Молитва апостолу иакову зеведееву

Самое детальное описание: молитва апостолу иакову зеведееву специально для посетителей нашего ресурса.

Брат апостола Иоанна Богослова (+ ок. 98-117 гг.; память 26 сентября/9 октября), священномученик. Был призван на проповедь Евангелия Самим Господом из простых рыбаков вместе с братом (Мф. 4, 21; Мк. 1, 19-20). Святым апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37-42; Лк. 8, 51-55), на Фаворской горе (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-9; Лк.9, 28-36) и в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-45).

После сошествия Святого Духа св. апостол Иаков проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе, как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко святому апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу (40-44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством св. Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаковом в 44 г. в Иерусалиме (по другим источникам, около 42 г.).

Христе, внемли нам. Христе, внемли нам.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Пресвятая Троица, Единый Боже, помилуй нас.

Святая Мария, молись за нас.
Святая Богородица, молись за нас.
Святая Дева над девами, молись за нас.

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, — прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, — услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, — помилуй нас, Господи.

Молись о нас, святой Иаков. Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.

Всемогущий милостивый Боже, избравший двенадцать апостолов для обращения всего мира! Среди них трое были особенным образом любимы Твоим Сыном Иисусом Христом, и в число этих трех избраннейших удостоился войти апостол Иаков. Соделай, чтобы по его заступничеству мы сподобились войти в небесную славу, где Ты живешь и царствуешь вовеки веков.
Аминь.

О Мария, без греха зачатая, моли Бога о нас, к тебе прибегающих!
О Мария, без греха зачатая, моли Бога о нас, к тебе прибегающих!
О Мария, без греха зачатая, моли Бога о нас, к тебе прибегающих!

Великий апостол Иаков, ближний Господа нашего, еще более близкий к Нему духовно! Ты был призван Им в числе первых учеников, удостоился Его особой близости и дружбы и ответил на Его призыв всей душой своей, оставив все, чтобы следовать за Ним по первому зову. Также ты сподобился чести первым из апостолов умереть за Него, собственной кровью запечатлев свою проповедь.
Громоподобный “Сын Громов” в своем рвении, с небес потрясающем Землю, ты многократно явил себя заступником Его святой Церкви, являясь христианам на полях битвы, чтобы рассеять и повергнуть врагов Креста и привести верных к победе, когда они уже теряли боевой дух. Сила христиан, надежное прибежище призывающих тебя с верой, — защити нас ныне от обступивших нас опасностей.
Пусть по твоему заступничеству Господь наш ниспошлет нам Свою святую любовь, страх сынов Божиих, справедливость, мир и победу над врагами нашими – видимыми и невидимыми, а прежде всего дарует нам счастье видеть Его и пребывать с Ним на небесах – в сообществе твоем и всех ангелов и святых во веки веков. Аминь.


МОЛИТВА святого Апостола Иакова Алфеева


Житие святого Апостола Иакова Алфеева

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15). И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем1. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте3.

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:
Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.
2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).
3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Апостол Иаков Заведеев — старший брат апостола Иоанна Богослова, один из фаворитов, кому Господь преимущественно открывал Божественные тайны. Проповедовал в Испании, потом вернулся в Иерусалим, где был по приказу царя Ирода Агриппы. Испанцы почитают его небесным покровителе и защитником своей страны. Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам при Реконкисте. Самый древний паломнический путь Западной Европы — это путь апостола Иакова. Он также покровитель миссионеров, богословов и паломников.

Апостоле святый Иакове, моли Милостиваго Бога, да прегреше́ний оставление подаст душам нашим.

Апостол Христов был еси избранный и Богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове, поющим тя грехов оставление испроси и душам нашим велию милость.

Глас Божественный слышав, призывающ тя, любовь отца презрел еси и притекл еси ко Христу, Иакове, с сродником твоим, славне, с нимже сподобился еси видети Господне Божественное преображение.

О, великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей града Святаго, теплый наш заступниче и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы.

Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас низверженных многими грехи.Яко священномученик, имеяй власть решати и вязати, разреши зол наших соузы и любви Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне соделай молитвами твоими.Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати наше земное странствие, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо, с тобою вкупе, выну восхваляти Троицу Нераздельную, воспевати Едино Божество Отца, и Сына, и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Величаем тя, апостоле Христов Иакове, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Апостол Иаков Заведеев — старший брат апостола Иоанна Богослова, один из фаворитов, кому Господь преимущественно открывал Божественные тайны. Проповедовал в Испании, потом вернулся в Иерусалим, где был по приказу царя Ирода Агриппы. Испанцы почитают его небесным покровителе и защитником своей страны. Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам при Реконкисте. Самый древний паломнический путь Западной Европы — это путь апостола Иакова. Он также покровитель миссионеров, богословов и паломников.

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев: Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Твоею мрежею, яко ловец искусен, от прегрешений глубины возвед, блаженне, душу мою просвети светолучными сиянии и похвалити твою достойно, о богоявленне Иакове, память, учениче, сподоби.

Превечный Отцу, Собезначальный, пресовершенный же Бог, воплощся, явися на земли яко Человек и содейственника благодати показа, блаженне, и служителя тя премудра, силою Его укрепляема.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Разуме твоея души благородие, тя Проведец Бог, и твердость, учениче, и непобориму мысль, славне, Своим служителем лучша постави, языком возвещающа.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Совета Великаго, отче, Ангел, от Девы Матере явлься миру, плоть приемь, яко добродетельми украшена ученика тя показует и богогласника, Иакове, словеса Его ветийствующа.

Ирмос: Утверждей в начале небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, едине Человеколюбче.

Припев: Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Свыше тя дыхание нуждное Утешителя разжегше, мудра богогласника, ветийствующа яве величия показа воплощшагося Слова, Егоже и самовидец был еси.

Тя, якоже стрелу избранну, словом изощренну, в сердца врагов вонзи, растерзая души сопротивных, премудре, и пленяя, таинниче, сих корысти, Иакове.

Нескверныя твоея души тихость Владыце узреся, и прежде звания, блаженне, достоприятен Ему явился еси, о Иакове, и смотрения Его ученик был еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Священным твоим, мудре, житием и светоносным, еже к Богу сродством, всеблаженне, украшаемь ясно, и сообщник показался еси, измлада бо явился еси Слова ссельник.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Дверь явися мысленная Востока свыше, сущим на земли явльшагося, Дево: Тобою бо к нам Слово прииде спасти всех от безсловесия, Пречистая.

Уловив языки апостол славный и научив концы земныя Тебе кланятися со Отцем и Духом, Христе Боже, того ради утверди Церковь Твою и верным низпосли благословение Твое, Едине Милостиве и Человеколюбче.

Богородичен: Премудрость и Слово в Твоем чреве заченши неопально, Мати Божия, миру родила еси мир Содержащаго, и во объятиях понесла еси вся Носящаго, Питателя всех и Творца твари. Темже молю Тя, Всесвятая Дево, и верно славлю Тя избавитися ми от прегрешений, и в день Суда, егда предстати имам пред лицем Создателя моего, Владычице Дево Чистая, Твою помощь тогда подаждь ми: вся бо можеши, елика хощеши, Всепетая.

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Припев: Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Проповедник Христов быв, божественный Иакове, ты, зван, убо скоро последовал еси, отеческую любовь презрев и вечная изменив текущими; тем неизреченнаго небеснаго наследия сподобился еси, блаженне приснопамятне.

О, теплаго желания твоего ко Владыце Христу! Ты бо Сего зело возжелал еси, сиянием Того просвещся, якоже и вообразитися, и явитися всем свет вторый, перваго зарями озарився и славою, всечестне блаженне Иакове.

Житие честно имел еси и пречудно, желанием бо желание неодержимо приемь, желании богоначалия совершеннаго блаженства достигл еси, боговидче, со безплотными поя: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Всего себе мановению отдав Владычню, учениче Богозрачне, добродетельми взялся еси явленно к высоте и божественному воистинну краю, и оттуду целеб реки источаеши память твою верно славящим.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Ты верных похвала еси, Безневестная, Ты Предстательница, Ты и прибежище христиан, стена и пристанище, к Сыну бо Твоему мольбы носиши, Всенепорочная, и спасаеши от бед верою и любовию Богородицу Чистую Тебе знающия.

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тма окаяннаго? Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Припев: Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Нов, якоже Илия, ревностию разжигаемь, непокоршияся проповеданию твоему попалити восхотел еси, славне, но возбрани тебе Хотитель милосердия, научая кротости благодатней.

Вшед, добродетелию конечною вперим любве ради лучших, престол Владыки возжелал еси, премудре, начальная держати, не яко желая славы суетныя, но зрети посреди Егоже возжелал еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Превзыде уставы, Спасе, Иаков человечества, во Твою бо силу, яко в ризу, облекся, исцеления точит реки и чудес и просвещает верою концы.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Светел тя облак Слова, облистающа славою обожена, на Фаворстей горе осени, блаженне Иакове, и глас слышати Отеческий сподобился еси, извествуяй Того Сыновство.

Ирмос: Бездна грехов и прегрешений буря мя смущает и во глубину нужднаго реет мя отчаяния, но Твою крепкую руку мне простри, яко Петрови, о Управителю! и спаси.

Припев: Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Струи, яко от источника, исцелений непрестанно изливая и просвещение учения благочестно источая, мудре, души, благочестно любовию, Иакове, приступающия, просвещаеши, преблаженне.

Сосуд вместящ Владыка обрет тя, преблаженне, Своего богатнаго и честнаго даяния, обилует даровании, иже паче ума таинств, служителю присносущныя жизни.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Умерщвление нас ради Владыка восхоте восприяти, мертвых вину истиннаго воскресения, яко мудра таинника, блаженне, тя взят содетельника, в нощи, в нейже предаяшеся.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Бездну щедрот рождшая, Богородице Дево, от печальных жития душу мою спаси и радости духовныя двери ми отверзи, на Тя бо едину надежду мою возложих.

Глас Божественный слышав, призывающ тя, любовь отца презрел еси и притекл еси ко Христу, Иакове, с сродником твоим, славне, с нимже сподобился еси видети Господне Божественное преображение.

Вкупе сый с братом в селех небесных, иже святая ныне агаряны попирающия, ногами скверными и нечистыми ходящия, божественными вашими молитвами отжените, и мучителем умышления отсекше, и иже от них множества ради согрешений наших держимых, ныне свобождения сподобите: яко да во едино собравшеся, видим Господне Божественное преображение.

Ирмос: Божия снисхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко во цветнице, ликующе пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Припев: Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чашу испил еси, якоже обещался Владыце Христу, крещением Сего ты крестился еси, богоблаженне. Емуже ныне усердно зовеши, радуяся: благословен Бог отец наших.

Зарею осияемь боговидения, явился еси, Иакове. Сего ради тя венцем Царствия Благодатель Христос украшает, со ангелы поюща: благословен Бог отец наших.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Се тебе исполни обещания Великодавец, к Нему вознесся подобием страданий Его, Емуже предстоя, ныне зовеши, радуяся: благословен Бог отец наших.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Двоицу убо естеством, но не лицем, Мати, проповедуем, из Тебе воплощеннаго. Егоже плотию изображаем и покланяемся зрака воображению, Тебе ради Богу примиршиися, Чистая.

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Припев: Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Авраамское предложение ты, боговидче, стяжал еси, призвавшему тя Христу последуя, и пресветел служитель был еси Ему, яко Содетелю и Избавителю, поя: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Крепчайше явися грома твое провозглашение, законнаго образа шумение. Христа бо возгремел еси вселенней всей, Бога, и Содетеля, и Избавителя, поя: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Удивился еси, славне, мучения светлостию и благочестия истинным просвещением, яко князь апостол поставлен был еси по всей земли, Содетелю и Избавителю поя: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите Христа во веки.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Витийстии языцы Тебе воспети не могут, о Богородительнице, Марие Богоневесто! Бога бо родила еси, сущаго над всеми, Отроковице Чистая, Содетеля и Избавителя, Емуже вопием: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.

Припев: Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас.

Свято прешед твое житие, святых селения достигл еси, идеже, радуяся, зарю зриши трисиянную; еяже наслаждаяся, премудре, исполнены веселия певцы твоя и радости, преблаженне, покажи твоими молитвами, о Иакове!

Видети тя злодеи и убийцы, якоже твоего Владыки прежде, не терпяще: тех бо деяния укоряя, твоего жития предложением обличил еси, убивают мечем подражателя Христу, распятому плотию за человеки, о богоглаголиве преблаженне!

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Оружием небесным томлен быв, ранами Ирод погибе, яко Твоя, Слове, служители и ученики, ихже апостолы нарекл еси, убивати не доволен бысть окаянный. Темже тя, праведному промышлению Благодателя, удивльшеся, величаем.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Явилася еси, о Дево, Мати Божия, паче естества рождши плотию Бога Слова, Егоже Отец отрыгну от сердца Своего, прежде всех век, яко Благ, Егоже ныне и телес превышша разумеваем, аще и в тело облечеся.

Иакова воспоем Зеведеова вси: со Христом бо взыде на гору Фаворскую, и зритель бысть Божественнаго преображения, и, сошед, проповедаша в четвероконечную всю с Петром и Иоанном.

Одно из самых простых и понятных посланий в Новом Завете — это послание святого апостола Иакова, который дал христианам весьма четкие наставления. Многие люди сомневаются, какой же Иаков был автором этого текста — родственник Иоанна Богослова, или брат Иисуса Христа?

Путаница произошла из-за того, что в Евангелиях упоминаются сразу два человека с таким именем — один из них брат Христа, сын Иосифа. Ведь мало кому известно, что муж Марии был вдовцом и имел несколько детей от первого брака.

В Евангелиях можно прочитать, что однажды Мария с детьми пришла ко Христу и вот среди этих детей был Иаков — ее пасынок. Исторические документы говорят, что он не верил в своего брата как в Мессию при жизни Христа на земле, но принял после Распятия и Воскресения. После он присоединился к числу апостолов и стал одним из проповедников иудеям, апостолом от 70 — людей, ревностно проповедавших Христа в I веке н.э. Именно ему принадлежит финальная речь на Иерусалимском соборе, поскольку он был первым епископом в столице Израиля в то время.

Второй Иаков — это один из братьев Заведеевых, родственник Иоанна Богослова. Иисус встретил их у моря Галилейского, где они ловили рыбу с отцом, и призвал их следовать за Собой. Оба брата тотчас откликнулись на призыв и стали второй парой учеников Мессии. Братья Заведеевы были названы Учителем как сыновья грома, что дает представление об их взрывном характере — именно они просили свести огонь с неба на поселение самарян и просили о приближенном положении на небесах. Несмотря на это, братья были одними из приближенных учеников Христа и стали свидетелями Его Преображения и борений в Гефсимании.

Иаков — это единственный апостол, чья смерть описывается на страницах Нового Завета — он был убит мечом царя Агриппы (Деян.12:2).

Одноименное послание принадлежит руке первого ученика, брата Христа по земному отцу (согласно большинству толкователей). Он также принял мученическую смерть — его сбросили с крыла храма в Иерусалиме и побили камнями. Всю свою жизнь он посвятил свидетельству жизни и смерти Христа, а также Его Воскресения.

Именно Иакову принадлежит активная работа в Иерусалиме, где находился «штаб» апостолов, там распределялись средства между миссионерами, вдовами и сиротами. Там поддерживали другие общины и принимались догматические решения Церкви.

Читайте также интересные статьи:

Епископ не только писал послания и решал организационные вопросы, он также:

  • молился об исцелении;
  • проповедовал иудеям Христа;
  • обличал безбожников и фарисеев;
  • изгонял бесов;
  • сокрушал идолов;
  • творил чудеса для проповеди Христа.

Понять, что было важно для апостола можно из его послания — ключевая идея заключается в мысли, что вера без дел мертва. Христианская жизнь — это баланс между доверием Господу и делами, которые человек совершает. Сегодня многие считают, что верить «в душе» достаточно, но это не так. Необходимо выражать свою веру в своих поступках, иначе как можно доказать, что ты на самом деле являешься христианином?

В своем послании святой епископ говорит: «Много может усиленная молитва праведника», поэтому христиане должны постоянно совершать молитвы.

К апостолу обращаются, прежде всего, для укрепления в вере:

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

В дни памяти во время храмового богослужения звучит тропарь:

Апостоле святый Иакове, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Апостол Христов был еси избранный и Богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове, поющим тя грехов оставление испроси и душам нашим велию милость.

Ученика Мессии просят о многом:

  • об укреплении в вере;
  • об исцелении;
  • о защите от трудностей и проблем;
  • о силе, совершать добрые дела.

Если есть необходимость молиться Иакову, то можно читать по утрам краткую молитву:

Всемогущий милостивый Боже, избравший двенадцать апостолов для обращения всего мира! Среди них трое были особенным образом любимы Твоим Сыном Иисусом Христом, и в число этих трех избраннейших удостоился войти апостол Иаков. Соделай, чтобы по его заступничеству мы сподобились войти в небесную славу, где Ты живешь и царствуешь вовеки веков.

Великий апостол Иаков, ближний Господа нашего, еще более близкий к Нему духовно! Ты был призван Им в числе первых учеников, удостоился Его особой близости и дружбы и ответил на Его призыв всей душой своей, оставив все, чтобы следовать за Ним по первому зову. Также ты сподобился чести первым из апостолов умереть за Него, собственной кровью запечатлев свою проповедь.

Громоподобный «Сын Громов» в своем рвении, с небес потрясающем Землю, ты многократно явил себя заступником Его святой Церкви, являясь христианам на полях битвы, чтобы рассеять и повергнуть врагов Креста и привести верных к победе, когда они уже теряли боевой дух. Сила христиан, надежное прибежище призывающих тебя с верой, — защити нас ныне от обступивших нас опасностей.

Пусть по твоему заступничеству Господь наш ниспошлет нам Свою святую любовь, страх сынов Божиих, справедливость, мир и победу над врагами нашими — видимыми и невидимыми, а прежде всего дарует нам счастье видеть Его и пребывать с Ним на небесах — в сообществе твоем и всех ангелов и святых во веки веков. Аминь.

Главное — просить с верой и подкреплять это добрыми поступками, не сомневаясь, как заповедал апостол Иаков.

Видео (кликните для воспроизведения).


30 апреля по старому стилю / 13 мая по новому стилю
пятница

Ап. Иакова Зеведеева (44). Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1867).
Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обре́тение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25*. Лит. – Деян., 13 зач., V, 1–11. Ин., 17 зач., V, 30 – VI, 2. Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Лк., 17 зач., V, 1–11.

Тропарь апостола Иакова, глас 3:
Апо́стол Христо́в был еси́ избра́нный,/ и Богосло́ву возлю́бленному брат единоро́дный,/ всехва́льне Иа́кове,/ пою́щим тя грехо́в оставле́ние испроси́,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак апостола Иакова, глас 2:
Глас Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Xристу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.

Тропарь святителя Игнатия, глас 8:
Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный,/ архиере́ев богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́:/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная, Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га, Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,// дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.

Кондак святителя Игнатия, глас 8:
А́ще и соверша́л еси́ стезю́ жития́ земна́го, святи́телю Игна́тие,/ оба́че непреста́нно зрел еси́ зако́ны бытия́ ве́чнаго,/ сему́ поуча́я ученики́ словесы́ мно́гими,// и́мже после́довати и нам, свя́тче, помоли́ся.
_______________

* В день совершения службы свт. Игнатия на утрене читается Евангелие от Иоанна, 35 зач. (от полу́), X, 1–9, а на литургии – дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Апостол Иаков Зеведеев

Святой апостол Иаков Зеведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду.

Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу (40–44) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме.

Свя­ти­тель Иг­на­тий (в ми­ру Дмит­рий Алек­сан­дро­вич Брян­ча­ни­нов) ро­дил­ся 6 фев­ра­ля 1807 г. в ро­до­вом име­нии от­ца, се­ле По­кров­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Мать ро­ди­ла Дмит­рия по­сле про­дол­жи­тель­но­го бес­пло­дия, по го­ря­чей мо­лит­ве и пу­те­ше­ствии по окрест­ным свя­тым ме­стам. Дет­ство маль­чик про­вел в уеди­не­нии сель­ской жиз­ни; с ран­них лет без­от­чет­но влек­ся он к жиз­ни ино­че­ской. С воз­рас­том его ре­ли­ги­оз­ное на­стро­е­ние об­на­ру­жи­ва­лось все за­мет­нее: оно про­яв­ля­лось в осо­бен­ной рас­по­ло­жен­но­сти к мо­лит­ве и чте­нию ду­хов­ных книг.

Учил­ся Дмит­рий пре­вос­ход­но и до са­мо­го вы­хо­да из учи­ли­ща оста­вал­ся пер­вым уче­ни­ком в сво­ем клас­се. Его спо­соб­но­сти бы­ли са­мые раз­но­сто­рон­ние – не толь­ко в на­у­ках, но и в ри­со­ва­нии, и в му­зы­ке. Род­ствен­ные свя­зи вве­ли его в дом пре­зи­ден­та Ака­де­мии ху­до­жеств А.Н. Оле­ни­на; здесь на ли­те­ра­тур­ных ве­че­рах он сде­лал­ся лю­би­мым чте­цом и вско­ре по­зна­ко­мил­ся с А. Пуш­ки­ным, К. Ба­тюш­ко­вым, Н. Гне­ди­чем, И. Кры­ло­вым. Но в шу­ме и су­е­те сто­лич­ной жиз­ни Дмит­рий не из­ме­нял сво­им ду­шев­ным стрем­ле­ни­ям. В по­ис­ках «веч­ной соб­ствен­но­сти для веч­но­го че­ло­ве­ка» он по­сте­пен­но при­шел к ма­ло­уте­ши­тель­но­му вы­во­ду: зна­че­ние на­у­ки огра­ни­чи­ва­ет­ся зем­ны­ми по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­ка и пре­де­ла­ми его жиз­ни.

Столь же рев­ност­но, как за­ни­мал­ся на­у­кой, при­ни­ма­ет­ся Дмит­рий за изу­че­ние древ­ней и но­вой фило­со­фии, пы­та­ясь успо­ко­ить свое ду­хов­ное том­ле­ние, но и на этот раз не на­хо­дит ре­ше­ния глав­ней­ше­го во­про­са об Ис­тине и смыс­ле жиз­ни. Изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния бы­ло сле­ду­ю­щей сту­пе­нью, и оно убе­ди­ло его в том, что, предо­став­лен­ное про­из­воль­но­му тол­ко­ва­нию от­дель­но­го че­ло­ве­ка, Пи­са­ние не мо­жет быть до­ста­точ­ным кри­те­ри­ем ис­тин­ной ве­ры и пре­льща­ет лже­уче­ни­я­ми. И то­гда Дмит­рий об­ра­тил­ся к изу­че­нию Пра­во­слав­ной ве­ры по пи­са­ни­ям свя­тых от­цов, свя­тость ко­то­рых, как и чуд­ное и ве­ли­че­ствен­ное со­гла­сие, ста­ли для него ру­ча­тель­ством их вер­но­сти.

Дмит­рий Брян­ча­ни­нов по­се­ща­ет бо­го­слу­же­ния в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре и там на­хо­дит ис­тин­ных на­став­ни­ков, по­ни­ма­ю­щих его ду­хов­ные нуж­ды. Окон­ча­тель­ный пе­ре­во­рот в жиз­ни про­из­ве­ло зна­ком­ство со стар­цем Лео­ни­дом (впо­след­ствии оп­тин­ский иеро­мо­нах Лев). Дмит­рий Брян­ча­ни­нов остав­ля­ет блеск и бо­гат­ство ари­сто­кра­ти­че­ской жиз­ни и, вы­зы­вая глу­бо­чай­шее недо­уме­ние «све­та» и недо­воль­ство сво­их ро­ди­те­лей, в 1827 г. ухо­дит в от­став­ку. Про­быв по­слуш­ни­ком в несколь­ких мо­на­сты­рях, он при­ни­ма­ет ино­че­ский по­стриг с име­нем Иг­на­тий в уеди­нен­ном Глу­шиц­ком Ди­о­ни­си­е­вом мо­на­сты­ре.

В ян­ва­ре 1832 г. иеро­мо­нах Иг­на­тий был на­зна­чен стро­и­те­лем Пель­шем­ско­го Ло­по­то­ва мо­на­сты­ря в Во­ло­год­ской гу­бер­нии, а в 1833 г. воз­ве­ден в сан игу­ме­на это­го мо­на­сты­ря. Вско­ре им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I вы­зы­ва­ет Иг­на­тия в Пе­тер­бург; по вы­со­чай­шей ре­ко­мен­да­ции и по рас­по­ря­же­нию Свя­щен­но­го Си­но­да его наградили званием архимандрита и на­зна­чили на­сто­я­те­лем Сер­ги­е­вой пу­сты­ни.

Про­жив в Сер­ги­е­вой пу­сты­ни 24 го­да, ар­хи­манд­рит Иг­на­тий при­вел ее в цве­ту­щее со­сто­я­ние. 27 ок­тяб­ря 1857 г. он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Кав­каз­ско­го и Чер­но­мор­ско­го. В сле­ду­ю­щем го­ду вла­ды­ка при­был в Став­ро­поль, где ему пред­сто­я­ли но­вые боль­шие тру­ды, но по­стиг­шая его тя­же­лая бо­лезнь, оспа, вос­пре­пят­ство­ва­ла им. Прео­свя­щен­ный ре­шил про­сить­ся на по­кой и в 1861 г. по­се­лил­ся в Ни­ко­ло-Ба­ба­ев­ском мо­на­сты­ре. Здесь, сво­бод­ный от слу­жеб­ных обя­зан­но­стей, все свое вре­мя до кон­ца жиз­ни († 1867) он от­дал ра­бо­те над ду­хов­ны­ми со­чи­не­ни­я­ми.

Имя свя­ти­те­ля Иг­на­тия Брян­ча­ни­но­ва, епи­ско­па Став­ро­поль­ско­го и Кав­каз­ско­го, си­я­ет в ле­то­пи­сях Церк­ви и Рос­сии яр­ким све­том бла­го­дат­но­го из­бран­ни­че­ства. Стро­гий рев­ни­тель ас­ке­ти­че­ской тра­ди­ции, вы­да­ю­щий­ся уче­ный, по­движ­ник, ар­хи­пас­тырь, ми­ро­тво­рец, че­ло­век вы­со­чай­шей ду­хов­но­сти и куль­ту­ры, он из­ве­стен все­му ци­ви­ли­зо­ван­но­му ми­ру как тво­рец бес­смерт­ных ду­хов­ных про­из­ве­де­ний, та­лант­ли­вый адми­ни­стра­тор, рев­ност­ный хра­ни­тель пра­во­слав­ных тра­ди­ций и куль­ту­ры, как один из наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ру­ко­во­ди­те­лей че­ло­ве­ка на пу­ти к веч­ной жиз­ни.

Свя­ти­тель До­нат жил в цар­ство­ва­ние свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (379–397) и был епи­ско­пом в го­ро­де Ев­рии. Неда­ле­ко от это­го го­ро­да в ме­стеч­ке Со­риа на­хо­дил­ся вре­до­нос­ный ис­точ­ник во­ды. Ко­гда свя­ти­тель узнал об этом, он вме­сте с кли­ри­ка­ми при­шел на ис­точ­ник и из­гнал из него чу­до­вищ­но­го змея, ко­то­рый ис­пу­стил дух. Свя­ти­тель по­мо­лил­ся, бла­го­сло­вил ис­точ­ник и вы­пил во­ды без вре­да. Ви­дя это чу­до, на­род про­сла­вил Бо­га.

В дру­гой раз, по­мо­лив­шись, свя­ти­тель До­нат из­вел во­ду в су­хом ка­ме­ни­стом ме­сте, а во вре­мя за­су­хи ис­про­сил у Гос­по­да дождь, ко­то­рый на­по­ил зем­лю.

Дочь свя­то­го ца­ря Фе­о­до­сия силь­но за­бо­ле­ла и бы­ла одер­жи­ма нечи­стым ду­хом. Свя­ти­тель До­нат при­шел во дво­рец, и в его при­сут­ствии бес вы­шел и боль­ная ис­це­ли­лась. Один за­и­мо­да­вец по­сле то­го, как его быв­ший долж­ник, от­дав­ший долг, умер, хо­тел вто­рич­но по­лу­чить день­ги с его вдо­вы. Свя­ти­тель вос­кре­сил умер­ше­го, чтобы тот под­твер­дил воз­врат дол­га.

Скон­чал­ся свя­ти­тель До­нат око­ло 387 го­да.

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий, епи­скоп Ама­сий­ский, жил в на­ча­ле IV ве­ка в пон­тий­ском го­ро­де Ама­сии. Он под­дер­жи­вал и уте­шал хри­сти­ан, стра­дав­ших от го­не­ний языч­ни­ков. В то вре­мя Во­сточ­ной ча­стью Рим­ской им­пе­рии пра­вил Ли­ки­ний (312–324), зять свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337; па­мять 21 мая). Ли­ки­ний ли­це­мер­но под­пи­сал его «Указ о ве­ро­тер­пи­мо­сти» (313), ко­то­рый раз­ре­шал сво­бод­ное ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства, но в ду­ше нена­ви­дел хри­сти­ан и про­дол­жал их пре­сле­до­вать, воз­вра­тив­шись к язы­че­ству.

Ли­ки­ний вос­пы­лал стра­стью к слу­жан­ке сво­ей же­ны Кон­стан­ции, пра­вед­ной де­ве Гла­фи­ре. Свя­тая де­ва рас­ска­за­ла об этом ца­ри­це и про­си­ла за­щи­ты. Пе­ре­одев пра­вед­ную Гла­фи­ру в муж­ское пла­тье и снаб­див день­га­ми, ца­ри­ца Кон­стан­ция уда­ли­ла ее из го­ро­да в со­про­вож­де­нии пре­дан­ных слуг. Им­пе­ра­то­ру ска­за­ли, что слу­жан­ка со­шла с ума и ле­жит при смер­ти. Пра­вед­ная Гла­фи­ра по пу­ти в Ар­ме­нию оста­но­ви­лась в го­ро­де Ама­сии, где мест­ный епи­скоп, свя­ти­тель Ва­си­лий, дал ей при­ют.

В то вре­мя свя­ти­тель стро­ил в го­ро­де храм. Пра­вед­ная Гла­фи­ра пе­ре­да­ла на его по­строй­ку все день­ги, по­лу­чен­ные от Кон­стан­ции, и в пись­ме к ней про­си­ла при­слать еще сред­ства на окон­ча­ние хра­ма. Ца­ри­ца ис­пол­ни­ла ее прось­бу. Но пись­мо пра­вед­ной Гла­фи­ры по­па­ло к им­пе­ра­то­ру. Раз­гне­ван­ный Ли­ки­ний по­тре­бо­вал от пра­ви­те­ля Ама­сии вы­слать к нему свя­ти­те­ля и слу­жан­ку. Пра­вед­ная Гла­фи­ра скон­ча­лась († 322), преж­де чем при­каз до­шел до Ама­сии. Свя­ти­те­ля Ва­си­лия на­пра­ви­ли к им­пе­ра­то­ру. За ним по­сле­до­ва­ли два диа­ко­на, Пар­фе­ний и Фе­стим, ко­то­рые по­се­ли­лись вбли­зи тем­ни­цы, ку­да за­клю­чи­ли свя­ти­те­ля.

Бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин Ел­пи­ди­фор под­ку­пил тю­рем­щи­ков к каж­дую ночь вме­сте с Пар­фе­ни­ем и Фе­сти­мом по­се­щал свя­ти­те­ля. На­ка­нуне дня су­да свя­ти­тель, как обыч­но, пел псал­мы, и сло­ва «аще все­лю­ся в по­след­них мо­ря и та­мо ру­ка Твоя на­ста­вит мя и удер­жит мя дес­ни­ца Твоя» (Пс.138:9-10) – три­жды про­пел со сле­за­ми. Диа­ко­ны усо­мни­лись, не ис­пу­гал­ся ли свя­ти­тель бу­ду­щих мук, но он успо­ко­ил их.

На су­де свя­ти­тель Ва­си­лий ре­ши­тель­но от­верг пред­ло­же­ние им­пе­ра­то­ра стать вер­хов­ным жре­цом и был при­го­во­рен к смер­ти. Ел­пи­ди­фор день­га­ми за­доб­рил во­и­нов, и они поз­во­ли­ли свя­ти­те­лю по­мо­лить­ся и по­го­во­рить с дру­зья­ми пе­ред каз­нью. По­сле это­го свя­ти­тель ска­зал па­ла­чу: «Друг, де­лай, что те­бе при­ка­за­но», – и спо­кой­но встал под удар ме­ча.

Ко­гда му­че­ник был обез­глав­лен. Ел­пи­ди­фор пы­тал­ся вы­ку­пить у во­и­нов его остан­ки. Но во­и­ны опа­са­лись им­пе­ра­то­ра и бро­си­ли те­ло и гла­ву свя­ти­те­ля в мо­ре. По­сле это­го Ел­пи­ди­фо­ру три­жды во сне пред­стал Ан­гел Бо­жий со сло­ва­ми: «Епи­скоп Ва­си­лий в Си­но­пе и ждет вас». По­ви­ну­ясь это­му зо­ву, Ел­пи­ди­фор и диа­ко­ны от­плы­ли в Си­ноп и там по­про­си­ли ры­ба­ков за­ки­нуть се­ти. Ко­гда за­ки­ну­ли сеть «на сча­стье» диа­ко­нов Фе­сти­ма и Пар­фе­ния, ни­че­го не пой­ма­ли. То­гда Ел­пи­ди­фор объ­явил, что он про­сит за­ки­нуть сеть во Имя Бо­га, Ко­то­ро­му он по­кло­ня­ет­ся. На этот раз сеть вы­нес­ла те­ло свя­ти­те­ля Ва­си­лия. Го­ло­ва при­рос­ла к нему, и толь­ко шрам на шее ука­зы­вал на след ме­ча. Мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Ама­сию и по­гре­бе­ны в по­стро­ен­ном им хра­ме.

Молитва апостолу иакову зеведееву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here