Троица: что зашифровано на знаменитой иконе Рублева


В воскресенье через 50 дней после Пасхи православные христиане отмечают День Святой Троицы — самый важный праздник сошествия Святого Духа на учеников Христа. Святой Дух — это третья сущность третьей личности, третьего человека, единого неделимого Бога. Таким образом, когда Святой Дух сошел на землю, миру была явлена Святая Троица — все три Личности Бога, отсюда и название. Главный образ праздника, который переносится в сердце церкви в день Святой Троицы, — знаменитая «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублева. Поскольку не все смогут посетить храм в 2020 году из-за карантина, самое время разобраться, что же зашифровано в этом шедевре, известном нам с детства.
Давайте начнем с дизайна иконки. О том, что Бог существует в трех лицах, впервые было открыто ветхозаветным людям, когда Господь явился Аврааму и его жене Сарре «в дубраве Мамре». В первой книге Библии, Бытие, говорится: «Авраам и Сарра преуспевали в летах. Далее Библия описывает, как это произошло. Авраам «поднял глаза свои и посмотрел, и увидел трех человек, стоящих перед ним». Таким образом, вместе с «тремя мужами» Господь явился Аврааму. Авраам встретил этих «трех жен» и приготовил для них обед, а они спросили Авраама: «Где жена твоя Сарра?». Он ответил: «Вот сцена». ‘ И сказал один из них (слова «один из них» подчеркнуты в библейском тексте, что подчеркивает тот факт, что Господь являлся втроем): «Я буду с тобой снова в следующем году в это время, и Сарра, жена твоя, у нее сын». Когда Сарра услышала эти слова Господа, она внутренне рассмеялась и сказала: «Буду ли я иметь это утешение, когда состарюсь? Тогда Господь сказал Аврааму: «Почему смеялась Сарра? Есть ли что-нибудь трудное для Господа?» И действительно, в назначенное время у Авраама и Сарры родился сын Исаак. От него родился великий народ, как Бог обещал Аврааму, а от потомства Исаака родился Иисус Христос.
Ветхозаветная Троица» точно описывает явление Святой Троицы Аврааму и Сарре в дубраве у Мамре. А сам дуб виден за центральным рогом.
Троицу» Рублева называют теологией цвета. Законченная визуальная форма наглядного изображения говорит на языке изобразительного искусства о бестелесной и неделимой субстанции трех лиц Святой Троицы (Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа), об их единой сущности. В праздник Святой Троицы верующие вспоминают, что полнота всех трех Лиц Творца явилась нам в этом мире. И главный образ праздника каким-то невероятным образом раскрывает нам, часто богословски посвященным людям, самое сложное предположение — о нераздельности всех трех лиц Бога, а также неделимости.
Но как Андрей Рублев добился этого? Вот что пишет об этом ученый Борис Раушенбах, автор труда «Перед Святой Троицей», создатель космической спутниковой системы позиционирования и исследователь древнерусских икон. ‘В долюблевские времена все образы Святой Троицы изображались по типу, известному как авраамическое гостеприимство. Изображалась не только Святая Троица, но и забота Авраама и Сарры о своих любимых гостях, а иногда даже заклание тельца. Молодой человек Это сразу же уменьшило полученный образ и приблизило его к повседневной жизни. Он представлял собой не верхний мир, а подземный мир, посещаемый Богом. Здесь следует отметить композицию, в которой он изобразил Святую Троицу. Три ангельские фигуры присутствовали перед Любровью, но отсутствие Авраама и Сарры очень легко объяснимо. Не было достаточно места, чтобы представить их. Как только размер изображений святилища увеличивался, Авраам и Сарра всегда выходили вперед».
Кроме того, ученый Раушенбах делает очень важный вывод: «Святилище — это место, где люди всего мира могут быть вместе. Уберите все со стола. На столе больше нет «столовых приборов» от нескольких едоков — это уже не общая трапеза, которая может объединить членов общины, а причастие, которое не объединяет. Рублеву удалось сделать доктрину Троицы полностью понятной в медитативных образах. В до-люблевские времена изображение должно было иметь комментатора, который объяснял бы и дополнял изображение как содержание с точки зрения. Присутствие доктринального воплощения всегда отсутствовало. Здесь впервые такой комментатор оказался ненужным.
Появление Троицы у Люброва было не результатом постепенного развития, а скачком (актом озарения?). Давайте сделаем первый вывод, вспомнив заявление Раушенбаха о том, что это было У Люброва нет ничего лишнего, все работает на то, чтобы поднять картину от изображения конкретной ситуации — явления трех ангелов Аврааму и Сарре в дубраве Мамре — к художественному проникновению в тайну. Тайна предсуществования Бога. Тайна Божественной Троицы . Все трое сидят за столом и молча разговаривают. Единство соединяет их. Они трое, но в то же время едины. Непостижимый, но в то же время Абсолютный, Истинный, Безусловный.
Теперь давайте рассмотрим иконы. Начнем с самого очевидного наблюдения: три изображенных ангела полностью идентичны. Между ними нет видимой разницы. Таким образом, мы имеем представление о том, что богословы сформулировали как «единство трех сущностей, трех личностей Бога», то есть об их неразрывной и неделимой связи.


Теперь перейдем к композиции. Это очень интересно. Композиция изображения следует за началом круга, и идея видения Святой Троицы также движется внутри круга. Точнее говоря, мы как будто застряли в круге. Круг объединяет трех ангелов Святой Троицы, которую невозможно разделить.
На светлом (первоначально золотом) фоне три ангела сидят вокруг стола с чашами на нем. Ангел в центре доминирует над другими ангелами, за его спиной — дерево, за ангелом справа — гора, за ангелом слева — комната. Головы ангелов склоняют свои головы в безмолвном разговоре. Их лица похожи — как будто одно и то же лицо изображено в трех вариантах. Общая композиция вписана в систему концентрических кругов, находящихся в ореоле. Крылья, движение рук ангела и все эти круги сходятся в центре изображения, где изображена колба, а в точке жертвоприношения — колба, которая является головой тельца.
Перед нами не просто трапеза, а евхаристическая трапеза, в которой приносится искупительная жертва. Ангел в центре благословляет чашу, ангел, сидящий справа, принимает ее, а ангел, сидящий слева, благословляет ее, как бы предлагая ее ангелу с другой стороны. Главный смысл этой картины ясен — в глубине Святой Троицы заключен совет о спасении человечества», — утверждает искусствовед Ирина Языкова.
А вот что мы читаем у богослова профессора Леонида Успенского Он стоит на белом столе, словно на троне. Жертвенная чаша, занимающая центральное место в смысле и композиции изображения, одинакова для всех трех ангелов.
И здесь — предупреждаю вас! — Удивляйтесь. Обычно на иконах одна из фигур всегда смотрит на молящегося человека. Например, если Богомладенец видит Богородицу, то сама Мария видит не своего сына, а нас, верующих, отвечающих на наш взгляд. Он сталкивается с ней в молитве. Это принцип иконографии. Образ втягивает поклоняющегося в свое пространство. В Рублеве этот закон нарушен. Почему; почему;
Все ангелы в «Триаде Рублева» не просто так являются Антихристом. Замкнутый круг общения, когда ангелы наклоняются друг к другу и к чаше, когда даже их взгляды образуют круг… Таким образом, человек, стоящий перед изображением, втягивается в него, и его взгляд непроизвольно фокусируется на изображении. Потир — жертвенная чаша. Центр. Это главное. А для нас эта картина открывает еще одну тайну Бога — тайну бесконечной любви Бога к нам. В конце концов, именно из любви к нам, людям, Бог посылает в наш мир Своего единственного Сына — жертву, которая искупает человечество, жертву, которая выкупает человечество из плена греха. Конечно, чтобы увидеть такую глубину в лубровском изображении Триады, нужно хотя бы немного знать образную систему иконописи. Однако следующие открытия может сделать каждый, кто обратит внимание на свои органы чувств. Каждый, кто когда-либо останавливал взгляд на Святой Троице, бессознательно замечал ощущение покоя, прикосновения к вечности, потусторонней природы образа. Этому есть причина. Это иллюстрация того факта, что три Лица Троицы существовали всегда, иллюстрация их предвечного положения.
Но «всегда» — это категория времени, а время очень трудно передать средствами, доступными в изобразительном искусстве. Здесь возможны только косвенные методы», — пишет Борис Раушенбах. — Рублев очень хорошо использует эту возможность. Используя все доступные ему средства (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, неподвижности и застывшего времени. Этому способствует тот факт, что ангелы разговаривают тихо. Ведь нормальный разговор требует словесных высказываний, которые требуют времени, а в изображении Любревым этого разговора время включено в картину. В спокойном разговоре происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Это связано с тем, что эмоции возникают временно и могут длиться сколь угодно долго.
Не зря возникли такие понятия, как «молниеносная любовь» и «вечная любовь». То же самое относится и к изображениям, которые могут сразу вызвать в воображении красивые пейзажи. Попытка передать любовь или пейзаж словами требует времени, а слова не могут адекватно передать тонкое чувство любви. В этом смысле образы и чувства всегда богаче и ярче слов. В результате сочетания средств, которые использует Любров, кажется, что три ангела сидят и бесконечно разговаривают. Они находятся за пределами занятого и суетливого мира людей — они вечны. Но в вечности время не проходит, все вечно. То, что вечно, становится тем, что действительно первично и вечно присутствует», — заключают исследователи.
Конечно, недостаточно просто смотреть на картину — взглядом ленивого любителя искусства, взглядом искусствоведа. Единственный способ подойти к этой великой тайне, открывшейся святому иконописцу Андрею Рублеву по милости Божией, — это молитвенный подход.
