А. В. погребен за стенами Всехсвятского скита Валаамского мон-ря, близ часовни в честь Страстей Христовых, чтобы богомольцы могли беспрепятственно совершать по нему панихиды. В 60-х гг. ХХ в. могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали ее землей, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 г. после панихиды, совершенной на его могиле наместником мон-ря игум. Андроником (Трубачёвым). От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении под день памяти св. равноап. Владимира 28 (15) июля 1991 г. мощи А. В. были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 (11) сент. 1991 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских,- в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в наст. время.
Прп. Антипа Валаамский |
Антипа Валаамский, Афонский (1816 — 1882), иеросхимонах, преподобный
В миру Лукиан Александр Георгиевич, родился в 1816 году в селе Калаподешти Текучского уезда Молдавии в семье диакона. С детства был набожным и кротким, проявлял большое усердие в учебе, в чтении духовной литературы. Рано лишился отца, мать после смерти супруга постриглась в монахини. Александр был отдан матерью в переплетную мастерскую, но, видя свое призвание в служении Богу, в 20 лет решил стать монахом.
После неудачной попытки поступить в Нямецкий монастырь был принят в небольшой монастырь в Валахии, стал духовным учеником затворника схим. Гедеона.
Был пострижен с именем Алипий архим. Димитрием в монастыре, называемом Браз, и по его благословению отправился на Афон (по др. данным, пострижен в румынском монастыре на Афоне). Поступил в греческий монастырь Эсфигмену. 4 года трудился в поварне, потом перешел к землякам — старцам-пустынникам Нифонту и Нектарию.
Принял схиму с именем Антипа и стал нести подвиг отшельничества, обрел чудотворную икону Божией Матери.
Через некоторое время по просьбе старца Нифонта поступил в строившийся Молдавский скит, был рукоположен во иеромонаха и назначен келарем, в отсутствие игумена управлял скитом, исполнял обязанности духовника. Назначен экономом на подворье скита в Яссах, стал духовником двух женских монастырей. Занимался сбором средств для скита в Москве и Санкт-Петербурге, где приобрел много учеников из разных слоев общества.
Иеросхимонах Антипа (Лукиан) |
В 1865 г. прибыл на остров Валаам в скит Всех святых, где остался, найдя много общего с жизнью на Афоне. Принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до смерти преподобного чудотворный образ Божией Матери, принесенный им с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь.
Скончался 10 января 1882 года на Валааме. Погребен за стенами Всехсвятского скита Валаамского монастыря, близ часовни в честь Страстей Христовых, чтобы богомольцы могли беспрепятственно совершать по нему панихиды. В 1960-х годах могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали ее землей, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 г. после панихиды, совершенной на его могиле наместником монастыря игум. Андроником (Трубачёвым). От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении 28 июля 1991 г. мощи прп. Антипы были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 сентября 1991 г. — в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в настоящее время.
Румынская Православная Церковь канонизировала преподобного Антипу из Калаподешти в 1992 году как единственного монаха из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне. В Румынии также действует монастырь во имя преподобного Антипы.
В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Антипы Афонского было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Прп. Антипа Валаамский (Афонский). Икона |
23 января 2014 года были обнародованы тропарь и кондак святому, составленные скитоначальником Всехсвятского скита схиигуменом Серафимом (Покровским).
От ю́ности благода́тию Бо́жиею наставля́емь,/ ча́до бы́л еси́ послуша́ния,/ в тишине́ афо́нския пусты́ни/ и в мяте́же градо́в Молда́вии и Росси́и,/ вы́ну предстоя́й у́мно Го́сподеви, ди́вне,/ после́днее приста́нище Валаа́мскую оби́тель обре́т,/ сию́ украси́л еси́ по́двигами твои́ми,/ о́тче на́ш Анти́по препро́стый и прему́дрый,/ б’уди ме́сту сему́ покрови́тель/ и моли́ Христа́ Бо́га на́шего// да́ти на́м единомы́слие и любо́вь нетле́нную.
Возсия́вый я́ко светоза́рное свети́ло/ от Афо́нския горы́ да́же до о́строва Валаа́ма,/ стра́нник бы́л еси́ на земли́, о́тче,/ люби́тель безмо́лвия/ и учени́к ве́рный вели́ких ста́рцев молда́вских,/ по мно́жеству ско́рбей твои́х умно́жишася утеше́ния Бо́жия в се́рдце твое́м/ и тьма́ Богооставле́ния преложи́ся на зарю́ Боже́ственнаго све́та,/ его́же и на́с сподо́би моли́твами твои́ми,// Анти́по преподо́бне о́тче на́ш.
Прп. Антипа из Калаподешти. Румынская икона |
- Замечательная жизнь иеросхим. Антипы / Изд. Валаамского мон-ря. СПб., 1893;
- ЖПодв. Доп. т.: Янв.-июнь. С. 7-24;
- Stan L. Sfinţii români. Sibiu, 1945. P. 73-75;
- Валаамские подвижники. СПб., 1997;
- Пимен, иером. Иеросхим. Антипа / Изд. Валаамского мон-ря. [СПб.], 1997.
В миру Лукиан Александр Георгиевич.Родился в 1816 году в селе Калаподешти Текучского уезда Молдавии в семье диакона. С детства был набожным и кротким, проявлял большое усердие в учебе, в чтении духовной литературы. Рано лишился отца, мать после смерти супруга постриглась в монахини. Александр был отдан матерью в переплетную мастерскую, но, видя свое призвание в служении Богу, в 20 лет решил стать монахом.
После неудачной попытки поступить в Нямецкий монастырь был принят в небольшой монастырь в Валахии, стал духовным учеником затворника схим. Гедеона.
Был пострижен с именем Алипий архим. Димитрием в монастыре, называемом Браз, и по его благословению отправился на Афон. Поступил в греческий монастырь Эсфигмену. 4 года трудился в поварне, потом перешел к землякам — старцам-пустынникам Нифонту и Нектарию.
Принял схиму с именем Антипа и стал нести подвиг отшельничества, обрел чудотворную икону Божией Матери.
Через некоторое время по просьбе старца Нифонта поступил в строившийся Молдавский скит, был рукоположен во иеромонаха и назначен келарем, в отсутствие игумена управлял скитом, исполнял обязанности духовника. Назначен экономом на подворье скита в Яссах, стал духовником двух женских монастырей. Занимался сбором средств для скита в Москве и Санкт-Петербурге, где приобрел много учеников из разных слоев общества.
В 1865 г. прибыл на остров Валаам в скит Всех святых, где остался, найдя много общего с жизнью на Афоне. Принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до смерти преподобного чудотворный образ Божией Матери, принесенный им с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь.
Скончался 10 января 1882 года на Валааме. Погребен за стенами Всехсвятского скита Валаамского монастыря, близ часовни в честь Страстей Христовых, чтобы богомольцы могли беспрепятственно совершать по нему панихиды. В 1960-х годах могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали ее землей, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 г. после панихиды, совершенной на его могиле наместником монастыря игум. Андроником (Трубачёвым). От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении 28 июля 1991 г. мощи прп. Антипы были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 сентября 1991 г. — в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в настоящее время.
Иерархи и священнослужители из разных мест России, приезжающие на Валаам, неоднократно обращались с просьбой отделить им малую частичку св. мощей старца Антипы, что свидетельствует о почитании ими старца. Особо велико почитание святого подвижника в Молдавии и в Румынии (св. Антипа канонизирован Румынской Православной Церковью еще в 1992 г.), откуда также поступали просьбы передать частичку его мощей. На Святой Горе Афон почитание этого святого старца распространено среди монахов-святогорцев румынской и русской национальностей.
Иеросхимонах Антипа родился в Молдавии, в селе Калаподешти Текунчского уезда в 1816 году. Родители его были люди православные и весьма благочестивые. Жили они в большой бедности. Отец его, Георгий Константинович Лукиан, служил дьяконом в убогой церкви села Калаподешти; мать его, Екатерина Афанасьевна, впоследствии поступила в женский монастырь и с именем Елисавета скончалась в схиме. Долго у Лукианов не было детей; наконец по молитвам жены у них родился сын Александр, впоследствии в схиме получивший имя Антипы.
Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божиим: мать родила его без болезни; затем до конца жизни осеняла его чудная благодать Божия. Еще в детстве, когда он пас овец своего отца в глухом лесу, где водилось множество ядовитых змей, брал он их живых без малейшего вреда в свои руки и тем приводил в ужас сторонних зрителей. Раз он пошел в огород к своему соседу, семейному человеку, у них зашел разговор о змеях, тогда мальчик уверял, что он не боится змей и даже берет их на руки живых; сосед не верил ему и даже смеялся над ним, как вдруг, по смотрению Божию, очутилась в том самом огороде одна змея, которую мальчик без боязни взял на свои руки; сосед же, испугавшись, закричал на всю мочь и пустился бежать. Так Бог хранил от юности сего отрока.
В первую неделю Великого поста о. Антипа вовсе не употреблял ни пищи, ни питья; в такой же строгости соблюдал он пост в понедельник, среду и пятницу в течение всего года и в вечерия праздников Рождества Христова и Богоявления. В эти два последних дня (сочельника) даже в предсмертной болезни своей, когда от сильного жара высыхал у него совершенно рот, не решался он облегчить своих тяжких страданий глотком воды. На четыре же непостных дня – воскресенье, вторник, четверг и субботу – для постника была достаточна та пища, которую ему раз в неделю приносили на обед в субботу.
Так подвизался о. Антипа круглый год в скиту. Когда же приходил в монастырь, здесь уже он сообразовался с чином монастырским. Приходил же он в монастырь три раза в год – на Рождество Христово, на Страстную неделю и неделю Святой Пасхи и на всю неделю Пятидесятницы. Кроме этих определенных дней, приводила его в монастырь еще необходимость духовного собеседования с близкими ему лицами, приезжавшими собственно для него на Валаам. Хотя приезды этих лиц крайне тяготили любителя безмолвия, но на них всегда отзывался он со всей полнотой безграничного радушия. Здесь выражались его глубокая самоотверженная любовь к ближним, его тонкое благочестивое чувство, боявшееся чем-нибудь опечалить их. По целым дням тогда затворник находился в обществе женщин, пил чай, ел.
«Как можешь ты соединять продолжительный скитский пост с таким неожиданным разрешением?» – в недоумении спрашивал его один из любивших его отцов валаамских. – Дивно отвечал он ему словами святого Апостола Павла: «Во всем и во всех навыкох: и насыщатися, и алкати, и избыточествовати, и лишатися» (Флп.4:12).
Ничего не искавший на земле, весь ум свой углубивший в Бога, о. Антипа с радостью переносил все огорчения, поношения, упреки. Глубокое смирение и всегдашняя готовность к самоукорению давали ему полную возможность всегда сохранять невозмутимым глубокий мир души. Жил он в нищете крайней. Келлия его была совершенно пуста, не было в ней ни кровати, ни стула – стояли в ней небольшой столик вместо аналоя и деревянный жезл с перекладиной, на который в борьбе со сном, в изнеможении, упирался он во время всенощного бдения; на полу лежал войлок, на котором он сидел и на котором в утомлении предавался краткому ночному отдохновению. Живя сам в такой нищете, о. Антипа со всей любовью отзывался на нужды братий, если только открывалась ему к тому возможность. Полюбив всей душой Валаамский монастырь с первого дня своего прибытия на Валаамские горы, о. Антипа сохранил свою любовь к нему до конца. «Одно сокровище есть у меня, – говорил он, – это моя чудотворная икона Божией Матери; никому я ее не дам, кто бы у меня ее ни просил: я оставлю ее только Валаамскому монастырю».
Многие годы проводя в строгом подвижничестве, о. Антипа нисколько не расстроил своего здоровья. Вообще он обладал здоровым крепким организмом. К лекарствам и лекарям в случае болезни он никогда не обращался. Принимая болезнь от руки Божией, от Божией же руки ожидал он и исцеления. Судя по его бодрому виду, трудно было предполагать, что он так скоро переселится с гор подвижничества в селения горние. В течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил его и тихо привел его к мирному преставлению.
В год своей болезни Страстную неделю и неделю святой Пасхи о. Антипа еще по обыкновению провел в монастыре. В Великую Субботу он был у Божественной литургии. По окончании литургии он сказал своему ближайшему сподвижнику и ученику: «Во время Причащения я был в алтаре и взглянул из южных дверей в церковь. Монахи уже причастились и лица некоторых причастившихся монахов сияли как солнце. Я не знаю имен этих монахов. Прежде этого я не видал».
В глухую осень того же года стоял о. Антипа в своем уединении на молитве. Вдруг сделался шум: Афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места; другие иконы, бывшие на нем и около него, упали. Образ Богоматери шествовал тихо по воздуху на протяжении целой сажени и остановился на груди у о. Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Со слезами умиления открыл о. Антипа об этом радостном и чудном явлении одному из ближайших своих учеников только за три дня до своей кончины.
Болезнь быстро развивалась. По желанию о. Антипы его соборовали. Он видимо угасал. С любовью посещали его во время болезни братия, ближайшие же его ученики в последние дни были при нем неотлучно.
Дня за два до кончины о. Антипы в монастырском храме шла вечерня. Вдруг что-то сильно стукнуло об пол. Это упал послушник, старик из крестьян, пораженный апоплексическим ударом. Объяснили о. игумену, и тот благословил взять из пономарской воды и освежить больного – думали, что он угорел. Оказалось, что он уже скончался.
В эту ночь, как и в предшествующие ночи, особенно страдал о. Антипа. Под утро ему стало полегче, и он обратился к окружавшим его ученикам с вопросом: «Кто у вас умер в монастыре?» Так как в скит из монастыря еще никто не приходил и известия никакого не было, ученики отвечали: «Никто». «Нет, умер, – возразил о. Антипа, – умер простой старик в церкви. ему было трудно. Игумен велел дать воды. не помогло. умер». В недоумении слушали старца его ученики. Около 11-ти часов утра в скит приехал о. духовник, и тогда только разъяснилось, что о. Антипа, лежа на болезненном одре в скиту в трех верстах от обители, говорил о происшествии монастырском с такой точностью и подробностью, как будто оно совершилось перед его глазами.
В последнюю ночь часто подымал о. Антипа руки к небу и звал к себе своего любимого афонского старца, схимонаха Леонтия – мужа святого и подвижника великого. «Леонтий! Леонтий! Где ты? Леонтий!» – часто повторял о. Антипа и как бы беседовал с пришедшим. «Батюшка, да с кем ты говоришь? Ведь никого нет», – наклонясь к о. Антипе, сказал ему келейник. Пристально посмотрел старец на келейника и тихо пальцем постучал его в голову.
Под утро, чувствуя уже близость своего отшествия и желая быть причастником Божественных Тайн на литургии, совершенной в последний день его жизни, о. Антипа просил поспешить совершить литургию и причастить его. В полном разуме, сподобившись приятия Божественных Даров, о. Антипа погрузился в тихую дремоту. Прошло два часа. Ближайший ученик его прочитал девятый час и стал читать акафист Божией Матери. Во время чтения акафиста тихо замолк навеки, в течение всей жизни, ежедневно, со всем усердием и живейшей верой возносивший Царице Небесной акафистные хваления, о. Антипа. Скончался он в воскресенье, 10 января 1882 года, на 66-м году от рождения.
После его смерти в монастырь пришли два пакета. В первом в сопровождавшем его письме писалось:
«Живший у нас в Москве с 1859 года для сбора с Афона иеросхимонах Антипа, в 1865 году отправляясь к Вам в Валаамский монастырь, в скит Всех Святых, оставил у меня пакет за его печатью, с тем чтобы я по получении верного известия о его смерти представил оный пакет к Ввм на Валаам. Сего января 23 дня уведомил меня Вашей обители иеромонах Амвросий, что отец Антипа, сего января 10, волею Божией, поболев, скончался; исполняя волю старца иеросхимонаха Антипы, посылаю к Вам означенный пакет. С уважением, Китайского сорока, Московской Троице Грузинской церкви священник Николай Воздвиженский». В пакете были казначейские билеты на поминовение о. Антипы.
Напротив Валаамской иконы Божией Матери (слева) можно увидеть резную раку. В ней покоятся мощи прп. Антипы Валаамского (Афонского), уроженца Молдавии, долгое время подвизавшегося на Афоне. В Афонском монастыре он принимал деятельное участие в устроении румынского скита Продром, а затем приехал в Россию для сбора пожертвований. Живя в Петербурге, Антипа совершил паломничество в Валаамский монастырь, где, испросив благословение афонских и молдавских старцев, провел последние 17 лет своей жизни.
Старец всегда жил в крайней нищете: в пустой келье не было ни кровати, ни стула, лишь небольшой столик вместо аналоя и деревянный жезл с перекладиной, на который в борьбе со сном в изнеможении опирался он во время всенощного бдения. На полу – войлок: здесь он сидел в утомлении днем или отдыхал ночью. Сам будучи нестяжателем, отец Антипа неизменно с любовью отзывался на нужды братии. В XIX веке он был едва ли не единственным из валаамских старцев-духовников, имевших духовных чад не только из числа насельников монастыря, но и мирян из разных сословий, в том числе и духовных дочерей. Поскольку женщины допускаются в Всехсвятский скит лишь раз в году на праздник Всех святых (первое воскресение после Дня Святой Троицы), отец Антипа просил похоронить его вне территории скита, чтобы его духовные дочери могли бы посещать его могилку. Желание старца было исполнено.
В 1960 году могила старца была вскрыта неизвестными ≪кладоискателями≫. Не найдя ≪драгоценностей≫, грабители засыпали могилу землей, бросив неподалеку надгробную плиту. Позже, по осевшей над могилой земле, и определили место подлинного захоронения святого подвижника.
Мощи старца Антипы были обретены в мае 1991 года, после того как наместник обители игумен Андроник (Трубачев) с братией совершил панихиду по старце. Для удостоверения того, что раскопки велись действительно на месте могилы и что обретенные останки принадлежали именно старцу Антипе, место под сдвинутой плитой было раскопано, но там оказалась лишь скала. На всенощном бдении в память равноап. кн. Владимира, 15/28 июля 1991 года, мощи старца Антипы были перенесены в храм свв. апп. Петра и Павла, а на память прпп. Сергия и Германа, 11/24 сентября 1991 года, – в нижний храм Спасо-Преображенского собора, икона старца, написанная в 2001 году, расположена как раз над его святыми мощами.
От помещенных в раку мощей старца Антипы исходит сильное благоухание, особенно в то время (например, в начале Великого поста), когда братия обители усердно подвизаются в посте и молитве. Многие братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают его.
В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя прп. Антипы Валаамского (Афонского) было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви, память прп. Антипе Валаамскому (Афонскому) совершается 10/23 января.
Иерархи и священнослужители из разных мест России, приезжающие на Валаам, неоднократно обращались с просьбой отделить им малую частичку св. мощей старца Антипы, что свидетельствует о почитании ими старца. Особо велико почитание святого подвижника в Молдавии и в Румынии (св. Антипа канонизирован Румынской Православной Церковью еще в 1992 г.), откуда также поступали просьбы передать частичку его мощей. На Святой Горе Афон почитание этого святого старца распространено среди монахов-святогорцев румынской и русской национальностей.
Церковные предания гласят, что Валаамская икона Божией Матери обладает чудодейственной силой и может посещать православных людей во сне. Валаам издавна укреплял веру наших соотечественников, этот остров называли Русским Афоном. Валаамские старцы наставляли российских императоров, а об островных иконах слагались легенды.
О чем можно молиться перед иконой Богородицы, чего просить у небесной заступницы? С Божьего дозволения мы поведаем об этом.
Вы уже поняли, что перед чудодейственной иконою молятся не просто так — на вас может снизойти Божия благодать. Радуйся, говорят умные люди, если в твоей семье никто не болеет. А если хворь приключилась, получится ли ее молитвами исправить?
Вот о чем можно просить Валаамскую икону Божьей Матери:
- Исцеление болезней (изначально к иконе Валаамской приходили ради этого, актуальность сохраняется по сей день).
- Дни памяти (преподобные Сергий и Герман почитаются в среде молящихся, дни старцев отмечаются 24 сентября и 11 июля).
- Восстановление семейных отношений (молитва Валаамской иконе поможет сохранить брак, обрести мир и родить здорового ребенка).
- Празднование дня, посвященного Валаамской Божией Матери (первое воскресенье после 12 июля — дня празднования памяти апостолов Петра и Павла).
В 2019 году день памяти Валаамской иконы Божией Матери отмечается 14 июля.
Правила молитвы чудодейственной Богородице мало чем отличаются от общих православных установлений.
Икона Божьей Матери (с Валаамским или иным происхождением) помогает тем людям, которые действительно нуждаются в помощи. Старинные иконы — серьезное средство исцеления недугов. Чем больше времени вы проводите перед такими иконами, тем лучше (не являются исключением и образы Валаамских мастеров).
Чтобы достичь желаемого молитвой, придерживайтесь следующих правил:
- У Валаамской иконы стойте с открытым сердцем, не лукавьте.
- Молитва должна быть чистой, думайте о Богородице, а не о суетных вещах.
- Перед иконами церковь рекомендует ставить свечи, это понравится владычице.
- Учтите, что небесное заступничество вам никто не гарантирует, проявляйте терпение.
- Не забывайте просить Богородицу о помощи в преодолении пагубных страстей.
- Если вы просите Божью Матерь об исцелении близкого человека, вероятность выздоровления повышается.
- Перед тем, как посетить Валаамские земли, исповедуйтесь.
- Не забывайте просить Бога нашего об исцелении всё оставшееся время.
- Богородица Валаамская помогает лишь истинно верующим — тем, кто уже принял Иисуса в своё сердце.
- Перед любыми иконами нужно креститься, обеспечивая должный уровень почтения.
Естественно, что у иконы нужно просить помощи, используя для этого правильные слова. Для иконы Божьей Матери, попавшей некогда на Валаамскую землю, разработана специальная молитва. Если мы ничего не путаем, икона защитит нас «от всякия напасти».
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вот слова, которыми надлежит славить Валаамскую Богородицу:
О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея.
О, Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих.
Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мало кто знает о том, что Валаамский образ вдохновлял поэтов на творчество. Тропарь в честь Богородицы некогда написал архиепископ Павел:
Богородице Дево, на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся, пред нею бо на острове Валааме мольбы усердно молящихся исполняются; услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, утверди нас в вере и любви, и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.
Чуть позже Валаамскому чуду был посвящен кондак — авторство этого произведения принадлежит православной поэтессе Валентине. Легенда гласит, что поэтесса была незрячей, но сумела воспринять всё величие иконы и духовно возвыситься.
Отсюда вывод — икона может способствовать и внутреннему развитию человека. Так что активно молитесь в храме, прославляйте икону и ждите Валаамского чуда.
По традиции — Вашему вниманию видео службы Валаамской иконы Божией Матери на церковнославянском языке (всенощное бдение) во главе с игуменом Спасо-Преображенского монастыря, епископом Троицким Панкратием:
Валаамской иконы Божией Матери (Всенощное бдение). Валаамский монастырь.
Если заглянуть в область иконографии, мы увидим, что икона Божией Матери с Валаама относится к «Панагиям» — Богородичным образам. Также есть тип иконы «Никопея», с которым прослеживается композиционное родство.
Рассматривая икону, обратите внимание на босые ноги Заступницы и державу в руках Иисуса. Это и отличает икону Божьей Матери в Валаамском исполнении от аналогов, созданных в других православных монастырях.
Автор иконы — легендарный иеромонах Алипий, который перед постригом проходил обучение на художника. Иеромонах долго работал над иконою и полностью завершил создание образа в 1878 году.
По неведомым причинам Богородице не было уготовано место на иконостасе — святыня 20 лет пылилась в кладовой монастыря. Подобные истории случались и с другими иконами, но здесь случай особый. Дальнейшие события разворачивались в такой последовательности:
- Наталья Андреева, паломница с больными ногами, отправилась в странствие в поисках целебных икон.
- Ночью паломнице привиделся сон с Валаамской Богоматерью — это случилось в 1897 году.
- Спустя некоторое время икона была обнаружена в кладовой заброшенного храма (на паломничество у Андреевой ушло около года).
- В 1940 году остров Валаам стал принадлежать СССР, и монахи перевезли чудотворный образ в Финляндию — туда, где был основан Новый Валаам.
- Сейчас святыня считается важнейшей реликвией Ново-Валаамского монастыря.
Если вы соберетесь на Валаам, стоит учесть, что там хранится список знаменитой иконы (оригинал по-прежнему пребывает в Финляндии). Праздновать день досточтимого образа наши соотечественники начали в 1997 году — после разрешения Алексия Второго. В Финляндии дата отличается от российской (празднуется 7 августа) — это нужно знать об иконах перед началом молитвы.
Новой вехой в истории образа стал 2000 год — именно тогда Алексий II благословил строительство церкви, воздвигнутой в честь реликвии. В качестве площадки было выбрано предполагаемое место обнаружения образа. В 2005 году храм торжественно освятили, после чего двери распахнулись для верующих.
Икона обладает глубоким символическим значением. Прихожане познакомились с Валаамскою Богородицей в год, когда Николай Александрович, император российский, прошел через обряд венчания. Отсюда — величественность образа, красные одеяния и великодержавный смысл, заложенный в икону.
Кроткое безмолвие и покровительство смертным — вот что олицетворяет собой Валаамская икона.
Стоит отметить, что многочисленные исцеления служат доказательством чудодейственности иконы. Даже освященный список привлекает паломников, стекающихся на Валаам со всей России. Последнее зафиксированное чудо — выздоровление сына греческого священнослужителя. Свидетельство этого есть у архимандрита Сергия, настоятеля Нового Валаама. Так что не отчаивайтесь и смело планируйте паломничество, если возникли сложности со здоровьем.
23 января (10 января cт. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память Преподобного Антипы Валаамского (Афонского) (1882).
Преподобный наш Отче Антипо, моли Бога о нас!
В первый год пребывания своего в России, как только открылась навигация, посетил о. Антипа Валаамский монастырь. Всею душою полюбил он тогда пустынные, безмятежные леса Валаама, и как только кончились его дела по сбору подаяний, с благословения своих молдавских старцев, 6-го ноября 1865-го года прибыл он на Валаам. Маленькая, уединенная келья в скиту Всех Святых приютила здесь ревностного любителя безмолвия и молитвы.
Велики были молитвенные подвиги о. Антипы в пределах Святой Горы и среди шума мирского в городах Молдавии и России. Но там они развлекаемы были то рукоделием, то обращением с мирскими людьми по делам сбора. В уединении же Валаамском молитва сделалась единственным и исключительным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь. Кроме неопустительного исполнения службы по церковному уставу, он каждый день прочитывал 2 акафиста Божией Матери и ежедневно полагал 300 поклонов с молитвою о спасении всех усопших. Помянник его был очень велик. Поминал он всех благотворителей за многие годы, всех знаемых. Это поминовение продолжалось более часа. В определенное время между службами и поклонами он занимался умною молитвою. Когда случалось ему быть и служить в монастыре, точно также как и каждую субботу, когда он причащался в скиту, предварительно в кельи совершал он полную службу на молдавском языке. Не раз замечали братия, какими горькими слезами обливался он на молитве, совершаемой им с полным вниманием.
Более подробно о Прп. Антипе Валаамском можно прочитать здесь:
«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней» (Быт. 28:10).
Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.
Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов. Никакого другого назначения – ни практического, ни символического, они не имели.
Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.
Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.
Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.
Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».
Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.
Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.
В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.
Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:
4) Евхаристия (т.е. Причащение)
7) Елеосвящение (Соборование)
Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.
Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.
Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.
Используются чётки главным образом в монашестве. Миряне тоже могут молиться по чёткам, однако желательно иметь на то благословение духовника. Чётки не должны восприниматься их обладателем как модный атрибут, а тем более как знак превосходства над окружающими. Чётки – не повод для самовозвеличивания и гордыни, в противном случае их использование сродни фарисейству.
Во время молитвы лестовку принято держать в левой руке, а пальцы для отсчёта ступеней складывать так же, как и для крестного знамения. В таком положении очень удобно отсчитывать число произнесённых молитв большим пальцем. При совершении земных поклонов аккуратно свёрнутую лестовку стараются класть на подручник. При этом две сложенные вместе полусогнутые ладони прикрывают её сверху, образуя подобие «домика». Нельзя сказать, что этот способ является каким-то правилом – скорее физиологической особенностью, однако и в этом жесте можно найти определённое проявление благоговения и бережливости. При соответствующем обращении одна и та же качественно сработанная лестовка может на долгие годы стать самым дорогим и любезным другом для души.
Прекрасным подарком воцерковлённому человеку станет валаамская лестовка ручной работы – настоящее оружие церковное, специально изготовленное для овладения молитвой, которую апостол Павел в послании к Ефесянам называет «мечом духовным».
До революции существовало множество различных лестовок. Они изготавливались как домашними умельцами, так и небольшими специализированными артелями. Крупнейший центр лестовичного промысла находился в городе Семёнове Нижегородской губернии. Известно, что в конце XIX — начале XX века нишу дешёвых массовых изделий почти полностью контролировал предприниматель, хлебопромышленник и лесозаготовитель Николай Александрович Бугров.
Нашли лестовки своё отражение и в русском изобразительном искусстве. С лестовкой на левой руке изображены на картине В.И. Сурикова юродивый и боярыня Морозова.
Упоминается лестовка и в народной мудрости, например в русской пословице «Робкий муж и лестовки боится».
В прежние времена усопшему православному христианину в последний путь непременно полагалась погребальная лестовка, вкладываемая в левую руку. В этом случае её замкнутый молитвенный круг символизирует вечность, куда ведёт скоротечный путь нашего недолговременного земного странствования.
Существует книга, духовный труд «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Она называется так же, как чётки, поскольку описывает степени восхождения человека по ступеням добродетелей. В произведении сказано: «Кто приобрёл похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов». Будем помнить эти слова и с помощью Божией укрепляться в деле духовного совершенствования.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Трудами братии Валаамского монастыря
Доброго времени суток всем посетителям! Меня зовут Вячеслав Щербин. Я более 10 лет изучаю различные источники с молитвами. За это время я нашел большое количество разных молитв на любой случай. Хочу поделиться ими с посетителями сайта.
Данные для сайта собирали с множества доступных источников, для большего объема информации. Вся найденная нами информация была изложена на данном сайте в доступном виде. Все данные были тщательно переработаны.