник Аллаха! У меня есть сосед, который ночью во время стояния (при совершении молитвы) не читает ничего, кроме (суры, начинающейся со слов): «Скажи: «Он, Аллах, Един. » (сура «Искренность (веры), 112:4) [повторяя её] [и ничего не добавляя к ней], рассказывая ему об этом так, будто он считал её слишком маленькой. (Выслушав его,) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, она (эта сура) равняется трети*Корана». [Ахмад и аль-Бухари].

*[Как пишет шейх Абд ар-Рахман Ибн Насир ас-Са‘ди в своей книге «Радость сердец благочестивых»: «Улемы много говорили о том, что в этих словах подразумевается под равенством. Лучшим следует считать мнение о том, что данная сура равна трети Корана в том отношении, что она содержит в себе великие принципы, касающиеся единобожия и основ веры» (Прим. перев.)].

Молитва «аль-витр».

[Дополнительная ночная молитва, состоящая из нечетного числа рак‘атов. Само слово «витр» в переводе с арабского языка означает «нечётный» (Прим. перев.)].

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал (суры, начинающиеся со слов): «Славь имя Господа твоего Всевышнего. » (сура «Всевышний», 87:19) в первом рак‘ате, «Скажи: «О вы, неверные. » (сура «Неверные», 109:6) во втором рак‘ате и «Скажи: «Он, Аллах, Един. » (сура «Искренность (веры)», 112:4) в третьем рак‘ате». [Ан-Наса’и и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным].

Иногда в последнем рак‘ате он дополнительно читал (суры, начинающиеся со слов): «Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета. » (сура «Рассвет», 113:5) и «Скажи: «Ищу убежища у Господа людей. » (сура «Люди», 114:6). [Ат-Тирмизи, Абу аль-Аббас аль-Асамм в своей книге «аль-Хадис» (т. 2, № 117) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби].

Однажды «он прочитал сто аятов из суры «Женщины» (4:176) в третьем рак‘ате». [Ан-Наса’и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

А что касается двух рак‘атов после витра*, то в них он обычно читал (суры, начинающиеся со слов): «Когда сотрясется земля. » (сура «Землетрясение», 99:8) и «Скажи: «О вы, неверные. » (сура «Неверные», 109:6). [Ахмад, Ибн Наср и ат-Тахави (1/202), а также Ибн Хузайма и Ибн Хиббан приводят этот хадис с хорошей (хасан) достоверной (сахих) цепочкой передатчиков].

*[Свидетельство совершения этих двух рак‘атов Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) содержится в «Сахихе» Муслима и других сборниках хадисов. Однако это противоречит следующему его высказыванию: «(Пусть) ваша последняя ночная молитва состоит из нечетного (числа рак‘атов)» (Аль-Бухари и Муслим). Ученые-богословы разошлись во мнениях относительно согласования этих двух хадисов, но поскольку ни одно из них мне не показалось убедительным, (я посчитал, что) исходя из мер предосторожности, не следует совершать эти рак‘аты, руководствуясь повелением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (о нечетном числе рак‘атов). Аллаху это ведомо лучше! А некоторое время спустя мне встретился достоверный хадис, в котором содержалось веление совершать два рак‘ата после витра, так что веление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не расходится с его деянием, и эти два рак‘ата становятся действительными для совершения каждым (мусульманином). Таким образом, первое повеление носит лишь рекомендательный характер, и оно не отрицает совершения двух рак‘атов (после витра). Последний из упомянутых хадисов приводится в «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (№ 1993). Более подробно см. Приложение № 5].

Пятничная молитва.

Иногда он (да благословит его Аллах и приветствует) читал суру «Собрание» (62:11) в первом рак‘ате, и (суру, начинающуюся с слов): «Когда приходят к тебе лицемеры. » (сура «Лицемеры», 63:11). [Муслим и Абу Дауд. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге валь-Ирва’» (345)].

Иногда вместо неё читал «Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем. » (сура «Покрывающее», 88:26). [Муслим и Абу Дауд].

Либо иногда «он читал (суры, начинающиеся со слов): «Славь имя Господа твоего Всевышнего. » (сура «Всевышний», 87:19) в первом рак‘ате и «Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем. » (сура «Покрывающее», 88:26) во втором». [Муслим и Абу Дауд].

а) Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволенею Аллах, сказала: «Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, совершал по ночам молитву в одиннадцать ракатов, когда же занималасьзаря, он совершал молитву в два лёгких раката [1] ,после чего

лежал на правом боку до тех пор, пока к немуне приходил муаззин(, звавший его) на молитву». [2]

б) Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:«Когда при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, кто-либовидел сон, он обычно рассказывал его посланнику Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, и я тоже захотел увидеть что-нибудь во сне, чтобырассказать ему об этом. При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах ида приветствует, я был уже взрослым юношей и часто оставался спать в мечети.(Однажды) я увидел во сне, как два ангела схватили меня и подвели к огню. Совсех сторон (этот огонь) был обложен камнями подобно колодцу, по бокам у негостояли два столба, а в огне находились люди, которых я знал, и тогда я сталповторять: “Прибегаю к защите Аллаха от огня! /А‘узу би-Лляхи мин ан-нар!/” Апотом нас повстречал другой ангел, сказавший мне: “Не бойся!” И я рассказал обэтом сне Хафсе [3] ,Хафса же передала (мой рассказ) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах ида приветствует , который сказал: “‘Абдуллах — прекрасный человек, но было быхорошо, чтобы он молился по ночам”».

И после этого (‘Абдуллах) всегда спал по ночам лишь немного. [4]

в) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амрабин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Любимым постом Аллаха Всевышнегоявляется пост Дауда, мир ему, и любимой молитвой [5] Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи и молилсятреть её, (а потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день». [6]

г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, чтопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует , сказал: «Снаступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь нашнисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами,чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровалему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» [7]

д) Сообщается, что Джабир, да будетдоволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, сказал: “Поистине, есть ночью такой период, когдаАллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемусяк Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, то, (о чёмон просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь”». [8]

е)Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланникАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Какая молитвапосле обязательной является наилучшей и какой пост является наилучшим послепоста во время рамадана?» — и он сказал: «Наилучшей молитвой после обязательнойявляется ночная молитва, а после рамадана лучшим для поста является месяцАллаха мухаррам». [9]

ж) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Салям, дабудет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, прибыл в Медину, люди устремились к нему, и все говорили:‘‘Приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приехалпосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приехал посланникАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!’’ – и вместе с другими ятоже пошёл взглянуть на него. Внимательно рассмотрев лицо посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и да приветствует, я понял, что оно не является лицомлжеца, а первыми его словами были слова: ‘‘О люди, распространяйте приветствия,кормите (других), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие)люди будут спать, и вы войдёте в рай с миром’’». [10]

з) Передают со слов Абу Хурайры, да будетдоволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершаетмолитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицоводой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитвуи будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицоводой!» [11]

[1] Имеется в виду, что пророк, да благословитего Аллах и да приветствует, читал Коран меньше, чем обычно.

[2] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга обращений кАллаху с мольбами’’; ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о молитве тех, кто находится впути’’.

[3] Хафса — одна из жён пророка, да благословитего Аллах и да приветствует , и родная сестра Ибн ‘Умара.

[4] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга пятницы’’;‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о достоинствах сподвижников’’.

[5] Здесь имеется в виду любимое время молитвы.

[6] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга пятницы’’;‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга поста’’.

[7] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга пятницы’’;‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о молитве тех, кто находится в пути’’.

[8] ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о молитве тех, ктонаходится в пути’’.

[9] ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга поста’’.

[10] ‘‘Сунан’’ ат-Тирмизи, ‘‘Книга об особенностяхДня воскресения, смягчении сердец и благочестии’’.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[11] ‘‘Сунан’’ Абу Дауда, ‘‘Книга молитвы’’;‘‘Сунан’’ ан-Наса’и, ‘‘Книга добровольных ночных молитв’’.

Дополнительная ночная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here