Какие молитвы читать на успение Богородицы

Самое детальное описание: какие молитвы читать на успение богородицы специально для посетителей нашего ресурса.

Любой православный праздник подразумевает посещение церкви и молитвы. Но какие иконы относятся к празднику Успения Богородицы и как молиться дома? Обо всем этом вы узнаете из нашей статьи.

День Успения Богородицы очень важен для христиан. Он относится к двунадесятым церковным праздникам, и, конечно же, в церкви проводят особенную, торжественную службу по этому поводу. Ведь это — главный церковный праздник августа. Но не все могут отправиться на всенощное бдение. В этот день посетить церковь очень желательно, но если у вас это по каким-то не получается этого сделать, помолитесь дома.

С праздником Успения связано очень много традиций и примет, не только житейских, но и в изображении икон, повествующих об этом дне. В Священном Писании нет совершенно никаких сведений о смерти Девы Марии. Поэтому все изображения, связанные с событием успения, относятся к разрешенным церковью апокрифам. В них говорится о том, как Пречистая Богоматерь «уснула» в земной жизни, чтобы Иисус Христос принял ее душу на небо. Все это происходило в окружении верных апостолов, оплакивавших расставание с ней.

На иконах, отображающих эти события, можно выделить две части: верхнюю и нижнюю. Сначала необходимо рассмотреть то, что ниже. На одре изображена усопшая Дева Мария и апостолы. Нередко ткань на одре окрашена в пурпурный цвет, который и в древней византийской традиции указывал на императорские достоинство и власть. Так, внизу иконы происходит траурное событие. Но, поднимая глаза выше, вы заметите, как настроение меняется. Над Богородицей изображен Иисус Христос с ангелами. В его руках можно увидеть не что иное, как душу Девы Марии. Она изображена в виде младенца, обернутого в пелена.

В этом и есть символика праздника, которую и передает икона при правильном прочтении. Она показывает, как от земных горестей и страданий пречистая душа Богоматери сразу попала в блаженное Царство Божие. С одной стороны, это — напоминание и пример благочестия, которого должны придерживаться люди. Икона как бы учит, что только ведя праведный образ жизни, можно добиться истинных, вечных благ. Более того, эта икона — совершенно прозрачный пример того, что со смертью не приходит конец жизни, что душа продолжает существовать, поскольку она вечна. С другой стороны, она раскрывает событие Успения Богородицы как торжественное и даже радостно-светлое. Ведь Дева Мария наконец воссоединилась со своим единственным и горячо любимым Сыном.

Конечно же, не в каждом доме есть иконы и, тем более, икона Успения Богоматери. Но это не значит, что ваши молитвы не будут услышаны. Если у вас есть иконы, то очень возможно, что хотя бы на одной из них изображена Пречистая Богоматерь. В этот день подойдет любое изображение Девы Марии. Важно только выбрать молитвы, посвященные именно ей. И, конечно же, постарайтесь сходить в церковь.

Помните церковные традиции и чаще посещайте церковь вместе с семьей. Светлого вам праздника, и не забывайте нажимать на кнопки и

День Успения Пресвятой Богородицы — важное событие из пребывания Матери Божьей на земле, которого нет в Святом Писании. Это явление подробно описано Преданиями Святых.

Праздник Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечается 28 августа, как память о чудесном восхождении Матери Божьей на Небеса для встречи с Сыном, Отцом и Духом Святым.

Неверующим людям не понятна радость верующих, отмечающих этот праздник. «Успение» означает как смерть, так и сон. Для последователей Иисуса смерть является первым шагом для встречи с Христом. Евангелие от Иоанна говорит от имени Иисуса, что верующим в Него будет дарована жизнь вечная.

28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы православный мир вспоминает чудные события из жизни Святой Девы, предшествовавшие ее уходу из жизни и после него.

Иисус, пребывая на кресте в страшных мучениях, не забывал о Своей Матери. По Его просьбе дальнейшую заботу о Матери Божьей взял на себя апостол Иоанн. В доме его родителей Дева прожила до встречи с архангелом Гавриилом. Божий посланник возвестил Богородице радостную для Нее весть, что через 3 дня Ее жизнь на земле подойдет к концу.

За это время Пресвятая Дева прибрала в светлице и высказала перед Богом только одно пожелание — увидеть перед уходом оставшихся на земле апостолов, разбросанных по всей земле.

Чудным образом, силой Духа Святого верные ученики Иисуса собрались у постели ожидавшей своей кончины Богородицы. Сам Спаситель появился около ложа Богоматери, и принял ее душу, обняв, как младенца Своими руками.

Перед уходом в Небеса Пречистая Дева с огромным смирением и верой попросила Сына даровать благословение всем людям, почитающим ее, как Богородицу.

Как только душа ее оказалась в руках Сына, пение ангелов наполнило светлицу. Гроб с телом усопшей Богородицы отнесли в Гефсиманский сад для захоронения в пещере.

Апостол Фома не успел проститься с Пресвятой Матерью, он прибыл уже после ее захоронения через три дня. Все это время апостолы молились у Святой могилы.

По великой просьбе Фомы апостолы отодвинули камень пещеры, чтобы дать верному ученику Иисуса проститься с Его Матерью. Великое удивление и радость ожидала апостолов — гроб оказался пустым. Пресвятая Богородица вознесена была ангелами на небо

День ухода в Небеса Богородицы стал ярким доказательством, что верных поклонников в духе и истине, ждет Царство Небесное, а перед иконой, посвященной этому дню, ежедневно молятся тысячи верующих.

В акафисте Успению Пресвятой Богородице вспоминается о последних днях Богоматери и Ее чудном вознесении.

Читая молитву Пречистой Богородице, которую можно произносить не только на Успение Богоматери 28 августа, а и при всяком прошении, православные верующие просят:

  • помочь пройти достойно пост;
  • наставить молодежь;
  • уберечь девиц в чистоте до свадьбы;
  • матерям дать мудрость быть тихими и ласковыми;
  • избавление пленникам;
  • обеспечение вдовым;
  • путешествующих сохранить в дороге.

Светскому пониманию не дано понять радости православных в день смерти Девы Божьей. Два противоположных понятия — радость и смерть соединить воедино доступно, приняв за истину слова апостола Павла, что смерть — временный сон, пока душа не воскреснет.

Важно! Празднование Успения Пречистой Девы Марии — ода жизни вечной, когда по слову Бога умершие в вере люди насладятся вечностью, где не будет горя и слез.

О других Богородичных праздниках:

На Успение люди радуются и благодарят Иисуса Христа, Матерь Божью за великую милость войти в Царство Божье.

Земную жизнь Божией Матери нельзя назвать обычной с самого начала. Еще с младенчества маленькой Марии была уготована миссия стать великой личностью в истории человечества — даровать земную жизнь Богу Сыну.

Родителями Девы были люди набожные. Род отца Иоакима брал свое начало от царского рода Давида, родословная матери Анны начиналась с первосвященника Аарона.

Будучи совсем крохой трех лет, Мария пришла с родителями в храм, и была введена в ту часть Иерусалимского храма, допуск в которую был строго ограничен даже для священнослужителей. Родители еще до рождения девочки посвятили Ее Богу.

Святая Святых являлась хранилищем ковчега Господнего, в котором под строжайшим контролем хранились:

  • каменные плиты с высеченными на них 10 заповедями, данными пророку Моисею Богом на горе;
  • манна небесная, падающая с небо во время выхода еврейского народа из Египта;
  • Ааронов жезл, расцветший при решении спора среди священнослужителей.

Даже первосвященник, входящий в Святая Святых обязан был пройти обряд очищения, а маленькую девочку ввели туда без соблюдения традиций, ибо она не нуждалась в очищении по Своей святости.

Жизнь девочки при храме проходила наполненная молитвой, трудом и рукоделием. Она пряла лен и шерсть, вышивала лентами из шелка. Ее любимым занятием был пошив священнической одежды. Мечта юной искусницы заключалась в одном — служить Богу.

За 11 лет пребывания в храме Мария превратилась в благочестивую, покорную Богу девушку, давшей обет остаться девственной и принадлежать только Богу.

По храмовым законам, девицам старше определенного возраста не разрешалось жить при храме, они обязаны были выйти замуж.

Чтобы не нарушать закон и уважить обет, данный Девой Богу, первосвященником Захарией был придуман особый план. Девушку обручили с Иосифом, старцем в возрасте 80 лет.

Родословная плотника Иосифа начиналась с рода царя Давида. В его семье строго соблюдали все еврейские традиции и законы. Особенно чтилось Святое Писание.

Иосиф обладал особыми качествами характера, такими как:

  • скромность;
  • искренность;
  • решительность;
  • благородство;
  • миролюбивость;
  • честность.

Богобоязненность Иосифа стала главным показателем при выборе в мужья Святой Деве, ибо Господь увидел сердце плотника и доверил ему девочку. Иосиф знал об обете Марии и обещал его уважать и поддерживать.

От первого брака у плотника было шестеро детей, 4 сына и 2 дочери. Младшая дочь Иосифа проживала с ним и Марией. Обе девушки стали близки, как сестры.

По слову архангела Гавриила Дева Мария получила весть о рождении Иисуса, а Иосиф был осведомлен о том, что в чреве Девы ребенок от Духа Святого.

Родившийся в Вифлееме Иисус, которому Богоматерь подарила частичку своей плоти, нуждался в уходе, его обеспечивала благочестивая Дева.

Матери Божьей была дарована честь стать свидетельницей первого чуда, сотворенного Иисусом на земле. По просьбе Пречистой Девы Ее Сын превратил воду в вино на свадебном пиру, тем самым уберег семью жениха от позора.

Зная Божественную силу Сына, Богородица до сей поры никогда ни о чем не просила Его, пребывая все время в послушании и благоговении. Однако, сложившаяся ситуация заставила Матерь Божью просить сына за бедных. Иисус, видя Ее искреннее отношение к людям, дарует милосердие.

Во всех путешествиях и страданиях Мать пребывала с Иисусом, разделяя с Ним опасности, преследования, скитания, но основная боль ждала Марию впереди.

Стоя у ног распятого Сына, она слышала глумливые крики и видела все издевательства над Его телом, но все перенесла в молчании, веря в обетования Бога. После распятия Иисуса Богородица перенесла свою заботу на апостолов, став для них Матерью.

Говорят, что основными одеждами Святой Марии были скромность и простота. Все, кто видел Матерь Божью, восхищались ее любовью к людям и красотой. Тихая, скромная Богородица и поныне остается образцом чистоты и благородства души. Всегда благожелательная, готовая прийти на помощь, почитающая старших, Матерь Иисуса, прожившая на земле около 72 лет, оставила всем женщинам земли яркий пример наследования.

С одиннадцатого века Русская Церковь определила день ухода из земной жизни Матери Божией как радостный день, поэтому грустные мысли, тоска не должны посещать умы православных.

Важно! Этот день под запретом для ругани, проявления злобы, начинания ссоры, сквернословия.

Склоки на протяжении этого дня могут принести скандалы в семью на целый год.

Истинно верующие люди, соблюдая вторую заповедь Христа о любви к ближнему своему, должны научиться жить, благодаря Бога с радостью, на протяжении всей жизни.

Очиститься от греха, оставить все обиды, непрощение, прийти с радостью и прощением к этому празднику помогает Успенский пост, который отмечают 14 — 27 августа.

По народным поверьям, землю называют матушкой. На Успенье нельзя было топтать землю босыми ногами.

Так же запрещается «колоть» ее острыми предметами. За неуважение к земле люди боялись остаться без урожая на следующий год.

Хождение по росе грозило многими хворями.

Ныне считается, что неудобная обувь, обутая на праздник, может принести проблемы на целый год.

Разношенная, не совсем новая обувь на этом праздновании — признак не бедности, а ожидание комфорта до следующего святого праздника.

Хозяйки стараются заранее подготовиться к празднику, чтобы потом ничего не резать, даже хлебные изделия ломают руками.

Следует помнить, что православная церковь негативно относится к приметам и суевериям, поэтому не стоит уделять им большого значения.

Отмечается радостное событие посещением церкви, присутствием на торжественном богослужении.

Перед началом службы необходимо поставить свечу, молясь, благословить всех родственников и близких людей.

Это очень важный день, когда Матерь Божья по-особенному слышит молитвы о детях. Посещая церковь, следует просить:

  • здоровья малышам;
  • хорошей доли неженатым детям;
  • чтобы не отступили от веры;
  • о помощи пройти мирские соблазны.

Совет! При выходе из церкви принято раздавать милостыню нуждающимся, просящим не только около храма, но и рядом живущим. Радость на этом празднике должна быть у всех, особенно у тех, кто финансово не защищен.

Памятный день небесного ухода Богоматери дарит счастливую семейную жизнь тем парам, которые проведут сватание на протяжении праздника.

Хозяйкам не запрещено делать заготовки, особенно солить огурцы, помидоры, собирать оставшиеся на огороде овощи.

Это время благоприятно для лесных походов, чтобы собирать грибы, калину, также снимают урожай груш и яблок.

Погодные приметы этого дня принято передавать по поколениям.

  • Старые люди говорят, что с Успения солнышко готовится спать.
  • Тепло этого дня прогнозирует холодную осень.
  • Дождик станет вестником сухих осенних дней.
  • Теплую осень предскажет радуга, появившаяся на небе 28 августа.
  • Обилие паутины предвещает морозную, малоснежную зиму.
  • 28 августа празднуется не день смерти, а великое обетование иметь жизнь вечную.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечают 28 августа.

Люди, далекие от религии могут удивиться, что христиане празднуют смерть Богородицы, но истинно верующие знают, что смерти не существует – это всего лишь переход в царство Божие.

После распятия Христа Мария жила в Иерусалиме, ее приютил апостол Иоанн Богослов в доме своих пожилых родителей. Каждый день она приходила к Гробу Господню и на гору Голгофа, где много молилась. С апостолами она своим словом, присутствием и молитвами доносила слово Божие до простых людей. Апостолы очень благоговейно и преданно относились к Богородице.

Согласно священным преданиям, во время очередной молитвы к Марии явился сам Архангел Гавриил и сообщил, что пришло ее время уходить из жизни земной. Богоматерь рассказала об этом Иосифу Аримафейскому и попросила собрать апостолов в Иерусалиме для прощания с ней.

Божья Матерь ждала окончания земных дней умиротворенно и даже радостно. Она точно знала, что на Небесах увидит своего божественного сына. Перед смертью Богородицы произошло чудесное видение. Открылась крыша дома, и Слава Господня снизошла с самих небес. Иисус Христос с сонмом ангелов и святых пророков пришел за душой Марии.
Похоронили Богородицу в семейной гробнице у подножья Масличной горы около Гефсиманского сада. Процессия была очень торжественной, пришло большое множество людей попрощаться с Марией. Апостолы затворили камнем могилу Божьей Матери точно так же, как и раньше могилу Христа.

Когда на третий день после похорон апостолы убрали камень и отворили гроб Марии, то увидели, что ее тело исчезло, а от одежд исходит чудесный аромат благовоний. В тот же день за обедом им явилась Мария в окружении сонма ангелов и попросила учеников не переживать и радоваться, ибо она будет с ними до конца времен.
Святые одежды Богоматери, разделимые по всему миру, и по сей день творят чудеса. Иконы Божьей Матери способны мироточить и исцелять людей.

Богородица считается защитницей и заступницей всех добрых христиан, а праздник Успения с особым торжеством встречают верующие во всем мире. В православной церкви Успение Пресвятой Богородицы является двунадесятым праздником. Ему предшествует Успенский пост. Проходят торжественные службы, особое чествование проводится в Израиле, в Иерусалиме возле гробницы Богородицы.

Очень важно прочесть эту молитву в этот Великий Праздник! Помолитесь о здравии, благополучие и мире!

Праздник Успение Пресвятой Богородицы широко отмечается в православном мире. Этот день посвящен воспоминанию успения Божией Матери и с ним связано множество поверий, традиций и примет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Успение Богородицы означает окончание земной жизни и вознесение на небеса к Господу. тот религиозный праздник уходит традициями в глубину веков и имеет богатую историю. Ежегодно он отмечается 28 августа, и является одним из 12 главных церковных дат в православном календаре.

Молитва на Успение Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Богородице Дево, Владычице,
вышшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая,

ангельское великое удивление,
пророческая высокая проповедь,
апостольская преславная похвало,
святителей изрядное украшение,
мучеников крепкое утверждение,
иноков спасительное наставление,
постников неизнемогающее воздержание,
девствующих чистото и славо,
матерей тихое веселие,
младенцев мудросте и наказание,
вдовиц и сирых Кормительнице,
нагих одеяние,
болящих здравие,
пленников избавление,
по морю плавающих тишино,
обуреваемых небурное пристанище,
блуждающих нетрудная Наставнице,
путешествующих легкое прохождение,
труждающихся благое покоище,
в бедах сущих скорая Заступнице,
обидимых Покрове и прибежище,
ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице,
печальных присное утешение,
ненавидимых любовное смирение,
грешников спасение и к Богу присвоение,
правоверных всех твердое ограждение,
непобедимое поможение и заступление!

Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть,
и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои:

О Премилостивая и Пречудная Света умнаго Царице,
рождшая Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех,
от небесных славимая и от земных хвалимая,

ангельский уме,
светозарная звездо,
святых Пресвятейшая, Владычице всех тварей,
Боголепная Девице, Нескверная Невесто,
палато Духа Пресвятаго,
огненный Престоле Невидимаго Царя,
небесный кивоте,
носило Слова Божия,
огнеобразная колеснице,
покоище Живаго Бога,
неизреченное составление плоти Христовы,
гнездо Орла Небеснаго,
Горлице Богогласная,
Голубице кроткая, тихая и незлобивая,
Мати чадолюбивая,
милостей бездно,
развергающая тучу гнева Божия,
неизмеримая глубино,
неизреченная тайно,
несведомое чудо,
не рук отворенная Церкве Единаго Царя всех век,
благоуханное кадило,
честная багрянице,
Боготканная порфиро,
душевный раю,
живоноснаго сада отрасле,
цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие,
грозде спасения нашего,
чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати,
Ходатаице закона,
зачало истинныя веры Христовы непоколебимый столпе,
мечу ярости Божия на богопротивных,
бесов устрашение,
во бранех побеждение,
христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение!

О Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице, Богородице,
услыши нас, молящихся Тебе,и яви милость Твою на людей Твоих,
моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла
и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных,
и люди,благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое,
от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча,
нашествия иноплеменников и междоусобныя о ран и,
от всякия болезни и всякаго обстояния,
да ни ранами, ни прещением, ни мором,
ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои.

Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися,
и полезное благорастворение воздуха во времени плоднаго приношения нам даруй.

Облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице препетая,
во всякой беде и нужде сущия.

Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания с нашего, и обнови нас благостию Своея милости,
да со благодарением утешаемся, обретше Тя Помощницу.
Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша.
Разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави,
отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати,
старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя,
изряднее же — Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний.

О Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли, Богородице Приснодево!

Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы,
сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити
и моли из Тебе воплошагося без семене Христа, Бога нашего,
да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша.

Спаси же и помилуй, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, поклоняющияся и молящияся пред честною Твоею иконою.
Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления,
воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения,
милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли,
преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со Ангелы и Архангелы
и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего Бога предстанут,
и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити
и радости ангельския в Небесных селениих наслаждатися.

Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных, Ты наша Надежда и Заступница
всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих.
Ты Молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему.
Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством
ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии.
Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе,
радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже,
Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти Небесныя безконечныя жизни
и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего,
славяще Его купно со Безначальным Отцем
и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

С 14 по 27 августа 2019 года православные верующие соблюдают Успенский пост, какие нужно читать молитвы в эти дни? Пост – это не просто воздержание в пище, а период духовного очищения и борьбы со страстями. Усердные молитвы помогают создать в это время особый эмоциональный настрой.

Перед приемом пищи верующие благодарят Господа за еду, которую вкушают, и читают молитвы:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

После вкушения пищи читают молитву:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Для укрепления духа в эти дни верующим, особенно неумеренным в питании, рекомендуется читать следующую молитву:

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои. Да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Какие еще молитвы читают в Успенский пост? Существует обычай ежедневно читать Акафист Успению.

В Греции существует традиция во время Успенского поста каждый вечер исполнять канон Пресвятой Богородице, текст которого можно найти в православных молитвословах. Он начинается словами: «Многими содержим напасть…» Этот канон в дни поста можно читать ежедневно или несколько раз в неделю.

19 августа, когда отмечается Преображение Господне, читают Тропарь к Преображению Господа нашего Иисуса Христа.

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.

28 августа (15 августа по старому стилю) 2019 года православная церковь отмечает Успение Пресвятой Богородицы. Это непереходящий праздник, который, в отличие от некоторых других двунадесятых, всегда приходится на одну дату.

Он отмечается христианами с V века, причем в прежние времена он носил разные названия: сначала – праздник «Память блаженной», затем – «Праздник кончины Божьей Матери».

Этот праздник символизирует признание тленности плоти, бессмертия души и считается радостным, светлым, а присущая ему грусть окрашена в мягкие тона. Ведь согласно христианскому учению, смерть не означает прекращение бытия человека, это лишь момент перехода из временной, земной жизни в вечную.

На Успение Богородицы в храмах проходят всенощные службы. Священники совершают обряды возле лежащей посреди храма плащаницы, на которой изображена Пресвятая Богородица, и обносят эту святыню вокруг церкви. Затем совершается помазание прихожан елеем.

Мы приведем некоторые из них.

Тропарь, глас 1
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Кондак, глас 2
«В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную».

Величание
«Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое».

Задостойник, глас 1
«Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и Живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

Их можно читать не только в храме, но и дома. Каждую молитву нужно повторить три раза, осеняя себя крестным знамением и уповая на помощь небесной заступницы.

Полный текст молитвы состоит из 25 так называемых «песен»: 13 восхвалений (кондаков, заканчиваются на похвале Господу) и 12 славословий, они же «икосы», первое слово в которых – «радуйся».

Богородица – Царица Небесная, Матерь Божья, духовная Мать всех людей на земле, наша заступница и покровительница на небесах. Мы также называем Ее Пресвятой Девой и Приснодевой. В праздник Успения Пресвятой Богородицы вы можете прочесть в этот день обращенную к Ней молитву:

В этот день верующим следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным. Как еще молятся в праздник Успения Пресвятой Богородицы? Прочтите Евангелие, вознесите молитвы Приснодеве – так называемые богородичные.

Если произносить их с благими помыслами, то ваши просьбы Ей обязательно будут услышаны. Пусть лик Девы Марии оберегает вас от бед и невзгод, ваши помыслы будут добрыми и светлыми, а сила веры помогает вам преодолевать все жизненные трудности.

Пресвятая Богородица — наша заступница и помощница в самых различных жизненных ситуациях, от бытовых проблем до вселенской скорби. Молитвы к ней в день Успения — это торжественное прославление, призванное отблагодарить Богородицу за ее покровительство.

Среди бесчисленных молитв к святым больше всего молитвенных просьб возносятся именно Деве Марии. Недаром ее величают Небесной Заступницей. Богородица помогает всем и каждому, кто искренне и с добрым умыслом приходит к ней за помощью, помнит о ней и славит ее. Православные священники говорят, что Господь и Богородица всегда с нами, и что даже в темные времена мы можем рассчитывать на их помощь. Поэтому так важно не только призывать Божию Матерь в часы несчастья, но и благодарить ее в минуты радости и всеобщего ликования.

Смерть в понимании верующих — не есть прекращение жизни, но есть переход в жизнь вечную. Переход Девы Марии назван праздником Успения. Празднование Успения имеет огромное значение для православного мира и ежегодно отмечается 28 августа. Уход Богородицы вовсе не означает, что ее связь с людьми разорвалась. Напротив, она обрела большую способность слышать наши молитвы и помогать нам на перепутье. Бесчисленны случаи ее помощи, поэтому уход Божией Матери из этого мира в православии считается не трагедией, а счастьем.

Нет никаких строгих запретов насчет того, что обращаться к Богородице следует лишь готовой молитвой. Можно молиться самим, от чистого сердца. Но зачастую нам сложно сосредоточиться, правильно сформулировать свои слова. Поэтому священнослужители советуют наряду с личными молитвами использовать молитвенные правила. Молитвы в день Успения Пресвятой — это прославление, благодарность и прошение о разрешении обид и печалей, о благополучии и заступничестве. Выделяются 3 главные молитвы этого празднества.

Молитва первая: «О Приснодева, каждой души чистейшая, божественная милость, велико твое заступничество и наставление. В бедах сущих быстрая Заступница, обделенных покров и прибежище, веру потерявших надежда, горячо молящихся помощница, бедных богатство, печальных утешение, злых — божественное смирение, грешников Ты, Великая, истинное спасение. Радуешь нас, с любовью припадающих, Твоим святым молитвенным присутствием и небесным заступничеством. Верим, позволишь молитвам нашим дойти до Отца нашего и предстать пред ним очищенными в судный день. Аминь».

Молитва вторая: «Пресвятая Дево, смягчи сердца наши, потуши пожар пожирающий да не позволь пойти по пути безверья и праздности. Утоли печали наши и выдвори мысли гнусные. Прости грехи вольные или невольные, спаси от новых грешных умыслов. Испроси у Отца нашего покровительства и всепрощения. Защити, Богородица, покровом своим от печалей, гнета и зла. Не дай сгинуть в пути к праведности и защити от кончины внезапной, дабы предстали мы перед Господом и понесли ответ за свои деяния. Аминь».

Молитва третья: «Славим Тебя, Благоверная, и славим имя Твое. Сжалься над рабами грешными, ибо не ведаем, что творим. Не оставь нас без своего заступничества. Во власти Твоей каждый ныне живущий. Всемилостивая, будь милосердна, не откажи в помощи и защите. Благодарим Тебя, Пречистая, за счастье ежедневное, да будем помнить и восхвалять имя Твое во все века. Аминь».

Не стоит относиться к молитве, как к заговору, произносить который можно только в специальное время. Молитвы к Богородице — прошения о помощи и заступничестве, которые помимо этого прославляют ее силу и покровительство. Помните, становясь на любую молитву — результат зависит не от слов, а от веры, от упования на Господа и Богородицу, от поиска промысла Божьего. Только такой настрой поможет получить духовный отклик, обрести спокойствие, легкость и радость.

Молитвы к Богородице оттого и полюбились верующими, что дают большое утешение. Даже в самые тяжелые времена молитвенное воспевание к Приснодеве способно творить чудеса. Поэтому не поленитесь и выделите несколько минут для общения с Девой Марией. Вы не потеряете ничего в повседневной жизни, зато многое обретете в духовной.

Священнослужители рекомендуют посетить службу и помолиться в храме. Вознести молитву 28 августа можно перед любой богородичной иконой. Важное замечание: не нужно толкаться и читать свою молитву в то время, когда священник ведет службу. Лучше помолитесь вместе со всеми, а когда общая служба закончится, обойдите храм и отдельно помолитесь о своем личном перед иконой Успения Пресвятой Богородицы.

Молитвы к Богородице 28 августа могут стать действенной помощью православному человеку, если он будет искренним в своим помыслах, словах и желаниях. Путь праведника — непростой, но благой и спасительный путь, к которому призван каждый из нас. Пусть заступничество Богородицы оберегает вас от бед и невзгод, ваши помыслы будут добрыми и светлыми, а вера поможет преодолеть все жизненные трудности. Счастья вам, благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

Успение Пресвятой Богородицы – последний двунадесятый праздник в годичном круге великих праздников. Празднуется 15 августа.

После Вознесения на небо Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева, оставаясь, согласно повелению Своего Сына, на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Ин. 19, 25-27), постоянно пребывала в подвигах поста и молитвы в живейшем желании созерцать Сына Своего одесную Бога. Высокий жребий Преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной: «Чудно рождение Твое, – восклицает Церковь, – чуден образ воспитания, чудна, дивна и неизъяснима для смертных вся в Тебе, Богоневесто!» (из канона утрени празднику Введения Божией Матери во храм).

Ко времени успения Своего Пресвятая Дева Мария жила в Иерусалиме. Здесь за три дня до кончины Ее явился Ей Архангел Гавриил и возвестил, что Она приблизилась к Своему отшествию от земной жизни, к блаженному успению.

Преставление Божией Матери было ознаменовано особыми чудесами, которые воспевает Церковь в своих песнопениях на этот день. В день Ее кончины апостолы Христовы по мановению Божию были восхищены на облаках из разных стран земли и собраны в Иерусалиме. Им надлежало видеть, что успение Богоматери было не обыкновенной смертью, а таинственным преставлением, как чудесны были Ее рождение и многие обстоятельства жизни. Надлежало очевидцам Слова и слугам увидеть успение по плоти и Матери Его, поскольку оно было окончательным таинством над Нею, чтобы они не только узрели восхождение Спасителя от земли, но и были свидетелями Божественного преставления Родившей Его. Потому, собранные отовсюду Божественной силой, они прибыли в Сион и провожали Идущую на небо Высшую херувим (стихира на литии празднику Успения).

При успении Богоматери присутствовали брат Господень Иаков, как ближайший родственник, Иоанн Богослов, «Петр, почетнейший главá, начальник богословов», и другие апостолы, за исключением апостола Фомы.

Сам Господь с ангелами и святыми является в необычайном свете в сретение души Своей Матери. Пресвятая Дева прославила Его за то, что Он исполнил обещание явиться при Ее успении, и предала Свою блаженную душу в руки Господа.

Смерть чистой и пренепорочной Приснодевы Богородицы была переходом к жизни вечной. Она преставилась от жизни временной к Божественной и непрекращающейся для созерцания в радости Сына Своего и Господа, седящего с воспринятой от Нее и прославленной плотию одесную Бога Отца.

Согласно воле Пресвятой Девы, тело Ее было погребено в Гефсимании.

На третий день, когда и апостол Фома пришел в Гефсиманию и открыли гроб, то пречистого тела Богородицы уже не было в гробнице. Удивлены и опечалены были апостолы, не найдя святого тела Пречистой, – в гробе лежала только плащаница в качестве неложного свидетельства о преставлении Ее.

Церковь всегда веровала, что Богоматерь была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо: «Честнóе тело Пресвятыя Девы тления во гробе не уви΄де; обаче Она с телом прéиде от земли к небеси». «Богоприемное тело, аще и во гробе вселяется, но во гробе пребыти не навы΄че, востает же силою Божественною». Ибо не подобало селению Жизни, говорится в синаксаре празднику, удерживаться смертью и родившей Создателя твари в нерастленном теле быть оставленной на тление в земле со всеми сотворенными.

После успения Богоматери, когда апостолы во время своей трапезы беседовали о необретении тела Богоматери во гробе, они увидели Пресвятую Деву на небесах, «живу, со множеством ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемою». И Она сказала им: «Радуйтесь!» Они невольно вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

У гроба почивших свойственно нам задумываться о жизни, прожитой усопшими, о том, какова она была, как и что человек выполнил в жизни как личность, каковы особенные черты его характера и деятельности. Пресвятая Дева, по словам святого Андрея Критского, – «Царица естества», «Царица всего рода человеческого, Которая выше всего, кроме Единого Бога». Она – честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. «Будучи высшей небес и славнейшей Херувимов, превосходя честью всё творение», Она стала «за превосходную чистоту селением для Вечного Божества», послужила великой тайне Боговоплощения, стала Матерью Жизни, «Источником началожизнен- ного и спасительного для всех Воплощения».

Совершенной святости и непорочности Богоматерь достигла с помощью благодати Божией личным духовным подвигом. К этой святости Пресвятая Дева была предуготована еще до Своего рождения подвигом всей ветхозаветной Церкви в лице предыдущих поколений ветхозаветных праведников, Ее предков – праотцов и отцов, воспоминаемых Церковью пред Рождеством Христовым.

Одно соприкосновение с Пресвятой Девой, духовное общение с Ней, даже просто лицезрение Ее умиляли современников Ее земной жизни. Праведная Елисавета, по Евангелию, исполняется духовной радости. То же, по преданию, переживает святой Игнатий Богоносец, посетивший Богоматерь в доме святого Иоанна Богослова. Святой Дионисий, муж знатный и образованный, в письме к апостолу Павлу пишет, что, когда апостол Иоанн ввел его в жилище Пресвятой Девы, его озарил извне и изнутри дивный Божественный свет такой силы, что сердце и дух его изнемогли и он готов был почтить Ее поклонением, которое прилично Самому Богу.

В Лице Пресвятой Девы христианство имеет дивную красоту девства, совершенства и смиренной премудрости. В Русской Православной Церкви издавна существуют храмы, посвященные Премудрости Божией с греческим именованием Софийских; престольными праздниками в этих храмах являются или день праздника Рождества Богородицы (в Киеве) или Успения Ее (в Новгороде, Москве и Вологде), «понеже Та (то есть Богоматерь) есть Церковь одушевленная Премудрости и Слову Божию, София именуемая».

В церковном сознании утверждена мысль о Богоматери как об идеале обоженного человека. Имя Пресвятой Девы воспевается во всех богослужениях церковных. Праздники Богородичные сравнены с праздниками Господними в богослужебных песнопениях. Последние изображают Ее чертами вышечеловеческими: приснотекущий Источник, напаяющий жаждущих; огненный Столп, показующий всем путь спасения; Неопалимая Купина, всех скорбящих Радость; Матерь рода человеческого; Одигитрия – Путеводительница ко спасению.

Богоматерь проходит вместе с Сыном Своим путь к Голгофе, начинающийся от Вифлеемских яслей и бегства в Египет, и, стоя у Креста Его, приемлет в душу Свою Его Крестные муки. В Ее лице страждет и распинается Матерь рода человеческого. Поэтому и именуется Она в церковных песнопениях Агницей наряду с Агнцем – Христом.

И в день праздника Ее успения преукрашенная Божественною славою священная и славная память Пресвятой Девы Богородицы собирает всех верных к духовному веселию и прославлению Ее Божественного успения, ибо «преставляется от жизни Матерь Жизни, Свеща неприступнаго Света, Спасение верных и Надежда душ наших». Та, чрез Которую мы обожены, проставляется славно в руки Своего Сына и Владыки. Она предала в руки Сына Свою непорочную душу. Поэтому Ее святым успением мир оживотворился и светло празднует со бесплотными и апостолами.

Чтобы раскрыть сущность этого священного события, песнотворцы церковные сопоставляют празднуемое событие успения с рождением Ею Сына Божия, так как оба эти события выходили из границ природы и первое обусловливало второе: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не умерла в земном смысле, а прешла к действительной жизни от жизни земной, неполной.

Велика слава Богоматери на небе по преставлении: «Рая΄ Божественнейшаго сладостнейшая и всего мира видимаго и невидимаго прекраснейшая, Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога, ибо где воссел Христос на небесах, там же ныне и Сия Пречистая Дева, – Она есть и Хранилище и Обладательница богатства Божества» (святой Григорий Палама).

Живя в этом мире, Пречистая Дева Мария была с Богом в небесных обителях, а по отшествии Она не удалилась от общения с нами, не оставила сущих в мире: «Ты жила с людьми, Тебя имела малая часть земли, а с тех пор, как Ты преставилась, весь мир имеет Тебя Умилостивлением» (Андрей Критский).

Духовное значение священной личности Богоматери для нас, земнородных, отмечено особенным молитвенным обращением к Ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Дерзновение такого обращения мы получаем от исторического опыта. Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Ее силы, доказательством Ее могущества и милосердия как Матери Господа нашего и Матери рода христианского: «Радуйся, – взывает Церковь, – с Тобою Господь и Тобою – с нами».

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с древнейших времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он праздновался повсеместно. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа 595 года, праздник Успения Богоматери с этого времени стал общецерковным праздником.

Первоначально праздник совершался в одних местах в январе, в других – в августе. Так, в Римской Церкви в VII в. 18 января праздновали кончину Девы Марии, а 14 августа – взятие на Небо. Не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склоняется ныне Римско-Католическая Церковь, – древняя Римская Церковь верила, что за Ее смертью последовало воскрешение Ее. Празднование Успения в день 15 августа в большинстве Церквей Востока и Запада установилось в VIII-IX вв. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. С IV-V вв. празднование Успения способствовало обличению еретических заблуждений, посягавших на достоинство Богоматери, в частности заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и Ее телесную кончину.

К достойнейшему празднованию Успения Пресвятой Богородицы верующие подготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 до 15 августа. Этот пост в подражание Божией Матери, всю жизнь, и особенно пред Своим Успением, проводившей в посте и молитве, по строгости занимает первое место после Великого поста; запрещается вкушение рыбы; разрешается вареная пища, кроме суббот и воскресений, без масла. Пост пред Успением в августе месяце был уже в V веке, а на Константинопольском Соборе 1166 года было постановлено поститься две недели пред праздником Успения Богородицы и только в праздник Преображения разрешено вкушение рыбы.

Если сам праздник Успения придется в среду или пятницу, разрешение бывает только на рыбу; если в понедельник и другие дни, то мирянам разрешаются мясо, сыр, яйца, монахам – рыба.

В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается отдельная Служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании. Эта Служба погребения Божией Матери в одном из последних греческих изданий (Иерусалим, 1885) носит название «Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии». Она представляет произведение греческих песнопевцев, великого ритора Еммануила в частности. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее – Похвалы΄, или Непорóчны, – представляет искусное подражание великосубботним Похвалам. В XVI веке Служба погребения Богоматери была распространена на Руси.

В синодальный период Служба погребения Богоматери совершалась в немногих местах: в Большом Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Богоявленском монастыре в Костроме и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре она не составляла отдельной службы, а совершалась на всенощном бдении праздника пред полиелеем.

В Гефсиманском скиту при митрополите Московском Филарете Иерусалимское последование совершалось накануне 17 августа. В Троице-Сергиевой Лавре, согласно ее рукописному Уставу 1645 года, чин Погребения Божией Матери в древности совершался на бдении праздника после 6-й песни канона утрени. В Иерусалиме, в Гефсимании, эта Служба совершается патриархом Иерусалимским 14 августа, в канун праздника Успения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время Иерусалимское последование на преставление Пресвятой Богородицы, или Похвалы, получило снова распространение у нас во многих местах в кафедральных и приходских храмах. Служба совершается обычно на второй или третий день праздника Успения.

Какие молитвы читать на успение Богородицы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here