Икона вознесения господня

Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси

Вознесение Господне, отмечаемое через 40 дней после Пасхи, — один из древнейших христианских праздников, установленный, по-видимому, в IV веке. Великие отцы Церкви, святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, были авторами первых проповедей о Вознесении, а блаженный Августин упоминает о всеобщем праздновании этого дня в своих трудах (1).

Эта смесь выедает грибок после первого использования! Пишите простой рецепт: смешайте обычный...
7 часов назад
Хитрый способ избавиться от грибка раз и навсегда! Возьмите советский...
6 часов назад

Иконография Вознесения исходит из текстов Евангелий и Деяний апостолов. Первые сохранившиеся изображения Вознесения относятся к V веку.

Бамбергский аволиум. Слоновая кость начала 5 века. Мюнхен.

Бляшки из слоновой кости, вырезанные в Мюнхене, так называемый Бамбергский аболиум, датируются примерно 400 годом. Главная сцена здесь — образ молодого бородатого Христа с папирусом в руке и женщины с благовониями, подходящей к Святой могиле. Она взбирается на гору к небу. Из некоторых облаков видна правая рука Бога, которая, кажется, «тянет» Спасителя в небо. Движения Христа весьма увлекательны. Его левая нога согнута, а правая находится далеко позади. У подножия ступеней холма, на который поднимается Иисус, изображены двое мужчин, стоящих на коленях. Описанная композиция по-разному интерпретировалась учеными. Известный византинист Н.П. Кондаков считает, что на ней не изображено вознесение, как утверждал Н.В. Покровского, но в самый момент воскресения Христа 2. Он истолковал фигуры у подножия горы как изображение двух павших римских стражников, а не учеников Господа, которых должно было быть двенадцать. Однако стоит отметить, что христианское искусство не изображает самый важный момент в истории евангелизма — момент воскресения. Н.В. Далее Покровский убедительно интерпретировал изображенное на доске Вознесение как буквальное изображение Деяний апостолов. Там описывается воскресение и вознесение Иисуса. Этот Иисус был воскрешен Богом. Мы все являемся свидетелями этого. Поэтому мы вознесены одесную Бога…». (Деяния 2:32-33). (Деяния 2:32-33) 3. Такие изображения Вознесения очень распространены в западно-христианском средневековом искусстве. Возможно, потому, что латинские слова «вознесение» и «восхождение» символизируются одним словом: «Ascension».

Вознесение Господне. Деталь с резной двери церкви Санта Сабина в Риме, V век.

Другим древним примером иконографии Вознесения является одна из сцен на резной деревянной двери базилики Санта Сабина в Риме (V век). Он полон раннехристианской символики и имеет особый доктринальный характер. Юный Спаситель, держащий в левой руке папирус, изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном как бы из лавровых ветвей. На его боку расположены большие буквы a (альфа) и omega (омега), отсылающие к тексту Откровения Иоанна Богослова, где Господь говорит: «Я есмь альфа и омега, начало и конец» (Откровение 1:8). Вокруг нимба Христа изображен символ Святого Евангелиста с небесным светильником и двумя учениками, стоящими перед Ним под куполом и обходящими крест над головой изображенной между ними женщины. О присутствии Божьей Матери во время вознесения ее Сына в Евангелисте не говорится, но ее образ отныне будет занимать центральное место во всех будущих изображениях этого праздника как знак воскресения Христа во плоти и костях, рожденного от Девы. Следует также отметить, что апостол Петр и апостол Павел вместе являются свидетелями вознесения Господа на небо. Это противоречие с исторической действительностью не смущало художника, поскольку он создал символический образ новозаветной апостольской церкви, основанной на земле прежде всего Спасителем и вверенной апостолам после Его Вознесения.

Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия от Лабры. 586 Библиотека Лоренцо, Флоренция.

Высокоразвитая иконография Вознесения из сирийского Евангелия Раббулы (586) подчеркивает триумфальный характер этого события и его связь со Вторым пришествием Господа. Богоматерь стоит в центре, по бокам от нее стоят две ангельские фигуры, одетые в белое. Правая рука ангела, ведущего группу апостолов, кажется говорящей, а ангел слева показывает Христа, возносящегося во славе. Это прямая иллюстрация к тексту Деяний святых апостолов. И когда они шли к небу, а Он восходил, вдруг явились им два человека в белой одежде и сказали. Люди Галилеи! Почему вы стоите и смотрите в небо? Сей Иисус, Которого вы взяли на небо, придет таким же образом, как вы видели Его входящим на небо». (Деяния 1:10-11). Эсхатологическое значение композиции подчеркивается образом тетраморфа с огненными колесами под славой Христа, описанного в ветхозаветных пророческих текстах (см. Иезекииль 1:4-25) и в Откровении (ср. (Откровение 4: 7-8).

На одной из ампул для паломников, хранящейся в своде собора Монцы (6-7 век), Христос, рожденный ангелом, изображен сидящим на троне, в то время как на приведенном выше памятнике он изображен стоящим. В более поздние периоды Спасителя чаще изображали сидящим на радуге.

Вознесение Господне. Середина XI века. Фреска в Спасо-Преображенском соборе Милоджского монастыря в Пскове.

В монументальных росписях Вознесение находится на куполе уже с раннехристианских времен. Д.В. профессор Эйнаров считал, что самое раннее изображение праздника в храме было на куполе круглого сооружения Гроба Господня в Иерусалиме, построенного христолюбивым императором Константином Великим 4. Самая ранняя задокументированная икона Вознесения находилась в церкви Святых Апостолов в Константинополе, которая была разрушена в 1469 году. Композиция Вознесения была особенно важна в системе храмовых построек в период после разрушения. В мозаиках и фресках византийских церквей IX-XI веков сцены Вознесения использовались повсеместно для украшения куполов, наряду с изображениями сошествия Святого Духа и Христа Вседержителя. Он не только отвечал стандартным требованиям средневизантийского декора (верхняя часть храма — небо), но и имел образ Господа, восходящего к естественному центру — медальону, вокруг которого, по замечательному сравнению О. Димоса, ангелы располагались как спицы на колесе. Их сложные позы создавали впечатление ритмичных, почти танцевальных движений 5. Число ангелов всегда четное. На Вознесении из церкви Агия София в Ариде (середина IX века) четыре ангела несут шар со Спасителем. На других памятниках может быть шесть или восемь ангелов.

Хитрый способ избавиться от грибка раз и навсегда! Возьмите советский...
10 часов назад
Суставы болят не от старости. Найден злейший враг боли в суставах! Присядьте, а то упадете, это...
8 часов назад

Вознесение Господне. Середина XI века. Фреска в церкви Агия София в Арриде.

Более древняя, но редкая традиция предполагает размещение Вознесения в конце алтарной арки. Самый ранний пример этого можно найти в круглой архитектуре церкви Святого Георгия в Салониках (конец 9 века) 6.

В России композиция Вознесения представлена во фресках IX-XII веков, в Спасопреображенском соборе Милоджского монастыря в Пскове, в церкви Георгия Старой Радги и в церкви Спаса. В Нередице. В последнем барабан купола был окружен надписями, отделяющими изображения Христа и ангелов от апостольского пояса. Стихи 2 и 6 Псалма 46: «Все народы хлопайте в ладоши и вопийте к Богу радостным голосом». Бог восстает с криком; Господь восстает при звуке трубы»; Господь уже воскрес и достиг совершенства. Его искупительной миссии на земле 7.

Вознесение Господне. Конец 15 века. Двустороннее изображение из Софийского собора, Новгород. Третьяковский музей, Москва.

В русских иконостасах Вознесение появляется как часть праздничной серии с середины XIV века (1340-1341 годы, праздничная серия иконостаса церкви Святой Софии в Новгороде). Многие изображения имеют общую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников, восхваляющих Христа, изображенного в голубой славе, поддерживаемого ангелами. Поза и жесты Девы Марии различны. Она почти всегда изображена фронтально, ее руки подняты или сложены в молитве на груди, ладони обращены к зрителю. Апостолы изображены в самых разных позах, иногда весьма выразительно. На картинах Твери середины XV века в Третьяковском музее ученики Христа не стоят двумя статичными, хорошо организованными группами, как, например, на табло конца XV века в Софийском соборе. София в Новгороде. Каждый из них охвачен движением: один держит голову и смотрит вверх, другой указывает различными жестами; и наоборот, апостол, стоящий справа от Петра, смотрит вниз и принимает со сложенными руками. Благословение.

Вознесение Господне. 1542. Изображение из серии празднования иконостаса Ново-Вознесенской церкви в Пскове. Музейный приют в Новгороде.

Учитывая вариативность в изображении ангелов, стоит обратить внимание на изображения из праздничной серии иконостаса из Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497 г.). Ангелы, стоящие по обе стороны от Богородицы в нижней части изображения, в отличие от всех вышеприведенных примеров, изображены с опущенными руками и одеты в черное. Прославленные ангелы не парят боком, чтобы их летная форма была полностью видна, но они изображены сидящими на мандорле с согнутыми коленями и вытянутыми за край мандорлы ногами. Их лица изображены не в профиль, а почти фронтально.

В иконографии псковского Вознесения XVI века появляется новая и важная деталь. В центре изображения, на склоне под славой Господа, находится камень с отпечатками ног Спасителя. Это прямая ссылка на молитву к мощам, хранящимся в часовне на Елеонской горе, месте Вознесения, и на ветхозаветное пророчество. Это место престола Моего, место ног Моих, и Я буду вечно жить среди сынов Израилевых» (Иезекииль 43:7) и «Вот, на горе ноги вестника, проповедующего мир» (Наум 1:15). Очертания камня со следами ног хорошо видны на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви в Пскове (ныне Новгородский музей) и на иконе середины XVI века из Никольской церкви. На обоих изображениях изображен ангел, трубящий в трубу в верхней части изображения.

Вознесение Господне. Лизница-Агиос Сергиос Лавра Святой Троицы.

На иконе начала XVII века работы учителя Строганова Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (Государственный Русский музей) изображено Вознесение, а также необычные живописные детали. Композиция нижней линии включает, согласно евангельскому повествованию, дополнительную сцену, непосредственно предшествующую Вознесению, — «благословение апостолов» (см. Лк. 24:51).

Вознесение Господне. Лизница-Агиос Сергиос Лавра Святой Троицы.

Многочисленные изображения Вознесения Христова передают главную радость праздника — радость о том, что Христос воскресил человечество от смерти к вечной жизни на небесах, где он воссел одесную Бога Отца.

Огромная шишка на ноге исчезла за 6 ночей: запишите эту хитрость...
6 часов назад
Огромная шишка на ноге исчезла за 6 ночей: запишите эту хитрость...
10 часов назад

Читайте также