Иоанн лествичник о Иисусовой молитве

Самое детальное описание: иоанн лествичник о иисусовой молитве специально для посетителей нашего ресурса.

Иоанн Лествичник. Лествица. O нeтлeннoй чиcтoтe и цeлoмyдpии, часть 2. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Канал «Богопознание по трудам Святых».

Иоанн Лествичник. Лествица. O блaжeннoм и пpиcнoпaмятнoм пocлyшaнии, часть 8. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Канал «Богопознание по трудам Святых».

O мaтepи дoбpoдeтeлeй, cвящeннoй и блaжeннoй мoлитвe. «Лествица». Преподобный Иоанн Лествичник.

Преподобный Иоанн Лествичник. «Его учение «Лествица» применительно к современной жизни». Лекция профессора богословия, гранд. доктор психологии, к.п.н., член правления Союза Писателей России, председатель СПИ, свящ. Алексей Мороз.

Память преподобного Иоанна Лествичника. Лекция 18.03.2007 г.

В Неделю Преподобного Иоанна Лествичника. Проповедь настоятеля Храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве протоиерея Сергия Правдолюбова. 14 апреля 2013 г.

Проповедь в неделю преподобного Иоанна Лествичника. Евангельское чтение.

Проповедь в Неделю преподобного Иоанна Лествичника. Томск.

Воскресная Школа. Неделя преподобного Иоанна Лествичника.

Преподобный Иоанн Синайский или как мы называем его Иоанн Лествичник о страстях и путях их преодоления профессор богословия, гранд. доктор психологии, к.п.н., член правления Союза Писателей России, председатель СПИ, свящ. Алексей Мороз.

Проповедь протоиерея Владимира Астахова в Кульбакино. Четвёртая неделя Великого Поста (Мк. 40 зач., IX, 17 — 31). 03.04.2011 г.

Преподобный Иоанн Синайский о молитве. Алексей Мороз — профессор богословия.

Тема: «4 неделя Великого поста. преп. Иоанн Лествичник, монастырь св. Екатерины на Синае. 40 Севастийских мучеников». Воскресная школа Свято-Троицкого храма города Кириши Ленинградской области. Педагог М.Б. Муравлева.

«Лествица» — знаменитое душеспасительное руководство, написанное в VI веке великим подвижником благочестия, игуменом Синайской обители преподобным Иоанном, в честь своего замечательного творения получившим именование Лествичник.

«Лествица» — знаменитое душеспасительное руководство, написанное в VI веке великим подвижником благочестия, игуменом Синайской обители преподобным Иоанном, в честь своего замечательного творения получившим именование Лествичник.

Иерей Андрей Васильев. Откровение (Нарва). Выпуск от 18 апреля.

Преподобный Иоанн Лествичник — О молчании.

Преподобный Иоанн Лествичник — О злословии.

Преп. Иоанн Лествичник — Ступени восхождения.

«Лествица» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.

Преп. Иоанн Лествичник — Об Иисусовой молитве. о тайной молитве.

По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы слышали Евангельское повествование о том, как Господь, выходя из Иерихона, исцелил двух слепых людей и одного немого от рождения. Когда Господь проходил мимо этих слепцов, они возопили к нему: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф, 20, 29-34). То есть сделали свою краткую мольбу ещё громче.

Эти мольбы от всей души и от всего сердца и есть прообраз делания молитвы Иисусовой. Когда человек познаёт, что у него есть безсмертная душа, что над ним есть Бог, тогда главную радость в жизни составляет соединение человека с Богом. А самое глубокое общение человека с Богом происходит от тех молитв, которые исходят из глубины души.

Епископ Феофан Затворник говорит, что поклоны, посещение богослужений, чтение молитв по молитвослову не является ещё самой молитвой, но есть только подготовка к молитве. Сердечные глубокие молитвы — это есть воздыхание из глубины сердца со вниманием, с полным сердечным чувством, потому что там, где нет внимания, там нет души молитвы. Многие из нас читают утренние и вечерние молитвы, каноны, акафисты, Псалтирь, но кто из нас может сказать, что за время этого чтения ум его был полностью погружен в слова молитвы, что он во всё продолжение молитвословия ни о чём другом, кроме молитвы, не думал, ни на что не отвлекался — это бывает крайне редко. А в основном у нас происходит всегдашняя борьба за чистоту мысли, я подрузамеваю тех людей, которые ведут внимательную жизнь и понимают, что там, где только произношение слов — там и молитвы никакой нет.

Как учит нас прп. Иоанн Лествичник, во время молитвы необходимо заключать ум в слова молитвы, а сердце пусть откликается чувством на то, что ты произносишь, т.е. во время молитвы, необходимо думать именно о том, что мы читаем. А ещё лучше, если молитва произносится наизусть, т.е. когда происходит наименьшее рассеяние внимания, — этому учит нас епископ Феофан.

Но зная нашу немощь Господь оставил нам краткие молитвы, которые способны сосредоточить наш ум. Всем нам (монахам и мирянам; людям учёным и неучёным; простым и мудрым) заповедано это всегдашнее пребывание с Богом, соединение с Ним через произношение устной молитвы Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную. Вот это в течение дня и должно стать содержанием нашего ума и нашей души.

Однажды спрашивает один человек: «Батюшка, вот в наших книгах об Иисусовой молитве написано о соединении ума и сердца, о соединении молитв с дыханием, описываются некоторые способы внешнего произношения молитвы Иисусовой. Как это исполнить? Хочу вам привести один маленький пример, который сделает доходчивым понятие о тех приёмах, которые описаны святыми отцами. Нам надо представить самих себя погибающими, по уши находящимися в болоте, и в это время мы видим проходящего человека и тогда мы уже не думаем, в какую форму облечь наше выражение о помощи. Можно себе представить, как мы будем орать: «Помогите! Помогите!»

Вот так ни о каком внешнем способе соединения ума с сердцем, с дыханием задумываться не надо, а необходимо задуматься только об одном: мы предстоим перед Живым Богом, Который видит, слышит, чувствует, понимает и знает глубины нашего сердца. Он знает, что мы люди грешные, что нам вверена вера, благодать, обетования, которые мы в своей жизни не всегда исполняем. Мы не помним слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф, 7, 21). Вот это надо почаще приводить себе на ум, потому что это касается каждого из нас. И ещё нас, верных, касаются такие слова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле Его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказание, бит будет меньше.» (Лк, 12, 47). А мы знаем всё, что даровано Господом для нашего спасения и исцеления нашей безсмертной души. Так вот, человек должен в момент молитвы думать только об одном: о покаянном чувстве и, как погибающий человек, говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Мысли тысячами проходят в нашем сознании, они не дают нам возможности внимательно молиться.

В сегодняшней притче двое слепых обращаются ко Господу: Господи Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас! А люди заставляли их молчать, т.е. бесы не давали им обращаться с молитвой к Богу. И тогда, чтобы усилить молитву, они начали произносить её громче.

Чему же способствовала эта мольба от всей души, невзирая на те препятствия, которые оказывали люди под действием лукавых духов? — Она способствовала исцелению больных, потому что Господь спросил: «Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи, чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним». (Лк, 18, 41-43). Вот это чудо исцеления ложится в основу веры и каждого из нас.

Как мы можем убедиться в том, что молитва наша услышана, что она будет исполнена? Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек начинает молиться и проникается убеждённостью, что молитва его будет услышана, искренне верит в помощь Божию и убеждён в этом, а всякие другие мысли отсекает, то мера убеждённости в услышанности своей собственной молитвы дарует человеку исполнение этой молитвы». Порой, когда мы начинаем молиться, где-то в глубине души сами не верим, что это может быть сейчас или скоро, что это может быть именно так, как мы просим, мы не имеем такой веры. Вера — это дар Божий, который приходит после духовного труда. Отец больного отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Ин, 9, 24). Умом мы все этого жаждем, мы все хотим искренности веры, чтобы её глубина и чистота были присущи нашему сердцу и нашему уму, но, на деле наблюдая за духовными движениями своего сердца и ума, мы видим, что вера-то у нас колеблющаяся, вера наша хромает на два колена.

Так давайте задумаемся, от чего же умножается вера, откуда появляется её глубина и убеждённость. — Дело в том, что прежде всего, конечно, должно быть размышление. Епископ Феофан говорит: что Богомыслие это мысли человека о творении мира, о создании человека, о грехопадении, о пришествии в мир Спасителя, о том великом деле, какое Он сделал для нас, претерпев за каждого из нас и вместо нас крестную смерть; Его Преображение и Вознесение, жизнь будущего века и те блага, которые Господь сделал для нас. Надо вспоминать чудесные события, которые лично с каждым из нас; или о тех событиях и чудесах, которые происходили с нашими родными и близкими. Нужно приводить их себе на память как некий подогрев в нашей жизни для нашей слабеющей веры, чтобы мы ещё и ещё раз через размышление о помощи свыше, о сверхъестественных событиях в нашей бытийной жизни возвращались к Небу.

Также необходимо искать общения и дружбы с людьми благочестивыми, исполненными страха Божия и веры. Их пример волей-неволей рождает в нашем сердце желание быть похожими на них. Пророк Давид говорит: с преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися; т.е. людей, далёких от веры, всячески надо удаляться. Надо упражняться в чтении Священного Писания, святых отцов, т.к. это способствует возрастанию нашей веры. И самое главное — искренняя сердечная молитва, особенно перед Причастием, или во время службы в храме Божием. От всей души надо молиться, чтобы Господь сделал нас настоящими, искренне верующими людьми, чтобы мы верили в Евангелие и в учение святой Церкви, и в то, что все события происходят от руки Божией, что Он всё видит и знает и, как любящий отец, исполнит наши прошения в то время, которое благоугодно Ему.

Будем от всей души молиться Господу, Пресвятой Владычице нашей Богородице, святым угодникам Божиим, которые прошли этим путём веры. Вспомним жизнь преподобного Марка Фраческого. Какая у него была вера! В его жизнеописании говорится, что Марк Фраческий подвизался в глубокой пустыне и жизнь его была исполнена невероятных подвигов. Когда к нему пришел Антоний Великий, преподобный спросил у него: «Скажи мне, как сейчас живут христиане, существуют ли гонения, которые были, когда я ушёл из мира?» Антоний Великий ответил: «Милостью Божией Церковь благоденствует, храмы распространяются по всей земле и вера христианская умножается. За это надо Бога благодарить». Тогда Марк Фраческий спрашивает: «А есть ли сейчас такие верующие люди, которые скажут горе сей: «двигнис»ь, по слову Евангельскому, и она двигнется?» И Антоний Великий увидел, что гора, которая находилась рядом, начала содрогаться. Тогда Марк Фраческий говорит: «Подожди, подожди, я тебе не говорил этого», — и гора остановилась. Для нас это кажется вещами невероятными. Но для святых, исполненных именно такой веры, всё было осуществимо. Вот нам надо иметь хотя бы тысячную долю этой веры и стремиться к укреплению её.

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы слышали Евангельское повествование о том, как Господь, выходя из Иерихона, исцелил двух слепых людей и одного немого от рождения. Когда Господь проходил мимо этих слепцов, они возопили к нему: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф, 20, 29-34). То есть сделали свою краткую мольбу ещё громче.

Эти мольбы от всей души и от всего сердца и есть прообраз делания молитвы Иисусовой. Когда человек познаёт, что у него есть безсмертная душа, что над ним есть Бог, тогда главную радость в жизни составляет соединение человека с Богом. А самое глубокое общение человека с Богом происходит от тех молитв, которые исходят из глубины души.

Епископ Феофан Затворник говорит, что поклоны, посещение богослужений, чтение молитв по молитвослову не является ещё самой молитвой, но есть только подготовка к молитве. Сердечные глубокие молитвы — это есть воздыхание из глубины сердца со вниманием, с полным сердечным чувством, потому что там, где нет внимания, там нет души молитвы. Многие из нас читают утренние и вечерние молитвы, каноны, акафисты, Псалтирь, но кто из нас может сказать, что за время этого чтения ум его был полностью погружен в слова молитвы, что он во всё продолжение молитвословия ни о чём другом, кроме молитвы, не думал, ни на что не отвлекался — это бывает крайне редко. А в основном у нас происходит всегдашняя борьба за чистоту мысли, я подрузамеваю тех людей, которые ведут внимательную жизнь и понимают, что там, где только произношение слов — там и молитвы никакой нет.

Как учит нас прп. Иоанн Лествичник, во время молитвы необходимо заключать ум в слова молитвы, а сердце пусть откликается чувством на то, что ты произносишь, т.е. во время молитвы, необходимо думать именно о том, что мы читаем. А ещё лучше, если молитва произносится наизусть, т.е. когда происходит наименьшее рассеяние внимания, — этому учит нас епископ Феофан.

Но зная нашу немощь Господь оставил нам краткие молитвы, которые способны сосредоточить наш ум. Всем нам (монахам и мирянам; людям учёным и неучёным; простым и мудрым) заповедано это всегдашнее пребывание с Богом, соединение с Ним через произношение устной молитвы Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную. Вот это в течение дня и должно стать содержанием нашего ума и нашей души.

Однажды спрашивает один человек: «Батюшка, вот в наших книгах об Иисусовой молитве написано о соединении ума и сердца, о соединении молитв с дыханием, описываются некоторые способы внешнего произношения молитвы Иисусовой. Как это исполнить? Хочу вам привести один маленький пример, который сделает доходчивым понятие о тех приёмах, которые описаны святыми отцами. Нам надо представить самих себя погибающими, по уши находящимися в болоте, и в это время мы видим проходящего человека и тогда мы уже не думаем, в какую форму облечь наше выражение о помощи. Можно себе представить, как мы будем орать: «Помогите! Помогите!»

Вот так ни о каком внешнем способе соединения ума с сердцем, с дыханием задумываться не надо, а необходимо задуматься только об одном: мы предстоим перед Живым Богом, Который видит, слышит, чувствует, понимает и знает глубины нашего сердца. Он знает, что мы люди грешные, что нам вверена вера, благодать, обетования, которые мы в своей жизни не всегда исполняем. Мы не помним слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф, 7, 21). Вот это надо почаще приводить себе на ум, потому что это касается каждого из нас. И ещё нас, верных, касаются такие слова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле Его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказание, бит будет меньше.» (Лк, 12, 47). А мы знаем всё, что даровано Господом для нашего спасения и исцеления нашей безсмертной души. Так вот, человек должен в момент молитвы думать только об одном: о покаянном чувстве и, как погибающий человек, говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Мысли тысячами проходят в нашем сознании, они не дают нам возможности внимательно молиться.

В сегодняшней притче двое слепых обращаются ко Господу: Господи Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас! А люди заставляли их молчать, т.е. бесы не давали им обращаться с молитвой к Богу. И тогда, чтобы усилить молитву, они начали произносить её громче.

Чему же способствовала эта мольба от всей души, невзирая на те препятствия, которые оказывали люди под действием лукавых духов? — Она способствовала исцелению больных, потому что Господь спросил: «Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи, чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним». (Лк, 18, 41-43). Вот это чудо исцеления ложится в основу веры и каждого из нас.

Как мы можем убедиться в том, что молитва наша услышана, что она будет исполнена? Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек начинает молиться и проникается убеждённостью, что молитва его будет услышана, искренне верит в помощь Божию и убеждён в этом, а всякие другие мысли отсекает, то мера убеждённости в услышанности своей собственной молитвы дарует человеку исполнение этой молитвы». Порой, когда мы начинаем молиться, где-то в глубине души сами не верим, что это может быть сейчас или скоро, что это может быть именно так, как мы просим, мы не имеем такой веры. Вера — это дар Божий, который приходит после духовного труда. Отец больного отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Ин, 9, 24). Умом мы все этого жаждем, мы все хотим искренности веры, чтобы её глубина и чистота были присущи нашему сердцу и нашему уму, но, на деле наблюдая за духовными движениями своего сердца и ума, мы видим, что вера-то у нас колеблющаяся, вера наша хромает на два колена.

Так давайте задумаемся, от чего же умножается вера, откуда появляется её глубина и убеждённость. — Дело в том, что прежде всего, конечно, должно быть размышление. Епископ Феофан говорит: что Богомыслие это мысли человека о творении мира, о создании человека, о грехопадении, о пришествии в мир Спасителя, о том великом деле, какое Он сделал для нас, претерпев за каждого из нас и вместо нас крестную смерть; Его Преображение и Вознесение, жизнь будущего века и те блага, которые Господь сделал для нас. Надо вспоминать чудесные события, которые лично с каждым из нас; или о тех событиях и чудесах, которые происходили с нашими родными и близкими. Нужно приводить их себе на память как некий подогрев в нашей жизни для нашей слабеющей веры, чтобы мы ещё и ещё раз через размышление о помощи свыше, о сверхъестественных событиях в нашей бытийной жизни возвращались к Небу.

Также необходимо искать общения и дружбы с людьми благочестивыми, исполненными страха Божия и веры. Их пример волей-неволей рождает в нашем сердце желание быть похожими на них. Пророк Давид говорит: с преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися; т.е. людей, далёких от веры, всячески надо удаляться. Надо упражняться в чтении Священного Писания, святых отцов, т.к. это способствует возрастанию нашей веры. И самое главное — искренняя сердечная молитва, особенно перед Причастием, или во время службы в храме Божием. От всей души надо молиться, чтобы Господь сделал нас настоящими, искренне верующими людьми, чтобы мы верили в Евангелие и в учение святой Церкви, и в то, что все события происходят от руки Божией, что Он всё видит и знает и, как любящий отец, исполнит наши прошения в то время, которое благоугодно Ему.

Будем от всей души молиться Господу, Пресвятой Владычице нашей Богородице, святым угодникам Божиим, которые прошли этим путём веры. Вспомним жизнь преподобного Марка Фраческого. Какая у него была вера! В его жизнеописании говорится, что Марк Фраческий подвизался в глубокой пустыне и жизнь его была исполнена невероятных подвигов. Когда к нему пришел Антоний Великий, преподобный спросил у него: «Скажи мне, как сейчас живут христиане, существуют ли гонения, которые были, когда я ушёл из мира?» Антоний Великий ответил: «Милостью Божией Церковь благоденствует, храмы распространяются по всей земле и вера христианская умножается. За это надо Бога благодарить». Тогда Марк Фраческий спрашивает: «А есть ли сейчас такие верующие люди, которые скажут горе сей: «двигнис»ь, по слову Евангельскому, и она двигнется?» И Антоний Великий увидел, что гора, которая находилась рядом, начала содрогаться. Тогда Марк Фраческий говорит: «Подожди, подожди, я тебе не говорил этого», — и гора остановилась. Для нас это кажется вещами невероятными. Но для святых, исполненных именно такой веры, всё было осуществимо. Вот нам надо иметь хотя бы тысячную долю этой веры и стремиться к укреплению её.

О упражнении молитвою Иисусовою

Во время утрени по возможности займись молитвою Иисусовою. Если будешь иметь не­сколько времени свободного между утренею и литургиею, займись молитвою Иисусовою. Точ­но так же поступай и после обеда. Отцы совету­ ют после обеда заниматься воспоминанием о смерти 13 ‘. Это вполне правильно, но живая мо­ литва Иисусова неразлучна с живым воспомина­ нием о смерти 138 : живое воспоминание о смерти сопряжено с живою молитвою ко Господу Иису­су, упразднившему смертно смерть и даровавше­ му человекам живот вечный Своим временным подчинением смерти. Во время церковных служб полезно упражняться молитвою Иисусовой: она, удерживая ум от рассеянности, способствует ему внимать церковному пению и чтению. Постарай­ ся столько приучиться к молитве Иисусовой, чтоб она сделалась твоею непрестанною молитвою, для чего она очень удобна по краткости своей и для чего неудобны продолжительные молитвы. Отцы сказали: «Инок должен, употребляет ли пищу и питие, пребывает ли в келии или нахо­ дится на послушании (в монастырской работе и труде), путешествует или что иное делает, непре­ станно вопиять: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» 139 .

О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной

Исполнение заповедей, предшествующее со­ единению ума с сердцем, различествует от испол­ нения заповедей, последующего соединению. До соединения подвижник исполняет заповеди с ве­ личайшим трудом, насилуя и принуждая свое пад­ шее естество: по соединении духовная сила, соеди няющая ум с сердцем, влечет к исполнению запо­ ведей, делает его удобным, легким, сладостным. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил ecu сердце мое (Пс. 118:32), сказал псалмопевец.

Делателю Иисусовой молитвы весьма полез­ но прочитать Примечания (Предисловия) схи­ монаха поляномерульского Василия на книги святых: Григория Синаита, Исихия Иерусалим­ ского, Филофея Синайского и Нила Сорского 147 . По прочтении сих примечаний чтение всего Доб ротолюбия делается более ясным и полезным. При чтении отцов не должно упускать из виду и того, что меры новоначального их времен суть уже меры весьма преуспевшего в наше время. Применение отеческих наставлений к себе, к сво­ей деятельности должно быть совершаемо с боль­ шою осмотрительностью.

Преподобный Иоанн Лествичник о молитве:

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» (Мф. 11, 28).

Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.

Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

В этом сказании вкратце изложено все древне-церковное учение о непрестанном молитвенном призывании имени Иисуса, называемом «тайным упражнением» (в славянской традиции «тайным поучением»), «умным деланием», «умно-сердечной молитвой» или просто «Иисусовой молитвой», а также «искусством ума» (слав. «умное художество»). Достоинством этой молитвы является простота и краткость. Ее полный текст состоит из восьми слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», но есть и более краткие формы — из семи или пяти слов (как у аввы Филимона), или также из пяти слов (как в Акафисте Иисусу): «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», или даже только из двух: «Господи, помилуй», «Христе, помилуй». Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника.

Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» (Ин. 16:23-24). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новымии языками. возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр. 16:17-18). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа. поставлен он перед вами здрав. ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:7-12).

В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир. Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его». В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, — пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, — считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия — «Богоносец» — говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя».

Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас — не только в монастырях, но и среди мирян. Преподобный Иоанн Лествичник в VIII веке, святитель Григорий Палама и исихасты в XIV, преподобный Никодим Святогорец в XVIII, преподобный Серафим Саровский и оптинские старцы в XIX, преподобный Силуан Афонский в XX — все они писали об Иисусовой молитве.

Хотя молитва Иисусова обращена ко Христу, она является тринитарной, так как Христос назван в ней Сыном Божьим, то есть Сыном Бога Отца, а «никто не назовет Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Сущность, природа, воля, действие всех Лиц Святой Троицы едины, а потому, когда мы призываем Христа — призываем Отца и Духа, и где присутствует Христос, там присутствуют Отец и Дух.

Герой книги «Откровенные рассказы странника», от лица которого она и написана, — простой русский человек, услышавший в храме во время службы слова апостола Павла «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:16) и возгоревшийся желанием научиться такой молитве, долгое время не мог найти духовного руководителя. Наконец один старец рассказал ему об Иисусовой молитве, подарил четки и заповедал совершать по три тысячи молитв в день. Вскоре странник стал совершать по шесть, потом по двенадцать тысяч в день, а затем «без счисления», так что молитва сама присутствовала в его сердце и он даже во сне молился. Будучи от рождения увечным (он имел сухую руку), странник ходил из города в город: «Так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день, и не чувствую, что иду, а чувствую только, что творю молитву».

Основным правилом при Иисусовой молитве является требование «заключить ум в слова молитвы» (Иоанн Лествичник). Однако подвижниками древности было замечено, что ум, когда находится в голове, подвержен рассеянности и «парению», не способен сосредоточиться. Поэтому был выработан метод концентрации ума в сердце, названный умно-сердечной молитвой. Сущность его в том, чтобы при молитве ум находился в области сердца: «Надобно из головы сойти в сердце. — говорит святитель Феофан Затворник в одном из своих писем. — Помнится мне, вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать. А когда сойдет в сердце, никакого труда не будет, голова опустеет и помыслам конец. Они все в голове, один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности. Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем, то всякий раз, как начнут смущать помыслы, стоит только низойти в сердце — и помыслы разбегутся. В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа». Имя Иисуса должно соединиться с сердцем молящегося. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «да поглотит Господь сердце, и сердце — Господа, и да будут два едино».

Об умно-сердечной молитве писал автор трактата «Метод священного безмолвия», приписываемого преподобному Симеону Новому Богослову. Там, в частности, говорится, что есть три образа внимания и молитвы. Первый — когда человек, стоя на молитве, воображает в своем уме небесные блага, ангелов, святых и все, что он читал в Писании: этот путь основан на работе фантазии. Второй — когда человек, молясь, сосредотачивается в голове и воюет с помыслами, но не может их одолеть: «мысли с мыслями борются», и в уме нет ясности. Третий образ молитвы — сведение ума в глубь сердца, соединяемое со всяким вниманием, отсутствием земных попечений, чистотой совести и бесстрастием: это единственный истинный способ молитвы. Автор трактата советует для того, чтобы облегчить схождение ума в сердце, использовать некоторые физические приемы: сесть в темной комнате на низкий стул, закрыть глаза, опустить голову, стеснить немного дыхание, постараться найти умом «сердечное место» (верхнюю часть сердца) и, сосредоточившись там, творить Иисусову молитву.

Все эти приемы являются лишь вспомогательным средством для того, чтобы привыкнуть к молитве, а отнюдь не самоцелью. Любопытно, что святитель Феофан Затворник, один из опытнейших духовных наставников XIX века, относился к этим приемам весьма сдержанно. Переводя «Метод» преподобного Симеона на русский язык, он намеренно пропустил все, что касается физических приемов молитвы. В примечании он пишет по этому поводу: «Святой Симеон указывает некие внешние приемы, кои иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют само делание. Так как сии приемы, по недостатку руководителей, могут сопровождаться недобрыми последствиями, а между тем суть не что иное как внешние приспособления к внутреннему деланию, ничего существенного не дающие, мы их пропускаем. Существо дела есть — приобрести навык стоять умом в сердце. Надо ум из головы свести в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал, сочетать ум с сердцем. Как этого достигнуть? Ищи и обрящешь. Удобнее сего достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом, особенно хождением в церковь».

Видео (кликните для воспроизведения).

Идеал христианства — достичь такого состояния, чтобы вся жизнь превратилась в молитву, чтобы каждое дело и каждая мысль были проникнуты молитвой. Всякий христианин имеет молитвенное «правило», т.е. некоторое количество молитв, которые он прочитывает ежедневно, или определенное время, каждый день посвящаемое молитве. «Правилом», или «каноном» (греч. kanon), строители называют прибор, по которому судят о ровности стены («отвес» — веревка с подвешенной гирей). Молитва является таким «каноном», по которому мы можем определить наше духовное состояние: если мы любим молиться, значит — мы на пути к Богу, если нет — в нашей духовной жизни не все в порядке. По молитве можно проверить любое дело — угодно оно Богу или нет. Один купец долго убеждал преподобного Силуана Афонского, что курение — не грех. Старец Силуан посоветовал ему всякий раз, прежде чем взять сигарету, помолиться. Купец возразил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан сказал в ответ: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

Иоанн лествичник о Иисусовой молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here