Как называется у евреев молитва

Самое детальное описание: как называется у евреев молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Амида является вторым (После “Шема”) центральным элементом Богослужения. В отличие от “Шема”,которое есть декларация веры,”Амида” содержит наши просьбы к Богу, т.е является “молитвой” в собственном смысле слова.Тора в качестве одной из заповедей обязывает еврея молится, т.е обращаться со своими проблемами и просьбами непосредственно и напрямую к Богу. Читая “Амиду”, мы исполняем эту заповедь. Амида (Стояние) или Шмонэ эсрэ (Восемнадцать – по числу отрывков — благословений – тем). Она перекрывает практически все нужды человека . Читается три раза в день (утром, днем и вечером после появления звезд).

Читается Амида стоя, тихим шепотом , запрещено отвлекаться любым способом- сойти с места, заговорить, слушать кого-либо или смотреть по сторонам.

“ШМОНЭ-ЭСРЭ” – ” Амида ” на будний день.

ГОСПОДЬ, ДАЙ МНЕ СИЛЫ МОЛИТЬСЯ ПРЕД ТОБОЙ, [ПРОСТИВ МНЕ ГРЕХИ] , И УСТА МОИ ВОССЛАВЯТ ТЕБЯ.

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ, БОГ АВРАhАМА, БОГ ИЦХАКА И БОГ ЯАКОВА, БОГ ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И ГРОЗНЫЙ, ВСЕВЫШНИЙ БОГ, ДАРУЮЩИЙ БЛАГА, СОТВОРИВШИЙ ВСЕ, И ПОМНЯЩИЙ ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЦОВ, И ПО ЛЮБВИ СВОЕЙ ПОСЫЛАЮЩИЙ ИЗБАВИТЕЛЯ СЫНОВЬЯМ ИХ СЫНОВЕЙ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО! [ТЫ] ВЛАДЫКА, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ, СПАСАЕТ И ЗАЩИЩАЕТ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ЗАЩИТНИК АВРАhАМА!

ТВОЕ МОГУЩЕСТВО ВЕЧНО, ГОСПОДЬ, ТЫ ВОЗВРАЩАЕШЬ МЕРТВЫХ К ЖИЗНИ, ТЫ – ВЕЛИКИЙ ИЗБАВИТЕЛЬ… ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР И ДАРУЮЩИЙ ДОЖДЬ…

ПИТАЮЩИЙ ПО ДОБРОТЕ СВОЕЙ ЖИВЫХ, ПО ВЕЛИКОМУ МИЛОСЕРДИЮ ВОЗВРАЩАЮЩИЙ МЕРТВЫХ К ЖИЗНИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ПАДАЮЩИХ, И ИСЦЕЛЯЮЩИЙ БОЛЬНЫХ, И ОСВОБОЖДАЮЩИЙ УЗНИКОВ, И ИСПОЛНЯЮЩИЙ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ [ВОЗВРАТИТЬ ЖИЗНЬ] ПОКОЯЩИМСЯ В ЗЕМЛЕ, – КТО ПОДОБЕН ТЕБЕ, ВСЕСИЛЬНЫЙ, И КТО СРАВНИТСЯ С ТОБОЙ, ВЛАДЫКА, КОТОРЫЙ УМЕРЩВЛЯЕТ, И ОЖИВЛЯЕТ, И ВЗРАЩИВАЕТ СПАСЕНИЕ!

И ВЕРЕН ТЫ [СВОЕМУ ОБЕЩАНИЮ] ВОЗВРАТИТЬ МЕРТВЫМ ЖИЗНЬ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ВОЗВРАЩАЮЩИЙ МЕРТВЫХ К ЖИЗНИ!

(3) “Освящение Божественного Имени”

ТЫ СВЯТ, И СВЯТО ИМЯ ТВОЕ, И СВЯТЫЕ [АНГЕЛЫ] БУДУТ ВОСХВАЛЯТЬ ТЕБЯ ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ, ВОВЕКИ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, *БОГ СВЯТОЙ!

ТЫ ДАРУЕШЬ ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ И ОБУЧАЕШЬ СМЕРТНЫХ ПОНИМАНИЮ. УДЕЛИ ЖЕ НАМ ОТ СВОЕЙ МУДРОСТИ, ПОНИМАНИЯ И РАЗУМА. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАРУЮЩИЙ РАЗУМ!

ВОЗВРАТИ НАС, ОТЕЦ НАШ, К ТОРЕ ТВОЕЙ, И ПРИБЛИЗЬ НАС, ВЛАДЫКА, ЧТОБЫ МЫ СЛУЖИЛИ ТЕБЕ, И ВЕРНИ НАС, ИСКРЕННЕ РАСКАЯВШИХСЯ, ПРЕД ЛИЦО СВОЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ЖЕЛАЮЩИЙ [НАШЕГО] ВОЗВРАЩЕНИЯ!

ПРОСТИ НАС, ОТЕЦ НАШ, ИБО ГРЕШНЫ МЫ; ПОМИЛУЙ НАС, ВЛАДЫКА НАШ, ИБО ПРЕСТУПНЫ МЫ; ВЕДЬ ТЫ – ДОБРЫЙ БОГ И ВСЕПРОЩАЮЩИЙ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, МИЛОСЕРДНЫЙ И ВСЕПРОЩАЮЩИЙ!

ВЗГЛЯНИ НА СТРАДАНИЯ НАШИ, И ЗАСТУПИСЬ ЗА НАС, И ОСВОБОДИ НАС В СКОРОМ ВРЕМЕНИ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО; ВЕДЬ ТЫ, БОГ, – ВЕЛИКИЙ ИЗБАВИТЕЛЬ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ИЗБАВИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ!

ИСЦЕЛИ НАС, ГОСПОДЬ, И МЫ ИЗЛЕЧИМСЯ, СПАСАЙ НАС, И МЫ СПАСЕМСЯ, ВЕДЬ ТЫ – ГОРДОСТЬ НАША; И ПОШЛИ НАМ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ И ПОЛНОЕ ИЗЛЕЧЕНИЕ ОТ ВСЕХ НАШИХ НЕДУГОВ, ВЕДЬ ТЫ, ГОСПОДЬ, ВЛАДЫКА, – ЦЕЛИТЕЛЬ НАДЕЖНЫЙ И МИЛОСЕРДНЫЙ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ БОЛЬНЫХ В НАРОДЕ СВОЕМ, ИЗРАИЛЕ!

БЛАГОСЛОВИ для НАС, Господь, БОГ НАШ, этот ГОД И ВСЕ ВИДЫ УРОЖАЯ ЕГО НА БЛАГО, И ПОШЛИ РОСУ И ДОЖДЬ ДЛЯ БЛАГА [НАШЕГО] ) НА ЗЕМЛЮ, И НАСЫТЬ НАС ЩЕДРОТАМИ СВОИМИ; И БЛАГОСЛОВИ ЭТОТ ГОД НА БЛАГО НАМ, ПОДОБНО ХОРОШИМ ГОДАМ [В ПРОШЛОМ], ВЕДЬ ТЫ – ДОБРЫЙ БОГ, И ТВОРИШЬ ДОБРО, И БЛАГОСЛОВЛЯЕШЬ ГОДЫ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ГОДЫ!

ПРОТРУБИ В ВЕЛИКИЙ ШОФАР, [ВОЗВЕЩАЯ О] СВОБОДЕ НАШЕЙ; И ПОДНИМИ ЗНАМЯ, ПОД КОТОРЫМ СОБЕРЕТСЯ НАРОД НАШ, РАССЕЯННЫЙ ПО СВЕТУ; И СОБЕРИ НАС, ВСЕХ ВМЕСТЕ, С ЧЕТЫРЕХ СТОРОН СВЕТА В НАШЕЙ ЗЕМЛЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, СОБИРАЮЩИЙ РАЗБРОСАННЫЙ ПО СВЕТУ НАРОД СВОЙ, ИЗРАИЛЬ!

(11) “Восстановление правосудия”

СНОВА ПОСТАВЬ НАД НАМИ СУДЕЙ, КАК В ПРЕЖНИЕ ВРЕМЕНА, И НАСТАВНИКОВ, КАК БЫЛИ РАНЬШЕ; И ИЗБАВЬ НАС ОТ СКОРБИ И ПЕЧАЛИ; И САМ ЦАРСТВУЙ НАД НАМИ, ГОСПОДЬ, С ЛЮБОВЬЮ И МИЛОСЕРДИЕМ, СПРАВЕДЛИВО И ПРАВОСУДНО. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, *ВЛАДЫКА, ЛЮБЯЩИЙ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ!

(12) “Против злодеев и изменников”

и ДА НЕ БУДЕТ НАДЕЖДЫ ДОНОСЧИКАМ; И ВСЕ ВЕРООТСТУПНИКИ, И ВСЕ ЗЛОДЕИ ПУСТЬ НЕМЕДЛЕННО СГИНУТ; И ВСЕ ВРАГИ НАРОДА ТВОЕГО ДА БУДУТ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ИСТРЕБЛЕНЫ; И ЦАРСТВО ЗЛА ПОСКОРЕЕ ИСКОРЕНИ, И СОКРУШИ, И СВЕРГНИ; И ПОКОРИ [ЕГО] В СКОРОМ ВРЕМЕНИ, В НАШИ ДНИ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, СОКРУШАЮЩИЙ НЕДРУГОВ И ПОБЕЖДАЮЩИЙ ЗЛОДЕЕВ!

НАД ПРАВЕДНИКАМИ, И НАД БЛАГОЧЕСТИВЫМИ, И НАД СТАРЕЙШИНАМИ НАРОДА ТВОЕГО, ДОМА ИЗРАИЛЯ, И НАД УЦЕЛЕВШИМИ ИЗ СОБРАНИЯ ЕГО МУДРЕЦОВ, И НАД ГЕРАМИ, И НАД НАМИ САМИМИ – СМИЛУЙСЯ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, И ВОЗНАГРАДИ ДОБРОМ ВСЕХ, КТО ИСКРЕННЕ ПОЛАГАЕТСЯ НА ИМЯ ТВОЕ. И ДАЙ НАМ УДЕЛ СРЕДИ НИХ, И НЕ ОПОЗОРИМСЯ ВОВЕК, ПОТОМУ ЧТО НА ТЕБЯ ПОЛАГАЛИСЬ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ОПОРА И НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ПРАВЕДНИКОВ!

(14) “Восстановление Иерусалима”

И В ИЕРУСАЛИМ, ГОРОД ТВОЙ, ПО МИЛОСЕРДИЮ СВОЕМУ ВОЗВРАТИСЬ, И ОБИТАЙ В НЕМ, КАК ОБЕЩАЛ ТЫ; И ПРЕСТОЛ РАБА ТВОЕГО ДАВИДА ПОСКОРЕЕ В НЕМ УТВЕРДИ; И ОТСТРОЙ [ИЕРУСАЛИМ] В СКОРОМ ВРЕМЕНИ, В НАШИ ДНИ, НАВЕЧНО. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, СТРОИТЕЛЬ ИЕРУСАЛИМА!

И РОСТОК ДОМА ДАВИДА, РАБА ТВОЕГО, ПОСКОРЕЕ ВЗРАСТИ И ВОЗВЫСЬ ЕГО ПОДДЕРЖКОЙ СВОЕЙ; ВЕДЬ МЫ НАДЕЕМСЯ ПОСТОЯННО, ЧТО ТЫ СПАСЕШЬ НАС. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ВЗРАЩИВАЮЩИЙ СПАСЕНИЕ!

УСЛЫШЬ НАШ ГОЛОС, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ; МИЛОСЕРДНЫЙ ОТЕЦ, СМИЛУЙСЯ НАД НАМИ И ПРИМИ МИЛОСТИВО И БЛАГОСКЛОННО НАШУ МОЛИТВУ, ВЕДЬ ТЫ – БОГ, ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВАМ И МОЛЬБАМ; И НЕ ОСТАВЛЯЙ НАС БЕЗ ОТВЕТА, ВЛАДЫКА НАШ,

( В этом месте можно вставить любые дополнительные просьбы )

ВЕДЬ ТЫ ВНИМАЕШЬ МОЛИТВАМ КАЖДОГО. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВЕ!

ОТНЕСИСЬ БЛАГОСКЛОННО, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, К НАРОДУ СВОЕМУ, ИЗРАИЛЮ, И МОЛИТВУ ЕГО ПРИМИ, И ВОССТАНОВИ СЛУЖБУ В СВЯТАЯ СВЯТЫХ ХРАМА ТВОЕГО; И ЖЕРТВЫ, ПРИНОСИМЫЕ ИЗРАИЛЕМ, И МОЛИТВУ ЕГО ПРИМИ С ЛЮБОВЬЮ, БЛАГОСКЛОННО; И ПУСТЬ БУДЕТ ВСЕГДА ЖЕЛАННО ТЕБЕ СЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЯ, НАРОДА ТВОЕГО. И ДА УВИДИМ МЫ СВОИМИ ГЛАЗАМИ, КАК ВЕРНЕШЬСЯ ТЫ, ПО МИЛОСЕРДИЮ СВОЕМУ, В СИОН. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ВОЗВРАЩАЮЩИЙ СВОЮ ШХИНУ В СИОН!

БЛАГОДАРИМ МЫ ТЕБЯ ЗА ТО, ЧТО ТЫ, ГОСПОДЬ, – БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ ВО ВЕКИ ВЕКОВ. ТЫ – ОПЛОТ ЖИЗНИ НАШЕЙ, ЗАЩИТНИК, СПАСАЮЩИЙ НАС ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ. БУДЕМ БЛАГОДАРИТЬ ТЕБЯ И ПРОВОЗГЛАШАТЬ ТЕБЕ ХВАЛУ – ЗА ЖИЗНЬ НАШУ, ВВЕРЕННУЮ ТЕБЕ, ЗА ДУШИ НАШИ, ХРАНИМЫЕ ТОБОЙ, И ЗА ЧУДЕСА ТВОИ, КОТОРЫЕ ТЫ ПОСТОЯННО [СОВЕРШАЕШЬ] С НАМИ, И ЗА ТВОИ ЗНАМЕНИЯ И БЛАГОДЕЯНИЯ, КОТОРЫЕ ТЫ [ТВОРИШЬ] ВСЕГДА, ВЕЧЕРОМ, УТРОМ И ДНЕМ, – О, ДОБРЫЙ! – ПОТОМУ ЧТО МИЛОСТИ ТВОИ НЕСКОНЧАЕМЫ, – О, МИЛОСЕРДНЫЙ! – ПОТОМУ ЧТО БЛАГОДЕЯНИЯ ТВОИ НЕИСТОЩИМЫ; ВЕДЬ МЫ ОТ ВЕКА НАДЕЕМСЯ НА ТЕБЯ! И ЗА ВСЕ ЭТО ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЛЕНО, И ДА ВОЗВЕЛИЧИТСЯ И ПРЕВОЗНЕСЕТСЯ ИМЯ ТВОЕ, ВЛАДЫКА НАШ, ВСЕГДА, ВО ВЕКИ ВЕКОВ!

И ВСЕ ЖИВОЕ БУДЕТ ВЕЧНО БЛАГОДАРИТЬ ТЕБЯ И ВОСХВАЛЯТЬ ТВОЕ ВЕЛИКОЕ ИМЯ ВОВЕК, ИБО ТЫ ДОБР, ТЫ, БОГ, – НАШЕ СПАСЕНИЕ И НАША ОПОРА ВОВЕКИ, [ТЫ] ДОБРЫЙ БОГ! БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ; ДОБРЫЙ – ИМЯ ТЕБЕ, И ТЕБЯ ПОДОБАЕТ БЛАГОДАРИТЬ.

ДАРУЙ МИР, ДОБРО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ЖИЗНЬ, МИЛОСТЬ, И ЛЮБОВЬ, И МИЛОСЕРДИЕ НАМ И ВСЕМУ ТВОЕМУ НАРОДУ, ИЗРАИЛЮ. БЛАГОСЛОВИ НАС, ВСЕХ ВМЕСТЕ, В БЛАГОСКЛОННОСТИ СВОЕЙ, ОТЕЦ НАШ, ИБО В БЛАГОСКЛОННОСТИ СВОЕЙ ТЫ ДАРОВАЛ НАМ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЗАКОН ЖИЗНИ И БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ, И МИЛОСТЬ, И БЛАГОСЛОВЕНИЕ, И МИЛОСЕРДИЕ, И ЖИЗНЬ, И МИР. И ДА БУДЕТ УГОДНО ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЛЯТЬ НАРОД СВОЙ, ИЗРАИЛЬ, ВО ВСЕ ВРЕМЕНА И В КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ, ДАРУЯ ЕМУ МИР.

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ МИРОМ НАРОД СВОЙ, ИЗРАИЛЬ!

БОГ МОЙ! УБЕРЕГИ ЯЗЫК МОЙ ОТ ЗЛОСЛОВИЯ И УСТА МОИ ОТ ЛЖИВЫХ РЕЧЕЙ; И ПЕРЕД ТЕМИ, КТО ПРОКЛИНАЕТ МЕНЯ, ПУСТЬ ДУША МОЯ ХРАНИТ МОЛЧАНИЕ. И ПУСТЬ ДУША МОЯ ПОВЕРГАЕТСЯ В ПРАХ ПРЕД КАЖДЫМ. РАСКРОЙ МОЕ СЕРДЦЕ ДЛЯ ТОРЫ ТВОЕЙ, И ДА УСТРЕМИТСЯ МОЯ ДУША К ИСПОЛНЕНИЮ ТВОИХ ЗАПОВЕДЕЙ; И ПОСКОРЕЕ РАЗРУШЬ КОЗНИ И РАССТРОЙ ЗАМЫСЛЫ ВСЕХ ЗАДУМАВШИХ ПРОТИВ МЕНЯ НЕДОБРОЕ. СОВЕРШИ ЭТО РАДИ ИМЕНИ ТВОЕГО, СОВЕРШИ РАДИ ДЕСНИЦЫ ТВОЕЙ, СОВЕРШИ РАДИ СВЯТОСТИ ТВОЕЙ, РАДИ ТОРЫ ТВОЕЙ. РАДИ СПАСЕНИЯ ЛЮБИМЫХ ТОБОЮ ПРОСТРИ ДЕСНИЦУ ТВОЮ И ОТВЕТЬ МНЕ. ДА БУДУТ УГОДНЫ ТЕБЕ СЛОВА МОИХ УСТ И ПОМЫСЛЫ СЕРДЦА МОЕГО, О, ГОСПОДЬ, – МОЙ ОПЛОТ И ИЗБАВИТЕЛЬ!

УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ МИР В ВЫСОТАХ СВОИХ, ОН ПОШЛЕТ МИР НАМ И ВСЕМУ ИЗРАИЛЮ. И СКАЖЕМ: АМЕН!

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ И БОГ ОТЦОВ НАШИХ, ЧТОБЫ ВОЗВЕДЕН БЫЛ ХРАМ ВСКОРЕ, В НАШИ ДНИ, И ДАЙ НАМ УДЕЛ В ТОРЕ ТВОЕЙ. И ТАМ МЫ БУДЕМ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ В ТРЕПЕТЕ, КАК В ДАВНИЕ ДНИ И КАК В ГОДЫ БЫЛЫЕ. И ДА БУДЕТ ПРИЯТНО ГОСПОДУ ПРИНОШЕНИЕ ИЕhУДЫ И ИЕРУСАЛИМА, КАК В ДАВНИЕ ДНИ И КАК В ГОДЫ БЫЛЫЕ.

Понравилась статья? Есть вопросы? Хочется высказать своё мнение? Всё это возможно сделать на форуме

Проект svet-voin.ru был создан и поддерживается на добровольных началах.

Средства — присланные Вами на помощь сайту будут направлены исключительно на развитие проекта.

Воспользуйтесь формой, чтобы перевести n-ную сумму денег на помощь в развитии сайта

С благодарностью и уважением, группа Инсайт

Когда известный израильский актер Ури Зоар делал свои первые шаги в направлении еврейской религии, то, по его признанию, самым странным для него был акт молитвы.

«Я стоял перед стенкой и чувствовал, что говорю как бы ни с кем. Мне было непонятно, для чего это все. Зачем делать вид, что ты находишь какой-то смысл в произнесении высокопарных слов, обращенных к штукатурке?»

. И это на самом деле непросто — найти со Всевышним некий общий язык, некую волну взаимопонимания. Есть в этом элемент стихийного чувства, есть элемент тренировки и навыка. Все это со временем приходит. Конечно же, и Ури Зоар в конце концов ощутил сладость и проникновенность молитвы, слова наполнились неким смыслом, мысль заработала в нужном направлении.

Итак, что же это за направление? То есть куда нам следует направить свою мысль?

Начнем с того, что существуют два вида молитвы — «неофициальная», «от души» (что-то вроде спонтанного восклицания: «Г-споди, помоги мне! Только Ты можешь мне помочь! Я верю в Тебя! Я хочу почувствовать Твою помощь!» и молитва, кодифицированная в еврейском сборнике молитв, отобранных, выверенных, разработанных мужами Великого Собрания во времена II Храма.

До того общественная молитва была весьма коротка и содержала самые базисные утверждения и просьбы. Произносилось «Шма, Исраэль!», выражалась просьба о благодатном годе, о дождях, о хорошем здоровье, о роженицах, о кормящих матерях.

Особенно важной и интимной молитвой было обращение первосвященника ко Всевышнему в Йом-Кипур. Но и оно было довольно коротким по времени, дабы не подумал народ, что первосвященник никак не выходит наружу, так как погиб в Святой Святых, ибо такой риск существовал и был весьма велик.

Что же касается еврейских женщин, то им в принципе не нужно искать официальных путей обращения ко Всевышнему — ведь это означало бы связать себя обязательствами времени, места, а у женщины своего личного времени практически нет, она все время находится на «службе», заботится неустанно о своих ближних, и в этом ее заслуга.

Очень помогает в такой ситуации книга Псалмов, которая также является сборником обращений к Б-гу, однако для ее чтения не нужно особых часов и приготовлений. Можно прерваться в середине, отвлечься на насущные дела. Важно лишь проговаривать бережно и осторожно Имена Всевышнего, там упомянутые, и не прерываться посреди фразы.

Очень ярким способом самовыражения может стать запись нескольких пунктов — приятных, хороших событий, удач, фиксация чего-то радующего, и такая записка к Б-гу занимает всего пять минут, а результат удивительный: ты почувствуешь, что поблагодарила Творца за доставленную тебе радость (вкусный завтрак, дети успели на развозку, хватило денег оплатить счета, погода выдалась хорошая, небо мирное). Вот и повод поговорить со Всевышним! Не обязательно каждый раз ждать, пока что-то случится и тебе срочно понадобится Его вмешательство и помощь. Всевышний любит и ждет, чтобы мы обращались к Нему по разным поводам. Но благодарность бескорыстнее, чем просьба, поэтому начинать лучше с нее.

Кстати, так выстроена и «официальная» молитва в сидуре: сначала изъявления благодарности, затем превознесение величия Б-га, затем наши просьбы к Нему.

Если у женщины есть время и желание, то она может помолиться по сидуру. Конечно, вариант ее молитвы будет сокращенным. Главными пунктами такой молитвы станут «Шма» и «Шмона-Эсре», в то время как произнесение «Биркот а-Шахар» является само собой разумеющимся и принято всеми религиозными женщинами. До «Биркот а-Шахар», как правило, не едят. Это — минимум женской молитвы. Поверьте, это не мало!

Утро еврейской женщины, конечно же, начинается с «Моде ани», а вечер завершается произнесением «Шма», которая включена в порядок молитв перед сном.

Особая заслуга заключается в том, чтобы поощрять маленьких детей к произнесению фрагментов молитвы. Эти фрагменты должны соответствовать возрасту ребенка, но это уже — тема для отдельной статьи.

То, что ты ищешь всю жизнь – может быть ближе, чем ты думаешь

Шахарит — это утренняя составная молитва
Сначала прочитайте молитву Утренние благословения (откроется в новом окне) и возвращайтесь обратно на эту страницу.

Затем прочитайте молитву Адон олам (откроется в новом окне)

Если хотите прочитать что-то из Торы, то сначала произнесите молитву Благословение на Тору (откроется в новом окне)

Далее, читается молитва Ашрэй (откроется в новом окне)

После чего идёт молитва Шма Исраэль (откроется в новом окне)

Затем сразу читается молитва Шмонэ Эсрэ (откроется в новом окне)

После чего идут две завершающие молитвы Алэну лешабэах (откроется в новом окне)

© КИФА, 2010-2018

Некоторые христиане молились бы за дождь в любом случае. Но евреи понимаю, что это глупо. Вы не можете молиться за то, чтобы летом была зима, а в Израиле дождь, что у нас снег. Мы не можем изменить сезоны, но можем участвовать в том, чтобы зима была мягкой, а лето урожайным и т.п.

В Израиле выпадает менее 1000 мл осадков в год. Для сравнения, в Европе — 2500 мл или больше.
Так что в Израиле выпадает минимум. Если будет меньше, страна станет пустыней. Потому так важна молитва о дожде.
О дожде в Израиле молятся евреи по всему миру.

1-я строчка молитвы из Втор. 6:4, вторая — иудейская традиция

ШМА ЙИСРАЭЛЬ, АДОНАЙ ЭЛОНЭЙНУ, АДОНАЙ ЭХАД
БАРУХ ШЕМ КВОД МАЛХУТО ЛЕОЛАМ ВАЭД!

ְבָרֶכְךָ֥ יְהוָ֖ה וְיִשְׁמְרֶֽךָ׃
יָאֵ֙ר יְהוָ֧ה׀ פָּנָ֛יו אֵלֶ֖יךָ וִֽיחֻנֶּֽךָּ׃
יִשָּׂ֙א יְהוָ֤ה׀ פָּנָיו֙ אֵלֶ֔יךָ וְיָשֵׂ֥ם לְךָ֖ שָׁלֽוֹם׃

ЙЕВАРЕХЕХА АДОНАЙ ВЕ ЙИШМЕРЕХА
ЙАЭР АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВИЙЭХУНЕХА
ИСА АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВЕЙАСЭМ ЛЕХА ШАЛОМ!

Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.

Иудеи считают, что сила молитвы настолько велика, что с ее помощью можно совершить любое чудо. Верующие евреи считают, что искреннее молитвенное песнопение достигает небес и существенно влияет на решение Высших Сил.

Обряды иудаизма очень специфичны. Они охватывают все жизненные сферы верующего. К примеру, иудейская вера предписывает любое действие сопровождать славословием бога Яхве.

Сила любой еврейской молитвы заключается в том, что она позволяет приблизиться к Творцу. Молитвенное обращение к Всевышнему позволяет открыть ворота к Небесной Сокровищнице. Если человеку, что-то уже предначертано судьбой и он может достичь поставленной цели своими силами, то этого он все равно не получит, пока не помолится.

Очень важно глубоко понимать слова молитвы, ведь она является логическим завершением любого жизненного действия. Чтобы молитва была эффективной, следует постоянно самосовершенствоваться. Изучая Тору, человек постигает мудрость Творца, а, следовательно, постоянно осуществляет движение вверх, преодолевая ступень за ступенью.

В православных молитвах подчеркивается важность веры человека. Когда вера присутствует в душе, то можно рассчитывать на прощение грехов, а значит получить надежду на Вечную Жизнь после смерти на Небесах. В иудейских молитвах подчеркивается, что служение Богу посредством определенных действий важнее самой веры. То есть вера не должна проявляться только в молитвенных словах, она должна быть подтверждена конкретными поступками в реальной жизни.

Обращаясь в православных христианских молитвах к Богу, человек связывает его с Иисусом Христом, который при жизни был человеком. Иудейская молитва полностью отрицает возможность увидеть Бога в человеческом обличье. Поэтому все молитвенные обращения направлены к невидимой силе, которая управляет миром.

Еще одно отличие еврейской молитвы заключается в том, что верующий посредством молитвы устанавливает диалог с Богом. Молитвенное обращение нельзя считать монологом согласно иудейским понятиям. При этом каждый иудей понимает, что Бог абсолютно свят и неимоверно возвышен над всем живущим. Господь управляет миром во всех его проявлениях, а человек — это всего лишь слабое и невежественное существо, созданное Творцом. И, несмотря на это, с помощью молитвы устанавливается личный контакт с Богом. Слова от верующего направляются к Богу в виде молитвенных фраз и мыслей, ответом же Всевышнего является все то, что происходит после молитвы с человеком.

По законам иудаизма, молитва — это обязанность каждого человека. Верующий должен молится независимо от того имеется ли у него возможность пойти в синагогу. Но при этом следует понимать, что общественная молитва отличается большей силой. Причем очень важно, чтобы во время молитвы имелся миньян, что означает присутствие в молитвенном месте десяти взрослых мужчин еврейской национальности.

В процессе моления верующие не только слушают хазана, который является ведущим, но и молятся сами. Важно обязательно прислушиваться к хазану, которым произносятся начало и конец конкретной молитвы. Важно помнить, что существуют молитвенные отрывки, которые может произносить только хазан. Часть молитв должны произносится верующими мысленно, в то время, как хазан проговаривает их вслух.

Во время еврейской молитвы мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Как правило, в синагоге имеется специальное отделение для женщин. Оно может быть в виде балкона или галереи. Некоторые еврейские молитвы читаются стоя. Неопытным верующим необходимо ориентироваться на раввина или на поведение большинства верующих во время молитвы.

Сборник Еврейских молитв называется Сидур. Доступный и понятный толкователь еврейских молитв, который получил название «Врата молитвы», был создан в 1992 году.

Концепция Сидура заключалась в следующем:

  • В понятном переводе на русский язык. Ставилась цель не передать точно смысл ивритского текста, а сделать его легко читаемым, что облегчило бы понимание.
  • В книге присутствует много подробных подзаголовков, которые помогают ориентироваться в молитве, также благодаря этому сформировано подробное оглавление.
  • В книге уделено большое внимание раскрытию смысла молитв и их место в истории еврейской культуры.
  • В предоставлении специальных указаний, которые облегчат участие верующего в службе в синагоге. В книге используется специальная графика, которая указывает на то, в каком месте молитвы следует производить определенные действия.

Молитвы в Сидуре с переводом на русский язык поделены на следующие разделы:

  • Утренняя молитва;
  • Молитва Благословения;
  • Молитвы Минха и Маарив;
  • Молитвы вечера Субботы;
  • Молитвы утра Субботы;
  • Молитвы Минха и завершение Субботы;
  • Молитвы Рош ходеш;
  • Молитвы Шалош регалим. Песах, Шавуот, Суккот;
  • Молитвы дней благодарности. Ханука, Пурим, День Независимости, День освобождения Иерусалима.

Верующие, исповедующие иудаизм, очень трепетно относятся к молитве. Поэтому используют молитвенное обращение во всевозможных жизненных ситуациях.

Иудеи считают, что обращаться к Богу можно по самым разным поводам, в частности:

  • При рождении ребенка;
  • При уходе из жизни человека;
  • Во время проведения обряда обрезания;
  • Перед едой;
  • Сразу после пробуждения и перед сном;
  • Во время празднования свадьбы;
  • В собственный день рождения;
  • При стихийных бедствиях;
  • При раздорах в семье.

В иудаизме считается, что молитва за себя — это обязательная необходимость для каждого верующего. Если человек не просит себе у Бога здоровья, благополучия и спокойствия, то это значит, что у него недостаток веры. Просить Господа за себя — это естественно. Ведь все перечисленные вещи необходимы для жизни человеку. А поскольку истинный верующий должен считать себя полностью зависимым от Всевышнего, то это значит, что он должен просить его о благах для себя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но при этом считается, что неправильно молится только за себя, в молитву нужно обязательно включать просьбы, которые касаются нужд других людей. Большинство еврейских обращений составлено таким образом, что в них обязательно упоминается весь еврейский народ прямым или косвенным способом.

Чтобы привлечь в свою жизнь удачу и избавиться от грехов следует трижды в день произносить сильную молитву.

В переводе на русский язык она звучит следующим образом:

«Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств ты с нами. Ты являешься оплотом надежным нашим. Бог Яакова. Сэла.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, я считаю себя счастливым человеком, уповающим на Тебя.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, прошу Тебя о спасении! Царственный Господь обязательно ответит нам в тот самый день, когда мы искренне к нему будем взывать».

Другая действенная молитва на удачу на иврите звучит следующим образом:

На русском языке молитва звучит следующим образом:

Самой сильной еврейской молитвой о здоровье считается молитва «Мешеберах». В Талмуде сказано, что если у кого-то в доме есть больной, то он должен пойти к мудрецу и обратиться к нему с просьбой, чтобы служитель Торы попросил Бога о выздоровлении близкого. Именно поэтому молитва «Мешербах» читается в синагоге по всем еврейским праздникам, а также по понедельникам, четвергам и субботам.

Сила молитвы о здоровье объясняется следующим:

  • Она читается в миньяне от имени всей еврейской общины, поэтому она обязательно будет услышана Богом;
  • Габай всегда когда читает эту молитву находится рядом со свитком Торы, который является священным предметом еврейского народа;
  • Человек, который заказывает молитву, дает обещание пожертвовать деньги на благотворительность и добрые дела.

В субботу слова молитвы звучат следующим образом:

Разумеется, на время молитвы распространяются и общие правила поведения в синагоге.

По еврейскому закону, молитва — это личная обязанность каждого. Человек молится вне зависимости от того, есть ли у него возможность прийти в синагогу.

Но общественная молитва — т.е., молитва, читаемая при наличии миньяна (десяти взрослых евреев-мужчин) в синагоге, — обладает гораздо большей силой и принимается Всевышним, как молитва праведника.

Во время общественной молитвы каждый не только слушает хазана (человека, ведущего молитву), но и молится сам. Хазан громко произносит начало и конец отрывков молитвы, чтобы все знали, какой отрывок читается в данный момент. Если отрывок, который закончили читать, — это благословение, все молящиеся отвечают Амен, т.е, «согласны». Есть молитвы, которые читаются только при наличии миньяна: например, поминальная молитва Кадиш.

В молитве есть такие отрывки, которые произносит только хазан, но не остальные молящиеся. В молитвенниках по этому поводу есть подробные разъяснения. Некоторые молитвы молящиеся читают про себя, а после этого хазан повторяет их вслух (например, молитва Шмоне Эсре, называемая также Амида).

Во время молитвы мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Обычно в синагогах делается специальное отделение, балкон или галерея для женщин. Женская галерея есть и в нашей синагоге. По еврейскому закону, не возбраняется взять с собой в молитвенное помещение ребенка противоположного пола, если ему не больше 9 лет.

Эти правила распространяются только на время самой молитвы. В любой другой ситуации — например, во время праздничной трапезы или концерта, мужчины и женщины могут быть где угодно: мужчины — заходить на женскую галерею, женщины — в молитвенный зал.

Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

В молитве есть такие отрывки, во время чтения которых нельзя прерываться и разговаривать. В утренней молитве — это отрывок от слов Барух ше омар (благословен Тот, по слову которого возник мир. ) и до конца Шмоне Эсре; в молитве Минха — от начала и до конца Шмоне Эсре; в молитве Маарив — отрывок от благословения . ашер бидваро маарив араваим (Благословен. по слову которого наступает вечер. ) и до конца Шмоне Эсре.

Поэтому не стоит удивляться, если Вы обращаетесь к кому-нибудь из молящихся, а Вам не отвечают, «мычат», или показывают что-то жестами.

Некоторые молитвы читаются стоя. Прежде всего, это молитва Шмоне Эсре (Амида). Кроме того, все присутствующие должны встать, когда вносят или выносят свиток Торы. Встают и во время поминальной молитвы Кадиш, которую хазан читает несколько раз на протяжении всей молитвы. Есть еще несколько моментов в молитве, когда положено вставать. Неопытным молящимся следует ориентироваться на раввина, если он присутствует на молитве, на знающих членов общины или на большинство молящихся. В любом случае, не будет большим нарушением, если Вы не встанете вовремя, за исключением молитвы Шмоне Эсре: ее принципиально читать стоя, кроме тех случаев, когда стоять нет возможности.

Свиток Торы читают в синагоге по понедельникам, четвергам, субботам и праздникам. Чтение Торы происходит приблизительно в середине молитвы. Когда Тору

достают из арон а Кодеша (специального шкафа, в котором хранятся свитки) все встают, стараются прикоснуться к свитку и поцеловать. К Торе вызывают только мужчин, у которых мама — еврейка. В будние дни к Торе вызывают троих человек, в субботы и праздники — больше. Выйти к Торе — большая честь. Тору читает специально обученный человек, а те, кого вызывают, лишь произносят благословения до и после чтения отрывка. Благословения есть в транслитерации русскими буквами. Если Вас вызвали к Торе, попросите дать Вам текст благословения по-русски. К Торе вызывают, называя имя человека и имя его отца, поэтому, если во время чтения Торыспрашивают, как Вас зовут, фамилию называть не нужно. Если в Вашей жизни случилось важное событие, родился ребенок, вы женились, или у Вас день рождения, стоит позаботиться о том, чтобы Вас вызвали к Торе. Подойдите к габаю, человеку, который вызывает к Торе, и попросите вызвать Вас, стесняться не нужно. Женатые мужчины выходят к Торе в талите, если у Вас его нет, попросите на время выхода к Торе у кого-нибудь из молящихся.

После окончания чтения Торы свиток поднимают и показывают всем собравшимся. Есть обычай поднимать руки в сторону свитка. После этого читают молитву за здоровье Мишеберах. Мужчина, желающий помолиться за чье-либо здоровье, может подойти к читающему молитву и назвать имя этого человека и имя его матери. Женщине придется выкрикивать имя с балкона, в этом нет ничего зазорного.

В некоторых местах молитвы все молящиеся говорят хором. Основные моменты молитвы, которые произносятся хором, — это первые две строки молитвы Шма Исраэль; Барху в утренней и вечерней молитве и Кдуша при повторении хазаном молитвы Шмоне Эсре.

При чтении первых двух строк молитвы Шма Исраэль (Слушай, Израиль) правой рукой закрывают глаза. Если Вы еще не выучили эти строки наизусть, можно подглядывать.

Во время чтения молитвы Шмоне Эсре стоят «по стойке смирно», не сходя с места до окончания молитвы. Перед началом молитвы делают три шага вперед, после окончания — три шага назад. Если все читают Шмоне Эсре, а Вы нет, стоять вместе со всеми не нужно.

Когда читают Кдушу, тоже стоят «по стойке смирно», не сходя с места до окончания Кдуши.

Во время чтения молитвы Таханун (покаянная молитва) есть отрывок, который читают сидя, положив голову на руку (в молитве Шахарит — на правую, в молитве Минха — на левую). Если Вы в данный момент не читаете эту молитву, делать вместе со всеми этого не нужно.

Желательно присутствовать на молитве от начала и до конца. Но если Вы очень торопитесь, уйти можно в любой момент. Очень нежелательно уходить с молитвы до ее окончания в том случае, если есть всего 10 молящихся мужчин, и Вы — один из них. Если Вы уйдете, продолжение общественной молитвы будет невозможно.

На время утренней молитвы мужчины, начиная с 13 лет, по будним дням надевают тфилин. Тфилин — это кожаные коробочки черного цвета, которые закрепляются

ремешками на левой руке и на голове. Подробнее о тфилине Если у Вас нет тфилина, его можно попросить у шамеса — служителя синагоги.

На время утренней молитвы женатые мужчины надевают талит — молитвенное покрывало белого цвета с кистями по краям и полосками по бокам. Смысл заповеди о талите Тора объясняет так: «И увидите их (кисти), и вспомните все заповеди Г-спода, и будете исполнять их». Если у Вас нет талита, обратитесь к шамесу — служителю синагоги.

Перед тем, как надеть талит, произносят благословение:

Барух ата Адо-най Эло-эйну мэлэъ аолам ашер кидшану бэмицовтав вэцивану леитатеф бе цицит

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и давший нам закутываться в цицит!

Служба в синагоге идет на святом языке — иврите. Но если молящийся не знает иврита, он может молиться на любом языке, поскольку Б-г понимает на всех языках. В петербургской синагоге большинство сидуров (молитвенников) снабжены русским переводом.

Очень важна в молитве кавана — сосредоточенность сердца. Важно прочувствовать слова молитвы, а не только их произнести. Это не всегда получается сразу, этому нужно учиться, поэтому если Вы «ничего не почувствовали» во время молитвы, не отчаивайтесь, а приходите еще!

30 августа 2019 / 29 ава 5779

Молитвы: Шахарит 09:00 Минха 19:50 Маарив 20:05

Сегодня во всем мире, согласно официальной статистике, насчитывается около 14 миллионов евреев. Существует мнение, что евреев значительно больше. Как мы уже говорили, по обычаям и происхождению различаются общины. На иврит есть два слова (отражающие два разных понятия), которые переводят на русский язык одним словом «община» – это кегила и эда.

Кегила — местная община, группа людей, живущих по соседству — в одном городе, квартале и т. п. — и посещающих местную синагогу (или синагоги, если их несколько). Кегила (мн. ч. кегилот) имеет свое управление, назначает раввина и выполняет другие организационные функции.

Эда. Евреи — единый народ, но на протяжении многих веков они жили в разных странах мира, среди разных народов. Это привело к образованию отдельных групп с разными языками повседневного общения, с несколько отличными обычаями и т.п. Каждая из таких групп называется на иврите эда (мн. ч. эдот). Сегодня крупнейшими эдот являются ашкеназы и сефарды.

Предки ашкеназов («ашкеназим» – от ивритского слова «Ашкеназ»: так в средние века евреи называли Германию) – около тысячи лет тому назад жили в немецких княжествах; еще 150 лет назад почти все ашкеназские евреи жили в России, Польше, Германии, Австрии, Румынии и Венгрии и пользовались в обиходе языком идиш. Сегодня ашкеназы составляют большую часть евреев Европы и Америки и больше половины евреев Израиля. Подавляющее большинство евреев России – ашкеназы.

Сефардами («сфарадим») сегодня обычно называют всех не-ашкеназских евреев. Однако сначала так называли евреев, происходивших из Испании. Испания на иврите – «Сфарад». Евреи были изгнаны из Испании и Португалии около 500 лет тому назад и расселились по разным странам – главным образом, вокруг Средиземного моря: в Италии, в Греции, на Балканах, в Северной Африке, в Турции; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и там создали свои кегилот. Затем в число сефардов стали включать и другие общины, не ведущие своего происхождения от испанских изгнанников, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. На территории СНГ к сефардам относят себя грузинские, горские, бухарские и крымские евреи. Сефарды сегодня составляют большую часть евреев Турции, Франции и Голландии. В государстве Израиль несколько меньше половины евреев – сефарды.

Не только каждая эда, но и многие кегилот имеют и бережно сохраняют свои обычаи в рамках еврейской традиции; различия между ними, как правило, незаметны для человека, далекого от еврейского образа жизни, но важны для каждого, кто живет в данной общине.

Различия эти не противоречат тому факту, что все евреи – это один народ, а пестрота обычаев разных общин только обогащает еврейскую традицию и подчеркивает, что общим для всех них является единый источник – Тора. Более того, если бы не этот общий источник, можно было бы только удивиться тому, что за тысячелетия еврейской истории разные общины, удаленные друг от друга на тысячи и десятки тысяч километров, зачастую существовавшие как маленькие островки среди окружавших их гигантских и непохожих друг на друга цивилизаций, обнаруживают столь незначительные различия в традиции.

Какие названия существуют для обозначения еврейских общин? Откуда произошли эти названия? На какие группы делятся еврейские общины? Какие еврейские общины на территории СНГ и в мире относятся к ашкеназам, а какие – к сефардам? Есть ли разница в традициях разных еврейских общин?

Общим для всего еврейского народа является древнееврейский язык иврит. На этом языке говорили евреи еще несколько тысяч лет тому назад, на этом языке написаны Тора и большая часть остальных книг еврейской традиции, на этом языке молились и молятся евреи всего мира, этот язык сегодня – государственный язык государства Израиль. Еврейская традиция называет иврит «святым языком» – лешон кодеш) и даже сами ивритские буквы – святыми, так как на этом языке, согласно традиции, Вс-вышний произносил речения, посредством которых был сотворен мир.

Конечно, современный иврит – это не в точности тот язык, на котором говорили три тысячи лет тому назад; кроме того, и произношение слов на иврите в разных общинах неодинаково. Однако и сегодня израильский школьник может читать Тору без словаря, так как разговорный язык Израиля – это продолжение древнего иврита с добавлениями некоторых современных слов и понятий.

19 веков тому назад был разрушен Иерусалимский Храм, и большая часть еврейского народа была изгнана из своей страны (Эрец-Исраэль, см. главу «Земля Израиля», стр. 106). Еще до разрушения Храма иврит начал терять функции разговорного языка, этот процесс усилился после ухода народа в изгнание. Постепенно иврит практически перестал быть разговорным языком – на нем писали и читали, но не говорили. И только в начале XX века произошел переворот: под влиянием нескольких энтузиастов, выходцев из России, многие евреи, жившие в Эрец-Исраэль, стали говорить на иврите. Многие евреи видят явное чудо, дарованное Вс-вышним, в том, что язык этот возродился как разговорный за 20-25 лет – во всей мировой истории нет ничего подобного.

В течение долгого периода (закончившегося примерно тысячу лет назад) разговорным и литературным языком евреев был арамейский, близкий к ивриту и использующий тот же алфавит. На арамейском языке в то время велось изучение Торы, на нем написана существенная часть Гмары (см. «Главные книги еврейской традиции»). Существуют также и некоторые молитвы, читаемые на этом языке; так что и сегодня изучающий Тору еврей должен понимать арамейский язык.

Остальные языки, которые принято называть «еврейскими», были и остаются принятыми в разных еврейских общинах. Самый известный из них – язык ашкеназских общин, идиш, на котором и сегодня говорят и пишут сотни тысяч людей. Некоторые пренебрежительно называют его «жаргоном» и «искаженным немецким», но надо помнить: на идише писали книги еще тогда, когда не существовало литературы почти ни на одном европейском языке. Для бабушек и дедушек большинства российских евреев идиш был родным языком.

Другие известные еврейские языки – это джудезмо, называемый также ладино (на нем говорят потомки выходцев из Испании), горско-еврейский язык (язык евреев Северного Кавказа) и др.

Какие языки называются еврейскими?

Какой язык — основной еврейский язык? Почему?

У еврейского народа есть несколько имен. Причин тому много, и у каждого из этих имен – свое значение в традиции:

Еврей – на иврите иври – слово из Торы. Есть разные объяснения этого названия: от ивритского слова авар -«перешел» (или «пришел с другой стороны»); от имени Эвер – одного из предков еврейского народа. Легко догадаться, что слово иврит происходит от того же корня.

Израиль – на иврите Исраэль – имя, которое принял Яаков, один из праотцев еврейского народа (см. дальше), после событий, описанных в Торе, в результате которых он получил особое благословение Вс-вышнего. Собственно, евреи являются потомками Израиля (Яакова), поэтому встречаются также выражения: бней Исраэль – сыновья (т. е. потомки) Израиля и бней Яаков – сыновья (потомки) Яакова. Иногда также весь еврейский народ называют Бейт Яаков – «дом Яакова».

Иудей – на иврите йегуди — от Йегуда, имени одного из сыновей Яакова, потомками которого является подавляющее большинство живущих ныне евреев. От этого слова происходит название еврейской религии в европейских языках – «иудаизм» и название языка «идиш».

Какие названия есть у еврейского народа? Что они означают?

Несмотря на то, что в течение своей многотысячелетней истории евреи жили в самых разных странах, на свете есть только одна земля, которую традиция считает «еврейской». На иврите ее называют «Эрец-Исраэль» – «Земля Израиля».

Эта земля, согласно традиции, была дарована Вс-вышним еврейскому народу. Здесь прошла большая часть жизни праотцев еврейского народа (см. след. главу). На этой земле существовало еврейское государство до изгнания евреев. С тех пор все еврейские общины вне Эрец-Исраэль называются еврейской диаспорой (слово «диаспора» означает по-гречески «рассеяние»).

Тора рассказывает, что Вс-вышний заключил союз с праотцем Аврагамом (брит-Аврагам), согласно которому земля эта будет отдана потомству Аврагама (отсюда название «Земля обетованная»). И действительно, евреи в древности владели этой землей многие века.

Традиция говорит: придет время, и все евреи снова соберутся в Эрец-Исраэль. Поскольку государство Израиль, в котором сегодня проживают более 4 миллионов евреев, существует на части территории исторической Эрец-Исраэль, многие видят в его существовании знак приближения этого времени.

Подробнее об этом мы будем говорить в главе «Земля Израиля».

Какая земля является особой в еврейской традиции?

Первым евреем был Аврагам живший около 3700 лет тому назад. Он, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков называются в еврейской традиции праотцами еврейского народа. Жена Аврагама Сара, жена Ицхака Ривка жены Яакова Рахель и Леа праматери евреев.

У Яакова было 12 сыновей: Реувен, Шимдн, Леей, Йегуда, Дан, Нафталп, Гад, Ашер, Исахар, Звулун, Йосеф и Биньямпн. В дальнейшем потомки каждого из этих сыновей образовали свои большие семьи – отсюда произошло выражение «Двенадцать колен (родов) Израиля». Когда-то каждый еврей знал, потомком какого из этих 12-ти родов он является. Название «Двенадцать колен Израиля» перешло и на весь еврейский народ.

В то время, когда почти весь еврейский народ жил в Эрец-Исраэль, у понятия «12 родов» было и географическое значение. Дело в том, что после завоевания евреями Эрец-Исраэль земля была поделена между этими родами. Расселение двенадцати колен Израиля мы можем видеть на карте на стр. 25. Однако названия наделов не совсем идентичны именам сыновей Яакова: нет земли Леви и Йосефа, но есть земли Эфраима и Менаше. Почему?

Дело в том, что род Леви – левиты (на иврите – левиим) — стал родом священников. Они должны были жить со всеми родами и поэтому не получили надела земли. В то же время род Йосефа к тому времени разделился на два: Эфраим и Менаше – по именам сыновей Йосефа, так что снова получилось 12 наделов земли.

Перечислите праотцев и праматерей еврейского народа.

Что такое двенадцать колен Израиля?

Мы уже несколько раз употребляли слова «еврей», «еврейский». А кто же считается евреем? В еврейской традиции существует четкий ответ на этот вопрос.

Первыми евреями были праотцы и праматери еврейского народа, о которых мы говорили выше.

Как мы узнаем дальше, в главе «Основные периоды еврейской истории», семьи 12-ти сыновей Яакова поселились в Египте. Примерно через два века их потомки были выведены Вс-вышним из Египта и в пустыне, у горы Синай, приняли Его учение – Тору. Все стоявшие при этом у горы Синай – евреи.

Во всех последующих поколениях еврейская традиция считает евреем каждого, у кого мать – еврейка.

Кроме того, у любого человека есть возможность стать евреем, присоединиться к еврейскому народу. Это делается не автоматически, так как Тора (в отличие от других религий) не обязывает весь мир стать евреями; для того, чтобы пройти гиюр – процедуру перехода в еврейство, – человек должен изучать Тору и доказать искренность своего желания жить по заповедям Торы. Нельзя, например, принимать в еврейство человека, который делает это из материальных побуждений. Традиция категорически запрещает не только «насильственный гиюр». Запрещено также убеждать иноверца перейти в еврейство. Перешедший в еврейство называется гер.

Бывали времена, когда совершение гиюра было опасно, так как власти карали за него смертной казнью – еще в XVIII веке это происходило в Польше и России.

История донесла до нас имена многих людей, которые перешли в еврейство, а затем они сами или их потомки прославились в еврейском народе.

Кто согласно традиции является евреем?

Можно ли стать евреем? Как называется процедура перехода в еврейство?

Сколько евреев сегодня в мире? На этот вопрос, как ни странно, трудно ответить точно. Причин тому несколько.

Во-первых, во многих странах – например, в США, Англии, Франции, где число евреев велико – не существует точной статистики по национальному признаку.

Во-вторых, в тех странах, где евреи подвергаются сегодня или еще недавно подвергались дискриминации и преследованиям, евреи зачастую пытались скрыть свое еврейство.

В третьих, там, где процессы ассимиляции (смешения с окружающим населением) были особенно сильны – как, например, на территории бывшего СССР – живет сегодня много людей, чьи матери (или матери их матерей) были еврейками. Эти люди являются евреями по галахе, но зарегистрированы в официальных документах как неевреи и часто сами не знают о том, что они евреи.

Все это, конечно, сильно осложняет попытки определить точное число евреев в мире. Однако это число можно примерно оценить, используя данные местных общин, переписей населения, опросов и т. д. По результатам этих данных составляются оценки еврейского населения каждой страны – например, это сделал в «Атласе по истории еврейского народа» английский исследователь Мартин Гилберт.

Сводка таких статистических данных позволяет предположить, что сегодня на Земном шаре примерно 14 миллионов евреев.

Около 30% из них – больше четырех миллионов – живут в государстве Израиль.

Самая большая община диаспоры находится в США и насчитывает примерно пять с половиной миллионов евреев.

На втором месте в диаспоре – СНГ, где по официальной статистике проживает около полутора миллиона евреев. Учитывая сказанное выше об ассимиляции и о евреях, не знающих о своем еврействе, можно предполагать, что число это в действительности больше в несколько раз.

Относительно большие еврейские общины имеются также во Франции, на Украине, в Англии, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Австралии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Назовите приблизительное число евреев, проживающих сегодня на Земном шаре. Почему нельзя определить это число точно?

Как называется у евреев молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here