Молитва на омовение рук иудаизм

Самое детальное описание: молитва на омовение рук иудаизм специально для посетителей нашего ресурса.

1. Каждое утро человек оказывается как бы сотворенным заново для служения Всевышнему. Поэтому прежде всего он обязан освятить себя, совершив нетилат ядаим (омовение кистей рук), — подобно тому, как когены, приступая к своей работе в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда.

Поскольку во время сна наша святая душа покидает тело, оно оказывается во власти духовных сил скверны. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь, однако, на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом.

2. Не всякая вода пригодна для ритуального омовения рук. Не годится вода, цвет которой по какой-либо внешней причине изменился — например, если в ней растворилось какое-нибудь вещество. Однако если цвет воды изменился сам по себе (например, из-за того, что она долго стояла), а также если она мутна из-за находящихся в ней естественных примесей (например, глины), но не настолько, что собака отказывается пить ее, — она пригодна для нетилат ядаим.

Не годится вода, которую уже использовали для каких-либо целей: например, для ополаскивания посуды, для замачивания овощей, для остужения сосуда с горячей едой и т. п. Даже вода, которую наливали в сосуд для определения его объема, уже непригодна для нетилат ядаим.

3. Если человек только опустил неомытую руку в воду, предназначенную для нетилат ядаим, вода не становится негодной. Например, если ладонью зачерпнули воду из бочки — вода в ней остается пригодной для нетилат ядаим. Но если кто-нибудь хотя бы ополоснул в бочке мизинец, чтобы очистить его, вся вода в ней стала непригодной для нетилат ядаим.

4. Вода соленая, горькая и тухлая — настолько, что собака отказывается ее пить, — непригодна для нетилат ядаим.

5. При совершении нетилат ядаим руки должны поливаться водой непременно из сосуда (а не из крана, например), и делаться это должно силой рук человека (а не автомата, например).

Сосуд для омовения рук может быть из любого материала. Он должен вмещать столько воды, сколько нужно, чтобы за один раз омыть всю кисть руки до запястья. Сосуд должен быть целым, без отверстий или трещин, пропускающих воду. И, наконец, это должен быть сосуд, изначально предназначенный для жидкости. Поэтому, например, крышка кастрюли или большая полая пробка от бочки непригодны для нетилат ядаим, хотя и вмещают в себя достаточное количество воды. Однако большая крышка от термоса, которая одновременно служит чашкой, пригодна для совершения нетилат ядаим.

Наиболее подходящим сосудом для нетилат ядаим является специальная кружка, вмещающая литр воды и имеющая две ручки, чтобы брать ее попеременно то правой, то левой рукой.

6. Утреннее омовение рук совершают следующим образом: наполняют водой кружку, держа ее в правой руке, затем берут ее левой рукой и обливают кисть правой руки; затем — правой рукой обливают кисть левой; далее снова берут кружку левой рукой, обливают кисть правой и, взяв кружку правой рукой, обливают кисть левой. Всю процедуру повторяют еще один, третий, раз. Согласно Кабале, только такой способ утреннего омовения рук очистит кисти рук от ритуальной нечистоты после сна.

7. Рекомендуется брать кружку через полотенце, чтобы не прикоснуться к каплям воды на ее поверхности ритуально нечистой рукой. При таком прикосновении эта вода оскверняется и, попав затем на вымытую руку, оскверняет и ее. В результате цель нетилат ядаим не будет достигнута.

8. Вода, которой совершили утреннее омовение рук, восприняв ритуальную нечистоту, сама становится ритуально нечистой — до такой степени, что, находясь вблизи сосуда с этой водой, не следует произносить благословения или цитаты из Торы, в которых упоминается имя Всевышнего. Поэтому утреннее омовение рук следует совершать над миской, специально предназначенной для этого. Миска эта считается сосудом грязным, наподобие ведра для помоев.

Воду же, которой совершили утреннее омовение рук, надо как можно скорее вылить, а миску — сполоснуть. Запрещается выливать эту воду на землю в месте, где ходят люди.

9. Перед совершением нетилат ядаим надо проверить, сухи и чисты ли руки, иначе нетилат ядаим не будет считаться действительным.

Наличие на руке засохших чернил или краски является препятствием для совершения нетилат ядаим, так как это место на руке остается неомытым. Однако если на руке есть только пятно от чернил или краски, оно не препятствует доступу воды к коже руки.

Красильщик, руки которого постоянно испачканы краской, переписчик, руки которого в чернилах, резник или мясник, руки которых в крови, продавец масла, руки которого постоянно испачканы им, могут совершать нетилат ядаим, не очистив рук, — при условии, что большинство пальцев чисты.

Краска на ногтях у женщины не является препятствием для совершения нетилат ядаим.

Перед совершением нетилат ядаим следует удалить грязь из-под той части ногтей, которая выдается вперед над кожей пальцев. Однако тесто необходимо удалить и из-под той части ногтей, которая примыкает к коже. В субботу, когда нельзя полировать ногти, грязь из-под них удаляют, отжимая вниз кожу на кончиках пальцев.

Ноготь, отрезанный не до конца, мешает нетилат ядаим, и надо его срезать.

10. Женщина обязана снять кольца с пальцев для совершения нетилат ядаим, мужчина — может не снимать. Исключение составляет случай, если мужчина носит перстень с драгоценным камнем, который он оберегает от воды: тогда нетилат ядаим считается недействительным, если он забыл его снять.

11. Повязка на руке, которую трудно снять из-за того, что под ней находится незажившая рана, не является препятствием для совершения нетилат ядаим. Однако в этом случае запрещено вообще мочить ее, так как если это произойдет, вода на ней станет ритуально нечистой и, стекая с нее, осквернит остальную часть руки.

12. Руками, не омытыми после сна, запрещается касаться рта, носа, глаз, ушей, полового органа, анального отверстия. Запрещено ими прикасаться также к еде. Поэтому очень важно предостеречь об этом людей, которые готовят пищу. Не принято неомытыми руками дотрагиваться до своей одежды, а также прикасаться к другим людям.

13. Согласно Кабале, человек, который, не омыв рук после сна, прошел расстояние хотя бы в четыре локтя (ок. 2 м), подвергает свою душу смертельной опасности. Поэтому все необходимое для нетилат ядаим нужно приготовить заблаговременно, перед сном и поместить около кровати. Принято также совершать нетилат ядаим до того, как спускают ноги с кровати на пол.

14. Пока руки не омыты после сна, запрещено произносить благословения и цитаты из Танаха, где упоминается имя Всевышнего. Исключение составляет благодарственная молитва, которую следует произнести сразу после пробуждения, — «Модэ ани». В этой молитве не упоминается ни одно из имен Всевышнего.

15. При неблагоприятных обстоятельствах можно омыть руки из любого сосуда любой водой и произнести положенное благословение или трижды окунуть руки в воды миквэ или в реку. В самом крайнем случае можно вытереть руки обо что-нибудь, что может очистить их, и произнести несколько измененное благословение: «Благословен. повелевший нам очищать руки» (а не «омывать»). Во всех этих случаях после этого можно молиться или учить Тору.

Если нет сосуда, подходящего для совершения нетилат ядаим, можно омыть руки из крана — попеременно то правую, то левую. Однако каждый раз другой рукой надо открывать кран заново, чтобы вода поступала под действием силы человека.

Однако во всех этих случаях позже, когда появится возможность, необходимо омыть руки надлежащим образом (произносить благословение после этого уже не нужно).

16. Утреннее омовение рук становится обязательным для детей, достигших возраста, в котором родители начинают приучать их к исполнению заповедей Торы. Однако всяческих похвал заслуживает мать, омывающая ручки даже грудному младенцу: это приносит ему множество духовных и физических благ.

17. Проснувшись ночью и вымыв руки, следует произнести благословение, а если потом снова легли и заснули, то, проснувшись и снова омыв руки, это благословение произносить уже не нужно.

18. Поскольку произносить имя Всевышнего разрешается только в состоянии физической чистоты, не следует произносить благословение «. повелевший нам омывать руки» сразу же после утреннего омовения рук: как правило, человек, проснувшись утром, испытывает необходимость посетить туалет. Лишь после этого, омыв руки описанным образом еще раз, мы приступаем к чтению утренних благословений.

19. Предписано омывать руки описанным выше образом, также выйдя из туалета, из бани, после стрижки ногтей, волос и после бритья, надев или сняв руками обувь, после интимной близости, вымыв или расчесав голову, а также прикоснувшись рукой к той части тела, которая обычно скрыта под одеждой, к выделениям из носа и ушей и после кровопускания. Выйдя из помещения, где находится покойник, или вернувшись с кладбища, также совершают нетилат ядаим прежде, чем войти в дом, но в этом случае руки после этого не принято вытирать.

20. О минимуме времени, проспав которое, обязаны совершать нетилат ядаим, есть различные мнения у авторитетов Галахи. Поэтому следует поступать так. Проспав ночью меньше получаса, нужно совершить нетилат ядаим без произнесения благословения, но если проспал больше — в постели, раздевшись — делают это уже с произнесением благословения. Однако в случае, когда больше получаса проспал случайно — например, задремав за столом, — для избавления от сомнений следует коснуться своего тела под одеждой, а затем совершить нетилат ядаим и произнести благословение.

Проспав более получаса днем, нужно тоже совершить нетилат ядаим, но без благословения.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Быть слугой царя – дело почетное, но при этом ответственное. Каждый раз, выходя на службу, слуга царя должен привести себя в надлежащий вид, чтобы выглядеть особенно опрятно и чисто. Также и евреи утром готовят себя к служению Царю царей, омывая руки поочередно три раза перед молитвой. После такого омовения произносится благословение «…который дал нам повеление об омовении (букв. взятии, вознесении) рук. В идеале, это благословение следует произнести непосредственно перед молитвой, так как именно с ней оно связано. Отметим, что, несмотря на то, что руки следует омывать перед каждой молитвой в течение дня, благословение на омовение произносится только один раз в день – перед утренней молитвой.

Многие комментаторы задают вопрос: почему Мужи Великого собрания, установившие это благословение, выбрали такую нестандартную формулировку? Не лучше ли было бы сказать «… об очищении рук»? Почему предпочли именно слово «нетила» – взятие, вознесение, и как это связано с омовением и вообще с подготовкой к молитве? Что и куда нужно взять?

Один из ответов, который они дают, гласит, что поскольку в процессе омовения используют специальную кружку, которая в Талмуде названа «натла», то и благословение на омовение сформулировано с использованием того же корня – аль нетилат ядаим. Однако, этот ответ вызывает удивление, т.к. для утреннего омовения рук кружка – не такой уж и обязательный элемент, в отличие от омовения рук перед трапезой, где без кружки не обойтись (см. вопросы-ответы на эту тему в этом номере). В случае если нет кружки, можно сделать утренний «нетилат ядаим», просто поочередно подставляя каждую руку под кран с водой. Либо же опустить руки в ведро с водой или в водоём, а если нет поблизости воды, то и вовсе протереть их чем-нибудь, например, салфеткой – и всё, можно благословлять «аль нетилат ядаим»!

Поэтому мы приведем другое объяснение, которое дает рав Ш.Д. Пинкус, зц»л. Он объясняет, что тело человека состоит из 3-х частей: голова, туловище и ноги. При этом доминирующая часть человека – его туловище, в котором сердце, т.к. именно за побуждения И, несмотря на то,ми сердца, как правило, следует человек. И это несмотря на то, что голова (разум) подсказывает зачастую обратное. Например, все мы головой понимаем, что нужно быть приветливыми, терпеливыми, честными, что нельзя злиться, сплетничать, опаздывать и т.д., но поступаем далеко не всегда соответственно этому пониманию, а следуем за сердцем.

Руки, продолжает р. Пинкус, – основной инструмент деяний человека. Будучи частью туловища, они склонны слушать указания находящегося в нем сердца. Поэтому, начиная свой день с омовения рук, мы их поднимаем от сердца – к разуму, тем самым возносим и предстоящие нам в течение дня поступки на более высокий, осознанный уровень. Это, кстати, – одна из причин, почему во время произнесения благословения «Аль нетилат ядаим» следует поднять руки до уровня головы.

Исходя из этого объяснения, становится понятно, почему для благословения на утреннее омовение рук было выбрано именно слово «нетила» – взятие и вознесение. Служение Царю должно осуществляться не только в чистоте, но и с полным осознанием и пониманием важности и ответственности нашей работы.

Можно ли пользоваться для омовения рук одноразовым стаканом?

Многие авторитеты запрещают, поскольку для омовения нужно пользоваться именно сосудом, а одноразовый стакан не имеет такого статуса. Но в книге Игрот Моше ( או»ח ג לט.) и в книге ( שו»ת ודיברת בם ס’ כא) от имени рав Элияшива разрешают пользоваться одноразовыми стаканами, ссылаясь на то, что таким стаканом можно пользоваться несколько раз, и поэтому он может иметь статус сосуда. И в случае, когда нет другого сосуда, можно пользоваться одноразовым.

Если по медицинским причинам запрещено мочить руку, как поступить при омовении рук «Нетилат ядаим»?

Нужно омыть здоровую руку. Больную руку следует обернуть салфеткой, чтобы не касаться ей еды. При этом все равно произносится обычное благословение «. аль нетилат ядаим», «. омовение РУК», во множественном числе. (ש״ע או״ח קסב. י. )

Если совсем нет воды для омовения рук, как поступить?

Нужно обернуть обе руки, и можно есть.

Можно ли делать омовение рук морской водой?

Нет, поскольку вода для омовения должна быть пригодной для питья.

В таком случае окунают обе руки в море, и произносят благословение, заканчивающиеся словами «. аль твилат ядаим». (קסב. י. ).

Материал предоставлен изданием «По Тропинкам Торы»

1. Всевышний обращается к нам устами Своего пророка: «Приготовься к встрече с Б-гом твоим, Израиль!» (Амос, 4:12). Это означает, что молитва требует особой подготовки: человек должен настроить себя соответственно.

Лучше всего перед молитвой уделить некоторое время изучению хасидских книг, или, по крайней мере, облачившись в талит и возложив тфилин, подумать о том, что учил ранее. Если же нет времени даже для этого, надо мысленно высказать пожелание, чтобы Всевышний услышал нашу молитву так, как если бы она была проникнута всеми теми идеями, о которых говорится в книгах Кабалы.

Еврей, готовящийся к молитве, должен быть одет в чистую, опрятную одежду, скрывающую все его тело. Поверх ермолки неженатый надевает шляпу, женатый — прикрывает голову краем «большого талита». Принято, чтобы женатые мужчины подпоясывались также специальным пояском, который на языке идиш называется гартл.

2. Согласно Кабале, лучший способ устранить все препятствия, мешающие тому, чтобы молитва была благосклонно принята Творцом, — это дать немного денег бедному или опустить их в копилку для пожертвований (купат цдака). Таков внутренний смысл слов: «Сотворив справедливость, увижу я лик Твой» (Тегилим, 17:15). Кроме того, совершение заповеди о благотворительности (цдака) придает молитве совершенно особую возвышенность.

3. Великий кабалист раби Ицхак Луриа-Ашкенази говорил, что перед началом молитвы следует произнести: «Вот, я принимаю на себя исполнение заповеди «люби ближнего своего, как самого себя»». Учение хасидизма разъясняет, что от единства всех евреев на Земле зависит единство всех сотворенных миров — если, не дай Б-г, нет первого, нет и второго. Заповедь любить каждого еврея — надежное средство для сплочения всего народа Израиля.

4. Перед началом молитвы необходимо позаботиться об удовлетворении естественных потребностей, чтобы ничто не мешало должным образом сосредоточиться на молитве. Кроме того, молитва человека, сдерживающего естественную надобность, отвратительна Всевышнему. Человек, молившийся в таком состоянии, обязан позже повторить свою молитву.

5. Перед молитвой надлежит совершить омовение рук — нетилат ядаим — даже если незадолго до этого мыли руки, и они физически совершенно чисты. Это важно настолько, что тому, кто находится в дороге и не имеет воды, мудрецы предписали идти за ней вперед до 8000 локтей (ок. 4 км), а если источник воды остался позади, — возвращаться до 2000 локтей (ок. 1 км).

Если же нет никакой возможности достать воду для нетилат ядаим, а время молитвы истекает, можно в крайнем случае вытереть руки о камень, дерево и т. п. и начать молиться.

6. Перед молитвой «Шахарит» чрезвычайно желательно окунуться в воды миквэ, которые, согласно Торе, обладают способностью очищать человека от ритуальной нечистоты и освящать его. Когда существовал Храм, каждый коген, приступая к исполнению своих обязанностей в Храме, совершал омовение в миквэ. Так поступаем и мы, готовясь к молитве, которая в наше время служит заменой служению в Храме. Кроме того, согласно Кабале, это чрезвычайно способствует тому, чтобы молитва беспрепятственно достигла Всевышнего и была благосклонно Им принята.

7. Сказано в книге Тегилим (69:17): «А я — молитва моя Тебе, Г-сподь, в час Твоего благоволения». Наши мудрецы объясняют, что «час благоволения», о котором говорит здесь царь Давид, написавший книгу Тегилим, — это время, когда молится «миньян». В это время молитвы беспрепятственно достигают престола Всевышнего, и Он принимает их благосклонно. Всевышний говорит устами пророка: «В час благоволения Я отвечаю тебе» (Йешаягу, 49:8). Всевышний никогда не отвергает молитву, прочитанную в «миньяне», — даже если в «миньяне» участвуют евреи, нарушающие законы Торы.

8. Молитва в «миньяне» настолько важна, что мудрецы Торы обязали того, кто находится в дороге и желает остановиться на ночлег, идти вперед до 8000 локтей (ок. 4 км), если точно известно, что там ему удастся помолиться в «миньяне», а если такое место осталось позади — возвращаться до 2000 локтей (ок. 1 км) — если он может добраться туда засветло. Если же еврей живет в городе или деревне и на расстоянии до 1 км от его дома имеется «миньян», он обязан идти туда трижды в день для молитв «Шахарит», «Минха» и «Маарив».

9. Предпочтительно молиться в синагоге или бейт гамидраше («доме учения», где целый день изучают Тору). Там все освящено Шхиной (Б-жественным присутствием). Даже если в данный момент в синагоге или бейт гамидраше нет «миньяна», лучше молиться там в одиночку, нежели совершать молитву дома. Если есть выбор, в какую из синагог пойти, более похвально пойти в ту, которая находится дальше, так как в этом случае даже ходьба является угодным Б-гу делом, за которое Он награждает.

Один из величайших мудрецов Мишны, раби Йегошуа бен Леви, говорил: «Всегда нужно стараться пораньше прийти в синагогу, чтобы быть в числе первых десяти. Даже если еще сто человек придут после тебя, ты получишь такую же награду, как все они вместе взятые». Мудрецы наши указывают, что тот, кто вовремя приходит молиться в синагогу, остается там до конца молитвы и ведет себя там соответственно святости места, удостаивается долголетия.

10. Желательно молиться всегда в одной и той же синагоге или бейт гамидраше и иметь постоянное место в этой синагоге. Однако не следует молиться около человека, известного своим дурным поведением.

11. Тот, кто вынужден часто молиться дома, должен тоже избрать себе постоянное место для молитвы, где его никто не будет отвлекать. 11. Тора предписывает спешить исполнять заповеди: «И научимся мы стремиться к познанию Г-спода» (Гошеа, 6:3). Поэтому в синагогу следует идти быстро — даже в субботу, когда вообще-то ходить следует размеренно. Тем не менее, перед самым входом в синагогу или бейт га-мидраш надо умерить шаг и войти туда неспеша, испытывая благоговейный трепет пред Тем, Чья Шхина обитает там.

12. В тех местах, где живут одни евреи, лучше всего идти в синагогу, облачившись в талит и возложив тфилин. Однако в окружении неевреев или если по дороге в синагогу нельзя избежать грязных мест, облачаются в талит и возлагают тфилин при входе в синагогу, а потом входят в молитвенный зал.

13. Если серьезные причины не позволяют человеку молиться в «миньяне», лучше всего собрать «миньян» у себя дома. Если же и это не удается сделать, следует молиться в то же самое время, когда в синагоге молится «миньян».

14. В каждом месте, где живут евреи, они обязаны построить синагогу или бейт гамидраш и приобрести нужные книги — сидуры, Танах, Талмуд и т. д. Ради этой цели они имеют право обязать друг друга принимать участие в расходах. Там, где «миньян» собирать трудно, руководство общины имеет право заставлять евреев приходить в синагогу под угрозой штрафа — даже тех, кто весь день посвящает изучению Торы, так как есть время, отведенное для изучения Торы, и есть время, отведенное для молитвы, и одно не должно мешать другому.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча Субботы» и «Маарив».

Освящение дня произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы».

Глава 248: О времени молитвы и преимуществе совершения молитвы в установленное время. 309 (521). Передают, что однажды, когда аль-Мугира бин Шу‘ба, находившийся в то время в Ираке, совершил молитву позже (начала установленного времени)[552], к нему явился Абу Мас‘уд аль-Ансари, да

Глава 268: (О запретности совершения дополнительной) молитвы после обязательной (утренней) молитвы, пока солнце не поднимется (достаточно высоко).

Глава 268: (О запретности совершения дополнительной) молитвы после обязательной (утренней) молитвы, пока солнце не поднимется (достаточно высоко). 338 (581). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Многие) достойные люди[597], достойнейшим из

Глава 458: О том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ото сна для совершения ночной молитвы, и о том, какие ночные молитвы отменялись.

Глава 458: О том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ото сна для совершения ночной молитвы, и о том, какие ночные молитвы отменялись. 569 (1141). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бывало так, что посланник Аллаха, да благословит его

ПСАЛМЫ: молитвы Израиля и наши молитвы Псалтырь — книга псалмов, собрание вдохновенных древнееврейских молитв и гимнов — является, вероятно, для большинства христиан наиболее известной и любимой частью Ветхого Завета. Тот факт, что псалтырь часто добавляется к

Объяснение молитвы Господней у святого Киприана — свидетельство о пребывании. Первое прошение молитвы: Да святится имя Твое

Объяснение молитвы Господней у святого Киприана — свидетельство о пребывании. Первое прошение молитвы: Да святится имя Твое 4. Прочтите как можно внимательнее объяснение этой молитвы в книге блаженного мученика Киприана, которую написал он об этом предмете и которая

Молитвы для получения благодатной помощи и поддержки Молитвы Пресвятой Богородице Почитание Божьей Матери на Руси Поклонение Пресвятой Богородице как защитнице Русской земли и заступнице за русский народ – давняя традиция Христианской Руси.За тысячу лет Божья Матерь

4. Изучение молитвы Иисуса и молитвы Господней MANNS, Fr?d?ric, La priere d’Israёl ? l’heure de Jes?s. Jerusal?n, Franciscan Printing Press, 1986.SCH?RMANN, Heinz, El Padrenuestro. Salamanca, Secretariado Trinitario, 1982.DI SANTE, Carmine, El Padrenuestro. La experiencia de Dios en la tradicion judeo-cnstuma.Salamanca, Secretariado Trinitario, 1998.SOBRINO, Jon, «La oracion de Jes?s у del cristiano», en Jon SOBRINO/Segun-do GALILEA/Jos? Maria

Урок молитвы: Самый совершенный образ молитвы — молчание Самый совершенный образ молитвы — молчаливая молитва. Молчание!…Да молчит всякая плоть человеча…В молчании, тишине, в тайне происходит обожение. Там происходит самое подлинное (алитини) служение. Но чтобы

Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы

Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Пусть будет известно, что это Божественное делание священной умной молитвы, было непрестанным делом древних

48. Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. Приготовление к должному отправлению молитвы Пишете, что никак не управитесь с мыслями, все отбегают, и молитва идет совсем не так, как бы хотелось; а днем, среди занятий и встреч с другими, почти и не вспомнишь о

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитвы при разлучении души и тела. Заупокойные молитвы Перед текстами поминальных молитв вспомним слова Иоанна Златоуста:Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и

Молитвы для получения благодатной помощи и поддержки. Молитвы Пресвятой Богородице Почитание Божьей Матери на Руси Поклонение Пресвятой Богородице как защитнице Русской земли и заступнице за русский народ – давняя традиция Христианской Руси.За тысячу лет Божья

Молитвы матери и молитвы о семье Церковь учит нас молиться не только о себе, но и о ближних. Самые дорогие из них – это наши дети, родители и супруг (или супруга). Об их благополучии, как физическом, так и духовном, мы думаем в первую очередь. И неудивительно, что христиане

256. Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы. Книги руководствующие к жизни по

256. Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы.

516. Существенная сторона молитвы. Изменяемость домашнего правила. Дар непрестанной молитвы Милость Божия буди с вами! Д.М. Молитва, которую вы совершаете, внутренняя, от души, от себя, по чувству своих нужд духовных паче и других, есть настоящая молитва. И извольте

895. Существо молитвы. Много ли внимания надо отдавать внешним приемам при совершении молитвы Милость Божия буди с вами! Молитва — дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка. Все, что бывает будто хорошего от

Омовение рук и благословение ״המוציא״ — «Амоци» — на хлеб

1. Перед тем как есть хлеб, омывают обе руки по описанным ниже законам. Халы, питы, булочки, бублики, маца и т.д. — считаются хлебом, и перед тем как их есть, следует омыть руки и благословить.

Евреи восточных общин произносят на изделия из теста, замешанные с сахаром, которые отличаются выраженным сладким вкусом, а также на мацу благословение ״בורא מיני מזונות״, после еды в таких случаях произносят браху «על המחיה»

2. Если человек собирается съесть во время трапезы хлеба меньше, чем объем «кевейца»(״כביצה״ — см. таблицу мер), он омывает руки, не благословляя ״על נטילת ידים״. Даже если предполагают съесть хлеба объемом меньше, чем «кезаит» (״כזית״ — см. таблицу мер),

следует омыть руки, но не произносить ״על נטילת ידים״.

Браху ״המוציא״ на хлеб (а также и любую другую из бирхот анеенин), произносят вне зависимости от объема хлеба (или другого благословляемого продукта), который имеют ввиду есть.

3. Омывают руки из сосуда. К нему предъявляется ряд требований: сосуд должен вмещать не менее ״רביעית״ — «ревиит» воды (см. ниже), быть целым, его верхний край —ровным без изъянов,

4. Следует тщательно проверить перед омовением рук, не пристало ли к ним что-либо липкое, полностью ли они чисты, чтобы не было никакого препятствия доступу воды к коже.

Женщины должны снять кольца перед омовением.

5. Выливают воду на всю кисть до запястья, сначала омывают правую руку, а затем левую. Стоит омыть каждую руку водой объемом «ревиит» непрерывной струей (объем «ревиит» по Хазон Иш — 150 см3. а по мнению раввина Хаим Наэ — 86 см3), т.к. при меньшем количестве воды нужно соблюдать многочисленные правила омовения рук.

Если воды достаточно, то омывают каждую руку по два раза, выливая каждый раз ревиит воды. Надо остерегаться, чтобы омытая уже рука не коснулась еще неомытой.

6. После омовения произносят благословение:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם אשר קז־עזנו במצוותיו וציונו על ?טילת ידים״

после чего вытирают руки, что тоже является частью мицвы омовения рук.

7. Если рука забинтована и нет возможности снять повязку, то надо омыть открытую часть руки, вылив на нее «ревиит воды». Если повязка упала во время еды, надо вторично омыть полностью всю руку.

Если человек не в состоянии омыть хотя бы часть руки (из-за болезни или раны), он должен перед едой обернуть эту руку салфеткой и т.п.

8. Вода, вид (цвет) которой изменился из-за каких-либо попавших в нее посторонних предметов или жидкостей, негодна для омовения. Однако вода, замутненная песком или землей, пригодна для омовения, даже если изменился ее цвет.

Вода, уже использованная каким-либо образом, например, для мытья посуды, овощей, для охлаждения напитков и др., не годится для омовения рук. Тот. кто вышел в туалет до еды, должен омыть руки дважды: первый раз таким образом, который не подходит для омовения на хлеб, сказать браху ״אשר יצר את האדם״, и второй раз — омыть руки так. как полагается перед едой, и благословить

По мнению Хазон Иш. в таком случае надо омыть руки лишь один раз — так, как полагается перед едой, сказать браху ״על נטילת ידים״, а затем — ״אשר יצר״.

9. Нельзя разговаривать или отвлекаться на что-либо с момента омовения рук и до тех пор. пока не отведан хлеб.

Вытерев руки после омовения, надо сразу же произнести ״המוציא״ и начать есть. Следует избегать большого перерыва между

омовением рук и этим благословением, даже если в это время не разговаривают.

״ברוך אתה ה׳ אליקיני מלך העולם המוציא לדזם מן האךץ״

Держать хлеб во время благословения надо всеми десятью пальцами.

Мицва поставить соль на стол, за которым едят хлеб.

11. Для того, чтобы браха относилась к цельному или по возможности к большему продукту, его не разделяют на части перед благословением. Поэтому, надрезая хлеб до брахи ״המוציא״, чтобы сократить перерыв между благословением и началом еды, не разнимают его на отдельные куски. В субботу и праздники не надрезают хлеб до благословения, как сказано ниже в законах о субботе (глава 17-я, закон 18).

12. Браха ׳׳המוציא״, сказанная на хлеб в начале еды, освобождает от дальнейших благословений все остальные виды еды• и питья, которые подаются во время этой трапезы. Отдельно за едой благословляют только вино (произнося браху ״בורא פרי הגפן״) ввиду его особой значимости, а также различные десерты, подаваемые после основных блюд (делая на каждый их вид соответствующую браху). К основной части трапезы относятся те виды пищи, которые насыщают человека: мясо, рыба, яйца, овощи, творог, каши и т.д. Иногда сложно определить, относится ли данное блюдо к основной части трапезы — и потому не требует благословения, или к десерту — и тогда его надо благословить.

Законы, которые следует соблюдать во время трапезы

13. Во время трапезы нельзя дотрагиваться до тех мест тела, которые, как правило, покрыты одеждой, в соответствии с законами скромности, а.также до корней волос на голове. Дотронувшись же, или вернувшись из туалета, а также в случае, если человек отвлекся и не имел в виду сохранить руки в чистоте, надо вновь омыть их.

Во время еды не разговаривают, чтобы пища не попала в дыхательные пути. Но в перерывах между блюдами — мицва заниматься Торой.

В «Шулхан Арух» приводятся многочисленные законы, касающиеся достойного поведения во время трапезы, предостережение от пренебрежительного отношения к пище и т.д.

14. Во время еды не следует выходить за порог дома, даже собираясь затем вернуться и продолжить еду.

Этот закон содержит много деталей, например: как должен поступить тот, кто оставил место трапезы; в каких случаях разрешается его покинуть и т.д. Правила меняются в зависимости от того, едят ли хлеб или лишь печенье, фрукты и т.п.

Если несколько человек начали есть вместе, и затем часть из них оставила место еды, а часть (или даже только один человек) остались на своем месте, то вышедшие не должны заново произносить браху на эту еду, когда они вернутся, так как в подобном случае считается, что перерыва в еде не было.

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו, וצונו על נטילת ידים

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом ашер кидешону бэмицвэйсов вэцивону ал нетилас йодоим.

«Благословен Ты, Превечный, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас законами Своими и заповедавший нам омовение рук».

Кицур Шулхан Арух:

Каждое утро человек оказывается как бы сотворенным заново для служения Всевышнему. Поэтому прежде всего он обязан освятить себя, совершив «нетилат ядаим» (омовение кистей рук), — подобно тому, как коэны, приступая к своей работе в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда. Поскольку во время сна наша святая душа покидает тело, оно оказывается во власти духовных сил скверны. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь, однако, на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом.

Не всякая вода пригодна для ритуального омовения рук. Не годится вода, цвет которой по какой-либо внешней причине изменился — например, если в ней растворилось какое-нибудь вещество. Однако если цвет воды изменился сам по себе (например, из-за того, что она долго стояла), а также если она мутна из-за находящихся в ней естественных примесей (например, глины), но не настолько, что собака отказывается пить ее, — она пригодна для «нетилат ядаим».

Не годится вода, которую уже использовали для каких-либо целей: например, для ополаскивания посуды, для замачивания овощей, для остужения сосуда с горячей едой и т. п. Даже вода, которую наливали в сосуд для определения его объема, уже непригодна для «нетилат ядаим».

Если человек только опустил неомытую руку в воду, предназначенную для «нетилат ядаим», вода не становится негодной. Например, если ладонью зачерпнули воду из бочки — вода в ней остается пригодной для «нетилат ядаим». Но если кто-нибудь хотя бы ополоснул в бочке мизинец, чтобы очистить его, вся вода в ней стала непригодной для «нетилат ядаим». Вода соленая, горькая и тухлая — настолько, что собака отказывается ее пить, — непригодна для «нетилат ядаим».

При совершении «нетилат ядаим» руки должны поливаться водой непременно из сосуда (а не из крана, например), и делаться это должно силой рук человека (а не автомата, например). Сосуд для омовения рук может быть из любого материала. Он должен вмещать столько воды, сколько нужно, чтобы за один раз омыть всю кисть руки до запястья. Сосуд должен быть целым, без отверстий или трещин, пропускающих воду. И, наконец, это должен быть сосуд, изначально предназначенный для жидкости. Поэтому, например, крышка кастрюли или большая полая пробка от бочки непригодны для «нетилат ядаим», хотя и вмещают в себя достаточное количество воды. Однако большая крышка от термоса, которая одновременно служит чашкой, пригодна для совершения «нетилат ядаим». Наиболее подходящим сосудом для «нетилат ядаим» является специальная кружка, вмещающая литр воды и имеющая две ручки, чтобы брать ее попеременно то правой, то левой рукой.

Утреннее омовение рук совершают следующим образом: наполняют водой кружку, держа ее в правой руке, затем берут ее левой рукой и обливают кисть правой руки; затем — правой рукой обливают кисть левой; далее снова берут кружку левой рукой, обливают кисть правой и, взяв кружку правой рукой, обливают кисть левой. Всю процедуру повторяют еще один, третий, раз. Согласно Каббале, только такой способ утреннего омовения рук очистит кисти рук от ритуальной нечистоты после сна.

После этого руки вытирают и произносят благословение, держа ладони на уровне лица. Руки при этом не должны касаться друг друга.

Рекомендуется брать кружку через полотенце, чтобы не прикоснуться к каплям воды на ее поверхности ритуально нечистой рукой. При таком прикосновении эта вода оскверняется и, попав затем на вымытую руку, оскверняет и ее. В результате цель «нетилат ядаим» не будет достигнута.

Вода, которой совершили утреннее омовение рук, восприняв ритуальную нечистоту, сама становится ритуально нечистой — до такой степени, что, находясь вблизи сосуда с этой водой, не следует произносить благословения или цитаты из Торы, в которых упоминается имя Всевышнего. Поэтому утреннее омовение рук следует совершать над миской, специально предназначенной для этого. Миска эта считается сосудом грязным, наподобие ведра для помоев. Воду же, которой совершили утреннее омовение рук, надо как можно скорее вылить, а миску — сполоснуть. Запрещается выливать эту воду на землю в месте, где ходят люди.

Перед совершением «нетилат ядаим» надо проверить, сухи и чисты ли руки, иначе «нетилат ядаим» не будет считаться действительным. Наличие на руке засохших чернил или краски является препятствием для совершения «нетилат ядаим», так как это место на руке остается неомытым. Однако если на руке есть только пятно от чернил или краски, оно не препятствует доступу воды к коже руки.

Красильщик, руки которого постоянно испачканы краской, переписчик, руки которого в чернилах, резник или мясник, руки которых в крови, продавец масла, руки которого постоянно испачканы им, могут совершать «нетилат ядаим», не очистив рук, — при условии, что большинство пальцев чисты. Краска на ногтях у женщины не является препятствием для совершения «нетилат ядаим».

Перед совершением «нетилат ядаим» следует удалить грязь из-под той части ногтей, которая выдается вперед над кожей пальцев. Однако тесто необходимо удалить и из-под той части ногтей, которая примыкает к коже. В субботу, когда нельзя полировать ногти, грязь из-под них удаляют, отжимая вниз кожу на кончиках пальцев. Ноготь, отрезанный не до конца, мешает «нетилат ядаим», и надо его срезать.

Женщина обязана снять кольца с пальцев для совершения «нетилат ядаим», мужчина — может не снимать. Исключение составляет случай, если мужчина носит перстень с драгоценным камнем, который он оберегает от воды: тогда «нетилат ядаим» считается недействительным, если он забыл его снять. Повязка на руке, которую трудно снять из-за того, что под ней находится незажившая рана, не является препятствием для совершения «нетилат ядаим». Однако в этом случае запрещено вообще мочить ее, так как если это произойдет, вода на ней станет ритуально нечистой и, стекая с нее, осквернит остальную часть руки.

Руками, не омытыми после сна, запрещается касаться рта, носа, глаз, ушей, полового органа, анального отверстия. Запрещено ими прикасаться также к еде. Поэтому очень важно предостеречь об этом людей, которые готовят пищу. Не принято неомытыми руками дотрагиваться до своей одежды, а также прикасаться к другим людям.

Согласно Каббале, человек, который, не омыв рук после сна, прошел расстояние хотя бы в четыре локтя (ок. 2 м), подвергает свою душу смертельной опасности. Поэтому все необходимое для «нетилат ядаим» нужно приготовить заблаговременно, перед сном и поместить около кровати. Принято также совершать «нетилат ядаим» до того, как спускают ноги с кровати на пол.

При неблагоприятных обстоятельствах можно омыть руки из любого сосуда любой водой и произнести положенное благословение или трижды окунуть руки в воды миквэ или в реку. В самом крайнем случае можно вытереть руки обо что-нибудь, что может очистить их, и произнести несколько измененное благословение: «Благословен. повелевший нам очищать руки» (а не «омывать»). Во всех этих случаях после этого можно молиться или учить Тору.

Если нет сосуда, подходящего для совершения «нетилат ядаим», можно омыть руки из крана — попеременно то правую, то левую. Однако каждый раз другой рукой надо открывать кран заново, чтобы вода поступала под действием силы человека. Однако во всех этих случаях позже, когда появится возможность, необходимо омыть руки надлежащим образом (произносить благословение после этого уже не нужно).

Утреннее омовение рук становится обязательным для детей, достигших возраста, в котором родители начинают приучать их к исполнению заповедей Торы. Однако всяческих похвал заслуживает мать, омывающая ручки даже грудному младенцу: это приносит ему множество духовных и физических благ.

Проснувшись ночью и вымыв руки, следует произнести благословение, а если потом снова легли и заснули, то, проснувшись и снова омыв руки, это благословение произносить уже не нужно.

Поскольку произносить имя Всевышнего разрешается только в состоянии физической чистоты, не следует произносить благословение «. повелевший нам омывать руки» сразу же после утреннего омовения рук: как правило, человек, проснувшись утром, испытывает необходимость посетить туалет. Лишь после этого, омыв руки описанным образом еще раз, мы приступаем к чтению утренних благословений.

Предписано омывать руки описанным выше образом, также выйдя из туалета, из бани, после стрижки ногтей, волос и после бритья, надев или сняв руками обувь, после интимной близости, вымыв или расчесав голову, а также прикоснувшись рукой к той части тела, которая обычно скрыта под одеждой, к выделениям из носа и ушей и после кровопускания. Выйдя из помещения, где находится покойник, или вернувшись с кладбища, также совершают «нетилат ядаим» прежде, чем войти в дом, но в этом случае руки после этого не принято вытирать.

О минимуме времени, проспав которое, обязаны совершать «нетилат ядаим», есть различные мнения у авторитетов Алахи. Поэтому следует поступать так. Проспав ночью меньше получаса, нужно совершить «нетилат ядаим» без произнесения благословения, но если проспал больше — в постели, раздевшись — делают это уже с произнесением благословения. Однако в случае, когда больше получаса проспал случайно — например, задремав за столом, — для избавления от сомнений следует коснуться своего тела под одеждой, а затем совершить «нетилат ядаим» и произнести благословение. Проспав более получаса днем, нужно тоже совершить «нетилат ядаим», но без благословения.

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Это самое первое благословение, которое мы произносим утром, и мы читаем его после того, как мы помыли наши руки надлежащим образом.

Давайте рассмотрим смысл «благословения» вообще.

Имеются два основных вида благословений: те, которые мы произносим перед едой и питьем и те, которые следует читать перед выполнением какой-либо заповеди.

Благословение перед едой и питьем является выражением благодарности Б-гу за то, что Он дает нам все эти хорошие продукты. Если мы едим или пьем что-либо без предварительного благословения, то это то же самое, что участвовать в званом банкете без выражения благодарности хозяину за его любезность.

Что касается благословений, произносимых нами перед выполнением заповедей, как например, перед одеванием цицит и тфиллин, перед едой в Сукка и т.д., то это также выражение благодарности, но несколько в другом плане. В таком благословении мы добавляем слова «освятивший нас Своими законами и заповедавший нам. » Здесь мы благодарим Б-га за то, что нам дана привилегия служить Ему и выполнять Его заветы, ибо этой службой мы соединяемся с Б-жеством и становимся участниками Его святости и совершенства.

Мы должны сразу же упомянуть структуру благословений, которая принята во всех подобных благословений, произносимых нами перед выполнением какой-либо заповеди. Мы начинаем во втором лице («Благословен Ты») и заканчиваем применением формы третьего лица («освятивший и т.д.»). Одной из причин такой кажущейся непоследовательности является то, что вначале мы обращаемся к Б-гу в Его присутствии, чувствуя себя очень близкими к Нему. Но Б-г, Он также «Владыка вселенной», бесконечно великий державный Король, создавший вселенную и управляющий ею со знанием и силой, которые выше нашего понятия, как если бы Он был скрыт от нас. Так что Б-г одновременно присутствует и «отсутствует», обнаруживает Себя и скрывается. Мы можем видеть кое-что из Б-жьей силы и мудрости, которые проявляются в мире вокруг нас, но существо Его природы нам неизвестно. Это выражается на нашем Святом языке в том, что мы применяем обе формы обращения: Ты (второе лицо) и который (третье лицо).

Когда мы говорим о Б-ге как о «благословенном» (ברוך), мы имеем в виду, что Б-г — это источник всех благословений, так же, как говорят, что Б-г «мудр» или «силен» или «добр» и т.д., имея при этом в виду, что Б-г источник мудрости, силы, доброты и т.д.

В этом же смысле мы понимаем, что Б-г свят, что означает, что Он возносится над этим материальным миром и выше его, хотя Он и присутствует в этом мире (нет ничего вне Его), но он также и изолирован от него. Некоторой частью этого качества святости Он наделяет и нас, дав нам свои заветы. Ибо выполнением Его воли мы соединяемся с Ним. Этим мы также возносимся над нашей материальной жизнью и одновременно привносим святость во все, что мы делаем и во весь окружающий нас мир. В этом смысл слов «освятивший нас сделал нас святыми] Своими заветами».

Поблагодарив нашего живущего и вечного Короля сразу же после пробуждения от сна за возвращение нам нашей души, мы в то же время сознаем, что мы обязаны подчиниться Его воле и выполнять Его заветы. Мытье наших рук — это и есть первое выражение нашего послушания, и это приводит нас в более тесное единение с Б-гом, которого мы можем называть теперь нашим Б-гом.

Имеются многие причины тому, что нам завещано мыть руки по утрам. Мы готовы начинать новый день служения Б-гу. Коэны (священники) в Храме обязаны были мыть руки (а также и ноги) перед началом службы. Мы, евреи, названы «царством священников и святым народом». Об этом и напоминает нам обязанность мыть наши руки.

Другой причиной этому является то, что во время нашего сна, когда наша Б-жественная душа оставляет нас, мы оказываемся во власти «нечистого» духа (вызывающего у нас иногда нечистые мысли и сны). Поэтому мы умываем наши руки от этого нечистого духа, чтобы восстановить чистоту и непорочность нашего тела и сознания.

Надлежащее мытье рук по утрам происходит следующим образом: берут кружку (стакан и т.п.) с водой в правую руку и передают ее в левую руку, обливают правую руку, затем меняют руки и поливают левую руку, потом опять правую и затем левую руку и то же самое в третий раз.

Видео (кликните для воспроизведения).

В еврейском словаре имеется обычное слово, обозначающее «мытье» (רחץ), но это слово не употребляется в тексте благословения. Вместо этого применяются слова נטילת ידים, потому что слово נטל означает также «поднимать», «возносить». Это также символизирует характер святости этого мытья рук, указывая, что мы возносим и посвящаем наши руки, как и труд наших рук, Б-гу.

Молитва на омовение рук иудаизм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here