О Тебе радуется
Image reproduced from: Wisdom the Wisdom of God.Exhibition of Russian iconography of the 13th-19th centuries from the collections of Russian museums: catalogue. Москва: Радуница, 2000.

Художественная школа или центр: Псков.
Последняя четверть XV века.
- Выставка 1960 года: вторая половина XIV века.
- Антонова, Мнева 1963: вторая половина XIV в.
- Святая София Божественной Премудрости 2000: конец XV века.
Дар Покровского монастыря в Суздали Государственному Третьяковскому художественному музею в 1930 году (1651).
- = Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи с 11 по начало 18 века. Опыты исторической и художественной классификации. В 2 томах.
- = Мудрость Божьей мудрости. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний российских музеев: каталог.
¦ 148. «Он радует тебя».
Конец 14-го века. Псковская школа 1 .
1 Цветовая гамма изображения и богатая позолота одежды характерны для псковской школы.
В верхней половине композиции белое небо образует полукруг с зелеными райскими деревьями, красными фруктами, порхающими красными птицами и возвышающимся пятиугольником оливкового цвета с красным и синим куполами. Перед храмом стоит группа ангелов. Они окружают трон Богоматери с ее детьми, вписанный в темно-синий круг славы в графическом изображении серафимов (цвет лайма). Ниже изображен ряд святых, восхваляющих Богородицу на фоне сочных зеленых холмов. У ног Богородицы стоит Иоанн Дамаскин, держа в руках развернутый папирус. Текст на папирусе гласит: «Все радуются с тобой». В основе окраски лежат киноварь, черный, белый и золотой цвета, а также оливковый, синий, сине-зеленый и изумрудно-зеленый. Окраска — сильно обесцвеченный оливковый солнечный киль с мягким рисунком. Одежда фигуры покрыта богатым налетом чистого золота (assistum). Фон позолоченный с золотым декором в виде четырехлепестковой розы2 . Композиция обрамлена широкой вермилиевой рамой, по углам которой золоченым штампом выбиты пояса с изображением Иоанна Крестителя, Иоанна Изящного 3 и Анастасии (четвертая фигура в левом нижнем углу не сохранилась). Надпись в верхней части гласит. Слава Богородице» 4 .
2 Подобное украшение находится на нимбе псковской иконы (№ 155) со знаком Богородицы. Такой же декор сохранился на рельефе иконы Святого Николая 14 века в церкви Святого Николая. Исследование псковской кожи (см. № 142).
3 Изображение двух Иоаннов на полях образа указывает на то, что имя покровителя образа — Иоанн. Предположительно, это Иоанн, епископ Суздальский, который был рукоположен в епископы в 1350 году и умер в 1373 году.
4 Композиция описывает гимн такими словами: «Благословенна ты, все творение, собрание ангелов и человечества, радуйся священный храм и небеса речи». Первоначально такая икона, судя по надписям на описанных иконах, называлась «Вожжи Богородицы». В более позднее время, судя по надписи на изображении XV-XVII веков, композиция называлась «Радость твоя». Название «Слава Богоматери» было дано другой сцене, изображающей возведенную на престол Богоматерь в окружении пророков (см. описание № 90). Слово «хвала» относится к короткому гимну.
Доски — липа, без ковчега, нагели — сосна, с насечками и проколом. Паволок Грубая, толстая крученая пряжа. Лукас, яичная темпера. 60 x 48.
Произведено Покровским монастырем в Суздали.


Опубликовано Государственным Русским музеем.
Поступила в 1930 году. 12879 ¦
¦ 57. «Он доволен тобой».
Конец 15 века. Псков. Дерево, темпера. 60 × 48. из Покровского монастыря Суздали, Государственная Третьяковская галерея, инв. 12879.
Псковская икона «О Тебе радуется» — одно из самых ранних дошедших до нас русских изображений такой иконы. Литературной основой для темы этой картины послужил текст гимна Октоих (Литургия восьмого гласа Утрени Воскресения). , «Небо Слова», «Дева Вождь, потом Бог стал плотью и родился ребенок» (каталог № 58). Автором гимна «Слава» считается византийский богослов и автор гимнов Иоанн Дамаскин (ок. 675-753 гг.). В русской литургической практике полный текст гимна исполняется во время евхаристического обряда Великого Василия, когда священнослужители молятся тайной заступнической молитвой у святого алтаря и последовательно читают все степени святости.
Композиция изображения, основные элементы которого соответствуют словам гимна, является визуальной метафорой «небесного Иерусалима», где непрерывно продолжается вечный труд праведников. Композиция образа запечатана полукругом небес («Твое чрево шире небес»). В верхней части композиции Богоматерь восседает на троне на фоне пятиугольного храма, окруженного деревьями со «славной» райской птицей, и благословляет младенца Христа обеими руками («Святая Церковь, рай Слова»). Трон окружен собором архангелов во главе с Михаилом (изображен в воинских доспехах и с мечом) и Гавриилом (изображен в далматинских доспехах и с зеркалом). В нижней части композиции изображено «Человечество», восхваляющее Богоматерь, расположенное по степеням святости. У подножия трона стоит Иоанн Дамаскин, автор гимна, и держит в руках папирус с первым стихом гимна. Справа и слева от него — праведницы и мученицы, а внизу — преподобный отец и отшельники, святые, первосвященники, пророки, апостолы и Богородица в похвалу мученикам.
Сложный иконографический замысел связан со славой Богоматери, потому что она послужила великой тайне воплощения, давшей миру Спасителя («и от Нее Бог воплотился, и родилось дитя»). Как живой храм мудрости, Дева Мария прославляется как образец грядущего спасения. По мнению некоторых ученых, появление иконографии «Радуйся в Единстве» связано с развитием эсхатологического настроения, связанного с ожиданием конца света, начиная с седьмого тысячелетия.
1 Леонид Нерсесян (Нерсесян Л. В. О происхождении и символическом содержании «О тебе радуется» // Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь. Андрей Николаевич Грабарь (1896-1990). Санкт-Петербург. 1999. С. 380-398).
Литература.
- Выставка 1960 г.1119 М.9-3 600-летие со дня рождения Андрея Рублева: каталог. — Москва: Академия художеств СССР, 1960. 19, 29 стр.
- Антонова, Мнева 1963.181 М.1-6 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII века. Опыт классификации антикварного искусства. 2 тома / Государственный Третьяковский художественный музей. — Москва: Искусство, 1963. — Vol. 1, no. 148, pp. 189-190, figs. 107-108.
- Псковский снимок 1990 года. 113 М. 8-1 Иконы Пскова XIII-XVI века: Альбом. — Л.: Аврора, 1990. — нет. 37, pp. 300-301.
- Лазарев, 2000/1. 9 M.7-6 Лазарев, В. Н. Русская иконопись от начала до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. 78-79.
- Премудрость Божия 2000.37 З.7-1 Премудрость Божия. выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний российских музеев: каталог. — Москва: Радуница, 2000. 57, pp. 174-175.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите текст с помощью мыши и нажмите Ctrl+Enter. Администратору сайта будет отправлено сообщение об ошибке. |
Авторское право © Все права защищены. Полное или частичное воспроизведение материала в коммерческих целях запрещено.

