Молитва на гетмана мазепу

Самое детальное описание: молитва на гетмана мазепу специально для посетителей нашего ресурса.

Русское название Молитва о гетмане Мазепе
Оригинальное название Молитва за гетьмана Мазепу
Жанр исторический фильм
Режиссёр Юрий Ильенко
Продюсер Юрий Ильенко
Сценарист Юрий Ильенко
Актёры Богдан Ступка
Олег Драч
Людмила Ефименко
Никита Джигурда
Художник Сергей Якутович
Оператор Юрий Ильенко
Компания Киностудия имени Александра Довженко
Бюджет 12,5 миллионов гривен
Страна Украина
Время 154 мин.
Год 2001
imdb_id 0323279

«Молитва о гетмане Мазепе» ( uk «Молитва за гетьмана Мазепу») — украинский полнометражный художественный фильм 2001 года, снятый на киностудии имени Довженко режиссёром Юрием Ильенко. Мировая премьера фильма состоялась в 2002 году на Берлинском кинофестивале . Фильм принимал участие во внеконкурсной программе и вызвал дискуссию о присутствии в нём националистических тенденций и его антирусской направленности.

Сергей Макеев, российский писатель и журналист, говоря о сюжете фильма, констатирует, что в фильме кровь течет рекой, головы рубят, как капусту, жена Кочубея мастурбирует с отсеченной головой мужа, а Петр I насилует солдат. В фильме есть «символический» эпизод: царь стоит над могилой Мазепы, вдруг из-под земли появляется рука гетмана и хватает Петра за горло.

По словам Галины Скляренко, «фильм Юрия Ильенко затрагивает тему, которая является наиболее актуальной для современной украинской культуры. Это тема ценностей, разведенных с реальностью».

Роман Шпорлюк, профессор кафедры украинской истории им. Грушевского, Гарвард: «По моему мнению, фильм интересный и захватывающий. «Молитва . » является значительным достижением мирового уровня. От фильма не следует ожидать исторической достоверности. Он не иллюстрация к учебнику по истории. Даже ребенок знает, что Петр не мог, например, разговаривать с Мазепой за обеденным столом в разгаре Полтавской битвы. «Молитва . » — это продукт творческого воображения, это рефлексии над определенными постоянными темами и закономерностями украинской истории, такой, какой мы ее воспринимаем, в частности над проблемой национальной солидарности и преданности делу. Здесь стоит вспомнить критические слова Мазепы, когда он с грустью, хотя и без особого удивления, перечисляет полки, не появившиеся на поле боя или перешедшие на сторону врага. В еще более драматичной форме та же идея звучит в монологе Карла XII, когда он говорит, что он — король шведов, а не наёмников без национальной тождественности (аллюзия на поведение украинцев).

Я бы не сокрушался тем, будет ли у этого фильма коммерческий успех. Здесь следует вспомнить, что первое исполнение одной из самых популярных опер всех времен «Кармен» в Париже оказалось полным фиаско, а ее композитор Жорж Бизе умер, так и не узнав, что его опера не была такой уж плохой. Доказательством успеха этого фильма является то, что он не оставляет зрителя равнодушным. Фильм провоцирует, зажигает, злит, вызывает желание досмотреть до конца. И если автору удается добиться, чтобы зритель смотрел его произведение в течение почти трех часов, даже если в конце ему скажут, что фильм ужасный, он уже победил».»

Посмотреть онлайн полный фильм Молитва о гетмане Мазепе (2002) бесплатно в хорошем качестве, а также ознакомиться с подробностями сюжетной линии вы можете на нашем сайте. Приятного просмотра!

Краткое описание: Поле брани под Полтавой. Петр I приглашает к себе короля до этого непобедимой Швеции и гетмана Мазепу, однако те успели исчезнуть. Начинаются их поиски. Во время безумной гонки в сознании гетмана проносятся фрагменты его бурной жизни. В ней было все — любовные авантюры, захватывающие приключения, политические мистификации и интриги.

Федериго Арджентьери, профессор политологии, университет Джона Кебота, Рим (Италия): «Фильм не является антироссийским. Он направлен против гегемонистичних, империалистических посягательств России на Украину. Совершенно очевидно, что его можно отнести к сегодняшней ситуации, когда Москва, кажется, смирилась с идеей потери балтийских государств, но зато пытается получить больший контроль над Украиной».

  • Богдан Ступка — Иван Мазепа
  • Вячеслав Довженко — Пётр I
  • Никита Джигурда — Карл XII
  • Лесь Сердюк — гетман Иван Самойлович
  • Остап Ступка — Филипп Орлик
  • Олег Драч — князь Василий Голицын
  • Геннадий Алферов — князь Борис Голицын
  • Мирослава Голованенко — царица Екатерина I
  • Константин Костышин — Шафиров
  • Сергей Алёшечкин — князь Меншиков
  • Михаил Голубович — кошевой атаман Иван Сирко
  • Ярослав Гаврилюк — кошевой атаман Кость Гордиенко
  • Людмила Ефименко (Ильенко) — Любовь Кочубей
  • Юрий Ильенко — генерал Жук
  • Филипп Ильенко — молодой Мазепа
  • Раиса Недашковская — ведьма
  • Дмитрий Миргородский — Семён Палий
  • Владимир Коляда — полковник Искра
  • Виктор Димирташ — Кочубей
  • Марина Петренко — Любовь Кочубей, в юности
  • Катя Лисовенко — Мотря Кочубей
  • Сергей Романюк — казак Лелека
  • Владимир Чигляев — Райча
  • Станислав Молганов — Борковский
  • Николай Олейник — Змиев
  • Министерство культуры Российской Федерации сочло этот фильм антирусским и искажающим историю российско-украинских отношений, и поэтому рекомендовало не проводить его показ в российском кинопрокате.
  • В польском городе Иньско на XXIX кинофестивале фильм получил награду «Золотая рыбка из Инска 2002».
  • На Берлинском кинофестивале 2002 года фильм вызвал дискуссию о присутствии в нём националистических тенденций и его антирусской направленности.
  • На кинофестивале в Висбадене, на котором фильм не завоевал никаких призов, Юрий Ильенко сказал, что его «фильм — фантасмагорический сон о кровавом празднестве трёх величайших видений европейской культуры: царя Петра Первого, шведского короля Карла XII и гетмана Мазепы».
  • Берлинский кинофестиваль, из описания сюжетов фильмов: «Ещё дальше в историю уходит украинский фильм „Молитва о гетмане Мазепе“ … перед глазами Мазепы, чувствующего приближение своей смерти, проносится вся его бурная жизнь: безрассудное насилие и любовные истории, политические мистификации и интриги. В его воспалённой фантазии все смешивается между собой: его любовь к крестьянке Мотре и однажды сожжёное чучело схожее на него. Жестокость атамана Серко, к которому он попал в плен, когда пытался украденных женщин доставить в гарем крымского хана …» . . .der angesichts seines

nahen Todes noch einmal Stationen seines stürmischen Lebens an sich vorbeiziehen lässt: Abenteuer voll tollkühner Gewalt und Liebesgeschichten, politische Mystifikationen und Intrigen. In seinen Fieberfantasien gerät alles durcheinander: seine Liebe zu der jungen Bäuerin Motrja und eine einstmals verbrannte Strohpuppe mit seinem Ebenbild. Die Grausamkeiten des Ataman Sirko, der ihn als jungen Mann festnahm, als er Frauen gegen ihren Willen in den Harem des Krim-Khans bringen wollte . . .

Сюжет фильма начинается с поля, на котором проходят полтавские сражения. Российский император приглашает к себе короля Швеции, вместе с которым должен появиться и Иван Мазепа. Оба приглашенных не явились в назначенное им время, и российский император начинает их поиски.

Прячась и скрываясь, Мазепа воссоздает в мыслях свою прошлую жизнь. В картине оживают невероятные приключения с его участием, незамысловатые авантюры и изысканно продуманные политические ситуации. Документальный фильм об Иване Мазепе долго считался запрещенным на российской территории и о его сюжете спорил не один высший чиновник.

Неутомимый дух героя, выставленный с некоторым преувеличением его достоинств, прекрасно раскрыл сложность политических ситуаций того времени. Мазепа возведен к уровню общенационального героя, а российское правительство практически не появляется в картине.

Посмотрел минуту начала фильма и словами джигурды перехотел дальше смотреть.Какое убожество и до него опустился ступка.Боже мой поэтому и фильм этот без регистрации посмотреть невозможно.СМОТРИТЕ САМИ и УПОВАЙТЕСЬ БЕЛЕБЕРДОЙ.Это и не потому,что мазепу представляют как предателя.БРЕД.Он и есть БРЕД.Боже как опустились люди и как опустили ВЕЛИКУЮ, СЛАВНУЮ УКРАИНУ!ЕЕ ВЕЛИКИЙ НАРОД. О ГОСПОДИ!ДАЖЕ ЧУМА ЗАКАНЧИВАЛАСЬ и НАЧИНАЛСЯ ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ!!Я Думаю и МУДРАЯ УКРАИНА ВОСПРЯНЕТ!!

Ниже, представлена краткая информация о фильме: Молитва о гетмане Мазепе, которую стоит посмотреть, если вы хотите знать как можно больше фактов о его съемках.

  • Год Выпуска: 2002
  • Страна: Украина
  • Режиссер: Юрий Ильенко
  • Жанр:История
  • Главные Роли: Богдан Ступка, Олег Драч
  • Мы позаботились, чтобы во время трансляции фильма не было задержек. Если же вдруг такое случится, поставьте на «паузу» минут на пять, и все будет в порядке. Таким образом, мы сделали ваш просмотр украинских фильмов максимально комфортным. Дело за вашим провайдером, который обеспечивает вам выход в интернет и устойчивый высокоскоростной сигнал. Если он не подведет, вы проведете отличный вечер в нашем онлайн-кинотеатре.

    В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

    В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

    Продолжительность: 2 ч. 1 мин. PT2H1M

    Фильм о жизни и смерти гетьмана Мазепы.

    К сожалению, рецензий к фильму «Молитва за гетьмана Мазепу» в данный момент ещё нет. Но Вы можете быть первым пользователем, который её напишет.

    Для того чтобы написать рецензию авторизуйтесь пожалуйста

    Новость от 04 июля 2002 года:

    Министр культуры Михаил Швыдкой назвал сегодня «антирусским» украинский фильм «Молитва о гетмане Мазепе». Однако он сообщил, что у Министерства культуры нет полномочий запрещать показ этой картины в России, передает «Эхо Москвы».

    Впервые кинообщественность имела возможность ознакомиться с постановкой Юрия Ильенко зимой на фестивале в Берлине. Претензии критиков к историческому фильму времен войны России со шведами и Полтавской битвы касались не только сцен секса и насилия, чувства меры и вкуса режиссера, но и трактовки истории, неприглядности образа Петра Первого и героичности самого Мазепы.

    Министр Швыдкой в интервью РИА «Новости» заявил, что «Молитва о гетмане Мазепе» искажает историю российско-украинских отношений. Глава Минкультуры выступает за разъяснительную работу и рекомендации не демонстрировать «Молитву» в российском прокате.

    Известный украинский актер Богдан Ступка, который снялся в фильме, не согласен с мнением министра культуры России. Как подчеркнул в интервью нашей радиостанции Ступка, этот фильм направлен не против российской, а против имперской политики.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    По мнению актера, Мазепу нельзя назвать предателем. «По отношению к Украине он же не предатель! Так всех можно назвать предателями: если воевал с Польшей — предатель против Польши, если воевал с Россией — тоже предатель. Одни предатели у нас на Украине получаются», — сказал он.

    слоган — режиссер Юрий Ильенко сценарий Юрий Ильенко продюсер Игорь Дидковский оператор Юрий Ильенко композитор Вирко Балей художник Сергей Якутович, Владимир Князев монтаж Элеонора Суммовская жанр история бюджет

    Международный Берлинский кинофестиваль

    • Министерство культуры Российской Федерации сочло этот фильм антирусским и искажающим историю российско-украинских отношений, и поэтому рекомендовало не проводить его показ в российском кинопрокате.
    • На Берлинском кинофестивале 2002 года фильм вызвал дискуссию о присутствии в нём националистических тенденций и его антирусской направленности.

    Не молитва о гетмане Пустота

    С трудом верится, что автором «Молитвы о гетмане Мазепе» был режиссер таких грандиозных проектов как «Лесная песня», «Родник для жаждущих», «Белая птица с черной отметиной». Но огромным трудом. «Молитву» посмотрел в 2016 году. Не спешил смотреть в 2002-2003 годах, хотя был наслышан и запретах, скандалах, обсуждениях. Как будто интуиция нашептывала: скандальное кино — кино пустое.

    Но такое пустоты, такой никчемности ожидать о самого того Юрия Ильенко?! Фильм не сказать, что неудачный. Фильм — образец как не должно делать фильм. Претензии идут не в части исторической составляющей — как тут «плохой», а кто «хороший»; как черненький, а кто беленький; соблюдена или нет историческая правда. Нет, все вышеперечисленное пусть будет второстепенным. Фильм не состоялся как эстетическое явление. Фильм не состоялся даже как кинематографический продукт (зрелище, удовольствие). Фильм не состоялся как украинское кино.

    С трудом верится, что я мог смотреть это совершенно непонятно что. Оценка самая низкая. И это несмотря или вопреки самой высокой оценке за его шедевры, снятые в советские времена (но не являющиеся советским собственно кино). Очень жаль, что это был последний самый неудачный фильм сильного украинского режиссера. Не «молитва» — трэш.

    С самих первых кадров закрадывается вопрос — на что же пошли деньги? В фильме нет ничего, что стоило бы дорого и отвечало вложенным средствам, ну разве что помимо актеров. Но и они не требовали завышенный гонорар Камера здесь двигается хаотично и как-то по любительски. Фокус то и дело смазывается, нет четкости и качественного разделения планов. Антураж, реквизит, декорации — все самого дешевого кроя. Даже в не самом затребованном театре без нормального финансирования можно было бы увидеть более красивые и представительные вещи. Режиссура Ильенко кажется на удивление хаотичной и бесцельной. Таким является и сценарий. Актеры, не понимающие во что ввязались также играют неопределенно, без задора и изюминки. Конечно в картине хватает и в меру интересных пикантных сцен, но все они полностью скрыты под колпаком художественной грязи и сюжету совершенно не нужны. Конечно, некоторые зрителю могут описать это как элементы поэтического кинематографа, но лично я считаю подобные эффекты кризисом оригинальных идей и желанием эпатировать, привлекать к себе внимание. Но, как оказалось, для признания этого мало.

    «Молитва о гетмане Мазепе» фильм ни о чем. Не знаю даже для кого Ильенко снимал это кино, ведь недовольными остались все — и критики, и зрители. Несмотря на звездный актерский состав и подозрительно большой бюджет по отношению к готовому результату проект умер толком даже не родившись у себя в стране. И особо жаль что «Молитва о гетмане Мазепе» является последним фильмом в карьере Юрия Ильенко, который когда-то мог зажигать своими идеями сердца людей, а финишировал в кинематографе самым низкопробным проектом независимой Украины.

    Если выпало в Империи родиться

    Один насмешливый интеллектуал некогда окрестил историю скоплением лживых описаний, а историков — крупнокалиберными сплетниками. Подразумевалась, безусловно, тяга к толкованиям, частным суждениям, характеристикам, издревле присущая неточной науке. В подобном ключе проблема пристрастности последователей Геродота сводится к перефразированному завету Нагорной проповеди: не трактуйте да не трактуемы будете. В такую-то дату от Христова рождества произошло событие. Имярек родился, имярек жил, имярек умер. Остальное — от лукавого. Хотя неодолимое пристрастие к судам и пересудам, подчас более похожим на судилища, такое же свойство человеческой натуры, как удовлетворение потребностей в общении и признании. Коль так, то кинематографисты, сдувающие пыль времён с пергаментов и переносящие истёртые письмена на целлулоид, предстают «басенниками» похлеще Мюнхгаузена. А вольное «художественное» плавание по волнам исторического океана личностей, явлений и свершений обретает черты вампуки, в которой пафос риторики и мастерство лицедея нередко перевешивают логику и здравый смысл.

    В этом свете споры о документальной подлинности произведения представляется совершеннейшей блажью. Эпатажный творческий акт, изначально брезгающий историческими хрониками, не ставит своей целью просветить зрителя, изобразить прошлое во всех его парадоксах и противоречиях. За циклической круговертью ликов, масок, имён, в грудах отрубленных голов и конечностей, не угадывается ничего, кроме желания режиссёра возгласить от всего сердца и со всего духа: москаль растоптал будущее свободной Украины. Светлое, радужное, самостийное. Отсюда взамен российского самодержца, прозванного Великим, из кадра в кадр кочует взбесившееся, вращающее зрачками ничтожество, визжащее в истерике: «Смерть всем украинцам!». Отсюда и благолепная икона мудрого гетмана, возвещающего о том, что кабы не победа россов под Полтавой, быть бы «краю калиновому» не притесняемой Малороссией, а цветущим, изобильным государством с первой в мире конституцией. Отсюда плач по растерзанной Меньшиковым казачьей столице Батурин, и ни слова, ни полслова о том, что скандинав был не менее жесток по отношению к тем украинским селениям, которые поддержали Петра. Alager com alager Главное искушение художника в том, как расставить акценты.

    Ильенко назвал своё киноизречение не антироссийским, а антиимперским. И его боль за судьбы отчизны можно понять. Была резня в Батурине, было лишение казачьих привилегий, было закрепощение свободных земледельцев. Так уж перетасовались карты в земной колоде, что Украина стала военной мишенью имперских амбиций соседних держав, находившихся во всеоружии. Империи же испокон веков создавались огнём и мечом. Но бездна прошлого не жупел, история не вереница казней египетских, а времена не выбирают. И уж если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря.

    Сразу скажу: фильм плох. Он плох настолько, что даже хорош этим, причём доставляет он даже своей судьбой, а не только содержимым.

    Самый дорогой фильм Украины — на время своего создания — закономерно провалился в прокате. И довольно долгое время не выпускался на носителях и не демонстрировался по ТВ — при том, что спонсором было Министерство культуры. Которое тогда возглавлял Богдан Ступка, исполнивший в этом же фильме главную роль. Ну, хоть на Берлинском кинофестивале демонстрировался. Правда, в категории фильмов для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

    И это ещё и при том, что фильм позиционируется как патриотический, верно следуя курсу украинской национальной идеологии, выслуживаясь до тошноты. Естественно, русские показаны исключительно негативно: Пётр I невменяемая истеричка, Голицын до одури боится мовы, неприкрытый гомосексуализм (что тогда выставляло персонажей нехорошими людьми — это сейчас бы их сочли «прогрессивными», такая вот ирония судьбы). Мазепа вроде как бы «неоднозначный» персонаж, но именно что как бы, причём по ходу действия то и дело сыплет идеологически выдержанными речами. Попутно скачет хронология, возраст персонажей А игра в символизм наводняет фильм такой наркоманской фантасмагорией, что просто бессмысленно гадать, как разовьётся действие. Он просто будет творить бессмысленную хрень раз за разом, погружая зрителя в мир сумасшедшего, который, конечно, считает себя нормальным.

    Несмотря на внушительный бюджет, фильм производит впечатление сделанного на коленке. Ну, или на эти деньги устроили пьяную оргию, а, протрезвев, в авральном режиме слепили из того, что было и в таком виде и выпустили. Ей-богу, неприкрытые павильонные съёмки, картонные декорации, бутафория, гипс — это всё есть, и не имеет отношения к нарочитой театральщине. Ну, и качество съёмки и операторской работы оставляет желать лучшего.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Актёры О, это отдельная песня. Актёр в роли Петра I переигрывает так, что его впору делать эталоном переигрывания, а прочие или пытаются не уступать, или корчат рожи по приколу, или просто махнули на всё рукой. Выделяется разве что сам Богдан Ступка, но он, всё же, не умеет плохо играть. В принципе, это один из двух плюсов картины.

    А второй плюс картины (и последний) — это Никита Джигурда. В роли шведского короля Карла XII. Нет, это не шутка. Там реально есть Джигурда в роли шведского короля, бритый и говорящий своим знаменитым голосом.

    И знаете После ТАКОГО вся картина просто теряется и скромно уходит со сцены. Вся эта упоротость, халтура, переигрывание, — блёкнет и растворяется в тени Джигурды. В роли шведского короля. Ибо сие переплюнуть невозможно.

    Что же, «Молитва о гетмане Мазепе» — невероятно плохой фильм. Он плох халтурою, конъюнктурою, бутафорией, отвратительной игрой актёров, хаотичным сценарием, «гениальным» видением режиссёра И безумием происходящего недотягивает до Джигурды.

    В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

    Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

    Вы хотите зарегистрироваться?

    Фильм сложен и очевидно что не сюжетный, ассоциативный. плюс — исторический, следовательно не все нюансы помнишь. У русского царя Петра 1 го были приступы сумасшествия? Не помню. Что пил крепко — да а вот безумие. Может быть художественный домысел.

    Ясно что мысль фильма — Украина незалежна, независимая.

    Об этом текст, который мелькает за несколько секунд в начале фильма:

    «Цю стару красуню у вигляді карти Європи

    зробив я, Мазепа, напередодні Полтавської

    для короля Карла Х11 щоб він зрозумів

    Північна війна с царем московським

    Цісарі й королі зі своїми війнами віками повзали по красуні, кому вона тільки не віддавалася, і аж поки геть не зістарилися.

    Україна бачите, є в самому єпіцентрі тих зазіхань.

    солодке лоно старої красуні. Я гетьман України, Мазепа проголосив цю солодку квітку незалежною державою

    . і дістав довічне проклятті того, хто гвалтував її «

    Рисовал ли такую карту Украины гетьман Мазепа?

    Кто знает?
    Ясно, что государственное строительство дело не одного года, не одного десятилетия, даже столетия. Израилю, Тайваню, Зимбабве удалось за несколько десятилетий построить государство. у одних лучше у других хуже или совсем плохо.

    Украина за эти десятилетия претерпела множество изменений — от людей закаленных как сталь, как Павка Корчагин, до тающих как шоколад перед сундуками золота, продающих не запонюшку табака Неньку Украину, це солодке лоно, пізду Европи.

    чи зможе, чи є сили , розум, воля в народі, в кращій його частині якісь сильні мотиви, енергія, які були у Мазепи, в 1918-1919 -х роках, у лучших синів, які воювали не за страх, а за совість, щоб вивести народ з цього болота?

    Это не первый фильм, где Петра Первого показали с другой стороны. Четырьмя годами раньше вышел фильм «Царевич Алексей», где жестокость и самодурство Петра показаны очень наглядно.

    Продолжительность: 2 ч. 24 мин. PT2H24M

    Поле брани под Полтавой. Петр I приглашает к себе короля до этого непобедимой Швеции и гетмана Мазепу, однако те успели исчезнуть. Начинаются их поиски. Во время безумной гонки в сознании гетмана проносятся фрагменты его бурной жизни. В ней было все — любовные авантюры, захватывающие приключения, политические мистификации и интриги…

    К сожалению, рецензий к фильму «Молитва за гетмана Мазепу» в данный момент ещё нет. Но Вы можете быть первым пользователем, который её напишет.

    Для того чтобы написать рецензию авторизуйтесь пожалуйста

    Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева и украинский актер Богдан Ступка — с ним беседовал корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.

    Андрей Шарый: Резко негативные отклики в российской прессе и среди политиков вызвала новая работа украинских кинематографистов — фильм режиссера Юрия Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе». Согласно официальной историографии, гетман стремился к отделению Левобережной Украины от России, а во время Северной Войны перешел на сторону шведов. Взгляд режиссера на личность Мазепы совершенно другой, а Петр Первый в фильме предстает в крайне негативном, можно даже сказать, неприличном свете. Министр культуры России Михаил Швыдкой на минувшей неделе заявил, что его ведомство, возможно, порекомендует прокатчикам не выпускать фильм на российские экраны, рекомендация, впрочем, не означает запрета. Рассказывает обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева:

    Марина Тимашева: История, приключившаяся с фильмом «Молитва о гетмане Мазепе», кажется вполне парадоксальной. Это самый дорогой проект в истории украинской кинематографии. На сочинском фестивале «Кинотавр» была оглашена сумма — 4 миллиона долларов. 2,8 миллиона долларов были выделены на съемки из бюджета Украины (это едва ли не годовой бюджет Министерства культуры Украины) Богданом Ступкой. Тогда он был министром культуры и, напомню, поддержал картину «Непокоренный», прославлявшую командира эсэсовского батальона «Нахтигаль» Романа Шухевича. Кстати, в одном из своих интервью режиссер картины Юрий Ильенко сказал: » Мазепой станет тот, кто профинансирует картину». Картину профинансировало Министерство культуры Украины,Мазепой стал, как вы понимаете, Богдан Ступка.

    Когда зашла речь о съемках, Министерство культуры России решило проект поддержать финансово. То ли тогда на позицию российского министерства повлияла профессиональная актерская репутация Богдана Ступки, то ли авторитет режиссера Юрия Ильенко, то ли интерес к исторической теме, то ли необходимость крепить дружбу России и Украины — судить сложно. Но тут начался скандал. В атаку на Министерство культуры РФ пошел мэр Москвы Юрий Лужков, он велел Михаилу Швыдкому перечесть Пушкина и денег не давать. Швыдкой уверял, что Пушкина и так помнит, но денег все же не дал. И Слава Богу. Недостающую сумму выделил продюсерский центр «Родовил». Глава его Игорь Дидковский в интервью говорил: «Молитва о гетмане Мазепе» — это не название, а жанр, который должен стать альтернативой анафеме, которой Мазепа был предан 300 лет назад Русской Православной церковью».

    Впервые сам фильм увидели в Берлине на фестивале этого года. Цитирую: «В первой сцене Петр Первый имеет солдатика в задний проход на могиле Мазепы, то и дело взвизгивая: «Я тебе покажу незалежность». Потеряв к солдатику интерес, он оскверняет могилу Мазепы и громогласно требует, чтобы тот воскрес, дабы употребить его аналогичным образом. Из могилы поднимается Богдан Ступка и начинает душить российского супостата»( конец цитаты). Все описанное рецензентами, как ни смешно, — правда. Юрий Ильенко сам объясняет: » У меня Петр — император садист, тиран, мужеложец», — то бишь сцена на могиле есть метафора, призванная отобразить нрав Петра Великого.

    Вот недавно вышла книга Беспалова «Северная война». Автор тоже не склонен идеализировать Петра, подчеркивая его двуличие и варварскую жестокость. Но из объективной оценки российского императора никак не следует признания особых заслуг гетмана Мазепы, нормального землевладельца и феодала, действовавшего преимущественно в собственных интересах. История, — говорят, — это политика, обращенная в прошлое. Гетман был нужен бандеровцам, а много позже понадобился господам Кравчуку и Ильенко.

    Иное дело, что все разговоры о содержании фильма стоит считать полностью лишенными смысла. Ибо понять, что происходит на экране, когда происходит, с кем происходит и ради чего происходит, решительно невозможно. До самого конца зрители и профессионалы на просмотре в Сочи ломали себе голову, пробуя разобрать даже не, кто есть кто, а кто есть хотя бы сам гетман Мазепа, поскольку в фильме их трое — соответственно возрасту гетмана. Не помогало ни знание «Русской истории в жизнеописаниях» Костомарова, ни знание Пушкина, ни привычка разгадывать ребусы. На экране по воле буйной режиссерской фантазии «смешались в кучу кони, люди» и смешались они в эстетике позднего Ильи Глазунова, помноженного на аляповатого Никаса Сафронова. То есть, масштабного и скучного китча. Вряд ли хоть один вменяемый прокатчик эту картину возьмет и без вмешательства Министерства культуры. Как редкая птица долетит до середины Днепра, так редкий зритель досмотрит сей опус хотя бы до первой трети. Нынешняя идея Министерства культуры России не рекомендовать прокатчикам выпускать на российские экраны «Молитву о гетмане Мазепе», тем не менее, логична: не показывают же в Израиле антисемитские фильмы.

    Андрей Шарый: С исполнителем главной роли в фильме «Молитва о гетмане Мазепе», известным украинским актером Богданом Ступкой беседовал корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко:

    Владимир Ивахненко: Господин Ступка, согласны ли вы с утверждениями некоторых критиков о том, что фильм «Молитва о гетмане Мазепе» унижает национальное достоинство России?

    Владимир Ивахненко: Вас обвиняют в том, что, занимая пост министра культуры Украины, вы финансировали фильм, в котором собственно и сыграли главную роль?

    Богдан Ступка: Я финансировал два фильма, когда я был министром, из государственного бюджета, фильм «Молитва за Мазепу» и фильм «Богдан Хмельницкий». Мне режиссер предлагал играть роль Мазепы, я отказывался, потому что. Я спросил у Ежи Гофмана, был в Варшаве, где я снимался в «Огнем и мечом», и говорю: «Вы мудрый человек, Ежи Гофман, скажите, вот на меня всех собак вешают, что я дал деньги, я сам играю и так дальше». Он говорит: «Будешь ты играть, или не будешь играть, но собак на тебя будут вешать, лучше играть».

    Владимир Ивахненко: Автора фильма «Молитва о гетмане Мазепе» упрекают в том, что он остался непонятен зрителю?

    Богдан Ступка: Это сложно. Это надо знать про этот период очень много, и так дальше. Я бы сказал — это Сальвадор Дали, это потрясающий художник, художник и по костюмам, это потрясающая живопись, в которой присутствует удивительные какие-то люди, любовь старого человека к молодой, естественные какие-то вещи, для меня эти сцены сняты очень естественно и очень красиво, для меня это Сальвадор Дали.

    Андрей Шарый: Такова точка зрения украинского актера Богдана Ступки. Теперь остается ожидать появления фильма «Молитва о гетмане Мазепе» в российском кинопрокате. Если этот фильм в кинопрокате появится, то дискуссия об его политической и творческой составляющей наверняка продолжится, и наверняка окажется очень острой.

    слоган — режиссер Юрий Ильенко сценарий Юрий Ильенко продюсер Игорь Дидковский оператор Юрий Ильенко композитор Вирко Балей художник Сергей Якутович, Владимир Князев монтаж Элеонора Суммовская жанр история бюджет

    Международный Берлинский кинофестиваль

    • Министерство культуры Российской Федерации сочло этот фильм антирусским и искажающим историю российско-украинских отношений, и поэтому рекомендовало не проводить его показ в российском кинопрокате.
    • На Берлинском кинофестивале 2002 года фильм вызвал дискуссию о присутствии в нём националистических тенденций и его антирусской направленности.

    Если выпало в Империи родиться

    Один насмешливый интеллектуал некогда окрестил историю скоплением лживых описаний, а историков — крупнокалиберными сплетниками. Подразумевалась, безусловно, тяга к толкованиям, частным суждениям, характеристикам, издревле присущая неточной науке. В подобном ключе проблема пристрастности последователей Геродота сводится к перефразированному завету Нагорной проповеди: не трактуйте да не трактуемы будете. В такую-то дату от Христова рождества произошло событие. Имярек родился, имярек жил, имярек умер. Остальное — от лукавого. Хотя неодолимое пристрастие к судам и пересудам, подчас более похожим на судилища, такое же свойство человеческой натуры, как удовлетворение потребностей в общении и признании. Коль так, то кинематографисты, сдувающие пыль времён с пергаментов и переносящие истёртые письмена на целлулоид, предстают «басенниками» похлеще Мюнхгаузена. А вольное «художественное» плавание по волнам исторического океана личностей, явлений и свершений обретает черты вампуки, в которой пафос риторики и мастерство лицедея нередко перевешивают логику и здравый смысл.

    В этом свете споры о документальной подлинности произведения представляется совершеннейшей блажью. Эпатажный творческий акт, изначально брезгающий историческими хрониками, не ставит своей целью просветить зрителя, изобразить прошлое во всех его парадоксах и противоречиях. За циклической круговертью ликов, масок, имён, в грудах отрубленных голов и конечностей, не угадывается ничего, кроме желания режиссёра возгласить от всего сердца и со всего духа: москаль растоптал будущее свободной Украины. Светлое, радужное, самостийное. Отсюда взамен российского самодержца, прозванного Великим, из кадра в кадр кочует взбесившееся, вращающее зрачками ничтожество, визжащее в истерике: «Смерть всем украинцам!». Отсюда и благолепная икона мудрого гетмана, возвещающего о том, что кабы не победа россов под Полтавой, быть бы «краю калиновому» не притесняемой Малороссией, а цветущим, изобильным государством с первой в мире конституцией. Отсюда плач по растерзанной Меньшиковым казачьей столице Батурин, и ни слова, ни полслова о том, что скандинав был не менее жесток по отношению к тем украинским селениям, которые поддержали Петра. Alager com alager Главное искушение художника в том, как расставить акценты.

    Ильенко назвал своё киноизречение не антироссийским, а антиимперским. И его боль за судьбы отчизны можно понять. Была резня в Батурине, было лишение казачьих привилегий, было закрепощение свободных земледельцев. Так уж перетасовались карты в земной колоде, что Украина стала военной мишенью имперских амбиций соседних держав, находившихся во всеоружии. Империи же испокон веков создавались огнём и мечом. Но бездна прошлого не жупел, история не вереница казней египетских, а времена не выбирают. И уж если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря.

    Молитва на гетмана мазепу
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here