Молитва димитрию угличскому

Самое детальное описание: молитва димитрию угличскому специально для посетителей нашего ресурса.

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, /
богомудре мучениче, /
за скиптр крест в руки приим, /
явился еси победоносец, /
в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, /
яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, /
и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. /
Молися о державе сродников твоих богоугодней быти /
и сыновом Российским спастися.

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, /
имея в себе праведныя твоя мощи, /
благоверне царевиче Димитрие, /
яко цвети благоуханнии, /
пребываеми во святем храме, /
просвещение подают душам и телом нашим. /
Тем радостно тя восхваляем, /
и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: /
моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре мучениче, за скипетр Крест в руку приим, явился еси победоносец, и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице. Молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися.

О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико: сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха Алексия, и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Русская Православная Церковь
Николаевский Собор

Авторское право © 2012-2019.
Разработчик: Капитула Ян

Память святого благоверного царевича Дмитрия совершается в Русской Православной Церкви 28 мая по новому стилю.

Икона святого

Первая икона была написана сразу же после прославления царевича Дмитрия и помещена в Архангельском соборе – царской усыпальнице. Святого изображают в царских одеждах, с короной на голове. В XVIII веке широко распространены были также иконы с сюжетом, получившим название «неповинное убиение». Такая же фреска была выполнена в храме, освященном в честь царевича Дмитрия в Угличе. Позже появились житийные образы, на которых в клеймах изображались эпизоды из жизни святого, а также его мученическая кончина. Кроме того, известны иконописные изображения Дмитрия вместе с другими почитаемыми русскими святыми.

Тропарь, глас 4:
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Кондак, глас 8:
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.

Величание:
Величаем тя, / страстотерпче святый Димитрие, / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа / претерпел еси.

Молитва:
О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Ц а́pскую диади́му обагpи́л еси́ кpо́вию твое́ю,/ Богому́дpе му́чениче,/ за скиптp кpест в pуку́ пpии́м,/ яви́лся еси́ победоно́сец,/ и же́pтву непоpо́чну Влады́це пpине́сл еси́ себе́,/ я́ко бо а́гнец незло́бив от pаба́ заколе́н еси́,/ и ны́не pа́дуяся пpедстои́ши Святе́й Тpо́ице./ Моли́ся о деpжа́ве сpо́дников твои́х богоуго́дней бы́ти // и сыново́м росси́йским спасти́ся.

Я́ ко благочести́ваго ко́рене Боголюби́вый произы́де плод, / я́ко а́гня незло́биво, непови́нно во младе́нстве закла́н бысть / от властолю́бца вку́пе и зла́го раба́. / Тем, я́ко златы́ми кри́лы, / душе́вною чистото́ю и младе́нческим незло́бием / к Небе́сней высоте́ возлете́л еси́, страстоте́рпче Дими́трие. / И ны́не кровь твоя́ от земли́ та́йно вопие́т к Бо́гу, / я́ко А́веля пра́веднаго. / Сего́ ра́ди покланя́емся ве́рою ти, / сла́вяще просла́вльшаго тя Бо́га, / Его́же моли́ стране́ на́шей благоуго́дней бы́ти // и сыново́м ру́сским спасти́ся.

В сеору́жеством Ду́ха благода́ти вооруже́н быв / и необори́м столп и утвержде́ние оте́честву своему́ показа́ся, / я́ко а́гнец незло́бивый, от врага́ непра́ведно закла́н быв / и в же́ртву непоро́чну Го́сподеви принесе́ся. / И ны́не дар благода́ти от всех Подвигополо́жника прие́м, / источа́еши всем исцеле́ние, достохва́льне благове́рный царе́вичу кня́же Дими́трие. / Сла́ва Восприи́мшему тя от земны́х в Небе́сная, / сла́ва Венча́вшему тя венце́м неувяда́емым, // сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ние.

Ин тропарь на перенесение мощей, глас 8:

Д несь вельми́ хва́лится ца́рствующий град Москва́,/ име́я в себе́ пра́ведныя твоя́ мо́щи,/ благове́рне царе́виче Дими́трие,/ я́ко цве́ти благоуха́ннии,/ пребыва́еми во святе́м хра́ме,/ просвеще́ние подаю́т душа́м и те́лом на́шим./ Тем ра́достно тя восхваля́ем,/ и честно́е пренесе́ние моще́й твои́х ве́рно почита́ем, и мо́лим тя:/ моли́ Христа́ Бо́га // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь на перенесение мощей, глас 2:

Я́ ко благочести́ваго ца́рского ко́рене/ Боголюби́вый произы́де плод, / я́ко а́гня незло́биво,/ непови́нно во младе́нстве за́клан бысть от властолю́бца,/ вку́пе и зла́го раба́,/ тем, я́ко златы́ми кри́лы душе́вною чистото́ю/ и младе́нческим незло́бием к Небе́сней высоте́ возлете́л еси́, Дими́трие, / и ны́не кровь твоя́ от земли́ та́йно вопие́т к Бо́гу, / я́ко А́веля пра́веднаго, / и сего́ ра́ди покланя́емся ве́рою твои́х моще́й ра́це, / из нея́же ре́ки чуде́с излива́еши / приходя́щим ти с ве́рою/ и любе́зно целу́ющим многоцеле́бныя твоя́ мо́щи,/ сла́вящим просла́вльшаго тя Бо́га. / Его́же моли́, держа́вный страстоте́рпче Дими́трие,// правосла́вным сыново́м ру́сским спасти́ся.

В озсия́ днесь в сла́вней па́мяти твое́й ве́рным весе́лие,/ я́ко бо доброра́сленный грезн, прозя́бл еси́/ и Христу́ красе́н плод прине́сл еси́ себе́./ Те́мже и по убие́нии твое́м соблюде́ те́ло твое́ нетле́нно,/ страда́льчески обагре́ное кро́вию,/ благоро́дне свя́те Дими́трие,/ соблюда́й оте́чество твое́ и град твой невреди́м,// тому́ бо еси́ утвержде́ние.

Ин кондак на перенесение мощей, глас 4:

Я́ ко пресве́тлая звезда́,/ яви́лся еси́ днесь в ца́рствующем гра́де Москве́,/ благове́рне царе́виче Дими́трие,/ сия́я пра́ведными свои́ми мощми́./ К ни́мже притека́юще, исцеле́ния дар прие́млем и глаго́лем:/ ра́дуйся, всекра́сне душе́ю,/ благоро́дне Дими́трие,/ я́ко прия́л еси́ от Бо́га ве́лий сей дар // и вене́ц нетле́нный.

С вети́ло пресве́тлое яви́ся днесь Боже́ственная па́мять твоя́: / богодарова́нная ти чудеса́, я́ко ре́ки, / от вся́ких многоразли́чных неду́г подае́ши исцеле́ние с ве́рою призыва́ющим тя, / созыва́я нас к похвале́нию прославля́ющаго тя Бо́га. / Его́же моли́, страстоте́рпче Дими́трие, / мир ми́рови дарова́ти, / от ви́димых и неви́димых враг правосла́вныя лю́ди невреди́мы сохрани́ти, да зове́м ти: ра́дуйся, // ты бо еси́ утвержде́ние гра́ду на́шему.

О пресла́вный и ди́вный в чудесе́х, красото́ му́чеников, страстоте́рпче царе́вичу кня́же Дими́трие! Ско́ро предста́ни Небе́сному Царю́ и му́ченическия твои́ ру́це о нас, гре́шных, моле́бне к Нему́ простри́, я́ко име́яй дерзнове́ние вели́ко; сохрани́ же твои́ми моли́твами град сей, и вся гра́ды и ве́си правосла́вныя, и Святе́йшаго Патриа́рха (имя рек) и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы, епи́скопы и весь свяще́нный чин церко́вный, и в пала́те бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны; всех нас приими́ во твое́ заступле́ние, и от всех бед и зол избавля́я, и от наше́ствия ви́димых и неви́димых борю́щих нас враго́в свобожда́я, и тех всяк наве́т и злохи́трство погубля́я и отгоня́я; та́же прегреше́ний на́ших проще́ние испроси́, и в век бу́дущий Небе́снаго Ца́рствия нас сподо́би, и спасе́нных Бо́гу предста́ви, благода́тию и человеколю́бием Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же честь и поклоне́ние подоба́ет, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О святы́й му́чениче, благове́рный царе́вичу и кня́же Дими́трие! Я́ко а́гнец незло́бив от раба́ заколе́нный, венце́м ца́рским от Го́спода венча́лся еси́, и сын царе́в быв, му́ченик непобеди́м яви́лся еси́, и вме́сто земны́х и тле́нных на Небеси́ нетле́нное восприя́л еси́. И ны́не предстоя́ в ра́дости Святе́й Тро́ице, посеща́й творя́щыя ве́рно твою́ светоно́сную па́мять: соблюда́й оте́чествие твое́ и град твой невреди́м, тому́ бо еси́ утвержде́ние: утверди́ правосла́вных жи́тельство в ми́ре глубо́це: междоусо́бную брань укроти́, и вся поле́зная да́руй всегда́ лю́дем твои́м моли́твами твои́ми, да ве́рою и любо́вию вопие́м: ти ра́дуйся, свя́те Дими́трие, ве́рных люде́й те́плый засту́пниче и прибе́жище и земли́ Росси́йския украше́ние. Ами́нь.

О вели́кий и ми́лостивый страстоте́рпче, царе́вичу кня́же Дими́трие! Услы́ши нас, гре́шных, моле́ние со усе́рдием тебе́ принося́щих, и помози́ нам в жи́зни сей, от грехо́в и скорбе́й избавля́я, и в бу́дущем ве́це бу́ди помо́щник и засту́пник, от муче́ний а́довых свобожда́я и сподобля́я ку́пно с тобо́ю покланя́тися и воспева́ти Всесвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.
Припев: Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Мученика Твоего, Христе, Димитрия, пети мне желающему, молитвами его, яко Благ, осияние Пресвятаго Духа даруй, да воспою светло Твоего угодника торжество.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Умертвившему крепость смерти подобяся, мучениче Димитрие, от раба заколение претерпел еси и, преславно в Небесныя обители вселився, трудов воздаяние приял еси, прехвальне.
Слава: Честная твоя память, мучениче, освящающи мир, приспе. Радуется же днесь преславный град Москва, твоего благаго получив заступления, и, благодаря, Спасу вопиет: препрославленный Господь, яко прославися.
И ныне: О Тебе ныне пророчество совершися, Богородительнице Владычице Чистая, Егоже бо провозвестиша высокогласно вси пророцы, Того, Невместимаго, преславно во чреве вместила еси, во двою естеству совершенна Бога же и Человека.

Ирмос: Процвете есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь Пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Егда оставль земнаго мира темность, страдальчески же обагрено кровию тело твое скрыв на Углече, душу в Небесныя Обители, Димитрие, вселил еси, прехвальне.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Нощи и тьмы сынове нарекошася убийцы беззаконнии: яко агнца бо тя непорочна, ножем сбодоша, ходатаи твоему венцу Божественному, Димитрие, бывше.
Слава: Исцеления струи источаеши ко гробу твоему, мучениче Димитрие, верою притекающим, благодарно же радование подаеши поющим: несть свят, яко же Бог наш.
И ныне: Марие, златая кадильнице, страстей моих отжени смрад и утверди мя, колеблема прираженьми лукаваго ратоборца.

Наста, празднолюбцы, светлое торжество, память славная страстоносца Христова, веселящи всяческая, сияющи в мире зарями чудес. Темже непрестанную благодать твоими молитвами у Христа испроси, мучениче Димитрие, душам нашим и велию милость.
Слава: Яко от младенства лишен еси земнаго царства, благородне Димитрие, и в того место в Небесное преселився, тамо сподобился еси Небесная благая видети, и ныне ясно зриши Святую Троицу и молишися о державе твоих сродников и за вся верныя люди, во еже бы им получити вся благая и полезная.
И ныне: Дево Всенепорочная, яже пресущнаго Бога рождшая, с мучеником Того непрестанно моли оставление прегрешений и исправление жития дати нам прежде конца, верою и любовию поющим Тя по долгу, Едина Всепетая.

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Кровию страдания тленнаго смрада избежав, Богомудре, вместо земнаго Небеснаго Царствия наследник был еси, страстотерпче, тем вси, чтуще, тя ублажаем.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Ангельскаго селения во дворех пребываеши и в Российстей земли благодать источаеши к раце мощей твоих любовию припадающим, страдальче, и вопиющим: слава силе Твоей, Господи.
Слава: Двери Небесныя светло отверзошася, приемше тя, мучениче, и Церковь тя ныне имеет, ликовствующи со избранными, поющи Богу: силе Твоей слава, Человеколюбче.
И ныне: Священнии провозвестиша древле гласи чревоношения Твоего глубину, ихже сбытие видяще, Чистая, поем: силе Твоей слава, Владычице.

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Мучениче Димитрие, яко звезда пресветлая, в Российстей земли возсиял еси, Церковь Христову светом Богоразумия озарив, тьму же от нея отгнав неведения, просветил еси ту преславных чудес явлением.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Имея к Богу дерзновение, Божественное твое торжество, мучениче, творящия и честное твое страдание верою чистою хвалящия поминай, преблаженне, и от бури, и бед, и напастей спасай.
Слава: Ты, яко крин благоцветущ, течением крове твоея показался еси, блаженне, и, грозд мысленный винограда Христова, благовонием чудес мир облагоухал еси, верою тя, мучениче, славящия.
И ныне: Ново яко Младенца нам Превечное Слово родила еси, двема волема и действы суща сугуба, яко Человека купно же и Бога, Всенепорочная.

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Разжегся завистию, раб убийца победися властолюбием и к зависти убийство приплете: закла тя, яко агнца непорочна, мучениче, отмщения же праведнаго не убежа.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Истинную чашу от твоих кровей страдальческих почерпл еси, прехвальне мучениче, и сию всегда предлагаеши Церкви, и питаеши твоими чудесы, Димитрие, вопиющия Христу: от тли, Боже, избави нас.
Слава: Яко пречестна жертва, тайней трапезе принесен быв заколением, мучениче, в Небесных Обителех преславно водворяешися, зря славу Божию и приемля болезней твоих почести и страдания.
И ныне: На Тя сошедши роса Небесная и оляденевшую землю, Приснодево, Богоразумия водами напоивши, многоплодну яви.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грозд, прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагреное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.

Яко агнец непорочен, кровь твою излиял еси, богомудре Димитрие, и от Благодателя всех Бога чудес дар приял еси, и вместо тленнаго обрел еси богатство нетленное, предстоиши бо престолу славы всех Царя. Емуже о нас, мучениче, молися, да твоими молитвами от бед свободившеся, радостно возопием, глаголюще: радуйся, верных правителю. Радуйся, веры твердое забрало. Радуйся, чудо чудес преславное и пристанище тихое притекающих к тебе. Радуйся, кореню веры и молебниче о молящих ти ся. Радуйся, отечеству твоему похвала и воинству нашему на враги поборник. Сохраняй град твой невредим, тому бо еси утверждение.

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть, Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Соблазн лукаваго раба и того хитростей превыше, яко победитель изряден, мучениче, быв, прославился еси, зовый: Боже, благословен еси.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Лучами, яко звезда, Соборную Церковь чудесы просветил еси, верою же притекающим к раце мощей твоих исцеление неоскудно подаеши, преблаженне, и зовущим: Боже, благословен еси.
Слава: Аки агнец непорочен и кадило благоприятно, Агнцу истинному и Пастырю, мучениче, принеслся еси в приношение всебогатно и приятно всесожжение, Емуже поем: благословен Бог отец наших.
И ныне: Невещественнаго Света вселение Твое чрево бысть, светлостьми Божественнаго разума безбожие отгнавшаго, Пречистая Богоневесто Отроковице. Емуже поем, взывающе: благословен Бог отец наших.

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Вшед, мучениче, в небеснаго круга течения, на добродетельный воздух, страданьми препоясан, Крест за скипетр в десную руку имея, сцарствовати Христу сподобился еси, Димитрие царевиче. Моли спастися нам, поющим: благословите, вся дела Господня, Господа.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Украшен разумом, красному Владыце предстоиши, светел присно, яко победоносец Богоприятен, укроти молитвами твоими варварская нахождения и низложи мучащее нас искушение, согнетающее злом во глубину погибели, страстотерпче Димитрие, поющих: благословите, вся дела Господня, Господа.
Слава: Пречестная твоя память, освящающи мир, приспе, всехвальне страстоносче, в нюже молимся получити тобою заступление, Димитрие, поющим славу благаго угодника: благословите, вся дела Господня, Господа.
И ныне: Священных пророк честный лик Тя прописует, кивот и несекомую гору, жезл и дверь, еюже, яко весть, пройде Вышний и паки затворену остави Тя Деву.

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Обрел еси от Христа возмездие, мудре мучениче, правды венец приим и радость некончаемую, и, Небеснаго селения во дворех пребывая, державу отечества твоего поминай, мучениче Димитрие.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас.
Егда принесени быша честныя твоя мощи, страстотерпче Димитрие, тогда святители, обстояще одр, царь же, и князи, и вси российстии народи воскликнуша купно память вечную, Христа величающе.
Слава: Мученик днесь сословие, святых и праведных души, яко победоносца тя и сликовника прияша, мучениче Димитрие, с нимиже радуяся, поеши Бога в Троице, спасающаго души наша.
И ныне: Разумевше издалеча прозорливыма очима, пророцы Тя яве провозвестиша, хотящую Матерь быти Вседетелю и всех Владыце. Тем Тя поем, Всепетая Богородице, и исповедуем, яко воистинну сущую Богородицу.

Личные отношения с моим небесным покровителем долгое время складывались у меня весьма непросто. Впрочем, что там «непросто»? Их не было вообще! Почему? Ну посудите сами.

Когда в жизни случается разлад, многие стремятся обратиться к блаженной Ксении Петербургской, и это понятно – понесшая столько жизненных тягот, она поймёт, и обязательно поможет всякому, просящему у неё помощи. Когда на сердце царит скорбь о безвременно почившем родном человеке, интуитивно тянешься, к примеру, к святому праведному Алексию Московскому – ему ли, столь горевавшему о смерти супруги, не отыскать слов утешения для твоей страждущей души? Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский, святой великомученик и целитель Пантелеимон – список великих святых, скорых на помощь и заступление, можно продолжать и продолжать, а тут. О какой такой помощи взрослый мужик может просить восьмилетнего ребёнка, пусть даже и прославленного в лике святых?! Абсурд!


Царевич Димитрий Иоаннович
(портрет из «Царского Титулярника», 1672 г.)

Осложнялось всё и тем, что жития царевича Димитрия, как такового, найти практически невозможно – все имеющиеся источники пишут лишь о его мученической кончине, да спорят о причинах смерти и прославления. Даже прижизненных портретов, и то не отыскать: портретной традиции в Московском государстве того времени не было, среди ктиторов храмов последняя семья царя не изображалась, официальное летописание после Лицевого свода не велось, так что и книжных миниатюр такой тематики, соответственно, тоже не существует (информация подтверждена доктором исторических наук, профессором Сергеем Викторовичем Алексеевым – прим. автора). Вот и как тут быть? И всё же желание по-настоящему «открыть» для себя своего святого в душе продолжало жить, и, видимо, именно оно и привело к первому чуду.

Чудо это было совсем простым: сама собой образовалась дальняя командировка, путь в которую пролегал через Москву, где между двумя видами транспорта оставалось несколько часов абсолютно свободного времени. Их и было решено потратить на посещение Архангельского собора, где и поныне хранятся мощи моего небесного покровителя – интересно же там побывать, в конце концов!

Увы, на деле храм оказался более похожим на музей, чем на действующую церковь – с множеством видеокамер, ходящими повсюду смотрителями и вездесущими табличками «руками не трогать». Проехать более 900 километров, добраться по занесённой снегом «белокаменной» до самого её центра, и. уехать ни с чем?! Такого варианта принимать никак не хотелось, и, наверное, именно тогда, в Архангельском соборе, я впервые осознанно попросил своего небесного покровителя о помощи: «Царевич Димитрий, помоги, а?! Ну ты ж понимаешь. ».

И тогда произошло следующее чудо – первый же музейный смотритель, к которому я обратился с просьбой и объяснением ситуации, осмотревшись по сторонам, тихонечко прошептал мне на ухо:
– Значит так. Сейчас я отворачиваюсь, и делаю вид, что смотрю в другую сторону, а у тебя будет несколько секунд на то, чтобы протянуть руку, и прикоснуться к раке с мощами.

Вспоминая о том моменте, я до сих пор не могу сдержать чувств: это был настоящий подарок от моего небесного покровителя! С тех пор поиск исторических документов, так или иначе связанных с именем царевича, является одним из моих главных увлечений. Впрочем, как метко заметил спустя несколько лет один знакомый прихожанин: «это мы только думаем, что “открываем” для себя святых, а на самом деле это они нам сами открываются, когда приходит время».

Так кто же он такой, Димитрий Угличский? Казалось бы, обычный ребёнок. Да, сын царя Иоанна Грозного. Да, пострадал безвинно, но не за Христа, а, значит, не мученик. Почему же он тогда святой?!


Святой благоверный царевич Димитрий Угличский
(иллюстрация из «Жития», рукопись, вторая четв. XVIII в.)
[ОР РГБ Ф.178.1 №4447]

Он и вправду не мученик – это верно, и Церковь прославила его не как «страстотерпца» (хотя и величает таковым в молитвенных песнопениях), а в лике «благоверных», то есть чтит царевича не за его страдальческую смерть, а. за праведную жизнь. Да-да, вот за эту маленькую жизнь длиной всего восемь с половиной лет!

«Прежде небесного венца во образе отроча свято процвете премудростию разума, от глубокихъ вещей украшенъ, исчадию достойно должный хранитель явился сынъ царевъ», – так пишет о нём Герман Тулупов в своей «Минее» (цитируется по публикации в «Русской Исторической библиотеке», том 13 [Санкт-Петербург, 1892 г.] – прим. автора). В других источниках можно отыскать информацию о том, что маленький Димитрий ежедневно бывал на литургии в Спасо-Преображенской церкви в Угличе, где если не причащался за обедней, то обязательно вкушал от служебной Богородичной просфоры, которую ему выносил служащий в тот день священник, и лишь после этого приступал к пище, причём вкушал её всего один раз в день (cм.: А. Бычков «Повесть об убиении царевича князя Димитрия», «Чтения в императорском обществе истории и древностей российских», 1864 г., книга IV, октябрь-декабрь, отдел V – прим. автора). А ещё царевич всегда носил с собой кошелёк с копеечками, которые щедро раздавал нищим (см.: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким), «Слово в день памяти святого благоверного царевича Димитрия Угличского» – прим. автора). А ещё. А ещё.

Видео (кликните для воспроизведения).

Богобоязненность, доброта, кротость, милосердие – нет ничего удивительного в том, что современники видели в Димитрии Иоанновиче небесного Ангела, сошедшего на землю. Трагическая же кончина, обретение мощей нетленными, и благодатная помощь, которую даже до прославления святого во множестве получали притекающие ко его гробу с верой и молитвой люди, довершили и без того прочно утвердившийся образ.


Убиение царевича Димитрия
(иллюстрация из «Жития», рукопись, третья четв. XVIII в.)
[ОР РГБ Ф.178.1 №3594]

Что же до распространяемых позже сведений, будто бы смерть маленького царевича наступила не в результате злодейского убийства, а по причине приступа эпилепсии, то ещё в XIX веке архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечал, что «в падучей болезни невозможны произвольные движения рукою, чтобы заколоть себя; если же царевич упал прямо гортанью на нож, гортань его была бы проколота, а не перерезана, как видят это теперь». Опровергают эту версию и «Разбор следственного дела об убиении Димитрия царевича», выполненный в 1907 году блестящим ученым-архивистом Иваном Степановичем Беляевым, и современные выводы медиков, уверяющих, что ещё в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание, и удержать в руках какие-либо предметы, а уж тем более нанести себе ими смертельные раны, он совершенно не в состоянии.

«Ну а что же с чудесами, о которых обещает поведать название статьи?», – спросите вы. Их тоже немало! В доказательство этого приведём лишь несколько выдержек из рукописного жития царевича, хранящегося в архивном фонде Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ Ф.178.1 №3594 – прим. автора), и принадлежащего, возможно, перу самого свт. Димитрия Ростовского.


Страница из «Жития»
(рукопись, третья четв. XVIII в.)
[ОР РГБ Ф.178.1 №3594]

ЧУДЕСА СВЯТОГО ВКРАТЦЕ
(нумерация даётся по первоисточнику)

1. Положены были посреди церкви честные святого новоявленного мученика Димитрия царевича мощи, и весь народ со усердием к ним притекал, и прикасался к ним. В то же время, женщина именем Агафья, бывшая слепой глазами двадцать лет, пришла, молясь тепло, и приложилась к мощам с верой, и тотчас прозрела. Это чудо не только народ, но и сам царь Василий видел, и все уверились в святости мученика, и прославили Бога. С того дня и начали, как от источника, от гроба мученика проистекать исцеления.

4. Некий человек именем Аверкий, глазами не видевший пятнадцать лет, пришел в соборную церковь, и, будучи не в состоянии дойти до гроба мученика из-за тесноты и стоящего там многого народа, издалека молился Богу, и, призвав святого царевича Димитрия, в тот же момент получил исцеление, и, начав видеть всё ясно, воздал благодарение Христу и святому Христову страстотерпцу.

5. Черноризица (монахиня – прим. автора) Аполлинария, имевшая на ногах исходившие сильным гноем язвы, и терпящая от них нестерпимые муки, пришла ко гробу мученика, помолилась со усердием, и перестала её мучить боль в ногах её, а по малом времени зажили и язвы.

6. Некто Григорий, [. ] сильно мучимый нечистым духом, был приведён родственниками ко гробу святого мученика, и молитвами его освободился от бесовского мучения, уйдя в дом свой здоровым.

10. Женщина именем Антонида, из Галицкого уезда, болела глазной болезнью двадцать лет, придя же ко гробу святого царевича Димитрия исцелилась.

17. Девица именем Анна, из дома иерея Василия, церкви св. Георгия, хрома была на одну ногу от своего рождения, и у гроба святого исцелилась.


Страница из «Жития»
(рукопись, третья четв. XVIII в.)
[ОР РГБ Ф.178.1 №3594]

21. Симеон Стефанов, сторож Вознесенского монастыря, был расслаблен полтора года. Возникло же у него желание побывать у гроба святого царевича Димитрия, и, понуждая себя дойти до гроба, претерпев с благодарением тесноту и «топтания ножная» от народа, решил остаться на всенощном пении у гроба святого. Слегка же задремав, увидел он во сне пришедшего к нему юного отрока в светлых одеждах, и говорящего ему со строгостью: «проснись! что ты здесь спишь?». Он же, воспрянув от сна, исполнился ужаса, но, ощутив себя здоровым, припал к честным мощам страстотерпца, воздавая благодарение за полученное исцеление.

22. Некая женщина именем Мавра, восемь лет была глухой, и получила слух [по молитвам] у гроба святого царевича Димитрия.

24. Человек бесноватый именем Ануфрий, десять лет страдавший от духа нечистого, молился у гроба святого страстотерпца царевича Димитрия, и получил исцеление.

33. Девица именем Ксения была смущаема страхованиями от невидимого врага, и та исцелилась.

Невероятные исцеления телесных недугов, прозрение слепых, избавление от бесовских козней одержимых нечистым духом. Только один этот перечень совершённых по ходатайству святого чудес, именуемый в житии словом «краткий», насчитывает более пятидесяти разнообразных свидетельств! Продолжаются эти чудеса и по сей день, ну а главным чудом благоверного царевича Димитрия в своей жизни, я, без сомнения, считаю тот факт, что теперь у меня нет ни малейших сомнений в святости этого дивного отрока, по молитвам которого я и сам многократно получал и помощь, и утешение.

Святый благоверный царевичу княже Димитрие, моли Бога о нас!

Дмитрий Булычев
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Велика обрете в бедах тя поборника вселенныя, страстотерпче, языки побеждающа, якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святе Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Кондак святому великомученнику Димитрию Солунскому, глас 2-й

Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение.

Молитва первая святому великомученнику Димитрию Солунскому при глазных болезнях

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни: моли благость Его, еже ущедрити град сей (обитель сию) и всякую страну христианскую, исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу народу русскому и всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да, благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому великомученнику Димитрию Солунскому читаемая при нападении врагов, а также для защиты дома от пожара

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) родился 19 октября 1582 г. Он был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин – властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость государя – отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.

В субботний день 15 мая 1591 г., когда отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)».

Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года (а по другим источникам, 1583 или 1585 гг.) в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с его матерью Углич. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович остался почти при одном имени царя, а все делалось, как хотел Борис; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола, и имя его поминалось в церквях. Сам Борис в разных делах Феодорова времени признавал Димитрия наследником престола.

Искони ненавидящий добро в роде человеческом диавол, видя сирых братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, ни о чем земном не радеющих, ибо ни славы мира сего, ни богатств не желали, и, не в силах будучи ни в чем их искусить, вложил в сердце Бориса твердый помысл восхитить самодержавство, чтобы быть властелином на Руси, когда истребится корень царский, не ведая того, что Бог власть кому хочет, тому дает. И, тревожимый опасениями за свою будущность и обольщаемый мечтами о власти, Борис Годунов, привыкший распоряжаться всем с помощью самодержавного царя, стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона.

Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью – вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов: будто бы Димитрий I с юных лет уже являет в себе наследственную суровость государя, отца своего. Но все это казалось Борису недостаточным; он не мог рассчитывать на царский престол, пока жив Димитрий, а потому решился погубить царевича. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалось успехом: смертоносное зелье не вредило отроку.

Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный скудный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы. Братья ее были сосланы по разным местам в заточение; жители Углича за самовольную расправу с убийцами одни были казнены, другие сосланы на поселение в Пелым, а многим урезывали языки.

Но Господь, зрящий не на лица, а на помыслы, прежде даже нежели они созреют в деяния, произнес устами пророка Исаии: Мне отмщение, Аз воздам (Рим.12,19). И устами иного пророка: «Что грех отцев взыщет на сынех до третьего и четвертого рода, милость же Его на тысячи родов» (Исх.20,5-6). Он посетил дивными судьбами Своими всех, причастных к смерти Димитриевой. Одним именем мнимо воскресшего отрока поражен сам Борис на престоле и все его семейство. И князь Василий Шуйский, ближайший судья в смерти царевича, низложивший первого Лжедмитрия, сам низложен с престола во время смут второго; и опять тень царевича оказывается сильнее обладающего царя: сам он невольно пострижен, как бы за невольное пострижение матери царевича и, как братья ее Нагие, терпит он с братьями своими долголетние узы и кончается в плену со всем своим родом, некогда столь могущим. Таковы были дела Божии в людех Своих.

Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 3 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.

Святитель составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.

В Угличе на месте убиения святого царевича Димитрия был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.

Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место – в Архангельский собор.

В «Иконописном подлиннике» под 15 мая сказано: «Подобием млад отрок в венце царском и багрянице, руки молебные; убиен бысть на Угличе повелением Бориса Годунова».

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Всеоружеством Духа благодати вооружен быв/ и необорим столп и утверждение отечеству своему показася,/ яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв/ и в жертву непорочну Господеви принесеся./ И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием,/ источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие./ Слава Восприимшему тя от земных в Небесная,/ слава Венчавшему тя венцем неувядаемым,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведныя твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ яко цвети благоуханнии,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя:/ моли Христа Бога// даровати нам велию милость.

Яко благочестиваго корене Боголюбивый произыде плод,/ яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть/ от властолюбца вкупе и злаго раба./ Тем, яко златыми крылы,/ душевною чистотою и младенческим незлобием/ к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие./ И ныне,кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу,/ яко Авеля праведнаго./ Сего ради покланяемся верою ти,/ славяще прославльшаго тя Бога,/ Егоже моли стране нашей богоугодней быти/ и сыновом русским спастися.

Видео (кликните для воспроизведения).

Всеоружеством Духа благодати вооружен быв/ и необорим столп и утверждение отечеству своему показася,/ яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв/ и в жертву непорочну Господеви принесеся./ И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием,/ источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие./ Слава Восприимшему тя от земных в Небесная,/ слава Венчавшему тя венцем неувядаемым,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Молитва димитрию угличскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here