Электронная библиотека публикации о музее-заповеднике «Кижи»
Быкова В.М. (г.Петрозаводск) Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи»
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда, проект №. 04-04-00291a.


В древнерусской православной культуре архангел Михаил известен прежде всего как грозный и неумолимый воин против зла. Он появляется в рассказах об изгнании сатаны с небес и создании Совета Ангелов 1, в Откровении (12:7-9), в некоторых изображениях (крылатый воин с мечом или крылатый всадник, поражающий змея) и в других литературных и художественных произведениях.
Однако образ верховного главнокомандующего Михаила не исчерпывается этими представлениями. Во многих памятниках древнерусской культуры архангел Михаил предстает как благожелательный посредник, молящийся за все человечество. Примерами могут служить иконографические изображения Архангела, оккультные видения и откровения (видения Святого Павла, видения Исайи, откровения Барука).
Многочисленные молитвы, обращенные к архангелу Михаилу, сочетают в себе эти, казалось бы, несовместимые черты, создавая грозный, но милосердный ангельский образ. Тайные молитвы занимают особое место в этих текстах. Одна из них является частью рукописи из коллекции музея-хранилища «Фазан».
Эта коллекция содержит две рукописи, включая «Молитву архангелу Михаилу». Это сборник «Духовные молитвы», написанный Г. П. Корниловым в 1911 году. Это сборник «Духовные молитвы Архангелу Михаилу», написанный Г. П. Корниловым 2 (CP 3-4261/6) в 1911 году и небольшая рукопись (8 листов) конца XIX века. Только эта молитва (CP-4861). Текст с сайта репозитория музея «Фазан»: http://kizhi.karelia.ru.
Тексты молитв в этих рукописях совпадают дословно. Существует только одна разновидность — в KP-4861 указано Петр, традиционное имя «носителя имени». Поскольку рукопись принадлежала семье Корниловых, речь, вероятно, идет о Петре Корнилове. Судя по небольшому размеру и содержащимся в ней именам, эта рукопись могла служить талисманом или амулетом. В коллекции Корнилова есть и другие рукописи с подобными функциями 4.
Первой работой, посвященной «ложным» молитвам (включая интересующую нас молитву), была статья А.И. Яцимирского 5. В нем исследователь представил список различных молитв архангелу Михаилу, указав на русское происхождение этого текста. А. И. Яцимирский также отметил, что в рукописях молитвы к Архангелу Михаилу иногда сопровождаются предисловием, содержащим конкретные обещания относительно произнесения этой молитвы. Тогда человек почувствует радость в своем сердце и душе. И если человек уходит из этой жизни, ад не заберет его душу… 6. Такие обещания придавали молитве особую мистическую силу. Когда была молитва. Это предисловие было опущено, поскольку оно встречается в молитвенниках и Вребниках.
По нашим наблюдениям, такое предисловие встречается очень редко. Из 23 рассмотренных нами молитвенных листов XVI-XIX веков только два имеют предисловие. Молитвы архангелу Михаилу из коллекции музея-хранилища «Фазан» не имеют такого предисловия.


Сами тексты молитв мало отличаются друг от друга в рукописной традиции. Можно сказать, что списки молитв отличаются друг от друга по полноте набора конкретных устных формул и образцов. Молитва архангелу Михаилу, представленная в Фазанском кодексе, является более коротким вариантом по сравнению с другими рукописями. Например, в него не входят такие выражения архангела Михаила, как «разрушитель демонов» или «неизреченный защитник». В конце этой молитвы опущены прошения, произносимые в большинстве известных нам рукописей. Великий Архангел Михаил, искупи меня» 7.
Более полный текст этой молитвы, чем KP-4261/6, был опубликован Д.С. Лихачевым с экземпляра XVII века в Библиотеке Российской академии наук (33.3.20) 8. Д.С. Лихачев считал, что молитва была написана между 1570 и 1580 годами. Иван Грозный под псевдонимом Парфений Уродивый, с каноном Ангел Грозный. А.А. Турилов и А.В. Чернецов выразили сомнение в этой атрибуции. Они нашли список молитв, составленных до середины XVI века, которые они приписали «Ангелу Грозному». 9 . Данный каталог в Российской национальной библиотеке (Москва) находится в коллекции № 55 В. М. Ундольского.
Кроме того, исследовательница отметила, что молитва была очень популярна в сочинениях XVI-XIX веков и сохранилась в сотнях копий — ее часто включали в сборники заклинаний. Некоторые рукописи содержат примечание: «Эта молитва записана на папирусе в Москве в Чудовом монастыре». 10 . Однако, как отмечают А.А. Турилов и А.В. Чернецов, эти данные не могут быть проверены.
Молитва архангелу Михаилу появляется в рукописи KP-4261/6 с орфографией источника. Пунктуация соответствует современным правилам пунктуации.
// (Лист 8) Молитва Архангелу Михаилу.
Господи Боже, великий Царь безначальный, пошли своего архангела Михаила на помощь мне, моему грешному рабу (имя). // Искупи меня, Господи, от видимых и невидимых врагов, запрети всем врагам, воюющим против меня, сделай их, как овец, и сокруши их, как прах пред ветром. Господи, великий Архангел Михаил, первый князь и верховный главнокомандующий небесных воинств, шестикрылые херувимы и серафимы и все ангелы и архангелы, дивный, чудный и прекрасный Архангел Михаил, помоги рабу моему (имя ребенка)) от печали, скорби, невзгод, пустыни, пролива, битвы, реки и терния, от всякого зла. 9 Избавь меня от зла. Господи, великий Архангел Михаил, услышь голос грешного раба Твоего (имя), который молится Тебе и призывает Твое святое имя на помощь. Великий Архангел Михаил, силой Святого Духа победи всех противящихся мне молитвами Девы Марии, святых угодников, исповедников, святых мучеников и мучениц. Архангел Михаил, помоги моим грешным рабам (имена дня и ночи) всегда и во веки веков. Аминь. Конец.
-
Собор Архангела Михаила отмечается 8 ноября (по старому стилю). История о том, как архангел Михаил возглавил армию ангелов, низверг сатану в ад и стал грозным военачальником небесного воинства, рассказывается в различных древнерусских текстах, посвященных этому празднику. См. например, статью от 8 ноября в журнале «Гепард» «Великая минья», «Пролог и торжество». Описание коллекции фермера Корнилова из Заонежья см. Архив и библиотека жителей села Корнилов Заонежья в составе коллекции музея-депозитария «Фазан» // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и возрождения народной культуры на Русском Севере «Рябинские чтения — 95»: сборник докладов. Петрозаводск, 1997. 310 — 317. квитанции. Рукопись KP-4261/2. Описание и публикацию этого памятника см. в: Воробьева С.В., Пигин А.В., Шилов Н.И. Рукопись заклинаний-молитв из крестьянской библиотеки Корниловых в Заонежье // XVII-XVIII вв. Знаменитые чтения в России / под редакцией А. Л. Тополкова, А. А. Турилова. М., 2002. c. 233-245. Яцимирский А.И. Об истории ложных молитв в письменном южнославянском языке // Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб. 1913. Том 18, № 3. с. 1-102. СПб. 1914. Том 18, № 4. с.16-126. там же. Т.18, кн.3. С.51. Общество любителей древней письменности (Российская государственная библиотека) — Молитвослов XVIII века из рукописного собрания ОЛДП. О.9, с.16. Лихачев Д.С. Канон и молитва Грозному Ангелу от Парфения Премудрого (Ивана Грозного) // Древнерусское рукописное наследие. Л., 1972. с.10-27. Турилов А.А., Чернецов А.В. Заброшенные верования в русской рукописной традиции // Заброшенное чтение в России в XVII-XVIII веках / под ред. А.Л. Тополкова, А.А. Турилова. М., 2002. c.58-60. там же. С.60.
// Кижский вестник № 10 Издатель. Музей-заповедник И.В. Мельникова «Кижи». Петрозаводск. 2005.
Текст может отличаться от печатной версии в связи с необходимостью подготовки текста для интернет-сайта.
© Музей-заповедник «Кижи». Особо ценное место культурного наследия народов Российской Федерации. Кижское погосто включено в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Все материалы на сайте не предназначены для пользователей младше 12 лет. Все материалы с сайта «Фазан» (kizhi.karelia.ru) могут быть скопированы и процитированы при условии, что цитируемый материал сопровождается точной и действительной ссылкой на оригинал и указанием авторства всех владельцев авторских прав (включая охраняемый музей «Фазан»). Если материал планируется использовать в печатных СМИ, то для публикации необходимо получить согласие руководства музея. В отношении использования изображений следует руководствоваться положениями о правилах использования изображений музейных предметов и коллекций, зданий и памятников. В соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года 152-ФЗ «О персональных данных» учреждение культуры Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей «Кижи» — выставка» сообщает, что обработка персональных данных, опубликованных на данном сайте музея, без согласия субъекта не допускается Настоящим направляется уведомление о том, что обработка персональных данных, разрешенная субъектом персональных данных для распространения, не является таковой.

