Как объяснить детям молитву Отче наш

Самое детальное описание: как объяснить детям молитву отче наш специально для посетителей нашего ресурса.

Одной из главных молитв православного человека является молитва Отче наш. Она содержится во всех молитвословах и канонниках. Ее текст уникален: в ней содержится благодарение Христу, ходатайство пред Ним, прошение и покаяние.

Именно этой молитвой, наполненной глубоким смыслом, мы обращаемся к Всевышнему напрямую без участия святых и ангелов небесных.

  1. Молитва Господня включена в число обязательных молитвословий утреннего и вечернего правила, так же ее прочтение рекомендовано перед едой, перед началом всякого дела.
  2. Она защищает от бесовских нападок, укрепляет дух, избавляет от греховных помыслов.
  3. Если во время мольбы случилась оговорка, нужно наложить на себя Крестное Знамение, молвить «Господи, помилуй» и вновь начать чтение.
  4. Не стоит относиться к чтению молитвы как к рутинной работе, молвить ее механически. Просьба и восхваление Творцом должны быть выражены искренне.
  • Как молиться, чтобы Бог услышал
  • Как молиться за некрещенных
  • Перед какой молитвой молятся беременные

Важно! Текст на русском языке ничем не уступает церковнославянской версии молитвы. Господь ценит духовный порыв и настрой молитвенника.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Молитва Господня Отче наш — это цельное моление и единство, ведь жизнь в Церкви требует от человека полной концентрации его мыслей и чувств, душевной устремленности. Бог — это Свобода, Простота и Единство.

Бог — это всё для человека и он абсолютно всё должен отдать Ему. Отторжение от Творца ущербно для веры. Христос не мог по-другому научить людей молиться. Бог — единое благо, он «сущий», всё к Нему и от Него.

Бог — Единый Дародатель: Царствие Твое, Воля Твоя, оставь, дай, избавь… Здесь все отвлекает человека от земной жизни, от привязанности к земному, от забот и влечет к Тому, от Которого всё. А прошения указывают лишь на утверждение о том, что земному отводится мало места. И это правильно, ведь отречение от мирского это мера любви к Богу, обратная сторона православного христианства. Сам Бог спустился с небес призвать нас от земли к небу.

Что еще нужно знать о православии:

  • О Божественной литургии
  • Как нужно вести себя в храме
  • О причастии

Важно! При чтении молитвы человеком должно овладевать настроение надежды. Весь текст пропитан упованием на Творца. Только присутствует лишь одно условие — «как и мы прощаем должникам нашим».

Отче наш — это моление для мира, успокоения и радости. Мы, грешные люди со своими проблемами, не забыты Отцом Небесным. Поэтому возносить мольбы к Небу нужно постоянно, в дороге или в постели, дома или на работе, в горе или в радости. Господь обязательно услышит нас!

Слова молитвы» Отче наш» » и не введи нас в искушение…» претерпели изменение.Папа римский счел не верным данный текст,что якобы сам Господь вводит нас в » искушение».

Добрый день. Эта молитва написана в Евангелии, ее слова произнесены Самим Христом. Можем ли мы себе позволить изменять слова Господа? Профессор А. И. Осипов, комментируя в своем интервью обновленческую позицию католической церкви, привел такой пример: даже если мы цитируем мысль какого-либо ученого, писателя, любого другого авторитета, мы ее приводим полностью. А далее, если необходимо, можно дополнить сказанное пояснением, трактовкой. Так почему же мы допускаем изменения слов Самого Христа?

Действительно, молитву «Отче Наш» многие христиане понимают неверно. Но так же неверно можно понимать и многие другие места из Священного Писания. Именно поэтому все святые отцы нашей Церкви рекомендуют читать Евангелие не только само по себе, но также с авторитетными толкованиями. Такая необходимость возникла как раз для того, чтобы избегать неверной трактовки Священного Писания, не приписывать несуществующих смыслов. Но мы же не можем представить себе ситуацию, когда Евангелие переписывается только потому что кому-то неясны смыслы некоторых стихов?

Современная католическая церковь во главе с Папой Франциском — это пример либерализма, который в погоне за миром теряет Христа. На фоне католицизма православие зачастую выглядит неудобно, устарело, излишне строго. Но это только на первый взгляд. На самом деле, потакая современным мирским запросам, можно только дальше отойти от Бога, потеряв Его в стремлении к удобству и комфорту. Православная Церковь никогда не шла этим путем. Поэтому в наших богослужения звучало и звучит то прочтение молитвы «Отче Наш», которое всегда было в Евангелии.

Иногда возникает вопрос: «Для чего нужна молитва, если Господь и так знает, о чем наша просьба?» Но смысл взывания не только в прошении чего-либо, а это в первую очередь беседа, разговор, встреча. Так мы общаемся с Богом Живым, Богом Личностью, с Богом, который слышит нас и отвечает нам. Правило к молитве учит человека быстро сосредотачиваться, концентрироваться, уходит рассеянность, дисциплинирует ум.

Можно самому научиться общаться с Богом, но в детском возрасте малыши нуждаются в поддержке и наставлении взрослых. Поэтому, как учить детей молитве, и какие молитвы он должен выучить — это задача взрослых.

Так случилось, что многих из нас молиться в детстве не учили. Этим нас обокрали, не додали того, что нужно было дать. Наверное, в жизни было бы немного всё по-другому, если бы в детстве мы умели призывать к Богу. Хотя, даже и не учась молитве, в некоторые тяжелые минуты мы становились на колени и поднимали глаза в незнакомые для нас небеса и искали Господа, и просили: «Помоги!». И Господь помогал.

Чтобы учиться молиться, душе собственно нужно просто вернуться в себя. Ибо душа по природе в скорбные моменты жизни действительно христианка. Но лучше, чтобы человек был научен с детства обращаться к Богу за помощью. Это задача отчасти воскресной школы, она может помочь отделить понятие добра от зла, задача родителей и духовного наставника.

Важно! Молитва ребенка — это великая помощь человеку, потому что дитё еще лично безгрешно, стены между Богом и ним еще нет. Она может быть сравнима с молитвой монаха или священника в силу невинности человека, обращающегося к Господу.

Существуют удивительные примеры того, как дети обращались к Богу, и люди, взрослые получали просимое по молитвам. Говорят, что на Руси был такой обычай: в период мора, голода, неурожая, длительных засух или проливных дождей, приближения многочисленного жестокого врага детей ставили близко-близко к алтарю и священник громко произносил слова молитвы, а малыши хором повторяли, как бы усиливая смысл слов.

Русичи верили в то, что это невинное обращение к Богу, молитва из безгрешных уст будет Богу доходна, Бог сжалится и переменит гнев на милость. Мы должны думать о том, чтобы наши дети знали такие молитвы, как «Отче наш», Трисвятое, «Пресвятая Богородице радуйся», знали тропарь своего святого, Иисусову молитву.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Много учил молиться один из любимейших святых нашего народа Святитель Тихон Задонский и Воронежский чудотворец. Он, живя на покое в Задонске в одном из монастырей, часто звал к себе в келью детей из бедных селений, одаривал их белым хлебом, что для них было очень вкусно и драгоценно, яблоками, конфетами, давал по копейке, но это они должны были заработать. Давал им задание выучить молитвенное правило или просил их молиться.

И они клали поклоны перед иконами и в разнобой произносили молитвы. Иногда, выйдя за порог своей кельи и увидев ребенка, он звал его к себе и спрашивал: «Скажи, солнышко, где Бог наш?» Ребенок, наученный заранее святым, говорил: «Бог наш на небеси и на земли». Детки очень любили святого, хотели всегда быть возле него. Когда его не было, уходили со службы. Но со временем полюбили службу и без него, и постепенно приучились к богослужению.

Если мы будем иметь у себя дома молящегося ребенка, то сей ребенок есть молящийся ангел. Личных нужд у него особых еще нет. До определенного времени ему безразличны одежды, в которые его облачают, главное, чтобы папа с мамой были рядом.

Важно! Если он молится дома, то просит не о себе. Молитва их будет о родителях, поэтому не отбирайте у себя такое великое благословение и такое великое подспорье, некий столб, на котором небо держится.

Когда дети способны учиться молиться — надо приучать. К сожалению, эта беда не малышей, а взрослых, которые себя должны приучать общаться с Богом. Если мы не будем уметь молиться, то такими и останемся.

Научать себя нужно с самой краткой молитвы: «Господи! Помилуй меня грешного!». Ее можно совершать, когда мы сидим, стоим, идем, лежим. Но нужно произносить с вниманием и сердечным участием. Каждому из нас есть чему помолиться Богу.

На самом деле молитва — мост между человеком и Богом. Это великое благо для души человека. Дети идут по стопам родителей: не умеет молиться взрослый, не научится этому и ребенок. Если мы верим, что Бог есть любовь, то Он готов дать нам всё. И если не получаем, то только по очень простой причине — нельзя дать.

Правильно молиться всей семьей. Очень важен опыт совместной молитвы в семье. Семья — это малая церковь. Но общее молитвенное правило для детей должно быть небольшим, неутомительным: Трисвятое, Отче наш, молитва Ангелу-хранителю. Чтобы общая молитва занимала для неприученных еще детей — минут пять. По мере возрастания этой привычки время увеличивается до 10 минут — никак не больше.

Важно: если малыш не хочет молиться — нужно молиться при нем, чтобы малыш смог подойти к вам и послушать. Если он увидит, что это дорого для вас — рано или поздно ребенок присоединится к вам.

У всех это происходит по-разному. Если дети не хотят молиться — не заставляйте! А сами начинайте молиться. Если не хотят молиться настолько, что мешают вам — то это повод уже огорчиться. Дети сами должны делать выбор. Это совершенно верно. Но мы не должны им в этом выборе мешать.

Мы можем представить им картину жизни ту и другую, чтобы картина была шире можно сводить ребенка в храм. Чтобы они увидели церковь уже сейчас, а потом решали о своем выборе. В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва:

  • перед всякой едой и после нее;
  • перед началом занятий и после них;
  • перед выходом из дома;
  • перед началом всякого дела.

Следует приучать их к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну, они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую охранительную силу (так же, как, впрочем, и крестное знамение детей для родителей).

Важно: если мы себя не будем приучать молиться, то, какими мы были, такими и останемся. Нет религии в том человеке, который не молится. Ум человеческий соединяется с Богом только в молитве.

На церковнославянском:
О тче наш, Иже еси на небесе́х!
Д а святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
д а будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Х леб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго ( Мф.6:9-13 ).

По-русски:
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Читая молитвы, необходимо понимать смысл слов, только тогда человек может прочувствовать текст, осознать его.

Это важно, поскольку молитва вводит человека в особенное состояние. Учёные не могут объяснить причин, но воздух вокруг молящегося человека изменяется на молекулярном уровне.

Тоже происходит с водой. Вода мгновенно реагирует на чтение молитвы. Уже доказано, что вода, собранная в крещенскую ночь, имеет отличие от обычной воды. Она обладает лечебными свойствами.

Проводимые эксперименты показали, что во время чтения молитвы человек отключает восприятие себя, как части пространства. Это показали приборы, сканирующие мозг во время чтения молитвы монахами.

Активизируется лобная доля, отвечающая за абстрактное мышление. Человек перестаёт ощущать себя физически, как часть пространства.

Это даёт ощущения единства, слияния с миром. Объяснить, как именно эти слова заставляют людей входить в такое состояние, нет.

Знакомясь с молитвой, следует читать её в оригинале, с правильными ударениями. Это важно, чтобы не коверкать слова, искажая смысл.

Текст молитвы на церковнославянском с ударениями:

Отче наш, Иже еси́ на небесах! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое, да будет воля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.

Так произносятся слова этой молитвы. Верующие люди, которые посещают церковь, слышат, как произносит слова священнослужитель, и перенимают это.

Главное при произношении молитвы — это осознанность. Если человек не понимает слов, он не сможет прочувствовать этот тонкий и удивительный процесс.

Произнося: «Да приидет царствие твоё», человек не понимает, что это означает. Он не делает ничего, чтобы приблизить царствие, не готовит себя, не исповедуется, а живёт во грехе.

Едва ли можно считать такую молитву искренней, идущей от души.

Читая молитвы, нужно не только понимать их смысл, важно прилагать усилия в своей повседневной жизни, чтобы текст этих молитв был искренним, сходя с уст.

Что это означает:

  • Старайтесь меньше грешить.
  • Откажитесь от лишнего куска пирога, если сыты.
  • Накормите бродягу.
  • Не отвечайте на грубость.
  • Избегайте бранных слов в речи.
  • Не делайте зла другим.
  • Прощайте каждого, не держите в душе зла.
  • Исповедайтесь и причаститесь.
  • Посещайте храм.
  • Молитесь регулярно. Вы удивитесь, какую внутреннюю силу даёт вера.
  • Помните: рукоблудие, чревоугодие, пьянство, упоминание всуе имени Господа — грехи.

Старайтесь стать чище духовно, и вы станете здоровее и сильнее физически и морально. Большая сила требуется человеку, чтобы, живя в искушениях грехопадения, не поддаться.

Каждое ваше воздержание укрепит дух. И слова молитвы станут более понятными и правильными из уст человека, который понимает, о чём говорит, и стремится жить по законам Божьим.

Верующий должен со смирением принимать всё, что уготовил ему Господь.

Смирение с неизбежным, с психологической точки зрения — верный путь приспособиться к ситуации, избежать внутреннего дискомфорта, чувства сожаления.

Крещение малышей — прекрасный и естественный процесс. Большинство православных людей стараются как можно раньше дать ребёнку защиту высших сил, проведя обряд крещения.

Когда малыши вырастают, начинают самостоятельно читать, их учат молитвам.

Важно! Объяснять смысл молитв следует тогда, когда ребёнок способен осознать их. Это может произойти и в 4 года, и в 10 лет.

Все дети развиваются с разной скоростью. Осознанность приходит в разное время. Если малыш способен выучить текст, с ним следует поговорить и его смысле.

Спросите ребёнка, как он понимает слова молитвы. Выслушайте, и объясните каждую строчку отдельно.

Объяснение слов молитвы «Отче наш» простыми словами для детей:

Слова Смысл
«Отче наш, иже еси на небесах» Обращение к Богу, живущему на небесах. Говоря о небесах, не имеют в виду небо. Лётчики и космонавты не видят Бога там.

Он живёт в наших сердцах, в добрых делах, в молитвах. Он незрим, как любовь, милосердие. Мы не видим, но они есть, мы чувствуем их

«Да святится Имя Твое» Да славится имя Бога в мире, среди людей «Да приидет царствие Твоё» Пусть на земле правит любовь, мир и радость — так повелел Господь. Его царствие — жизнь по законам Божьим, следование людей его заповедям. А значит — мир и радость «Да будет воля твоя» Пусть воцарится Божья воля на земле «Яко на небеси и на земле хлеб наш насущный даждь нам днесь» При жизни и после смерти Господь не оставит нас, даст нам то, что нам необходимо. Это не только хлеб в прямом смысле слова.

Речь о том, что действительно нужно человеку: духовная и мирская пища

«Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Просьба простить нам наши грехи, и обещание так же прощать всех, кто делает нам зло: каждого без исключения «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» Не дай нам искушение согрешить, защити от помыслов греховных, защити от всякого зла «Яко же сила и слава твоя во веки веков» Да будет народ прославлять имя Господа и его святые учения во все времена «Аминь» Да будет так

Помогите ребёнку понять смысл молитвы, и он станет произносить эти слова осознанно. Это приблизит его к праведной жизни.

Верьте, молитесь, приучайте к этому детей. Они сделают свой выбор относительно религии сами, в более зрелом возрасте. Задача родителей — объяснить ребёнку суть, предоставив выбор.


Недавно мне пришлось разговаривать с молодой женщиной, приехавшей из Советского Союза в Америку несколько лет тому назад. Родители ее были коммунисты, члены партии. Верующая бабушка умерла давно, так что внучку ничему научить не смогла. Дети росли, никогда не слыша о Боге, ничего не зная ни о Церкви, ни о молитве, никогда не видали икон. Но, как это ни удивительно, мать-коммунистка научила своих детей только одному: словам молитвы Господней «Отче наш», В 18 лет она пришла к вере и крестилась. Меня поразило именно то, что мать-коммунистка почувствовала в словах этой молитвы что-то столь драгоценное, что захотела передать это своим детям.

Родители-христиане обыкновенно начинают читать эту молитву с детьми до того, как они способны понять ее смысл. Детям можно рассказать, как однажды, когда Иисус Христос кончил молиться, ученики стали просить Его научить их молиться. Иисус Христос научил их той молитве, которую мы называем «Молитвой Господней» — «Отче наш». Маленькие дети постепенно учатся повторять за родителями слова, — когда-нибудь они услышат, как поют эту молитву в храме. Вполне достаточно, если они поймут, что Иисус Христос научил нас называть Его — Отцом. Ведь Бог любит нас, как добрый отец — своих детей. Понемногу можно, в ответ на вопросы, объяснять непонятные слова: «царство», «насущный хлеб», «долги». Когда же дети становятся старше, недостаточно просто объяснять непонятные слова. В молитве Господней заключено целостное миросозерцание, особое понимание нашего отношения к Богу, к жизни, к самому себе.

В Русской Православной Церкви эту молитву читают и поют по-славянски. Славянский текст ее весьма прост и понятен. Но есть, разумеется, перевод на современный русский, как и на все языки мира. Мы будем пользоваться славянским текстом.

Возьмем хотя бы первые слова:
«Отче наш, иже еси на иебесех. «, то есть «Отче наш, сущий, существующий на небесах. «. Вероятно, большинство детей слыхали о том, что космонавты, летая в космос, там Бога не видели. Что же означают слова «на небесех»? Значит ли это, что если мы достаточно высоко поднимемся в небо, то увидим Бога? Нет, мы знаем и верим, что Бог невидим. Если бы Бога можно было видеть, то невозможно было бы говорить о вере в Бога. Мы не можем верить в дом, в вещь, в то, что мы можем потрогать, увидеть, осязать. Но мы верим в любовь к нам кого-то, мы можем доверять искренности человека, верить в добро. То, во что мы верим, всегда невидимо, поэтому вера всегда свободна, — ты можешь верить, а можешь и не верить. Нельзя заставить верить. И когда мы называем Бога нашим Отцом Небесным, то мы хотим этим сказать, что кроме нашего видимого, физического мира, есть другой мир, — духовный, невидимый. Он столь же реален, как и окружающий нас видимый мир, в котором действуют и влияют на нас духовные силы — любовь, радость, раскаяние, жалость, верность и многое другое. Первыми словами молитвы Господней мы утверждаем нашу веру в духовный мир, окружающий нас, и нашу веру в Бога — благого, любящего, всемогущего и невидимого нам Отца.

В любом языке, подбирая доступные нам понятия и впечатления, трудно найти более подходящий символ духовного мира, чем небо — безграничное, бесконечное, вечно прекрасное и таинственное. Небо и еще более таинственный космос учат нас молитвенно обращаться к Богу. Иисус Христос всегда употреблял доступные нам понятия: «небо», говоря о духовном мире, «хлеб», говоря о наших земных нуждах, «долги», говоря о наших отношениях с людьми.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Да святится Имя Твое. » Пусть в нашей жизни славится Имя Божие. Часто это прошение объясняют детям, как требование благоговейно употреблять слово «Бог», как грех «божбы». Но мне кажется, понятнее и полнее объяснить детям, что мы, христиане, призваны жить так, чтобы нашей жизнью прославлялось Имя Божие. С этим связано и следующее прошение «Да приидет царствие Твое», — детям часто непонятное. В этом прошении есть, конечно, таинственная надежда всех христиан на второе пришествие Иисуса Христа и установления царства Божия на земле. Но по учению Отцов Церкви, это есть молитва и о том, чтобы Господь воцарился в душе каждого из нас. И апостол Павел пишет в своем послании к Римлянам: «Ибо царствие Божие. праведность и мир и радость во Святом Духе. » (Рим. 14, 17). Именно такое понимание этого прошения в молитве «Отче наш» ближе детям. Они опытно знают состояние радости, мира и любви, ведь о детях сказал сам Иисус Христос, что «таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

Следующее прошение «Да будет воля Твоя» — очень важно для воспитания основного христианского отношения к нашей жизни. Дети, да и не только дети, часто обращаются к Богу с конкретными просьбами, просят Бога исполнить то или другое их желание, важное или неважное. Способность познавать, что в жизни надо искать не осуществления своих случайных желаний, а осуществления высшей Божьей воли, Божьего замысла о нас, — основа основ христианского отношения к жизни. Мне часто приходилось рассказывать детям пример из жизни двух святых отшельников, живших в пустыне. Сговорились они посадить каждый у входа в свою келью пальму, чтобы давала она им тень в дневную жару. Встречаются они через некоторое время, и один отшельник говорит другому: «Вот, брат, молюсь я Богу, чтобы послал Он дождь на мою пальму, и каждый раз Он исполняет мою просьбу. Молюсь о солнечных днях, и Бог посылает мне солнце. А ведь, смотри, твоя пальма растет куда лучше моей. Как же ты молишься о ней?» И ответил ему другой отшельник: «А я, брат, просто молюсь: Господи, сделай так, чтобы моя пальма росла. А уж Господь посылает и солнце и дождь, когда нужно».

Детям постарше стоит объяснить, что прошение «Да будет воля Твоя» — не только способность принимать волю Божию, но, что важнее, стремление осуществлять ее.

Прошение «о хлебе насущном» учит нас не беспокоиться о многих наших нуждах, о том, что нам только кажется нужным. И собственным примером, и в беседах с детьми важно научить их разбираться в том, что нам в нашей жизни действительно необходимо «как хлеб насущный», а какие желания временны и несущественны.

«Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Когда мы грешим, мы виноваты перед Богом. И если мы каемся, Бог прощает нам грехи наши, как отец прощает ушедшего из родного дома сына. Но часто люди бывают несправедливы друг к другу, обижают друг друга, и каждый ждет, чтобы другой стал справедливее. Часто мы не хотим простить другому его недостатки, а этими словами молитвы Господней Бог учит нас прощать грехи и недостатки других, поскольку мы желаем, чтобы и Бог простил наши грехи.

И, наконец, последнее прошение «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» ставит перед подрастающим ребенком вопрос о зле, об искушении, о борьбе со злом, которая происходит в душе каждого из нас. Чтобы воспитать в человеке христианское понятие о зле и добре, недостаточно только объяснить слова этого прошения молитвы «Отче наш». Повествование за повествованием, поучение за поучением, притчу за притчей находим мы в Священном Писании, которое помогает нам постепенно понять, что в мире есть зло, злая сила, сопротивляющаяся благому, доброму замыслу творения Божия. Эта злая сила постоянно старается привлечь нас, подчинить нас себе, «искушает» нас. Поэтому нам часто хочется сделать что-то дурное, хотя мы и знаем, что это плохо. Без помощи Божией мы не могли бы бороться с искушениями, поэтому мы просим Его помощи, чтобы не поддаваться дурным желаниям.

Христианское воспитание нравственности сводится к развитию в человеке способности осознавать в себе плохое — плохим Распознавать в себе злые намерения и побуждения, действия или чувства, сожалея о том, что подумал или поступил плохо, т. е. покаяться. А каясь, знать, что Бог всегда прощает кающегося, всегда встречает его с любовью, радуется ему, как отец в притче о блудном сыне радуется возвращению своего согрешившего и покаявшегося сына. В христианской нравственности нет места ни отчаянию, ни унынию.

Сокращеная версия статьи. Полную статью можно прочесть здесь

Молитва Господня начинается с воззвания: Отче наш. Кто из святых человеков дозволил бы себе и братии своей, человекам грешным, отверженным, содержимым в плену у диавола и вечной смерти, такое воззвание к Богу? Очевидно, никто. Это мог дозволить один Бог. Он дозволил; если же Он дозволил, то и даровал. Сын Божий, соделавшись человеком, соделал человеков сынами Божиими, Своими братиями. Он относится к Богу-Отцу по праву естества: Отче наш! и нам дарует благодатное право приступать к Богу, как к Отцу, начинать нашу молитву к Нему с чудного, поразительного начала, которое не дерзнуло бы прийти на мысль никому из человеков: Отче наш!

Начало молитвы Господней — дар Господа, дар цены бесконечной, дар Искупителя искупленным, Спасителя спасенным. Прошения, из которых состоит молитва Господня, — прошения даров духовных, приобретенных человечеству искуплением. Нет слова в молитве о плотских, временных нуждах человека. Заповедавший искать единственно Царства Божия и правды его, обетовавший приложить все нужное временное ищущим этого царства, преподает молитву сообразно заповеданию и обетованию.

Вслед за воззванием и к самому воззванию Отче наш немедленно присовокупляется указание на то место, где пребывает Отец, необъемлемый никаким местом, вездесущий, объемлющий собою все: Отче наш, иже ecu на небесех. Указанием местопребывания на небе Отца возводится молящийся сын на небо. Забудь все земное; оставь без внимания землю — этот приют, данный тебе на кратчайшее время; оставь без внимания все принадлежности приюта, которые отнимутся у тебя по истечении кратчайшего срока; обрати все заботы к твоему отечеству, к небу, отнятому падением, возвращенному искуплением; принеси молитву о даровании тебе вечных, духовных, всесвятых, божественных благ, превышающих необъятным достоинством своим не только постижение человеков, но и постижение ангелов. Они, эти блага, уже уготованы для тебя; они уже ожидают тебя. Правосудие Бога, неразлучное с благостью Его, требует, чтоб выяснилось твое произволение принять небесные сокровища, выяснилось твоею молитвою и твоею жизнью.

Дана молитва Господня грешникам, и прежде всего они научаются просить у Бога, Отца своего, да святится имя Его. В этом прошении человека заключается сознание в греховности, в падении. В этом прошении заключается прошение о даровании искреннего покаяния. «Да святится имя Твое в моем душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу в себе этого. Нахожу противное: я — в горестном порабощении у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня грехом, поработивших себе и держащих в порабощении посредством греха. В душе моей витают помышления и ощущения преступные, смрадные. Входят ли они в нее извне, или рождаются в ней — не знаю; знаю то, что являются невозбранно и властительски, что изгнать их из себя и извергнуть не имею силы. Этими помышлениями и ощущениями прогневляется Бог; их отвращается всесвятый Бог; ими хулится Бог; при них я пребываю чуждым Бога. Мне необходимо очищение! Мне необходимо покаяние. Да внидет в душу мою истинное богопознание!

Да приидет царствие Твое! Царствие Божие внутрь вас есть. Какая дивная последовательность в молитве Господней! Этою последовательностью изображается последовательность, постепенность, возвышенная и святая система духовного преуспеяния. После прошения о даровании совершенного богопознания Господь научает усыновленного Богом человека просить, чтоб в душу его низошло Царство Божие. Этого царства Он повелевает просить смиренною, но сильною молитвою веры. Верующему невозможно не получить его. Обетовано оно Словом Божиим: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; в ком святится имя Мое, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; аще кто любит Мя, в том будет святиться имя Мое, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим.

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Небом названы небожители: ими воля Божия совершается непорочно, неупустительно. К воле Божией они уже не примешивают своей воли! У них уже нет отдельной воли! Воля их слилась воедино с волею Божиею. Над ними исполнилось то, чего испрашивал Спаситель Мира у Бога-Отца для учеников и для всех последователей Своих, человеков: Не о сих же, апостолах, молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да вcu едино будут: Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. да будут едино, якоже и Мы едино есмы: Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино. Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Землею названы христиане. Не погрешит каждый из нас, если, произнося это прошение, будет разуметь под наименованием земли свое сердце, не отделяя и тела от сердца. Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского и скотоподобного в духовное, святое, ангелоподобное. Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие.

Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Второю половиною прошения объясняется первая. Искушениями называются здесь те истинно несчастные случаи и бедствия, когда мы за наше собственное произвольное стремление к греху предаемся во власть диавола и погибаем, как подвергся этому Иуда Искариотский. Вниде в онь сатана, говорит о нем Писание. Не научает нас прошение отвергать скорби, необходимые для нашего спасения, охраняющие нас от наших страстей и демонов.

Молитва Господня не устраняет продолжительного пребывания в молитве: пример и продолжительного и всенощного моления, столько нужного для нас и полезного, подал Сам Господь. Молитва Господня не соделывает ненужными или излишними прочих молитвословий, принятых и установленных святою Церковью: она составляет собою сущность их; она служит правилом для них; она научает нас, что и в прочих молитвах наших мы должны просить у Бога одних духовных благ. Все молитвы, написанные святыми отцами, употребляемые в святой Церкви, удовлетворяют этому святому требованию: источник всех их — Святый Дух, преизобильно вещающий в молитве Господней. Не благоугодно Искупителю нашему, искупившему нас ценою Своей бесценной крови для блаженной вечности, чтоб мы стужали Ему о чем-либо тленном и временном. Ищите прежде царствия Божия и правды его, той божественной праведности, которая вводит в него, и сия вся, все потребности земной жизни, приложатся вам. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Эту молитву знают многие, и даже дети – наизусть.

Когда нам тяжело на душе или находимся в опасности – вы вспоминаем Бога. В эти моменты жизни мы начинаем молиться и молитва, оставленная самим Иисусом Христом «Отче наш» — это та самая универсальная молитва, которая учит нас общению с Богом!

Молитва – это разговор человека с Богом. Живой разговор: как разговор сына или дочери со своим отцом. Когда дети начинают только говорить – не всё у них правильно получается, многие «перлы» своих детей мы помним всю жизнь, но не смеемся над ними. Не смеемся над тем, как они не правильно произносят слова, а учим их. Проходит совсем немного времени – и дети взрослеют, начинают говорить правильно, связанно, осознанно…

Так и молитва. Когда человек молится – он говорит Богу, говорит то, что есть у него на душе, то, что он может сказать своему Спасителю: свои нужды, проблемы, радости. В молитве выражается вера и личностные чувства благодарности и смирения…

Молитва человека – это таинство, которое Господь оставил для общения с Ним.

Молитвы есть разные. Есть молитвы общественные, которые возносят за народ: И молился я Господу Богу моему, и исповедывался и сказал: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих…» Дан. 9:4,5

Есть молитвы семейные, где в узком семейном кругу родные могут молиться за себя и своих родных, друзей: И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Быт. 25:21.

А есть молитвы личные, т.е. такие, в которых человек открывает сердце Богу. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Матф. 6:6.

Молитва «Отче наш» — универсальная молитва. Вникните в каждую фразу этой молитвы.

«Отче наш…» — так начинается молитва

«Отче» — т.е. отец, это слово для человека значит многое. Отец заботится о своих детях, родители готовы жизнь свою положить за детей, ведь дети – это самое ценное, что у них есть.

«Отче наш…» — а применительно к каждому из нас – отче МОЙ! Т.е. если Он является моим отцом, значит я его сын или дочь! А если я не являюсь Его сыном – имею ли я право Его называться так? Если ко взрослому мужчине подойдет чужой ребенок и попросит, например, купить велосипед – взрослый скажет: «У тебя есть родители, они должны решить этот вопрос».

Но слово «наш» — говорит об общности всех людей и о едином Боге-Отце, который любит всех без исключения. Даже если ребенок говорит, что не любит своего отца – отец все равно его продолжает любить!

Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него. Лук. 11:11-13

Господь – он «сущий» — т.е. вечно пребывающий. Он вне времени и пространства – он есть! Он Святой – и об этом нам надо помнить, чтобы не «фамильярничать» с Ним, а относиться с благоговением.

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ

Святость – это сущность Бога. Святость – это отделение от всего греховного, от нечистого, от неправды…

В Боге нет ничего нечистого – ни в чем, и даже имя Его свято!

Люди тоже дорожат своим именем и если репутация человека «подмочена» — ему не доверяют, к нему относятся настороженно. Но если человек прожил достойно жизнь и он скажет слово – люди доверятся, поверят ему – его имя не запятнанное.

Имя Господа – чище и святее всех имен на свете. Он эталон чистоты и святости, именно поэтому мы говорим «Да святится имя Твоё!». Говоря сие – мы прославляем Бога, мы подтверждаем, что «Свято имя Его…» Лук. 1:49.

Задайте себе вопрос: святится ли имя Божье в вашем сердце?

ЦАРСТВО БОЖЬЕ

Где находится Царство Божье? Оно находится там, где есть хозяин этого Царства – Господь Бог. Оно везде. Оно в далеком и недостижимом космосе, оно на всей видимой и не видимой природе, оно даже внутри нас: «Царствие Божие внутрь вас есть» Луки 17:21.

Вне этого Царства нет полноценной жизни, т.к. жизнь дает сам Господь Бог. Люди, входящие в этот Божий мир – получают умиротворение и прощение грехов. И войти в это Царство Божие – можно живя на земле – призвав Бога в молитве покаяния: «да приидет Царствие Твое».

Вне Царства Божьего — умирающий мир, который идет к концу, к вечному страданию. Поэтому мы просим, чтобы Царство Божие пришло и мы были с Богом здесь, живя на Земле.

Войти в Царствие Его не означает умереть физической смертью. Человек может жить и быть в Его Царстве. А жизнь нам дана, чтобы мы могли подготовиться и быть с Богом в общении – для этого и существует молитва. Человек, который молится – молится простыми словами от сердца – имеет общение с Богом, и Господь дает такому человеку мир и покой.

Вы еще не молились? Никогда? Начните и получите благословения от общения с Богом.

Гордость человека – это один из страшных пороков, который сжигает человека изнутри.

«Смирится под чью-то волю: нет, это не для меня! Я хочу быть свободным, хочу мыслить сам и поступать как я хочу, а не как кто-то. Не надо мне указывать, я что маленький…» Знакомо? Не так ли мы думаем?

А что бы вы сказали, если это бы вам заявил ваш трехлетний сын? Мы знаем, что наши дети не совершенны, но когда они с нами общаются – мы учим их, в какой-то момент можем и наказать за непослушание, но при этом не перестаем любить.

Взрослому человеку тоже трудно смириться с чужой волей, особенно если он не согласен с ней.

Но сказать Богу «да будет воля Твоя» очень легко, если мы ему доверяем. Потому что Его воля — это добрая воля. Это воля, которая хочет не сделать нас рабами, не лишить нас свободы, а, наоборот, дать нам свободу. Воля Божья открывает нам сына Бога – Иисуса Христа: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» Иоан. 6:40.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ

«Хлеб наш насущный» – это то, что необходимо нам сегодня. Еда, одежда, вода, крыша над головой – все, без чего человеку не прожить. Самое необходимое. Причем обратите внимание — именно на сегодняшний день, а не до старости безбедно и спокойно. Казалось бы Он, как Отец, и так знает что нам надо – но Господь кроме «хлеба», хочет и нашего общения.

Он Сам является духовным Хлебом, которым мы можем питать душу свою: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» Иоан. 6:35. И как без хлеба для плоти мы не сможем долго прожить, так и без хлеба духовного наша душа будет чахнуть.

Чем мы питаемся духовно? Качественная ли наша духовная пища?

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Матф. 7:12. В этой молитве мы просим Бога простить «долги наши». А разве мы у Бога что-то заняли? Что мы ему должны? Так может рассуждать только человек совершенно не знающий Бога. Ведь все, что есть на земле (и за ее пределами) – это все принадлежит Богу! Мы все, что берем и пользуемся – это не наше, это Его. И мы Ему должны гораздо больше, чем кто-то нам.

Но здесь в молитве мы видим взаимоотношения людей между собой и Бога: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Эти слова говорят о том, чтобы человек, питаемый Богом, и жил в Боге, и заботился не только о временной, но и о вечной жизни, — а ее можно достигнуть, если прощены будут грехи, которые Господь в Своем Евангелии называет долгами.

«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» Иак. 1:13-15.

В молитве – надо просить, чтобы искушения (испытания), постигающие нас, не были выше наших сил. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» 1 Кор. 10:13. Ибо искушения идут от наших вожделенных желаний.

Иногда Бог допускает испытание в воспитательных целях, желая нас чему-то научить. И через эти испытания – испытывается наше смирение перед Ним.

В молитве мы просим, чтобы Господь избавил нас «от лукавого», т.е. от власти сатаны, от его сетей, от собственных греховных желаний, ибо последствия от них – смерть. Сначала духовная, которая разъединяет человека с Богом, а потом, возможно, и физическая.

В Евангелии молитва «Отче наш» заканчивается славословием: «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». К сожалению, в наше время очень часто люди молятся формально, механически. Но мы должны не просто повторять слова молитвы «Отче наш», а вдумываться каждый раз в их смысл. Это, данный Самим Богом, совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в ёмких словах заповеданная Христом система жизненных приоритетов.

Случай из жизни.

К одному охотнику приехал неверующий друг. Живет далеко и изредка приезжает в тайгу к товарищу поохотится.

И вот очередной раз, заехав в гости – они сидят за столом, пьют чай говорят о жизни, хозяин дома, как христианин, рассказывает другу о Боге. И вдруг друг начал … икать.

— Давай сделаем так: я руки заведу за спину и нагнусь на 90 градусов, а ты мне дай стакан воды холодной выпить – выпью и перестану икать. Люди говорят – хороший способ от икоты избавиться.

— Друг, ты лучше помолись и попроси у Бога прощения за грехи и заодно, чтобы удалить икоту, помолишься с верой – Господь поможет, – советует ему охотник.

После третьего стакана икота так не прошла.

И вновь охотник советует: «Помолись! Доверься Богу».

И тогда гость встал, сложил руки на груди и начал:

— Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день…

— Стоп, — оборвал его хозяин дома, — Ты что делаешь?

— Молюсь, — испуганно ответил гость.- А что не так?

— Ты просишь у Бога хлеба! А тебе надо просить, чтобы он от икоты избавил.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вот так бывает, когда люди молятся заученной молитвой, порой не вникая в суть слов молитвы. Им надо одно, а они могут просить совершенно другое.

Как объяснить детям молитву Отче наш
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here