Молитва иринею лионскому

Самое детальное описание: молитва иринею лионскому специально для посетителей нашего ресурса.

В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил Православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он. — учил святитель Ириней, — Иисус- Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом». Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.

В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, — писал святитель. — Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».

Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни».

Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Святой Папа Виктор (190-202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал Папе, что нельзя допускать раскол из-за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.

В царствование императора Севера (193-211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.

Апостол Евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский — вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: «Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило более, нежели, что ныне происходит. И.я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе. Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце» («Журнал Московской Патриархии», 1957, N 9, с. 53).

1. Против ересей, 5 книг. — Отрывки из утраченных сочинений. Предисл. и перевод свящ. П. Н. Преображенского. М., 1868. То же. Изд. 2-е СПб., 1900.

2. О Церкви. — «Христианское чтение», 1838, I, с. 130 слл.

3. О предании апостольском в Церкви. — Там же. 1838, II, с. 3 слл.

4. О том, что Христос и Апостолы проповедовали Бога Отца, Создателя всего, и сообщили одно истинное учение. — Там же, 1838, II, с. 119 слл.

5. Ответы на возражения, заимствуемые из 2 Кор. 4. 4. Мф. 6, 24 — Там же, 1838, с. 2б3 слл.

6. О том, что при исследовании Божественного таинства никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге и что должно верить Священному Писанию и не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума. — Там же, 1838, III, с. 3 слл.

То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. 1. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858.

7. О том, что люди свободны и имеют способность избрания, и потому несправедливо, будто некоторые из них добры, а некоторые злы по природе. — Там же, 1838, III, с. 241. То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. 1. Переводы из творений святых отцев. СПб.. 1858.

8. Доказательства апостольской проповеди. Пер., Н. Сагарды- «Христианское чтение», 1907.

«Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность» С. А. Федченкова — до сих пор непревзойденная работа, хотя и написанная почти век назад. Кажется почти все вопросы, могущие возникнуть при упоминании имени Иринея не ушли от внимания автора: происхождение, ранние годы, знакомство со св. Поликарпом Смирнским и «пресвитерами», поездки в Рим и епископство в Галлии, борьба с гностицизмом, монта-низмом и другими лжеучениями, участие в пасхальных спорах и многое другое), так и его плодотворной литературной деятельности, особенно по созданию главных произведений св. Иринея — «Против ересей» в пяти книгах и «Доказательство апостольской проповеди».

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Страницы: [1]. Всего изображений: 10. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: [Москва. 2004.] Сщмч. Ириней Лионский. Роспись храма Петра и Павла в Ясеневе — московском подворье Введенской Оптиной пустыни. 2004 год.

Файл 7063.jpg: | |
Размер: 1054×1200, 1.26 MPix, 166 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 21 (123) , 0 (1) .

Описание: [Греция. XX.] Сщмч. Ириней Лионский. Икона. Греция. Конец XX в.

Файл 7064.jpg: | |
Размер: 325×450, 0.15 MPix, 86 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 22 (102) , 1 (0) .

Описание: [Чехия. XX.] Сщмч. Ириней Лионский. Икона. Чехия. Конец XX в.

Файл 7065.jpg: | |
Размер: 837×1200, 1 MPix, 122 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 20 (129) , 0 (2) .

Описание: [Франция. До 2007.] Сщмч. Ириней. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись алтаря храма прп. Саввы Освященного. Франция. До 2007 года.

Файл 7066.jpg: | |
Размер: 736×1200, 0.88 MPix, 126 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 20 (112) , 0 (1) .

Файл 16299.jpg: | |
Размер: 493×640, 0.32 MPix, 210 Kb.
Дата: 2012-02-16, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 21 (106) , 0 (0) .

Файл 16655.jpg: | |
Размер: 300×344, 0.1 MPix, 99 Kb.
Дата: 2012-03-19, анонимно.

Рейтинг изображения: 19 (56) , 0 (1) .

Файл 18731.jpg: | |
Размер: 2350×3130, 7.36 MPix, 1996 Kb.
Дата: 2012-08-08, анонимно.

Рейтинг изображения: 18 (141) , 0 (3) .

Файл 20608.jpg: | |
Размер: 600×958, 0.57 MPix, 174 Kb.
Дата: 2013-01-28, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 18 (57) , 0 (0) .

Файл 23913.jpg: | |
Размер: 1454×2000, 2.91 MPix, 1022 Kb.
Дата: 2014-07-06, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 21 (65) , 0 (0) .

Описание: Молитва святому священномученику Иринею епископу Лионскому О великий святителю Иринее! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия ко твоему заступлению: умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси: даруй и нам мужество во всем подражати тебе, не отступити от правыя веры и не поддаться на погибельную сектанскую лесть. Ничтоже в жизни возможе отлучити тя от любве ко Господу, ни лестная еретическия хитросплетения, ни преще[. ]

Файл 25212.jpg: | |
Размер: 800×1112, 0.89 MPix, 141 Kb.
Дата: 2015-05-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 21 (46) , 0 (0) .

Заметь 36 ), что чрез зерно горчичное в притче означается Небесное учение, которое посеяно в мире, на подобие семени в земле, имеющего в себе силу огненную и могущественную. Ибо так проповедывался Судия мира: Он, скрывшись в сердце земли в могиле и в течении трех дней возросши в величайшее дерево, простер свои ветви до пределов земли. От него произрастшие двенадцать апостолов, сделавшись цветущими и плодоносными ветвями, стали убежищем для народов, как для птиц небесных, и, сими ветвями прикрывшись, все, как бы птицы собравшиеся в гнездо, сделались причастниками происходящей от них спасительной и Небесной пищи.

Иосиф говорит 37 ), что когда Моисей воспитался в царских палатах, то был избран военачальником против эфиоплян и, одержав победу, взял в супружество дочь того царя, так как она из любви к нему предала ему город.

36 ) Издан Грабе и потом Крамером в Катене на Ев. Луки.

37 ) См. Иосифа Фл. Antiquit. кн. 11, гл. X, где говорится, что дочь царя эфиопского называлась Тарбис. Моисей, по сдаче города (Сабы, впоследствии называвшегося Мерое), женился на ней и возвратился в Египет.

Почему наконец, когда оба (Аарон и Мариам) оскорбили (Моисея), она одна понесла наказание 38 ). Во-первых— потому, что вина жены была больше, ибо и природа и закон подчиняют женский пол мужескому. Или может быть Аарон имел некоторое извинение в том, что был старший (брат) и облечен первосвященническим достоинством. Кроме того, поелику прокаженный считался по закону нечистым, а в Аароне был корень и основание священства, то (Господь) не подверг его равному наказанию, чтобы такое поношение не перешло на весь род (священников), но посредством сестры привел его в страх и вместе вразумил. Ибо наказание (Марии) так опечалило его, что, когда она первая подверглась ему, он умолял оскорбленного (Моисея) избавить от бедствия своим представительством. И он не пренебрег, но тотчас принес молитву. Потом человеколюбивый Господь внушил, что Он наказал ее не как Судия, но как Отец, ибо сказал: «если бы ее отец плюнул в ее лицо, то не посрамилась ли бы? Пусть семь дней пробудет вне стана и потом войдет» 39 ).

38 ) Числ. XII, 1 и проч. 39 ) Числ. XII, 14.

cвященномученик Ириней Лионский († кон. II в.)

О подробностях жизни и пастырского служения святого Иринея Лионского известно немного. Даже место и дата рождения этого великого святого скрыты от нас за завесой истории. Полагают, что родители Иринея были христианами.

С большой долей уверенности можно утверждать, что родился он во второй четверти II столетия. На основании ряда косвенных фактов это событие датируется приблизительно 130-м годом.

По дошедшим до нас воспоминаниям самого Иринея, в отрочестве он имел общение со святым Поликарпом Смирнским, другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В круг знакомых Иринея входили и другие мужи, бывшие свидетелями апостольской проповеди, апостольских чудес.

Греческое имя, тесная связь со Смирнским епископом, хорошая осведомленность в вопросах греческой литературы, философии и поэзии, знакомство с методами диалектики, дают повод думать, что Ириней был по происхождению грек (впрочем, некоторые исследователи его жизни и творчества допускают, что он имел сирийские корни).

По всей вероятности, малой родиной Иринея является Смирна или одна из прилегающих к ней географических областей.

Духовная атмосфера, в которой воспитывался Ириней, влияла на его воспитание самым благотворным образом.

Смирнская Церковь, несмотря на свою нищету ( Откр.2:9 ), отличалась хорошей организацией. Проповедническая и миссионерская деятельность отличалась строгим соответствием духу Евангелия и апостольского Предания. Ревностное стремление святого Поликарпа Смирнского хранить и распространять веру в незапятнанности и чистоте со временем передалось и его ученику, Иринею.

На каком году своей жизни, при каких частных обстоятельствах Ириней оставил родные края и отправился в Галлию (территория нынешней Франции), история не сообщает. Вне сомнений известно одно: целью он ставил распространение проповеди и укрепление веры среди тамошнего населения. Считается, что на эту миссию его благословил сам Поликарп Смирнский. И это неудивительно. Ведь между Смирнскими и Галльскими христианами существовало давнее дружественное общение.

В то время главой Лионской Церкви был епископ Пофин. Ириней, рукоположенный во священника, ревностно нёс при нём бремя пастырского служения, был усердным борцом за чистоту веры, помощником правящему архиерею.

Время служения Иринея выпало на эпоху жесточайших преследований Церкви, то затухавших, то разгоравшихся с новой силой. Христиан грабили, карали за надуманные преступления, лишали имущества, избивали, пытали, насиловали, убивали. К этим внешним опасностям добавлялись и внутренние, связанные с распространением ересей и раскольничьих настроений.

Всё это требовало от священнослужителей особой любви, ревности и ответственности перед Богом и паствой. Лионские христиане, и меду ними епископ Пофин, видели в Иринее именно такого пресвитера.

В тот период большое влияние приобрела секта монтанистов. Последователи этой общины претендовали на первенство в обладании благодатными дарами. Когда сторонники Монтана добрались до Рима и начали сеять свои заблуждения среди Римских христиан, тамошний епископ Елевферий, хорошо сознавая опасность, объявил, что порывает с приверженцами этой ереси добрые религиозные отношения.

Лионские мученики, проявив к тем событиям самый живой интерес, направили Елевферию послание, а доставить его доверили пресвитеру Иринею, о чём в том же послании было сказано несколько строк. В этих строках мученики выразили Иринею полное доверие, назвав его братом и сообщником. Там же они указали, что если бы место пресвитера определялось исключительно праведностью, Ириней был бы первым среди них.

Послание сыграло положительную роль. Римский епископ учёл пожелания лионских верующих и даровал заблуждавшимся мир.

После смерти девяностолетнего епископа Пофина, умершего в заточении в 177 или 178 году, святой Ириней, при поддержке народа, удостоился возведения на Лионскую епископскую кафедру.

Одной из текущих задач он поставил восстановление деятельности Лионской Церкви после недавнего гонения. Задача была не из лёгких: многие представители Церкви были замучены или убиты, а недовольство язычников всё ещё давало о себе знать.

Епископ Ириней не переставал делать всё от него зависящее для утверждения веры. Он много проповедовал сам и направлял священников проповедовать в отдаленные Галльские области, в частности, в Валенсию и Безансон.

Другим важным поприщем нового епископа стала борьба с гностицизмом. В этом отношении святой Ириней признан наиболее выдающимся деятелем своего времени.

В общем гностические лжеучения представляли собой гремучую смесь извращенных христианских идей, языческих мифов, философских учений и частных фантазий. В силу этого все они отличались неясностью и запутанностью содержания. Связанная с этим малопонятность воззрений артикулировалась как таинственность. В некоторых сектах, для увеличения атмосферы таинственности или мистичности, практиковались ложные чудеса. Последователи каждой гностической секты считали, что именно их «вера» является совершенной. Это нередко влекло в их ряды религиозно безграмотных и тщеславных людей.

Вся эта обстановка тревожила и беспокоила Иринея Лионского. При каждом удобном случае он разъяснял своей пастве, в чём состоит опасность уклонения от веры Христовой и послушания Церкви, обнажал абсурдность гностических учений.

Ратуя за чистоту веры, он не ограничивался областью своей епархии. Так, он отправил послание священнику Флорину и указал ему на его еретические отступления, а когда тот отказался внять здравому наставлению, Ириней написал Римскому епископу, попросив отреагировать, принять неотложные меры воздействия и затушить еретический очаг.

За несколько лет своего пастырского служения он тщательно исследовал, описал и разоблачил целый ряд гностических направлений. Впоследствии его труды были собраны в единое произведение, ставшее достоянием Вселенской Церкви. Уровень ориентирования в области гностических идей, продемонстрированной Иринеем Лионским, до сих пор вызывает восторг. Ныне это произведение известно читателю по названию: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)

Помимо перечисленных дел святой Ириней отметился в памяти верующих и как сторонник урегулирования споров, связанных с днём празднования Пасхи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос о времени празднования Пасхи поднимался ещё в 154 году. Тогда он стал предметом обсуждения между Поликарпом Смирнским и Римском епископом Аникитой. В результате этого обсуждения стороны остались при своих мнениях, однако это не привело их к конфликту.

Разность подходов обусловливалась тем, что малоазийские общины, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией праздновать Пасху 14 дня месяца Нисана (по лунному календарю), то есть в тот день годового цикла, в который Израиль совершал ветхозаветную Пасху (этот же день соотносился с днём смерти Христа на Кресте). Римская же Церковь, хотя и увязывала Пасху с 14 Нисана, однако отмечала её в не в любой день недели, а строго в воскресный.

При Иринее, приблизительно в 190 году, по этому поводу вспыхнул очередной спор: на этот раз между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским. Ситуация привела к напряженности в отношениях между архиереями и грозила разрывом отношений между руководимыми ими Церквями. Вмешавшись, Ириней убедил Римского епископа примириться с Поликратом, и мир был восстановлен.

В 202 году Ириней Лионский принял мученическую смерть.

От святого Иринея до нас дошло всего несколько сочинений: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), Доказательство апостольской проповеди, О тираническом царстве антихриста. Между тем знания, преподанные в этих произведениях, трудно переоценить.

Прежде всего здесь представлено положительное изложение христианского вероучения. На страницах перечисленных работ Ириней касается таких важных разделов догматики как учение о Боге, об Искуплении, о творении мира, о грехопадении, о Церкви, о Таинствах, о Предании и др.

С другой стороны, он даёт стройную картину и чёткую характеристику наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и может служить актуальным пособием в борьбе за чистоту веры даже на сегодняшний день.

Приложение для Apple и Android

Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Ключевые слова:
Асия, Запад, М. Азия, Мученик, Святитель, Франция, I-н.IVв.

Дни празднования:

  • 5 сентября (23 августа по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-12-14.

Ириней Лионский (Лугдунский), сщмч. — житие
Святой Ириней Лионский (ок. 130 года, Смирна, Азия, Римская империя — 202, Лугдунум, Лугдунская Галлия, Римская империя) — один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века. Малоазиатский грек; около 160 года послан Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства; с 177 года был епископом Лионским. Об обстоятельствах его смерти не известно ничего достоверного; поздняя традиция относит её к гонениям Септимия Севера. Согласно житию он был усечён мечом за исповедание веры около 202 года. День памяти в Православной церкви 23 августа (5 сентября), в Католической 28 июня. Его предполагаемая гробница в Лионе была разорена гугенотами в 1562 году. Однако в местном католическом храме по-прежнему указывают на ковчег с частицами мощей Лионских мучеников, в котором хранятся и мощи святителя.

Страницы: [1]. Всего изображений: 10. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: [Москва. 2004.] Сщмч. Ириней Лионский. Роспись храма Петра и Павла в Ясеневе — московском подворье Введенской Оптиной пустыни. 2004 год.

Файл 7063.jpg: | |
Размер: 1054×1200, 1.26 MPix, 166 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 21 (123) , 0 (1) .

Описание: [Греция. XX.] Сщмч. Ириней Лионский. Икона. Греция. Конец XX в.

Файл 7064.jpg: | |
Размер: 325×450, 0.15 MPix, 86 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 22 (102) , 1 (0) .

Описание: [Чехия. XX.] Сщмч. Ириней Лионский. Икона. Чехия. Конец XX в.

Файл 7065.jpg: | |
Размер: 837×1200, 1 MPix, 122 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 20 (129) , 0 (2) .

Описание: [Франция. До 2007.] Сщмч. Ириней. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись алтаря храма прп. Саввы Освященного. Франция. До 2007 года.

Файл 7066.jpg: | |
Размер: 736×1200, 0.88 MPix, 126 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 20 (112) , 0 (1) .

Файл 16299.jpg: | |
Размер: 493×640, 0.32 MPix, 210 Kb.
Дата: 2012-02-16, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 21 (106) , 0 (0) .

Файл 16655.jpg: | |
Размер: 300×344, 0.1 MPix, 99 Kb.
Дата: 2012-03-19, анонимно.

Рейтинг изображения: 19 (56) , 0 (1) .

Файл 18731.jpg: | |
Размер: 2350×3130, 7.36 MPix, 1996 Kb.
Дата: 2012-08-08, анонимно.

Рейтинг изображения: 18 (141) , 0 (3) .

Файл 20608.jpg: | |
Размер: 600×958, 0.57 MPix, 174 Kb.
Дата: 2013-01-28, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 18 (57) , 0 (0) .

Файл 23913.jpg: | |
Размер: 1454×2000, 2.91 MPix, 1022 Kb.
Дата: 2014-07-06, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 21 (65) , 0 (0) .

Описание: Молитва святому священномученику Иринею епископу Лионскому О великий святителю Иринее! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия ко твоему заступлению: умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси: даруй и нам мужество во всем подражати тебе, не отступити от правыя веры и не поддаться на погибельную сектанскую лесть. Ничтоже в жизни возможе отлучити тя от любве ко Господу, ни лестная еретическия хитросплетения, ни преще[. ]

Файл 25212.jpg: | |
Размер: 800×1112, 0.89 MPix, 141 Kb.
Дата: 2015-05-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 21 (46) , 0 (0) .

«Разослать всем православным», акафисты по соглашению — почему сегодня модна соборная молитва через интернет? Как к этому относиться? В чем причина популярности молитв по соглашению с Болгаром, и почему несмотря на кощунства организатора этих молитв, люди продолжают в них участвовать?

Дорогие друзья, посетители нашего сайта — самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!

Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.

Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!

Заранее — огромное спасибо!

А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского

Администрация сайта не всегда разделяет оценки и мнения авторов материалов, размещенных на сайте.

Редакция сайта присланные рукописи не рецензирует и отказ в публикации не объясняет.

Триадологические вопросы определяются св. Иринеем как основа христианской веры: «Творец всего — самое первое положение нашей веры. Второе же положение — Слово Божие. И третье положение — Дух Святой, Которым пророки пророчествовали и отцы научились божественному и праведники приведены были на путь праведности, и Который в конце времён новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога» (Проп. 6); «во всём и через всё один Бог Отец и одно Слово и Сын, и один Дух и одно спасение всем верующим в Него» (Пр. Ер. IV.6.7) . Через подчёркиваемое единство каждого из Божественных Лиц утверждается Их различие Одного от Другого.

Как и другие авторы того времени, св. Ириней «больше заинтересован тем, как Отец, Сын и Дух Святой связаны с нами, нежели тем, как Они связаны с друг другом» [1] , однако он уже ясно утверждает вечность Отца, Сына и Святого Духа и вечность самих внутритроичных отношений, которые выводятся из контекста домостроительства: «Слово, то есть, Сын, всегда было с Отцом. и Премудрость, то есть, Дух были у него прежде всякого создания» (Пр. Ер. IV.20.3) . Таким образом, уже намечается учение о Боге-Троице безотносительно создания мира, откровения и спасения человека. «У св. Иринея значение имени «Сын», равно как и имени «Дух», более не зависит от факта боговоплощения. Ему важно утвердить, что за этими именами стоят разные реальности — хотя и в едином и единственном Боге» [2] .

Св. Ириней проводит чёткое различие участия в домостроительстве Лиц Пресв. Троицы: «Так открывался Бог; ибо через всё это является Бог Отец, так как Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, а человек совершается ко спасению» (Пр. Ер. IV.20.6) ; «Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает. Человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству» (Пр. Ер. IV.38.3) ; «так как Бог — разумное существо, то поэтому Он Словом создал происшедшее; и так как Бог — Дух, то Он Духом украсил всё» (Проп. 5) .

Во всех этих фразах Духу и Сыну отводится активная роль исполнителей единой божественной воли, источником которой является Отец. Поэтому св. отец считает возможным говорить о Сыне и Духе, как о «руках» Бога-Отца, что одновременно выражает и их различие Друг от Друга и их сущностное единство с Отцом и их активную, совершительную роль в божественном домостроительстве: «человек. создан по подобию Божию и образован Его руками, то есть, через Сына и Духа Святого, Которым и сказал [Бог]: сотворим человека» (Пр. Ер. IV.4) .

«Важнейшее и часто встречающееся определение Духа и Сына — «руки Божии». Это выражение, само по себе, уже призвано исключить их отождествление. Может показаться, что оно несет в себе субординационизм — подчинение двух ипостасей ипостаси Отца. Впоследствии так и сделают ариане, которые будут ссылаться на св. Иринея в подкрепление своего учения. Но во времена св. Иринея никакого арианства не было, и ему не было нужды избегать выражений, которые могли бы дать повод к субординационистским толкованиям. Важнее всего тогда было показать саму троичность лиц» [3] .

Однако в произведениях Лионского святителя встречаются и более сложные в этом отношении места: «ибо Ему во всём служит Его порождение и Его подобие, то есть, Сын и Дух Святой, Слово и Премудрость, Которым служат и подчинены все ангелы» (Пр. Ер. IV.7.4) . Это выражение св. Иринея с большим основанием допускает субординационистическое толкование Его триадологии: Сын и Дух Святой служат Богу-Отцу также, как Им, в свою очередь, служат ангелы.

С другой стороны то, что святитель позволяет себе в другом месте заявлять, что три соглядатая, которые высматривали землю, есть образы Отца и Сына и Святого Духа (Пр. Ер. IV.20.12) , означает, что он всё же не считал Отца радикально отличным от Сына и Духа и домостроительное «подчинение во всём» не проводило между ними пропасти. Св. Ириней говорит, что участие Третьей Ипостаси проникало в каждое божественное дело: Дух Святой «изначала во всех распоряжениях Божиих присутствовал с людьми и возвещал будущее и показывает настоящее и изъясняет прошедшее, судит всех, но Сам никем не судится» (Пр. Ер. IV.33.1) .

При этом подчёркивается, что Дух Божий «только в последние времена новым образом излился на нас» (Пр. Ер. IV.33.15) . «Сошествием Святого Духа, по мысли св. отца, с одной стороны, завершился первичный порядок откровения Лиц Св. Троицы, исходящий от Отца через Сына к Святому Духу, а с другой, открылся иной, новый и вечный порядок богооткровения, ведущий через Духа Святого к Сыну и Отцу: «Дух приготовляет к Сыну Божию, а Сын приводит к Отцу» (Пр. Ер. IV.20.5) » [4] . Св. Ириней учит о Церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Св. Троицы. В Церкви каждый верующий получает свое личное отношение к Отцу, Сыну, и Святому Духу.

Подателем Духа Церкви выступает Христос: «Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало. после же сего, сделавшись человеком, ниспослало на землю дар Святого Духа» (Пр. Ер. III.11.8) .

Ниспосылание произошло в момент Пятидесятницы, когда Дух Святой «новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога» (Проп. 6) . В этом излиянии апостолы «облечены были свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми (дарами Его) и получили совершенное знание» (Пр. Ер. III.1.1) и «были соделаны Духом Святым по вознесении Господа совершенными» (Пр. Ер. III.12.5) . «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал. Он же и через апостолов проповедывал» (Пр. Ер. III.21.4) .

«Святого Духа, Которого они получили, они сообщили и преподали верующим и таким образом основали Церковь во всяком порядке» (Проп. 41) . Из описания создания Церкви как сообщества верующих в едином Духе, св. Ириней делает вывод, что «столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни. четвёртое же подобно летящему орлу указывает на дар Духа, носящегося над Церковью» (Пр. Ер. III.11.8) . «В Церкви Бог положил апостолов, пророков и учителей и все прочие действования Духа, Коего непричастны все те, которые не согласуются с Церковью. Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина» (Пр. Ер. III.24.1) .

В пневматологии св. Иринея большое значение имеет мысль о Духе как Том, Кто соделывает человека причастным духовной, божественной жизни, в этом он видит смысл и конечную цель всего домостроительства Святого Духа — соединении через Себя человека с Богом и его обожение; и в свете этой основной идеи святитель осмысляет и действия Духа до пришествия Христа, и Его участие в новозаветных событиях, и современное Его присутствие в Церкви:

«Бог. поставил пророков на земле, чтобы приучить человека носить Дух Его и иметь общение с Богом» (Пр. Ер. IV.14.2) . «Его Бог через пророков обещал излить в последние времена на рабов и рабынь, чтобы они пророчествовали; поэтому сошёл Он и на Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим, обыкая вместе с Ним обитать в роде человеческом и почивать на людях и жить в создании Божием, делая в них волю Отца и обновляя их от ветхости в обновление Христово» (Пр. Ер. III.17.1) . Наконец, в крещении «ныне мы получаем некоторую часть Его Духа для нашего усовершения и приготовления ко спасению, мало-помалу приучаясь принимать и носить Бога» (Пр. Ер. V.8.1) .

«Господь искупил нас Своею кровию. и излил Духа Отца для воссоединения и общения Бога с человеком, Бога полагая к человекам через Дух, а человека с другой стороны привлекая к Богу через Своё воплощение» (Пр. Ер. V.1.1) . Посредством искупительного подвига Христа Бог сошёл в сердца каждого верующего Духом Святым, так что «Слово Отца и Дух Божий, соединившись с древним существом Адамова создания, сделало человека живым и совершенным, вмещающим совершенного Отца» (Пр. Ер. V.1.3) .

Fantino считает, что св. Ириней не мог учить о божественном достоинстве Духа, поскольку «отклоняет гностическое учение об истечениях, говоря, что оно идёт против простоты Бога. Бог является простым и не является составным, и это касается как раз случая Духа Святого» [5] . Однако, на наш взгляд, божественность Духа Святого могла повредить простоте Бога не в большей степени, чем божественность Сына, а её св. Ириней утверждает недвусмысленно. Но если принимать Духа, для св. Иринея значит принимать Бога (Пр. Ер. V.8.1) , то, безусловно, Дух Святой — Бог, совечный Богу-Отцу и Богу-Сыну (Пр. Ер. IV.20.3) . Что же касается гностиков, то св. отец совершенно справедливо пишет, что гностики «устраняют Духа» (Пр. Ер. III.17.4) из своих еретических систем.

Святой Дух, согласно св. Иринею, отвечает за совершенствование человека и прохождение его по тому Пути, который проложил Собой Христос. В Господней притче о милосердном самарянине владелец гостиницы понимается как Дух Святой, «Которому Господь вверил своего человека» (Пр. Ер. III.17.3) . Только причастием Духа Святого человеку подаётся истинное познание и вечная жизнь в Боге: «всякий человек или пуст или полон. Ибо если он не имеет Святого Духа, то не имеет познания о Творце, не получил жизни — Иисуса Христа, не знает Отца Небесного» (Фр. XXIV) . «Без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить ко Отцу, ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына — через Духа Святого, Духа же сообщает Сын сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец» (Проп. 7) .

«Иное дыхание жизни, делающее человека душевным, иное Дух животворящий, Который делает его духовным. сотворённое различно от Сотворившего, дыхание временно, Дух же вечен» (Пр. Ер. V.12.2) , «Он силен совершить всё, что хочет» (Пр. Ер. V.9.1) , «без Духа Божия мы не можем спастись» (Пр. Ер. V.9.3) .

Домостроительство Духа Святого имеет и эсхатологическую перспективу: говоря о воскресении мёртвых, св. Ириней пишет, что верующие «пробуждены будут силою Святого Духа и введены будут в царство Божие» (Проп. 42) . «. и после огня настают тихие и мирные времена Его царства, в которые Дух Божий со всею тишиною оживотворяет и возвращает человека» (Пр. Ер. IV.20.10) .

[1] Minns P. Irenaeus. Georgetown, 1994. — P. 38.

[4] архиеп. Евлогий (Смирнов). Св. Ириней Лионский о домостроительстве спасения // Свет невечерний № 2 2002. — С. 16.

Видео (кликните для воспроизведения).

[5] Fantino J. La theologie d’Irenee. Paris, 1994. — P. 378.

Молитва иринею лионскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here