Икона деисус молитва

Самое детальное описание: икона деисус молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Реставрация: Реставрирована в 1912-1913 гг. П.И. Юкиным

Размер: 112 х 85 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, Иоанн предтеча, ангелы, апостолы Петр и Павел, избранные святые

Уточняющая датировка: 15 в., около 1467 г.

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

Церковь апостола Иакова на Яковлевой улице или Димитрия Солунского на Даньславле улице (в Кожевниках) в Новгороде. Затем находилась в церкви Николы Кочанова (св. Пантелеймона), к которой была приписана Варлаамовская часовня. Позже находилась в упомянутой часовне Варлаама Хутынского. В 1912 г была передана в Новгородское епархиальное древлехранилище.

Иконография Д. разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и св. Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Д.- фреска ц. Санта-Мария Антиква в Риме (VII в.): Христос изображен в рост, св. Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.

Деисус — (от греческого деисес — моление святых за человеческий род) каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи).

Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Исус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Греческое слово ДЕИСУС означает в переводе с греческого Моление или Прошение.
На русской земле деисус превратился в деисусный чин, то-есть один из рядов высокого иконостаса. Почти всегда чин расширяется, включая больше или меньше икон, изображающих архангелов, апостолов, пророков и других достойных быть на этом месте. Порядок остается неизменным: Христос в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола..

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется или более коротко . В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С ХII — XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.

В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

Реставрация: Реставрировалась в 2005 г. Е.И.Купреяновой

Размер: 32 х 28

Автор: нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь

Уточняющая датировка: 17 в. Последняя четверть

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Деисусный чин представляет собой образ моления за человеческий род, на­поминая верующим о Втором пришествии Христовом, Страшном Суде и предста-тельстве святых перед Спасителем. Обычно он входит в состав иконостаса, одна­ко небольшой размер публикуемых икон свидетельствует о том, что они создава­лись для домашней молитвы и лишь позднее, в качестве вклада, были переданы в церковь — в данном случае в ярославский Спасский монастырь.

На центральной иконе чина изображен Спаситель, облаченный в зеленый с узорной каймой гиматий и красный орнаментированный хитон, из-под которо­го выглядывает прозрачная сорочка. Его правая рука поднята в благословении, в левой — раскрытое Евангелие с текстом: «Вся елика аще // молящеся п//роси-те и веройте яко приемлите // и будет ва//мь егда ст//оите молящеся отпу-ща//ете аще ко // имаге нака//го да и оте//цъ вашь небесны иже // есть на неб//есехь отпу // стить вам» (Мр. XI, 24-25). По сторонам крестчатого нимбо Спаса — картуши, в которых, вероятно, располагались утраченные надписи.

Богоматерь изображена в повороте к Спасу, со склоненной головой и молитвен­ным жестом правой руки. В ее левой руке свиток с надписью: «Вл(а)д(ы)ко Ц(а)рю Вседержи//телю милостивый // Г(о]с(по)ди Hfncyjce Хр(и]сте, С(ы)не и Б(о)же // мой, приклони ухо твое // и оуслыши м|о]литву // матере своея моля//щуюся тебе помилуй вся православны//я християны при//зывающия тя Т//ворцо своего идеже бы//ваетъ память име//ни моего освяти ме//сто то и прослави // проела вляющаго тя // Г(о)с(по)да своего и мене ма//тер твою». Богоматерь облачена в покрытый зо­лотым и серебряным узором вишневый мафорий с зеленой подкладкой.

Иоанн Предтеча, представленный в повороте к Спасителю, правой рукой указывает на жертвенного Агнца — обнаженного Младенца Христа, возлежаще­го в чаше. Надпись на свитке в левой руке Иоанна гласит: «Сей агнець Б(о)жи(и] // вземьляй грехи// всего миро покойте//ся приближи. » (Ин. I, 29; Мф. Ill, 2). Одеяние его изысканно красиво: малиновая власяница с золотой шерстью и се­ребристо-голубыми по краю рукавами. За плечами Предтечи вздымаются серые крылья с золотистыми и малиновыми перьями.

Иконы отличает плавность рисунка, текучесть и прихотливость линий, мягкая пластика и тонкие моделировки в письме ликов и одежд. В живоподобно трактован­ном лике Христа тонкие пробела передают сияние, исходящее от округлого лба и глаз. Все эти особенности свидетельствуют о том, что деисусный чин мог быть испол­нен талантливым изографом Оружейной палаты круга Симона Ушакова.

Происходит из Спасского монастыря в Ярославле. Поступила в 1970 г.

Деисус со святыми на полях. XI век.

На иконе представлена композиция Деисуса, в переводе с греческого означающего «моление». Она является одной из самых распространенных и символически емких иконографических тем, которая складывается еще в ранневизантийский период, а с XI века становится центральным образом, доминировавшим и в украшении рукописей, и в литургической утвари, и в монументальных программах.

Деисус традиционно располагается в конхе центральной апсиды, на алтарном своде, над царскими вратами алтарной преграды и, как ядро композиции «Страшного суда», на западной стене. В концентрированной, почти эмблематичной форме Деисус воплощал целый ряд важнейших символико-догматических идей, являясь своего рода главной иконой в пространстве церкви. Перенесенный в скромную монашескую келью, он создавал синтезирующий образ всей храмовой декорации. К таким келейным Деисусам, по всей видимости, и принадлежала небольшая синайская икона.

В центре композиции изображен Христос, стоящий, подобно императору, на особом красном подножии и благословляющий с Евангелием в левой руке. По сторонам — Богоматерь и Иоанн Креститель, протягивающие к Нему руки в жесте моления. Изобразительная схема восходит к позднеантичным императорским церемониям, когда во время приемов по сторонам императора стояли высшие придворные, склонившиеся с протянутыми руками. Смысл ритуальных жестов состоял в выражении покорности и прославлении владыки мира. В данном контексте византийский Деисус может быть понят как образ небесного двора, где Христу космократору предстоят наиболее близкие Ему на земле высшие представители человеческого рода.

Наряду с темой прославления важнейший смысл Деисуса составляет идея заступничества: лучшие из людей молят Высшего судию о милосердии в день Страшного суда. Богоматерь и Иоанн Креститель выступают как посредники между грешным человечеством и всемилостливым Господом, олицетворяя надежду на спасение. Именно эта идея выделена как главная в дошедшем до нас описании одной из икон Деисуса, принадлежащем современнику синайской иконы византийскому интеллектуалу Иоанну Мавроподу.

В XI веке Деисус имел и глубокий литургический смысл, создавая многозначный образ Евхаристической жертвы. По мнению византийских богословов, Богоматерь, олицетворявшая новозаветную Церковь, и Иоанн Предтеча, унаследовавший ветхозаветное священство и передавший его в момент Крещения, как бы сослужат Христу «Великому архиерею», свершающему литургию в небесном храме. Примечательно, что в синайской иконе под обычными хитоном и гиматием Христа видны поручи священнического стихаря.

При этом Христос из Деисуса может быть истолкован и как образ самой Жертвы — евхаристического Агнца на дискосе, рядом с которым в чине проскомидии располагаются просфоры Богородицы и Иоанна Крестителя. В строгом соответствии с древней литургической традицией Христос в Деисусе одновременно приемлющий, приносящий и приносимый.

Воплощенное в композиции Деисуса сочетание идей прославления, спасения и евхаристии подчеркнуто изображениями на верхнем поле синайской иконы, где строго над головой Христа показан медальон с троном, который обрамляют два поясных образа архангелов, протягивающих к трону покровенные руки. Это образ «Престола славы» и «Престола уготованного» на Страшном суде, одновременно это литургический образ алтарного престола, на котором приносится Жертва, и, наконец, в византийском истолковании это символ Св. Троицы, осуществляющей Домостроительство спасения.

На боковых полях синайской иконы присутствуют два редких изображения: св. Иоанна Милостивого в епископском облачении патриарха Александрийского и св. Иоанна Лествичника, показанного как игумен Синайского монастыря в особом головном уборе и монашеских одеждах, держащим в правой руке мученический крест. Образ Иоанна Лествичника говорит о том, что икона была заказана для монастыря или даже в нем написана. Изображения двух святых Иоаннов, прославившихся в VII веке, несомненно, были связаны с особой волей заказчика иконы.

Первоначальный живописный слой синайской иконы имеет серьезные утраты, они особенно заметны в фигуре Иоанна Крестителя. Дописями являются три медальона нижнего поля и медальон с архангелом в правом верхнем углу.

Реставрация: Первоначальный живописный слой синайской иконы имеет серьезные утраты, особенно в фигуре Иоанна Крестителя.Три медальона нижнего поля и медальон с архангелом в правом верхнем углу являются дописями.

Размер: 36,2 х 29,1 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, техника

Персоналии: Спаситель, Богородица,архангелы, Иоанн Предтеча, свт. Иоанн Милостивый, преп.Иоанн Лествичник

Уточняющая датировка: 11 в.

Страна: Египет

Место хранения: Монастырь святой Екатерины на Синае

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконография Д. разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и св. Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Д.- фреска ц. Санта-Мария Антиква в Риме (VII в.): Христос изображен в рост, св. Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.

(триморф, греч. τρίμορφος, τριμόρφιον, τριπρόσωπος παράστασις).

C XI в. Д.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI в.- Рaris. gr. 74; икона XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130).

Предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров — 5-фигурный Д. Лимбургской ставротеки (X в.). Помимо Богоматери и св. Иоанна Предтечи, к-рые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в лоратных облачениях. За Богородицей — арх. Михаил, за св. Иоанном Предтечей — арх. Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объемно-пространственным вариантом 5-фигурного Д. (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон мон-ря Осиос Лукас: над порталом помещен центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах — Богоматерь с воздетыми руками, св. Иоанн Предтеча и 2 архангела.

В 5-фигурном Д. на шитой пелене 2-й пол. XIV в. (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 рус. святителями представлена на шитом воздухе кнг. Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе кон. XV в. (центральная часть триптиха с Д. и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече.

В 7-фигурном Д. (др. название — «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, ок. 1144, ап. Петр представлен с благословляющим жестом). Одним из ранних примеров, свидетельствующих о существовании деисусного чина иконостаса, а не только включения деисусной композиции в состав эпистилия, являются 5 икон XIII в. поясного Д. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Такие чины получили широкое распространение в Византии и на Руси в XIV-XV вв. («Высоцкий чин», 80-90-е гг. XIV в., ГТГ, ГРМ; деисусный чин из собрания Н. П. Лихачёва, кон. XIV в., ГТГ; «Звенигородский чин», нач. XV в., ГТГ). В это же время существовали иконостасы с ростовыми деисусными чинами. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся комплексы, так и отдельные иконы (иконы архангелов в рост, XIV в., частное собрание; 5 икон центральной части деисусного чина иконостаса Софийского собора в Новгороде, XV в.). Д. на новгородской иконе «Молящиеся новгородцы» (НГОМЗ, XV в.) включает 7 фигур в рост. Иногда 7-фигурный Д. имеет перспективный вид, ангелы помещаются на 2-м плане, за престолом Спасителя (икона, XVI в., музей П. Д. Корина, ГТГ; икона, XVI в., ЦМиАР).

Развитие рус. высокого иконостаса отразилось на составе деисусного ряда. В кон. XIV-XV в. появились Д., состоящие из 9 и более ростовых икон. За апостолами представлены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, далее — великомученики Георгий и Димитрий, завершают ряд иконы преподобных столпников (иконостас Благовещенского собора; «Васильевский чин», 20-е гг. XV в., ГТГ). В зависимости от размеров иконостаса число апостолов и святителей может увеличиваться. В Д. встречаются иконы евангелистов, святителей Григория Богослова и Николая (иконостас Рождественского собора Ферапонтова мон-ря). Одновременно с увеличением числа святых, предстоящих Христу-Судии, в московском искусстве появился новый иконографический тип центрального образа в ростовом Д.- «Спас в силах».

Композиции Д. отличаются не только количеством и составом персонажей, но и различными иконографическими деталями. Богоматерь может изображаться со скорбным жестом, как в сцене «Распятие»,- поднятой к груди левой рукой («Высоцкий чин»), с поднятой вверх левой рукой (Д. из с. Ободова Спировского р-на Тверской обл., XV в., ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), напр., Д. в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); cв. Иоанн Предтеча — с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); ап. Петр — с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»).

На образке изображены Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча, Креститель Господень. Склонившись, они обратились к сидящему на престоле Иисусу Христу и протянули к Нему руки в просительном жесте. Это одна из самых распространенных иконографий в православии. Она называется «Деисус», то есть «моление». Помещенный на образок Деисус — это образ молитвы Богоматери и Иоанна Крестителя за человека, который его носит.

Иисус Христос в Деисусе всегда изображается как Вседержитель, то есть владыка земного и небесного мира. Книга, которую Он держит в руке, – великая книга судеб человеческих и символ Нового Завета. Завет — это договор Бога с людьми, по которому в конце времен Бог будет судить людей на Страшном Суде. Главным законом (заповедью) этого Завета является заповедь любви: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13; 34).

Про эту заповедь апостол Иоанн говорил ученикам: «Если бы ее только исполнить — этого было бы достаточно». После Страшного Суда мир изменится. В него не войдет «ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в Книге Жизни» (Отк. 21; 27).

Главными защитниками на этом Суде у людей будут Матерь Божия и Иоанн Креститель, которые ближе всех стоят к Божественному престолу, даже ближе ангелов и архангелов. Они являются первыми помощниками и заступниками человека и в его земной жизни. Поэтому каждый верующий в первую очередь к ним обращает свои молитвы с просьбой о духовной помощи. Такая молитва-прошение помещена и на образке: «Господи Иисусе Христе, ради честнейшия Матери Твоея и Предтечи и Крестителя Твоего, помилуй мя».

Оборот образка украшают растительные побеги, на которых сидят птицы. Это аллегория человеческих душ, которые населяют райский сад. Подобный символический образ появился в первые века христианства и на протяжении веков остается одним из самых распространенных орнаментальных мотивов Церкви.

Материалы: Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы.

Техника исполнения:Миниатюрный рельеф, литье, позолота, чернение, ручная работа.

Примечания: Изделие соответствует православным канонам и освящено.

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Деисус — (от греческого деисес — моление святых за человеческий род) каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи).

Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Исус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Греческое слово ДЕИСУС означает в переводе с греческого Моление или Прошение.
На русской земле деисус превратился в деисусный чин, то-есть один из рядов высокого иконостаса. Почти всегда чин расширяется, включая больше или меньше икон, изображающих архангелов, апостолов, пророков и других достойных быть на этом месте. Порядок остается неизменным: Христос в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола..

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется или более коротко . В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С ХII — XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.

В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

Статья опубликована участником [tol] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ДЕИСУС — со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Деисус со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае)Деисус [греч. δέησις моление], образ, в к ром разные святые предстательствуют перед Христом за род… … Православная энциклопедия

ДЕИСУС — (греч., от deesis просьба, молитва). Икона, изображающая посредине Иис. Христа, а по сторонам Деву Марию и Иоанна Крестителя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕИСУС греч. Икона, изображающая по… … Словарь иностранных слов русского языка

деисус — икона, композиция, деисис Словарь русских синонимов. деисус сущ., кол во синонимов: 3 • деисис (1) • икона … Словарь синонимов

ДЕИСУС — (от греч. deesis моление) в средневековом, преимущественно восточно европейском искусстве композиция, включающая изображения Христа (посредине) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя … Большой Энциклопедический словарь

ДЕИСУС — муж. три иконы: Спасителя, Богоматери и Предтечи, ставимые, по обычаю, вместе. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Деисус — Д ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава: Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в.; она помещалась … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

деисус — (от греч. déēsis моление), в средневековом, преимущественно восточноевропейском искусстве композиция, включающая изображения Христа (посредине) и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя. * * * ДЕИСУС ДЕИСУС (от греч … Энциклопедический словарь

деисус — икона в алтаре, изображающая Христа с богородицей и Иоанном Крестителем по сторонам (Мельников), др. русск. деисусъ (Ипатьевск. летоп., Новгор. 2 летоп. и др.; см. Срезн. I, 651). Из греч. δέησις моление . Окончание испытало влияние слова Иисус;… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Деисус — деисис (от греч. déеsis моление), древнерусское название композиции, изображающей Христа посредине и обращённых к нему в молитвенных позах богоматерь и Иоанна Предтечу. В иконописи (См. Иконопись) первоначально выполнялся на одной доске.… … Большая советская энциклопедия

Деисус — м. 1. Иконописная композиция с изображением Христа в центре и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Предтечи по сторонам. 2. Икона с таким изображением. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Почитание икон имеет давнюю историю, однако верующие молятся не самой иконе, а тому святому, который на ней изображен, особенно если это икона Иисуса Христа. По сути, икона — образ Иисуса Христа в Его человеческом воплощении.

Христианская церковь пережила эпоху иконоборчества (8 — начало 9 вв.), когда иконы, в том числе и иконы с Иисусом Христом, считались «идолами», а их почитание – идолопоклонством. Иконоборцы уничтожали не только иконы, но и фрески, мозаики, росписи в храмах с изображениями Спасителя и святых, поэтому до нас, скорее всего, и не дошла первая икона Иисуса Христа. Однако Вселенские соборы 787 и 843 годов осудили иконоборчество, и иконопись получила мощный импульс для развития. Вот основные типы икон с изображением Иисуса Христа и их названия.

В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.

Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.

Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.

Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).

Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.

Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.

В православной иконографии существуют и другие иконы Христа. Так, на иконе «Спас благое Молчание» Он предстает в виде ангела в образе юноши в белых одеждах и с крыльями, то есть еще до Его воплощения в человеческий образ.

На иконе «Спас Великий Архиерей» Иисус предстает в пышных священнических одеждах, с короной на голове и Евангелием в руках, благословляющим человечество.

Икона «Добрый пастырь» воплощает образ Иисуса-пастыря, то есть пастуха, пасущего Свое стадо (людей), нередко с овцой на плечах, символизирующей заблудшие души.

На иконе «Христос во гробе» и иконе «Спас в терновом венце» представлены самые трагические моменты земной жизни Спасителя – Страсти Христовы. Они призваны напомнить людям, какие муки за них пришлось принять Спасителю, и как смиренно Он их принял.

Образ Иисуса Христа – центральный в любом храме или домашнем иконостасе.

Любая икона Иисуса Христа Спасителя обладает огромной силой, если молитва перед ней возносится от чистого сердца, с искренней верой.

В этом, по сути, заключается значение каждой иконы: не икона отвечает на наши молитвы, а святой, изображенный на ней, который предстательствует пред Господом за наши нужды.

Поэтому не имеет особого значения, будут ли это лики Иисуса Христа на иконах прошлого века, которые сегодня являются предметами антиквариата и высоко ценятся, или небольшие иконы, приобретенные в церковной лавке, – силу имеет не сама икона, а тот, кому она посвящена. Известно, какой популярностью пользуются среди верующих и как помогают намоленные иконы, то есть иконы, как бы впитавшие в себя истовые молитвы, возносившиеся перед ними многими людьми. Иконе Спасителя можно молиться о любых своих нуждах, но не забывать при этом ежедневно читать главную молитву – «Отче наш». Молитва помогает укрепиться в вере, преодолеть отчаяние, принять верное решение и следовать по праведному пути.

На иконах двунадесятых, то есть основных православных праздников изображены различные эпизоды земной жизни Спасителя, от Рождества до Распятия, а также связанные с Богородицей и Святой Троицей, поэтому празднование каждой иконы совпадает с соответствующим двунадесятым праздником.

Предлагаем ознакомиться с молитвой обращения к Иисусу Христу:

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

jQuery(this).next().val()-1);>;»>

Икона Господа Вседержителя, Икона Божией Матери «Заступница» и икона Иоанна Крестителя покрыты серебром и золотом методом гальванопластики. Рамка и основание выполнены из дерева, фон сделан из темно-синего бархата.

Размер каждой из икон: 18,5 х 29 см.

Деисус – образ, на котором в центре изображается Иисус Христос в одном из торжественных обликов, по правую и по левую руку от Спасителя в традиционной трехчастной композиции изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча.

В России Деисусы в качестве отдельных икон или иконостасов располагаются в качестве центрального элемента красного угла в домах.

Деисус – образ, на котором в центре изображается Иисус Христос в одном из торжественных обликов (Царь Царей, Пантократор, Великий Архиерей, Спас в Силах), по правую и по левую руку от Спасителя в традиционной трехчастной композиции изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. Другие канонические изображения могут также содержать образы святых, апостолов, ангелов и архангелов.

В догматическом значении трехчастный Деисус раскрывает образ Христа в качестве Судии и Небесного Царя на Страшном Суде, а Иоанн Креститель и Богоматерь, изображаемые повернутыми к Спасителю со сложенными руками, предстательствуют перед ним за благополучие праведников и рода человеческого. Контекст иконы чаще всего в таком прочтении имеет выраженный эсхатологический или евхаристический характер.

В канонических изображениях и развитии образа Деисус, где присутствуют изображения святых, апостолов и небесных посланников, икона может отражать единый образ церкви, как земной, так и небесной.

Сам термин Деисус (на греческом деисис/деисес) переводится с греческого как «прошение» или «моление» и в рамках церковной традиции трактуется как моление святых перед Христом за человеческий род в час Страшного Суда. Иисус предстает в царских одеждах, он восседает на троне и облечен властью судить человечество за грехи земной жизни, а святые обращаются к нему с молитвой о снисхождении и милосердии.

Первое упоминание о трехфигурном Деисусе в качестве отдельного типа иконы находится в диатаксисе, где Михаил Аттилат говорит о наличии Деисуса в качестве центрального элемента византийского темплона.

Один из первых образов Деисуса имеет еще более раннее происхождение – в церкви Санта-Мария, расположенной в Риме, имеется трехфигурное изображение Деисуса на фреске, но Иоанн Креститель изображен там с указующим жестом, а не в принятой позже молитвенной позе.

В послеиконоборческий период образ Деисуса встречается в качестве важного элемента церковной росписи по всей Европе – в Париже, в Святой Софии, в Киеве, в Грузии, Каппадокии, в храмах и монастырях на территории Греции.

Зародилась деисусная композиция в рамках византийской традиции как элемент убранства церковной преграды-темплона, свое развитие Деисус нашел на Балканах, где образы многих церквей и монастырей писались греческими мастерами, а затем и на Руси.

В русской традиции образ получил развитие, был дополнен и расширен, классическим примером можно считать Деисус Успенского Собора во Владимире, который писался Андреем Рублевым и Даниилом Черным (ок. 1408 г.) и состоит из тридцати икон, центральной из которых остается торжественный облик Спасителя. На Руси Деисус превратился в деисусный чин и стал одним из рядов в высоком иконостасе.

Помимо прочего, на Руси получил распространение образ Деисус под названием Предста Царица, который исполняется в качестве единой иконы с изображением Христа и Богоматери в царственных одеждах, одесную Спасителя также располагается Иоанн Предтеча или популярный на Руси Николай Чудотворец.

Предста Царица, также распространенная на Балканах, там сливается с другим иконографическим образом – Архиерей Великий.

С XIV века Деисус на Руси становится существенным самостоятельным элементом иконографической традиции и получает широкое распространение в различных типах и формах изображения, занимает место не только в рамках высокого иконостаса, но также может изображаться на фресках и иконах в различных частях церквей.

Наиболее старинным считается трехфигурный Деисус (триморф), где изображается Спаситель в царственных одеждах, на троне или стоящим, поддерживающий евангелие левой рукой, правой же благословляющий. Справа от Спасителя располагается Богоматерь в образе Агиосортисса (Заступница), слева – Иоанн Предтеча, которые обращаются с молитвами к Христу. У Богоматери и Иоанна Крестителя могут быть изображены свитки, на которых начертаны их молитвы. Образ Богоматери-Заступницы имеет собственное важное значение – только в этом варианте изображения она предстает без младенца.

Триморф мог исполняться в виде иконы, мозаики, фрески, в качестве трех отдельных изображений или единого.

Яркие примеры трехфигурного Деисуса:

  • Кафоликон монастыря Ватопед – мозаичное изображение X-XI веков;
  • Арбавильский триптих – X век, изображение на слоновой кости;
  • Ставротека Сайданайского монастыря в Сирии – XI век, изображение перегородчатой эмалью;
  • Икона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае отражает классическое изображение Деисуса, связанного с композицией «Страшного Суда».

Большее распространение на Руси получил многофигурный Деисус, где изображаются во множестве святые и небесные посланники, предстательствующие перед Спасителем за человечество. На этом образе святые изображаются в рамках установленного иерархического порядка.

Известен Деисус из пяти фигур Лимбургской ставротеки, где за Богородицей (расположенной слева) предстает архангел Михаил, а за расположенным справа Иоанном Крестителем – архангел Гавриил. Деисус «седмица», представленный, например, на паперти Новгородского Софийского Собора, помимо архангелов, за ними изображает также апостолов Петра и Павла.

С конца четырнадцатого и начала пятнадцатого века в рамках развития иконографии на Руси появляются Деисусы из девяти и более фигур. Иконостас Благовещенского Собора являет за апостолами святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, за ними – великомучеников Дмитрия и Георгия.

Упомянутый Деисус из Успенского Собора во Владимире включает тридцать отдельных икон, изображающих Спасителя, Богоматерь, Иоанна Предтечу, святых и архангелов.

Отдельное прочтение находит Апостольский Деисус, на котором молящими перед Христом изображаются его двенадцать учеников. Этот образ рассматривается не только в контексте Страшного Суда, но также как отражение церкви земной и небесной.

В Апостольский Деисус могут включать или не включать небесных посланников, ангелов и архангелов, апостолы также могут отражаться в полном составе или лишь некоторые из них.

Одно из старейших известных изображений, которое сейчас трактуется как Апостольский Деисус – мозаика апсиды из церкви Сан-Лоренцо, расположенной в Милане (VI век).

В России Апостольский Деисус не был распространен в период расцвета иконографии XIV века, но находит свое воплощение в веке семнадцатом, примером может служить иконостас из церкви Покрова в Филях.

Распространенный на Руси и на Балканах образ Предста Царица (Предста Царица одесную Тебе) или Царский Деисус – изображает Христа на троне в царских одеждах, ему за троном могут сопутствовать архангелы, по правую руку располагается Богородица в царских одеждах и короне, по левую руку – Иоанн Креститель с руками, сложенными в молитве (может быть со свитком молитвы). Спаситель изображается с посохом или жезлом и Евангелием.

Предста Царица считается творением поздней Византийской иконографии, этот образ получил широкое прочтение и на Руси.

Один из первых образов Предста Царица можно найти в македонском монастыре Трескавец (роспись около 1334-1343 годов).

В России известна икона Успенского Собора в Московском Кремле (создана в XIV веке).

В русской иконописной традиции Деисус Предста Царица может выступать малым элементом других изображений. Само название типа относится к литургическому тексту 44-го псалма, по которому имеется истолкование о Богоматери-Царице.

Ангельский Деисус – отдельный образ, на котором по правую и левую руку Христа Эммануила предстают архангелы Михаил и Гавриил.

Все изображения Деисуса также делятся на три большие категории:

  • Оплечный – с изображением головы и плеч святого. Наиболее известный вариант – оплечный Деисус Успенского Собора Московского Кремля;
  • Поясной – с изображением святых по пояс;
  • Тронный – с детальным изображением фигуры на престоле (распространенный вариант для трехфигурного Деисуса);
  • Ростовые – распространенный вариант изображения Деисуса в полный рост, именно такое изображение часто имеют иконостасы Деисуса из нескольких икон.

Триморфы и Апостольские Деисусы в рамках византийской традиции располагались в качестве центрального элемента темплона – архитрава невысокой преграды, которой отделялся алтарь в византийских храмах. Кроме того, разнообразные варианты Деисуса использовались как надвратные иконы и иконостасы, росписи, фрески, элементы алтарных частей и другого церковного убранства.

В России Деисусы в качестве отдельных икон (например, Предста Царица) или иконостасов располагаются в качестве центрального элемента красного угла в домах. При этом в домашних иконостасах образ Иоанна Крестителя часто может заменяться особо почитаемым на Руси образом Николая Чудотворца (Мирликийского).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках оформления церковного убранства по русской традиции, многофигурный Деисус и Деисус-триморф являются центральной частью высокого иконостаса, также отделяющего алтарную область церкви – именуется этот элемент Деисусный чин.

Икона деисус молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here