Иустин попович молитва

Самое детальное описание: иустин попович молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Из молитв, составленных о. Иустином для богослужебного употребления (чаще всего это молитвы в конце акафиста), приводим здесь молитву св. Архангелу Михаилу, защитнику Святочелийской обители. Составлена в 1956 году и напечатана в «Житиях святых» за ноябрь месяц.

Весь еси огнь и ревность, святый Архистратиже Михаиле, и сего ради молимся тебе: воздремавшие души наши зажги огнем ревности твоей, да всегда радостно и бодренной совестью служим Единому Господу нашему, всем сердцем взирая на тебя, безгрешного и святого брата нашего, и верховного Архистратига нашего, верховного Архистратига всего небесного и земного воинства Христова. Всечудный Господь Иисус Христос устроил Единую Церковь из Ангелов и людей[1], да взираем мы, люди, таинственно собой образующие Херувимов на земле, на святую небесную братию нашу, во главе которой стоишь ты, лучезарный и дивный Архистратиже Михаиле. Ты на небе победил всезлейшего сатану и сбросил его с неба на дно ада, — помогай и нам всегда, молимся тебе, всемощный Архангеле, да и мы всепобедной силой твоей побеждаем вселукавого сатану, нападающего на нас со всех сторон и искушающего нас через безбожных людей, через нечистые помыслы, через земные похоти, через одурманивающие страсти.

Весь еси свят, чист и безгрешен, дивный Первоангеле Божий; молимся тебе, всесвятый, молимся тебе, всечистый, молимся тебе, всебезгрешный, научай и нас день и ночь жити свято, чисто и безгрешно, и даруй нам твои херувимские силы, да живем истинно и херувимски на земле мы, по безмерному человеколюбию Божию образующие собой Херувимов на земле. Не остави нас в ядовитом болоте наших сластолюбивых земных похотей, но воздвигни нас в небесные ангельские высоты и созижди нас, да ангельски свято и чисто поживем в теле на земле. Милостиво воззри на нас, всепобедный Архангеле, ниспустись до нас и нас, уснувших во грехах, пробуди на борьбу с лукавством, с грехом, со смертью, с дьяволом, да побеждаем мы легко, путеводимые и вспомоществуемые тобою, всякий грех, всякую страсть, всякую смерть, всякого беса и самого дьявола. Вемы, богоносный Архангеле, яко имаши власть над нечистыми духами, над болезнями, над смертью, над грехами. Исполни души наши божественною силою своею, да ратуем мы неустрашимо и да побеждаем херувимски всех врагов спасения нашего, веры нашей, души нашей.

Преподобный Иустин (Попович), Собрание творений, т. 1, Москва, 2004, С. 231-232.

[1] Послания святого апостола Павла к Ефесянам и Колосянам, а также Евр. 12, 22.

[2] Молитва имеет надписание: «Сию молитву составил всегрешный архимандрит Иустин в день св. Вознесения Господня 1956 года в монастыре св. Челие».

Великий подвижник и духовный писатель, отец Иустин родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель . Позднее отец Иустин учился в Петербургской Духовной академии, затем – на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и окормления многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. И мечтал об Афоне. В 1926 защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин – преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года – доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

Православия сладость, нектар премудрости, отче преподобне, излиял еси в сердца верных яко богатство: житием своим и учением показался еси живая книга Духа, Иустине Богомудре, моли Христа Бога Логоса да оло́госит тя почитающих.

Яко Божественную лествицу обретохом Иустине преподобне, твоя Боженственная поучения, к небеси ны возводящия, якоже учил еси, житием вообразил еси. Тем ти зовем: радуйся, православный философе Истины.

Ве­ли­кий по­движ­ник и ду­хов­ный пи­са­тель, отец Иустин ро­дил­ся в го­ро­де Вране в се­мье свя­щен­ни­ка в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния. Учил­ся в се­ми­на­рии св. Сав­вы в Бел­гра­де, где в то вре­мя пре­по­да­вал бу­ду­щий свя­ти­тель Ни­ко­лай (Ве­ли­ми­ро­вич). Позд­нее отец Иустин учил­ся в Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, за­тем – на тео­ло­ги­че­ском фа­куль­те­те в Окс­фор­де. Ду­ша его ис­ка­ла по­движ­ни­че­ской и ас­ке­ти­че­ской жиз­ни. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он пре­по­да­вал в се­ми­на­рии и окорм­лял мно­го­чис­лен­ных чад, при­ни­мал уча­стие в из­да­нии пра­во­слав­ных га­зет. И меч­тал об Афоне. В 1926 за­щи­тил в Афи­нах док­тор­скую дис­сер­та­цию по те­ме: «Уче­ние свя­то­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го о тайне че­ло­ве­че­ской лич­но­сти и тайне ее по­зна­ния». С кон­ца 1930 го­да по­тру­дил­ся мис­си­о­не­ром в при­кар­пат­ских го­ро­дах (Уж­го­ро­де, Ху­сте, Му­ка­че­ве и др.). Был вы­дви­нут на воз­рож­ден­ную Му­ка­чев­скую епи­скоп­скую ка­фед­ру, но по сми­ре­нию сво­е­му от­ка­зал­ся от нее. С 1932 го­да отец Иустин – пре­по­да­ва­тель Би­толь­ской се­ми­на­рии, а спу­стя два го­да – до­цент Тео­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та в Бел­гра­де. С мая 1948 го­да до кон­чи­ны под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре Че­лие близ Вале­ва, где был ду­хов­ни­ком; на­пи­сал мно­гие бо­го­слов­ские тру­ды. Пре­ста­вил­ся ко Бо­гу, как и ро­дил­ся, в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния.

Правосла́вия сла́дость, некта́р прему́дрости, о́тче преподо́бне, излия́л еси́ в сердца́ ве́рных я́ко бога́тство: житие́м свои́м и уче́нием показа́лся еси́ жива́я кни́га Ду́ха, Иусти́не Богому́дре, моли́ Христа́ Бо́га Ло́госа да оло́госит тя почита́ющих.

Перевод: Православия сладость, нектар премудрости, отче преподобный, излил ты в сердца верующих как богатство: житием своим и учением ты явился живой книгой Духа, Иустин Богомудрый, моли Христа Бога Логоса, да ологосит почитающих тебя.

Я́ко Боже́ственную ле́ствицу обрето́хом Иусти́не преподо́бне, твоя́ Боже́ственная поуче́ния, к небеси́ ны возводя́щия, я́коже учи́л еси́, житие́м вообрази́л еси́. Тем ти зове́м: ра́дуйся, правосла́вный филосо́фе И́стины.

Перевод: Твои Боговдохновенные поучения, преподобный Иустин, мы обрели как Божественную лестницу, возводящую нас на Небеса. Все, чему ты учил, показал своим житием, потому взываем к тебе: «Радуйся, православный философ Истины».

Прп. Иустин (Попович)

Иустин (Попович) (1894 — 1979), архимандрит Челийский, преподобный

В миру Благое (Попович), родился 25 марта 1894 года в местечке Вранье, Южная Сербия, в многодетной семье Спиридона и Анастасии Попович. В семи поколениях семьи Попович были священники, вплоть до его деда — отца Алексия. Маленьким мальчиком Благое часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора чудотворца Пчиньского, подле которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни.

В свои школьные годы Благое усердно читал Евангелие и старался жить по нему. Окончив школу он поступил в духовную семинарию святого Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Он проучился там с 1905 по 1914 год.

Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию.

1 января 1916 года он был пострижен в монашество с именем в честь святого Иустина, мученика и философа. С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии, откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд.

По окончании учебы и войны вернулся в Белград.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха сербским первосвятителем Димитрием, и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким). Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон.

Вскоре он отбыл в Грецию, где в 1926 году [1] он защитил в Афинском университете докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания» [2]. По возвращении в Сремские Карловцы отец Иустин начал издавать журнал «Христианская жизнь», в котором регулярно по частям печатал свое исследование «Философия и религия Ф. М. Достоевского», написанное под влиянием митрополита Киевского Антония. Вскоре из Карловацкой семинарии он был переведен в Призренскую.

С конца 1930 года был направлен миссионером к возвращавшимся к Православию русинам в прикарпатских городах — Ужгороде, Хусте, Мукачеве и других. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее.

С августа 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии. Вскоре вышел первый том его труда — «Догматики» («Православная философия истины»). Спустя два года он был избран доцент богословского факультета в Белграде, профессором догматического и сравнительного богословия.

В 1938 году отец Иустин вместе с другими сербскими мыслителями он основал Сербское философское общество.

В 1946 году по указке новых безбожных властей отец Иустин был уволен с богословского факультета и некоторое время провел в тюрьме. По выходе на свободу он некоторое время скитался из монастыря в монастырь.

Прп. Иустин Челийский

Наконец, с мая 1948 года он обосновался в монастыре Челие близ Вальева, где стал духовником и подвизался до кончины. Здесь он много времени посвятил писательскому труду, богословским изысканиям, переводческой и издательской деятельности, при содействии своих учеников и будущих видных архиереев Сербской Церкви — иеромонахов Амфилохия (Радовича), Афанасия (Евтича) и Артемия (Радосавлевича). Архимандрит Иустин, свободно владевший кроме родного сербского еще русским, греческим, английским и немецким, много потрудился в качестве патролога, агиографа и догматиста. Его труды, доступные современному читателю, думающему о вечности и ищущему смысл жизни, опираются на учение великий святых отцов Церкви и вошли в сокровищницу православной литературы.

Автор многочисленных духовных произведений, святой Иустин был выдающимся подвижником и исповедником Сербской Православной Церкви. Из-за его противостояния экуменизму «опала» в Челийской обители не прекратилась до конца его земной жизни.

Своим наследникам в монастыре он оставил завещание опубликовать его труды, с тем чтобы чистый доход шел в фонд святого Иоанна Златоуста, с целью, по возможности, возведения в Челийской обители храма во имя святого Саввы Сербского с южным приделом во имя мученика Иустина Философа и северным приделом во имя преподобной Марии Египетской.

Скончался в праздник Благовещения, 7 апреля, 1979 года в Челийской обители. Был погребен у южной стороны алтаря монастырского храма. По его указанию, надгробным украшением служил лишь каменный крест и цветы.

Прп. Иустин Челийский. Икона

Почитание отца Иустина святым началось сразу по его кончине и широко распространилось далеко за пределами Югославии еще до его канонизации. Стали писаться его иконы, слагаться молитвы к нему, его книги переводились на многие языки. В его родном Вранье его память сохранялась с благоговением: при соборе действовал хор его имени, имелось общество «Святой отец Иустин», его имя было дано одной из улиц. В Челийском монастыре ежегодно совершались встречи его духовных чад и почитателей — в основном из Сербии, Греции и сербского рассеяния. Есть данные, что он был канонизирован уже в 1993 году, вероятно местно где-либо в Сербской Церкви [3]. В начале 2010 года календарь ведущего русского православного сайта Православие.ру приводил дни его памяти как 25 марта, на Благовещение, и 30 августа, вместе с Сербскими святителями [4]. Наконец, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании 29 апреля 2010 года единодушно постановил внести в диптихи святых Православной Церкви его имя как преподобного Иустина Челийского. Решением Собора его память была установлена на 1 июня по юлианскому календарю. Чин торжественного прославления был назначен на 2 мая того же года за Божественной литургией в храме святого Саввы на Врачаре. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года, его имя было включено в месяцеслов Русской Церкви.

12 июня 2014 года в монастыре Челие состоялось обретение мощей преп. Иустина Челийского. Торжественная Литургия по этому случаю была совершена 14 июня, в день памяти святого. По окончании богослужения мощи преп. Иустина Челийского были перенесены с монастырской площади, где совершалась Литургия, в храм св. Саввы Сербского, построенный по завещанию св. Иустина в обители на средства от продажи написанных им книг. Но до завершения росписей храма мощи св. Иустина будут временно находиться в старом храме монастыря — церкви св. Архангела Михаила [5].

Правосла́вия сла́дость,/ некта́р прему́дрости,/ о́тче преподо́бне,/ излия́л еси́ в сердца́ ве́рных я́ко бога́тство:/ живото́м свои́м и уче́ни́ем показа́лся еси́ жива́я кни́га Ду́ха,/ Иусти́не Богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га// ословеси́ти чту́щия тя.

Богочелове́чно живо́т свой одоброде́тельствовал еси́,/ ме́рилом всего́ име́л еси́ Богочелове́ка,/ И́мже богосло́вия высоты́ дости́гл еси́,/ ны́не Им ве́чно наслажда́ешися./ Да́руй нам благода́ть святы́ми твои́ми моли́твами, ве́рою зову́щим:// ра́дуйся, о́тче Богоно́сне.

Ин кондак, глас 4 (из службы, составленной в Оптиной пустыни [7])

Я́ко Боже́ственную ле́ствицу обрето́хом Иусти́не преподо́бне,/ твоя́ Боже́ственная поуче́ния,/ к небеси́ ны возводя́щия,/ я́коже учи́л еси́,/ житие́м вообрази́л еси./ Те́м ти зове́м:// ра́дуйся, правосла́вне филосо́фе И́стины.

Прп. Иустин (Попович). Икона

Собрание богословских, философский и богослужебных писаний преподобного Иустина составляет 33 тома. Кроме трехтомной «Догматики» надо особо назвать «Свято-Саввие как философия жизни»; «Путь Богопознания»; пять томов толкований Посланий апостола Павла и трех соборных посланий апостола Иоанна Богослова; два исследования о Достоевском; «Философские глубины»; «Человек и Богочеловек» (по-гречески и по-французски); «Православная Церковь и экуменизм» (по-гречески и по-сербски); «Монашеская жизнь»; «Начальное богословие»; «На Богочеловеческом пути». Также, он составил 12 томов «Житий святых», многие из них впервые переведенные на сербский, а также жития святого Саввы и Симеона. Ему принадлежат переводы Божественной литургии, Требника, молитвенника, «Лавсаика» и многих других служебных и церковных книг, текстов и песнопений. Вдобавок он написал многочисленные статьи и небольшие произведения числом около сотни, а также несколько десятков проповедей.

  • Симаков, Н. К., «Житие и труды прп. Иустина (Поповича)» в прп. Иустин (Попович), пер. Даниленко, Л. Н., Достоевский о Европе и Славянстве, СПб.: Издательский дом «Адмиралтейство», 1998, 5-8.
  • «Преподобный Иустин (Попович)» // Православие.Ru
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6917.htm
  • «Отац Јустин», страница Челийского монастыря:
    • http://www.knjizara.com/celije/justin.html
  • «Сербская Церковь канонизировала новых святых», 30 апреля 2010:
    • http://www.pravoslavie.ru/news/35037.htm

[2] Симаков приводит название как «Проблема личности и сознания по святому Макарию Египетскому.»

[3] Так, например, у Симакова указано что «в 1993 году Сербская Православная Церковь прославила угодника Божия и причислила его к лику святых.» Симаков, Н. К., «Житие и труды прп. Иустина (Поповича)» в прп. Иустин (Попович), пер. Даниленко, Л. Н., Достоевский о Европе и Славянстве, СПб.: Издательский дом «Адмиралтейство», 1998, 7.

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)


(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)


(QR-код в отдельном окне)

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

Архимандрит Иустин (в миру Благое Попович;т25 марта (6 апреля) 1894 — 25 марта (7 апреля) 1978) — священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия, архимандрит. Прославлен в 2010 году в лике преподобных.

Родился 6 апреля 1894 года в Варне в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905—1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде.

1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь священномученика Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии. В июне 1916 года Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет (обучался в нём до 1919 года). Из Англии отправился в Афины, где на Богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому» (защитил её в 1926 году). С 1921 года преподавал в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в закарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрождённой Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года профессор Битольской семинарии, преподавал догматическое богословие. В 1934 году стал доцентом догматического богословия Белградского университета. Стал одним из основателей, созданного в 1938 году Сербского философского общества.

В мае 1948 года стал духовником женского монастыря Челие близ Валево, где прожил до конца своих дней. Отец Иустин скончался в 1978 году в праздник Благовещения, был погребён в монастыре Челие. В 2010 году канонизирован Сербской православной церковью.

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

Тяжело, неимоверно тяжело, в узкую душу человеческую и еще более узкое…

Говорят о нас и судачат со страхом, и сожалением, оскорбительно подмигивая. Таковы они: приятели и неприятели наши. А наш многострадальный Иов, Россия наша, на помойке лежит, изъеденная ранами.

И они, приятели и неприятели наши, расселись вокруг и ведут разговоры, философствуют о ранах. Через раны смотрят на Россию; раны стали для них мерилом, которым они меряют Россию. Они из-за ран не видят и не хотят видеть душу России; задерживаются на ранах как черви, поэтому их философия равна философии червей. Заключения их полны страха и отвращения, полны через край безнадежностью и пессимизмом.

И спрашивают они нас невнятно: чем вы, Славяне, хвалитесь? – Ранами.

Славяне, чем же вы велики? – Страданием.

Славяне, в чем же ваш оптимизм? – Русская Православная Церковь со святым патриархом Тихоном во главе.

Да, Русская Православная Церковь. Она наш оптимизм – а их пессимизм, пессимизм большевиков и всех явных и тайных их поклонников. То, что лучше для нас, для них — хуже некуда. Что светло для нас, для них мерзко. Благая весть для нас, для них весть горькая.

Через Великую Пятницу проходит Русская Церковь. Великая Пятница есть наибольший соблазн для законников и книжников, которые законно, правомерно, механически, книжно, по человеку и человеком решают проблемы страдания, для Эллинов и эллинских духов, которые культурой и цивилизацией, философией и наукой, политикой и религией по человеку решают проблемы страдания.

Они Христианство сводят к Великой Пятнице; стоят около Распятого и оскорбительно говорят: испустил дух христианский Бог; умер Бог, умер Христос! Христиане, вы мертвого Бога обожаете. – Поэтому Великая Пятница – обжигающий пессимизм для них, жгучее проклятие и ужас.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Они Великую Пятницу рассматривают как последнее действие драмы Христовой, как последний ответ человека Христу и Христа человеку.

Но для нас Великая Пятница есть необходимый путь к Воскресению, вечерняя перед Воскресением. Страдания ведут к Воскресению. В этом и находится смысл страданий и оправдание, в этом и решение проблемы страдания.

Тем, что Он осмыслил и оправдал страдания, тем что решил неразрешимую для человечества проблему страдания – Христос доказал, что Он Бог.

Вне Христа, Христа Воскресшего и Прославленного – страдание есть неоправданный ужас, немыслимая безсмыслица, и зло, и страх бесовский, и неоправданный предлог для бунта против Бога.

Со Христом и от Христа: страдание есть огонь очищающий и необходимое условие спасения. Хоть какой человек, как бы он не напрягал себя, решить своими силами жуткую проблему страдания – немощен, рассыпается в ропоте, каменеет от ужаса.

Посмотрите на приятелей Иова: не едят, не пьют, по семь дней и по семь ночей не спят, не чувствуют своего тела, забывают обо всем, решая проблему страдания и – не могут решить. Здесь необходимо вмешательство Бога, Божий комментарий: через вихорь и бурю, через Воскресение, отныне и до века.

Почему же вас пугает страдание? Не потому ли, что меряете умом и видите оком, в котором нет Воскресшего Христа? Не потому ли, что око свое остановили на Великой Пятнице? Войдите же в субботу, прикоснитесь к Воскресению; пусть же Воскресший Богочеловек коснется вашего сердца и ока, и печаль ваша претворится в радость, и пессимизм ваш претворится в оптимизм.

Русская Православная Церковь находится в своей Великой Пятнице. Поэтому она стала соблазном для законников и книжников, безумием для эллинов и эллинизированных.

Они стоят около Распятья, измеряя страдание культурным мерилом, то есть мерилом смертного человека, который не признает воскресения, не верит в него, не хочет знать о нем; меряют, измеряют, отмеряют и говорят: если Христова Церковь, то пусть сойдет с креста, пусть сама себе поможет. И прибавляют: «Немощна, дух уже испустила, умерла». И уходят на крикливый европейский базар, избавившись еще от одной проблемы, от тяжелой муки.

А для нас, православных, существует богочеловеческое мерило страдания, Христов комментарий на Великую Пятницу: Воскресение. Страдание ради Христа, сораспятие Христу ведет к совоскресению со Христом, ведь если мы едины с ним в смерти, то будем едины и в воскресении.

Воскресение объясняет страдание и является решением проблемы страдания. Воскресением Христос сделал страдание средством для оптимизма. А когда страдание средство – средство Христово для оптимизма, то никакое страдание не может ввести нас в пессимизм. Как же страданию ради Христа не быть нашим оптимизмом, когда оно готовит нас к воскресению со Христом?

Только такое воскресное воззрение на страдание является новозаветным, апостольским, мученическим, свято-отеческим, подвижническим, православным, тихоновским, то есть Христовым.

Только живая вера, живое ощущение того, что Воскресший Господь страдает страданием каждого православного, дает силу Церкви с радостью и благословением превозмогать всевозможные страдания и гонения.
Современная Русская Церковь есть наш оптимизм, потому, что Христова, потому что апостольская, потому что мученическая, потому что соборная, потому что воистину Православная и Святая.

Чем? – Своей подвижнической жизнью и богочеловеческим методом борьбы со злом, борьбой с геноцидом и ее мучителями.

Со злом она борется добром, с ненавистью – любовью, с клеветой – благословением, с дикостью – кротостью, с гордостью – смирением, с грубостью – блаженством, с оскорблениями – прощением, с враждой – любовью к врагам своим, с дьяволом – Христом.

Разве это не Христов, разве не апостольский, разве не мученический, разве не богочеловеческий метод борьбы со злом?

Новый Завет нов не только новой целью, но и новым средством достижения этой цели. Для своей богочеловеческой цели Христос имеет богочеловеческое средство. Старозаветными средствами нельзя достигнуть новозаветной цели, а тем более языческими средствами.

В своей нервозности намереваясь побыстрее достигнуть новозаветной цели, неправославные люди заменили новозаветные средства языческими средствами: культурой и цивилизацией по человеку.

Языческий метод состоит в том, чтобы со злом бороться злом, с неприязнью – неприязнью, с ненавистью – ненавистью, со злобой – злобой, с гордостью – гордостью, с грехом – грехом, с дьяволом – дьяволом. Языческий метод безсмысленен, так как грех нельзя уничтожить грехом, а дьяволом не изгонишь дьявола.

По-христиански: не противиться злом против зла, но добром; обратить другую щеку, когда ударяют по лицу; отдать рубашку, когда просят одежду; любить врагов своих, благословлять проклинающих нас; делать добро тем, кто нас ненавидит; молиться Богу за тех, кто нас гонит; подобно солнцу надо освещать и добрых и злых.

Эти средства не только завет Христов, завещанный нам, но и жизнь Христова. Вся жизнь Христова есть борьба со злом исключительно этими средствами. Он так жил и так боролся, чтобы и мы так жили и так боролись. – «Невозможно, невозможно, – твердят многие, — мы просто люди, а он Бог».

А ведь Апостолы жили так, так боролись, и так учили: благословляйте тех, которые гонят нас; благословляйте, а не проклинайте. Никому не возвращайте злом за зло… Не мстите за себя… ведь сказано: «Мое отмщение, Аз воздам!»

Если твой неприятель голоден, накорми его, если жаждет, напои, ведь поступая так, ты собираешь угли на его голову, не позволяй злу одолеть тебя, но преодолевай зло добром.

Ведь и Мученики так жили и так боролись. Вооружив душу богочеловеческими подвигами: верой, любовью, молитвой, кротостью, смирением, терпением, они богочеловечески и апостольски переносили все мучения и гонения.

Богочеловеческий метод борьбы со злом Церковь без всяких компромиссов употребляла вплоть до Миланского едикта (в 313г.). С тех пор богочеловеческий метод стал постепенно заменяться языческим: ради государства и под давлением государства Церковь санкционирует войны и все средства языческого государства, и оставляет мученичество как метод жизни и миссионерства.

Веками Западная Церковь отвыкала от богочеловеческого метода, пока полностью не усвоила языческие методы борьбы со злом.

Сегодня все христианские концессии, пользуются только языческими средствами: культурой, цивилизацией, национализмом и социализмом, наукой и политикой – для осуществления богочеловеческих целей. И не осуществляют их.

Современная Русская Православная Церковь воскресила богочеловеческий метод Христовой, Апостольской и Мученической Церкви, и борется со злом исключительно богочеловеческими средствами.

Поэтому она наш оптимизм. Она наш благовестник, так как нашу горькую действительность принесла весть о том, что богочеловеческие средства в наше хаотичное время могут успешно употребляться в борьбе со злом. И еще: что Церковь непобедима и всепобедна. Она показывает нам это мученичеством своих верных членов.

Ощущать Бога – значит ощущать себя бессмертным. Бог и бессмертие души – два коррелирующих факта. Один невозможен без другого. Ощущать Бога в себе постоянно, во всякой мысли, во всяком ощущении, во всяком поступке – это и есть бессмертие.

Дети — это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, мы давно бы уже пришли в Царство Божие. И не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники и буквоеды.
Стяжать детский дух в себе, ибо только детский дух взыскует Духа Отеческого, чтобы он вел его и поддерживал. И отсюда: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные!

Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами. Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной. Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими правдами; Христова, мол, Правда не нужна нам, Божией Правды мы не хотим.

Да, люди, слепые умом, слепые душой, не видят и не хотят видеть того, что в этом мире человек, истинный человек, не может удержаться без Бога. Почему? Потому что мир сей полон иродов, полон фарисеев. Ироды требуют главы Иоанна Крестителя, ироды требуют главы всех праведников земли, а фарисеи, лживые книжники, лживые мудрецы мира сего, требуют смерти Богочеловека Христа.

Использованы материалы интернет-сайтов.

Архимандрит Иустин (Попович; 1894 — 1978) — выдающийся богослов и подвижник Сербской Православной Церкви XX столетия. Человек блестящего образования, исключительный аскет, он большую часть своей жизни посвятил научной, преподавательской и литературной деятельности.

Слово архимандрита Иустина проникает в мысль самого Апостола Любви так глубоко, что 1900 лет, отделяющие нас от момента написания этого послания, как бы сглаживаются и кажется, что обращено оно именно и непосредственно к нам — современным людям мира, уже не знающего Бога подобно тому, как мир I столетия Его еще не знал.

Впервые публикуется русский перевод цикла философско-лирических очерков выдающегося сербского богослова и патролога ХХ века архимандрита Иустина (Поповича), хорошо известного в России. Автор прослеживает пути человеческой мысли к обретению истины о мире и человеке, проложенные, с одной стороны, гуманистической философией, а с другой – православной философией Богочеловека. Эти два пути архимандрит Иустин открывает читателю в учениях римокатолической и православной Церкви, философии Матерлинка и Достоевского, идеологии западного человека и русских и сербских святых.

Удивительный сплав богословия, философии, художественного повествования и лирики, вылитый в особом языке и стиле, имеет немного аналогов в современной христианской литературе.

Доклад преподобного Иустина (Поповича) Священному Синоду Сербской Церкви в ответ на сделанный ему запрос о его мнении в связи с формальным приглашением югославянской римо-католической иерархии принять участие в совместной молитве и службах в течение «Недели молитвы о соединении Христиан» в период с 18 по 25 января. Напечатан в греческой газете «Ортодоксос Типос» от 1 июня 1975 г. Архимандрит Иустин — доктор богословия. Был профессором догматики Белградского университета. До того, как послать ответ на это предложение, сербская иерархия попросила о. Иустина дать свой отзыв о нем, каковой и печатается ниже. На основании этого отзыва и других докладов Священный Синод Сербской Православной Церкви ответил отказом участвовать в экуменических молениях.

Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является православным, — была установлена раз и навсегда Св. Апостолами и Святыми Отцами, т. е. боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15).

По 45 апостольскому правилу: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви; да будет извержен».

Это священное правило Святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную («с еретиками молившийся токмо»).

А в экуменических службах не совершаются ли еще и более далеко идущие смелые деяния? 32 правило Лаодикийского Собора указывает: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения». А на этих экуменических собраниях и сослужениях разве еретики не благословляют? — Римо-католические епископы, священники, протестантские пасторы — даже женщины.

Эти указанные каноны Св. Апостолов и Отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они безусловно действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов. Ибо римо-католичество есть множественная ересь, а о протестантизме что можно сказать? Лучше совсем не говорить. Не говорил ли уже Св. Савва семь с половиной веков тому назад о «латинской ереси»? А с тех пор как много новых ересей Папа изобрел и «непогрешимо» догматизировал? Совершенно несомненно, что с помощью догмата о непогрешимости Папы римо-католичество стало пан-ересью.

И хваленый II Ватиканский Собор не изменил этой чудовищной ереси, а скорее ее укрепил.

По этой причине, если мы православные и желаем остаться таковыми, то нам приличествует придерживаться позиции св. Саввы, Марка Эфесского, Космы Этолийского, Иоанна Кронштадтского и других святых исповедников и мучеников и новомучеников Православной Церкви в отношении римо-католиков и протестантов, из коих никто не является православным в двух основных христианских догматах, т.е. Святой Троицы и Церкви.

Ваше Святейшество и Св. Отцы Синода,

Как долго мы будем продолжать бесчестить наше святое Православие и Свято-Савскую Церковь нашей печальной и ужасной, противной святому Преданию позицией в отношении экуменизма и Всемирного Совета Церквей?

Каждый искренний православный, воспитанный под водительством святых отцов, охватывается стыдом, когда читает, что православные члены 5-й Всеправославной конференции в Женеве (8-16 июня, 1968) по вопросу об участии православных в деяниях ВСЦ постановили «высказать, что Православная Церковь считает себя органической частью ВСЦ».

Это постановление апокалиптически ужасно своей неправославностью и антиправославностью. Была ли необходимость для Православной Церкви, этому святейшему богочеловеческому организму, быть стоь униженной таким ужасным образом, чтобы ее богословские представители — некоторые из них епископы и некоторые сербы — просили «органического» участия и включения в ВСЦ, который, таким образом, становится новым церковным «организмом», новой «церковью», стоящей над всеми другими Церквами, в которой православные и неправославные Церкви являются только частями («органически соединенными между собою»)? Увы. Неслыханная измена и предательство!

Мы отвергаем богочеловеческую православную веру, эту органическую связь с Богочеловеком и Его Святейшим Телом: Православную Церковь святых Апостолов и Отцов и Вселенских Соборов — и мы хотим стать «органическими членами» еретического, гуманистического и человеко-поклоннического общества, состоящего из 263 ересей, из которых каждая есть духовная смерть.

Как православные мы члены Христовы. Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? (1 Кор. 6, 15). Но мы делаем это своим «органическим» соединением со Всемирным Советом Церквей, который является ничем иным, как возрождением атеистического человекопоклоннического язычества.

Настало наконец время для нашей Православной Святоотеческой и Свято-Савской Церкви, Церкви Святых Апостолов и Отцов, святых исповедников, мучеников и новомучеников, перестать смешиваться церковно, иерархически и в молитве с т. н. Всемирным Советом Церквей и навсегда отказаться от какого-либо участия в совместной молитве и богослужении (каковое богослужение в Православной Церкви органически соединяется в единое целое и увенчивается Евхаристией) и вообще отказаться от какого-либо участия в каком бы то ни было церковном действовании, которое не содержит в себе и не выражает уникальный и неповторяемый характер Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви — всегда единой и единственной.

Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, т.е. она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда, во веки веков, является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные богословы должны участвовать не в «экуменической общей молитве», но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются «частью» только «спасаемых» (7 пр. II Всел. Соб.)

Благовестие Апостолов всеистинно: Освящение Духа и вера Истине (2 Фесс. 2, 13). Богочеловеческая вера есть «вера истине». Суть этой веры есть Истина, есть единственная Все-Истина, то есть Богочеловек Христос. И эта вера и эта любовь суть сердце и сознание Православной Церкви. Все эти сокровища хранились полностью и неискаженно только в мученическом Православии святых отцов, о чем православные христиане призваны бесстрашно свидетельствовать пред лицом Запада и его лже-любви и лже-веры.

Поручая себя апостольским молитвам Вашего Святейшества и прочих святых отцов и епископов Синода, остаюсь недостойный

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Праздник Св. Иоанна Златоуста
13/26 ноября 1974 г.
Св. Монастырь Челие

Иустин попович молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here