Троица: что зашифровано на знаменитой иконе Рублева


В воскресенье через 50 дней после Пасхи православные христиане отмечают День Святой Троицы. Это самый важный праздничный день, в который Святой Дух сходит на учеников Христа. Святой Дух — это третья сущность, третья личность, третья природа единого и неделимого Бога. Таким образом, когда Святой Дух сошел на землю, миру была явлена Святая Троица — Троица Божья, отсюда и название. Главный образ праздника, который переносится в центр церкви в день Святой Троицы, — знаменитая «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублева. Поскольку не все смогут побывать в храме в 2020 году из-за карантина, самое время понять, что же зашифровано в этом шедевре, известном с детства.
Давайте начнем с дизайна иконки. О том, что Бог существует в Троице, впервые было открыто ветхозаветным людям, когда Господь явился Аврааму и его жене Сарре «в дубраве Мамре». «Авраам и Сарра состарились и состарились», — говорится в первой книге Библии, Бытие. Библия описывает, как это произошло. Таким образом, в «трех лицах» Господь явился Аврааму. Авраам встретился с этими «тремя женами» и приготовил для них обед. Он ответил: «Здесь, на сцене». И сказал один из них (фраза «один из них» подчеркнута в библейском тексте, подчеркивая тот факт, что Господь явился в образе троих): «Жена твоя, у нее будет сын». Когда Сарра услышала эти слова Господа, она рассмеялась в сердце своем и сказала. И сказал Господь Аврааму: что смеется Сарра? Есть ли что-нибудь трудное для Господа?» На самом деле, у Авраама и Сарры в назначенное время родился сын Исаак. Как Бог и обещал Аврааму, от Исаака родился великий народ, а от потомков Исаака родился Иисус Христос.
Ветхозаветная Троица точно изображает Святую Троицу, явившуюся Аврааму и Сарре в дубраве у Мамре. Затем за ангелом в центре виден сам дуб.
Троицу» Люброва называют теологией в цвете. Ведь завершенная визуальная форма славного образа говорит на языке изобразительного искусства о нематериальной и неделимой субстанции Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. . В праздник Святой Троицы верующие вспоминают, что полнота всех трех степеней Творца явилась нам в этом мире. А главный образ праздника невероятным образом раскрывает перед нами, зачастую богословски несформированными, самое сложное предположение — о неделимости и одновременно неразделимости всех трех божественных Личностей.
Но как Андрей Рублев добился этого? Вот что пишет об этом ученый Борис Раушенбах, автор труда «Перед Святой Троицей», создатель системы управления ориентацией космических спутников, а также исследователь древнерусских икон. ‘В долюблевские времена все образы Святой Троицы изображались по типу, известному как авраамическое гостеприимство. Изображалась не только Святая Троица, но и забота Авраама и Сарры о своих любимых гостях, а иногда даже заклание тельца. МОЛОДЕЖЬ Это сразу уменьшило получившийся образ и приблизило его к повседневной жизни — он представлял не мир вверху, а мир внизу, который посещал Бог. Здесь он очень легко может объяснить отсутствие Авраама и Сарры, хотя эти три ангельские фигуры существовали и до Люброва. Не было достаточно места, чтобы представить их. Как только размер изображений святилища увеличивался, Авраам и Сарра всегда были впереди».
Кроме того, ученый Раушенбах делает очень важный вывод: «Святилище — это место, где люди мира могут быть вместе, а люди мира — вместе. Уберите все со стола. На столе больше нет «столовых приборов» от нескольких едоков — это уже не общая трапеза, которая может объединить членов общины, а причастие, которое не объединяет. Рублеву удалось сделать доктрину Троицы полностью понятной в медитативных образах. В до-люблевские времена изображение должно было иметь комментатора, который объяснял бы и дополнял изображение как содержание с точки зрения. Присутствие доктринального воплощения всегда отсутствовало. Здесь впервые такой комментатор оказался ненужным.
Появление Троицы у Люброва было не результатом постепенного развития, а скачком (актом озарения?). Давайте сделаем первый вывод, вспомнив заявление Раушенбаха о том, что это было У Люброва нет ничего лишнего, все работает на то, чтобы поднять картину от изображения конкретной ситуации — явления трех ангелов Аврааму и Сарре в дубраве Мамре — к художественному проникновению в тайну. Тайна предсуществования Бога. Тайна Божественной Троицы . Все трое сидят за столом и молча разговаривают. Единство соединяет их. Они трое, но в то же время едины. Необъяснимый, но в то же время абсолютный, истинный и безусловный.
Теперь давайте рассмотрим иконы. Начнем с самого очевидного наблюдения: три изображенных ангела полностью идентичны. Между ними нет видимой разницы. Таким образом, мы имеем представление о том, что богословы сформулировали как «единство трех сущностей, трех личностей Бога», то есть об их неразрывной и неделимой связи.


Теперь перейдем к композиции. Это очень интересно. Композиция изображения следует за началом круга, и идея видения Святой Троицы также движется внутри круга. Точнее говоря, мы как будто застряли в круге. Круг объединяет трех ангелов Святой Троицы, которую невозможно разделить.
На светлом (первоначально золотом) фоне три ангела сидят вокруг стола с чашами на нем. Ангел в центре доминирует над другими ангелами, за его спиной — дерево, за ангелом справа — гора, за ангелом слева — комната. Головы ангелов склоняют свои головы в безмолвном разговоре. Их лица похожи — как будто одно и то же лицо изображено в трех вариантах. Общая композиция вписана в систему концентрических кругов, находящихся в ореоле. Крылья, движение рук ангела и все эти круги сходятся в центре изображения, где изображена колба, а в точке жертвоприношения — колба, которая является головой тельца.
Перед нами не просто трапеза, а евхаристическая трапеза, в которой приносится искупительная жертва. Ангел в центре благословляет чашу, ангел, сидящий справа, принимает ее, а ангел, сидящий слева, благословляет ее, как бы предлагая ее ангелу с другой стороны. Главный смысл этой картины ясен — в глубине Святой Троицы есть совет по спасению человечества», — утверждает искусствовед Ирина Языкова.
А вот что мы читаем у богослова профессора Леонида Успенского Как трон, он стоит на белом столе. Жертвенная чаша занимает центральное место в значении и композиции изображения, соответствуя всем трем ангелам.
И здесь — предупреждаю вас! — Удивляйтесь. Обычно на иконах одна из фигур всегда смотрит на молящегося человека. Например, если Богомладенец видит Богородицу, то сама Мария видит не своего сына, а нас, верующих, отвечающих на наш взгляд. Он сталкивается с ней в молитве. Это принцип иконографии. Образ втягивает поклоняющегося в свое пространство. В Рублеве этот закон нарушен. Почему; почему;
Все ангелы в «Триаде Рублева» не просто так являются Антихристом. Замкнутый круг общения, когда ангелы наклоняются друг к другу и к чаше, когда даже их взгляды образуют круг… Таким образом, человек, стоящий перед изображением, втягивается в него, и его взгляд непроизвольно фокусируется на изображении. Потир — жертвенная чаша. Центр. Это главное. А для нас эта картина открывает еще одну тайну Бога — тайну бесконечной любви Бога к нам. В конце концов, именно из любви к нам, людям, Бог посылает в наш мир Своего единственного Сына — жертву, которая искупает человечество, жертву, которая выкупает человечество из плена греха. Конечно, чтобы увидеть такую глубину в лубровском изображении Триады, нужно хотя бы немного знать образную систему иконописи. Однако следующие открытия может сделать каждый, кто обратит внимание на свои органы чувств. Каждый, кто когда-либо останавливал взгляд на Святой Троице, бессознательно замечал ощущение покоя, прикосновения к вечности, потусторонней природы образа. Этому есть причина. Это иллюстрация того факта, что три Лица Троицы существовали всегда, иллюстрация их предвечного положения.
Но «всегда» — это категория времени, а время очень трудно передать средствами, доступными изобразительному искусству. Здесь возможны только косвенные методы», — пишет Борис Раушенбах. -Люблев использует эту особенность очень умно и успешно. Прибегая ко всем возможным средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, покоя и прерывания времени. Этому способствует тот факт, что ангелы разговаривают тихо. Ведь нормальный разговор требует словесных высказываний и времени, а в изображении Рублевым этого разговора время включено в картину. В спокойном разговоре происходит обмен образами и чувствами, а не словами. Это происходит потому, что эмоции возникают в момент и могут длиться сколь угодно долго.
Неудивительно, что возникли такие понятия, как «молниеносная любовь» и «вечная любовь». То же самое относится и к изображениям. Мы сразу представляем себе красивые пейзажи. Попытка передать любовь и пейзажи словами требует времени, а слова не могут адекватно передать такие нежные чувства, как любовь. В этом смысле образы и эмоции всегда богаче и ярче слов. В результате комбинации средств, использованных Рублевым, три ангела сидят и разговаривают бесконечно долго и, кажется, сидят так же долго. Они находятся вне мира занятых, спешащих людей — они вечны. Но вечность не течет, все вечно. То, что вечно, действительно первозданно и будет существовать всегда», — заключает ученый.
Конечно, одного просмотра фотографий недостаточно. Взглядом праздного любителя искусства и взглядом искусствоведа. Только молитвенный подход может приблизить нас к этой великой тайне. Эта тайна по милости Божией была однажды открыта святому иконописцу Андрею Рублеву.

