Какие молитвы нужно обязательно читать утром

Самое детальное описание: какие молитвы нужно обязательно читать утром специально для посетителей нашего ресурса.

Многие читатели сайта задают нам вопрос: какие молитвы надобно читать каждый день и обязательно? Предлагаю Вашему вниманию 10 православных молитв.

Дорогие мои, кто бы усомнился в том, что к таким молитвам относится “Отче Наш” и Псалом 90. По три раза подряд. После каждого прочтения, наложите на себя крестное знамение.

Но существуют и современные молитвы, на понятном русском языке. Их я и обнаружил в пожелтевших рукописях. Они защитят Вас от порчи, сглаза и родового проклятия.

Помогут избавиться от тяжкой болезни, найти работу, устроить личную жизнь. В обязательном порядке читайте их ежедневно, зажигая произвольное количество церковных свечей.

Вечером, после работы, оставив на потом все проблемы и хлопоты, уединитесь в запертой комнате. Положите перед собой святой Молитвослов и графин со святою водой.

Вдумчиво прочтите молитву Господню “Отче Наш”. Затем Псалом 90. Сердечно перекреститесь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, очисти меня от греховности, сребролюбия и поникшей духовности. Аминь.

Блаженная Старица, Матрона Московская, исцели меня от болезней гнетущих и недугов проклятущих. Да будет воля твоя. Аминь.

Святитель Николай Чудотворец, пусть каждый день удачу приносит, а душа Иисуса Христа превозносит. Аминь.

Преподобный Серафим Саровский, защити меня от бедности, избавь от зависти и ревности, от злых деяний и скорбных страданий. Да будет воля твоя. Аминь.

Пресвятая Богородица, Дева Мария, помоги моим детям счастье обрести, на нелегком жизненном пути. Чтоб они не хворали, на Христа каждый день уповали. Аминь.

Великомученик и Целитель Пантелеймон, пусть поправятся родители, да раскаются враги и мучители. Всяк молитву читающий, враз исцелится, и с грехами навеки простится. Аминь.

Блаженная Старица, Матрона Московская, ниспошли родителям моим спокойствия, радости, долгих лет жизни и Господней благости. Да будет воля твоя. Аминь.

Святитель Николай Чудотворец, благослови меня на трудолюбие, помоги на работе удержаться, чтобы на паперти не побираться. Аминь.

Преподобный Серафим Саровский, да не преткнусь я, идя по дороге, да не подкосятся усталые ноги. До цели успешно доберусь, к мощам твоим прикоснусь. Аминь.

Великомученик и Целитель Пантелеймон, ниспошли мне чудо поднебесное, чтобы унять страдание телесное. Отведи язвы и струпья ужасные, страшную боль и стенания напрасные. Да будет воля твоя. Аминь.

Все молитвы надо читать в обязательном порядке каждый Божий день. Этого будет достаточно, чтобы отвести от себя скорби, болезни и недуги.

У христиан принято начинать свой день с обращения к Богу. В утренней молитве верующие благодарят Всевышнего за возможность прожить еще один день, просят благословить их на совершение духовного труда, на добрые дела, на служение Богу и людям. Читая молитвы с утра, верующий передает себя и свою судьбу в руки Господа, и тем самым уберегает себя от бед и неурядиц.

Утро и вечер — время общения с дорогими людьми и Создателем. Так же, как наши близкие ждут приветствия с утра и пожелания доброй ночи перед сном, Всевышний ждет наших молитв.

Чтение молитв — одна из незаменимых составляющих духовной жизни, путь к изменению и очищению души. Обращаясь к Богу, мы воспитываем свою душу и идем по пути к Нему.

Святые Отцы говорили, что искренняя молитва — самый тяжелый труд на Земле. Проходит много времени, прежде чем Господь даст благодать от прочтения молитв. Но каждый христианин должен пройти этот нелегкий путь. Общаясь с Богом, человек учится очищать душу от грехов и мысли от зла. Во время молитвы верующие воздают хвалу Творцу, предоставляют свою жизнь Его воле, просят о помощи и защите.

Важно! В христианстве нет понятия «сильной» и «слабой» молитвы. Каждое слово, произнесенное с покаянием и усердием, будет услышано, а любой молитвенный труд — труд во имя Бога.

Миллионы христиан считают 90 псалом сильнейшим оружием против любого зла. К сожалению, многие люди вспоминают о нем лишь в тяжелые времена, когда хотят уберечься от беды или справиться с недугом. Христианин же должен читать этот псалом каждое утро. Начиная день с чтения 90 псалма, человек напоминает себе, что нет ничего невозможного для того, кто уповает на Господа, и никакое зло не приключится с тем, кто избрал Его себе в защитники.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Одной из лучших утренних молитв считается «Молитва Оптинских старцев». Она создает позитивный настрой на выполнение всех важных дел.

Интересно знать! Оптинские старцы — пример истинного служения Богу. Это жители Оптинского монастыря, которые отказались от всех мирских благ, чтобы полностью посвятить себя служению Всевышнему.

Они подсказывали правильный путь тем, кто только решил прийти к вере, и помогали тем, кто оказался в беде. Их молитвы помогают верующим в тяжелые времена, в часы душевной смуты.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Серафим Саровский предложил следующее молитвенное правило на начало дня для мирян, которые по какой-то причине ограничены во времени.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, ибо Ты родила Христа Спаса, Избавителя душ наших.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого/И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, существа с Отцом, через Которого все произошло.Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и произошел мужчиной.Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанием. И вознесся на небеса и сидящего одесную Отца. И вдруг придет со славою судить живых и мертвых, а ного Царствию не будет конца.И в Духа Святого, Господа живо-творящего, от Отца [и Сына] из-ходит, с Отцом и Сыном равно-поклоняемого и сславима, говорил через пророков.В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.Исповедую едино крещение во оставление грехов.Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Бывает, что на грядущий день запланировано важное событие: экзамен, проверка на работе, важная встреча и так далее. Если человек беспокоится о хорошем исходе дня, помимо обычного утреннего правила следует прочитать молитву на начало всякого дела.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Современный ритм жизни диктует свои правила, и утром остается мало времени на полноценное общение с Богом. Для этих случаев существует короткая молитва, которую можно произносить даже находясь в постели.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

После нее читают главную молитву для всех верующих христиан — «Отче наш». Ее знает каждый человек, в сердце которого живет вера в Господа.

На протяжении всего дня душу любого христианина подстерегают искушения. Дабы не поддаться соблазнам и встретить их достойно, с утра верующие обращаются к Богородице, с просьбой охранять их души от лукавых духов.

О, Всемилостливая Владычица! Огради меня от злых бесов, искушающих мя, и от лукавых человек, и дай мне понять их лукавость. Аминь.

С просьбой о напутствии и защите можно с утра обратиться и к Ангелу-хранителю.

Ангеле Божий, Хранителю мой святый! На соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю Тя: Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи.

Следует не забывать в течение дня обращаться к Господу со словами: «Господи, помилуй», «Боже, благослови», «Слава Тебе, Боже».

В христианстве нет строгих правил, которые бы регламентировали общение с Богом. Молиться мы учимся сами всю жизнь. Читая церковные тексты, составленные святыми, мы постепенно учимся молитвенному делу.

Обращаться к Богу своими словами не запрещено, но молиться исключительно по-своему опасно, ведь человеку нужен правильный духовный ориентир. Когда христианин подходит к действию осознанно, вкладывает в молитвы свою душу, любая молитва будет правильной.

  • Приступать к молитве нужно со свежей головой и ясным умом. Суетные мысли, большие и маленькие проблемы, ежедневные заботы отвлекают человека от общения с Богом. Душа христианина чувствует Божью милость тогда, когда очищается от суетных мыслей и полностью погружается в молитву.
  • Перед обращением к Богу необходимо совершить крестное знамение. Небрежное крестное знамение вызывает радость у бесов. Если же человек крестится с благоговением, его сердце наполняется Божьей благодатью.
  • Если человек занимается тяжелым физическим трудом и сильно устает, он может обращаться к Творцу сидя. Сидя молиться могут также пожилые и больные люди. Остальным же рекомендуется взывать к Богу стоя.

Чтобы молиться правильно, нужно относиться к процессу с должным вниманием. Следует ежедневно совершать над собой это усилие, помня, что вся христианская жизнь — это усилие, угодное Богу. Только совершающие его могут войти в Царствие Небесное.

  • Нельзя пропускать ежедневное молитвенное правило.
  • Нельзя забывать о том, что длительность молитвы должна быть посильной.
  • Нельзя проговаривать тексты молитв неблагоговейно, без внимания и покаянного настроя.
  • Следует помнить, что главная ошибка — отсутствие молитвы вообще.

Молитва — своего рода духовная гигиена, в ней нуждается каждый верующий. Она очищает душу христианина, учит его благодарности, смирению и покаянию. Утренняя молитва защищает христианина от грехов, соблазнов и искушений, ограждает от любого зла.

Православный верующий отличается от мирских людей тем, что в повседневной жизни соблюдает заповеди Божьи и пребывает в молитве. Молитвенное правило для начинающих — чтение определенных воззваний к Всевышнему и святым для приобретения более близкого познания Творца.

Христиане со стажем знают их наизусть, но у каждого православного человека должен быть «Молитвослов», наполненный текстами воззваний не только утренними и вечерними, но и на все случаи жизни.

Молитвенное правило — это перечень молитв. Для утра и вечера существует общий порядок священного чтения. В каждом индивидуальном случае духовный наставник корректирует молитвенное право, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста.

Часто начинающие верующие бунтуют против чтения текстов, написанных святыми на трудночитаемом языке. Молитвослов написан на основе воззваний к Господу людей, которые совершили подвиг веры, прожили в чистоте и поклонении Иисусу Христу и были водимы Духом Святым.

Первый образец, ставший неотъемлемой частью молитвенного правила утренних и вечерних молитв, дал Своим последователям Сам Спаситель. «Отче наш» — основное воззвание, которым православные верующие начинают и заканчивают день. Ежедневное чтение молитвослова становится привычкой, наполняющей душу Божьей мудростью.

О важных церковных молитвах:

Церковь предлагает молитвенное правило для начинающих, чтобы младенческая в христианстве душа возрастала в действиях, угодных Творцу.

Ежедневный разговор с Создателем — это живое общение, а не пустой звук. Дерзновение общения со всемогущим Богом предусматривает разговор правильными словами, в которых нет пустоты.

Важно! Обращаясь к Всевышнему, православные тогда наполняются Божьим ведением и Его покровом, когда оставляют суету и полностью погружаются в молитву.

Молитвенное общение всех православных христиан совершается стоя, только престарелые и больные люди могут сидеть. Во время чтения молитвослова в признание своей греховности и несовершенства, показывая смирение, люди кланяются, кто до пояса, а другие совершают земные поклоны.

Некоторые православные совершают молитвенное общение, стоя на коленях. Святые апостолы выступали против такого поклонения, объясняя это тем, что только рабы встают на колени, детям этого делать не нужно. (Гал. 4:7) Однако, совершив какой-то грех, не воспрещается стоять в покорности на коленях, вымаливая прощение.

Начинающие верующие порой не умеют правильно совершать крестное знамение. Пальцы правой руки следует сложить следующим образом:

  • мизинец и безымянный палец прижать к ладони, они означают, что Иисус был Богом и человеком одновременно;
  • большой, указательный и средний пальцы сложить воедино, троеперстно, как символ единства Отца, Сына и Святого Духа.

Рисуя в воздухе крест, сложенными пальцами касаются середины лба, затем опускают руку чуть ниже пупка, переходят к правому, а затем левому плечу, только после это совершают поклон.

Небрежное отношение к крестному знамению, по словам Иоанна Златоуста, вызывает радость только у бесов. Крестное знамение, совершенное с верой в благоговении, наполнено Божьей благодатью и является устрашающей силой для бесовских нападок.

Перед чтением духовных текстов следует постараться освободиться от суетных мыслей, это порой непросто, поэтому попробуйте представить великую жертву Христа и свое присутствие перед Ним в этот мир.

Никогда не совершайте своих молитв «для галочки», в духовном мире они будут пустым звуком. Вникайте в каждое слово воззвания к Спасителю, наполняясь Его благодатью и любовью.

Многих начинающих православных интересует вопрос, если молитва является свободным обращением к Творцу, то зачем ее подгонять под закон.

Саратовский игумен Пахомий на такое обращение уточняет, что нельзя путать свободу и вседозволенность. Свобода верующих состоит в дерзновении пребывания перед престолом Всевышнего, чего не могут позволить себе грешники и некрещеным. Вседозволенность возвращает верующего к прежней жизни, и вернуться под благодать воззваний к Спасителю потом намного труднее.

В духовном мире нет единого мнения относительно длительности и порядка моления перед Всевышним. Одни люди пребывают в благоговейном поклонении часами, а другие не могут выдержать и получаса.

Выработать в себе привычку ежедневно общаться с Творцом поможет регулярное, постоянное времяпровождение в чтении молитв, пусть это будет 15 минут и вечером.

Для начала следует приобрести «Молитвослов» и читать его. Порой православный человек понимает, что чтение по обязанности превращается в пустую привычку, если это случилось, то можно перейти, как это сделал святитель Феофан Затворник, к чтению псалмов и писаний из Библии.

Главное, ежедневно наполняться поклонением Творцу, входить в Его присутствие, чувствовать Его покровительство в течение дня. Евангелист Матфей писал, что для завоевания Царства Божьего нужно приложить силу. (Матф.11:12)

Для православных верующих существует три молитвенных перечня.

  1. Полное молитвенное правило рассчитано на духовно стойких верующих, в число которых входят монахи, духовенство.
  2. Молитвенное правило для всех мирян состоит из перечня молитв, читаемых утром и вечером, перечень их можно найти в «Молитвослове»:
  • утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
  • вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Серафим Саровский предложил еще одно краткое молитвенное правило для тех мирян, которые по каким-то причинам ограничены во времени или находятся в непредсказуемых обстоятельствах.

Оно состоит из чтения трижды каждой молитвы:

Особое внимание чтению духовных воззваний к Всевышнему Творцу и Спасителю следует уделять в период говения, перед принятием Таинства причастия и в час тяжелых жизненных испытаний.

Совет! Милость Божья сопутствует тем, кто начал общение с Богом утром, до завтрака, а закончил чтением духовных текстов перед ужином.

Для начинающего православного верующего желательно приобрести «Молитвослов» на современном русском языке, чтобы читая написанное, вникать в каждое слово, наполняясь его силой и благодатью, получать наставление и поддержку.

Это совет Никодима Святогорца, который указывает на важность понимания каждого слова читаемого текста. Со временем многие тексты откладываются в памяти и читаются наизусть.

Перед чтением «Молитвослова» следует попросить Духа Святого показать, есть ли в сердце остатки обиды, горечи или раздражения. Мысленно простить всех обидчиков и попросить прощения у тех, с кем поступили несправедливо, так молятся православные.

По словам Тихона Задонского следует оставить всякий негативизм, ибо, как писал Григорий Нисский, Творец — Добрый, Праведный, Терпеливый, Человеколюбец, Добросердечный, Милующий, цель молитвенного правила преобразиться в образ Творца, приобрести все качества для человеколюбия.

Иисус Христос учил для общения с Ним уходить в свою молитвенную комнату, закрывши двери от окружающего мира. В каждой православной семье имеется уголок с иконами, правда, все реже там можно встретить лампадку.

Перед началом поклонения Богу следует зажечь свечу, желательно ее приобрести в храме. В семье, а это прообраз церкви, имеются свои правила, кто молится в уединении, а некоторые предпочитают делать это сообща, ведь много может усиленная молитва праведника. ( Иак. 5:16)

Феофан Затворник, проводивший много времени в поклонении Богу, пишет, что не надо спешить, приступая к молитвам. Совершив наложение крестного знамения, сделав поклоны, следует некоторое мгновение помолчать, входя в состояние поклонения и благоговения перед Богом. Каждое слово молитвы должно исходить из сердца, его надо не только понять, но и прочувствовать.

  • воздайте хвалу Творцу, Сущему на Небесах;
  • предоставьте под Его волю свою жизнь;
  • по-настоящему простите долги, проступки других людей, ибо это есть обязательные условия для прощения Богом каждого из православных;
  • попросите Его о милости в решении всех материальных проблем словами «хлеб насущный дай нам на сей день»;
  • провозгласите силу Божью в своей жизни и Его покров над вами и вашей семьей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если во время чтения «Молитвослова» на сердце появилось желание попросить Бога о какой-то нужде, не откладывайте его на потом, а сразу приносите перед молитвенным престолом Всевышнего.

Господь учит Своих детей быть постоянными и упорными в молитве на примере бедной вдовы (Луки 18:2-6), никакое прошение не останется у Него без ответа. Очень важно во время общения со Спасителем отбросить всю спешку, только в осмысленном воззвании можно достучаться до Бога.

По совету владыки Антония, чтобы не отвлекаться на время при ограничении в нем, следует завести часы, чтобы в нужный момент прозвенел звонок. Неважно, сколько времени длится молитвенное правило и сколько молитв прочитано, главное, что они полностью посвящены Богу.

Святитель Игнатий называет регулярные молитвы для грешников тяжелым трудом, праведники от общения со святыми и Троицей испытывают наслаждение.

Если мысли «убегают», не надо спешить, следует вернуться туда, где началось рассеянное чтение духовного воззвания и начать все сначала. Поможет сосредоточиться на читаемом тексте проговаривание всех воззваний вслух. Недаром говорят, что молитвы, прочитанные молча, слышит Бог, а проговоренные вслух — и бесы.

Силуан Афонский отмечал, что Бог не слышит слов сказанных при пустых мыслях и мирских делах.

Молитвенный дух укрепляет от регулярности, как тело спортсмена от тренировок. Закончив молитвословие, не надо сразу «набрасываться» на мирские суетные дела, подарите себе еще несколько минут пребывания в Божьей благодати.

Однажды посвятив свою жизнь Господу, православные люди находятся под Его покровом всю свою жизнь.

В течение всего суетного дня не следует забывать призывать милость Отца словами «Благослови, Боже!», пройдя в испытании, получив награду или благословение, сделав успешно дело, не забудьте отдать всю славу Творцу словами «Слава тебе, Бог мой!» Попадая в переделки, при болезни и опасности, вскричи: «Спаси меня, Бог!» и Он услышит. Нельзя забывать и о благодарении Господа за все, что ниспослано свыше.

Перед приемом еды не следует забывать поблагодарить Творца за дарованную пищу, попросить Его благословение на принятие ее.

Постоянно пребывая в молитвословии, обретя привычку в любую секунду взывать, благодарить, просить, каяться перед Богом всем сердцем, а не пустыми словами, православный человек становится богомыслящим. Богомыслие помогает понять благость Творца, существование Небесного Царства и приближает православных к Богу.

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?

Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Священники говорят — православный христианин должен молиться утром и вечером. В церковных лавках продаются молитвословы, в которых есть утренние и вечерние правила — большие и не всегда понятные. Какие на самом деле молитвы надо читать утром и вечером? Можно ли молиться утром или перед сном своими словами?

В тексте про молитву мы писали: молитва это не просто текст, который надо прочесть — иначе для святости было бы достаточно много читать. Молитва — это движение души, ее соприкосновение с Вечностью — Той, что незримо присутствует внутри человека и вокруг него.

Человек проснулся утром, и его первая мысль — слава Тебе, Господи, я живой. Это движение души и тоже молитва. Она — прообраз утреннего молитвенного правила.

Общение с Богом — это настолько широкое и всеобъемлющее понятие, что текст — лишь оболочка и, действительно, не всегда обязательная. Например, некоторые монахи вне служб молятся только одной-единственной молитвой — «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». В ней — вся суть, весь корень человеческой жизни, и все остальное в жизни человека — его просьбы и нужды — лишь «жизненные наслоения», для монаха совершенно не принципиальные. Для них сама жизнь — это молитва.

Но мы не монахи (да и не все монахи умеют так жить). И Церковью за две тысячи лет были собраны тексты молитв и целые молитвенные правила — как помощник нам. Например — молитвы утренние и молитвы на сон грядущим, которые мы видим в каждом молитвослове. Считается, они наиболее полно соответствуют тем порывам души и духовным «задачам», которые стоят перед человеком, проводящим день вне монастыря, на мирской суетливой работе и в бытовых заботах.

Слово «обязательно» не совсем точное. Святые учили, что на определенном этапе духовного пути и на определенном этапе познания себя молитва и богообщение становятся для души необходимостью — ее «убежищем», поддержкой и вдохновением, которое она обретает в соприкосновении со Святым Духом.

Человек не совершил утреннего правила — и нет в нем опоры.

Человек не прочитал молитвы на сон грядущим — и опоры еще меньше.

Может быть, правильно сказать, что молиться не «обязательно», а «нужно». Как спортсмен, который каждый день делает зарядку и ведет здоровый образ жизни — ему это нужно. Или писатель, который старается каждый день писать хотя бы несколько страниц — и ему это тоже «нужно».

Человеку, который опирается в своей жизни на ценности Любви, Вечности, ответственности перед Богом и радости в пребывании со Христом — молиться тоже нужно. И в какой-то момент духовного пути это становится настолько нужно, что ничего иного и не сможет сказать он, кроме как то, что молиться и вечером, конечно же, обязательно.

Но как прийти к пониманию, что вечерние и утренние молитвы это не обязанность, а «жизнь»? Как достичь такой меры понимания вещей?

Святые и священники опять же говорят: все приходит со временем и у каждого по-разному. Кто-то сначала заставляет себя через силу и именно упорством прокладывает себе путь к живой молитвенной жизни: молитва в какой-то момент сама к нему приходит и становится для него в хорошем смысле привычкой. Кто-то молится каждый день, потому что в какой-то момент жизни именно молитва поддержала его. Память об этом помогает ему поддерживать это правило, и само правило для него уже не правило, а образ жизни. Кто-то вдохновляется примерами рядом…

Не только миряне, но и все без исключения монахи проходят период, когда тело и ум глухи к молитве. Один из самых почитаемых святых XX века Силуан Афонский переживал подобную богооставленность десять с лишним лет, и только потом благодать пришла к нему — да с такой силой, какую многие не сподобляются получить и за жизнь. Мы писали об это святом. Почитайте. Его история очень вдохновляет!

Сами по себе молитвы были написаны сотни и сотни лет назад различным святыми. Например, в утренние и вечерние правила входят тексты молитв Иоанна Златоустого и Макария Великого. Молитву «Отче наш» и вовсе заповедал нам Христос во время одной из своих проповедей. В молитвенные правила также включен «Символ веры», который был составлен в первые века христианства, а также— псалом из Ветхого завета.

А вот сам состав и порядок утренних и вечерних правил, который мы видим в молитвослове, сложился недавно — возможно, только в XVIII веке. А массово употребимым и «обязательным» стал и вовсе в конце XIX и затем в XX веке — сначала благодаря самому факту распространения печатных книг на Руси, а затем благодаря однотипным стандартным молитвословам, которые, как могла, печатала в советское время патриархия.

Молитвослов на церковнославянском языке. Дореволюционное издание. Страница с началом утренних молитв.

То есть эти молитвенные последования сравнительно «молодые». А до этого обычные миряне читали Полунощницу и Малое повечерие — короткие службы, которые совершаются (или правильнее сказать читыаются) ежедневно в монастырях. Они — относительный прообраз утренних и вечерних молитв в молитвослове.

Зачем в таком случае были составлены утренние и вечерние молитвы? По-видимому, предстоятели Церкви сочли, что монастырские службы, — если они вырваны из общего суточного круга служб и вообще из монастырского «контекста», — не отражают всех нужд души, которые есть у мирянина.

Скорее всего, так оно и есть.

Священники благословляют читать Малое повечерие в периоды, когда молитвы на сон грядущим из молитвослова не оставляют в душе никакого отклика. Ведь тексты молитв — не правило ради правила, а помощник человеку и поддержка. Возможно, также можно поступать и с полунощницей.

Но в любом случае, это лучше делать с благословения духовника, потому что никакие правила или устои в Церкви не возникли просто так. Человеку не обязательно быть монахом или святым, чтобы отказаться от каких-то традиций, но важно как минимум иметь соответствующую внутреннюю устроенность. Оценить ее самостоятельно человек чаще всего не может. А вот священник (или лучше священник-духовник) — вполне.

Святые и священники приветствуют молитвы своими словами — поскольку это показывает, что в человеке духовная жизнь происходит живая, а не только «книжная». Однако по поводу утренних и вечерних молитв высказываются весьма однозначно — заменять их полностью «своими словами» неправильно. Максимум — дополнять.

По двум взаимосвязанным причинам.

Первая — важность того, что есть правило. Наличие установленных правил — одна из самых важных сторон, которые присутствует в духовной жизни человека. Правило — «правит» и исправляет человека.

Во-вторых — продолжительность молитвы. Практика показывает, что когда говорят о «молитве своими словами», то чаще всего сводется всё к коротким полутора-, двухминутным обращениям к Богу. Никто не говорит, что нужно молиться по часу в день, но и две, и даже пять минут «правилом» никак не назовешь…

И потом: все молитвы, которые собраны в молитвословах — это не просто сухие тексты, а живые молитвы, которые сами святые когда-то произносили «своими словами». И их слова очень часто гораздо глубже и «правильнее» для души чем самые искренние наши собственные слова.

Идеально так: человек читает утренние молитвы сразу после сна, а вечерние — прямо перед сном. Это было бы прямым олицетворением идеи: «первая мысль за день — о Боге, и последняя тоже».

Но у нас есть семьи, где не все верующие и нельзя уединиться, у нас есть обстоятельства. Поэтому иногда, например, можно видеть людей, которые читают молитвы в транспорте по пути на работу или по пути с нее. Некоторые духовники вообще рекомендуют своим чадам не откладывать молитву на совсем перед сном: лучше помолиться пораньше, когда есть силы и свежая голова, а не после всех семейных забот и получаса сидения в смартфоне и за телевизором, от которых в голове не остается вообще никаких духовных сил.

В конечном итоге — во сколько именно читаются утренние и вечерние правила — это не критичный вопрос. Важно, чтобы правило было, и желательно, чтобы сама мысль человека перед сном, и сразу после него была бы не о мелочи жизни, а о Вечности — перед которой все мы стоим, и перед которой рано или поздно окажемся. И сама эта мысль о Вечности, проживаемая человеком глубоко, способна преобразить его ум и открыть путь к глубокой, непрестанной и исцеляющей молитве — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Видео (кликните для воспроизведения).

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Какие молитвы нужно обязательно читать утром
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here