Иисусова молитва и подсознание

Самое детальное описание: иисусова молитва и подсознание специально для посетителей нашего ресурса.

Учись умной молитве сердечной, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к Небу, как учат святые отцы (в Добротолюбии). Иисусова молитва (непрестанно теплящаяся в уме и сердце) есть бич против плоти и злых ее похотений (особенно блудных и чревоугодных). К обычной молитве — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий — прибавляй: Богородицею помилуй меня грешного. Одна внешняя молитва недостаточна: Бог внемлет уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешнюю молитву с внутренней, — не монахи, а черные головешки. Тот монах не имеет печати Христовой, который не знает (или забыл) делание Иисусовой молитвы. Книга не научит молитве (только указывает прямой путь, как заниматься ею); надо иметь крепкое занятие в ней (молитве).

«Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Что переживает дух молящегося в смирении сердца христианина?

Все такие вопросы должны бы постоянно занимать и ум и сердце верующего, ибо в молитве человек беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. И святые отцы и учители Церкви дают ответы на все эти вопросы, ответы, основанные на благодатном озарении через опыт молитвенного делания, опыт, одинаково доступный и простецу и мудрецу» (Еп. Никон).

«Всякому христианину нужно всегда помнить, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, а к такому соединению с Господом, после причащения Тела и Крови Его, лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова.

Обязательна ли молитва Иисусова и для мирян? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано выше, необходимо соединиться с Господом в сердце, а к сему соединению лучшим способом служит молитва Иисусова» (Еп. Иустин).

Иноку же, при пострижении его в монашество, когда вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещается непрестанное, денно-нощное моление молитвою Иисусовою.

По вступлении моем в обитель, я возревновал о сем завещании для иноков и был руководим в этом своим старцем А., который разрешал все мои недоумения, встречающиеся при молитве. По смерти же старца, за разрешением недоумений я был вынужден прибегать к писаниям богомудрых отцов. Извлекая из них существенное о молитве Иисусовой, я записывал все это в свою тетрадь, и, таким образом, с течением времени у меня составился сборник о молитве.

Материал сборника разрастался из года в год, и потому он не имеет строго систематического порядка и последовательности предметов; он служил лично для меня, как справочник.

Теперь мне пришла мысль издать мой сборник или справочник, в надежде на то, что, быть может, он окажет помощь тем, кои ищут руководства для усовершенствования своей внутренней духовной жизни, и приведенные в сборнике мудрые советы св. отцов и современных нам подвижников помогут им в их добром намерении.

В сборнике встречаются повторения одного и того же; это – от искреннего желания сильнее запечатлеть в уме все то, о чем пишется. Все же, передаваемое от сердечного убеждения, должно иметь живейший интерес, тем более нужный в нынешние времена, когда повсюду наблюдается крайнее оскудение всяких стремлений в области духовной жизни.

Итак, цель издания нашего сборника та, чтобы всевозможными и разнообразными способами и многократными повторениями именно уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего духовного служения Богу. Словом – напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении, древле-отеческое учение о умном делании и о борьбе со страстьми, тем более, что ныне о молитве Иисусовой, по словам еп. Игнатия, «люди, большею частью, имеют самое темное, сбивчивое понятие. Иные, считающие себя за одаренных духовным рассуждением и почитаемые многими за таковых, «боятся» этой молитвы, как какой заразы, приводя в причину прелесть» – будто бы непременную спутницу упражнения молитвою Иисусовою, сами удаляются от нее и других учат удаляться». Далее еп. Игнатий говорит: «Изобретатель такого учения, по моему мнению, диавол, которому ненавистно имя Господа Иисуса Христа, как сокрушающего всю его силу; он трепещет этого всесильного имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтобы они отвергли оружие пламенное, страшное для врага, спасительное для них самих».

Посему у составителя и явилась насущная потребность собрать все необходимое для разъяснения этого духовного делания и встречающихся при этом недоумений. Сам же собиратель, не смея и подумать назвать себя «умным молитвенником», осмелился лишь извлечь из сокровищницы св. отцов их богомудрые советы о непрестанной молитве, советы, необходимые, как воздух дыханию нашему, всем ревнующим о своем спасении.

В настоящий сборник об умном делании, по вопросу о молитве, входит около четырехсот изречений св. отцов и современных нам подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге подвижников благочестия, как то: Святителя Димитрия Ростовского, Архимандрита Паисия (Величковского), Старца схимонаха Василия и других делателей священной молитвы Иисусовой.

В конце этой книги вниманию читателей предлагается указатель, в котором перечисляются приведенные здесь изречения отцов, с указанием авторов и книг, откуда позаимствованы сии изречения, с ссылкою на страницы настоящего сборника, на которых они напечатаны.

Валаам, 27 июля 1936 г. Игумен Харитон.

Иисусова молитва очень важна для любого православного верующего. Ее можно назвать одной из первоначальных ступеней при становлении веры. Сила Иисусовой молитвы огромна. Суть ее заключается в том, что молящийся человек просит помилования у Бога через его Сына. Эта сильная молитва может использоваться при любых жизненных трудностях и стать ежедневным оберегом для верующего.

Иисус Христос — это центральная личность христианской веры. В Ветхом Завете было предсказано появление Мессии, ставшим искупительной жертвой за грехи всего человечества. Информация о жизни и учении Иисуса Христа содержится Книгах Нового Завета. О том, что Иисус Христос был реальной личностью, свидетельствуют работы и нехристианских авторов.

Согласно христианскому учению Иисус Христос — это единосущный Сын Божий, воплощенный в человеческую плоть. В учении утверждается, что Иисус Христос умер ради искупления грехов человеческих, после чего воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Кроме этого имеется утверждение, что Мессия обязательно придет еще раз для того, чтобы вершить суд над живыми и мертвыми.

Иисус Христос родился необыкновенным образом. К деве Марии, которая дала обет сохранять девство во имя служения Богу, но при этом была обручена с Иосифом, спустился Ангел и сообщил, что вскоре она родит сына, который будет Сыном Господа. И хотя Мария удивилась, она приняла Божье установление на то, что на нее найдет Дух Святой и она зачнёт от силы Всевышнего. Иосиф хотел отпустить беременную жену, так как знал, что он не был близок с ней. Но Ангел, явившись к нему во сне, сообщил, что родит Мария сына от Святого духа. Имя его должно быть Иисус, он придет на землю, чтобы спасти людей от грехов своих.

Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, Бог Отец призвал Его к себе на служение. С этого времени приблизительно три года Иисус ходил по земле. Он проповедовал Царство Божье и делал разные чудеса. Ему удавалось исцелять смертельно больных людей и изгонять бесов. Его земные служения почти всегда сопровождались самыми разными чудесами. Согласно проповедуемому Божьему учению, Иисус призывал людей к покаянию и говорил, что все грехи будут прощены. Он рассказывал о вечной жизни и о милости Божьей. Говорил также о том, что всем придется стать перед судом и о том, что праведная жизнь — это истина, которая дарует спасение. Иисус рассказывал, насколько важно быть искренним перед Богом, а также о том, что все люди должны жить в мире.

У Иисуса появилось много последователей. Большинство стремилось научиться у него мудрости, а также глубоко принять и понять Божественные Истины. Иисус говорил своим последователям, что его убьют, но он потом обязательно воскреснет. Так и случилось, хотя это было многим недоступно для понимания.

Иисус Христос, Сын Божий в образе человека добровольно появился на земле. Он прожил безгрешную жизнь, перенес страшные страдания и перенес смерть на Кресте, расплачиваясь за грехи каждого человека. После чего в знак оправдания и прощения рода людского воскрес. Это говорит о том, что искренняя вера в Иисуса Христа, как своего Спасителя, позволит нам получить прощение за ведомые и неведомые прегрешения и вечную жизнь.

Иногда встречается мнение, что Иисусова молитва должна читаться только монахами. Для мирян ее чтение бесполезно. На самом деле это не так. Эта молитва должна всегда присутствовать в молитвенной практике мирян, как вспомогательное молитвенное средство общения с Богом. При этом ценность этой молитвы заключается в ее краткости.

Известно, что мирянам приходится много времени проводить в общественном транспорте, на прогулках, в очередях, в домашних заботах. И это время нужно проводить не зря, а именно творить Иисусову молитву, которая имеет и краткую, и длинную форму. Эта молитва относится к покаянным. Поэтому, если ее читать с сердечным вниманием, искренне и постоянно, то она очистит от многих прегрешений даже людей с невысокой моральностью.

Традиция включать в молитву слова, с помощью которых происходит обращение к Господу и Спасителю людей Иисусу Христу, уходит корнями в евангельские времена. Когда Христос ходил по земле, рассказывая о своем учении, то многие люди обращались к нему с собственными просьбами. И только ученики Иисуса Христа понимали действенность такого словесного обращения.

То есть, уже первые христиане призывали к имени Христа, как в частной молитве, так и в церковной. Считается, что молитва, которую сейчас называют Иисусовой, оформилась во времена, когда последователи Христа стали уходить для моления в пустыню. Именно в таком уединенном месте призыв к имени Божьему стал для них жизненной необходимостью. Современный текст Иисусовой молитвы записал впервые на Крите православный Святой Григорий Синаит.

При чтении в церкви Иисусова молитва ограничивается определенным количеством раз в зависимости от вида проводимого богослужения. Но при самостоятельном чтении каждый верующий решает самостоятельно, сколько раз нужно произнести молитвенный текст, прислушиваясь к своему подсознанию и к внутренним ощущениям. Если в душе разливается спокойствие и появляется радость, все мелкое и незначительное в окружавшем мире отходит на второй план, значит, Иисусова молитва была прочитана достаточное количество раз.

Особенностью Иисусовой молитвы является то, что она открывает новые возможности в вере. Это позволяет верующему подняться по ступеням и приблизится к истинному пониманию Бога. Только очень важно при этом проговаривать молитвенный текст в полной концентрации внимания на своем духовном мире.

Иисусову молитву рекомендуется читать по четкам. Это позволяет создать надежный молитвенный щит. В некоторых случаях священнослужители рекомендуют проговаривать молитвенные слова по четкам, пока не возникнет ощущение, что молитва твориться самостоятельно без внутреннего принуждения. Именно это указывает на то, что создан защитный барьер.

Важно эти четки всегда носить с собой. Они будут напоминанием о том, что нужно молиться. Прежде, чем начинать молиться по четкам, нужно попросить у священника благословение. Именно он подскажет сколько раз нужно проговаривать текст Иисусовой молитвы.

Иисусова молитва — это самый верный способ избавления от порчи и колдовства. Но только для этого нужно использовать длинный вариант молитвы.

Кроме того, при чтении молитвы следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Молитву нужно обязательно выучить наизусть, чтобы ни в коем случае не путаться при перечислении имен Святых. Слова должны исходить из глубины души, поэтому нужно понимать, о чем вы просите Бога. Для этого следует познакомиться с теми Святыми, которые упоминаются в молитве;
  • Если по какой-то причине не удается выучить текст Иисусовой молитвы, то его допускается переписать на белый лист и прочитать;
  • Молитвенные фразы необходимо проговаривать четко и уверенно;
  • Важно читать Иисусову молитву в полном уединении, позаботившись о том, чтобы не возникло никаких внешних проблем.

Для того чтобы избавится от внешнего негатива рекомендуется слушать или читать Иисусову молитву не менее 100 раз в день. При молении для правильного настроя лучше использовать четки. Необходимо понимать, что снятие порчи или сглаза требует длительного времени.

Как правило, первые положительные результаты становятся видны только через месяц. Причем ни одного дня пропускать нельзя, молитва должна твориться ежедневно.

Вместе с Иисусовой молитвой может читаться псалом 26. Это очень мощное защитное обращение к Богу. В таком сочетании молитвы могут очень быстро снять порчу и поставить надежную защиту на будущее. Молиться можно как на старославянском языке, так и использовать переведенные тексты.

Псалом 26 звучит следующим образом:

Чтобы Иисусова молитва была эффективной необходимо молиться правильно. Главными препятствиями в этом случае являются рассеянность и бытовая суета. Вряд ли получится научиться Иисусовой молитве, если у человека имеется зависимость от TV или интернета. Не сможет правильно молиться человек, для которого основное времяпровождение связано со слушанием музыки и общением в социальных сетях. Все бытовые увлечения заполняют ум и сердце и при этом не позволяют человеку правильно и целенаправленно обратиться к Богу с молитвой.

Чтобы правильно молиться Иисусу Христу, важно соответственно настроится. Молитва к Господу — это практически медитация. На время молитвенного обращения нужно полностью отрешиться от событий окружающего мира. Только таким образом можно приблизиться к Богу и рассчитывать на эффективное общение.

Чтобы наша молитва была услышана Богом, она должна быть наполнена внутренней энергией человека. Необходимо перед тем как творить молитву, освободить душу от греховных мыслей, злости, ненависти, зависти. Необходимо мысленно попросить прощения у своих близких, а также простить их.

Успех молитвенного обращения зависит от того, насколько вы понимаете разумом произносимый текст. Перед тем, как молиться необходимо понять и прочувствовать каждое молитвенное слово, вникнуть в смысл произносимых фраз и передать знание свое душе.

Молитва Иисусова очень сложная духовная молитва. Она разделяется на четыре ступени.

Понимание их делает верующего сильнее в своей вере:

  • Первая ступень — молитва телесная, устная. Это очень сложная ступень, которая требует сильной концентрации мыслей. Как правило, верующий ощущает, что мысли отбегают в сторону, а сердце не чувствует молитвенные слова. В этот период человеку во время молитвы нужно проявить огромное терпение и приложить много труда. Эта ступень очень важна, так как она дает человеку покаянный настрой.
  • Вторая ступень предполагает объединение разума и чувств. В этот период человек уже может творить молитву непрерывно и при этом ощущает, как его душа наполняется новыми чувствами. У верующего возникает необходимость творить молитву в каждую свободную минуту.
  • Третья ступень — это творческое молитвенное обращение, с помощью которого уже можно приближать желаемое. На этой ступени молитва очень эффективна.
  • Четвертая ступень — это высокая молитва, которую могут творить только Ангелы, и способностью к которой награждается только один человек на все человечество. В процессе моления не существует никаких преград для общения с Богом.

Иисусову молитву знают все православные христиане. Священнослужители объясняют верующим, что эта молитва обладает огромной силой, которая способна ввести человека в рай. Безусловно, следует понимать, что эффективной эта молитва может быть только для праведных людей. Они, читая Иисусову молитву, будут ощущать, как их душа наполняется радостью, а в жизнь приходит мир и любовь.

Иисусова молитва является сильным оружием для спасения человека. Но все кто собирается творить ее, должны понимать, что бесы не любят эту молитву и пытаются навредить человеку, который учится с ней обращаться к Богу. Поэтому следует ожидать многих жизненных искушений, которым придется противостоять.

Полезно читать молитву и женщинам и мужчинам. Верующие, прежде всего, молятся о спасении своей души. Причем совершенно не обязательно проговаривать молитвенный текст. Нужно приучить себя к тому, чтобы молитва звучала в душе ежеминутно и ежечасно, когда в том возникает внутренняя потребность.

Молитва будет очень действенной и в случае, если матери молятся за своих детей. Ее можно использовать в сочетании со специальными защитными молитвами. Но только нужно помнить, что это тайная молитва, никого не следует посвящать в то, когда вы молитесь.

Очень важно помнить, что для спасения души молитву нужно обязательно творить с покаянным чувством. Изгнать из души нужно зависть и злость. Кроме этого в сердце не должен присутствовать эгоизм.

Иисусова молитва — это молитва, исходящая из глубины сердца:

В храмах эту сильную молитву, чаще всего, читают на старославянском языке.

Слушать аудио молитву Иисусу Христу:

Ее текст звучит следующим образом:

В молитве содержится обращение к Господу о помиловании. Несмотря на всю краткость молитвенного обращения, в одной фразе содержится очень глубокий смысл. Молитва при многократном повторении способствует очищению души и настраивает на покаяние.

Техники медитации йогов перенимали и другие эзотерические учения. И достигали в них больших успехов. Таким примером в христианстве является исихазм – практика умно-сердечной молитвы (Иисусовой), совмещенная с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая подвижника к богосозерцанию.

В сочинении Макария Египетского (ок. 300 – ок. 390) говорится об опыте обучения Иисусовой молитве и о способе овладения ею, описанном св. Симеоном в «Добротолюбии»:

Сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие.

Умно-сердечная молитва в начальной стадии обучения выполняется следующим образом: на вдохе произносится «Господи Иисусе Христе», на выдохе – «помилуй мя». Причем практиковать молитву Иисусову необходимо постоянно. То есть всегда находиться в молитвенном состоянии. Легенда утверждает, что Гай Юлий Цезарь мог делать три дела одновременно: читать, слушать и говорить. Задача исихаста проще – параллельно любому делу молится беспрестанно.

Когда практика соединения с дыханием молитвы будет освоена, нужно вводить молитву в сердце, то есть произносить одно слово на один удар сердца. Конечно, это очень трудная для выполнения практика, но показывающая, каких потрясающих эффектов управления своим сознанием и внутренним состоянием достигали христианские мистики.

Вот что рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов о своем опыте «умного делания» – так по-другому называется практика молитвы Иисусовой.

Итак, прежде всего, я приступил к отыскиванию места сердечного, по наставлению Симеона Нового Богослова. Закрыв глаза, смотрел умом, т. е. воображением в сердце, желая представить себе, как оно есть в левой половине груди и внимательно слушал его биение. Так занимался я сперва по получасу, несколько раз в день… в скором времени начало представляться сердце и означаться движение в оном; далее я начал вводить и изводить Иисусову молитву вместе с дыханием в сердце, по наставлению святого Григория Синаита… Сперва я сим занимался по часу и по два… наконец, почти целый день…

Пример, достойный подражания. И классика раджа-йоги.

Облегченный вариант молитвы, связанный с дыханием: «Господи помилуй». Когда мы произносим: «Господи Иисусе Христе», – то в силу длины фразы удлиняем и дыхание. Правда, окончание «помилуй мя» короче. Отчасти эта практика напоминает Сукха-пурваку, но наоборот – у йогов выдох длиннее. А «Господи помилуй» вполне соответствует длительности естественного вдоха и выдоха. Это христианская «Со – Хам». Для мусульман, конечно, «Аллах акбар». Но если вы атеист или вообще не приемлите мистику в любом разливе, но хотите использовать медитацию, привязанную к дыханию, то специально для вас я нашел мантру, которая так же эффективна, как и предыдущие: «Жизнь» – вдох, «…прекрасна!» – выдох.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Госпо ди, Иису се Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами? Рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий».

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа — апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».

Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь. Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой. Особенно если брать ее на вооружение и употреблять постоянно. Потому что как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным — требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.

Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы — созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его. Но для нас это делание слишком высоко. Узнавать об этих состояниях мы можем только из книг. Близкие к нам по времени подвижники говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таких ступеней умной молитвы. Поэтому, когда некоторые люди — особенно это бывает свойственно неофитам — горячо берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.

Каждый верующий человек хочет молиться. Святой Григорий Палама говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией — прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.

Молитва — это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода — это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого. Дух Святой дает нам в сердце молитву — ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.

У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность — не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.

Молитва — это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере. Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа. Без молитвы невозможно этого достичь. Добрый плод молитвы — умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога. Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей. Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.

Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто. Не стремиться сразу достичь каких-то состояний — просвещения души, ума. Совершать молитву нужно в простоте сердца. За время моего пастырского служения было уже несколько случаев, когда по рекомендации молодого священника люди начинали совершать непрестанную молитву и в результате приходили к крайне бедственному положению, к психическому расстройству, к состоянию, из которого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кончали собой только по причине того, что ревностно взялись за это умное делание, к которому не были готовы.

Для начала нужно обрести молитвенный опыт вообще и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражать в молитвенном делании святым будет пагубно для нас. Еще в IV веке святой Иоанн Лествичник предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве — верх безумия. Потому что в человеке должно быть не свое личное желание, а побуждение Духом Божиим. Поэтому я всегда предостерегаю: если есть желание и ревность, то прежде нужно научиться тому, чего требует молитва, — внимательности, сосредоточенности, воздержанности и рассудительности.

Ведь мы не достойны тех слов, которые читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу сейчас предстать перед Тобою? А это предстояние и есть молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа. Место «владычества Его» — это то место, где я молюсь.

Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить. Кто-то из святых говорил, что в молитве человек должен соединяться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам приедается. Она кажется формальной, холодной, и слова не идут в душу. И все только потому, что человек не выработал правильный подход к молитве. Не пережил, не почувствовал молитвы в себе. Даже если ты и пережил когда-то какой-то молитвенный образ, он забывается. И очень легко уйти в механизм, совершать одну обрядовую сторону — произносить, говорить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва — это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу. Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Церковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнати, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.

Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты — от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния. Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался. Есть такой закон в физическом мире — чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова. Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства. Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.

Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву. В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «. вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6: 6). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение. Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, — нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.

В молитве происходит единение всех наших способностей. Иногда у человека активизируется воображение, и ему кажется, что это духовное парение. На самом деле оно может быть не духовное, а только мечтательное. Духовники, делатели Иисусовой молитвы, всегда предостерегали от этого соблазна.

Я считаю, что в творении Иисусовой молитвы пользоваться четками необходимо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно — это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться. Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок — все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что четочка тебе не дает. Ты ее крепко держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает даже мысли не рассеиваться.

Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь ее понимать — такую молитву нужно прекращать. Как только при чтении молитвы возникает разброд мысли, невнимание или какая-то апатия — вроде мне не хочется читать, не могу — все, надо тут же прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.

Иногда можно читать Иисусову молитву на службе. Те, кто занимается молитвой, могут прийти на такой уровень — когда спишь, просыпаешься, а молитва продолжается. Ты даже не знаешь, заканчивалась ли она или не прекращалась и идет сама. И вот когда человек достигает такого состояния, он может даже стоять за литургией, внимательно слушать слова литургических молитв, а в сердце сами звучат слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это самодвижная молитва. К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания.

Молиться — наша обязанность. Святые отцы говорят, если тебе дается благодать — молиться легко, ты прямо на крыльях летаешь. Если благодать отнимается — молиться трудно. Даже может быть дух противления молитве. Ну что же, терпи. Говори: «Господи, я недостоин молитвенного обращения. Я прогневал Благость Твою». Если дух противления сильно взойдет на тебя — смиряйся, и он отступит. Потому что глубокая молитва всегда вызывает искушения. Как если свечу поставить — сильный ветер может ее задуть. Так и молитвенные огоньки демоны сдувают. Но нужно этот огонек в себе снова воспламенять. Хоть маленький, но он должен теплиться в душе постоянно. Лампадка горит в глубине сердца — и этого довольно.

Подготовила Екатерина СТЕПАНОВА

Ему приписывают авторство молитвы, текст которой читают сейчас:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Об умной молитве святитель Феофан затворник сказал так:

«Когда ум (дух) беседует с Богом в сердце, вот и умная молитва!»

А называется «умной», потому что в сердце молитву творит ум.

«Во время молитвы ум хранит сердце, и пребывает постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, воссылает молитвы».

Хотя молитва содержит одно предложение, оно емкое по содержанию и дает возможность каждому молящемуся вкладывать свой смысл в эти слова. Мысленно произнося:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Имеем в виду то помилование, которое нужно в данный момент.

Люди молятся о здравии, о близких, о хлебе насущном и каждый находит ответ в этой молитве. Молитва проста в произношении и доступна каждому

Умная молитва приучает к терпению и выдержке, делает наше сознание ясным и спокойным. Умное делание — постоянное предстояние перед Богом сердцем и умом и как можно частое произношение молитвы.

«Умное же делание есть, когда кто, стоя вниманием в сердце с памятью о Господе, отревает всякую другую мысль, покушающуюся проникнуть в сердце».

Делание молитвы Иисусовой допускается в любом месте (дома, по дороге на работу), сидя или стоя, занимаясь каким либо делом.

«Если руки будут несвободны у тебя, молись в уме… если твои руки даже свободны, все же молись умом, Господь слушает и безмолвных».

Важно, чтобы все мысли были обращены к Иисусу.

«Даже когда ты будешь и вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя», говори, хотя не двигая уст, но взывая умом, Бог слышит и тех, которые молчат».

«…К этому же поимейте во внимании и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, — именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, богоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душою молиться».

Молитва — обращение к Христу в православии называется Иисусовой молитвой. Появление Иисусовой молитвы приписывают Макарию Египетскому — отшельнику, христианскому святому, автору ряда молитв, входящих в обязательное утреннее и вечернее правило православного.

Иисусову молитву делят на четыре ступени. На каждой ступени человек читает тот текст, который ему подскажет сердце и душа, потому что жестких требований к количеству слов в этой молитве нет.

Можно произносить «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» а можно только «Господи, помилуй».

  • первая ступень — устная молитва. Читается вслух, молитву произносят уста;

«Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия»

  • вторая ступень — молитва умно-сердечная. В такой молитве ум и сердце заодно: ум — в словах молитвы, сердце — чувствует смысл слов. И тогда что бы человек ни делал, — творит молитву;

«И когда мы вошли умом в сердце, мы достигли Царства Небесного»

  • третья ступень — молитва творческая. Такая молитва может и горы передвинуть. Но дается только людям, которые прошли особый духовный путь;
  • четвертая ступень — это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы.

Господь не всем и не всегда посылает умно-сердечную молит­ву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой с ней и умирают. Таким людям не следует унывать — для них духовное развитие начнется в будущей жизни. А человек, научившийся творить умную молитву, подтверждает явленную ему благодать Божью.

Бог как бы говорит, что трудясь и далее над очищением сердца от грехов и страстей, человек получит полное прощение. Что же касается ума: если с каждым отсечением греховного помысла внимание удерживается в молитве, то и ум становится сильнее.

В какой мере человек преуспевает в умной молитве, в такой мере укрепляется в преданности воле Божьей, в такой мере растет его добродетельность.

Старец Ефрем Святогорец. Священнослужитель, мессионер. Главным деланием монаха полагал умную молитву

«В Царство Божие не входят непокаявшиеся, но грешники, очищенные через покаяние. Ничто так не помогает человеку в брани, в победе над страстями, как непрерывная умная молитва».

В церковных канонах нет конкретного числа повторений, это решает для себя каждый сам или духовный наставник.

Если читаешь молитву и в душе разливается спокойствие, исчезает ненужное, неприглядное, значит, обращение к Господу подействовало.

Святые отцы подчеркивают, что моление — подвиг, который вершат с чистым сердцем и добрыми помыслами. Если читаете молитву, а в душе царит ненависть и злость, толку от такой молитвы не будет.

«Самый краткий закон молитвы — не представлять себе ничего, когда молишься».

Если читать молитву рассеянно, с посторонними мыслями в голове, то и от такого чтения никакой пользы.

«Старайся ум свой на время молитвы соделать глухим и немым, и тогда возможешь молиться».

Поэтому перед чтением Иисусовой молитвы священники рекомендуют исповедаться, причаститься, отпустить ненужные помыслы, простить обидчиков.

Иисусова молитва помогает в избавлении от пьянства и недугов, восстанавливает духовные и физические силы

Умная молитва делает бытие молящегося прочным, помогает в борьбе со страстями. Без поддержки свыше человек слаб и не уверен в себе, своих возможностях. А сосредоточение на имени Христа способно собрать духовные и физические силы человека, восстановить целостность человеческой природы. Иисусова молитва:

  • помогает обрести психическое равновесие, оздоравливает тело;
  • помогает контролировать мысли, эмоции и чувства;
  • человек ощущает помощь и поддержку во всем.

Симеон Богослов советует, как надо творить умную молитву:

«…сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие».

Начинающему труд Иисусовой молитвы святые отцы рекомендуют сразу стремиться сочетать молитву с дыханием. Для этого использовать пятисловную молитву.

Оставаться на первой ступени следует до тех пор, пока человек не почувствует горячее желание к молитве. Тогда переходить на умную. Творя умную молитву, не следует забывать о посещении храмов, об участии в церковных службах, чтении псалмов.

Сегодня в интернете можно найти отзывы тех людей, кому помогли молитвы. Читая их, можно еще раз убедиться в огромной силе Иисусовой молитвы: она спасает от пьянства, избавляет от недугов, наставляет на путь истинный.

«Я, грешный, неоднократно пытался творить Иисусову молитву, но всегда бросал через день или два. И так проходил год за годом. Недавно прочел труд Архимандрита РАФАИЛА (Карелина) «Дыхание жизни. О молитве» и что-то запало в душу.

Я начал все чаще и чаще творить Иисусову молитву по четкам. Иду пешком и молюсь, в транспорте тоже продолжаю молиться. И мне это дается с большим трудом, потому что я, в принципе, не молитвенник и имею весьма нервный и вспыльчивый склад характера.

Постепенно стали утихать страсти, терзавшие меня долгие годы. Сейчас стало легче, и появилась уверенность в том, что не сойду с пути делания Иисусовой молитвы. Надеюсь на ПОМОЩЬ БОЖЬЮ!

Иисусова молитва сначала так же трудна, как трудно перепиливать цепи или руками рыть землю, разбрасывая ее по полу. Но когда благодать коснется сердца, оно почувствует, что цепи спали. Иисусова молитва превращается в любовь души к Богу, а в этой любви — истинная жизнь, о которой не ведает мир, истинная радость и свобода.

Ложась спать, человек должен засыпать с молитвой; просыпаясь ночью, вставать на молитву; если он день посвятит молитве, то она будет посещать его ночью во время сна; если он часть ночи будет молиться, то весь день будет для него другим».

Серафим Саровский о переходе от умной к сердечной молитве:

«Сначала день, два и более твори молитву эту одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своея и соединит в тебе ее в один дух, тогда потечет в тебе молитва эта непрестанно и всегда будет с тобой, наслаждая и питая тебя».

«Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется с приемлющим имя Божие всуе».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о тех, кто долго практикует Иисусову молитву:

«В подвижнике молитвы преуспеяние в молитве сперва начинает проявляться особенным действием внимания: от времени до времени оно неожиданно объемлет ум, заключает его в слова молитвы.

Потом оно сделается гораздо постояннее и продолжительнее: ум как бы прилепится к словам молитвы, влечется ими к соединению с сердцем. Наконец со вниманием внезапно сочетается умиление и соделает человека храмом молитвы, храмом Божиим».

Преподобный Григорий Синаит о начале, середине и конце умной молитвы:

«Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святаго, и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия, — упразднение от всего или беспопечение, средина — просветительная сила Духа и созерцание, а конец — исступление или восторжение ума к Богу.

«Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетель, как любовь Божия».

«Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы».

«Чтобы всегда иметь память о Господе Боге, для этого и молитва Иисусова».

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Видео: Иисусова молитва, исполняет мужской хор. Аудио.

Видео (кликните для воспроизведения).

Иисусова молитва и подсознание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here