Молитва григорию просветителю

Самое детальное описание: молитва григорию просветителю специально для посетителей нашего ресурса.

И нра́вом прича́стник, и престо́лом наме́стник апо́столом бы́в, дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне, в виде́ния восхо́д; сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я, и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, священному́чениче Григо́рие, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ирмос: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Тро́ице честне́й предстоя́ венцено́сец, я́ко бо́др па́стырь, я́ко му́ченик свяще́нен, свяще́нными твои́ми моли́твами успи́ страсте́й мои́х мра́чная привиде́ния хва́лящему тя́, блаже́нне Григо́рие.

Незаходи́мый свети́льник, иера́рх вели́кий, многострада́льный па́стырь, подвиго́в искуше́ние, Арме́нии хвала́ дне́сь на пе́ние ве́рныя призва́: соше́дшеся, того́ ублажи́м.

Во́д живо́тных Ду́ха, блаже́нне, напо́лнился еси́, я́ко река́ Еде́ма у́мнаго исходя́щая, лице́ напая́я церко́вное и изсуша́я пучи́ну идолонеи́стовства, Григо́рие.

Богородичен: Жены́, Кресто́м от Тебе́ Вопло́щшагося укрепля́емы, Чи́стая, пострада́ша кре́пко и Тому́ приведе́ны бы́ша во сле́д Тебе́, Де́вы, де́вства блиста́ньми и му́ченическими кровьми́ сия́юще.

Ирмос: Яко непло́ды роди́ от язы́к Це́рковь, и мно́гое в ча́дех изнемо́же со́нмище, чу́дному Бо́гу на́шему возопии́м: Свя́т еси́, Го́споди.

Ра́нами подвиго́в твои́х зу́бы сокруши́л еси́ льво́в, и излия́ньми крове́й де́монскую кро́вь погубля́я, и́дольская же из ко́рене низвраща́еши ка́пища, досточу́дне.

Ни лю́тых наляца́ния, ни го́рькия му́ки, ни мра́чнейшаго ро́ва затворе́ние долговре́менное тво́й адама́нтский преврати́ша по́мысл, му́чениче досточу́дне.

Дрема́ния твои́м очесе́м, му́чениче, не да́л еси́, до́ндеже дрема́нием злы́м одержи́мыя злочести́во сы́ны дне́ показа́л еси́, зову́щия: свя́т еси́, Го́споди.

Богородичен: Девома́терь Тя́, Отрокови́це, Рипсими́я му́ченица ве́дущи еди́ну, восхоте́ Твои́м добро́там и Христу́ во сле́д приведе́ся, страстьми́ светя́щися.

Пресве́тлыми сия́ньми, иера́рше, озари́в твою́ ду́шу светоно́сно, доброде́тельми просвети́л еси́ лице́ земли́, име́я в се́рдце твое́м Христа́; просвеща́еши же, я́ко со́лнце незаходи́мое, язы́ков собо́ры, му́ченическими добро́тами на́с удобря́я, Григо́рие всему́дре.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Грехолюби́в сы́й, молю́ Тя, Безгре́шнаго Бо́га ро́ждшую, взе́млющаго гре́х ми́ра, Пречи́стая, многогре́шную ду́шу мою́ уще́дрити и грехи́ моя́ мно́гия очи́стити, гре́шных бо Ты́ еси́ очище́ние и спасе́ние ве́рных и защище́ние.

КрестоБогородичен:

Из Безнача́льнаго Отца́ рожде́ннаго, в после́дняя времена́ пло́тию Ро́ждшая, на Кресте́ Тя́ ви́сяща зря́щи, Христе́, — увы́ Мне́, любе́знейший Иису́се! — вопия́ше, — ка́ко сла́вимый, я́ко Бо́г, от Ангел, от беззако́нных ны́не челове́к, Сы́не, хотя́ распина́ешися? Пою́ Тя, Долготерпели́ве.

Ирмос: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце прии́де Иису́с Пребоже́ственный нетле́нною дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

На обзо́рную тя́ высоту́ муче́ния возведе́ высо́кий в сла́ве Госпо́дь вы́шний, сла́вне, Его́же Стра́сти, ра́дуяся, изобрази́л еси́, священному́чениче: сла́ва, — вопия́, — си́ле Твое́й.

Губя́щаго безбо́жнаго врага́ всю́ зе́млю Арме́нскую Боже́ственною си́лою низложи́л еси́ и, я́ко заря́ просия́в, просвети́л еси́ во тме́ лежа́щия, му́дре, су́етства.

Многосугу́бно Созда́телю тво́й тала́нт прине́сл еси́, спа́сшихся боже́ственными твои́ми уче́нии, Григо́рие, и от Него́ нестаре́ющийся жре́бий прия́л еси́, Ца́рство, е́же на небесе́х, и све́тлость.

Богородичен: Яко добру́, я́ко избра́нну Тя́ и я́ко красну́ возлюби́ша отрокови́цы де́вы, с Рипсими́ею страда́вшия, Девома́ти Мари́е, и во сле́д Тебе́ приведо́шася Сы́ну Твоему́, ра́дующеся.

Ирмос: Просвеще́ние Твое́, Го́споди, низпосли́ на́м и от мглы́ прегреше́ний разреши́ ны, Бла́же, Тво́й ми́р да́руяй.

Крестоявле́нно ви́дел еси́ зна́мение я́ве, све́том сия́ющее и разруша́ющее но́щь и́дольскую, све́та же ча́да ве́рныя соде́ловающее.

В до́льнейшем тя́ ро́ве спасе́ Христо́с Бо́г, со зверьми́ су́ща ле́тным измене́нием, хотя́ща све́том Боже́ственнаго Сло́ва просвеща́ти безу́мныя.

Му́ченически подвиза́вся, венча́лся еси́ я́ко победи́тель, пома́зався же мѵ́ром архиере́йства, пома́зал еси́ лю́ди, злосмра́дныя льсти́ изба́вив, Григо́рие.

Богородичен: Воню́ ощути́вше мѵ́ра де́вы, из Тебе́, Чи́стая Де́во, возсия́вшаго Сло́ва, страда́льческими по́двиги Тому́ благоугоди́ша, ра́дующеся.

Ирмос: Возопи́, прообразу́я погребе́ние тридне́вное, проро́к Ио́на, в ки́те моля́ся: от тли́ изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.

Слове́с твои́х си́лою тре́бища разори́шася, и де́монстии низложи́шася нетве́рдии куми́ры, и ве́рных сердца́ боже́ственным утверди́шася раче́нием.

Тирида́та, я́коже ве́пря свя́заннаго, приве́л еси́ я́ко а́гня Го́споду, пре́жде бы́вша во́лка свире́паго, за вели́кое бога́тство благоутро́бия Бо́жия ны́не спаса́ема.

Показа́л еси́ заблу́ждшим стезю́ Боже́ственную, неле́стными поуче́нии, иера́рше, соверши́в я́ко па́стырь, Па́стыря и́стиннаго подража́я, Григо́рие.

Богородичен: Распина́ема от Тебе́, Богоро́дице, Вопло́щшагося я́ко уве́де Рипсими́я, Тому́ сраспя́тся, я́ко а́гница Па́стырю, я́ко же́ртва Бо́гу непоро́чная.

Благосла́внаго и священнонача́льника вси́, я́ко страда́льца и́стины, дне́сь ве́рнии в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим, бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия, всеми́рнаго свети́льника и побо́рника, Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся на́м.

Сего́ вели́каго во страстоте́рпцех, свети́льника боже́ственнаго, Арме́нии ве́рна па́стыря и учи́теля в пе́снех восхва́лим и пе́нии боже́ственными главу́ его́ венча́ем, и́бо тму́ безбо́жия и́дольскаго погуби́, с ни́миже и де́монское де́йство все́ умертви́. Те́м труды́ претерпе́в кре́пким по́мыслом и благода́тию, Христу́ ны́не мо́лится, е́же спасти́ся на́м.

Ирмос: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Многови́дныя му́ки претерпе́в, му́чениче, мно́гия от му́к свободи́л еси́ и бу́дущия печа́ли, вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

До́м себе́ Тро́ицы соверши́в, блаже́нне, хра́мы и́дольския разори́л еси́, хра́мы же воздви́гл еси́ Всеви́дцу Сло́ву, лю́дем на спасе́ние.

Священноде́латель яви́лся еси́, тебе́ сама́го же́ртву пре́жде те́пле прине́сл еси́ Влады́це твоему́, Ему́же жря́ пото́м, благочести́вым дае́ши душа́м во спасе́ние.

Богородичен: Му́ченическими венцы́ укра́шены, отрокови́цы из Де́вы возсия́вшему Бо́гу приведо́шася, песнопе́сненно вопию́ще: Христе́, благослове́н еси́.

Ирмос: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Пострада́в зако́нно, посрами́л еси́ беззако́нныя враги́ крепча́йше, священнослужи́телю Григо́рие, и Бо́гу приве́л еси́ мно́жество пою́щих: вся́кая дела́, благослови́те, Госпо́дня, Го́спода.

Возде́лав непло́дную ни́ву, насе́ял еси́ слове́сная се́мена, во сто́ пожа́в слове́сных кла́сов благопло́дие, Де́лателю ду́ш угобзи́вшее.

Блиста́ньми слове́с твои́х просвети́л еси́ и мно́гия тмы́ приве́л еси́, на́с ра́ди во́лею Претерпе́вшему Стра́сти, Ему́же песнопое́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Ни мно́жества му́к убоя́вшися, ни плотски́м сласте́м повину́вшися, от Де́вы Го́спода су́ща испове́да, вопию́щи, Рипсими́я: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ирмос: Ева у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Си́лою вжиля́емь Христо́вою, претерпе́л еси́ му́к боле́зни, и ка́пища погуби́л еси́ де́монская, и хра́мы и́дольския раскопа́л еси́, лю́ди же, су́щия в неве́дении, просвети́л еси́, священному́чениче всече́стне.

Яко у́тро, возсия́ на́м па́мять твоя́, благода́тей зарю́ нося́щи, ты́ бо све́та яви́лся еси́ прия́телище Боже́ственнаго и к Све́ту возше́л еси́ невече́рнему, бога́тно озаря́емь светоли́тии Боже́ственными, преподо́бне.

Собесе́дник яви́лся еси́ проро́ков, му́чеников же и апо́столов купножи́тель, архиере́ев и преподо́бных, Ангелов и арха́нгелов равноста́тен, с ни́миже о на́с, чту́щих тя́, о́тче, моли́ Человеколю́бца.

До́блествоваша жены́ честны́я, испаде́ние Евино исправля́юще, претерпе́ша боле́зней треволне́ние, вельми́ на высоту́ хва́лящагося нога́ми красне́йшими сокруши́ша, и́хже досто́йно ублажа́ем.

Богородичен: Све́том лица́ из Тебе́ Возсия́вшаго озари́вшися, Присноде́во, любо́вию неудержа́нною, Рипсими́я Стра́сти Его́ и Сме́рть свое́ю пло́тию изобрази́, те́мже с Тобо́ю, Влады́чице, ны́не весели́тся.

В ро́ве вре́менно затворе́на со зверьми́ Григо́рия похва́лим сла́внаго, премени́вша ди́вия ве́пря мучи́теля Тирида́та и огласи́вша сло́во все́й земли́ просвеще́ния.

Богородичен:

Честне́йши еси́ все́х тва́рей, Богоро́дице, Христа́ поро́ждшая, Того́ у́бо моли́ сохрани́тися ма́лей се́й па́стве Твое́й невреди́мей от вся́каго наве́та проти́внаго.

Святой Григорий — проповедник христианства в Армении, основатель Армянской церкви. Происходил из знатнейшего армянского рода Сурен-Пахлавов, его отец Анак был замешан в убийстве царя Хосрова II (252). В разгоревшейся гражданской войне вся семья Анака была вырезана. Спастись удалось только Григорию, которого его кормилица и наставник вывезли в город Кесарию Каппадокийскую на территории Римской империи.

Здесь он принял крещение, женился — имел в браке двух сыновей — и поступил на службу находящемуся в изгнание армянскому царю Трдату III. Вместе в ним вернулся в Армению (287), однако вскоре за проповедь христианства был брошен в тюремную яму, где провел 15 лет. По преданию Григорий исцелил царя от болезни, и тот принял христианство вместе со всем армянским народом. Таким образом, Армения стала первым в истории христианским государством.

Григорий был первым католикосом всех армян (302). В 318 он передал кафедру своему сыну Аристакесу I и последние годы жизни провел отшельником в пещере.

Григорий основал церковь и монастырь Эчмиадзин (в переводе с древнеармянского означает «сошел Единородный»). Таким образом Григорий придерживался Никейского православного исповедания. Известно, что его приглашали на Первый Вселенский собор в Никею, но он не смог поехать, послав вместо себя сына Аристакеса.

Прозвание святого Просветитель было заимствовано греками из армянской традиции, оттуда же пришла традиция считать его священномучеником, так как армянская церковь не делала разницы между мучениками и исповедниками, то есть лицами принявшими смерть за Христа, и лицами претерпевшими страдания, но оставшимися живыми.

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
«Православная энциклопедия «Азбука веры».» (http://azbyka.ru/).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
«Православие и мир. Электронная библиотека» (lib.pravmir.ru).

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2019

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

«О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами.

Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово.

Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.

Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.»

«О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно, в мире и покаянии, поживем, и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальнуто Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Православная Церковь празднует сегодня память святителя Григория, Просветителя и первого епископа Армении. Как ни странно, самый почитаемый армянским народом исторический деятель сам не был армянином. Святитель Григорий происходил из знатного парфянского рода, а воспитан был в Римской империи, получив обычное классическое античное образование. Более того, Армения стала для святого местом тяжелейших бедствий и испытаний, достойных лихо закрученного приключенческого романа, тогда как его самые спокойные и счастливые годы прошли вдалеке от нее. Тем не менее, именно эту страну святитель Григорий сделал первым в истории христианским государством, за что и оставил после себя благодарную память всей Вселенской Православной Церкви.

Род Сурен-Пахлавов, из которого происходил Григорий Просветитель, был одним из самых старейших и влиятельных в Парфянском царстве, некогда могущественной державе, находившейся к югу и юго-востоку от Каспийского моря и подчинявшей в период расцвета (середина I в. до Р.Х.) обширные области от Месопотамии до границ Индии. Ко времени рождения святителя Григория (ок. 252 г.) Парфия как независимое государство уже не существовала, однако парфянская аристократия не утратила своего влияния во многих странах этого региона. Так в Армении с 62 г. по Р.Х. правила династия Аршакидов, потомков парфянских царей.

Анак (Апак), отец Григория, первоначально служил при персидском дворе, но затем переметнулся к армянскому царю Хосрову I. Подобный поступок персидского вельможи не вызвал у правителя Армении никаких подозрений: Анак находился в непосредственном родстве с Аршакидами и мог рассчитывать на самые важные должностные посты. И действительно, Апак стал ближайшим советником Хосрова. Оказалось, однако, что отец Григория был персидским агентом: войдя в доверие к царю, он, найдя подходящий момент, собственноручно пронзил Хосрова мечом и тут же отправился в Персию доложить об исполнении своего задания. (По другим источникам, Анак изначально служил у Хосрова и был подкуплен персами, но это мало меняет дело.)

Между тем, смертельно раненный царь успел назвать имя убийцы. Приближенные Хосрова настигли Анака и тут же расправились с ним, утопив в реке. Затем они уничтожили и всю его семью. Спасся только младший сын Анака, будущий святитель Григорий: кормилица спрятала младенца и затем переправила его подальше от рук мстителей на территорию Римской империи в Кесарию Каппадокийскую. Так жизнь святого сразу же началась с гонений и бедствий.

В то же самое время был чудесно спасен еще один ребенок, с которым будет связана почти вся жизнь Григория: он будет и ближайшим другом святого, и самым лютым его врагом, и наконец верным сподвижником в главном деле святителя. Этот ребенок — сын Хосрова Тиридат (Трдат), впоследствии ставший армянским царем и оставшийся в истории под именем Великий. После убийства Хосрова, как и было задумано, в Армении начались междоусобицы и страна была захвачена персидскими войсками. Тогда уже многочисленная семья армянского царя была безжалостно вырезана. Избежал смерти опять только один, малолетний сын Хосрова Тиридат. Он тоже был отправлен в Римскую империю, только уже к самому императорскому двору. Император с радостью принял мальчика: Персия была давним врагом Рима, и законный наследник захваченного персами армянского престола мог бы стать верным союзником империи.

Григорий же, что тоже почти чудо для того времени, попал на воспитание в христианскую семью, был крещен и вырос твердым последовательным христианином. Придя в возраст, он женился тоже на христианке, которая родила ему двух сыновей. Через три года супружеской жизни, однако, Григорию пришлось расстаться с женой (по одним источникам, она умерла, по другим — ушла в монастырь). Тогда святой совершает неординарный поступок. Он едет в Рим и устраивается на службу к Тиридату, сыну человека, убитого его отцом. Армянский царевич к тому времени стал видным военачальником. Особенно прославил Тиридата его подвиг во время войны с варварским племенем готов. Предводитель готов, воин необыкновенного роста и силы, перед боем вышел из строя и предложил римскому императору сразиться с ним. Вместо императора на поединок вызвался Тиридат. Безоружным он сумел побороть великана, взял его в плен и таким образом позволил римлянам выиграть войну без кровопролитного сражения.

Вскоре император с помощью римских легионов вернул Тиридату трон его отца. Не последнюю роль в этом событии сыграл Григорий, к тому времени ставший ближайшим советником и военачальником царевича. Способствуя возвращению Тиридата на армянский престол, святой хотел искупить преступление своего отца — поступок, безусловно, свидетельствующий о благородстве души.

Нужно еще учесть, что Тиридат был для Григория не только сыном царя, предательски убитого его отцом, но и сыном человека, повинного в гибели всей его семьи. Однако святой сумел переступить через кровную вражду, чтобы исполнить свой нравственный долг, каким он его видел в то время. Григорий взял на себя всю ответственность за кровавую драму, случившуюся с его родителями, но он не мог знать, откажется ли от мести сам Тиридат.

Часто власть до неузнаваемости изменяет человека. Так и Тиридат, до того покровительствовавший Григорию и терпимо относившийся к его христианской вере, едва достигнув царского трона, вдруг резко переменился. Он стал требовать, чтобы святой отрекся от Христа и принес жертвы языческим богам. Очевидно, добившись своей цели, Тиридат счел, что уже не нуждается в верном союзнике; наверное, вспомнилась кровная вражда, да и просто царю захотелось наконец насладиться неограниченной властью. Но Григорий не стал жертвовать свободой во Христе для угождения тирану.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мучения, которым подверг святого нечестивый царь, описать совершенно невозможно: они отличались таким утонченным и извращенным садизмом, какой возможен только в восточных деспотиях. Григорий мужественно выдержал все пытки. Тиридат, убедившись, что не может сломить волю святого, решил заключить его в подземную тюрьму, своего рода «зиндан» («колодец Арташата», ныне известное место паломничества, где построен монастырь). Вероятно, просто казнь не удовлетворяла мстительное чувство Тиридата — ему нужно было ежедневно сознавать унижение своего противника.

Подземелье, где томился Григорий, в любое время года было сырым и холодным. Оно кишело всевозможными паразитами, змиями, скорпионами и насекомыми. Трудно представить, как можно просто физически выжить, не сойти с ума, не одичать в таких невероятных нечеловеческих условиях. Григорий провел в одиночном заключении около 15 лет. Он выжил и не сошел с ума — с ума сошел его гонитель, царь Тиридат…

Около 300 года 37 христианок, давших обет целомудрия и служения Богу, бежали из Римской империи в Армению от императора-гонителя Диоклетиана. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства царя, причем она смогла и физически отбиться от него, когда он пытался над ней надругаться (а Тиридат, мы помним, отличался необыкновенной силой). В отместку Тиридат так же жестоко, как и со святым Григорием, расправился с христианскими девушками. Как и Григорий, никто из этих дев не отрекся от Христа.

За свои злодеяния Тиридат был наказан безумием. Конечно, он был безумен и до этого, и когда мучил и заключил в подземелье своего верного соратника Григория, и когда преследовал христиан, заставляя их поклониться бездушным идолам. Однако теперь это безумие проявилось наглядно, кошмарно и омерзительно. Тиридат вообразил себя кабаном, дико метался, валялся по земле и грыз свое тело. Нечто подобное случилось с царем Навуходоносором, который в наказание за гордость «отлучен был от людей, ел траву, как вол» (Дан. 4, 30). Болезнь армянского царя была, пожалуй, еще страшнее, чем царя вавилонского. Но и в этом случае Бог совершил чудо исцеления. У сестры царя царевны Хосровидукт было видение: человек с сияющим лицом (это был ангел) объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки, а Григорий освобожден из ямы. Жестоко измученный болезнью Тиридат послушался совету сестры и освободил святого.

Григория вытащили из подземелья. За годы заключения он, как дикий зверь, зарос волосами, ногти его были длинные и твердые, как у птицы. Но он сохранил человеческий разум и достоинство человека, тогда как его недруг Тиридат, все эти годы купавшийся в роскоши и славе, уподобился бешеному животному. Та же вера Григория, которая помогла ему выжить в темнице и остаться человеком, вернула человеческий облик и Тиридату. Григорий, забыв все страдания, которые он вынес из-за своего мучителя, кровные обиды, лежавшие между их семьями, помолился за Тиридата, по слову Евангелия: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). И молитва исцелила царя. Не только физически, но и духовно: пережив страшный опыт безумия и отторжения из мира людей, а затем исцеления и возвращения в общество, Тиридат понял многое, а главное – понял истину веры Григория. Царь крестился, его примеру последовали многие его подданные. Это случилось в 301 году. Так Армения стала первым в истории государством, где христианство стало официальной религией.

Удивительно, что Григорий, переживший такие длительные и тяжелые испытания, чудом оставшийся в живых, изувеченный пытками и заключением, находит в себе силы для энергичной деятельности по христианскому просвещению Армении. Он отправляется в Кесарию Каппадокийскую, город, в котором он вырос, где принимает епископское рукоположение.

Христианство пришло в Армению еще в апостольскую эпоху, здесь проповедовали апостолы Варфоломей и Фаддей. С того времени христианские общины существовали здесь непрерывно, несмотря на гонения, которые время от времени начинали те или иные армянские цари. Но обращение целого народа и государства началось именно при Григории Просветителе. Это было впервые в истории и всего человечества. Тысячи людей обращались ко Христу, всюду строились храмы и поставлялись священники. Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Его миссионерская деятельность не ограничивалась только Арменией. Григорий проповедовал Христа и в Иверии (Грузии), и в Албании, и даже в Персии. Святого Григория по праву можно назвать апостолом Кавказа.

Недавно возникшая Армянская Церковь сразу же стала важной и неотъемлемой частью Вселенской Православной Церкви. Уже в 325 году представитель Армянской Церкви, сын святителя Григория Аристакес, также рукоположенный в сан епископа, принимал участие в Первом Вселенском Соборе.

В конце жизни, устроив Армянскую Церковь, святой Григорий успел еще послужить Богу в подвиге отшельничества в пещерах Мане. Руководство Церковью он передал своему сыну. Вскоре Григорий Просветитель мирно почил о Господе. Обнаруженные местными пастухами мощи разошлись по христиан миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Григория Просветителя, хранится в Эчмиадзине.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Святитель Григорий Просветитель широко почитается не только в Армении, но и всею Вселенской Православной Церковью. Для всех православных он является примером неутомимого миссионера, человека, который не отчаялся в годы самых страшных невзгод и поэтому сумел выполнить свое предназначение, возложенное на него Господом.

МЕСЯЦА СЕНТЯБРЯ В 30-й ДЕНЬ

Святаго священномученика Григория, просветителя Великия Армении

На Г осподи, воззвах: стихиры на 6, глас 6.

М ученическими кровьми священную ризу обагрив,/ вшел еси во Святая Святых, досточудне,/ идеже свет неизреченный,/ идеже Божественная слава,/ идеже глас празднующаго,/ в немже трудов твоих, мучениче,/ восприемлеши возмездия,/ и венец неувядающий,/ и вечнующее благославие,/ и райское жилище,/ Григорие мудре,// со дерзновением молися о душах наших.

М учений не поколебаше твоея души треволнение,/ ни затворение долговременное,/ во мрачнeм рве сокрывающее тя,/ страдальче славный,/ но, яко свет, возсиял еси/ во тьме бедствующим суеты,/ яже сыны дне показал еси/ банею Крещения,/ и возрождением лучшим и спасительным,/ и божественным истинно пребыванием,/ яко иерарх богоприятен,// всемудре Григорие.

Ж ениха Безсмертнаго,/ Тя, всех Владыку,/ Рипсимия любящи,/ кожи телесныя содрание приемлет,/ страстей первeе темное вретище/ воздержанием растерзавши;/ с неюже подвизася и Гаиания приснопамятная,/ дев приводящи собор,/ крепко пострадавший/ и низложший Евы древняго лестца;/ яже достойно хваляще,// Тя, Христе, славим.

Слава, глас тойже. Сергия. Самогласен:

К то достойно добродетелей твоих повесть победы?/ Кая уста мучения терпение изрекут?/ Во обоих бо доблествовал еси, Григорие./ Но не престай моля, угодниче Христов,/ спасти души наша,// яко имея, священномучениче, дерзновение многое.

И ныне, Богородичен или Крестобогородичен, глас тойже.

А гнца Своего Агница нескверная древле/ и непорочная Владычица/ на Крест воздвизаема яко виде,/ Матерски восклицаше/ и, удивляющися, вопияше:/ что видение сие, Чадо сладкое,/ новое и преславное?/ Како людие неблагодатнии/ судищу Пилатову предают Тя/ и осуждают смертию Живота всех?/ Но пою Твое неизреченное,// Слове, схождение.

В незаходящий облак неизреченнаго света вшед разумно,/ мученик и пастырь/ навыче неизглаголанная таин Христовых,/ яко мученик убо просвещаемь,/ яко пастырь же тайноводству научаемь./ Тем и сугубыми венцы от вышния славы увязеся,// моляся всегда Христу о душах наших.

И ныне, Богородичен или Крестобогородичен, глас тойже.

В идящи Тя распинаема, Христе,/ Тебе Рождшая вопияше:/ что странное, еже вижу, таинство, Сыне Мой?/ Како на Древе умираеши,/ Плотию повешен,// жизни Подателю?

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

И святаго на 6, егоже краегранесие: Бодраго пою тя, мучениче, пастыря. Глас 4.

Ирмос: Т ристаты крепкия,/ Pождейся от Девы,/ безстрастия во глубине/ души тричастное потопи, молюся,/ да Тебе, яко в тимпане,/ во умерщвлении телесе// победное воспою пение.

Т роице честней предстоя венценосец,/ яко добр пастырь, яко мученик священен,/ священными твоими молитвами успи страстей моих мрачная привидения/ хвалящему тя, блаженне Григорие.

Н езаходимый светильник, иерарх великий,/ многострадальный пастырь, подвигов искушение, Армении хвала/ днесь на пение верныя призва:/ сошедшеся, того ублажим.

В од животных Духа, блаженне, наполнился еси,/ яко река Едема умнаго исходящая,/ лице напаяя церковное и изсушая пучину идолонеистовства, Григорие.

Богородичен: Ж ены, Крестом от Тебе Воплощшагося укрепляемы, Чистая,/ пострадаша крепко и Тому приведены быша во след Тебе, Девы,/ девства блистаньми и мученическими кровьми сияюще.

Ирмос: Я ко неплоды роди от язык Церковь,/ и многое в чадех изнеможе сонмище,/ чудному Богу нашему возопиим:// свят еси, Господи.

Р анами подвигов твоих зубы сокрушил еси львов,/ и излияньми кровей демонскую кровь погубляя,/ идольская же из корене низвращаеши капища, досточудне.

Н и лютых наляцания, ни горькия муки,/ ни мрачнейшаго рова затворение долговременное/ твой адамантский превратиша помысл,/ мучениче досточудне.

Д ремания твоим очесем, мучениче, не дал еси,/ дондеже дреманием злым одержимыя злочестиво/ сыны дне показал еси, зовущия:/ свят еси, Господи.

Богородичен: Д ево, Матерь Тя, Отроковице,/ Рипсимия мученица ведущи едину,/ восхоте Твоим добротам/ и Христу во след приведеся, страстьми светящися.

П ресветлыми сияньми, иерарше, озарив твою душу светоносно,/ добродетельми просветил еси лице земли,/ имея в сердце твоем Христа;/ просвещаеши же, яко солнце незаходимое, языков соборы,/ мученическими добротами нас удобряя, Григорие всемудре.

Г рехолюбив сый, молю Тя,/ Безгрешнаго Бога рождшую,/ вземлющаго грех мира, Пречистая,/ многогрешную душу мою ущедрити/ и грехи моя многия очистити,/ грешных бо Ты еси очищение/ и спасение верных и защищение.

И з Безначальнаго Отца рожденнаго,/ в последняя времена плотию Рождшая,/ на Кресте Тя висяща зрящи, Христе:/ увы Мне, любезнейший Иисусе! вопияше./ Како славимый, яко Бог, от Ангел/ от беззаконных ныне человек, Сыне, хотя распинаешися?/ Пою Тя, Долготерпеливe.

Ирмос: С едяй в славе/ на Престоле Божества,/ во облаце легце/ прииде Иисус Пребожественный,/ нетленною дланию, и спасе зовущия:// cлава, Христе, силе Твоей.

Н а обзорную тя высоту мучения возведе высокий в славе Господь вышний, cлавне,/ Егоже Страсти радуяся изобразил еси, священномучениче:/ слава, вопия, силе Твоей.

Г убящаго безбожнаго врага всю землю Арменскую/ божественною силою низложил еси/ и, яко заря просияв,/ просветил еси во тьме лежащия, мудре, суетства.

М ногосугубно Создателю твой талант принесл еси,/ спасшихся божественными твоими учении, Григорие,/ и от Него нестареющийся жребий приял еси,/ Царство, еже на Небесех, и светлость.

Богородичен: Я ко добру, яко избранну Тя и яко красну/ возлюбиша отроковицы девы, с Рипсимиею страдавшия,/ Девомати Марие,/ и во след Тебе приведошася Сыну Твоему, радующеся.

Ирмос: П росвещение Твое, Господи, низпосли нам/ и от мглы прегрешений разреши ны, Блаже,// Твой мир даруяй.

К рестоявленно видел еси знамение яве, светом сияющее/ и разрушающее нощь идольскую,/ света же чада верныя соделовающее.

В дольнейшем тя рове спасе Христос Бог,/ со зверьми суща летным изменением,/ хотяща светом Божественнаго Слова просвещати безумныя.

М ученически подвизався, венчался еси яко победитель,/ помазався же миром архиерейства, помазал еси люди,/ злосмрадныя льсти избавив, Григорие.

Богородичен: В оню ощутившa мира девы/ из Тебе, Чистая Дево, возсиявшаго Слова,/ страдальческими подвиги Тому благоугодиша, радующеся.

Ирмос: В озопи, прообразуя погребение тридневное,/ пророк Иона, в ките моляся:// от тли избави мя, Иисусе, Царю Сил.

С ловес твоих силою требища разоришася,/ и демонстии низложишася нетвердии кумиры,/ и верных сердца божественным утвердишася рачением.

Т иридата, якоже вепря связаннаго, привел еси яко агня Господу,/ прежде бывша волка сверепаго,/ за великое богатство благоутробия Божия ныне спасаема.

П оказал еси заблуждшим стезю божественную,/ нелестными поучении, иерарше, совершив яко пастырь,/ Пастыря истиннаго подражая, Григорие.

Богородичен: Р аспинаема от Тебе, Богородице, Воплощшагося яко уведе Рипсимия,/ Тому сраспятся, яко агница Пастырю,/ яко жертва Богу непорочная.

Б лагославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь вернии в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

С его великаго во страстотерпцех, светильника божественнаго,/ Армении верна пастыря и учителя в песнех восхвалим/ и пении божественными главу его венчаем,/ ибо тьму безбожия идольскаго погуби,/ с нимиже и демонское действо все умертви./ Тем труды претерпев крепким помыслом и благодатию,/ Христу ныне молится, еже спастися нам.

Ирмос: А враамстии иногда в Вавилоне отроцы/ пещный пламень попраша,/ песньми взывающе:// отец наших Боже, благословен еси.

М ноговидныя муки претерпев, мучениче,/ многия от мук свободил еси и будущия печали, вопия:/ отец наших Боже, благословен еси.

Д ом себе Троицы совершив, блаженне,/ храмы идольския разорил еси,/ храмы же воздвигл еси Всевидцу Слову/ людем на спасение.

С вященноделатель явился еси,/ тебе самаго жертву прежде тепле принесл еси Владыце твоему,/ Емуже жря потом,/ благочестивым даеши душам во спасение.

Богородичен: М ученическими венцы украшены, отроковицы/ из Девы возсиявшему Богу приведошася,/ песнопесненно вопиюще:/ Христе, благословен еси.

Ирмос: И збавителю всех Всесильне,/ посреде пламене благочествовавшия,/ снизшед, оросил еси/ и научил еси пети:// вся дела, благословите, пойте Господа.

П острадав законно, посрамил еси беззаконныя враги крепчайше, священнослужителю Григорие,/ и Богу привел еси множество поющих:/ всякая дела, благословите, Господня, Господа.

В озделав неплодную ниву,/ насеял еси словесная семена,/ во сто пожав словесных класов благоплодие,/ Делателю душ угобзившее.

Б листаньми словес твоих просветил еси/ и многия тьмы привел еси, нас ради волею Претерпевшему Страсти, Емуже песнопоем:/ благословите, вся дела Господня, Господа.

Богородичен: Ни множества мук убоявшися,/ ни плотским сластем повинувшися,/ от Девы Господа суща исповеда, вопиющи, Рипсимия:/ благословите, вся дела Господня, Господа.

Ирмос: Е ва убо недугом преслушания/ клятву вселила есть,/ Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения/ мирови благословение процвела еси.// Тем Тя вси величаем.

С илою вжиляемь Христовою, претерпел еси мук болезни,/ и капища погубил еси демонская, и храмы идольския раскопал еси,/ люди же, сущия в неведении, просветил еси,/ священномучениче всечестне.

Я ко утро, возсия нам память твоя, благодатей зарю носящи,/ ты бо света явился еси приятелище Божественнаго/ и к Cвету возшел еси невечернему,/ богатно озаряемь светолитии божественными, преподобне.

С обеседник явился еси пророков,/ мучеников же и апостолов купножитель,/ архиереев и преподобных, Ангелов и Архангелов равностатен,/ с нимиже о нас, чтущих тя, отче, моли Человеколюбца.

Д облествоваша жены честныя,/ испадение Евино исправляюще, претерпеша болезней треволнение,/ вельми на высоту хвалящагося ногами краснейшими сокрушиша,/ ихже достойно ублажаем.

Богородичен: С ветом лица из Тебе Возсиявшаго/ озарившися, Приснодево, любовию неудержанною,/ Рипсимия Страсти Его и Смерть своею плотию изобрази,/ темже с Тобою, Владычице, ныне веселится.

В рове временно затворена со зверьми Григория похвалим славнаго,/ пременивша дивия вепря мучителя Тиридата/ и огласивша слово всей земли просвещения.

Ч естнейши еси всех тварей, Богородице, Христа порождшая,/ Того убо моли сохранитися малей сей пастве Твоей/ невредимей от всякаго навета противнаго.

Блаженны Октоиха, на 4, и святаго, песнь 3-я, на 4. Прокимен, глас 7: Ч естна пред Господем// смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Коринфяном, зачало 166. Аллилуия, глас 2: С вященницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Евангелие от Матфея, зачало 103. Причастен: В память вечную будет праведник:

Источник: Минея сентябрь. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2003. С. 877 – 884.

Молитва григорию просветителю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here