Православные праздники
Обычаи и традиции русского народа тесно связаны с календарем и церковными праздниками. Известная русская пословица гласит: «Кому Бог день, тому и праздник». Действительно, календарь православных праздников полон памятных и важных дней.


В старообрядческих церквях каждый день — это память святого, прославленного Церковью. Все церковные праздники отмечают священные и духовные торжества. Многие церковные праздники посвящены особым событиям, воспоминаниям о библейской истории, явлению чудесных образов и святым Ветхого и Нового Заветов.
Какие бывают православные праздники
На все праздники церковный Устав предписывает особые богослужения, обычно завершающиеся Божественной литургией. Церковное правило (Типикон) определяет классификацию всех праздников по степени торжественности богослужения. Это определяется особыми пунктами праздников в Месяцеслове. Первое свидетельство о такой практике было дано монахом Никоном Черниговским в конце 11 века. Описана трехуровневая система отпусков — основные, средние и второстепенные. По важности вспоминаемых Церковью событий выделяют прежде всего Пасху — самый главный праздник, Пасху называют праздником праздников и торжеством торжеств. Далее следует Высокий праздник (включая 12 Великих и Продленных праздников), затем Средний праздник и Малый праздник. Праздник Воскресения Христова также отмечается каждое воскресенье (неделю).
Двадцатый и главный праздник символизируется красным крестом в круге, средний праздник — красным крестом без круга, а малый праздник — тремя точками в полукруге. В конце 19 века появилась новая система церковных символов. В XIX веке появилась новая система символов праздничных оскритиков, отраженная, например, в широко используемом сегодня «Ключе к церковному уставу» Н. С. Сильникова, а также в других изданиях и рукописях антикваров. Унитарианец.
Все церковные праздники делятся на два годовых цикла: неподвижные (малые) и подвижные (триодные). Праздники с фиксированным циклом определяются строго только днем месяца (с изменениями, необходимыми для юлианских дат, связанных с современным политическим календарем: n — 13 дней). Праздники подвижного цикла определяются только днем недели, так как они строго соотнесены с датой Пасхи, которая является точкой отсчета всего подвижного годового цикла. Пасхальные и полуденные праздники (и некоторые другие) включают в себя предпасхальные, постпасхальные и отпевания.
Праздники делятся на Праздник Господа (в честь Спасителя), Праздник Живой Богини и Праздник Святых (и Собор Святых). Термин «святые» относится как к людям (святым Божьим), так и к ангелам. В зависимости от времени проведения праздник делится на подвижный (временный) и неподвижный. В зависимости от места празднования они делятся на общие и местные, которые официально и одинаково отмечаются во всех церквях. К последним относятся так называемые церковные праздники и праздники в честь местночтимых икон и святых. Праздник каждой церкви (по имени которой она названа) с литургической точки зрения считается таким же, как и Великий праздник. Такая же степень торжественности может быть присуща «местным уважаемым» праздникам.
Пополнение православного календаря — это длительный и непрерывный процесс. Это связано с тем, что в старой вере канонизация и почитание новых святых происходят регулярно.


Список православных праздников и даты
Ниже приведен список наиболее почитаемых православных праздников с датами по новому стилю .
Пасха и 12 основных праздников :
-
— Праздник Пасхи — — 21 сентября — — 27 сентября — — 4 декабря — — 7 января — — 19 января — — 15 февраля — — 7 апреля — — Ближайшее воскресенье перед Пасхой, праздник Пасхи — — 40 дней после Пасхи, всегда четверг, переходящий праздник — (Пятидесятница) — 50 дней после Пасхи, всегда воскресенье, переходящий праздник — — Август 19 — — 28 августа.
Основные праздники :
-
— 9 октября и 21 мая; — 7 июля; — 12 июля; — 11 сентября.
Средние праздники :
-
— 14 сентября — — 17 сентября — — 8 октября — — 14 октября — — 4 ноября — — 6 ноября — — 8 ноября — — 21 ноября — — 26 ноября — — 10 декабря — — 19 января и 22 мая — — 8 января — — 14 января — — 14 января — — 20 января — — 7 февраля — — 12 февраля — 9 марта (8 марта в високосные годы) — — 22 марта — — 27 марта — — 29 августа — Вторая неделя Великого поста «по уставу Успенского собора Московского Кремля». — Суббота пятой недели Великого поста — — подвижный праздник в день перед Вербным воскресеньем, за 8 дней до Пасхи — 6 мая — — подвижный праздник в среду через три с половиной недели после Пасхи — — 40 дней после подвижного праздника Пасхи, день перед Вознесением — — 3 июня, 6 июля, 8 сентября — — 7 июня — — 9 июля — — 23 июля — — 2 августа — — 10 августа — 14 августа — — 21 августа — — 1 сентября.
Маленькие праздники:.
- Преподобный Александр Свирский.
- Святой Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский.
- Святые Феодор, Давид и Константин Ярославские.
- Святые Иоаким и Анна.
- Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София
- Святая Анна Качинская
- Святые мученики Киприан и Иустина
- Святые чудотворцы и самоотверженные мученики Козьма и Дамиан
- Преподобный Валаам Хутинский
- Аве Максим, святой юродивый за Христа
- Святой благоверный князь Александр Невский
- Святая великомученица Екатерина
- Варвара Великомученица
- Святая София Суздальская
- Святая мученица Татьяна Римская
- Пастор Максим из Греции
- Преподобный Никита Стилитов
- Преподобный Пафнутий Боровский
- Старец Димитрий Прилуцкий
- Князь Даниил Московский
- Преподобный Феодосий Печерский
- Уважаемый Нил Сольский
- Преподобный Епрошин Полоцкий
- Преподобный Леонтий Ростовский
- Преподобный Никита, епископ Новгородский
- Преподобный Дионисий Грушицкий
- Кирилл Старший из Белозерска
- Преподобный Паисий Великий
- Святые Петр и Феврония
- Святая Ольга Богородица
- Преподобный Стефан Махлишский
- Святой князь Владимир
- Святые князья Борис и Глеб
- Блаженный Василий Московский
- Сабатий Зосима и Соловецкий
- Блаженный Лаврентий Калужский
Праздники церковные и праздники государственные
Несмотря на свою популярную в народе «публичность», религиозные праздники, уходящие корнями в далекое прошлое, остаются особенностью частных праздников, оставляя в душе чувство интимной радости, совершенно несовместимое с публичными политическими праздниками. В России до 1925 года Пасха и все 12 основных праздников, которые по сути являются православными, были государственными и политическими праздниками. Сегодня, когда в нашем государстве было провозглашено религиозное равенство и независимость от государства, только Рождество объявлено праздником и отмечается как государственный праздник. Конечно, это не делает Рождество главным православным праздником (кстати, Рождество — для всех неправославных христиан). Праздником для старых православных верующих была и остается Пасха — славное воскресение Христа. А в России, например, Пасха празднуется больше, чем любой другой праздник. Согласно традиции, он никогда не был государственным праздником, так как всегда отмечался в воскресенье.
В 2005 году 4 ноября был объявлен российским праздником — Днем народного единства. В этот день православная церковь празднует явление иконы Казанской Богородицы. По преданию, именно благодаря заступничеству Казанской Богородицы ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержало победу над поляками в 1612 году; в 1649 году по указу царя Алексея церковный праздник иконы Казанской Богородицы Михайлович был придан государственному значению Он приобрел статус праздника. Он отмечался в течение 300 лет до 1917 года. С распадом Советского Союза традиция празднования освобождения Москвы прекратилась, но была возрождена чуть более десяти лет назад.
Я думаю, что сохранение традиции празднования древних религиозных праздников помогает нам понять, что мы являемся частью народа и частью великой культуры. Это заставляет нас задуматься о вечных ценностях. В молодости мы склонны считать их недостойными нашего внимания, но с возрастом нас неизбежно тянет к ним. Это помогает противостоять грязному потоку, вливаемому в души людей, особенно молодежи, телевидением и другими средствами массовой информации.
