День Казанской иконы Божьей Матери: почему и когда спасает икона
22 ноября 1914 года стихотворение Сергея Городецкого «У Казанской Божьей Матери» появилось в 47 номере журнала «Нива». Шли первые месяцы Первой мировой войны, сам воздух казался полным волнений, и стихотворение Городецкого звучало меньше как поэзия и больше как репортаж.


У Казанской Богоматери удивительно лучезарный и вечный взгляд.
Жены, дочери и матери стоят перед ней и умоляют…». .
На протяжении веков люди устремлялись к Казанской матери. И он был спасен! Но почему; каков механизм этого чуда? Давайте узнаем.
Икона Казанской Богоматери — одна из самых почитаемых икон Девы Марии. Казан» — так люди ласково сокращали полное имя иконы — сопровождал верующих от рождения до последнего вздоха. Казанской иконой благословляли мать и дитя при рождении. Именно Казанская икона предлагалась крещаемым после Таинства Крещения. Тогда было принято вешать Казанскую икону Божьей Матери над кроваткой ребенка в качестве защиты от душевных и физических болезней. Казанское изображение дарили молодоженам во время свадьбы для защиты семьи. Когда они искали исцеления от болезней, молитвы направлялись к Казанской иконе Богородицы. В Казани они молились, когда боялись внезапной смерти. Они брали ее с собой в поездки.
Но самое главное, что Казанская икона Богоматери не раз спасала Россию в трудные времена. По этой причине в 1613 году в России отмечался особый праздник иконы Казанской Богородицы, а с 1649 года и до революции 22 октября по старому типу или 4 ноября по новому типу считалось праздником. Это оправдывало народную любовь к изображению. В 2005 году Россия впервые отметила День народного единства. Это совпало с празднованием иконы Богородицы в Казани.
Но почему именно образ Казани? Более того, как известно, в России находится более 200 чудотворных икон Богородицы. Почему казанские иконы так почитаемы? И почему этот образ торжественно празднуется 4 ноября?
В церковном календаре есть два дня, посвященных Казанской иконе Богоматери. 21 июля («Казанское лето») — день памяти «явления иконы Богородицы в Казани», то есть чудесного обретения иконы в Казани в 1579 году. И 4 ноября («Казанская осень»), 4 ноября 1612 года, когда добровольческая дружина, собранная Кузьмой Мининым во главе с князем Дмитрием Пожарским и благословленная чудотворной иконой Богородицы в Казани, изгнала польских интервентов из Китай-города Это событие ознаменовало начало конца периода великих потрясений. В то опасное время русское государство находилось на грани разрушения, а люди были порабощены. И только одно невероятное и одновременно зримое чудо спасло и сохранило страну.
Внимательный взгляд на историю страны показывает, что накануне трагического периода вражеских нашествий и непогоды страна часто побеждала чудесным образом. — Новые иконы Богородицы. Икона Казанской Богоматери не является исключением.


В 1579 году, после страшного пожара в Казани, девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая показала, где находится ее икона. Конечно, девушка не сразу поверила, но потом они начали копать и нашли на пепле изображение удивительной красоты — видимо, лик Девы Марии был спрятан в землю христианами во время гонений. После обнаружения образа стали происходить чудеса, связанные с исцелением больных, особенно слабовидящих. В 1594 году священник Гермоген, который впоследствии стал патриархом Гермогеном, дал точный отчет об обстоятельствах, связанных с обнаружением и последующим исцелением иконы.
Однако икона сыграла совершенно особую роль «спасительницы земли русской» в страшный период Смуты. ‘Россия никогда не была в такой критической ситуации, как в начале 19 века. Внешние враги, внутренние распри, боярские смуты и, прежде всего, абсолютная слабость — все это грозило неизбежной гибелью русских земель», — писал Михаил Загоскин в XIX веке.
Разрушение страны и порабощение ее народа уже кажется неизбежным: Москва захвачена поляками — шайки разбойников и налетчиков бродят по раздираемой междоусобицами стране. Коварные бояре избирают на московский престол польского князя. Люди теряют дар речи. Голод, разрушение и мор. Патриарх Ермоген попадает в плен, но успевает передать в Нижний Новгород обращение с призывом идти на Москву, прекратить грабежи, поддерживать братство и уповать на защиту Богородицы. Посмотрите, как нашу страну грабят и разграбляют иностранцы, как проливается кровь невинных людей, взывающих к Богу, как оскверняются святые изображения и церкви!». Патриарх Гермогенис возглашает (ноябрь 1609 года).
Нижегородцы откликнулись на этот призыв и присоединились к казанскому войску, которое доставило копию Казанской живой богини князю Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента они регулярно молились перед образом и, укрепляемые доброй помощью и молитвами свыше, 22 октября 1612 года по старому стилю (4 ноября по новому) штурмовали и заняли народное добровольческое объединение Китай-город по старому стилю. Через четыре дня польский гарнизон Кремля занял его.
С тех пор икона «Казанская живая богиня» приобрела особое значение. В 1709 году, перед Полтавской битвой, Петр Великий и его войска молились перед ней, чтобы признать ее победу. Известно, как почитал этот образ Александр Суворов. В 1812 году победа также была принесена перед святой иконой. Такая молитва была совершена, когда М.И. Кутузов уезжал в армию, все свидетели этого события. Также в 1812 году, в праздник Жития Казанской Богини, русские войска под командованием Милорадовича и Платова разгромили арьергард давутов. Это было первое крупное поражение французов после их отступления из Москвы, противник потерял 7 000 человек. В тот день выпал снег, начался сильный мороз, и армии европейских завоевателей начали таять. В годы Великой Отечественной войны Казанский собор спас всех — и атеистов, и тех, кто по национальности должен был верить во что-то другое, кроме Господа Иисуса Христа….
Но каков механизм этого чуда? Ключ к пониманию того, почему Казанская икона Живоначальной Богини спасала и поддерживала нас в трудные времена, лежит в тексте молитвы к чудотворной иконе.
Молитва ясно и недвусмысленно связывает личное и духовное состояние человека, его греховность с обществом, в котором мы живем, и страной, в которой мы живем. Церковь всегда понимала бедствия государства как наказание за грех. Поэтому пост, покаяние и молитва считались необходимой подготовкой к любой битве. И когда мы читаем слова молитвы перед иконой Казанской Богоматери, мы видим там вдохновение удивительной глубины.
Прося Богородицу об общем благе для всех — «Да защитит она нашу мирную родину», молитва связывает это общее благо с чем-то конкретным, состоянием души каждого человека: «И искупи всех, молящихся Тебе с верою, от греховного развращения, от обвинений злых людей, всякого искушения, всякого От скорби, болезни, беды и внезапной смерти даруй нам дух покаяния, смирение ума, чистоту помыслов, исправление нашей греховной жизни, прощение проступков.
А здесь — внимание! Это очень важно. Как видите, здесь мы просим Богородицу не о земных благословениях для молящихся, а о «духе покаяния, смирении ума, чистоте помыслов, исправлении греховной жизни и прощении обид». Здесь кроется взаимосвязь между покаянием — тем, что происходит в наших душах, что происходит в наших душах — и тем, что происходит в окружающем нас мире!
Несомненно, такая поверхность возникает именно во время великой реорганизации наций. Эта связь, это единство частного, личного и общественного, признанное душой, привело к формированию поведенческих алгоритмов наших предков. И это было обещанием их будущей победы. В том числе освященные иконой Казанской Божьей Матери.
