Какую молитву поют в конце службы

Самое детальное описание: какую молитву поют в конце службы специально для посетителей нашего ресурса.

какие молитвы поют на службе в церкви

молитвы которые поют на службе

какую молитву поют все прихожане на службе

Пасхальное богослужение начинается с пения пасхальной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе..», ее сначала поют только священники, а потом хор, может подпевать и народ:

Также во время праздничной пасхальной службы часто все вместе поют тропарь Пасхи:

Пасхальные часы, которые поют перед литургией вместо 1, 3 и 6 часа тоже часто поет народ вместе с хором, текст песнопений по ссылке.

Ходила в церковь на службу и чувствовала себы просто неловко, когда все молились вслух хором, а я даже не знала слов. Знаю только «Отче наш. » и «Богородица Дева. » Кто знает — помогите, пожалуйста!

В православных храмах можно петь очень много молитв (но поскольку народ их зачастую не знает, то поют в основном Символ веры, «Отче наш», «Достойно есть» — последнее в честь Пресвятой Богородицы).

Символ веры должен знать наизусть каждый христианин. Если бы Вы выполняли то, что положено делать всем православным людям (то есть, молились бы прилежно ежедневно — утром и вечером), то уже знали бы Символ веры наизусть, поскольку он помещен среди утренних молитв в православном молитвослове.

Так что, обзаведитесь такой вот прекрасной книгой (вышеназванным сборником молитв) — и побыстрее исправляйте положение: учитесь молиться по нему ежедневно. Можете на первых порах петь Символ веры прямо по молитвослову во время службы (в этом нет ничего зазорного!) — так будет даже легче его запомнить. И молитва «Достойно есть» тоже имеется в этой книге. Она короткая, запомнить её совсем просто!

Если Вы были на службе утром, вернее всего была Литургия, а значит пели Символ веры.

И, хотя часто Символ веры называют молитва Верую, по большому счету, Символ веры — не молитва,

а исповедание основ своей веры.

То есть, православный христианин на вопрос «во что ты веришь»,

должен ответить именно текстом Символа веры:

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием
  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю Воскресения мертвых
  12. И жизни Будущаго Века. Аминь.

Если же Вы были на вечернем субботнем богослужении, то вернее всего, все пели

«Воскресение Христово видевше. «:

Воскресение Христово видевше, Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняимся, Христе, и Святое воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его; распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

:

Еще часто, например перед молебном, всем миром поют «Царю небесный»:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде сый и вся исполняяй,

Сокровище благих и жизни Подателю,

прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,

По обычнем начале глаголем:

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

Псаломщик глаголет кротким и равным гласом с тихостию, и со всяким вниманием и со страхом Божиим во услышание всем: Аминь.

Царю Небесныи, Утешителю, Душе Истинныи, Иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша.

Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды, и поклоны три).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святыи, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твоеда приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлеб наш насущныи даждь Нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

Господи помилуй, 12. Слава, и ныне.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Таже, псалом 103

По конце псалма рцы стих: Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси.

Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (три и поклоны три).

Господи помилуй 12, Слава, и ныне. Кафисма рядовая.

Егда же бывает малая вечерня, и по псалме глаголем: Слава, и ныне. Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Таже псалом 140

Господи возвах к Тебе, услыши мя. Воньми глас молитвы моея, егда воззову к Тебе. Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею: жертва вечерняя. Положи Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. С человеки творящими беззаконие, и не счетаюся со избранными их. Покажет мя праведник милостию, и обличит мя. Елей же грешнаго, да не намастит главы моея. Яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их. Услышатся глаголи мои, яко возмогоша, яко толща земли проседеся на земли, разсыпашася кости их при аде. Яко к Тебе Господи, Господи очи мои, на Тя уповах, не отъими душу мою. Сохрани мя от сети юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Впадутся во мрежу свою грешницы, един есмь аз дондеже преиду.

Гласом моим ко Господу возвах, гласом моим ко Господу помолюся. Пролию пред Ним молитву мою, и печаль мою пред ним возвещу. Внегда исчезает дух мой, и Ты позна стези мои. На пути сем, по нему же хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и небе знаяи мене. Погибе бегство от мене, и несть взыскаяи душу мою. Возвах к Тебе Господи, рек: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Воньми молитву мою, яко смирихся зело. Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.

Из глубины возвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой. Будете уши Твои, внемлюще глас молитвы моея. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит, яко от Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. От стражи утрения до нощи, от стражи утрения, да уповает Израиль на Господа. Яко от Господа милость, и много от Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его.

Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во веки.

Таже, стихеры настоянного дня по уставу. Посем, сей стих, творение святаго священномученика Анфиногена.

Свете тихии, святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Исуса Христа, Сына Божия, пришедшаго на запад солнцу, видевше свет вечернии, поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена, пет быти гласы преподобными, Сыне Божии, живот даяи всему мiру: его же ради весь мiр славит Тя.

Таже, прокимны дневныя. В субботу вечер прокимен: Господь воцарися, в лепотуся облече.

Стих первыи. Облечеся Господь в силу, и препоясася.

Стих вторыи. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Стих третии. Дому Твоему подобает, святыни Господи в долготу днии.

В неделю вечер: Се ныне благословите Господа вси раби Господни.

Стих. Стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник вечер: Господь услышит мя, егда взову к Нему.

Стих. Внегда возвах, услыша мя Боже правды моея.

Во вторник вечер: Милость Твоя Господи, поженет мя, во вся дни живота моего.

Стих. Господь пасет мя, и ничто же мя лишит.

В среду вечер: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

Стих. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверток вечер: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

Стих. Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя.

В пяток вечер: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.

Стих. Изми мя от враг моих Боже, и от востающих на мя избави мя.

Егда же несть тропаря святому, тогда поем Аллилуию, на глас 6. Стихи же глаголем сия:

В понедельник вечер: Господи, не яростию Твоею обличи мене, ни гневом Твоим покажеши мене.

Во вторник и в четверток вечер: Возносите Господа Бога нашего, и кланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

В среду вечер: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Аще ли суббота за упокой, поем: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, на глас 8.

Стих. Блажени яже избра и прият я Господь.

Стих. Память их от рода в род.

Стих. Душа их во благих водворятся.

И еще стих. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

По прокимне, или по ектении, или по аллилуии псаломшик глаголет: Сподоби Господи, в вечер сей, без греха сохранитися нам (поклон). Благословен еси Господи Боже отец наших (поклон), и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь (поклон). Буди Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим; благословен еси Владыко, вразуми нас оправданием Твоим; благословен еси Святыи, просвети нас оправданием Твоим. Господи, милость Твои во веки, и дела руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение. Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Таже ектения. И на стиховне стихеры, по уставу.

Таже, молитва святаго Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля.

Таже, Трисвятое, и по Отче наш…

Тропарь по уставу. Посем ектения. И отпуст.

Аще ли есть пост, или егда поем Аллилуиа, глаголем тропари сия, глас 4.

Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (поклон земной).

Слава: Крестителю Христов, тебе молимся: всех нас помяни, да избавимся от беззаконии наших. Тебе бо дана бысть благодать, молитися за мы (поклон земной).

И ныне: Молите за ны святии апостоли, пророцы, и мученицы, и вси святии, да избавимся от бед и скорбей, вас бо теплыя предстатели ко Спасу вси стяжахом (поклон земной).

Таже, Богородичен: Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех. Но от бед избави нас, едина Чистая и Благословеная (без поклона).

Господи помилуй 40, кротким и тихим гласом. Господи благослови.

Небесныи Царю, державу нашу укрепи, веру утверди, языки укроти, мiр умири, и святыи храм сей добре сохрани, и прежде отшедшия, отцы и братию нашу, в кровех с праведными учини. И нас в православней вере и в покаянии Господи, приими и помилуй, яко Благ и Человеколюбец.

Таже, Господи помилуй, трижды.

Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон земной).

Именем Господним благослови, отче.

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

И глаголем молитву святаго Ефрема Сирина, творя поклоны земные.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, отжени от мене (поклон великий).

Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему (поклон великий).

Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (поклон великий).

И прочих поклонов 12, глаголюще в себе: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды с поклоны); Боже, милостив буди мне грешному (поклон). Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон). Создавыи мя Господи, помилуй (поклон). Без числа согреших Господи, прости мя (поклон). И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю выше писаную: Господи и Владыко животу моему (поклон великий един).

И по сем, Трисвятое, и по Отче наш… Господи помилуй 12. Слава, и ныне. Господи помилуй (дважды), Господи благослови. И отпуст седмичный.

Господи помилуй (трижды). Исходные поклоны.

Если это православная церковь, то там на счет этого есть достаточно императивные требования к поведению верующих. Ведь поют только те кто в хоре, причем им за это платят деньги, а те кто являются прихожанами, просто стоят на них смотрят и слушают.

Ну а в протестантской церкви (любого ответвления), там хоть тоже есть хор, но поют при этом все прихожане.

Я думаю, что подпевать в церкви во время молитвы, когда поет хор, не стоит. Иногда людям кажется, что они хорошо поют, а на самом деле это не так, режет слух непопадание в ноты или чрезмерное старание или искажение слов такими подпевальщиками. Если вам действительно уж хочется подпевать, обратитесь после службы к регенту, пусть вас послушают, может быть, вас именно и не хватало в хоре. Для общего пения существует специальные молитвы, когда все прихожане поют хором. Вот тогда пойте вместе со всеми. А так, желание подпевать можно отнести к желанию выделиться из общей толпы, показать себя — вот мол, как я хорошо пою или вот какой я хороший прихожанин — потакать такому желанию- это тешить свою гордыньку. А ее, как известно, следует укрощать.

отвечает диакон Димитрий Половников

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, как называются молитвы , которые в храме на службе поются вместе с прихожанами?

Обычно, прихожане поют хором в храме следующие молитвы:

Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8.И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь.

Отче наш – эта молитва дана самим Иисусом Христом (Матф. 6:9-13), и, в сокращеннном виде, (Лук. 11:2-4).

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Воскресение Христово видевшее – эта молитва поется за воскресным Всенощным бдением

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Царю небесный – это стихира из службы в день святой Троицы с 14 века начинает почти все церковные службы

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Православные люди регулярно молятся дома и посещают службы в храме, совместно восхваляя Господа Иисуса Христа. Спасение христианину дарует церковь, поэтому не избегайте совместных служб.

В богослужении есть внутренняя логика, предполагающая начало и завершение действа в отведенное время. Необходимо узнавать концы православных служб, чтобы действовать в унисон с остальными прихожанами.

Православная традиция наделяет молитву важной добродетелью — бесстрастностью. Перечитайте Евангелие, в котором звучит важная мысль Сына Божия. Эта мысль сводится к отстранению всего суетного на периферию человеческого сознания.

Во время чтения молитв из разума изгоняются:

Эмоциональные всплески мешают осознанности, четкому пониманию роли храма в нашей жизни. Подобную ошибку уже совершали коринфские христиане, пытавшиеся изливать чувства на нескольких языках и заниматься пророчествами. Этих людей призывал к благоразумию апостол Павел. Святой рекомендовал читать молитвенные тексты с умом, контролируя свои действия.

Значение молитв в православии очень велико. Хвалы Господу возносятся утром и вечером, совместно и поодиночке. Когда мы поем совместно с церковным хором или возносим благодарственные речи Отцу и Сыну, то очищаемся внутреннее, готовимся стойко переносить любые испытания. Обращали внимание, что диакон размеренно читает святые тексты? Подобное занятие не терпит суеты, чрезмерных восторгов или пролитий слез. Господь даровал вам разум, пользуйтесь им.

В храмах совместной молитве придается особое значение. Церковь — это не сборище одиноких верующих, это единый организм, действующий в общем духовном порыве. Совместная молитва — это инструмент единения с Богом, который незримо присутствует в любом храме.

Помните, что существуют церковные таинства, проводить которые может лишь священнослужитель. Чтением молитв подобные таинства не ограничиваются.

Общая молитва наиболее актуальна во время великих богослужений. Верующие поклоняются не только Иисусу Христу, но и Богородице, а также известным святым, внесшим существенный вклад в развитие христианства. Если кто-то из прихожан отвлекается от службы, остальные продолжают молиться. И в этом кроется сила коллективных песнопений Богородице и другим святым.

Вот основные моменты в церковных службах, на которые стоит обратить внимание:

  1. Восхваления Святому Духу возносят священник и диакон (второй выступает в роли помощника).
  2. Молитву произносят специально подготовленные люди — чтецы.
  3. Пение также присутствует в православной традиции.
  4. Если Богородицу славят не совсем понятными для вас словами — проявите терпение и внимательность. Вскоре смысл дойдет до вас.
  5. Подпевать хору не возбраняется, только старайтесь не мешать остальной пастве.
  6. Известен также мирянский чин — служба суточного круга (здесь участие священника не требуется).

Существуют молитвенные действия двух типов. К первому относятся службы, проводимые внутри храмов только священнослужителями. Молитва, которую читают прихожане со своим пастырем, относится к числу совместных богослужений. Текст должен произноситься без ошибок, так что постарайтесь выучить его наизусть. Среди подобных молитв стоит отметить:

  • «Отче наш…»;
  • Символ Веры;
  • обращение к причастному стиху;
  • песнь о Воскресении Христовом;
  • возгласы на службах во время Пасхи.

К категории богослужебных молитв относятся тропари, стихиры и кондаки. Подобные тексты можно читать и в домашних условиях, но лучше делать это, присоединившись к верующим в храме.

А знаете ли вы, какими молитвами занимается только священник? Вот их перечень:

  • светильничные;
  • для осуществления треб либо таинств;
  • Ефрема Сирина;
  • Евхаристическая.

Молиться Богородице можно и дома — тогда не придется ждать конца богослужения. Так почему же совместными молитвами интересуется столь огромное количество верующих людей?

Икона «Царь Славы».

Всё просто — Господь рассматривает Церковь как единый организм. Иисус и Богородица завещали нам любить ближних, а ближние собираются в храме. Православных христиан молитва сближает, настраивает на общий лад. Кроме того, совместные устремления позволяют сделать службу более эффективной.

Духовные наставники рекомендуют следить за временем, поскольку дьявол искушает нас иллюзиями «чрезмерной продолжительности» служб. В среднем, молитвами мы занимаемся не более 8-10 минут ежедневно. Кто-то славит Богородицу, кто-то — святого покровителя. Важно держать эти действия под контролем, даже если вы отправились на службу в церковь.

Вот еще несколько причин, по которым стоит находиться в храме:

  1. Чувство единения с Богом и другими людьми.
  2. Возможность пообщаться со священником и другими прихожанами (когда служба закончится).
  3. Близость к священным реликвиям.
  4. Приятная умиротворяющая атмосфера.

Совместная молитва в храме читается по распорядку, в строго отведенное время. Регламентирует службу церковный устав. В церквях и монастырях много молитв, и читаются они ежедневно.

День в храме условно делится на три части:

  1. Утренняя служба.
  2. Божественная литургия (основная часть).
  3. Вечернее богослужение (то, которое начинается в районе 18.00-19.00).

Стоит отметить, что четких хронологических границ на службах не существует. Всё зависит от текущего времени суток, а вот продолжительность мероприятия канонами не ограничивается. Поэтому не стоит интересоваться у прихожан концами богослужений — четких ответов вы не получите. Лучше подумайте о Богородице или жертве Иисуса, пострадавшего за наши грехи — вот кто действительно умел терпеть. Если же вы хотите представить приблизительные границы служб, то ориентируйтесь на полтора-два часа. В ряде случаев молитва может растянуться на три часа.

Попав в храм, вы должны различать службу годичную, седмичную и суточную. Во всех случаях священники читают молитву той же Богородице неоднократно. Суточные богослужения замыкаются в кольцо на протяжении суток, аналогичная картина повторяется с седмичными и годичными циклами. В ежедневных мероприятиях существует базовая основа, регламентированный порядок действий. Прочие ритуалы строго не оговариваются.

Интересуясь молитвами, обратите внимание на следующие детали:

  1. Суточный круг. События из биографии Спасителя соответствуют каждому часу цикла. Приближаясь к храму, вы должны хоть немного разбираться в жизненном пути Иисуса. Также стоит поинтересоваться Богородицей.
  2. Седмичный круг. Здесь Священная История связывается с определенными днями недели, и эта связь отражается на каждой прочитанной молитве.
  3. Годовой круг. Здесь стоит рассматривать не только жизнь самого Иисуса, но и биографии его сподвижников (апостолов), а также святых. Важная роль отводится и Богородице. Каждое событие связывается с конкретным днем года.

Интересуясь православным храмом, учитывайте важную деталь — здесь существует понятие богослужебных суток.

Любую молитву начинают произносить вечером — такой порядок именуется вечерней службой. Следующий этап — утреня, после чего наступает время Божественной Литургии. В воскресные и праздничные дни все компоненты объединяются, и прихожане участвуют во всенощном бдении.

Особое внимание стоит уделить Литургии, в рамках которой проводится одно из ключевых православных таинств — Евхаристия. Тут молитвой дело не ограничивается, поскольку священник организует сложный ритуал, наполненный глубоким символизмом. Речь идет о Причащении. Верующие вкушают хлеб и вино — эти продукты ассоциируются с плотью и кровью Спасителя.

Евхаристия. Таинство причастия.

В Литургии можно выделить три главных компонента:

  1. Проскомидия (Святые Дары должны быть подготовлены к освящению).
  2. Литургия оглашенных (на данном этапе поются псалмы, люди славят Иисуса и Богородицу, озвучиваются выдержки из Писания, поминаются молитвами усопшие родственники).
  3. Литургия верных (Дары подвергаются освящению, происходит само таинство, верующие причащаются).

Важное место в Литургии занимает Евхаристическая молитва. Текст, именуемый анафорой, произносится священником над Дарами — делается это в пределах алтаря тайно. Современные храмы не позволяют полностью скрыть происходящее, поэтому некоторые возгласы служителя достигают ушей прихожан. В самом начале действа зажигается свет, а по окончании таинства свечи должны быть погашены.

Подготовка к Анафоре

Стоит отметить, что молитв в православии очень много, и перечислять их тексты можно до бесконечности. Верующие преклоняются перед Богородицей, апостолами и значимыми фигурами святых. Так, на всенощном бдении читаются следующие тексты (приведены лишь некоторые):

  • «Девятый час»;
  • «Малая вечерня»;
  • «Великая ектения»;
  • «Лития»;
  • «Благословение хлебов».

Есть свои особенности и в утренней молитве. Тут может восславляться Богородица, Иисус либо кто-то из апостолов, но существует определенный набор текстов, без которых не обойтись. Вот лишь некоторые примеры:

  • «Шестопсалмие»;
  • «Великая ектения»;
  • «Всякое дыхание»;
  • «Воскресение Христово»;
  • «Канон».

Помимо всего перечисленного в утренних службах участвуют стихиры и выдержки из тропаря. Ныне и присно будет существовать молитва «Окончание утрени», известная как «Великий отпуст». Помимо этого используются кондаки для первого молитвенного часа.

После вечери, прославления Иисуса и Богородицы, в православных храмах отправляется повечерие. Суть этого мероприятия сводится к общественным молитвенным действиям, напоминающим пастве о сошествии Иисуса в ад. Здесь важно вспомнить, что человек освободился от власти Сатаны и теперь должен почитать Господа.

С наступлением полуночи начинается так называемая полуношница — третье богослужение суточного цикла. А вот утреня служится непосредственно перед рассветом и плавно перетекает в часы, коих насчитывается шесть. Все перечисленные процессы имеют строгую последовательность и собственные окончания. Чтобы разобраться в нюансах, посещайте церковь, читайте духовную литературу и разговаривайте со священниками.

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки [1] . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Какую молитву поют в конце службы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here