Святой Дух
Полемика с латинским учением о помазании Святым Духом Филиокве:.


-
Григорий Палама Максим Грек Первосвященник Олег Давыденков Первосвященник Иоаннис Романидис Святой Сильвестр (Малеванский) А. Зерникав Епископ Николай Мефонский Митрополит Сергий (Ляпидевский) В.Н. Лосский
Для более глубокого изучения:.
-
Блаженный Великий Близнец Александрийский И. Святой Георгий Дамасский Архиепископ Василий Заверсинский (Кривошеин) Архимандрит Киприан (Керн) Пастор Иоаннис Мейендорф Протопресвитер Иоаннис Мейендорф Метрополитен.
-
Святой Феофан Святой Максим Греческий
Дух Святой (греч. — Святой Дух) — истинный Бог Святой Троицы, со-вечный и равноправный с Отцом и Сыном (согласно традиционно принятому способу перечисления божественных личностей) Третье Лицо.
Святой Дух — одно из Лиц Святой Троицы и единственный неделимый Бог — является выражением Слова Отца (Сына Божьего), вечно сопровождает Его и является Его чистейшим образом — отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (у Отца нет начала, никто не растет и не рождается), а от Сына Он имеет Свое бытие не по рождению (от Отца), а по происхождению (подробнее см. учение о Святой Троице).
Как и все personae (субстанции) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами, присущими только Богу. Как и все личности (субстанции) Святой Троицы, Святой Дух равен Отцу и Сыну в божественном достоинстве. Как и все личности (субстанции) Святой Троицы, Святой Дух имеет одну субстанцию (природу) с Отцом и Сыном. Как и все Лица (субстанции) Святой Троицы, Святой Дух почитается как единый и неделимый. Другими словами, поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются Отцу и Сыну вместе. Сущность.
Что отличает Святого Духа от двух других Лиц Святой Троицы, так это Его личный (ложный) характер. Это то, что Он вечно исходит от Отца. Сошествие Святого Духа не имеет ни начала, ни конца. Он абсолютно вне времени.
Святой Дух — это представитель Сына Божьего, вечно рожденного Богом Отцом. Библия ясно показывает, что Дух есть Бог и не может быть отделен от Сына. Христос совершает чудеса, Дух сопровождает Его, Христос возносится, Дух преемствует Ему».
Учение Святого Духа учит нас разнице между Богом и всем творением. Святой Дух находится за пределами пространства и времени и не принадлежит ни к одной понятной форме существования. Его совершенное существо «невыразимо, бесконечно, не имеет ни образа, ни формы» (св. Петр Дамасский). Он «бесформенный, бесформенный, невидимый и необъяснимый» (св. Иоанн Дамаскин). Форма конечного существа обязательно очерчивается, так сказать, своими границами, своими краями. Бытие, очерченное таким образом, имеет свою собственную форму. Бесконечное не подчиняется форме, поскольку не имеет конца ни в одном направлении. — По этой же причине она не может иметь никакой формы. Никто никогда не видел Бога (Иоанна 1:18). Бесконечное существо не может стать телом. Она несравнима ни с каким творением» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Благодаря вездесущему присутствию Бога, Святой Дух способен обитать в верующем во Христа, давая ему доселе неведомое познание Бога и соединяя его с полнотой жизни Всемогущего Бога. Действие Бога в человеке часто называют благодатью Святого Духа. Это происходит потому, что Святой Дух таинственным образом входит в человека, поселяется в нем и пребывает в нем. В то же время благодатная божественная энергия является общей для всех личностей Святой Троицы, а пребывание Святого Духа в человеке означает сосуществование Отца и Сына, то есть Божественного Разума и Бога. Слово, то есть вся Святая Троица — «ум, разум и дух — единое совокупление и божество», как говорит о ней богослов святой Григорий.
В Библии Святой Дух также называется просто Духом (1 Коринфянам 12:8), Духом истины (Иоанна 16:13), Духом Божьим (Матфея 3:16), (Римлянам 8:14), Духом Отца. (Матф. 10:20), (Матф. :20) и (Еф. 3:14-16), Дух Господень (Деян. 5:9), Дух Бога и Христа (Рим. 8:9), Дух Сына Божьего (Гал. 4:6), Дух Христа (I Пет. 1:11) и (Фил. 1:19), Дух святости (Рим. 1:4), Дух усыновления (Рим. 8:15), Дух откровения (Еф. 1 :17), Дух обетования (Еф.1:13), Дух благодати (Евр.10 (Евр.10:20)), Дух благости (Пс.142:10), суверенный (Пс.50:14), Дух «мудрости, разумения, совета, силы, знания и благочестия» (Ис.11:2-3).
Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?
Святой Дух, как и другие божественные личности, вечен, неизмерим и вездесущ. Это означает, что Он не подвластен ни пространству, ни времени, Он присутствует везде и всеохватен, даже в глубинах ада.
Поэтому не может быть смещения времени из одной части света в другую. До, во время и после крещения Христа, и (снова) до и во время Пятидесятницы, Святой Дух был на небе вверху и на небе, как на земле.
Поэтому сошествие Святого Духа на Христа Крестителя и апостолов в день Пятидесятницы следует понимать в смысле божественных действий.


В первом случае Бог подтвердил спасительное достоинство Иисуса и благословил Его миссию Спасителя и Искупителя. Во втором случае божественная энергия связана с распределением благословений для Его Церкви, наделением особыми дарами благодати и особыми средствами спасения.
Сам Господь знает, почему Он так раскрыл Свою деятельность.
Обратите внимание, что в данном контексте голубь — это странная птица. В конце концов, он издавна ассоциируется с надеждой и спасением. Вспомним, что именно голубь был выпущен из ковчега Ноя после его чудесного спасения от потопа, неся в клюве масличные листья (Быт. 8:11).
Что касается огненных языков, то эта символическая форма близка к библейской аллегории, в которой Бог представлен образом огня. Так, Моисей при встрече со своим Творцом обнял горящий куст (Исх. 3:2) — пророк Иезекииль, увидевший Бога в подобии раскаленного металла (Иез. 1:27) — пророк Даниил, увидевший огненные реки, текущие перед старцем дней (Дан. 7:10).
Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?
Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы было неизбежным результатом всей предыдущей деятельности Бога по освобождению человека от греха, тления, смерти и власти злых духов.
Сошествие Святого Духа — это не пространственная метафора, а особая божественная энергия, которая исходит от Бога Отца через Слово и открывается Святым Духом. Это действие всегда касалось всей Церкви, а не только апостолов (вот почему на картинке, представляющей это событие, изображен Павел, который не принадлежал к кругу Христа, его последователей в то время, вместе с другими апостолами, но он был гонителем Церкви).
В результате этого действия Церкви было передано особое средство спасения — дары благодати, через которые верующие освобождались от греха. Благодаря этим дарам человек преобразовался из грешника в праведника, из падшего человека в достойную личность и смог жить по Богу в Царстве святых.
Эта возможность была дана человеку потому, что все условия, необходимые для осуществления личного спасения, были предусмотрены заранее. Прежде чем люди могли получить эти средства благодати, необходимо было научить их учению о Боге, учению о небесах, показать им их высшую цель, достичь искупления, победить ад, победить сатану и победить смерть. Освятить и прославить человеческую природу, открыть путь к вершинам и показать людям совершенный пример святости и любви.
Этого достиг наш Господь. Затем Святой Дух сошел на Его Церковь.
Каким образом Иисус Христос мог посылать Святого Духа апостолам, если Святой Дух исходит не «и от Него», как учат католики, а только от Отца?
Несомненно, Святой Дух исходит только от Отца как единственного источника Святой Троицы (единственной причины присутствия Сына и Святого Духа). Православная церковь ясно излагает эту истину в Символе веры. Что касается учения римо-католиков об исхождении Святого Духа от Сына, то оно начало преобладать на Западе в шестом веке и не имеет основания ни в Библии, ни в Священном Предании.
Евангельские отрывки, в которых говорится, что Господь Иисус Христос испустил и дал Святой Дух апостолам (Иоанна 20:21-22) или что Святой Дух — это Дух Христа (I Петра 1:11), не могут служить доказательством этого. Они учат, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.
Принесение Сына апостолам — это не что иное, как распространение благодати Святого Духа в конкретном месте, в конкретной ситуации и в конкретный исторический момент. О вечном непространственном присутствии Святого Духа, «также от Сына» по своему происхождению (правда, Святой Дух не всегда отождествляется с третьим лицом Святой Троицы — иногда с благодатью Святого Духа, т.е. благодатью Отца и Сына).
Опять же, Святой Дух может быть назван Духом Христа из-за единства личностей Святой Троицы, единства Отца, Сына и Святого Духа, и, наконец, потому что Святой Дух является выражением Бога. Слово Отца (Сына) (см. учение о Святой Троице).
Когда Он придет, Дух истины … (Иоанна 16:13). Он будет свидетельствовать обо Мне (Иоанна 15:26). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) имеет средний род, а не мужской, как в русском языке. В данном контексте использование местоимения мужского рода (ἐκεῖνος — Θωθ в русском переводе «он») рядом с местоимением среднего рода указывает на личный характер Святого Духа.

