Как узнать услышана ли молитва

Самое детальное описание: как узнать услышана ли молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Люди часто жалуются на отсутствие времени для молитвы. Мартин Лютер говорил: «У меня сегодня много дел, поэтому я должен много молиться». Обратите внимание: чем больше работы, тем больше времени он проводил в молитве.

Сатана старается хитростью добиться того, чего не может получить силой. Он знает наши слабости и именно на них направляет свои удары. Когда сатана видит, что вы хотите разговаривать с Богом, он начинает нашептывать, что у вас для этого нет времени, пытаясь отвлечь вас от молитвы будничными делами. Не допускайте, чтобы он достиг своего! Молитвой мы отводим нашему Господу первое место в жизни. Что сегодня для вас самое важное? Работа, еда, учеба, беседа, сон, отдых? Молитва важнее, чем все это, вместе взятое.

Нельзя рассчитывать на помощь Божью, если Он для вас значит меньше всего остального.

Представьте человека, который по утрам долго спит, а затем быстро умывается, одевается, и, выбегая из дома, торопливо бросает жене: «До свидания!» После напряженного рабочего дня он задерживается на работе, ужасно уставший, приходит домой. В полудреме говорит жене: «До завтра, моё сокровище» — и валится в постель. Такая жизнь непременно закончится семейной драмой. Ее можно сравнить с отношением многих христиан к Богу. Нетрудно догадаться, что в будущем их ожидает трагедия.

А если утром мы помолимся Богу, то соединимся с Ним на целый день, как бы много работы у нас не было. В этом примером для нас служит Сам Иисус. Всем делам и заботам Он предпочитал живое общение с Небесным Отцом. Ранним утром Его часто можно было найти в уединении, где Он погружался в благоговейное сосредоточенное размышление, изучал Священное Писание и молился: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марка 1:35).

«Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоанна 5:14).

Как мы можем узнать, в чем заключается воля Господа? Это возможно через молитву и изучение Слова Божьего.

Наши молитвы должны быть бескорыстны, в противном случае они не дойдут до небес. «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иакова 4:3).

Святой Дух безошибочно определяет наши нужды и представляет их перед Богом: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Римлянам 8:26).

Мы должны иметь глубокую веру в Того, к Кому обращаемся. Священное Писание наставляет нас: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евреям 11:6).

Вера — это непременное условие того, чтобы молитва была услышана. При слабой вере обратитесь к Богу с такими словами:

«. верую, Господи! Помоги моему неверию» (Марка 9:24).

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матфея 5:6).

Самодовольные сердца редко испытывают нужду в Боге. Он посылает Свое благословение на тех, кто сознает потребность в Его силе и молит Его об этом.

«. Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Исайи 59:2).

Никогда наша молитва не будет услышана, если мы преднамеренно нарушаем закон Божий, и оказываемся легкой добычей врага.

Но Создатель не оставил нас в таком плачевном состоянии. Из него есть выход. Библия учит:

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13).

Знать, как именно доходят человеческие молитвы, просьбы, чаяния до святых и самого Господа Бога, мы не можем. Простым смертным этого не дано, по крайней мере, при жизни этот вопрос для большинства точно останется открытым. Единственное что остается – вера, которой не нужно знание. Распространено мнение о том, что молитвы до святых доносят ангелы – Божьи посланники. Именно благодаря им никакой путаницы не может быть: молитвы конкретного человек доходят до определенно святого. Обычно, когда его слова услышаны, верующий испытывает облегчение, умиротворение, душевное успокоение.

Самый верный способ знать, что молитва услышана – творить её искренне, от всего сердца. Не думать о том, когда все просьбы претворятся в жизнь, уметь проявлять терпение и ждать. Считается что самая сильная молитва, которая сразу восходит к Господу – та, которая совершается в храме или намоленном месте. Это объясняется самим местом и тем количеством людей, которые одновременно транслируют свою веру и принятие Господа Бога.

Одно ясно: не стоит сомневаться в том, что каждая молитва бывает услышана. Стоит вспомнить хотя бы слова святой матроны Московской, которая говорила молящимся: «Я буду вас видеть, слышать и помогать вам».

Обязательными считаются утренняя и вечерняя молитвы. Первая настраивает на день грядущий, в ней можно выразить все свои чаяния и просьбы. А вторая, творимая вечером, возносит благодарность за прожитый день. Также следует читать молитвы до и после принятия пищи. Все остальное остается на усмотрение человека. Никто не может его заставить молиться чаще или, наоборот, посоветовать ему, делать это реже. Ведь все, что касается данного вопроса, должно исходить от сердца и поделиться собственными желаниями верующего.

Жизнь некоторых людей пронизана молитвой. Они творят её постоянно, живя рука об руку с Богом. Выходя из дома, мысленно просят благословения за то, что уже даровано свыше. Но к подобному нужно сознательно прийти. Нельзя заставить себя насильно жить с молитвой. Если есть желание за что-то поблагодарить Господа или попросить о чем-то – нужно творить молитву. Если его нет – лучше не стоит делать что-либо через силу. Молитва не должна быть обузой, это главное.

Первым благодатным признаком совершенной молитвы, признаком достижения ее предела является, как уже было кратко выше сказано 818 , сердечная теплота, или, как ее именуют подвижники, «горячность сердца, соединенная со слезами радости» 819 . Непрестанное обращение ума и сердца к Богу сопровождается внутреннею теплотою, или горением духа. Когда после усердных молитвенных трудов человек сподобляется молитвы сердечной, тогда он прежде всего узнает это по той теплоте, исполняющей его сердце, которая, по словам святого Каллиста Тиликуды, «зачинается с самого начала углубления ума в сердце для сей молитвы и содействия ему в отревании 820 сторонних мыслей и чувств, и сама вместе с ним очищением ума от всего стороннего возрастает, усиливается и установляется. Когда сердце исполнится сею духовною теплотою, которая отлична от всех других теплот, – поясняет святой Каллист, – тогда ум сидит неисходно в сердце и непрестанно к Господу взывает с теплотою, чисто и беспримесно. В сей молитвенной теплоте порождается в сердце любовь к приснопоминаемому Господу Иисусу, а из ней слезы сладостные источаются, от вожделения воспоминаемого Иисуса. Это, – заключает святой отец, – непрестанная молитва, которая едино есть с любовию ко Господу» 821 .

Об этом же говорит и святой Григорий Синаит, когда призывает «держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие. Ибо чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Иисусу, ввергающему огнь в землю сердца нашего, – теплота, попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину и приходящая не с десной и не с шуей стороны или свыше, но в сердце источающаяся, как источник воды от животворящего Духа» 822 .

Другим признаком, указывающим на достижение современной молитвы, является веселие духа при чистом от всяких сторонних помыслов уме. Признаком вступления в совершенную молитву, по словам святых Варсануфия и Иоанна, является такое состояние, при котором человек освобождается «от рассеяния помыслов и видит, что ум его, просвещенный о Господе, исполняется веселием» 823 .

Преподобный Никита Стифат предел молитвы определяет как «неподвижное пребывание ума в Боге» 824 .

Приближение молящегося к пределам молитвы, по словам преподобного Нила Синайского, бывает в том случае, когда ум его, «пламенея желанием к Богу, мало-помалу как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений, или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования» 825 .

Наконец, святой Кассиан Римлянин говорит, что молитва наша тогда «взойдет в свойственное ей совершенство, когда в нас совершается то, о чем молился Господь к Отцу Своему: «Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» ( Ин.17:26 ); и еще: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Это будет тогда, когда вся наша любовь, все желание, вся ревность, все стремления, вся мысль наша, все, что видим, о чем говорим, чего чаем, будет Бог, – и когда то единение, которое есть у Отца с Сыном, у Сына с Отцом, излиется в наши сердца и умы, – чтоб как Он искреннею чистою и неразрывною любит нас любовию, так и мы соединены были с Ним чистою и неразделимою любовию» 826 .

Это высшее состояние духа является уделом человека, достигшего высших ступеней молитвы, достигшего ее пределов, когда она становится всецелым порывом души молящегося к Богу в непрестанном единении с Ним. «Достигший сего, – добавляет святой Кассиан, – вступает в состояние, в коем не может не теплиться в сердце его непрестанная молитва; тогда всякое движение жизни его и всякое устремление сердца его будет единая непрерывная молитва, предвкушение и залог вечноблаженной жизни» 827 .

Кратчайший же путь к достижению такого состояния святой отец указывает чрез творение краткой умной молитвы. «Для достижения последнего совершенства в молитве, – говорит святой Кассиан, – надлежит утвердиться в памятовании о Боге неотходном, – к чему средством служит краткая, часто повторяемая молитва, например: «Боже, в помощь мою вонми. Господи, помощи ми потщися» ( Пс.69:2 )» 828 .

Достигнув такого состояния и переживая вышеописанные ощущения, молящийся может быть уверенным, что молитва его не остается втуне, но доходит до Господа. Вообще же святые отцы дают указания на то, как узнать, принята ли молитва Богом, услышана она или нет. «Когда во время молитвы не смущает нас никакое сомнение, – говорит святой Кассиан, – и ничто надежды нашего прошения не низлагает нечаянием, если в самом излиянии молитвы чувствуем, что мы получили то, чего просили, то да не сомневаемся, что молитвы действительно услышаны. Ибо настолько молящийся удостоится услышан быть и получить просимое, насколько будет верить, что Бог на него взирает и может исполнить его прошение. Ибо непреложно изречение нашего Господа: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам» ( Мк.11:24 )» 829 .

Попутно с этим святой Кассиан перечисляет причины, способствующие услышанию молитвы, на основании слова Божия. Та, говорит он, «бывает услышиваема молитва, когда двое соглашаются молиться ( Мф.18:19 ), или когда кто молится с верою, хотя бы сия вера равнялась зерну горчичному ( Мф.17:20 ), или когда кто неотступно молится ( Лк.11:8 ), или когда с молитвой соединяет милостыню ( Сир.29:15 ) и другие дела милосердия ( Ис.58:6–9 ). Видите, – заключает святой отец, – сколькими способами снискивается благодать услышания молитвы; потому никто не падай в нечаяние при испрошении себе спасительных благ» 830 .

Как на наиболее доступный способ достижения того, чтобы молитва была услышана, святой Кассиан указывает на неотступность в молитве. При этом требуется, чтобы молящийся не колебался и не сомневался в том, что молитва его будет услышана. «Положим, – говорит он, – что у тебя недостанет много из того, чрез что услышивается молитва; но неужели не можешь ты иметь неотступности в молитве, которая в руках всякого желающего. Ради ее одной Господь обещал дать все, что будет прошено. Потому без колебания неверием будем неотступны в молитве и получим просимое. Так обетовал Господь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Лк.11:9 ). Но всякий молящийся должен знать, что он наверно не будет услышан, когда будет сомневаться в услышании» 831 .

Кроме сомнения и неуверенности в получении просимого, молитва, по учению святых отцов, может быть неуслышанной и по какой-нибудь из следующих причин: «или потому, что просят прежде времени; или потому, что просят выше меры своей и по тщеславию; или потому, что, получив просимое, они возгордились бы или впали в нерадение» 832 . Во всяком случае, корень этих причин лежит в самом человеке. Поэтому святой Иоанн Лествичник, призывая не скорбеть, «когда, прося чего-либо у Господа, долгое время не бываем услышаны» 833 , говорит, что «Господь Сам в Себе хотел бы, чтобы все люди в одно мгновение сделались бесстрастными, но встречает большие препятствия от нашего произволения» 834 .

Итак, святые подвижники призывают: «если хотим, чтобы молитвы наши не только до небес, но и превыше небес проникали, то постараемся ум свой возвесть к естественной его легкости, очистив его от всех земных пороков и от всякой влаги мирских страстей, чтоб, таким образом, молитва его, не отягчаясь более никаким бременем чуждым, легко воспаряла к Богу» 835 . Сравнивая ум наш с легким перышком, или пухом, которые, не будучи отягчены влагой, могут подыматься на большую высоту, святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если ум наш «не будет обременен страстями и заботами мирскими и поврежден влагой пагубной похоти, то, будучи легок в силу естественной своей чистоты, при самом легком веянии духовного размышления, возвышается горе и, оставляя дольнее и земное, уносится к небесному и невидимому» 836 .

При достижении совершенной молитвы, при вкушении ее плодов, весьма важно для человека и сохранить эти плоды молитвы 837 . «Помолившись, – говорит преподобный Нил Синайский, – не оставляй без охраны того, что стяжал трудом, но стой мужественно, охраняя плод свой; иначе никакой не останется тебе пользы от молитвы» 838 .

Сохранение плодов молитвенных важно в том отношении, что враг спасения человеческого употребляет все козни для того, чтобы отвлекать мысль и чувство от молитвы и изгладить ее из памяти, делая это, по объяснению преподобного Никиты Стифата, для того, «чтоб лишить нас плодов молитвы и чтоб, не вкушая сих плодов, мы заскучали бы на псалмопении и пресекли его в предположении, что уже долго молились» 839 . Но вот тут-то и требуется молящемуся проявить свою энергию и усилить свою молитву. «Настой мужественно, – поучает преподобный Никита, – и еще прилежней внимай псалмам, неспешно читая их, да пожнешь плод молитвы и обогатишься просвещением Святого Духа, воссиявающим в душах молящихся» 840 .

Преподобный авва Филимон в своих творениях рассказывает об одном брате, который содействием Божиим по молитвам отца духовного усладился немного молитвою.

Но потом это услаждение отошло от него, и он не мог уже трезвенно совершать такое делание и молиться. Чтобы вернуть прежние плоды молитвы, старец сказал этому брату: «Имей же сие всегда в сердце своем – ешь ли, пьешь ли, беседуешь ли с кем, в пути ли находишься, или в келлии сидишь – не переставай трезвенною мыслию и неблуждающим умом молиться такою молитвою, петь и поучаться в молитвах и псалмах. не давай уму своему быть праздным, но заставляй его сокровенно поучаться и молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. » Внимай себе тщательно и блюди сердце свое от приятия худых помыслов или каких-нибудь суетных и неполезных. Так молитва очистит ум твой, и ты опять сможешь «уразуметь глубины божественного Писания и сокрытую в нем силу духа и дать уму непрестанное делание, да исполнишь апостольское слово, заповедующее: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 )» 841 .

Сам же святой авва Филимон так услаждался молитвою, особенно псалмами, что живший с ним брат долго и неотступно упрашивал объяснить ему причины этого. Тогда святой Филимон с великим смирением сказал ему: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями, ибо они объемлют все божественное Писание» 842 . Путем размышлений и углубления в слова молитв и псалмов, при помощи Божией, святой авва таким образом достиг высочайших плодов молитвы, и они служили ему источником неизреченной радости. Подобного состояния и таких же результатов достигали и другие авторы «Добротолюбия».

Кроме своих мудрых советов и указаний о молитвенном подвиге, все подвижники учили молитве и своим личным примером. Остановимся хотя бы на словах учеников святого Антония Великого о его подвигах. «Мы знаем, – говорили ученики его, – блаженный старец иногда так углублялся в молитву, что простаивал в ней целую ночь, и когда восходящее солнце пресекало сию его пламенную с восхищением ума молитву, мы слышали, как он говорил: «Зачем мешаешь ты мне, солнце? Ты для того будто и восходишь, чтобы отвлекать меня от Божественного умного света»» 843 .

14.8. Пример из жизни святителя Григория Паламы, показывающий, что все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве

Для того же, чтобы никто не думал, будто одни лица священного сана и монахи должны непрестанно и всегда молиться, но что и все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве, в «Добротолюбии» 844 рассказывается случай из жизни святого Григория Паламы и его друга – старца Иова.

Старец Иов считал непрестанную молитву необходимой лишь для аскетов и монахов, кои живут вне мира и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел. Святитель же Григорий, беседуя с ним однажды, сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда и молиться непрестанно, как заповедал апостол Павел обще всем христианам: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ) – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь и имел попечение о всем родстве своем: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» ( Пс.15:8 ). Говоря это и многое другое своему другу Иову, святитель прибавил еще, что, по учению святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов, и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей – и пробуждать их молиться непрестанно.

Иов же, не соглашаясь с этим, стал спорить со святителем и стоял на своем, хотя святой Григорий привел ему много неопровержимых доказательств в пользу своих мыслей. Через некоторое время после своего спора со святителем Иов был вразумлен видением. Во время молитвы ему явился ангел, который, укорив его за спор со святым Григорием, «возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий» 845 . Тогда старец Иов поспешил к святителю и, прося прощения в противоречии ему, сообщил о своем видении.

Для того чтобы дойти до тех высот молитвенного подвига, которых достигали святые подвижники, необходимо иметь опытного старца-руководителя, который бы и направлял новоначального по правильному пути. Тем более это необходимо вследствие того, что идти истинным путем, не рискуя впасть в прелесть, дело далеко не легкое и не простое, как оно могло бы казаться с первого взгляда для неопытного в этом человека.

Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.

Тоня Колосова стояла перед своим красным углом, установленным в 1930-е годы ее бабушкой Полиной Евграфовной после переселения в Грузию, и горячо молилась, даже, можно сказать, требовала.

– Господи, сделай же что-нибудь, управь так, чтоб всем нам на пользу было. Второе воссоединение я уже не вынесу. Хоть из дома беги. А у меня уже сил нет. И давление замучило…

Из открытого окна подул порыв ветра. Вышитая крестиком белоснежная салфетка – еще мама-покойница во время войны вышивала – качнулась, и еле теплившийся огонек лампадки потух.

Тоня вконец расстроилась. Дурной знак. Не приемлет Господь ее грешной молитвы. А она только собралась о сыне попросить, чтоб вразумил Создатель.

Из окна долетел чей-то обрывок разговора.

– Дарога! Дарога! Не видишь: я еду! – и характерный скрип металлической тачки об раздолбанный асфальт. Потом яростный мат быстрой очередью.

«И помолиться не дадут спокойно», – удрученно думала Тоня. Вот угораздило же бабушку здесь, у базара, обосноваться после того, как с Волги в Грузию переехали. Да, конечно, она взяла не глядя, что подвернулось под руку, – хибарку у Самгорского базара. Лишь бы где было с детьми ночевать. Сколько лет прошло, а улучшить жилье у Колосовых так и не получилось. Единственно, чуть-чуть метраж увеличили. И то хлеб.

Тоня была по натуре аккуратисткой. Все, что она делала, будь то уборка или готовка, делала тщательно и очень переживала, если что-то не выходило или шло в разрез с ее планами. Потому и пошла за спичками в крошечную кухоньку, решила-таки договорить свое прошение о сыне Олеге – ее главной головной боли. Ведь именно он ее смысл жизни, и за него она в ответе, пока жива. Мысли о сыне приносили ей боль, хотя все соседи и общие знакомые на все лады хвалили его, считая, что Тоне с сыном повезло. И вежливый, и работящий, и семья у него на первом месте. Счастливая мать, да и только.

Поправила выгоревший фитилек и чиркнула спичкой. Не сразу, но зажегся обугленный кончик.

Тоня с трудом настроилась на прерванную волну.

– Еще, Господи, сделай что-нибудь с Олегом, рабом Твоим заблудшим. Обрати его сердце к Тебе, верни в Церковь Твою. Ибо нет спасения без нее. Какие слова ему сказать, чтобы он услышал меня?

Уже пятый год не причащался…

Кусок разговора, который донесся из окна, снова спутал ее мысли.

– Эти мои квартиранты, представляешь, опять сбежали. За свет, за газ не заплатили… Чтоб я их всех в один гроб положил и на Кукия сам лично отнес! – изливал кто-то невидимый свою душу.

«Вот и это еще на мою голову», – подумала Тоня, проводя параллель со своей возникшей проблемой.

Недавно было ей искушение. Пришел Олег и с порога выдал неожиданное:

– Мама, у папы хрущевку ломают, он по телевизору слышал. И ты должна взять его к себе!

Тоня так и замерла. Старая, давно и тщательно исповеданная обида за свое обманутое женское счастье встрепенулась и подступила к горлу горячим комом.

– Что значит «должна»? Я никому ничего не должна, кроме Господа. Твой отец, – голос ее дрогнул, но она справилась, – за всю жизнь ничем мне не помог. Всегда жил в свое удовольствие…

– Вы же венчались! – напирал сын.

Видео (кликните для воспроизведения).

– Он не вел себя ни как верующий, ни как просто порядочный человек!

«Отцу плохо! Помоги! Ты же верующая, – не унимался Олег. – К чему тогда твои походы в церковь?!»

– Но ты же верующая, – не унимался Олег. – К чему тогда все эти твои походы в церковь? К чему ты всегда говорила мне: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный»? Моему отцу сейчас плохо, он сильно постарел и не сможет уже жить один, а моя жена не захочет с ним жить, ему и самому будет некомфортно.

Дальше – больше. Так, слово за слово, как покатившийся нечаянно клубок с холма, выяснилось, что Олег в тайне от нее, матери, всегда виделся с отцом и, начав зарабатывать, помогал ему деньгами.

Тоня слушала его и не могла поверить своим ушам. Олег посильно помогал и ей, но негодному отцу, как выяснилось, перепадало намного больше его внимания. Выходило, что она до конца не знает самого дорогого ей человека. О чем он думает, на что способен.

Тоня с тайной надеждой спросила:

– Чем ты руководствовался? Может, какой-то священник тебе так сказал?

Олег нервно достал пачку сигарет, потом взглянул на мать и спрятал.

– Да причем тут священник?! Ты же знаешь, я не хожу в твое заведение. Просто мы в ответе за тех, кого приручаем. И ты, кстати, тоже. Ты должна его принять и доживать вместе старость. Иначе ты просто его не простила. А я вот смог.

Тут ему кто-то позвонил на мобильный, и он убежал по делам.

Открывшаяся перспектива доживать старость с давно нелюбимым человеком, предателем повергла Тоню в шок. В ее годами отлаженный быт, распорядок дня должен вклиниться источник хаоса, чужой человек. Со своими постоянно разбрасываемыми носками, бурчанием, сигаретным дымом, который Тоня не переносила и – самое изматывающее – нытьем, что в жизни никто не понял его тонкую душу и он так и не нашел себя среди уродов, его окружающих.

Нарисованная в воображении картина так полоснула реализмом по глазам, что у Тони на нервной почве тут же подскочило давление. Она это почувствовала по налившемуся свинцовой тяжестью затылку и резко возникшей слабости.

Приняла лекарство, отлежалась и пошла к красному углу – молиться. Авось смилуется Господь и пронесет мимо нее эту чашу. Но разве кто даст нормально уединиться в базарный день?! Вон, пожалуйста, опять у окна какой-то скандал. Наверное, полиция торговцев разгоняет.

Она никак не могла сосредоточиться на молитве. Почитать что ли акафист Божией Матери «Всех скорбящих Радость»? И бабушка, и мама очень чтили эту икону, висящую в Невской. Помнится, даже бабушка у нее сына вымаливала, который на фронте был. И ведь услышала ее Пресвятая Богородица – пришел дядя Петр, весь обгоревший в своем танке, но живой. Еще до Берлина потом дошел.

Тоня поискала нужный акафист в стопке книг рядом с иконами. Открыла и прочла первые строки.

В этот момент зазвонил телефон.

– Мама, извини, заставил тебя нервничать. У папы все в порядке. Я все выяснил в мэрии. Никто его хрущевку пока сносить не собирается. Наоборот – сквер у корпуса сделают. Он, как и ты, всю жизнь тут прожил, а грузинского толком не знает…

У Тони отлегло от сердца. А Олег еще говорит: «Бога нет»… Как же нет, когда вот оно, чудо, по ее прошению! Ей на старости лет менять себя будет практически невозможно…

СТРАШНЫЙ СУД И ЧТО МЫ О НЕМ ЗНАЕМ

ПАСТЫРИ О «НЕВИННОМ» УВЛЕЧЕНИИ САТАНИНСКИМИ СИМВОЛАМИ

Ответы на вопросы открытых (миссионерских) встреч

Вопрос: Вы говорите, что для верующего человека случайностей в жизни не бывает. А для неверующего они есть? И что тогда есть в жизни, если нет случая?

Священник Георгий Кочетков: Да, это так: для верующего человека случайностей не бывает – ведь он находится под попечительством промысла Божьего, Божьего замысла, Божьего водительства. В жизни же неверующего человека случайности бывают, потому что он не находится под этим покровом благодати. Есть очень много сил, которые образуют судьбу человека; и для неверующего человека она может быть подвержена в том числе воздействию иногда счастливого, иногда несчастливого случая. Зло мира сего агрессивно, и оно может затронуть своей бессмысленностью любого человека.

Иногда и верующие люди говорят о своей жизни как о судьбе, но имея в виду другое – единственность, уникальность реально сложившегося пути, а это не то же, что понятие фатума в описании жизни неверующего человека.

Вопрос: Когда Христос пришёл к иудеям, то они Его отвергли, не узнали. А если бы Христос сейчас пришёл к нам – Его бы приняли наши священники, наша церковь?

Священник Георгий Кочетков: Это трудный вопрос. Попытки представить себе это в XIX и XX веке совершались не однажды, они описаны в литературе, начиная с Легенды о Великом Инквизиторе. Там прямо говорится, что Великий Инквизитор не только не принимает Христа, но его прямо отвергает, встаёт на сторону Антихриста. Есть и фильмы, где показывается, насколько удалилась реальная жизнь христиан, даже в так называемых христианских странах, от подлинного христианства. Для иллюстрации этого часто используют именно такой сюжет – Христос приходит, но Его никто не узнаёт и не признаёт, потому что люди забыли, что значит жить в духе Христовой любви и духе Христовой жизни. Номинальное христианство слишком сильно диссонирует с христианством апостольским, с верой и жизнью Самого Христа. Это действительно большая проблема. Но её нужно скорее понимать в плане духовно-нравственном. Всегда в церкви есть люди, которые знают Христа, а значит и узнают Его. И, к сожалению, всегда есть люди, которые и не знают Его, и не узнают. И то, и другое касается всех сторон церковной жизни, всех членов церкви, а не только церковной структуры и иерархии.

Вопрос: Как узнать, слышит ли Бог наши молитвы, доходят ли они до Него?

Священник Георгий Кочетков: Есть внутреннее свидетельство и внешнее свидетельство. Внутреннее свидетельство – это прежде всего свидетельство совести, сердца, ума, свидетельство жизни. Внешнее свидетельство – это свидетельство дел, происходящих событий, того, как складываются обстоятельства. Всё это очень значимо. Для нас важно быть уверенными в том, что Господь слышит наши молитвы – иначе зачем их приносить? Мы не путаем христианскую молитву с неким аутотренингом или психотерапевтическим воздействием на себя или на окружающих. Поэтому мы понимаем, что главное, конечно, не в том, чтобы просто получить в результате молитвы некоторое чувство духовного умиления, удовлетворения, даже духовной радости, или очищения, катарсиса. Для нас важно знать, что именно Господь воздаёт благодатью молящемуся, исправляет путь его жизни и создаёт такие обстоятельства, которые позволяют ему выявить своё христианское призвание, осуществить свою христианскую миссию в этом мире.

надо отбросить это желание узнать, потому что Творец действует только свободно, а

любые ограничения вызовут обрыв связи.

Молитва не должна содержать никаких материальных просьб : Он не слышит их.

Но с радостью Он выполняет любые просьбы духовного плана.

Лучше всего отправлять благодарность прямо в синее небо.

Благодарить надо без слов, просто отпускать чувство от сердца.

Ответ приходит сразу же в виде очень тонкого ощущения.

Так происходит у всех, кого я знаю.

Духовному общению слова только мешают.

Для приема ответа надо быть очень спокойным, очень тихим.

А это не узнавать надо, а просто верить в то, что он слышит

Другое дело, что не всегда наши молитвы, могут нам помогать.Это не означает, что Бог нас не слышит.Это означает или то, что мы не правильно молимся или то, что мы недостаточно верим или то, что наша воля, расходится с волей Всевышнего.Ведь то что угодно человеку, не всегда может быть угодно Богу.Но он и не обязан, исполнять наши прихоти и желания.

Любая молитва, должна творится с искренней верой и идти от сердца.Такая молитва, будет услышана Создателем.Ну еще конечно нужно, над душой поработать, да от грешков почистится.Ну и на любую молитву, необходим правильный настрой.Главное в молитве это не слова, а вера.Истинно верующий человек, не должен задаваться вопросом услышит ли его Бог.Он должен знать, что он его услышат и не просить того, что может быть не угодно или может его разгневать.Не надо просить слишком многого.Миллионы, машины и так далее.А вот если на хлеб не хватает, просить можно и нужно.Не надо просить злого, а просить справедливости.Когда просим чего-то, не надо думать, что Бог обязан это дать.Это не так.Это официант, обязан принести заказ и продавец, обязан дать вам купленный товар, но Бог, никому ничего не обязан.Удивляет, что люди считают, что Бог им что-то должен.Но сами редко задаются вопросом а что они, должны Богу.Мы часто хотим что бы нас слышали, но не хотим быть достойными, услышанными.

Молитвы Бог слышит все.Особенно,идущие от сердца.А вот узнать о ее результативности, можно тогда,

когда от этой молитвы, проявится реальный результат.

Если это произошло, то обязательно нужно Господа поблагодарить.

Это можно ощутить своим сердцем.

То, как Бог слышит твою молитву

Для этого должен быть подходящий настрой на молитву и конечно же вера

Наверное это очень индивидуально, но я понимаю, что Бог и Святая Дева Мария, Иисус Христос услышали мою мотиву тогда, если после молитвы мне стало на Душе легко.

Такое чувство, что Бог взял мои заботы и проблемы в свои руки и он решит это правильно, верно для меня.

Мне легко, потому что я отдала Богу мои трудности, признала, что я слабая, не знаю как это решить, а Бог он видит намного шире и знает что для меня будет верным.

А вот если облегчения не наступило, значит я молюсь не искренне, получается-не верю, что Бог может это решить лучше чем я. Значит я ослеплена гордыней, не принимаю помощи, а лишь молюсь о том, чтобы было так как я хочу.

Бог скорее всего слышит все молитвы, но одни Ему просто неприятны, а другие наполнены нашей гордыней, и даже молитвы Святых людей Бог порой не спешит исполнять, поскольку не кто кроме Бога не знает когда они будут нам на пользу. Вспоминается рассказ одного священника, который в детстве у Бога просил в своих молитвах такие же зубы иметь как у бабушки. А бабушка его часто по вечерам клала перед сном их в стакан, что порой у него у маленького вызывало зависть. И молился он тогда со смирением и слезно в простоте, Господь Бог конечно же слышал но не стремился исполнять просимое. Понять легко, если у вас будет мир на душе, любовь и умиление, то ваши молитвы скорее всего услышаны.

Не нужно понимать, Вы твердо знайте, что Он их услышал, ибо слышет молитвы всех, даже преступников.

Понять умом сие невозможно, так как наш — человеческий ум ограничен для восприятия подобного, но Вы можете почувствовать, например, у Вас или у кого-то из близких разболелась голова, Вы помолились и глава уже не болит, или на душе было тяжко, помолились и моментально легче стало, значит, Господь рядом, Он не покидает Вас, поддерживает. Иное дело, когда человек находится в отчаяние, что есть грех. Но со всеми бывает, допустим, в минуты скорби, то человек не сумеет понять, почувствовать Бога и знать, что Он услышал молитвы, ибо отчаяние есть ощущение богооставленности. Весьма пагубное для души ощущение и неприятное.

Сначала поверьте в то, что Господь Вас слышит. Не станете же Вы стучаться в закрытую дверь, если уверены, что там пусто.

Надо понимать, что ОН никогда не станет делать того, что противоречит истине и может причинить вред кому бы то ни было. Поэтому нельзя судить по тому, исполниться ваше желание или нет.

Чтобы Вас могли услышать научитесь сами слушать и слышать других.

Чтобы понять, почему БОГ поступает так , а не иначе, надо довериться ЕМУ полностью, как самому себе. Попросите БОГА дать Вам понять, что ОН Вас слышит, попросите прощения за Ваши сомнения, признайте вашу незрелость и научитесь терпеливо ждать. Ответ придёт, когда только это станет возможным для Вас. Может сразу, а может придётся подождать. А вот, чтобы понять всё происходящее вокруг, надо очень прилежно,настойчиво и с глубоким уважением строить взаимоотношения с БОГОМ и окружающим МИРОМ.

Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь его уничижает. Израильтяне просили ничтожного, и постиг их гнев Божий; они не занялись созерцанием дел Божиих и страшных чудес Его, а просили удовлетворения похотения чрева: еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня. (Преп. Исаак Сирский).

Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Небесного Царя – смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, что просишь ты у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того, они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи. (Преп. Исаак Сирский).

2. О ком прежде всего необходимо приносить молитву, чтоб и молитва о себе и других скоро была услышана Богом?

Он говорил: Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его. (Авва Зенон).

Сказал авва Исаия: кто ищет Господа с болезнею сердечною, того молитве Господь внимает и исполняет прошение его, если они приносятся в духовном разуме, если молящийся в сокрушении духа заботится о спасении своем, если не опутывается ничем мирским, если трудится в страхе Божием по силам своим о том, чтоб представить душу свою непорочною на суд Божий.

Однажды авва Аммон пошел к авве Антонию Великому и потерял дорогу. Он присел и заснул немного. Проснувшись, помолился Богу так: Господи, Боже мой! молю Тебя, не погуби создания Твоего! – и явилась рука человеческая, как бы ниспускавшаяся с неба: она неслась по воздуху и указывала путь Аммону до того времени, как он пришел к авве Антонию. Тогда рука остановилась над входом в вертеп Антония. Аммон постучался в двери, отворил их Антоний. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что он преуспеет в страхе Божием. Произнесши это пророчество, Антоний вывел Аммона из келлии и, показав на камень, сказал: нанеси оскорбление этому камню и ударь его. Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень? Аммон отвечал: нет. Так и ты, сказал ему авва Антоний, достигнешь в подобную меру бесстрастия, – что и исполнилось.

Не люби похотений; любящего похотения свои, когда он просит что у Бога, Бог не слушает. (Антоний Великий).

Тщетны молитвы и подвиги человека, питающего в сердце злобу на ближнего и желание мщения. (Авва Исаия).

7. Слышит ли Бог молитву человека, который молится не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений и не из сердца смиренного и сокрушенного?

Все писание свидетельствует, что человек не бывает услышан Богом, если он молится Богу не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений, не из сердца сокрушенного и смиренного. Приступим всеусердно молитвою к благости Божией в слезах, в удручении тела подвигами и лишениями, оказывая покорность пред каждым человеком, смиряясь пред братиями нашими, как пред превосходящими нас во всех отношениях, не воздавая никому зла за зло, не питая ни о ком худых помышлений в сердце, имея со всеми одно сердце и одну душу. (Авва Исаия).

Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою. Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтоб дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебрежено. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнью сердца хранится тщательно. (Преп. Исаак Сирский).

9. Должно ли допускать печаль, когда во время молитвы об освобождении тебя от угнетающей греховной брани бываешь не услышан Богом?

Видео (кликните для воспроизведения).

Если ты молишь Бога, чтоб Он освободил тебя от угнетающей тебя греховной брани, и пребываешь не услышан Богом, то не впади от этого в печаль. Лучше тебя знает Бог полезное тебе. Молясь Богу во время брани, не скажи: «освободи меня от того-то или даруй мне то-то». Говори в молитве твоей так: «Господи Иисусе Христе! помоги мне, не допусти меня, заблудшего, пребывать в грехе моем; не допусти меня последовать воле моей; не допусти грехам моим погубить меня; умилосердись над созданием Твоим. Я немощен: не презри меня! К Тебе прибегохом: не оставь меня; исцели душу мою, яко согреших Ти. Пред Тобою вси стужающии ми, и нет мне, Господь мой, иного прибежища, кроме Тебя. Господи! спаси меня по великой милости Твоей: да постыдятся и посрамятся вси восстающий против меня, ищущии душу мою, изъяти ю. Господи! все возможно Тебе, и Тобою славим Бога-Отца и Бога-Святого Духа во веки». Тогда совесть твоя скажет таинственно сердцу, по какой причине Бог не внимает прошению твоему. От тебя уже зависит не пренебречь внушениям совести и исполнить то, что она предлагает исполнить. Ведай, что Бог не внимает молитве только такого человека, который сам оказывает преслушание Богу. Бог близок к каждому человеку, но исполнение нами пожеланий наших, противных Его воле, не допускает Его услышать нас. (Авва Исаия).

10. Почему необходимо усиленно молиться Богу, когда в нас появляется благое желание и почему иногда Господь не поможет человеку, хотя он и желает доброго и всякое ли благое желание входит в сердце человека от Бога или же оно может приходить и от диавола?

Как узнать услышана ли молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here