Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 15-я по Пятидесятнице
Тогда приступил к Иисусу книжник, искушая Его и говоря Ему: «Учитель, какая заповедь в Законе самая важная?». Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Это первый и самый важный закон, но есть и второй. Возлюби ближнего своего, как самого себя. На заповедях покоится весь закон и пророки. Когда собрались фарисеи, Иисус спросил их: «Что вы веруете о Христе? Чей он сын? Они сказали Ему. Он принадлежит Дэвиду. Он сказал им. Тогда как же так получилось, что Давид по вдохновению назвал Его Господом? Он сказал моему Господу. Сиди одесную Меня, пока не сделаю врагов твоих врагами твоими». Подножка?» Итак, если Давид называет его Господом, то как он может быть его сыном? И никто не мог ответить ему ни слова — и с того дня никто не смел спрашивать его.


Это Евангелие учит нас глубине любви и нашей ответственности за использование священного языка. Например, слово «любовь». Накануне Страстей Христовых, накануне Креста Господня, когда знатоки Писания — первосвященники, книжники и фарисеи — приходят к Нему и пытаются поймать Его. И один из этих богословов-законников спрашивает Господа, какая заповедь является наибольшей. Не все знают, что книжники учили, что если внимательно изучать Закон, то в нем есть 613 заповедей. Из них 248 — положительные и указывают, что делать, а остальные 365 — отрицательные и предупреждают, чего делать не следует.
Что думает об этом Христос? Профессор богословия обращается к нему, но мы не слышим тон его голоса, обращается ли он к Христу уважительно или насмехается с энтузиазмом. Если Господь возвышает одну заповедь и понижает другую, говорят они, то все заповеди равны перед Богом. И Христос говорит о любви не потому, что эта заповедь исключает другие заповеди, а потому, что она включает в себя все заповеди.
Христос не противопоставляет любовь закону, но показывает, какой величайший закон сокрыт в законе и какие сокровища хранятся в его глубинах. Весь закон и пророки, говорит он, основаны на этих двух заповедях. Это означает, что все Писание — все заповеди — бессмысленны без любви или, по крайней мере, без стремления к любви.
Мы знаем, что Божье Слово учит нас о любви. Действительно, наш Бог есть любовь. Не только Закон и Пророки, но и все на небе и на земле основано на любви. Уберите закон любви, и все рухнет. Все пророки говорят о любви и живут в любви. Потому что только любовь видит. Только любовь может видеть то, что происходит здесь, на земле, и в вечности. И только любовь делает отношения людей законными. И ничто не является истинным и законным в нашей вере, если на первом месте не стоит любовь.
Святые отцы говорят, что любовь — это главная крепость. Только в ней мы, ищущие воинство Христово — Господа, можем найти безопасность. Любовь — это величайшая тайна человека. Что такое человек? Он — существо, созданное Богом для любви. И именно поэтому сатана ненавидит человека.
Короткое и сладкое слово «любовь». Так же сладко, как сладкое имя Бога, так же сладко, как «милый Иисус». В любви исполняется весь закон, и иго заповедей становится легким через любовь. Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя» — и если мы научимся идти этим старым и вечно новым путем в этом страшном мире, то уже здесь, на земле, мы «найдем покой душам нашим».
Поэтому в сегодняшнем Евангелии мы слышим, как ветхозаветные богословы, книжники и фарисеи, замолчали после этого ответа Спасителя. И теперь он задает им свой собственный вопрос: «Что вы думаете о Христе, Сыне Его? . Вопрос, на который они знали ответ лучше всего, потому что ежедневно много раз повторяли в Катехизисе, что Христос — сын Давида. Ведь это «Сын Давидов — помазанник», т.е. парафраз Христа. Поэтому нетрудно ответить на вопрос Спасителя.
Но если Христос — Сын Давидов, спрашивает их Господь, то почему Давид называет Его Господом? Мы все можем прочитать об этом в Псалме 109. И ясно, что ответ, который они дают, неадекватен. В самом деле, когда отец обращался к сыну как к Господу? А для тех, кто не знает о Божественности Христа, это просто смешно.
Поэтому они молчат — они не знают, что ответить Господу. Или же, в своем нечестии, они молчат, потому что не хотят признать Мессию Богом. Их богословие настолько развито, что они напоминают самого сатану, цитируя Библию.
Но для тех из нас, кто знает Бога, ответ тот же, что был дан Давиду Святым Духом — исповедовать Христа Господом, по дару Божьему, по дару любви Христа и по дару Святого Духа. Это абсолютно ясно. Как Бог — Христос является Господом Давида, но как человек Он — сын Давида. То, что Он — сын Давида, можно узнать, изучив родословные, но то, что Он — Бог, не может быть понято никаким разумом.


Мы можем знать, что Он — Сын Давидов, потому что наш Господь Иисус Христос — Господь Давидов. Чтобы понять тайну Его Божественного недомогания, тайну Его любви, когда Он стал человеком, когда Он прошел путь человека до конца, до Своей смерти на Кресте.
Как сказано в Евангелии, Господь закрыл уста этих лжебогословов «и с того дня». Тот же вопрос был задан по-другому, так что если они ищут истину, то, услышав это, будут задавать все больше и больше вопросов, и самый главный вопрос, который они зададут: что мы должны делать, чтобы спастись? Их цель была иной, они отвернулись от Него.
Что Слово Божье говорит нам сегодня? Все христиане, без исключения, призваны быть больше, чем книжными богословами. Ибо они помазаны тем же помазанием, что и Христос — через дар Христа, через дар Его креста, через дар Его любви к нам, через Святого Духа. Наши слова, обращенные к Богу, могут быть истинными только тогда, когда мы любим Его. Существует два способа изучения богословия. Первое — это внешнее знание, книжное знание. Книг нужно читать столько, сколько влезет, но есть и другой путь, когда мы понимаем, что наша жизнь находится в гармонии с самыми главными тайнами Христа, с Крестом и с любовью, неизмеримой для каждого сердца.
Что вы думаете о Христе? -В конце концов, Бога ищут все. Это происходит потому, что каждый человек (не только христиане) говорит о Боге на своем собственном языке. Некоторые люди ничего не думают о нем, даже христианские богословы ничего не думают о нем. Другие могут недооценивать его честь и достоинство. Мы знаем, какие еретики присутствовали в Церкви Христа, а какие до сих пор присутствуют. Другие, как эти богословские книжники, могут иметь к нему недоброжелательное отношение. И все оказываются теологами в той или иной степени.
Бог драгоценен для тех, кто уверовал во Христа. И то, что они думают о Христе, очень ценно. Быть смиренными ловцами апостолов. Апостол Иоанн Богослов — его Евангелие, его Откровение, его Послания — все это свет Святого Духа и Божья любовь. Или старец Силан Афонский, память которого недавно отмечалась, простой житель села Табова, написавший такие поразительные слова о Боге. День и ночь его душа плачет о Христе и о том, что другие не думают об этом и поэтому теряют все и погибают.
Сегодня Святой Престол предостерегает от внешнего богословия. Не потому, что это плохо, а из-за опасности так называемого субъективизма, когда все проходит не через душу и сердце, а только через голову. Такие богословы могут быть очень образованными людьми, они могут очень хорошо говорить, но в их речах отсутствует самое главное. С одной стороны, существует опасность богословского невежества, с другой — смелая попытка познать истину единым разумом.
Мы должны всегда помнить, что главное, что определяет наше мышление, наш дух и наше исповедание веры — это поклонение Кресту Христову. Если она подлинная, то нам открывается Божья любовь, нам дается благодать Святого Духа, через которую мы познаем все тайны жизни — и кто и навсегда является нашим Спасителем Мессией Христом.
Эту полноту и завершенность истинного исповедания мы видим сегодня в этом множестве новопрославленных мучеников и исповедников Российских. Из множества святых Божьих все изображены на Кресте. Каждый из них держит на кресте всю тайну богословия, всю тайну того, кем является Христос как человек и Божество, и причастие этого богословия. И мы должны видеть славу, которую имеет наша Церковь, и быть достойными этой славы этого богословия.
И снова позвольте мне сказать, что абсурдно думать, что кто-то здесь не согласится с внешними знаниями. Но только через любовь мы можем понять, почему Давид назвал Христа Господом. Только по благодати Креста, когда мы поклоняемся Ему всю оставшуюся жизнь.
Крест — это точка, где истина и любовь неразрывно связаны. Ибо мы знаем, как много любви теряется в мире без истины. Крест — это самая умная книга, которую только можно прочитать. Если человек не знает этой книги, она не имеет значения, даже если у него на сердце вся Библия. Настоящими теологами могут быть только те, кто любит эту книгу, учится на ней и углубляется в нее. Вся горечь книги никогда не будет достаточной для того, кто хочет удовлетворить ее сладость. Ибо его сладость — это истина и любовь Христа.
