О Таинстве Крещения

Крещение — одно из семи таинств Православной Церкви, а также первое таинство Церкви, называемое также дверью Церкви Христовой. Церковь — это дом Божий, а крещение — его дверь.
В древние времена подготовка к крещению занимала много времени, от одного года до нескольких лет. Тех, кто готовил к крещению, называли катехизаторами. Они были катехизированы, потому что им рассказывали о Христе, о православной вере и о Церкви. К концу периода крещения они имели глубокие знания о Библии, Божьих заповедях, молитве и т.д. Они также могли посещать службы, но только до определенного момента. Сегодня в Церкви принято проводить огласительные беседы* перед принятием таинства крещения.
Крещение необходимо для спасения, оно является мистическим, чудесным, непостижимым для человеческого духа обновлением всего человеческого бытия, и является лишь первым шагом в восхождении души к Богу, и если за ним не последует обновление души, то жизнь, духовное воскресение и окончательный отказ от дел «ветхого человека» будут бесплодными. Это его второе духовное рождение, в котором он духовно получает семя нового человека.
Через крещение Бог прощает все грехи, в которых человек покаялся, и дает ему благодать противостоять им. Поэтому крещение тесно связано с покаянием. Принимая крещение, человек берет на себя обязательство перед Богом исправить свою жизнь. В бассейне крещения человек умирает и воскресает. Погружение в воду означает смерть для греха; выход из воды означает воскресение к новой жизни с Богом.
Очевидно, что крещение необходимо, потому что через крещение человек получает новое существование и жизнь взамен старого, прежнего существования, становясь дитем Божьим, членом Тела Христова и Церкви, а также наследником вечной жизни. Пусть все, включая младенцев, возрастают телом и духом во Христе. В книге Деяний неоднократно говорится о крещении всей семьи (дом Лидии, дом тюремщика, дом Стефана, 1 Коринфянам 1:16), и нигде не упоминается об исключении младенцев.


Учитывая, что вера является главным условием действенности таинства («Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» — Марка 16:16), в случае крещения младенцев, совершаемого исповедующими веру (замещающими родителями)**, они обещают воспитывать своих детей в вере и сделать их крещение осознанным. . Хотя младенец, принявший Святое Причастие, не может логически понять, что с ним происходит, его душа полностью способна принять благодать Святого Духа. Но благодать Божья дается младенцу как залог его будущей веры, как семя, посеянное в землю. Затем его крестят, когда он вырастает.
Сразу же после крещения происходит еще одно таинство — помазание. В ранней Церкви все новокрещенные получали благословения и дары Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В Деяниях апостолов говорится, что Петр и Иоанн получили Святого Духа через возложение рук на самарян (Деян. 8:16; ср. 8:16). Позже, с быстрым ростом числа христиан, возложение рук было заменено помазанием святым елеем, так как личные встречи новокрещенных с епископами стали невозможны. Помазание Святым погружением дает новокрещенному дар Святого Духа.
В православной церкви помазание совершает священник, но само погружение готовит независимый глава церкви (патриарх, митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и Всероссийский Патриархат совершает миропомазание раз в несколько лет и распределяет святое миро по приходам, чтобы все, кто становится членами Церкви, получили благословение Патриарха. В современной практике православной церкви таинство крещения связано с таинством миропомазания.
Как и благодать крещения, дар Святого Духа, получаемый в таинстве помазания, должен быть принят активно, а не просто пассивно. В этом смысле преподобный Серафим Саровский утверждал, что цель христианской жизни — «достижение Святого Духа». Божественный Дух дается нам как залог, но мы должны заслужить его. Святой Дух в нас должен приносить плоды. Плод Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Если мы живем в Духе, — говорит апостол Павел, — то должны ходить в Духе» (Галатам 5:22,25).
Таким образом, после крещения человек становится членом Церкви Христовой и может участвовать в остальных таинствах Церкви, прежде всего в Евхаристии. Результатом крещения также должно стать то, что человек перестает жить греховной жизнью, живя только для себя, и начинает жить для Христа и других людей, достигая таким образом полной жизни. Если крещение является лишь формальностью, данью традиции и моде, а человек продолжает жить как язычник или неверующий, это все равно, что он был изгнан из Церкви.
Крещение — это таинство, открытое для тех, кто верит в Христа, врата в Церковь. Без крещения человек не может стать православным христианином.

