Молитва мученикам маккавеям

Самое детальное описание: молитва мученикам маккавеям специально для посетителей нашего ресурса.

Б оле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

П рему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара.

Боле́зньми святых, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Господи,/ и вся на́ша болезни исцели́,/ Человеколюбче, молимся.

Ирмо́с; Воду проше́д, я́ко су́шу,/ и еги́летскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Изба́вителю и Бо́гу нашему пои́м.

Лик седмочи́сленных страда́лец, явлься единым нра́вом в лютых, / по утверждению оте́ческаго закона, умре́ти не отреко́шася.

Сла́ву презре́вше, я́же на земли́, желанием Божественнаго Ца́рствия, / всяку болезнь претерпе́ша Боже́ственнии Маккавеи,/ те́мже достои́но ны́не чтутся.

Закона храни́телие Моисе́ева, вои́стинну до́блии Маккавеи, / бра́тия друг со другом яви́шася, / внегда́ попра́ти им Антио́хово безбожие.

Богоро́дичен: Чини Тя Ангел и человек, Безневе́стная Ма́ти, восхваляют непреста́нно: / Зижди́теля бо всех, я́ко Младенца, на руку́ Твое́ю понесла́ еси́.

Катава́сия: Крест начертав, Моисеи́/ впрямо жезло́м Чермно́е пресече́/Израилю пешеходящу;/ тоже обратно фараоновым колесницам,/ уда́рив, совокупи, / вопреки написа́в непобедимое оружие./ Тем Христу поим, Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.

Ирмо́с: Небе́снаго круга Верхотво́рче, Господи, / и Це́ркве Зиждителю, / Ты мене́ утверди в любви Твое́й, / желании́ кра́ю, верных утвержде́ние, / Едине Человеколюбче.

По оте́ческим ходяще исправле́нием законным, / блаже́ннии Христовы страда́льцы, / жизнь нестаре́емую ва́шими стяжа́сте кровьми́, прехва́льнии.

Ни огнь, ни меч преврати́ти когда́ возмо́же/ доблесть нра́ва, блаже́ннии, ва́шу, я́же в ве́ре,/ в не́йже упраздни́сте мучи́телей шата́ния.

Му́ки претерпе́ша за Христа́ Бо́га прехва́льнии мученицы/ и свыше прияша побе́ды почести,/ непреста́нно молящеся спасти ду́ши на́ша.

Богоро́дичен: Де́вою родила́ еси́, Неискусобра́чная, / и Де́вою пребыла́ еси́ Ма́ти Безневе́стная, Богоро́дице Мари́е, / Христа́ Бо́га на́шего моли́ спасти́ся нам.

Катавасия: Жезл во образ та́йны приемлется, / прозябе́нием бо предразсужда́ет священника, / неплодящей же пре́жде Церкви/ ны́не процвете́ древо Креста́/ в держа́ву и утвержде́ние.

Седа́лен святых, глас 8.

Благоче́стно наказа́вшеся, о́троцы му́дрии, му́ченически, / мучителеи́ преще́ния мужески посрами́сте, / я́ко закона поборницы и отцу́ послу́шницы бысте, святи́и,/ с ма́терию Богому́дрою усердно пострада́сте. / Те́мже и сме́ртию живо́т иску́плыпе вои́стинну Небесный, / ве́чно ра́дуетеся, Маккавеи крепкоду́шнии, / моли́те Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.

Ирмо́с: Из горы при ос ене́нныя, Слове, пророк,/ еди́ныя Богоро́дицы,/ хотяща воплоти́тися боговидно усмотри/ и со страхом славосло́вяше силу Твою́.

Зако́и, блаже́ннии, написа́вше, я́коже дре́вле Моисе́й, / во свои́х скрижа́лех помысла не преступи́сте сего́ да́же до сме́рти, / но тве́рдо подвиза́стеся.

Законный Бо́гу приносяще же́ртвы и моисе́йскому ревну́юще житию, / преоби́деша вся́ко законоположе́ние мучи́тельское, / страстотерпцы Христовы.

Я́коже ка́мень во́лненное стояние,/ си́це мно́ги муки, страдальцы, / му́жеским умо́м, Маккаве́и, да́же до сме́рти претерпе́сте.

Тро́ичен: Безнача́льная Тро́ице, Единице покланяемая, / сопресто́льная Единице, Тро́ице воспева́емая,/ му́ченик мольбами изба́ви нас от бед и напа́стей, воспева́ющих Тя.

Богоро́дичен: Ра́дуйся от нас, Свята́я Богоро́дице. / Ра́дуйся, ра́дость ро́ждшая ми́рови. / Ра́дуйся, едина заступление челове́ком, / благословенная Богоро́дице Чи́стая.

Катавасия: Услышах, Господи, / смотрения Твоего́ та́инство,/ разуме́х дела́ Твоя́/ и просла́вих Твое́ Божество.

Ирмо́с: От но́щи неведения/ Богове́дением просветивши концы, / просвети мя утром человеколюбия Твоего́, Господи.

Я́коже отеческии́ закон не разо́рших, святи́и мученицы,/ венцы пра́ведными Христос вас Сам венча́.

Блеаза́ру равноста́тни в ра́зуме явльшеся, блаже́ннии дети,/ и принесо́стеся со о́нем Христу, духовное всесожжение.

Нже святыми свобожда́яй от лести всяческая,/ спаcи́ нас, Господи, тех молитвами, я́ко Благоутро́бен.

Богоро́дичен: Херувимов явльшися честне́йши, Де́во Всепе́тая, / моли́ся Сыну Твоему́ спасти ду́ши поющих Тя.

Катава́сия: О треблаже́нное Древо,/ на не́мже распяся Христос, Царь и Господь!/ и́мже паде́ древом прельстивый,/ Тобою прельстился,/ Бо́гу пригв озди́вшуся пло́тию, / подающему мир душа́м на́шим.

Ирмо́с: Ризу мне пода́ждь све́тлу,/ одеяи́ся све́том, я́ко ризою, / Многомилостиве Христе́ Бо́же наш.

Ри́зою себе́ мученическою оде́явше, святи́и, / сию труды страда́ния ва́шего испестри́сте.

ела́юще быти со Христом, всесла́внии му́ченицы, / тече́ние страда́ния неуклонным помыслом преидо́сте.

Закон, и́же предаде́ Моисе́й, храняще, святи́и, законно пострада́ша, / посра́млыне Антио́ха мучителя.

Богоро́дичен: Еди́на словом пло́тию Слова ро́ждшая,/ изба́ви, молимся, от сете́й врага́ души на́ша.

Катавасия: Во́днаго зве́ря во утробе/ дла́ни Ио́на крестовидно распросте́р,/ спасительную страсть прообража́ше яве,/ тем, тридне́вен изше́д,/ преми́рное Воскресе́ние прописа́ше/ пло́тию пригвожде́ннаго Христа́ Бо́га / и три дневным воскресе́нием мир просве́щшаго.

Конда́к святых, глас 2.

Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии / и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всемудрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы, / с ни́миже всех Бо́гу моли́теся/ спасти́ся почита́ющим вас.

Хвали́ те́пле, Сио́не, Бо́га твоего́, / я́ко укрепи́л есть сеи́ вереи́ врат твои́х и сыны твоя́ благослови́. / Си́и бо, я́ко воинство непобеди́мое, / ополче́ние вои́стинну до́блественно и крепкому́дренно, / проти́ву кова́рством злочести́вых богому́дренно ста́ша,/ вку́пе победы венцы Небеснаго Сио́на приемлют/ и Божественному престолу предстоят, о всех непреста́нно молтцеся. / Просите спасти́ся поющим вас.

Ирмо́с: В начале землю основа́вый/ и Небеса́ словом утвердивши, / благослове́н еси́ во ве́ки, Господи, Бо́же оте́ц на́ших.

Мученическими пострада́вше боле́зньми, / мучи́тельских не устраши́стеся преще́ний, Христу вопиюще:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.

Терпе́ния пожда́вше болезнеи́,/ вра́жия лютая победи́сте кова́рства, Христу вопиюще: / благослове́н Бог оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: И́же во утробу Де́выя всели́выйся/ и Тоя ра́ди Ада́ма обно́вль,/ благословен Бог отец на́ших.

Катава́сия: Безумное веле́ние/ мучителя злочести́ваго лю́ди поколеба́, / дьппущее преще́ние и злохуле́ние богоме́рзкое, / оба́че три отроки не устраши ярость зве́рская,/ ни огнь снеда́яй,/ но противодышущу росоно́сному Духу, / со огне́м су́ще, пояху:/ препе́тый отце́в и нас Бо́же, благословен еси́.

Ирмо́с: Безнача́льнаго Царя сла́вы,/ Его́же трепещут Небе́сныя силы, / по́йте, свяще́нницы, / людие, превозноси́те во вся ве́ки.

Истины рачи́телие и закона изве́стнии храни́телие бывше, прехва́льнии му́ченицы, / пое́те Христа́ во ве́ки.

Седмора́сленный плод свята́го ко́рене я́ко воистипну, / седмь Маккавеи, мученики Господни, почтим достои́но.

Закону ревнители, е дин о ду́шныя страда́льцы, ве́рнии,/ седмь Маккавеи́ с ро́ждшею их почтим достойно.

Тро́ичен: Тро́ице Нераздели́мая, Е́ди́нице,/ в Божестве́ сла́влю Еди́ну/ и в трие́х пою Тя ли́цех, Еди́ну силу.

Богоро́дичен: В последняя нас ра́ди от Девы воплоще́ннаго Бо́га,/ свяще́нницы, по́йте и превозноси́те Его во ве́ки.

Катавасия: Благословите, о́троцы, / Троицы равночисленный, / Соде́теля Отца́ Бо́га, / по́йте снизше́дшее Слово/ и огнь в ро́су претво́ршее/ и превозносите всем жизнь подава́ющаго / Духа Всесвята́го во ве́ки.

Ирмо́с: Велича́ем Тя, Матерь Бо́жию, / и славим Тя, Богоро́дице Де́во,/ я́ко Спа́са ро́ждшую душ на́ших.

Сокровище Божественных дарова́ний вои́стинну показа́стеся, / бога́тство неотъемлемое, всехва́льнии мученицы.

Мола́твенницы до́блии к Зиждителю всех су́ще, / испроси́те невла́емую жизнь душа́м нашим.

И́же Божественною ревностию и теплотою души творящия ва́шу па́мять/ сохраните неснеда́емы от лука́ваго.

Тро́ичен: С Сыном Отцу и Ду́ху пра́вому поклонимся, со Ангелы зову́ще: / сла́ва в Вышних Бо́гу.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, две́ре свята́я, Бо́гу отве́рстая, еди́ному Премудрому,/ Юже осени Дух Пресвятый.

Катава́сия: Та́ин еси́, Богоро́дцце, рай,/невозде́ланно возрастившии́ Христа́,/ И́мже Кре́стное Живоно́сное на земли насади́ся Древо;/ тем, ны́не возноси́му,/ покланяющеся ему, Тя велича́ем.

Светилен мучеников:

Чу́дныя воспое́м Маккаве́и, Елиаза́ра, отроки и Соломони́ю: / си́и бо низложи́ша шата́ния началозло́бнаго зми́я / и, закона служи́телие бывше, венча́шася.

Маккавеи – ветхозаветные мученики.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н.э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом»

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.
За последнее время мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания.

В храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить! И всё! Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала!
Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.
Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней.

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.
Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей.

Освящение мака к Маккавеям отношения не имеет

Слово «маккавей» произошло от арамейского «makkaba» — «молот» (как оружие на врагов), также связывается с еврейским «makkevet», имеющим то же значение. С русским «веять мак» это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него.

Однако не будем спешить осуждать наших «полуязыческих» предков. Неизвестно, знали бы люди вообще о существовании святых братьев, если бы не эта традиция. К тому же, хорошо приготовленные блюда с маком — это просто вкусно.
Но водителям не стоит забывать, что какое-то время после их употребления тест на опиаты может показать, что вы находитесь в состоянии наркотического опьянения.

В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Еле­азар, свя­щен­ник и за­ко­но­учи­тель, уже до­стиг­ший ста­ро­сти, но весь­ма бла­го­об­раз­ный ви­дом, слав­ный сво­ею муд­ро­стью и бла­го­че­сти­ем.

Семь мучеников Маккавеев: Ави́м, Антони́н, Гу́рий, Елеаза́р, Евсево́н, Али́м, Марке́лл, матерь их Соломо́ния, и учитель их Елеаза́р

Его при­ве­ли к му­чи­те­лю и ста­ли за­став­лять есть сви­ное мя­со, что бы­ло стро­го за­пре­ще­но Бо­гом в Вет­хом За­ве­те. Но Еле­азар со­гла­сил­ся луч­ше уме­реть слав­ной му­че­ни­че­ской смер­тью за за­кон Бо­жий, неже­ли со­хра­нить через его на­ру­ше­ние бес­чест­ную и про­гнев­ля­ю­щую Бо­га жизнь. Во вре­мя ве­ли­ких му­че­ний, ко­гда от ран свя­щен­ник Бо­жий уже при­бли­жал­ся к смер­ти, он, за­сто­нав, ска­зал: «Гос­по­ду, име­ю­ще­му со­вер­шен­ное ве­де­ние, из­вест­но, что я, имея воз­мож­ность из­ба­вить­ся от смер­ти, при­ни­маю же­сто­кие стра­да­ния и охот­но терп­лю их по стра­ху пе­ред Бо­гом».

Тропарь мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 1

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Кондак мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 2

Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.

Святые семь мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елиазар, Евсеон, Алим и Маркел, мать их Соломония и учитель их Елиазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя-язычника Антиоха Епифана. Они претерпели ужасные истязания за то, что отказались принести жертвы языческим идолам. Святым мученикам отрезали языки, сдирали кожу с головы вместе с волосами и со всего тела, отсекали руки и ноги, бросали их измученные, но еще живые тела на раскаленные сковороды. Мужественно они перенесли страдания за веру в Истинного Бога и удостоились вечного прославления у Господа. Будем иметь молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, просить их об укреплении и умножении нашей веры в Господа, о неотступной преданности Всевышнему при всех обстоятельствах жизни. Будем просить святых мучеников Маккавеев, чтобы они незримо помогали нам исполнять закон христианский. О жизни и страдальческой кончине св. мучеников Маккавеев рассказывается в Библии во второй книге Маккавейской. Память св. мученикам Маккавеям 1 августа (14 августа по гражданскому стилю).

Тропарь, глас 1-й

Видео (кликните для воспроизведения).

С трастьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша болезни и страсти исцели, Человеколюбче молим Тя. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. Г авриилу провещавшу Ти Дево, еже радуися. И со гласом воплощашеся всех Владыка, в тебе святем кивоте, яко же рече праведныи Давыд. Явися пространнейши небес, поносивши Зиждителя Своего. Слава всельшемуся в Тя, слава прошедшему из Тебе. Слава свободившему нас рожеством Твоим.

Песнь 1. Ирмос

В оду прошед яко по суху, из египетска зла избежав, израильтянин вопияше, Избавителю Богу нашему поем.

Запев: С вятии мученицы, молите Бога о нас (поклон) .

Л ик седмочисленых страдалец явлься, единым нравом в лютых, по утвержении отеческаго закона, умрети не отрекошася.

Запев. С лаву презревше юже на земли, желанием Божественаго Царствия, всяку болезнь претерпеша божествении Маккавеи. Тем же достойно ныне чтутся.

Слава. З аконом соблюдением моисейским, воистину доблии Маккавеи, внегда попрати, братия явишася друг другу, антиохово безбожие.

И ныне. Богородичен. Ч ини Тя ангел и человек, безневестная Мати, восхваляют непрестанно. Зиждителя бо всех, яко Младенца на руку Своею понесла еси.

Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии мученицы, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Н ебесному кругу верхотворче Господи, и церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Своей. Желанием сыи край, верным утвержение, едине Человеколюбче.

Запев. П о отеческих ходяще исправлениих законных, блаженнии Христовы страдальцы, жизнь нестареемую, своими стяжасте кровми прехвальнии.

Запев. Н и огнь ни мечь превратити когда, доблесть не возможе нрава блаженнии вашу, иже в вере, в ней же упразднисте мучителей шатания.

Слава. М уки претерпеша за Христа Бога, прехвалнии мученицы. И свыше прияша победы почести, непрестанно молящеся, спасти душа наша.

И ныне. Богородичен. Д евою родила еси неискусобрачная. И Девою пребысть Мати безневестная, Богородице Марие, Христа Бога нашего моли спасти нас. Катавасия.

Седален, глас 8-й. Б лагочестно наказавшеся отроцы мудрии, мученически мучителем прещения мужески посрамисте. Яко закону поборницы, и Отцу послушницы бысте святии, с материю Богомудрою усердно пострадасте. Темже и смертию живот искупльше, воистину небесныи, вечно радуетеся Маккавеи крепкодушнии. Молите Христа Бога, согрешением оставление даровати, чтущим любовию святую память вашу.

Слава, и ныне. Богородичен. Я ко Деву едину в женах, Тя без семене рождьшую Бога плотию, вси ублажаем родове человечестии. Огнь бо вселися в Тя божества, и яко Младенца доиши Зиждителя и Господа. Темже ангельскии и человеческии род, достойно славим пресвятое рожество Твое. И согласно вопием Ти, моли Христа Бога, согрешением оставление даровати, воспевающим достойно славу Твою.

Песнь 4. Ирмос

И з горы присенныя Тя слове пророк, из единыя Богородицы, хотящася воплотити, боговидно разсмотрь, и со страхом славословяще силу Твою.

Запев. З акон блаженнии написавше, яко же древле Моисей во своих скрижалех помысла. Не преступисте сего даже до смерти, но твердо подвизастеся.

Запев. З аконныя Богови приносяще жертвы, и моисейскому ревнующе житию, преобидеша всяко законоположение мучительско, страстотерпцы Христовы. Яко же камень волненое настояние, сице многи муки страдальцы, мужеским умом Маккавеи, даже до смерти претерпесте.

Слава. Б езначалная Троице, единице поклоняемая, сопрестольная единице, Троице воспеваемая, мученик молбами избави нас, от бед и напастей, воспевающия Тя.

И ныне. Богородичен. Р адуися от нас святая Богородице. Радуися яже радость рождьшая мирови. Радуися едина заступление человеком, благословеная Богородице чистая. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

И же от нощи неведения, богоразумием просвещеи концы, просвети мя утром, славословия Твоего Господи.

Запев. Я ко же отеческии закон не разорше святии мученицы, венцы праведными, Христос вас Сам венчал есть.

Запев. Е леазара дети, в разуме явльшеся преблаженнии. Принесостеся со онем Христови, духовно всесожжение.

Слава. И же святыми свобождеи от лести всяческая, спаси нас Господи тех молитвами, яко благоутробен.

И ныне. Богородичен. Х ерувим явльшися честнейши, Дево всепетая, молися Сыну Своему, спасти душа поющих Тя. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

Р изу ми подаждь светлу, одеяися светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.

Запев. Р изою себе мученическою одеявше святии. Сию труды страдания вашего испестристе.

Запев. Ж елающе быти со Христом, всеславнии мученицы, течение страдания, неуклонным помыслом преидосте.

Слава. З акон иже предаде Моисей, храняще святии, законно пострадаша, посрамльше Антиоха мучителя.

И ныне. Богородичен. Е дина словом плотию, Слова рождьшая, избави молимся от сетей врага, душа наша. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. П ремудрости Божия столпи седмочислении, и божественаго света светилницы седмосвещьнии, Маккавеи всемудрии, прежде мученик велицыи мученицы. С ними же всех Богу молитеся, спастися поющим вас.

Икос. Х вали тепле Сионе Бога твоего, яко укрепил есть сей верея врат твоих, и сыны твоя благослови. Сии бо яко воиньство победително, хранило воистину доблествено, и крепкомудрено, противу коварством злочестивых богомудрено сташа. Вкупе и победы венцы небеснаго Сиона приемлют. И божественому престолу предстоят, о всех непрестанно молящеся, просят спастися поющим их.

Песнь 7. Ирмос

И же в начатцех землю основавыи, и небеса словом утверждь, благословен еси Господи Боже отец наших.

Запев. М ученическими пострадавше болезньми, мучительских не устрашистеся боязней. Христови вопиюще, благословен Бог отец наших.

Слава. Т ерпения пождавше болезней, вражия лютая победисте коварьства, Христови вопиюще, благословен Бог отец наших.

И ныне. Богородичен. И же во утробу Девыя вселивыися, и Тоя ради Адама обновль, благословен Бог отец наших. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Б езначалнаго цесаря славы, Его же трепещут небесныя силы. Пойте священнии, людие превозносите Его во веки.

Запев. И стине рачителе, и закону известнии ревнителе бывше, прехвалнии мученицы, поете Христа во веки.

Запев. С едморасленыи плод святаго корене, яко воистину седмь Маккавей, и мученики Господни почтем достойно. Закону ревнителей, единодушныя страдальцы вернии, седмь Маккавей с рождьшею их, почтем достойно.

Слава. Т роице неразделимая единице, в божестве славлю едину, и в триех пою тя лицех едину силу.

И ныне. Богородичен. И же в последняя нас ради, от Девы воплощеннаго Бога, священнии пойте, и превозносите Его во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

В озвеличим Тя Матерь света, и прославим Тя Богородице Дево. Яко Спаса рождьши душам нашим.

Запев с поклоном. С окровище божественых даровании, воистину показастеся. Богатьство неотъемлемое, всехвалнии мученицы.

Запев. М олитвеницы доблии, к Зиждителю всех суще, испросите невлаемую жизнь душам нашим. Иже божественою ревностию и теплотою души, творящыя вашу память, сохраните неснедаемы от лукаваго.

Слава. С Сыном Отцу и Духу правому поклонимся (поклон) со ангелы зовуще, слава в вышних Богу.

И ныне. Богородичен. Р адуися Двере Святая, Богови отверзстая, единому Премудру. Юже осени Дух Святыи. Катавасия.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святых мученик седми братии по плоти Маккавей, и учителя их Елеазара, и матере их Соломонии, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

В сегодняшний праздник, возлюбленные братья и сестры, совершается изнесение Честнаго и Животворящего Креста Господня — в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.

Накануне (31 июля/13 августа), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение или изнесение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды совершается 1 августа/14 августа до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Сегодня также Святая Церковь совершает празднование в честь ветхозаветных мучеников Маккавеев. История иудейского народа – замечательная история, она во многом нас назидает. Изучайте Священное Писание, читайте Библию. Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жизни: продавать, покупать, нанимать, расплачиваться с наемными. Кто со вниманием читает это Богодухновеное Священное писание, тот никогда в жизни не ошибется.

14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечался в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который как раз к этому времени созревает. Но связь собственно мака с мучениками Маккавеями, конечно же, чисто звуковая.

Священная история Ветхого Завета нам рассказывает, что было время, когда иудейский народ за свое нечестие был наказан нашествием языческого завоевателя Антиоха Епифана, который устроил везде жертвенники идолам и заставлял всех иудеев поклоняться им. Все поклонились, принесли жертвы идолам, кроме семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и их учителя Елеазара.

Маккавеев за истинную веру терзали, мучили ужасно в присутствии их матери Соломонии, которая укрепляла своих сыновей в их страданиях. Все они были замучены, и после всех и их мать приняла мученическую кончину…

Сюжетом 15-го Слова учений Григория Богослова стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых также совершается 14 августа. «Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник Юлиан.

Возможно, Слово 15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан», — пишет игумен Иларион Алфеев в своем труде «Жизнь и учение святого Григория Богослова. О мучениках Маккавеях повествуется во 2-й Книге Маккавеев в Библии, известно также отдельное сочинение на эту тему Иосифа Флавия.

События, о которых идет речь, относятся «к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других «законов отеческих». За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом».

Так, жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также семь его учеников со своей матерью, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. Сначала был замучен Елеазар, потом братья, которых мать всячески увещевала, мужественно претерпев мучения, достойно встретить смерть, после чего гонители убили и ее.

Перед лицом смерти все они твердо исповедали веру в Единого Бога и Воскресение мертвых. Один из сыновей, умирая, говорил: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Другой, протянув руки для отсечения, сказал: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит», — уверен был еще один из братьев. И все же в те времена случались тысячи подобных историй.

Что же было особенного в их подвиге, что Церковь, подробно живописав их страдания, свято помнит о них по сей день? «Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в Воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа».

Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий Богослов говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По убеждению св. Григория «Есть некое мистическое и сокровенное учение, весьма убедительное для меня и для многих Боголюбивых людей, согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа.

Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа». Не смотря на то, что Маккавеи что пострадали до крестной смерти Христа — они пострадали «согласно Кресту», а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира.

Несомненно, одним из наиболее ярких примеров христианского подвига в этом повествовании является мать, которая не только стала свидетельницей смерти своих детей, но и сама вдохновляла их на мученический подвиг: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы».

Святой Григорий, очевидно пораженный ее поступком, сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама, готового, из послушания Богу, принести в жертву своего сына: «Мать, мужественная и благородная, любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем сверхъестественные страдания. Не жалеет она страдающих детей, напротив, она боится, что они не пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся… О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва! О, жертва Авраамова и, если не дерзко сказать — большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью, она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв…

Она приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям». Предсмертные слова Елеазара исполнены исповедания Единого Бога, готовности умереть за Него: «Антиох и все стоящие здесь! У нас один царь — Бог, от Которого мы получили бытие и к Которому возвратимся. Одна у нас безопасность — в соблюдении заповедей. Одно богатство — те блага, на которые надеемся; и ничто для нас не страшно, кроме того, чтобы бояться чего-либо больше Бога. Наша родина — вышний Иерусалим, которого никакой Антиох не возьмет в осаду и не сможет взять. Наш храм — великолепнейшее небо, а праздник наш — ликование ангелов. У нас одно великое и величайшее таинство — Бог, на Которого указывают и все здешние таинства».

Св. Григорий явно соотносит ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана эпохой Византийской империи времен Юлиана Отступника: нечестивый царь, который принуждающий людей отречься от веры в Истинного Бога и принять язычество. «И там и здесь — граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего.

В Слове 15-м много тем, которые прозвучат в Словах 4-м и 5-м — обличительных на царя Юлиана». Живописав мученический подвиг Маккавеев, Григорий подводит нас к своей главной идее: «Мученичество не просто пример героизма отдельного человека или группы лиц — оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа. Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа».

Именно на подвиге исповедников веры строится и стоит Церковь, именно кровью мучеников она сохраняется и возрастает. Очевидно, что уже в те времена духовная судьба целого народа зависела от твердости духа каждого человека в отдельности и всего народа в целом. Можно говорить о том, что благодаря таким людям, как Елеазар, его жена и сыновья, вера была сохранена. Так же и во времена Юлиана будущее христианства зависело от того, насколько твердым окажется народ и каждый христианин в исповедании веры во Христа.

А в эпоху императора Валента (164-178) от твердости защитников веры зависела судьба Церкви — выстоит ли она под натиском арианства или, покорившись, встанет на сторону еретиков. Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать — не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле.

Матери, для вас особенно, эта история подвига мучеников Макковеев — большое поучение. Воспитывайте своих детей в духе православной веры, утверждайте их в вере, чтобы они не отрекались от Господа. Если когда вдруг встретятся такие моменты испытания вашей веры, будьте готовы подражать матери Соломонии и мученикам Маккавеям или матери Софии и дочерям её Вере, Надежде и Любови. Не отрекайтесь от Господа, ради своего спасения и для славы Его святого имени. Твердо держитесь православной веры до конца жизни вашей. Нет у нас иного наставника и учителя, кроме Иисуса Христа. Он наш истинный наставник, учитель и Спаситель. Не признавайте никакого наставника, кроме Него. Только Он есть наш путь, истина и жизнь. Если не будете слушать Его наставления, то заблудитесь и погибнете навеки.

Иисус Христос говорит в святом Евангелии: «Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её» (Мф. 10, 34—35). То есть Господь пришёл на землю разделить миролюбца от боголюбца. Теперь многие говорят о мире, но все эти разговоры — ложь и обман. Какой может быть мир на земле, когда нет единомыслия в вере? Один православный, другой католик, третий лютеранин, четвертый сектант или безбожник. Только один Господь может дать истинный Божественный мир. Христос сказал во святом Евангелии: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). В ком есть этот мир Божий, кто имеет в своем сердце Христа, для того не существует ни войн, ни землетрясений, ни пожаров, никаких бедствий. Такому человеку всегда хорошо при всяких обстоятельствах жизни.

Святые отцы дали нам замечательную мысль о смерти: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь». Если ты вздумаешь покупать дом, дачу, положишь деньги в банк, то мысленно положи себя в гроб, вспомни, ты не сегодня-завтра умрёшь — и тебе откроется истина, нужно ли тебе делать задуманное тобою дело: класть деньги в банк, покупать дом или ехать в дальнюю дорогу искать старца для совета. Не нужно искать никакого старца: положи себя мысленно в гроб, и ты узнаешь, что тебе надо делать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, поклонимся Животворящему Кресту Господню для своего подкрепления и с любовью и терпением понесём каждый свой крест для своего спасения. Будем подражать святым мученикам Маккавеям и их матери Соломонии в готовности пострадать за веру православную, и тогда Господь, несомненно, примет нас в Свои святые обители, уготованные любящим Его. Аминь.

Молитва мученикам маккавеям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here