Молитва даниила пророка

Самое детальное описание: молитва даниила пророка специально для посетителей нашего ресурса.

Издание преемников* А. П. Лопухина**

Глава 1. Отведение Даниила и его друзей в Вавилон. Их жизнь и воспитание при дворе Навуходоносора. Испытание царем мудрости друзей.

Глава 2. Сновидение Навуходоносора во второй год царствования. Бессилие вавилонских мудрецов открыть содержание сна и приказание об их истреблении. Откровение Даниилу сновидения и его благодарственная молитва. Истолкование Даниилом сновидения Навуходоносора. Исповедание царем всемогущества и премудрости Бога Израилева и возвеличение им Даниила с друзьями.

Глава 3. Поставление Навуходоносором статуи на поле Деир и указ о поклонении ей. Неисполнение царского приказания друзьями Даниила и их ввержение в огненную печь. Покаянная и вместе просительная молитва трех отроков. Их спасение и благодарственная песнь. Прославление Навуходоносором всемогущества Бога Израилева и возвышение им отроков.

Глава 4. Второе сновидение Навуходоносора и бессилие вавилонских мудрецов объяснить его. Обращение царя к помощи Даниила; содержание сна. Объяснение пророком сна. Исполнение предсказания Даниила: болезнь Навуходоносора. Его выздоровление, возвращение к власти и прославление им Бога.

Глава 5. Пир Валтасара, появление кисти руки, начертавшей на стене таинственные письмена, бессилие вавилонских мудрецов прочитать их. Приглашение по совету матери царя Даниила. Речь пророка к Валтасару и объяснение им таинственной надписи. Смерть Валтасара и воцарение Дария Мидянина.

Глава 6. Воцарение Дария Мидянина и возвышение при нем Даниила. Попытка врагов пророка погубить его. Приведение ими в исполнение своего замысла. Спасение Даниила и смерть его недоброжелателей. Указ Дария Мидянина.

Глава 7. Видение четырех животных. Божественный суд над ними и водворение Царства Божия. Объяснение видения небожителем.

Глава 8. Видение двух животных — козла и овна. Объяснение его небожителем.

Глава 9. Размышления пророка Даниила в первый год правления Дария Мидянина об исполнении пророчества Иеремии об окончании Вавилонского плена. Молитва Даниила за народ еврейский и за Иерусалим. Явление Ангела Гавриила. Откровение о 70-и седьминах.

Глава 10. Видение Даниила в третий год царствования Кира. Состояние пророка пред видением. Время видения, его обстановка и состояние при этом пророка и его спутников. Содержание откровения.

Глава 11. Краткий очерк истории царства Персидского. Царство Греко-македонское и взаимная борьба имеющих образоваться из него монархий Сирийской и Египетской. Деятельность Антиоха Епифана.

Глава 12. Откровение о последних судьбах мира. Заключение книги.

Читать онлайн PDF-версию книги (А. П. Лопухин. Толковая Библия. Том 7. Издание С. Петербург 1910 г.).

* Список сотрудников, составивших комментарий на книги Св. Писания, вошедшие в состав VII тома Толковой Библии:

  • Магистр богословия Священник Александр Васильевич Петровский.
  • Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, Владимир Петрович Рыбинский.
  • Преподаватель Петербургской Духовной Семинарии кандидат богословия, Павел Смарагдович Тычинин.
  • Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, Священник Александр Александрович Глаголев.
  • Преподаватель Московской Духовной Семинарии, магистр богословия, Николай Петрович Розанов.
  • Священник Д. Рождественский.

Примечания:
В HTML-версии Толковой Библии в качестве источника библейского текста, использован Синодальный перевод Библии.

Для корректного отображения символов греческого алфавита, на вашем компьютере должен быть установлен шрифт Symbol.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 — 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 — 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария — царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

В е́лия ве́pы испpавле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и тpие́ о́тpоцы pа́довахуся,/ и пpоpо́к Дании́л льво́м па́стыpь я́ко о́вцам явля́шеся.// Тех моли́твами, Хpисте́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

П росвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо я́ко настоя́щая дале́че су́щая./ Львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров;// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.

Р укопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но неопи́санным существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся;/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бога призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый / и потщи́ся, я́ко ми́лостив в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.

Святой пророк Даниил — великий библейский пророк, автор книги, вошедшей в состав Ветхого Завета. Книга пророка Даниила включает в себя 14 глав, которые можно разделить на две части: историческую и пророческую. Во второй части изложены бывшие ему видения и откровения о судьбе мира. Книга пророка Даниила цитируется в Новом Завете: на нее ссылаются в своих беседах Спаситель и Его апостолы. В народной традиции святому молятся об объяснении непонятных и беспокоящих снов.

Молитва ко святому пророку Даниилу поможет в случаях, когда человек чувствует, что теряет веру в Бога, когда его обуревают недостойные страсти и искушения.

Также ему молятся о сохранении и укреплении православной веры, просят о даровании смирения и кротости, той, какою он усмирил львов во рву, выпушенных на него палачами, чтобы те разорвали святого, а хищники, усмиренные его молитвой ко Господу, покорно улеглись у его ног.

Молитва перед его иконой помогает в делах семейных, связанных с непочтительным отношением детей к родителям, начальствующим лицам – в справедливом решении судейских дел и разумном руководстве, а подчиненным – усердно исполнять свои обязанности, поскольку все, кто вверили себя Богу и признали, что исповедуют Христову веру, в конечном счете находятся в служении Господу, каждый на своем месте. Святому пророку Даниилу молятся о пресечении тех явлений в мире, тенденций в обществе, которые препятствуют укреплению веры, доверия к церковным уставам и Господним заповедям, что на сегодняшний день весьма актуально – не секрет, что в современном обществе духовные основы изрядно расшатаны, и зачастую исполнение церковных обычаев мирянами носит формальный характер. Книги же пророка полны мудрости, которая, наряду с мудростью других книг Священного Писания, помогает правильно устраивать духовный мир христианина.

День памяти установлен Православной Церковью 17/30 декабря.

Житие святого пророка Даниила
Имя святого пророка Даниила, называемого одним из больших, или великих, пророков, переводится с иврита как «Бог мой судья». Сразу заметим, что деление пророков на больших и малых не означает степени их заслуг перед Богом в пророчествах. Это разграничение принято исходя исключительно из объема оставленного ими пророческого наследия, включенного в книги Ветхого Завета.

Даниил, как и трое его друзей Анания, Мисаил и Азария – все из знатных семей, после того как Иерусалим пал под натиском войск вавилонян, возглавляемых царем Навуходоносором, в 606, по другим сведениям – 607 году до Рождества Христова, был взят в плен, где друзьям Даниила присвоили другие, вавилонские имена: Седрах, Мисах и Авденаго. Несмотря на то, что они считались в плененном положении, юноши получили хорошее образование, так как халдейские науки были достаточно развиты по состоянию на тот период времени, и изучили в совершенстве местные наречия. Юноши были вынуждены принять языческие имена, но не изменили отеческой вере. Не желая оскверниться языческой пищей, которую при царском дворе окропляли кровью жертвенных животных, что невозможно было по ветхозаветным догмам, четверо молодых людей упросили их воспитателя приносить им только растительную пищу. Воспитатель согласился, однако поставил условие – по истечении некоторого времени он проверит состояние их здоровья. Как ни странно, питавшиеся только вегетарианской пищей юноши оказались крепче тех, кто питался в основном мясной пищей.

К тому же их, изо всех сил стремившихся всеми способами сохранить усердие в следовании вере и всячески избегавших языческого осквернения, Господь одарил таким разумением всяческих наук, что Навуходоносор, экзаменуя их, признал, что эти молодые совсем люди умнее и вразумленнее, чем иные мудрецы при его дворе.

Школа была окончена, и Даниил и его друзья были приняты на службу к царскому двору. В звании придворного сановника он оставался многие годы и при самом вавилонском царе Навуходоносоре и пяти последующих преемниках. Когда Вавилон был покорен, ему было уготовано место советника при царях Дарии Мидийском и Кире Персидском – властителях, оставивших серьезное историческое наследие.

Подобно Иосифу, который толковал сны фараона, Даниил был наделен даром воспоминания забытых людьми снов и толкования их и иных видений. Навуходоносор, прознав об этом качестве Даниила, велел ему истолковать сон, который весьма взволновал царя, когда тот проснулся в тревожном чувстве, но сам сон, его содержание Навуходоносор совершенно забыл. Даниил же помог вспомнить ему его сон и дал ему толкование.

Во сне царь увидел идола, ужасного и громадного, который был сделан из четырех металлов. Голова его была из золота, грудь и руки – из серебра, чрево и бедра из меди, железные голени завершались глиняными стопами и пальцами. Но с огромной горы внезапно скатился тяжелый камень и разбил идола.

По толкованию преподобного Ефрема Сирина, золото – царство вавилонское, серебро – царство мидян, медь – царство персов, железо и глина – завоевания Александра Македонского и десяти царей греческих, связанных единой стопою, но разрозненных между собою. Отсюда и пошло выражение – «колосс на глиняных ногах».

По толкованию же святителя Иоанна Златоуста, камень, разрушивший истукана, оторвался от горы добровольно, как добровольно Мессия, произошедший от колена Авраамова, пришел в мир, оторвавшись от Царства Божия – великой Горы. Преподобный Ефрем Сирин также аллегорически толковал видение Горы, как явление Пречистой, от Которой произошел Он, по выражению святого, «неискусобрачно», то есть не потерявшей девства (Дан. 2:31-46; 7:1-28). Иоанн Златоуст толкует место «И наполнил всю землю» (Дан. 2, 35) как пророческое свидетельство о Евангелии, которое через апостолов распространено было по всей Ойкумене и далее.

Царь возвел Даниила в сан одного из вавилонских начальников, высоко ценя его качества и государственный ум. Но вскоре задумал возвести огромное свое изображение в виде статуи бога Мардука, перед которой ему должны были воздавать почести, как языческому богу. Этот труд он решил поручить друзьям Даниила – Анании, Азарии и Мисаилу. Юноши, оставаясь верными своей вере, отказались. Разгневанный Навуходоносор повелел бросить их в печь, пламя над которой поднималось так высоко и жар которой был столь велик, что опалял всех, кто присутствовал при этой казни. Но Ангел Господень явился отрокам, и святые ходили посреди пламени, не опаляемые им, усердно молясь Богу. Увидев это, царь прекратил казнь. О дальнейшей их судьбе известно, что они скончались в плену в весьма преклонном возрасте, а по версии, которая принадлежит святителю Кириллу Александрийскому, святые Анания, Азария и Мисаил умерли насильственной смертью, обезглавленные по приказу царя Камбиза.

Навуходоносора на троне сменил Валтасар. Тот самый, чьи невероятные по роскошеству и распущенности нравов пиры остались в истории как Валтасаровы. Прошли не века – эпохи, а выражение «валтасаровы пиры» стало нарицательным для безудержных оргий, устраиваемых властителями, во все последующие времена. Но на одном из пиров Валтасара присутствующие были повержены в ужас: на стене явилась записанная огненными буквами надпись «Мене текел фарес», по другому написанию «Мене текел упарсин», которую святой пророк Даниил перевел как «Ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы». В 539 году до Рождества Христова Дарий, царь Мидийский, покорил Вавилон, Валтасар погиб. Так сбылось предсказание Даниила (Дан. 5:25-28). При победившем Дарии святой Даниил вновь занял важный государственный пост.

Зависть языческих чиновников, наветы их и доносы на святого пророка привели к тому, что святого Даниила бросили в ров со львами, но святой вознес Богу молитвы, и свирепые хищник повели себя, как покорные ягнята: начали тереться о его ноги и улеглись с ним рядом. Увидев это, Дарий был крайне изумлен. Он заподозрил, что пророк невинен, велел разобраться в этом странном деле и, когда узнал, что это всего лишь ложные наветы, бросил клеветников в тот же ров, и те были растерзаны львами. Дарий же, увидев могущество Господа, уберегшего от гибели Своего пророка, обратился в его веру. В это же время святой пророк получил от Господа пророчество о «семидесяти седьминах», где был указан срок, через который придет Мессия, чтобы основать Свою Церковь (Дан. 9:24).

Царствование мидян сменило царствование персов. Кир Персидский оставил мудрого святого при себе в том же начальственном звании, и влияние Даниила на персидского царя было столь велико, что в 530 году до Рождества Христова Кир издал указ об освобождении из вавилонского плена евреев. Это произошло следующим образом. По Преданию, пророком Исайей Киру было предсказано о нем в книге этого величайшего из пророков, которому принадлежит едва ли не наибольшее количество пророчеств о Рождестве Христовом, о Его земном пути, об окончании того пути и о грядущем Царствии Божием. Увидев предсказание, сделанное о нем за 200 лет до времени его царствования, Кир был потрясен, признал власть единого Бога и повелел восстановить в Иерусалиме храм в честь Бога единого.

На третий год служения Киру Персидскому святой пророк Даниил получил от Господа откровение о судьбе народа Израилева, о грядущих гонениях на веру при Антиохе Епифане во II веке до Рождества Христова.

На этом сведения о жизни святого пророка Даниила обрываются. Известно только, что скончался он в возрасте примерно 90 лет. Похоронен он был в Вавилоне, потом прах его перенесли в город Сузы, расположенный на территории нынешнего Ирана. Его развалины сегодня называются Шуш, а местность возле небольшой реки Шаур, между Керху, притоком Тигра на западе, и рекою Дисфуль на востоке – Шуш-Даниэль. Здесь возвышается надгробная постройка, называемая могилой Даниила. Часть мощей пророка была перевезена Тимуром (иначе – Тамерланом) в Самарканд, где над местом их упокоения был устроен мавзолей, который перестроили в начале прошлого века. Почитаемый и в исламе пророк Даниил, называемый мусульманами Данияром, увековечен и в этих землях. Рядом с мавзолеем – Мазаром Ходжи Данияра протекает источник с чистой, вкусной и целебной водой, он считается священным. Прежде чем войти в мавзолей, паломники должны омыть в источнике все открытые части тела и выпить святой воды из источника.

Паломников здесь много. В 1996 году источник посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Говорят, что засохшее фисташковое дерево примерно 500-летнего возраста, растущее возле мавзолея, после этого посещения вновь зацвело. Другие с визитом Патриарха появление новых побегов не связывают и говорят, что случилось это позже, в начале 2000-х годов, но факт остается фактом.

У местных жителей есть поверье, восходящее к зороастрийской традиции: перед тем как обратиться с молитвой к святому пророку, они загадывают желание и завязывают ленточку на деревьях вблизи святого места.

Какое чудо произошло
Кроме тех чудес, о которых сказано в самой «Книге пророка Даниила», засвидетельствованных более нет, хотя известно, что было их немало, о чем указано в греческих переводах пророчеств Даниила. Здесь приведены апокрифические свидетельства – например, разоблачение языческих жрецов или победа над драконом, которому поклонялись вавилоняне, за что его вновь пытались умертвить, и снова святой пророк был избавлен Богом от гибели. В западном изобразительном искусстве часто встречается сюжет о Сусанне, которую ложно оговорили по подозрению в измене мужу. Но прозрением своим святой пророк Даниил оправдал ее, выступив как судья. Косвенно этот сюжет отражен и в православной Молитве святому пророку Даниилу, где говорится: «судиям испроси нелицеприятие и бескорыстие, правоту и сострадание к обидимым».

Пророчества Ветхого Завета – древнейшие свидетельства нерушимой связи с Богом, которая придает смысл нашему существованию. Они, тысячелетия назад даваемые людям через пророков, обещали тем и всем будущим поколениям пока еще смутную надежду на грядущие Христовы времена, в которых станет возможной реализация сердечных упований на Вечную жизнь в Царствии Божием.

Значение иконы
Значение иконы каждого святого толкуется исходя из свидетельств о его жизни и его делах во имя Господне. В христианском представлении святой Даниил причислен к пророкам и высоко почитается, хотя у иудеев его пророком не считают, поскольку он не общался непосредственно с Богом, а все пророческие свидетельства давались святому через ангелов Его.

Но на его пророчества в Евангелии от Матфея ссылается Иисус Христос: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:15–16), и все его предсказания о приходе Мессии сбылись, так же, как и седьмины – срок, через который Он пришел в мир.

На протяжении долгого времени истинность «Книги святого пророка Даниила» подвергалась нападкам, на ее защиту становились такие святители, как Евсевий Кесарийский, Мефодий Тирский, Аполлинарий Лаодикийский и блаженный Иероним. Автор этой книги Ветхого Завета и сам свидетельствует о себе неоднократно на ее страницах, говоря о себе «Я, Даниил». Пишет, что и другие называют его также, и также свидетельствует об Ангеле, который давал ему пророчества от Бога, а пророк их записывал.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от чело­век во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Велия веры исправления*: во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь яко овцам являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак пророку, глас 3:

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище, зриши бо яко настоящая далече сущая: львы укротил еси, ввержен в ров. Сего ради тя почитаем пророче блаженнее, Данииле славнее.

Кондак отрокам, глас 6:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рукописаннаго образа не почетшее, но неописанным существом защитившееся треблаженнии, в подвизе огня прославистеся, среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый, и потщися яко милостив в помощь нашу, яко можеши хотяй.

Величание пророку Даниилу

Величаем тя, пророче Божий Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Величание трем отрокам

Величаем вас, святии трие отроцы Анание, Азарие и Мисаиле, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

30 декабря — память Пророка Даниила и Трёх Отроков: Анании, Азарии и Мисаила.

Все молитвы .

При ис­тол­ко­ва­нии сна ца­ря На­ву­хо­до­но­со­ра про­рок Да­ни­ил воз­ве­стил о сме­ня­ю­щих друг дру­га цар­ствах и ве­ли­чии по­след­не­го Цар­ства – Цар­ства Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста (Дан.2:44). Про­ро­че­ское ви­де­ние о се­ми­де­ся­ти сед­ми­нах (Дан.9:24-27) по­ве­да­ло ми­ру зна­ме­ния Пер­во­го и Вто­ро­го при­ше­ствий Гос­по­да Иису­са Хри­ста и свя­зан­ных с ни­ми со­бы­тий (Дан.12:1-12). Свя­той Да­ни­ил хо­да­тай­ство­вал за свой на­род пе­ред пре­ем­ни­ком Да­рия – ца­рем Ки­ром, ко­то­рый весь­ма его це­нил, и объ­явил плен­ни­кам сво­бо­ду. Сам же Да­ни­ил и дру­зья его Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил до­жи­ли до глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­ча­лись в пле­ну. Со­глас­но же сви­де­тель­ству свя­ти­те­ля Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, свя­тые Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил бы­ли обез­глав­ле­ны по по­ве­ле­нию пер­сид­ско­го ца­ря Кам­би­за.

Ве́лия ве́pы испpавле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и тpие́ о́тpоцы pа́довахуся,/ и пpоpо́к Дании́л льво́м па́стыpь я́ко о́вцам явля́шеся.// Тех моли́твами, Хpисте́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Велики веры свершения! В источнике пламени, как на воде отдохновения, святые три отрока радовались. И пророк Даниил львов пасущим, как овец, явился. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!

Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо я́ко настоя́щая дале́че су́щая./ Львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров;// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.

Перевод: Просвещенное Духом чистое твое сердце стало вместилищем яснейшего пророчества: ибо видишь ты далекое будущее, как настоящее. Львов укротил ты, брошенный в ров, потому мы почитаем тебя, пророк блаженный, Даниил, славный.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).


17 декабря по старому стилю / 30 декабря по новому стилю
среда

Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.).
Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X).
Сщмчч. Александра Савелова, Николая Бельтюкова и Сергия Флоринского пресвитеров (1918); сщмчч. Петра Покровского и Иоанна Земляного пресвитеров (1937).

Иак., 50 зач., I, 1–18. Мк., 36 зач., VIII, 30–34. Свв.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Лк., 62 зач., XI, 47 – XII, 1.

Тропарь пророка Даниила и трех отроков, глас 2:
Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л/ львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак трех отроков, глас 6:
Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся;/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще,/ Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый!/ и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.

Кондак пророка Даниила, глас 3:
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че сущая,/ львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров.// Сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.

Святой пророк Даниил

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил. За 600 лет до Р. Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен.

Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов.

Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опалят стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26–90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

Три отрока в пещи огненной. Икона XV века Новгород.

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.

При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно».

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства – Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24–27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1–12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария – царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу.

Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского (память 9 июня) святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Материал: латунь, горячие эмали

Святой пророк Даниил — великий библейский пророк, автор книги, вошедшей в состав Ветхого Завета. Книга пророка Даниила включает в себя 14 глав, которые можно разделить на две части: историческую и пророческую. Во второй части изложены бывшие ему видения и откровения о судьбе мира. Книга пророка Даниила цитируется в Новом Завете: на нее ссылаются в своих беседах Спаситель и Его апостолы. В народной традиции святому молятся об объяснении непонятных и беспокоящих снов.

Молитва ко святому пророку Даниилу поможет в случаях, когда человек чувствует, что теряет веру в Бога, когда его обуревают недостойные страсти и искушения.

Также ему молятся о сохранении и укреплении православной веры, просят о даровании смирения и кротости, той, какою он усмирил львов во рву, выпушенных на него палачами, чтобы те разорвали святого, а хищники, усмиренные его молитвой ко Господу, покорно улеглись у его ног.

Молитва перед его иконой помогает в делах семейных, связанных с непочтительным отношением детей к родителям, начальствующим лицам – в справедливом решении судейских дел и разумном руководстве, а подчиненным – усердно исполнять свои обязанности, поскольку все, кто вверили себя Богу и признали, что исповедуют Христову веру, в конечном счете находятся в служении Господу, каждый на своем месте. Святому пророку Даниилу молятся о пресечении тех явлений в мире, тенденций в обществе, которые препятствуют укреплению веры, доверия к церковным уставам и Господним заповедям, что на сегодняшний день весьма актуально – не секрет, что в современном обществе духовные основы изрядно расшатаны, и зачастую исполнение церковных обычаев мирянами носит формальный характер. Книги же пророка полны мудрости, которая, наряду с мудростью других книг Священного Писания, помогает правильно устраивать духовный мир христианина.

День памяти установлен Православной Церковью 17/30 декабря.

Житие святого пророка Даниила
Имя святого пророка Даниила, называемого одним из больших, или великих, пророков, переводится с иврита как «Бог мой судья». Сразу заметим, что деление пророков на больших и малых не означает степени их заслуг перед Богом в пророчествах. Это разграничение принято исходя исключительно из объема оставленного ими пророческого наследия, включенного в книги Ветхого Завета.

Даниил, как и трое его друзей Анания, Мисаил и Азария – все из знатных семей, после того как Иерусалим пал под натиском войск вавилонян, возглавляемых царем Навуходоносором, в 606, по другим сведениям – 607 году до Рождества Христова, был взят в плен, где друзьям Даниила присвоили другие, вавилонские имена: Седрах, Мисах и Авденаго. Несмотря на то, что они считались в плененном положении, юноши получили хорошее образование, так как халдейские науки были достаточно развиты по состоянию на тот период времени, и изучили в совершенстве местные наречия. Юноши были вынуждены принять языческие имена, но не изменили отеческой вере. Не желая оскверниться языческой пищей, которую при царском дворе окропляли кровью жертвенных животных, что невозможно было по ветхозаветным догмам, четверо молодых людей упросили их воспитателя приносить им только растительную пищу. Воспитатель согласился, однако поставил условие – по истечении некоторого времени он проверит состояние их здоровья. Как ни странно, питавшиеся только вегетарианской пищей юноши оказались крепче тех, кто питался в основном мясной пищей.

К тому же их, изо всех сил стремившихся всеми способами сохранить усердие в следовании вере и всячески избегавших языческого осквернения, Господь одарил таким разумением всяческих наук, что Навуходоносор, экзаменуя их, признал, что эти молодые совсем люди умнее и вразумленнее, чем иные мудрецы при его дворе.

Школа была окончена, и Даниил и его друзья были приняты на службу к царскому двору. В звании придворного сановника он оставался многие годы и при самом вавилонском царе Навуходоносоре и пяти последующих преемниках. Когда Вавилон был покорен, ему было уготовано место советника при царях Дарии Мидийском и Кире Персидском – властителях, оставивших серьезное историческое наследие.

Подобно Иосифу, который толковал сны фараона, Даниил был наделен даром воспоминания забытых людьми снов и толкования их и иных видений. Навуходоносор, прознав об этом качестве Даниила, велел ему истолковать сон, который весьма взволновал царя, когда тот проснулся в тревожном чувстве, но сам сон, его содержание Навуходоносор совершенно забыл. Даниил же помог вспомнить ему его сон и дал ему толкование.

Во сне царь увидел идола, ужасного и громадного, который был сделан из четырех металлов. Голова его была из золота, грудь и руки – из серебра, чрево и бедра из меди, железные голени завершались глиняными стопами и пальцами. Но с огромной горы внезапно скатился тяжелый камень и разбил идола.

По толкованию преподобного Ефрема Сирина, золото – царство вавилонское, серебро – царство мидян, медь – царство персов, железо и глина – завоевания Александра Македонского и десяти царей греческих, связанных единой стопою, но разрозненных между собою. Отсюда и пошло выражение – «колосс на глиняных ногах».

По толкованию же святителя Иоанна Златоуста, камень, разрушивший истукана, оторвался от горы добровольно, как добровольно Мессия, произошедший от колена Авраамова, пришел в мир, оторвавшись от Царства Божия – великой Горы. Преподобный Ефрем Сирин также аллегорически толковал видение Горы, как явление Пречистой, от Которой произошел Он, по выражению святого, «неискусобрачно», то есть не потерявшей девства (Дан. 2:31-46; 7:1-28). Иоанн Златоуст толкует место «И наполнил всю землю» (Дан. 2, 35) как пророческое свидетельство о Евангелии, которое через апостолов распространено было по всей Ойкумене и далее.

Царь возвел Даниила в сан одного из вавилонских начальников, высоко ценя его качества и государственный ум. Но вскоре задумал возвести огромное свое изображение в виде статуи бога Мардука, перед которой ему должны были воздавать почести, как языческому богу. Этот труд он решил поручить друзьям Даниила – Анании, Азарии и Мисаилу. Юноши, оставаясь верными своей вере, отказались. Разгневанный Навуходоносор повелел бросить их в печь, пламя над которой поднималось так высоко и жар которой был столь велик, что опалял всех, кто присутствовал при этой казни. Но Ангел Господень явился отрокам, и святые ходили посреди пламени, не опаляемые им, усердно молясь Богу. Увидев это, царь прекратил казнь. О дальнейшей их судьбе известно, что они скончались в плену в весьма преклонном возрасте, а по версии, которая принадлежит святителю Кириллу Александрийскому, святые Анания, Азария и Мисаил умерли насильственной смертью, обезглавленные по приказу царя Камбиза.

Навуходоносора на троне сменил Валтасар. Тот самый, чьи невероятные по роскошеству и распущенности нравов пиры остались в истории как Валтасаровы. Прошли не века – эпохи, а выражение «валтасаровы пиры» стало нарицательным для безудержных оргий, устраиваемых властителями, во все последующие времена. Но на одном из пиров Валтасара присутствующие были повержены в ужас: на стене явилась записанная огненными буквами надпись «Мене текел фарес», по другому написанию «Мене текел упарсин», которую святой пророк Даниил перевел как «Ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы». В 539 году до Рождества Христова Дарий, царь Мидийский, покорил Вавилон, Валтасар погиб. Так сбылось предсказание Даниила (Дан. 5:25-28). При победившем Дарии святой Даниил вновь занял важный государственный пост.

Зависть языческих чиновников, наветы их и доносы на святого пророка привели к тому, что святого Даниила бросили в ров со львами, но святой вознес Богу молитвы, и свирепые хищник повели себя, как покорные ягнята: начали тереться о его ноги и улеглись с ним рядом. Увидев это, Дарий был крайне изумлен. Он заподозрил, что пророк невинен, велел разобраться в этом странном деле и, когда узнал, что это всего лишь ложные наветы, бросил клеветников в тот же ров, и те были растерзаны львами. Дарий же, увидев могущество Господа, уберегшего от гибели Своего пророка, обратился в его веру. В это же время святой пророк получил от Господа пророчество о «семидесяти седьминах», где был указан срок, через который придет Мессия, чтобы основать Свою Церковь (Дан. 9:24).

Царствование мидян сменило царствование персов. Кир Персидский оставил мудрого святого при себе в том же начальственном звании, и влияние Даниила на персидского царя было столь велико, что в 530 году до Рождества Христова Кир издал указ об освобождении из вавилонского плена евреев. Это произошло следующим образом. По Преданию, пророком Исайей Киру было предсказано о нем в книге этого величайшего из пророков, которому принадлежит едва ли не наибольшее количество пророчеств о Рождестве Христовом, о Его земном пути, об окончании того пути и о грядущем Царствии Божием. Увидев предсказание, сделанное о нем за 200 лет до времени его царствования, Кир был потрясен, признал власть единого Бога и повелел восстановить в Иерусалиме храм в честь Бога единого.

На третий год служения Киру Персидскому святой пророк Даниил получил от Господа откровение о судьбе народа Израилева, о грядущих гонениях на веру при Антиохе Епифане во II веке до Рождества Христова.

На этом сведения о жизни святого пророка Даниила обрываются. Известно только, что скончался он в возрасте примерно 90 лет. Похоронен он был в Вавилоне, потом прах его перенесли в город Сузы, расположенный на территории нынешнего Ирана. Его развалины сегодня называются Шуш, а местность возле небольшой реки Шаур, между Керху, притоком Тигра на западе, и рекою Дисфуль на востоке – Шуш-Даниэль. Здесь возвышается надгробная постройка, называемая могилой Даниила. Часть мощей пророка была перевезена Тимуром (иначе – Тамерланом) в Самарканд, где над местом их упокоения был устроен мавзолей, который перестроили в начале прошлого века. Почитаемый и в исламе пророк Даниил, называемый мусульманами Данияром, увековечен и в этих землях. Рядом с мавзолеем – Мазаром Ходжи Данияра протекает источник с чистой, вкусной и целебной водой, он считается священным. Прежде чем войти в мавзолей, паломники должны омыть в источнике все открытые части тела и выпить святой воды из источника.

Паломников здесь много. В 1996 году источник посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Говорят, что засохшее фисташковое дерево примерно 500-летнего возраста, растущее возле мавзолея, после этого посещения вновь зацвело. Другие с визитом Патриарха появление новых побегов не связывают и говорят, что случилось это позже, в начале 2000-х годов, но факт остается фактом.

У местных жителей есть поверье, восходящее к зороастрийской традиции: перед тем как обратиться с молитвой к святому пророку, они загадывают желание и завязывают ленточку на деревьях вблизи святого места.

Какое чудо произошло
Кроме тех чудес, о которых сказано в самой «Книге пророка Даниила», засвидетельствованных более нет, хотя известно, что было их немало, о чем указано в греческих переводах пророчеств Даниила. Здесь приведены апокрифические свидетельства – например, разоблачение языческих жрецов или победа над драконом, которому поклонялись вавилоняне, за что его вновь пытались умертвить, и снова святой пророк был избавлен Богом от гибели. В западном изобразительном искусстве часто встречается сюжет о Сусанне, которую ложно оговорили по подозрению в измене мужу. Но прозрением своим святой пророк Даниил оправдал ее, выступив как судья. Косвенно этот сюжет отражен и в православной Молитве святому пророку Даниилу, где говорится: «судиям испроси нелицеприятие и бескорыстие, правоту и сострадание к обидимым».

Пророчества Ветхого Завета – древнейшие свидетельства нерушимой связи с Богом, которая придает смысл нашему существованию. Они, тысячелетия назад даваемые людям через пророков, обещали тем и всем будущим поколениям пока еще смутную надежду на грядущие Христовы времена, в которых станет возможной реализация сердечных упований на Вечную жизнь в Царствии Божием.

Значение иконы
Значение иконы каждого святого толкуется исходя из свидетельств о его жизни и его делах во имя Господне. В христианском представлении святой Даниил причислен к пророкам и высоко почитается, хотя у иудеев его пророком не считают, поскольку он не общался непосредственно с Богом, а все пророческие свидетельства давались святому через ангелов Его.

Но на его пророчества в Евангелии от Матфея ссылается Иисус Христос: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:15–16), и все его предсказания о приходе Мессии сбылись, так же, как и седьмины – срок, через который Он пришел в мир.

На протяжении долгого времени истинность «Книги святого пророка Даниила» подвергалась нападкам, на ее защиту становились такие святители, как Евсевий Кесарийский, Мефодий Тирский, Аполлинарий Лаодикийский и блаженный Иероним. Автор этой книги Ветхого Завета и сам свидетельствует о себе неоднократно на ее страницах, говоря о себе «Я, Даниил». Пишет, что и другие называют его также, и также свидетельствует об Ангеле, который давал ему пророчества от Бога, а пророк их записывал.

Молитва даниила пророка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here