Троица: что зашифровано на знаменитой иконе Рублева


В воскресенье через 50 дней после Пасхи православные христиане отмечают День Святой Троицы. Это самый важный праздничный день, в который Святой Дух сходит на учеников Христа. Святой Дух — это третья сущность, третья личность, третья природа единого и неделимого Бога. Таким образом, когда Святой Дух сошел на землю, миру была явлена Троица — три Личности Бога, отсюда и название. Главный образ праздника, который переносится в центр церкви в день Святой Троицы, — знаменитая «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублева. Поскольку не все смогут побывать в храме в 2020 году из-за карантина, самое время понять, что же зашифровано в этом шедевре, известном с детства.
Давайте начнем с дизайна иконки. О том, что Бог существует в Троице, впервые было открыто ветхозаветным людям, когда Господь явился Аврааму и его жене Сарре «в дубраве Мамре». «Авраам и Сарра состарились и состарились», — говорится в первой книге Библии, Бытие. Библия описывает, как это произошло. Таким образом, в «трех лицах» Господь явился Аврааму. Авраам встретился с этими «тремя женами» и приготовил для них обед. Он ответил: «Здесь, на сцене». И сказал один из них (фраза «один из них» подчеркнута в библейском тексте, подчеркивая тот факт, что Господь явился в трех формах): «Жена твоя, у нее будет сын». Когда Сарра услышала эти слова Господа, она рассмеялась в сердце своем и сказала. И сказал Господь Аврааму: что смеется Сарра? Есть ли что-нибудь трудное для Господа?» На самом деле, у Авраама и Сарры в назначенное время родился сын Исаак. Как Бог и обещал Аврааму, от Исаака родился великий народ, а от потомков Исаака родился Иисус Христос.
Ветхозаветная Троица точно изображает Святую Троицу, явившуюся Аврааму и Сарре в дубраве у Мамре. Затем за ангелом в центре виден сам дуб.
Троицу» Люброва называют теологией в цвете. Ведь завершенная визуальная форма славного образа говорит на языке изобразительного искусства о нематериальной и неделимой субстанции Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. . В праздник Святой Троицы верующие вспоминают, что полнота всех трех степеней Творца явилась нам в этом мире. И главный образ праздника невероятным образом раскрывает перед нами, зачастую богословски настроенными людьми, самое сложное предположение — о неделимости и одновременно неразделимости всех трех божественных личностей.
Но как Андрей Рублев добился этого? Вот что пишет об этом ученый Борис Раушенбах, автор труда «Перед Святой Троицей», создатель космической спутниковой системы позиционирования и исследователь древнерусских икон. ‘В долюблевские времена все образы Святой Троицы изображались по типу, известному как авраамическое гостеприимство. Изображалась не только Святая Троица, но и забота Авраама и Сарры о своих любимых гостях, а иногда даже заклание тельца. Молодой человек Это сразу уменьшило полученный образ и приблизило его к повседневной жизни. Он представлял собой не верхний мир, а подземное царство, посещаемое Богом. Здесь следует отметить композицию, в которой он изобразил Святую Троицу. Три ангельские фигуры присутствовали перед Любровью, но отсутствие Авраама и Сарры очень легко объяснимо. Не было достаточно места, чтобы представить их. Как только размер изображений святилища увеличивался, Авраам и Сарра всегда выходили вперед».
Кроме того, ученый Раушенбах делает очень важный вывод: «Святилище — это место, где люди всего мира могут быть вместе. Уберите все со стола. На столе больше нет «столовых приборов» от нескольких едоков — это уже не общая трапеза, которая может объединить членов общины, а причастие, которое не объединяет. Рублеву удалось сделать доктрину Троицы полностью понятной в медитативных образах. В до-люблевские времена изображение должно было иметь комментатора, который объяснял бы и дополнял изображение как содержание с точки зрения. Присутствие доктринального воплощения всегда отсутствовало. Здесь впервые такой комментатор оказался ненужным.
Появление Троицы у Люброва было не результатом постепенного развития, а скачком (актом озарения?). Давайте сделаем первый вывод, вспомнив заявление Раушенбаха о том, что это было У Люброва нет ничего лишнего, все работает на то, чтобы поднять картину от изображения конкретной ситуации — явления трех ангелов Аврааму и Сарре в дубраве Мамре — к художественному проникновению в тайну. Тайна предсуществования Бога. Тайна Божественной Троицы . Все трое сидят за столом и молча разговаривают. Единство соединяет их. Они трое, но в то же время едины. Непостижимый, но в то же время Абсолютный, Истинный, Безусловный.
Теперь давайте рассмотрим иконы. Начнем с самого очевидного наблюдения: три изображенных ангела полностью идентичны. Между ними нет видимой разницы — таким образом, мы ощущаем то, что богословы формулируют как «единство трех сущностей, трех личностей Бога», их неделимость и неразделимость.


Теперь перейдем к композиции. Это очень интересно. Композиция изображения следует за началом круга, и идея видения Святой Троицы также движется внутри круга. Точнее говоря, мы как будто застряли в круге. Этот круг объединяет трех ангелов Святой Троицы, которые не могут быть разделены.
На светлом (первоначально золотом) фоне три ангела сидят вокруг стола с чашами на нем. Ангел в центре доминирует над другими ангелами, за его спиной — дерево, за ангелом справа — гора, за ангелом слева — комната. Головы ангелов склоняют свои головы в безмолвном разговоре. Их лица похожи — как будто одно и то же лицо изображено в трех вариантах. Общая композиция вписана в систему концентрических кругов, находящихся в ореоле. Крылья, движение рук ангела и все эти круги сходятся в центре изображения, где изображена колба, а в точке жертвоприношения — колба, которая является головой тельца.
Перед нами не просто трапеза, а евхаристическая трапеза, в которой приносится искупительная жертва. Ангел в центре благословляет чашу, ангел, сидящий справа, принимает ее, а ангел, сидящий слева, благословляет ее, как бы предлагая ее ангелу с другой стороны. Главный смысл этой картины ясен — в глубине Святой Троицы есть совет о спасении человечества», — утверждает искусствовед Ирина Языкова.
А вот что мы читаем у богослова профессора Леонида Успенского Он стоит на белом столе, словно на троне. Жертвенная чаша, занимающая центральное место в смысле и композиции изображения, одинакова для всех трех ангелов.
И здесь — предупреждаю вас! — Удивляйтесь. Обычно на иконах одна из фигур всегда смотрит на молящегося человека. Например, если Богомладенец видит Богородицу, то сама Мария видит не своего сына, а нас, верующих, отвечающих на наш взгляд. Он сталкивается с ней в молитве. Это принцип иконографии. Образ втягивает поклоняющегося в свое пространство. В Рублеве этот закон нарушен. Почему; почему;
Все ангелы в «Триаде Рублева» не просто так являются Антихристом. Замкнутый круг общения, когда ангелы наклоняются друг к другу и к чаше, когда даже их взгляды образуют круг… Таким образом, человек, стоящий перед изображением, втягивается в него, и его взгляд непроизвольно фокусируется на изображении. Потир — жертвенная чаша. Центр. Это главное. А для нас эта картина открывает еще одну тайну Бога — тайну бесконечной любви Бога к нам. В конце концов, именно из любви к нам, людям, Бог посылает в наш мир Своего единственного Сына — жертву, которая искупает человечество, жертву, которая выкупает человечество из плена греха. Конечно, чтобы увидеть такую глубину в лубровском изображении Триады, нужно хотя бы немного знать образную систему иконописи. Однако следующие открытия может сделать каждый, кто обратит внимание на свои органы чувств. Каждый, кто когда-либо останавливал взгляд на Святой Троице, бессознательно замечал ощущение покоя, прикосновения к вечности, потусторонней природы образа. Этому есть причина. Это иллюстрация того факта, что три Лица Троицы существовали всегда, иллюстрация их предвечного положения.
Но «всегда» — это категория времени, а время очень трудно передать средствами, доступными изобразительному искусству. Здесь возможны только косвенные методы», — пишет Борис Раушенбах. -Люблев использует эту особенность очень умно и успешно. Прибегая ко всем возможным средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, покоя и прерывания времени. Этому способствует тот факт, что ангелы разговаривают тихо. Ведь нормальный разговор требует словесных высказываний и времени, а в изображении Рублевым этого разговора время включено в картину. В спокойном разговоре происходит обмен образами и чувствами, а не словами. Это происходит потому, что эмоции возникают в момент и могут длиться сколь угодно долго.
Неудивительно, что возникли такие понятия, как «молниеносная любовь» и «вечная любовь». То же самое относится и к изображениям. Мы сразу представляем себе красивые пейзажи. Попытка передать любовь и пейзажи словами требует времени, а слова не могут адекватно передать такие нежные чувства, как любовь. В этом смысле образы и эмоции всегда богаче и ярче слов. В результате комбинации средств, использованных Рублевым, три ангела сидят и разговаривают бесконечно долго и, кажется, сидят так же долго. Они находятся вне суеты человеческого мира — они вечны. Но вечное время не течет, все вечно. То, что вечно, действительно первозданно и будет существовать всегда», — заключают ученые.
Конечно, одного просмотра фотографий недостаточно. Взглядом праздного любителя искусства и взглядом искусствоведа. Только молитвенный подход может приблизить нас к этой великой тайне. Эта тайна по милости Божией была однажды открыта святому иконописцу Андрею Рублеву.
