Митрополит иларион алфеев о молитве

Самое детальное описание: митрополит иларион алфеев о молитве специально для посетителей нашего ресурса.

О молитве. Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня мы начинаем публикацию записей телевизионных передач, выходивших в эфир по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II весной 1999 года

МОЛИТВА-ВСТРЕЧА

Молитва — это встреча с Богом Живым. Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. В этом коренное отличие христианства, например, от буддизма, где во время медитации молящийся имеет дело с неким безличным сверхбытием, в которое он погружается и в котором растворяется, но Бога как живую Личность он не чувствует. В христианской молитве человек ощущает присутствие Бога Живого.

В христианстве нам раскрывается Бог, ставший Человеком. Когда мы стоим перед иконой Иисуса Христа, мы созерцаем Бога Воплотившегося. Мы знаем, что Бога невозможно представить, описать, изобразить на иконе или картине. Но можно изобразить Бога, ставшего Человеком, — такого, каким Он явился людям. Через Иисуса Христа как Человека мы раскрываем для себя Бога. Это раскрытие происходит в молитве, обращенной ко Христу.

Через молитву мы узнаем, что Бог участвует во всем, что происходит в нашей жизни. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, но ее главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров, которые преодолеваются только с помощью молитвы.

Часто спрашивают: зачем нужно молиться, просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно? На это я бы ответил так. Мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Да, в каких-то случаях мы просим у Него конкретной помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это.

Бог не может быть лишь “вспомогательным средством” в наших земных делах. Главным содержанием молитвы должно всегда оставаться само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить присутствие Бога.

Однако встреча с Богом в молитве происходит не всегда. Ведь даже встречаясь с человеком, мы далеко не всегда можем преодолеть разделяющие нас барьеры, сойти в глубины, часто наше общение с людьми ограничивается лишь поверхностным уровнем. Так и в молитве. Порой мы чувствуем, что между нами и Богом — словно глухая стена, что Бог нас не слышит. Но мы должны понять, что этот барьер поставлен не Богом: мы сами своими грехами воздвигаем его. По словам одного западного средневекового богослова, Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его, Бог всегда внутри нас, но мы -снаружи, Бог в нас дома, но мы в Нем чужие.

Будем помнить об этом, когда готовимся к молитве. Будем помнить о том, что всякий раз, вставая на молитву, мы соприкасаемся с Богом Живым.

Игумен Иларион (Алфеев) О МОЛИТВЕ. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2001

Запись телевизионных передач, выходивших в эфир по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II весной 1999 года

Эта книга дает простые и ясные ответы на вопросы: что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Пользуясь доступным языком, митрополит Иларион говорит о молитве как о беседе с Богом, о молитве как преодолении расстояния между Богом и человеком, рассказывает о молитве «Отче наш» и молитве Иисусовой, молитве в храме и дома, за живых и усопших, за близких и за врагов. Автор обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Часто спрашивают: как нужно молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят: «Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв». Для молитвы не нужно никакое специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык – церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Богом, нет нужды в каком-то особом языке. Мы можем молиться Богу на том языке, на каком говорим с людьми, на каком думаем.

Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного».

Вспомним притчу о мытаре и фарисее: «…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешному!» (Лк. 18: 10–13). И эта краткая молитва спасла его. Вспомним и разбойника, который был распят с Иисусом и который сказал Ему: «…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23: 42). Одного этого было достаточно, чтобы он вошел в Рай.

Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв – таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова – Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви – молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: «Господи, помилуй», «Господи, спаси», «Господи, помоги мне», «Боже, милостив буди мне, грешному».

Один подвижник говорил, что, если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву «Господи, помилуй», этого было бы достаточно для спасения. Но проблема заключается в том, что, как правило, мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.

Будем помнить, что Бог жаждет нашего сердца, а не наших слов. И если мы будем обращаться к Нему от всего сердца, то непременно получим ответ.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


В издательстве «Никея» увидело свет новое издание книги митрополита Илариона «О молитве»
Что это за книга?

Молитва — это встреча с Богом. При этом можно нередко услышать вопрос — а как правильно молиться, «по-настоящему», чтобы встреча произошла? Автор этой книги, митрополит Иларион, затрагивает самые разные аспекты молитвы: что это такое и зачем? Как научиться молитве? Молитва «Отче наш» и молитва Иисусова, молитва в храме и дома, по молитвослову и своими словами, за близких и за врагов… Но главное, о чем говорит автор очень простым, обращенным к любому читателю языком: молитва — это разговор с Богом Живым. А разговор «предполагает не только наши слова, обращенные к Богу, но и ответ Бога. Поэтому очень важно, чтобы мы умели не только говорить, но и молчать, чтобы мы умели вслушиваться в те глубины Божии, которые открываются нам через молитву».

Об авторе

Митрополит Иларион (Алфеев) — председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви и постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии и ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. Богослов, композитор, церковный историк, патролог. Автор более 900 публикаций. Книги митрополита Илариона переведены на 17 языков мира.

Эта книга дает простые и ясные ответы на вопросы: что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Пользуясь доступным языком, митрополит Иларион говорит о молитве как о беседе с Богом, о молитве как преодолении расстояния между Богом и человеком, рассказывает о молитве «Отче наш» и молитве Иисусовой, молитве в храме и дома, за живых и усопших, за близких и за врагов. Автор обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Молитва сопряжена не только с радостями и обретениями, которые происходят благодаря ей, но и с кропотливым ежедневным трудом. Иногда молитва приносит огромную радость, освежает человека, дает ему новые силы и новые возможности. Но очень часто бывает, что человек не расположен к молитве, ему не хочется молиться. Так вот, молитва не должна зависеть от нашего настроения. Молитва – это труд. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Молиться – это кровь проливать». Как и во всяком труде, со стороны человека требуется усилие, подчас огромное, чтобы даже в те минуты, когда молиться не хочется, принудить себя к этому. И такой подвиг окупится стократно.

Но почему нам порой не хочется молиться? Я думаю, главная причина здесь заключается в том, что наша жизнь не со ответствует молитве, не настроена на нее. В детстве, когда я занимался в музыкальной школе, у меня был прекрасный учитель по классу скрипки: его уроки бывали иногда очень интересными, а иногда очень трудными, причем зависело это не от его настроения, а от того, насколько хорошо или плохо я подготовился к уроку. Если я много занимался, учил какую-то пьесу и приходил на урок во всеоружии, то и урок проходил на одном дыхании, и учителю было приятно, и мне. Если же я всю неделю ленился и приходил неподготовленным, то и учитель огорчался, и мне было тошно от того, что урок не идет так, как хотелось бы.

Точно так же и с молитвой. Если наша жизнь не является подготовкой к молитве, то и молиться нам бывает очень трудно. Молитва – это индикатор нашей духовной жизни, своеобразная лакмусовая бумажка. Мы должны выстраивать свою жизнь таким образом, чтобы она соответствовала молитве. Когда, произнося молитву «Отче наш», мы говорим: «Господи, да будет воля Твоя», это значит, что мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы исполнять волю Божию, даже если эта воля противоречит нашей человеческой воле. Когда мы говорим Богу: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», мы тем самым берем на себя обязательство прощать людей, оставлять им их долги, потому что если мы не оставляем долги нашим должникам, то, по логике этой молитвы, и Бог не оставит нам наших долгов.

Итак, одно должно соответствовать другому: жизнь – молитве и молитва – жизни. Без этого соответствия не будет у нас успеха ни в жизни, ни в молитве.

Не будем смущаться, если нам трудно молиться. Это означает, что Бог ставит перед нами новые задачи, причем решать их мы должны и в молитве, и в жизни. Если мы научимся жить по Евангелию, то научимся и молиться по-евангельски. Тогда и жизнь наша станет полноценной, духовной, истинно христианской.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии Владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали притчу Господа Иисуса Христа из Евангелия от Луки о мытаре и фарисее. Два человека пришли в Иерусалимский храм, чтобы помолиться. Один встал впереди (это был фарисей) и в молитве начал отчитываться Богу обо всем, что сделал доброго: как он исполняет заповеди и отдает десятину от своего дохода. Другой человек – мытарь – встал вдалеке, он ударял себя в грудь и произносил все время лишь одну фразу: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18. 13).

Хочется обратить внимание на то, что оба этих человека молились вслух. Во времена Иисуса Христа было принято вслух молиться, читать книги. Даже если человек наедине с собой читал книгу, он все равно читал ее вслух. И молитва, соответственно, тоже произносилась вслух.

Мы с вами до сих пор молимся вслух всякий раз, когда приходим в храм Божий. А когда остаемся наедине с собой, то здесь каждый молится по-своему: кто-то вслух, а кто-то про себя. Но многовековой опыт Церкви показывает, что молитва, произнесенная вслух, лучше доходит до сердца человека. До Бога доходит всякая молитва – и произносимая вслух, и та, которая произносится в глубинах нашего сердца или ума. Но для того, чтобы человек услышал слова молитвы, очень важно, чтобы они были произнесены им вслух.

Божественная литургия, в которой мы участвуем, предполагает чтение священником большого количества молитв. Некоторые священники читают про себя эти молитвы, но я считаю эту практику ошибочной и порочной, потому что все без исключения молитвы, которые вошли в чин Литургии, произносятся вслух. Даже если их слышат только те, кто находится в алтаре, все равно эти молитвы должны быть произнесены во всеуслышание, потому что для этого они и были написаны.

Притча, которую мы сегодня слышали, конечно, рассказывает не о том, как молиться — вслух или про себя, а о том, с каким настроением должно приступать к молитве. Если же рассмотреть эту притчу более широко, то она говорит, какое должно быть настроение у человека, который стремится вести духовную жизнь.

Всякий раз становясь на молитву, – будь то в храме или у себя в келье, или в комнате, – мы предстаем перед Богом. С какими же чувствами мы предстаем перед Ним?

Фарисей пришел к Богу, чтобы отчитаться о своих заслугах, полагая, что их у него вполне достаточно, чтобы получить оправдание в глазах Божиих. Мытарь же не видел за собой никаких заслуг, может быть, они у него и были, но мы об этом от него не слышим. Господь слышит из уст мытаря только одну краткую молитву: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18. 13). Произнося эти слова, мытарь ударяет себя в грудь в знак покаяния за все грехи, которые он не перечисляет, но, несомненно, имеет в виду, когда с раскаянием обращается к Богу.

Каждый из нас молится Богу по-разному. И даже когда мы приходим в храм и слышим одни и те же молитвы и песнопения, из нашего сердца исторгаются разные молитвы, разные настроения: кто-то приходит с одним чувством, кто-то с другим, кто-то молится более внимательно, кто-то – менее, у кого-то больше покаяния, у кого-то меньше.

Обратим внимание, что в конце притчи о мытаре и фарисее Господь не говорит, что фарисей вышел из храма осужденным, а мытарь оправданным. Христос говорит, что мытарь вышел из храма «более оправданным», чем фарисей. А это означает, что Господь принимает всякую молитву, даже фарисейскую. Но фарисейская молитва не приносит пользы человеку, ибо в молитве отражается его духовное состояние. И если человек не видит своих грехов, не сознает своих недостатков, тогда и молитва его очень легко может превратиться в фарисейскую. А если человек сознаёт свои грехи и ощущает ту бездну, которая отделяет его от Бога, от Царствия Небесного, тогда он обращается к Господу с искренним покаянием и сокрушением.

Притча о мытаре и фарисее читается за три недели до Великого поста, и призвана настроить нас на путь покаяния, которым мы через три недели пойдем вместе со всей Церковью. Мы еще не ступили на этот путь, но уже готовим себя к нему и призваны, подобно мытарю, поставить себя перед лицом Божиим и принести ему свое сокрушенное сердце.

Господь не ждет от нас многих слов, Он не ждет, что мы начнем перечислять в молитве все свои заслуги – Бог и так о них знает. «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6. 8), – говорит Христос Своим ученикам. А это значит, что нам совершенно не обязательно многословить в молитве, ведь самое важное – с каким сердцем мы приступаем к молитве. Именно от этого и зависит ее плод.

Что такое плод молитвы? И может ли молитва быть бесплодной?

Наверное, каждый из нас испытывал состояние, когда молишься, а кажется, что Бог тебя не слышит. Или когда на твои молитвы нет никакого ответа. Почему же так происходит?

Прежде всего потому, что мы подходим к молитве с недолжным настроением и с неочищенным сердцем. Мы приступаем к молитве, как к ежедневной обязанности, зная, что утром и вечером мы должны молиться, а в воскресные и праздничные дни ходить в храм Божий. Иной раз для нас молитва становится обузой, бременем, которое мы несем. И случается так, что мы возносим молитвы, а ответа не получаем — не потому, что Бог нас не слышит, а потому, что мы сами не способны помолиться так, чтобы услышать ответ. Ведь ответ от Бога приходит тогда, когда мы молимся с сокрушенным сердцем, не ожидая никакой награды за свои добрые дела; когда мы молимся просто потому, что любим Бога и хотим с Ним общаться, предстаем перед Ним в молитве, славословим и благодарим Его всем сердцем. И тогда иной раз Его ответ бывает настолько ощутимым и явным, что для нас кажется неожиданностью.

Бог всегда слышит наши молитвы и принимает всякую молитву от всякого человека. Но неслучайно Он Своих учеников научал истинной молитве. Господь предупреждает нас, чтобы мы не молились как фарисеи и приводит в пример грешника мытаря, который приносил покаяние, сознавая свои грехи. Молитва мытаря была краткой, но он вышел из храма более оправданным, чем фарисей, молившийся долго, но не так, как это заповедано Господом.

Готовясь к Великому посту, будем приводить себе на память эти примеры. И всякий раз, вставая на молитву, будем думать прежде всего о своих грехах, приносить Богу покаяние и просить Его очистить нас от всякой скверны плоти и духа, открыть наши сердца навстречу Божественной любви, чтобы путем молитвы и покаяния Господь привел нас в Свое Небесное Царствие. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

E-mail: [email protected]
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство «Вебстрой», 2015

Эта книга дает простые и ясные ответы на вопросы: что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Пользуясь доступным языком, митрополит Иларион говорит о молитве как о беседе с Богом, о молитве как преодолении расстояния между Богом и человеком, рассказывает о молитве «Отче наш» и молитве Иисусовой, молитве в храме и дома, за живых и усопших, за близких и за врагов. Автор обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Что такое молитвенное правило? Это молитвы, которые человек прочитывает регулярно, ежедневно. Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других – несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.

Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Мне кажется, что для того, кто живет в миру, не только пятнадцати, но даже и пяти минут утренней и вечерней молитвы, если, конечно, она произносится с вниманием и с чувством, достаточно, чтобы быть настоящим христианином. Важно только, чтобы мысль всегда соответствовала словам, сердце отвечало на слова молитвы, а вся жизнь соответствовала молитве.

Попробуйте, следуя совету святителя Феофана Затворника, выделить какое-то время для молитвы в течение дня и для ежедневного исполнения молитвенного правила. И вы увидите, что это очень скоро принесет плоды.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Молитва-встреча
Молитва-диалог
Когда нужно молиться?
Краткие молитвы
Молитва и жизнь
Православный молитвослов
Молитвенное правило
Опасность привыкания
Положение тела при молитве
Молитва перед иконами
Молитва за ближних
Молитва за усопших
Молитва за врагов
Семейная молитва
Церковная молитва
Для чего нужно ходить в церковь?
Умиление и слезы
Борьба с посторонними мыслями

Эта книга дает простои и ясный ответ на вопрос: Что такое молитва? Зачем нужна молитва? как научится молится?

Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Пимена Угрешского (1880).

Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мчч. Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249–251). Мч. Патрокла (270–275). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).

Сщмч. Алексия Великосельского пресвитера (1918); сщмч. Димитрия Остроумова пресвитера (1937).

Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

2 Кор., 177 зач., IV, 13–18. Мф., 100 зач., XXIV, 27–33, 42–51.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Отче наш. Толкование молитвы

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

На 1-й странице обложки: А. Рублев. Спас Вседержитель. Икона, 1410-1420-е гг.

На 2-й странице обложки: Явление Христа ученикам (фрагмент). Миниатюра Евангелиария Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

На 3-й странице обложки: А. Рублев. Троица. 1420-е гг. ГТГ

Молитва «Отче наш» занимает особое положение среди других молитв. Только ее называют молитвой Господней, потому что она сочинена не человеком: ее автором является Сам Бог.

О молитве «Отче наш» написано много книг. Ее толковали Отцы Церкви и богословы нового времени, ее перелагали в стихи поэты, на ее текст писали музыку композиторы. Но главная ценность этой молитвы в том, что ее словами на протяжении вот уже почти двух тысяч лет молились и молятся христиане по всему миру.

Эта небольшая книга призвана сжато и в доступной форме изложить содержание молитвы «Отче наш». В ее основу легла глава из книги «Нагорная проповедь», входящей в шеститомную серию «Иисус Христос. Жизнь и учение». Молитва «Отче наш» – часть Нагорной проповеди, занимающей три главы в Евангелии от Матфея и представляющей собой самое длинное поучение Иисуса из этого Евангелия.

Ученики часто видели Иисуса молящимся[1] и не могли не ощущать Его близость к Богу Им тоже хотелось приобщиться к этим особым отношениям с Богом, поэтому однажды, когда Он окончил молитву, один из них попросил Его: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». В ответ Иисус диктует текст молитвы «Отче наш». Такова версия Луки (Лк. 11:1–2).

У Матфея мы находим молитву «Отче наш» в составе Нагорной проповеди, где она появляется без просьбы учеников (Мф 6:9-13).

Если следовать тем двум версиям происхождения молитвы, которые содержатся в Евангелиях, то их гармонизация приводит к следующему выводу: Иисус продиктовал молитву «Отче наш» Своим ученикам дважды – один раз в составе Нагорной проповеди, а другой раз в ответ на их просьбу научить их молитве.

Иисус мог повторять эту молитву и в других ситуациях, и ученики вполне могли начать использовать ее в собственной молитвенной практике еще при Его жизни. Было бы даже странно, если бы ученики, услышав молитву из уст Иисуса не менее чем дважды, в том числе один раз в ответ на свою прямую просьбу, потом тотчас бы ее забыли и не использовали. Сам Иисус мог произносить эту молитву вместе с учениками, и ее сохранение в молитвенном обиходе ранней Церкви было прямым продолжением той практики, которая сложилась в общине Его учеников.

Молитва «Отче наш» в христианской традиции получила название молитвы Господней. С точки зрения Церкви, это единственная молитва, содержащаяся в литургических книгах, которая не была составлена людьми, но была продиктована Богом для людей. В этом отношении она уникальна. В каком-то смысле она служит образцом для многих других молитв, составленных людьми.

Молитва «Отче наш» содержит в себе ключевые понятия христианского богословия: Отец Небесный, имя Божие, Царство Божие, воля Божия, небо и земля, хлеб насущный, оставление долгов (грехов), искушение, лукавый. Каждое из этих понятий имеет предысторию в Ветхом Завете, наполнено многообразным смыслом в прямой речи Иисуса, имеет богатую историю толкования в последующей христианской традиции. Среди ее толкователей – учители ранней Церкви (Тертуллиан, Киприан Карфагенский, Ориген), восточные Отцы Церкви (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник), западные Отцы (Амвросий, Иероним, Августин, Иоанн Кассиан), авторы последующих веков вплоть до наших современников.

Многие современные исследователи разделяют молитву «Отче наш» на две половины, каждая из которых включает по три прошения. В первых трех прошениях, следующих за обращением к Отцу Небесному, молящиеся сосредоточены на Боге, к Которому обращаются на «Ты»:

В следующих прошениях внимание молящихся как бы переключается на самих себя, и они говорят о своих нуждах:

Две половины молитвы иногда называют божественной (соответствующей словам «как на небе») и человеческой (соответствующей словам «и на земле»). В то же время подчеркивают внутреннее единство молитвы, позволяющее говорить о том, что в обеих ее половинах присутствуют и Бог, и человек, и небесное, и земное: человеческое «мы» и божественное «Ты», небесное «Твое» и человеческое «наше» взаимодействуют в молитве, формируя «диалектическую связь, подобно двум сторонам одной монеты, которые можно отличить, но невозможно отделить одну от другой»[2].

1. «Отче наш, сущий на небесах»

Молитва Господня открывается обращением к Богу: Πάτερ ἡμῶν ὁ ἐν τοῖς οὐρανοῖς. В буквальном переводе с греческого: «Отче наш, Который на небесах» (слово «сущий» в русском Синодальном переводе добавлено по смыслу; славянский перевод более буквален: «Отче наш, иже еси на небесех»).

До нас молитва Господня дошла только в греческом переводе, и любая ее реконструкция, будь то еврейская или арамейская, носит гипотетический характер. Однако на основании троекратного использования арамейского слова «авва» (אבא ’abbā) в Новом Завете можно предположить, что именно с этого слова Иисус начал молитву. В Гефсиманском саду Он будет молиться словами: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мр. 14:36). В греческом переводе слово «авва» переводится как πάτερ («отец» в звательном падеже). Изначально слово «авва» использовалось в семейном быту: этим именем ребенок называл своего отца; это же слово применялось к пожилым людям. Употребление этого слова в молитве, адресованной к Богу, необычно, хотя само обращение к Богу как Отцу не было беспрецедентным.

В канонических книгах Ветхого Завета Бог называется Отцом в общей сложности 15 раз (Втор. 32:6; 2 Цар. 7:14; 1 Пар. 17:13; 22:10; 28:6; Пс. 67:6; 88:27; Ис. 63:16; 64:8; Иер. 3:4, 19; 31:9; Мал. 1:6; 2:10). Еще несколько случаев употребления имени «Отец» применительно к Богу мы находим в неканонических книгах (Тов. 13:4; Прем. 14:3; Сир. 23:1, 4; 3 Макк. 6:2, 6). Имя «Отец» по отношению к Богу многократно употребляет Филон Александрийский и семь раз – Иосиф Флавий.

Ориген, выдающийся знаток Священного Писания, провел специальное расследование, касающееся употребления слова «Отец» по отношению к Богу в Ветхом Завете. Своими выводами он делится с читателем на страницах трактата «О молитве»:

О молитве Иисуса говорят все четыре Евангелиста, однако наибольшее количество упоминаний о ней мы находим у Луки: в общей сложности их 12 (Лк. 3:21; 5:16; 6:12; 9:18, 28–29; 10:21; 11:1; 22:32, 41, 44–45; 23:34, 46).

Crossan J. D. The Greatest Prayer. Rediscovering Revolutionary Message of the Lord’s Prayer. London, 2011. P. 47–48.

То, о чем пишет владыка Иларион, понятно, близко и очень насущно для каждого, кто хоть раз обращался к Богу — в болезни ли, скорби или в надежде получить желаемое. Без лишних слов, доходчиво, убедительно и спокойно отвечает автор на вопросы, которые есть у каждого из нас, но которые мы часто стесняемся задать священнику. Какими словами молиться? Надо ли полностью вычитывать молитвенное правило? Как бороться с рассеянностью во время молитвы? Можно ли молиться сидя или лежа? Как научиться Иисусовой молитве и как правильно понимать слова молитвы «Отче наш»? Митрополит Иларион на все эти вопросы, на первый взгляд, наивные, дает исчерпывающие для неофитов ответы и ненавязчиво подсказывает, какую богословскую литературу почитать дальше.

Митрополит Иларион, как известно, профессиональный музыкант, композитор. Поэтому в его книге есть прекрасные музыкальные сравнения. Бог — это камертон, по которому мы должны настраивать все струны своей души. Настройка души «на Бога» — труд кропотливый, но результатом становится самое главное — общение с Богом в молитве.

«Порой мы чувствуем, что между нами и Богом — словно глухая стена, что Бог нас не слышит. Но мы должны понять, что этот барьер поставлен не Богом: мы сами своими грехами воздвигаем его… Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его… Будем помнить об этом, когда готовимся к молитве».

Во втором разделе, посвященном нравственным темам, говорится о десяти заповедях Ветхого Завета, о заповедях блаженства, о любви к Богу и любви к ближнему, о грехе и покаянии, о вопросах семейной этики, о воспитании детей, о месте женщины в Церкви.

В третьем разделе речь идет о молитве и богослужении, храме и иконах, церковном календаре и церковных праздниках, о Таинствах и обрядах.

Книга, как говорится в аннотации к ней, может использоваться как для предкрещальной, так и для посткрещальной катехизации, и будет интересна всем, кто хочет систематизировать свои знания о Православной Церкви.

Своим мнением о «Катехизисе» с «Фомой» поделились священники, которые уже успели его прочитать:

НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, член Союза журналистов России и Союза российских писателей:

«Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) на фоне его обширных двух десятков томов, изданных за последние 15 лет, выглядит «безделушкой» – всего 240 страниц, к тому же текст напечатан крупным шрифтом.

Это я шучу, конечно! Потому что нет ничего сложнее, чем кратко рассказать о Православии, да еще так, чтобы не только дать всеобъемлющее знание о нем, но помочь человеку прийти к Богу.

Если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.

Автор нового «Катехизиса» выбрал иной путь. Хотя здесь есть тоже провиденциальный собеседник в образе взыскующего ученика, но автор выступает в своей книге, скорее в роли посредника между этим учеником и Священным Писанием, Преданием и учением Святых Отцов. Он как бы тоже учится, размышляет, делится своим личным опытом познания. Он даже иногда не избегает трудных и спорных толкований – говорит о них откровенно и честно.

Я стал выписывать цитаты из «Катехизиса», в которых я увидел блестящие формулировки автора, но захлебнулся в них – таковых оказалось очень много. Отмечу только целиком главы «Иисус Христос» и «Церковь» – не прибавить, не убавить.

Блестящий кусок из предисловия к «Христианской нравственности», в котором говорится о том, что Иисус Христос не призывал к отмене рабства, что Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, что Христос не был борцом за права, но именно христианство помогло преодолеть многие социальные немощи древнего мира.

В новом «Катехизисе» не всё понравится кое-кому из христианских либералов, но и некоторые христианские консерваторы могут быть, возможно, чем-то недовольны.

Есть ли у меня к этому вдохновенному тексту претензии? Есть! Мне, например, не хватает упоминания особого церковного почитания Пресвятой Богородицы в первой части книги, об этом говорится только ближе к концу.

Но самое главное, митрополит Иларион передал в своем труде накал любви к Богу и Церкви. Это свидетельство дорогого стоит.

Доктринерство, начетничество, схоластика в книге для тех, кто хочет знать свою веру, недопустимы.

И автор сделал всё для того, чтобы избежать клишированного языка и окостенелого типа мышления в разговоре о Православии.

Хорошая и полезная книга! Всем советую ее изучить.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине:

Предлагаемый Катехизис – книга, давно ожидаемая в современной православной церковной среде. Несмотря на обилие духовной литературы, остро ощущалось отсутствие именно такой книги, в которой кратко, просто и всесторонне рассказывалось бы о православной христианской вере, Церкви и церковной жизни.

Суррогатное материнство – репродуктивная технология, которую Церковь считает нравственно недопустимой

Методически совершенно верно, что в самом начале поставляется текст Символа веры, и именно его разъяснение становится основной канвой изложения Православного вероучения. Представляется важным, указание на то, что Иисус Христос является основателем новой религии – христианства, суть которого не просто в выполнении внешних предписаний, а во вхождении в Царство Небесное, т.е. новых отношений между человеком и Богом. При этом подчеркивается, что христианство обращено ко всем народам земли.

В виду необходимой краткости позволю себе отметить лишь несколько из множества ярких мест предлагаемого Катехизиса.

Голгофа. В описании событий распятия отмечено, как самое тяжкое испытание для человека, которое Господь разделяет с нами, – кажущаяся богооставленность, кажущееся отсутствие Бога Отца. Подчеркнуто, что страдания на Кресте есть высшее проявление солидарности Бога со страдающим человечеством. Кратко и выразительно подчеркнуто, что именно Воскресение Христа стало главной темой апостольской проповеди и главным содержанием христианской веры.

Иисус – Господь и Бог. Интересно отмечено, что впервые эти слова были произнесены апостолом Фомой. На смену сомнению пришло точное исповедание. Подтверждается важное мнение о том, что вере противоположно не сомнение, а равнодушие.

Искупление. Самая сложная тема христианского богословия передается кратким и ясным изложением нескольких исторических концепций. Приводится православная точка зрения цитированием Григория Богослова: «Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный». Именно нам, а не Богу Отцу нужна была крестная жертва Сына Божия. Нам для веры и любви к Богу был необходим Бог, солидарный с нами в наших страданиях и смерти. «Для спасения нам нужен был именно такой Бог, не какой-то иной: Бог распятый на Кресте» (стр.67-68).

Спасение. Замечательный образ: «Бог не тот, кто бросает спасательный круг утопающему и сочувственно смотрит, как тот выкарабкивается из воды: Он Сам ввергает себя в штормовые воды человеческой жизни, чтобы человек мог ухватиться за Него и спастись» (стр. 70).

«Закон Божий» стал учебником для приходских школ Америки, использовался как руководство в воспитании детей в семье и как самоучитель для взрослых, которые лучше хотят понять православную веру. В Советский Союз «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского попал в 1970-е годы. Книга тайно копировалась и передавалась из рук в руки.

Заповеди блаженства. Нравственный закон Христа, изложенный в Нагорной проповеди по справедливому замечанию, в самом деле, «можно назвать автопортретом Иисуса».

Любовь к врагам. Этот важнейший принцип христианской этики подчеркивает, что учение Христа имеет универсальный характер. Очень точное замечание, что эта заповедь говорит нам о том, «что любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным».

Покаяние – «не просто сожаление о содеянном грехе», а изменение ума и образа жизни.

Семейная этика. Хорошо, что приводится ссылка на «Основы социальной концепции РПЦ» с указанием причин, по которым Церковь допускает развод. Важно, что такие ссылки приводятся и в отношении многих других современных проблем нашей жизни.

Евхаристия – основа бытия Церкви. Это возобновление и продолжение Тайной вечери, последней трапезы Иисуса с учениками. Это – бескровная жертва, которую вся община во главе со священником приносит Богу. После преложения хлеб и вино сохраняют свой внешний вид и физические свойства, но по своей сущности они становятся Телом и Кровью Спасителя.

Важно, что в предлагаемом Катехизисе подчеркивается, что Церкви не свойственно начетническое отношение к религиозной жизни: исполнишь такое-то количество правил – угодишь Богу. Самое важное – помнить о том, что Бог смотрит на сердце человека, на его внутреннее расположение: Он ждет от нас любви к Себе, а не лишь механического исполнения тех или иных правил.

Исповедь. Справедливо замечается, что наши современники часто неспособны критически оценивать себя при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей. Указывается, что покаяние требует трезвого, здорового, но критического взгляда на самого себя.

Об умирающих. Очень важное наставление, чтобы родственники не откладывали приглашение священника для исповеди и причащения до последних часов жизни больного, боясь «напугать» его. Это нередко лишает умирающего последнего напутствия и духовной поддержки.

Цитаты из Св. Писания. Правильно и мудро то, что в тексте приводится много цитат из Св. Писания, так как потенциальный читатель скорее всего, быть может, никогда еще и не открывал Библию. Приводимые цитаты, таким образом, станут первым знакомством со Св. Писанием.

Послесловие

Особо хочется сказать о Послесловии. Оно предваряется мудрым пастырским советом читать его уже после принятия Крещения. Сразу же даются важнейшие наставления о том, что быть христианином означает жить по-христиански. Для этого рекомендуется ежедневно читать Евангелие, а к Ветхому Завету переходить позже. Причем вначале ограничиться лишь книгами Бытие и Исход. Дается простое и ясное наставление начинать и заканчивать день молитвами из Молитвослова и Псалтири, при этом прилагать и молитвы своими словами.

Очень ценны советы в отношении других членов семьи и детей. Важно замечание, что жизнь в Церкви не избавит нас от болезней и скорбей, но даст силы правильно их переносить.

Этот Катехизис непременно следует включать в список книг, рекомендуемых людям, делающим свои первые шаги в христианской вере.

В ЦЕРКОВЬ БЕЗ ДУЭЛЕЙ

Протоиерей Дмитрий Моисеев, кандидат богословия, заведующий кафедрой библейско-богословских дисциплин Калужской духовной семинарии:

Мне, как священнослужителю, периодически приходится встречаться с людьми, которые открыли для себя Православие и стремятся узнать его получше. Также приходится беседовать с людьми, которые еще не готовы прийти в Церковь, но имеют желание узнать о Ней и о Ее учении, так сказать, из первых рук. И очень часто они ставили меня в тупик одним вопросом – Какую книгу, желательно – одну, можно прочитать, чтобы составить себе правильное представление о Православии?

Посредством богослужения христианин входит в таинственное общение со Своим Творцом через освящение времени и совершение таинств.

Поэтому выход современного Катехизиса, призванного доступным языком рассказать нашему современнику об основах православной веры – очень важное событие для нашей Церкви. Для меня, как для священника с одной стороны, и как для преподавателя догматического богословия с другой, в этой книге значимыми являются три основных параметра.

Первый – это содержание, то есть полное изложение всех основных вероучительных, нравоучительных и литургических положений, которые необходимо знать православному христианину. Здесь очень важно, чтобы это изложение было полным, но в то же время без излишних тонкостей, которые будут понятны только серьезно изучающему данный вопрос специалисту. Второй – это стиль изложения. Язык должен быть не наукообразным или архаически-благочестивым, а доступным нашему современнику.

Третий, и наиболее важный – это богословская безукоризненность формулировок, точное соответствие излагаемого материала православному вероучению, поэтому неудивительно, что новый Катехизис был составлен одним из наиболее известных богословов современной Церкви.

Познакомившись с его текстом, я был рад убедиться, что он полностью соответствует моим ожиданиям. Он содержит три раздела. Первый – вероучительный, второй – говорящий о христианской нравственности, и третий, посвященный Церкви и богослужению.

В первом доступно и достаточно полно излагаются основные положения православной догматики, расположенные в соответствии с Символом веры и подтверждаемые ссылками на решения Вселенских Соборов и на творения Святых Отцов.

Во втором говорится об основах христианской нравственности, показывается связь нравственных требований Церкви с Божественным Откровением и рассматриваются актуальные проблемы современности, зачастую ставящие новоначального христианина перед необходимостью нравственного выбора.

В третьем разделе говорится о литургической жизни Церкви, о важности Таинств, раскрываются основы православного богослужения и благочестия.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом – это та книга, которую теперь можно будет рекомендовать к прочтению каждому, желающему познакомиться с основами Православия. Надеюсь, что она станет первым шагом в изучении богословия, нравственности и богослужения для всякого, желающего идти ко Христу или только задумывающегося о вступлении на этот путь.

Митрополит иларион алфеев о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here