Ид аль фитр молитва

Самое детальное описание: ид аль фитр молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Данный вид пожертвований означает «садака разговения» и называется так потому, что он тесно связан с месяцем Рамадан, с соблюдаемым в этот период времени постом и с праздником Ид аль-фитр (1). Слово «фитр» означает «разговение», в связи с чем за этим видом пожертвований и закрепилось такое название.

Установление относительно необходимости раздачи «садаки разговения» было оглашено Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) по воле Всевышнего Аллаха на 2-ом году хиджры, и суть данной обязанности состоит в том, чтобы с одной стороны «садака аль-фитр» служила средством очищения от всего дурного и скверного, что могли бы совершить или произнести верующие в месяц Рамадан. С другой же стороны — «садака разговения» является средством оказания помощи бедным и нуждающимся. Ибн Аббас говорил по этому поводу: «Посланник Аллаха (мир ему) обязал раздавать «закят аль-фитр» (2) как средство очищения от скверных и пустых слов для постящегося, а также как угощение для нуждающихся» (Абу Дауд).

Кто и кому должен раздавать «садака аль-фитр»

«Посланник Аллаха (мир ему) сделал обязательным раздавать «закят аль-фитр» в месяц Рамадан каждой душе из числа мусульман — и мужчине, и женщине, и молодому, и пожилому, в размере минимум один са фиников или ячменя» (Муслим). Таким образом, раздача «садака аль-фитр» является обязательной (ваджиб с точки зрения ханафитского мазхаба) для каждого мусульманина и мусульманки, в т.ч. и тех, кто не обладает собственным доходом. В этом случае, обязанность ложится на главу семьи, который должен раздать этот вид пожертвований, как за самого себя, так и за всех других членов семьи. При этом, следует понимать, что обязательство раздачи «садаки разговения» лежит лишь на тех семьях, которые на конец Рамадана обладают нисабом, т.е. установленным минимумом имущества. С точки зрения ханафитских ученых этот нисаб аналогичен тому, с которого необходимо выплачивать обычный закят (3). Если же семья не обладает нисабом, то с точки зрения ханафитского мазхаба раздавать «садака аль-фитр» не обязательно, но крайне желательно.

«Садака разговения» предназначена для тех же категорий, что и обычный закят, т.е. в данном случае следует руководствоваться 60-м аятом из суры «Ат-Таубя». При этом, прежде всего, адресатами являются все же бедные и нуждающиеся, поскольку Посланник Аллаха (мир ему) охарактеризовал данный вид пожертвований в т.ч. и «как угощение для нуждающихся» (Абу Дауд). Мусульманские ученые отмечают, что «правило относительно «садака аль-фитр» было дано в качестве облегчения нужд бедных посредством такого дара, чтобы предоставить возможность радоваться празднику и с весельем в душе исполнять установленные для него обряды» (4). В то же время, очевидно, что раздающим пожертвования лучше исходить из складывающихся обстоятельств и отдавать «садаку разговения» тем, кто нуждается на данный период времени больше всего.

Виды и размер «садаки разговения»

Согласно приводившимся ранее словам Пророка (мир ему) минимальный размер «садаки разговения» — 1 са фиников или ячменя. В то же время из других риваятов, приводящихся во многих сборниках хадисов, известно, что во времена Посланника Аллаха (мир ему) в качестве «садака аль-фитр» раздавали и творог, и изюм, и пшеницу, т.е. любой вид еды в размере 1 са. Согласно мнению ханафитских ученых 1 са = 3 кг. 260 г., следовательно, любой вид еды в этом количестве и являлся минимальной «садакой разговения» времен Пророка (мир ему).

Срок раздачи

Относительно начала срока раздачи «садаки разговения» между учеными есть разночтения, однако большинство ученых согласны в том, что наиболее оптимальным сроком начала раздачи этого вида пожертвований является конец Рамадана.

Заканчивается же срок раздачи «садака аль-фитр» в момент начала праздничной молитвы (салят аль-ид) в первый день месяца Шавваль (6). Такое условие исходит из Сунны Пророка (мир ему), поскольку известно, что «Посланник Аллаха (мир ему) велел раздавать «закят аль-фитр» до выхода людей на праздничную молитву» (Аль-Бухари). Если же кто-либо опоздал, то обязательство раздачи «садаки разговения» остается в силе, и «уместно выполнить его впоследствии, потому что оно — для облегчения бедных» (7). Но опаздывать в данном случае крайне нежелательно, поскольку это приведет к тому, что «садака аль-фитр» «станет лишь одним из видов обычной «садака» (Абу Дауд).

Этика раздачи пожертвований

Раздавать пожертвования следует с самыми наилучшими намерениями, при этом, можно раздавать как от своего имени, так и от имени других. Желательно раздавать пожертвования правой рукой, произнеся при этом (хотя бы один раз): «Бисмилляхир-рахманир-рахим» (или просто: «Бисмиллях») (8). Если кто-либо забудет или не обратит внимание на эти правила, то нет в этом греха, и не следует начинать раздавать «садака» заново, поскольку с одной стороны нет в этом обязательности, а со стороны другой – «каждое деяние судится по намерению», которое, если будет на то воля Аллаха, присутствует у тех, кто раздает пожертвования. Обратимся же к Аллаху Всевышнему, чтобы Он принял все наши благие деяния и те пожертвования, которые раздаем мы в надежде на милость Его и прощение.

(1) Другое название праздника Ид аль-фитрУраза-байрам.

(2) На ранних этапах истории ислама этот вид пожертвований называли «закят аль-фитр».

(3) В других мазхабах нисаб «садаки разговения» иной и может быть равен размеру дневного пропитания всей семьи.

(6) Т.е. в день праздника Ураза-байрам; по ар. Ид аль-Фитр.

(8) Эти слова переводятся как «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного» (более простая форма: «С именем Аллаха») и несут в себе смысл того, что данное деяние совершается ради Аллаха Всевышнего, а не ради чего-то мирского и преходящего.

Абдулбари Муслимов,

заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области

Марат Хайретдинов,

руководитель отдела науки Департамента науки и образования ДУМЕР

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Проведение особых молитв в день праздника разговения (‘ид аль­-фитр, ураза­-байрам — первый день месяца шавваль) и в день праздника жертвоприношения (‘ид аль­-адха, курбан-байрам — десятый день месяца зу-ль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам в 1-м году хиджры (622 г.).

Сообщается, что Абу Са‘ид аль­Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что­то, то приказывал, а затем уходил» (Аль-Бухари).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день праздника жертвоприношения и в день праздника разговения Посланник Аллаха всегда совершал молитву, после чего читал хутбу (Аль-Бухари).

Суждение о праздничной молитве

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться (на молитву), и на неё приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова “Аллаху акбар” и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» (Аль-Бухари).

В «Аль-Джами‘ ас-сагир» праздничная молитва именуется «сунной», так как на её обязательность имеются указания в Сунне Пророка.

В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.

Время праздничной молитвы

Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период, что и для добровольных духа молитв. Этот период начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Молитву по случаю праздника разговения можно проводить и на второй день, если по тем или иным уважительным причинам её нельзя провести своевременно, например, в тех случаях, когда идёт сильный дождь, или отсутствует имам, или когда из-за облачности люди видят месяц только после полудня и так далее. Передают, что ‘Умайр бин Анас сказал: «Мои дядья со стороны отца из числа ансаров сообщили мне, что однажды при жизни Пророка в последнюю ночь рамадана месяц скрылся из вида и люди продолжили соблюдать пост. Однако после полудня кто­то из них в присутствии Пророка засвидетельствовал, что видел месяц прошлой ночью, после чего Посланник Аллаха велел людям разговляться, и они тотчас сделали это, а на следующий день (Пророк ) совершил вместе с ними праздничную молитву» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тахави).

Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для неё времени.

Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин её можно откладывать в течение трёх дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (Аль-Бухари).

Как следует проводить праздничную молитву

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака‘атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн ‘Аббаса и Джабира бин ‘Абдyллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль­Бухари).

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан­Наса’и).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого рака‘ата. После «ду‘а ас-сана» первого рака‘ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляhа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».

Во время второго рака‘ата имам после чтения «аль­Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака‘ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.

Так поступали Ибн Мас‘уд и многие другие сподвижники. ‘Алькама и аль­Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас‘уд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака‘ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (‘Абд ар-Раззак).

Передают, что во время первого рака‘ата Ибн ‘Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго — пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка.

Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если кто­либо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же он не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.

Если опоздавший пропустит первый рака‘ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака‘ата.

Хутба праздничной молитвы

Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать её, он спустился вниз, подошёл к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (Аль-Бухари).

После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтёт хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муаззин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.

Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую — с семи, завершить же её желательно произнесением четырнадцати такбиров.

Сунны, которых желательно придерживаться в дни праздников разговения и жертвоприношения

Согласно сунне, перед тем как отправиться на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что­нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечётное количество фиников, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день разговения Посланник Аллаха никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, да будет доволен им Аллах) также сказал: «…и (Пророк обычно) съедал нечётное количество (фиников)» (Аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения (закят аль­фитр). Передают, что в дни праздников Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).

Видео (кликните для воспроизведения).

Сообщается, что, направляясь на молитву в дни праздников разговения и жертвоприношения, Ибн ‘Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его, пока не приходил имам (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).

Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк , которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два рака‘ата, не помолившись ни до, ни после неё (Аль-Бухари).

Желательно идти на молитву и возвращаться с неё, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путём, (которым он шёл на неё)» (Аль-Бухари).

Так же следует поступать и в день жертвоприношения, с той разницей, что к трапезе обычно приступают не до, а после праздничной молитвы. Тому, кто направляется на молитву, по дороге следует произносить такбир вслух, как и в дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа). Каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину вменяется в обязанность (ваджиб) произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день ‘Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определённые» (Коран, 2:203). Аллах Всевышний также сказал: «. чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесёт, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им» (Коран, 22:28).

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после неё (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и ‘Умар бин аль­Хаттаб (Аль-Хаким).

В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху /Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар; Аллаhу акбар, ва ли-Лляhи­ль-хамд/».

Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.

В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Мас‘уд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, ‘Абдуллах (бин Мас‘уд) говорил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляhи­ль-хамд» (Ибн Абу Шайба).

Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения ‘Али и Ибн Мас‘уда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».

В первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа узаконено также произнесение такбира на рынках. В своём «Сахихе» аль­Бухари приводит сообщение о том, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, находившийся в своём шатре в Мине, повторял слова «Аллаху акбар». Это услышали собравшиеся в мечети люди, которые также стали повторять такбир, а потом его подхватили люди на рынках, и рынки сотрясались от этого. Что касается Ибн ‘Умара, то во все эти дни он произносил такбир и в Мине, и после молитв, и на своём ложе, и в своём лагере, и находясь в собрании, и передвигаясь с места на место. В день жертвоприношения произносила такбир Маймуна. Известно также, что в течение дней ташрика произносили такбир женщины, которые вместе с мужчинами находились в мечети позади Аббана бин ‘Усмана и ‘Умара бин ‘Абд аль­‘Азиза.

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2007.

Ид аль-Фитр – долгожданный праздничный день, день, когда мусульмане всего мира поздравляют друг друга с окончанием месяца поста – благословенного Рамадана. Это день, который объединяет всю великую мусульманскую умму планеты Земля, праздник, когда радуются и веселятся все без исключения. Это праздник, который во всех исламских государствах официально является выходным днём, дабы мусульмане могли встретиться друг с другом, поздравить, навестить родственников, отдохнуть и в полной мере насладиться этим праздником.

Ид аль-Фитр собирает семью вокруг праздничного стола, те, кто был в отъезде, стараются вернуться домой к празднику, кто работает, завершить всё к началу праздника, потому единство наблюдается ярче, ибо дома, улицы полны людьми, которые ходят друг к другу поздравлять с праздником разговения.

Ураза Байрам – это праздник радости, счастья, улыбок, хорошего настроения. В первую очередь в этот день мусульмане обращаются к своему Господу – Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Он принял их пост, все хорошие деяния и намерения, совершённые в этот месяц. Равно как для себя, так и для остальных мусульман мы просим того же, при встрече желаем этого и в ответ слышим «аминь», и надеемся, что Создатель по Своей милости примет наше богослужение. Этот день наполнен глубочайшей верой со стороны верующих, поскольку праздничный день начинается с молитв, и весь день наполнен этой божественной милостью.

Праздничный день Ид аль-Фитр начинается с коллективной молитвы в мечетях любого населённого пункта. Через час-два после восхода солнца мечети наполняются мусульманами, которые громко, в один голос читают такбир, после чего совершают праздничную молитву.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнёс: “Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения”. И об этом также провозглашается на небесах».

Отметим, что такбир, то есть слова «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляЛлаху ва Ллаху акбар ва лиЛляхи-ль хамд», начинают звучать с предыдущего дня после вечернего намаза. Они свидетельствуют о том, что рамазан подошёл к своему концу, и завтрашний день объявляется праздничным. Мусульмане, кто в мечетях, а кто дома, ждут такбира, и после того, как он начинает звучать, поздравляют друг друга с праздником. Такбир продолжает звучать вплоть до начала праздничной молитвы.

Как выше уже упомянуто, основная сущность праздника заключается в том, что мусульмане благодарят Всевышнего Аллаха за то, что смогли в течение месяца соблюдать пост, поскольку он является третьим столпом Ислама. Мусульмане благодарят своего Господа за то, что могли совершать богоугодные деяния. Благодарят за то, что за это время смогли хоть немного искупить свои ошибки, улучшить свой нрав, оставить в прошлом какие-то пристрастия, не соответствующие религии.

Ид аль-Фитр уникален ещё и тем, что в этот день одинаково радуются как богатые, так и бедные. Состоятельные мусульмане зачастую приурочивают к этому месяцу и празднику выплату обязательного закята, который позволяет несостоятельным братьям и сёстрам достойно встретить праздник, накрыть стол и встретить гостей.

Милосердие, которое так приветствуется в Исламе и поощряется Всевышним Аллахом, в полной мере проявляется как в течение самого месяца Рамазан, так и в светлый праздник Ураза Байрам. Чувства, эмоции верующих переполняют их сердца и души, ведь они ждали этого дня, испытывали голод и жажду ради Своего Господа, и теперь Он щедро вознаграждает их.

Праздник разговения собирает всех родственников вместе, тех, кого, возможно, не видели месяцами, обязательно увидишь в этот день, каждый ходит в гости, приглашает к себе.

Ид аль-Фитр – праздник дружбы, взаимоуважения, взаимопонимания, любви, прощения, братства.

Праздник разговения является мостиком к другому не менее великому празднику мусульман Ид аль-Адха – Курбан Байрам. Недолго его ждать, где-то два с половиной месяца. Эти праздники следуют друг за другом, и в этом есть особая милость Аллаха. Сначала мусульмане постятся, затем начинают готовиться к самому великому путешествию своей жизни – совершению паломничества к святыням Мекки и Медины.

Если задуматься, то того самого единства и не требуется особо добиваться, поскольку Самим Аллахом оно уже заложено: месяц рамазан, праздник Ид аль-Фитр, подготовка в хаджу, сам хадж, праздник Ид аль-Адха, затем следует месяц раби-уль авваль, раджаб, шаабан и снова рамазан. Все великие события разложены Мудрым Аллахом таким образом, чтобы единство мусульман не прерывалось, ведь каждое из этих событий очень значимо, имеет огромный смысл и значение, и если сами мусульмане правильно к этому подходят, то они всегда едины, члены мусульманской уммы дышат в такт друг с другом, как один организм, как одно большое и единое сердце.

Ид аль-Фитр несёт в себе огромный духовный заряд, одну общую радость. В этот день мусульмане прощаются с месяцем, который ждали целый год, и просят у Господа, чтобы Он не лишал их возможности встретить рамазан и в следующем году. В этот день верующие подводят некий итог своему поведению, своим деяниям, своему милосердию, которые они демонстрировали в благословенные дни.

Поститься в праздничный день запрещено, в этот день только радость и веселье должны присутствовать в сердце мусульманина. После поздравлений имама мечети и совершения коллективного праздничного намаза мусульмане начинают поздравлять и друг друга. С такими приятными впечатлениями прихожане мечетей расходятся по домам, чтобы оттуда начать обход своих соседей, родственников со словами поздравлений, с пожеланиями принятия поста, мира и спокойствия каждому из нас.

Ещё с вечера или в праздничный день до молитвы мусульмане выплачивают закят уль-фитр, который распределяется между нуждающимися верующими. Также накануне желательно посещать и кладбища.

Непосредственно в сам праздничный день алимы рекомендуют мусульманам: пораньше подняться с постели, совершить полное омовение тела, надеть самую лучшую и красивую одежду, надушиться благовониями, позавтракать до праздничного намаза чем-нибудь сладким, затем отправиться приветствовать мусульман, проявлять радость и веселье, ходить в гости, поздравлять верующих с праздником, желая им того, чтобы Аллах принял их пост.

Небезучастными остаются дети. Они ждут этот день с большим нетерпением. В разных странах мира по-разному отмечают этот день, где-то родители устраивают для детей настоящие культпоходы, прогулки по паркам, аттракционы, качели, карусели. Всевозможные детские площадки открываются к празднику. Важным атрибутом являются сладости, которые дети получают в день праздника, также дарятся и другие подарки.

Любые добрые традиции, сложившиеся с празднованием Ид аль-Фитра, – хорошо, ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) любил, когда мусульмане радуются, а преподнесение подарков друг другу – восхвалял. «И дарите друг другу подарки», – говорится в хадисе. Мусульмане следуют этому доброму началу и радуют себя, свою семью, родных, близких, друзей.

Ид аль-Фитр является логическим концом месяца рамадан, но с праздником не заканчивается совершение добрых поступков, не заканчивается ибадат, напротив, с ещё большим рвением мы должны это делать, дабы достичь довольства нашего Создателя.

Праздник Ид аль-Фитр приходится на первый день месяца шавваль. В хадисе же говорится о желательности соблюдения поста в течение шести дней и этого месяца. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто постился в рамазан, а затем соблюдал пост шесть дней шавваля, получит вознаграждение, равное годовому посту». Желательно соблюдать этот пост сразу же после праздника, хотя допускается и в любые другие дни этого месяца и важным считается соблюдать эти шесть дней подряд.

Конечно, каждому из нас и радостно, и печально одновременно, ведь мы встречаем такой великий праздник, но сожалеем, что благословенные дни закончились и теперь придётся ждать ровно год, и, если будет на то воля Всевышнего Аллаха, мы ещё раз вкусим всю милость священного месяца рамазан.

А пока будем поздравлять друг друга с праздником Ид аль-Фитр. Как передаётся в хадисе от Джабира бин Нафира: «При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорили друг другу: “Пусть примет Аллах от нас и от вас”».

Такими же замечательными словами и мы будем поздравлять своих братьев и сестёр, следуя за Сунной нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Праздничный намаз является самым предпочтительным из желательных намазов, следовательно его не следует пропускать, не имея веской причины.

В Туле праздничный намаз пройдет по адресу ул. Железнодорожная, 45

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабуимама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности. И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

7. Направиться на намаз по одной дороге и вернуться по другой.

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу…» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву — четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Направиться на намаз по одной дороге и вернуться по другой.

Ид аль фитр молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here