Молитва на освящение освящения нового меда

Самое детальное описание: молитва на освящение освящения нового меда специально для посетителей нашего ресурса.

Моли́тва на блгс̑ве́ніе но́вагѡ ме́да.

Неѡбъ̑име́нный въ млс̑ти и неизрече́нный во щедро́тахъ, гдс̑и іи҃се хрс̑тѐ, ди́венъ сы́й во сла́вѣ и творя́й чудеса̀:
ты́ дѣ́йствомъ ст҃а́гѡ дх҃а иногда̀ блгс̑ви́вый іи҃ля, и єго̀ ме́домъ насы́тивый ѿ ка́мене:
са́мъ и ны́нѣ при́зри свы́ше на созда́ніе твоѐ сіѐ, и блгс̑ве́ніемъ твои́мъ нб҃снымъ блгс̑вѝ и ѡст҃ѝ сѡ́ты пче́лъ, и ѿ ни́хъ ме́дъ, и пода́ждь єму̀ дѣ́йственну блгд̑ть па́че всѣ́хъ соверше́нну:
да вся́къ ѿ негѡ̀ вкуша́яй, пріе́мляй и яды́й ѡбря́щетъ благополу́чное здра́віе, и пи́щею се́ю насы́тится, и испо́лнится вся́кагѡ бла́га.
Я́кѡ ты̀ єсѝ подава́яй вся́чєская блага̂я, и тебѣ̀ сла́ву возсыла́емъ, со безнача́льнымъ твои́мъ ѻц҃е́мъ, и прест҃ы́мъ и бл҃ги́мъ и животворя́щимъ твои́мъ дх҃омъ, ны́нѣ и при́снѡ, и во вѣ́ки вѣкѡ́въ.
Ами́нь.

Все тексты в стандарте HIP.

Тексты приводятся по изданию: Тре’бникъ. Въ дву’хъ частя’хъ. — Москва`. Сv»нода’льная тv»погра’фiя. #ац

  • Чин освящения колесницы
  • Последование малого освящения храма (протоиерей Николай Диваков, Дмитрий Михалин, Анатолий Алексеевич Матвеев)
  • Последование освящения часовни: вариант 1 и вариант 2 (более краткий) (— // —)
  • Молебное пение святителю Василию Великому (— // —)
  • Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения (— // —)
  • Молебные прошения (источник: «Православная страница» Николая и Елены Андрущенко)
  • Чин освящения кивота для хранения святых мощей (оцифровка: Максим Е. Плякин)
  • Чин малого освящения воды вкратце (подготовка материала: прот. Николай Диваков, Людоговский Ф. Б.)
  • Молитва на освящение нового меда (— // —)
  • Чин благословения и освящения надгробного креста (— // —)
  • Последование молебна за болящего (— // —)
  • Молебное пение о недужных многих или об едином (— // —)
  • Чин благословения в воздушное путешествие (— // —)
  • Молитва на благословение чертога (— // —)
  • Последование молебна перед хирургическим действием (— // —)
  • Последование молебна жене перед порождением (— // —)

Если у Вас возникли какие-то вопросы по работе с HIP-стандартом, присылайте их на адрес библиотеки.

Пред8 цrкими вратaми на пригот0вленномъ столЁ полагaютсz нHвыz nдє1жды, къ њсщ7eнію принесє1нныz, їерeй же въ є3пітрахи1ли и3 фелHни съ кади1льницею, и3сх0дитъ въ цrкіz двє1ри, и3 покади1въ кrтоwбрaзнw nдє1жды, nбhчнw начинaетъ:

Б lгословeнъ бGъ нaшъ: Чтeцъ: Ґми1нь: Ц Rю2 нбcный: Трис™0е. Џ§е нaшъ: Їерeй же: Ћкw твоE є4сть цrтво: Чтeцъ: ГDи поми1луй, в7i. Слaва, и3 нhнэ: Пріиди1те, поклони1мсz: три1жды.

С E что2 добро2, и3ли2 что2 красно2, но є4же жи1ти брaтіи вкyпэ; Ћкw мЂро на главЁ, сходsщее на брадY, брадY ґарHню, сходsщее на nмє1ты nдeжды є3гw2: Ћкw росA ґермHнскаz, сходsщаz на г0ры сіHнскіz. ћкw тaмw заповёда гDь бlгословeніе и3 жив0тъ до вёка.

Слaва, и3 нhнэ: Ґллилyіа, три1жды.

Г Dи б9е вседержи1телю, и3значaла полє1знаz человёческому р0ду вс‰ дёйствуzй, хрaмы рук0ю человёческою сотворє1ннаz и4мени твоемY с™0му создaти, и3 ты6z въ слaву свою2 њсщ7aти, и3 мёсто селeніz слaвы твоеS нарицaти восхотёвый; и3 раб0мъ твои1мъ мwmсeомъ њдэ‰ніz ґрхіерє1йскаz, їерє1йскаz же и3 леv‡тскаz, и3 и3н†z разли6чнаz ўкрашє1ніz въ бlголёпіе и3 красотY с™и1лища и3 nлтарS твоегw2 бhти повелёвый: ўслhши млcтивнw нhнэ молє1ніz н†ша, и3 nдє1жды сі‰ [и3менyетъ и5хъ], въ чeсть и3 слaву прес™aгw и4мене твоегw2, въ ўкрашeніе же и3 бlголёпіе служи1телємъ с™aгw твоегw2 nлтарS, и3 с™hхъ твои1хъ т†инъ ўгот0влєнныz, мн0ю смирeннымъ и3 недост0йнымъ раб0мъ твои1мъ бlгослови2, њчи1сти и3 њс™и2, ћкw да къ служeнію с™ы6мъ твои6мъ тaйнамъ, и3 ко всsкому славосл0вію прес™aгw и4мене твоегw2 достHйны бhти kвsтсz, и3 сщ7є1ннымъ служи1телємъ твои6мъ тёми њдэвaющымсz, да бyдутъ въ и3збавлeніе и3 покр0въ t всёхъ к0зней и3 соблaзнwвъ врaжіихъ, въ твоe же бlгоугождeніе, и3 дост0йное служeніе с™ы6мъ твои6мъ тaйнамъ, и3 въ снабдёніе твоеS бlгодaти и3 млcрдіz: бlгодaтію и3 щедр0тами, и3 чlвэколю1біемъ є3динор0днагw твоегw2 сн7а, съ ни1мже бlгословeнъ є3си2, съ прес™hмъ, и3 бlги1мъ, и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Діaконъ: Главы6 вaшz гDеви приклони1те.

В Lко б9е вседержи1телю, всёхъ бlги1хъ подaтелю и3 њсщ7eніz и3ст0чниче, при1зри нhнэ на мlтву нaшу, и3 nдє1жды сі‰ [и3менyетъ и5хъ ] въ ўкрашeніе и3 бlголёпіе сщ7eнныхъ служи1телей твои1хъ соwружє1нныz, бlгодaтію прес™aгw твоегw2 д¦а, њкроплeніемъ воды2 сеS сщ7eнныz бlгословeнны, с™ы и3 њсщ7eнны, и3 всёхъ тёми њдёющихсz достHйны с™ы6мъ твои6мъ тaйнамъ служи1ти, и3 тебЁ бlгоугождaти всегдA сотвори2.

И# возглашaетъ: Ћкw ты2 є3си2 њсщ7eніе нaше, и3 тебЁ слaву возсылaемъ со є3динор0днымъ твои1мъ сн7омъ, и3 съ прес™hмъ, и3 бlги1мъ, и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Їерeй же взeмъ сщ7eнную в0ду, кропи1тъ є4ю предлежaщыz nдє1жды, глаг0лz:

Њ сщ7aютсz nдє1жды сі‰ [и3менyетъ и5хъ ] бlгодaтію всес™aгw д¦а, њкроплeніемъ воды2 сеS сщ7eнныz, во и4мz nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, ґми1нь. Три1жды.

И# ѓще ѓбіе літургисaти и4мать, не творS tпyста, сaмъ їерeй вн0ситъ и5хъ во с™hй nлтaрь, њблачaетсz въ нS, и3 слyжитъ: ѓще же служи1ти не и4мать, сотвори1въ nбhчный дневнhй tпyстъ, вн0ситъ | въ nлтaрь, и3 на с™0й трапeзэ полагaетъ.

Мlтва, є4же њс™и1ти как0е ли1бо бlгов0нное ѕeліе

По начaлэ nбhчномъ, трис™0мъ и3 возглaсэ, речeтъ їерeй:

Г Dи б9е вседержи1телю, сл0вомъ твои1мъ всsчєскаz и3сп0лнивый, и3 возрасти1ти повелёвый земли2 вс‰ плоды2 во сво‰ временA, и3 даsти | въ рaдость и3 въ жив0тъ человёкwмъ: ты2 сaмъ, всебlгjй вLко, и3 сёмена сі‰, съ разли1чными ѕeліzми принесє1нныz во с™hй хрaмъ сeй, бlгослови2 и3 њс™и2 д¦омъ твои1мъ с™hмъ, и3 рабHвъ твои1хъ си1хъ, пріeмлющихъ ѕє1ліz сі‰ съ сёменами, t всsкіz сквeрны њчи1сти, и3 д0мы и4хъ всsкагw бlгов0ніz и3сп0лни, во є4же бhти си6мъ и3 всBмъ вёрою хранsщымъ |, и3 кадsщымсz и4ми въ соблюдeніе и3 и3збaву t всёхъ врaжіихъ прил0гwвъ и3 во tгнaніе всsкагw мечтaніz, t дёйства діaволz находsщагw, дневнaгw и3 нощнaгw, на бlгословeніе же душaмъ и3 тэлесє1мъ, вBрнымъ твои6мъ лю1демъ и3 скотHмъ, домовHмъ же и3 мёстwмъ. Ћкw да вси2, пріeмлющіи сі‰ ѕє1ліz, воспріи1мутъ себЁ покр0въ души2 и3 тёла, и3 да бyдетъ нaшему сп7сeнію врачевство2 твоеS бlгодaти тaинство: да въ к0емъ ли1бо мёстэ возл0житсz, и3ли2 на к0емъ ўпотреблsемо бyдетъ, во є4же получи1ти бlгословeніе, вс‰ (проти1вной си1лэ tтyду прогнaннэй) десни1ца твоS да покрhетъ, во слaву прес™aгw, великолёпагw и3 всепокланsемагw и4мене твоегw2. Е#мyже подобaетъ всsкаz слaва чeсть и3 поклонeніе, со nц7eмъ и3 с™hмъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.

И# њкроплsютсz с™0ю вод0ю три1жды, съ nбhчными словaми њкроплeніz и3 њсщ7eніz, и3 tпyстъ.

Тре́бникъ дополни́тельный.
Чи́нъ благослове́нія но́ваго ме́да.

По нача́лѣ обы́чномъ, [ іере́й: ] Г о́споду помо́лимся. [ Ли́къ: Г о́споди поми́луй], и моли́тва сія́:

Н еобыме́нный въ ми́лости и неизрече́нный во щедро́тахъ, Го́споди Іису́се Христе́, ди́венъ Сы́й во сла́вѣ и творя́й чудеса́. Ты́, дѣ́йствомъ Свята́го Ду́ха иногда́ благослови́вый Изра́иля, и его́ ме́домъ насы́тивый отъ ка́мене, Са́мъ и ны́нѣ при́зри свы́ше на созда́ніе Твое́ сіе́, и благослове́ніемъ Твои́мъ небе́снымъ благослови́ и освяти́ со́ты пче́лъ и отъ ни́хъ ме́дъ, и пода́ждь ему́ дѣ́йственну благода́ть, па́че всѣ́хъ соверше́нну, да вся́къ отъ него́ вкуша́ющій, пріе́млющій и яду́щій обря́щетъ благополу́чное здра́віе, и пи́щею се́ю насы́тится, и испо́лнится вся́каго бла́га. Яко Ты́ еси́ подава́яй вся́ческая блага́я, и Тебѣ́ сла́ву возсыла́емъ, со Безнача́льнымъ Твои́мъ Отце́мъ и Пресвяты́мъ и Благи́мъ и Животворя́щимъ Твои́мъ Ду́хомъ, ны́нѣ, и при́сно, и во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.

И кропи́тъ свяще́нною водо́ю.

Источникъ: Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящія и Нераздѣлимыя Троицы, Отца, и Сына и Святаго Духа, благословеніемъ святѣйшаго Господина Германа, Православнаго Патріарха Сербскаго, Архіепископа Карловачкаго и Митрополита, и пр. и пр. напечатася сія книга: Дополнительный Требникъ, изъ разныхъ церковныхъ книгъ собранная и на свѣтъ изданная, трудомъ и иждивеніемъ Іерея Василія Николаевичьа, Пароха Ирижкаго. — Новый Садъ: Въ печатни М. Димитріевичьа, 1887. — С. 226.

Медовый спас празднуется 14 августа, в данный день вся православная церковь благодарит Всемилостивого Спасителя и Пресвятую Богородицу. Молитва на освещение святого меда – является одной из его составляющих.

Именно в это время начинается Успенский пост, это самый короткий, но тем не менее довольно строгий, чем Великий пост.

Молитва на освещение мёда на Медовый спас и не только…

Слово “Спас” подразумевает, что во время этого праздника с Господом Иисусом Христом. Именно это напоминает нам, как необходима вера в него и как важна для нас его милость и снисхождение.

Изнесение Честных древ — не просто обряд, который требует поклонения животворящему Кресту. Именно это способствует осознанию величия Бога. Ведь, без помощи Господа в нашей жизни, мы сравнимы с пылинкой, которая кружится в урагане жизни.

«Создатель и Творец человеческого рода!

Податель духовной благодати, податель вечного спасения!

Ты, Господи, сам ниспошли твоего Духа Святого с благословением свыше на эту вещь.

Пусть она будет вооружена силой заступничества Небес для тех,

Кто желает ею пользоваться.

Да будет она сильна для спасения тела и заступничества и помощи через

Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.»

По какой причине этот праздник называется Медовым Спасом? Все достаточно просто — причиной этому является время года. Именно к августу поспевает время сбора мёда.

Мед, это во истину дар Божий! Общепринятой нормой является — освящение даров Божьих в храме. Воспринимать дары следует, как милость к нам, как олицетворение благодати Божьей.

Именно в этот день с давних времен следует читать молитву на мёд и освещать не только мед, но и воду, различные лекарственные травы.

Освятив дары Божьи, рекомендуется угощать всех желающих. В былые времена говорили, что “даже нищий на спас медку попробует”. Поэтому, не скупитесь, угостите нуждающихся.

Не стоит забывать, что все что живо и приносит плоды — это все замысел Божий.

молитва на освящение меда

молитва на освящение меда текст

освящение меда на медовый спас

молитва на освящение нового меда

молитва на освящение меда нового урожая

молитва молебен на освящение меда нового урожая текст

последование освящения меда

молитва на освящение меда требник

последование молебна на освящение меда

В первый день августа по старому календарю, а именно 14 августа по новому, начало Успенского поста. Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Поэтому, приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. К этому времени, обычно собирают новый урожай мёда, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Читается следующая молитва, после службы Богослужения:

Молитва на благословение новаго меда в первый день августа

Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, ди?вен Сый во сла?ве и творя?й чудеса?. Ты, де?йством Свята?го Ду?ха иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене, Сам и ныне призри свыше на создание Твое сие, и благословением Твоим Небесным благослови и освяти соты пчел и от них мед, и подаждь ему действенну благодать, паче всех совершенну, да всяк от него вкушаяй, приемляй и ядый обрящет благополучное здравие, и пищею сею насытится, и исполнится всякаго блага.

Яко Ты еси подаваяй всяческая благая и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы в первый день после рождения младенца.

Молитва на дарование имени младенцу.

В восьмой день после рождения младенца приносит в храм повивальная бабка, которая становится с ним у дверей храма.

Священник: «Благословен Бог наш»… Трисвятое по «Отец наш…» и тропари дня или святого покровителя храма. Затем священник благословляет лицо и грудь младенца и произносит: «Господу помолимся».

«Господи Боже наш, Тебе мы молимся и Тебя просим, да отразится свет Твоего лица на этом Твоем рабе (имя) и да запечатлеется в его уме и сердце Крест Твоего Единородного Сына, чтобы избегать Твоему рабу суеты мира и всякого лукавого вражеского нападения и следовать Твоим повелениям. Господи, да пребудет постоянно Твое святое имя на нем, присоединяемом в благоприятное время к Твоей святой Церкви и освящаемом святыми таинствами Христа Твоего, чтобы, поступая по Твоим заповедям и сохраняя ненарушимой печать, он получил блаженство избранных в Твоем Царстве, по благодати и человеколюбию Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Потом, взяв младенца на руки, изображает им крест у дверей храма или пред иконой Пресвятой Богородицы, читая тропарь Сретенью: «Радуйся, Благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды–Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои об’ятия Освободителя душ наших, Дарующего нам воскресение». Отпуск.

Молитвы в сороковой день после рождения.

В сороковой день для воцерковления, т. е., совершения начала вступления в церковь, младенца опять приносит в храм мать, которая становится с ним у дверей храма.

Священник: «Благословен Бог наш»… Трисвятое по «Отец наш..» тропарь дню или дневному святому. Слава и ныне: «Господи, по молитвам Богородицы и всех святых, даруй нам Твой мир я помилуй нас, как Один Милосердный».

Родившая вместе с младенцем склоняет голову, священник благословляет их и, возлагая руку на голову матери, произносит: «Господу помолимся».

«Господи Боже Вседержитель, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Своим словом создавший всю словесную и бессловесную природу и все приведший к жизни из небытия! Ты по Своей воле спас Твою рабу (имя), поэтому Тебе мы молимся и Тебя просим: очисти ее, пришедшую в Твой святой храм, от всякой нечистоты и от всякого греха, чтобы она удостоилась, не подвергаясь осуждению, причаститься Святых Твоих Тайн». Если младенца нет в живых, то молитва в этом месте заканчивается возгласом: «Ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог…» если же жив, то продолжается: «А рожденного ею младенца благослови, освяти, возрасти, вразуми, уцеломудри и одари мудростью, ибо Ты призвал его к жизни и показал ему чувственный свет, чтобы в определенное Тобою время он удостоился и духовного света и был присоединен к Твоему святому стаду Единородным Твоим Сыном, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

«Мир всем»«Головы ваши пред Господом преклоните».

Молитва над матерью младенца: «Господи Боже наш, Ты пришедший для спасения человеческого рода, прийди и к рабе Твоей (имя) и, так как исполнилось сорок дней, то, омывши ее от телесной и душевной нечистоты, удостой ее через меня, Твоего священнослужителя, входа в храм Твоей славы и сделай ее достойной причащения Твоего Драгоценного Тела и Крови. Ибо свято и прославлено Твое многочтимое и величественное имя с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Вторая молитва над младенцем. Священник благословляет его и, возлагая руку на его голову, молится: «Господу помолимся».

«Господи Боже наш! Ты, будучи младенцем, принесен был в сороковой день Твоей Святой и ² Девственной Матерью Марией в ветхозаветный храм и принят в объятия праведного Симеона. Поэтому, Всесильный Владыка, Ты Сам благослови и этого младенца, принесенного, чтобы явиться пред Тобою — Творцем всех, и, как Один Господь сохраняющей младенцев, возрасти его для всякого доброго и угодного Тебе служения, удаляя от него знамением Твоего Креста всякую диавольскую силу, чтобы он, удостоившийся святого крещения и сохраняемый с нами благодатью Святой Единосущной и Нераздельной Троицы, получил и наследие избранных Твоего Царства, Ибо Тебе принадлежит всякая слава, благодарение и поклонение, с Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

Фото сайта Седмица.Ru

Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.

Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.

Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.

После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.

После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.

Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая. ».

В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.

К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).

После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».

Священник: «Яко Свят еси, Боже наш…».

И после этого поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.

После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2, 11—18) и Евангелие (Ин. 5, 1—4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.

После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.

После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя. ».

После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений. ».

Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве. », после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.

Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».

Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом — «Во Иордане…».

Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.

З десь представлены богослужебные тексты на церковно-славянском языке. При наборе использованы шрифты Irmologion и Orthodox в кодировке UCS . Некоторые тексты представлены в HIP-формате. Подробности в разделе Ссылки.

Приложения Минеи (Документы Word в RAR-архиве 37 Кб).

Евангелия Святых Страстей (Документ Word в RAR-архиве 255 Кб).

Учительное Известие (Документ Word в RAR-архиве 52 Кб). *

Чин молебных пений. Дополнительный Требник. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.

ВОИНСКИЙ ТРЕБНИК
По изданию: М., Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1999.

* Текст набран и предоставлен монахиней Макарией (Паршуковой).

Порядок благословения колива.

(Т. е. кутьи — вареной пшеницы или риса, смешанного с медом и украшенного различными сладкими плодами), которое в честь Господних праздников или святых или в память умерших приносится в храм. Если благословение совершается за вечерней, то после «Ныне отпускаешь…» Трисвятое по,; Отец наш…» Тропарь. Слава и ныне. Богородичен гласа тропаря; если же за Литургией, то после заамвонной молитвы поется тропарь и кондак. Диакон же, совершивши вокруг колива каждение, возглашает: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Священик, став перед коливом, произносит молитву:

Господи Боже наш, все сотворивший Своим словом и повелевший земле произращать различные плоды для нашего питания и наслаждения! Ты в древности явил питавшихся овощами трех Вавилонских юношей и Даниила, более прекрасными тех юношей, которые питались царскою пищею. И теперь, Всеблагой Царь, Ты Сам благослови и эти семена с различными плодами и вкушающих их освяти, ибо рабы Твои принесли их для Твоей славы и в честь святого (имя) и в память скончавшегося в православной вере. Даруй же, Милостивый, украсившим эти семена и совершающим память (имя святого или скончавшегося) все просимое для спасения и удостой их наслаждения Твоими вечными благами, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии и святого (имя), память которого мы совершаем, и всех Твоих святых. Ибо Ты все освящающий и благословляющий Бог наш и Тебе мы воссылаем славу, Безначальному Отцу с Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Народ: «Аминь». После этого богослужение заканчивается в обычном порядке.

Глава 59 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО» 1. Если человек услышал добрую весть из уст надежного человека, который сам был свидетелем того радостного события, о котором рассказывает, или тем более если человек сам

3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ

ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА Как к 1 и 2 главам Типикона присоединяется чин трапезы, так к этой — чин благословения колива. Этим дается понять, что вкушение колива — такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это — трапеза

1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись)

1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись) 1:1—3 Господь повелевает Моисею исчислить всех сынов Израилевых. Первые слова Книги И сказал Господь показывают: слово Божье направляло все, что делалось в

Слово в пяток недели 1-й Великого поста, пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона

Слово в пяток недели 1-й Великого поста, пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона Кто бы сказал, для чего ныне поставляется среди церкви святое коливо и воспеваются над ним хвалебные песни в честь святого великомученика Феодора Тирона?

Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по греческим подлинникам. Зимние заня

Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по

Порядок благословения нового колодца. Священник, взяв освященную воду и кропило, идет к колодцу, зажигает на нем три свечи и, надев на себя епитрахиль и окадив колодец, становится лицом на восток и совершает обычное начало: «Благословен Бог наш…» Народ: «Царь Небесный»…

Порядок благословения пчел. Священник, придя на место, где стоят ульи с пчелами совершает обычное начало: «Благословен Бог наш..» читается Трисвятое по «Отец наш…» «Господи, помилуй»(12 раз). «Приидите, поклонимся..»(трижды) и псалмы: 50, 84- и 122, во время чтения которых

Порядок благословения пчелиных роев, посаженных в новые ульи. Начало см. порядок благословения пчел стр. 227. После псалмов священник произносит молитву: «Предвечный, Всемогущий Боже, держащий в Своей руке все творение, обладающий небо и землею, и всем, что в них, и щедро

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,

ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЖИЛИЩА Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЛИВА В ПРАЗДНИКИ Совершать гласное поминовение усопших, произносить заупокойные, в общем всегда скорбные молитвы, было бы не соответствующим праздничной радости. Но творить добрые дела в память усопших не только не возбраняется в праздники, но и весьма

Благословения и проклятия (Мат. 5:3-12)17 Иса спустился с ними вниз, на равнину. Там уже собралась большая толпа Его учеников и великое множество народа со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидона. 18 Они пришли послушать Ису и исцелиться от болезней. Те, кого

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,

Требник. В 4 ч. Ч. 1. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 528 с.

Издательством Сретенского монастыря выпущен новый Требник. В нём собраны различные чинопоследования, до этого выходившие в разных изданиях.

Требник состоит из четырёх томов. В первом томе Требника содержатся наиболее часто используемые чинопоследования. В частности, здесь можно найти порядок совершения крещения, венчания, елеосвящения, молебны о болящих, путешествующих и многое другое.

Во втором томе Требника собраны все последования о усопших.Чин Панихиды представлен в соответствии с указаниями Типикона. Также приведены чинопоследования отпевания младенцев, мирян, монахов, священников.

В третьем томе Требника содержатся преимущественно молебные пения на разные случаи. Также здесь можно найти редкие молитвословия и чинопоследования.

В четвертом томе Требника приведен чин освящения храма, а также различные последования освящений: церковных облачений, богослужебных сосудов, икон и другой церковной утвари.

  • Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
  • Чин над кутиею в память усопших, на Литургии.
  • Чин над кутиею в память усопших, вечера.
  • Последование панихиды.
  • Чин погребения младенческого.
  • Последование мертвенное мирских тел.
  • Последование мертвенное над скончавшимся священником.
  • Последование исходное монахов.
  • Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.
  • Чин благословения и освящения надгробного креста.
  • Чин благословения и освящения места, идеже погребатися будут телеса скончавшихся христиан, сиесть гробия (кладбища).

Протоиерей Александр Агейкин

Существует большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-т о своими приземленными представлениями о них . Глубина не нужна , смыслы не важны , а вот то , что можно пощупать , потрогать и принять внутрь , интересно и привлекает человека . Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом , подобные дню празднования Происхождения Честных Древ , не понимая и не желая узнать их смысла , их истинного названия . Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо , а остальное неинтересно .

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи , в том числе – использовать совпадение , совмещение праздников . Медовый Спас , приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня , давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары . Например , за мед , ведь медосбор начинался буквально в те дни , которые предшествуют или совпадают с этим праздником .

Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека , дать ощущение гармонии жизни . Чтобы не было такого разделения : я живу с понедельника по субботу , как крестьянин , а в субботу и воскресенье я , приходя в храм , становлюсь христианином , чтобы «ублажить» Бога . Крестьянин вел воцерковленный образ жизни . Если человек работает на земле , то он должен благодарить Бога за то , что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли , дары природы . Церкви удалось дать людям это понимание , но богоборчество отбросило многих из нас назад , к примитивным , магическим восприятиям религиозной жизни .

Если говорить о празднике , то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии , когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста , так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней . Император даже уезжал подальше из столицы , чтобы не быть затронутым эпидемиями , а людям давалась возможность прикоснуться к святыне , попросить Бога о милости , об исцелении , которое стало бы не просто врачеванием , но обретением ощущения духовной гармонии , через молитву , через покаяние .

Этот праздник был воспринят на Руси очень близко , но в то же время люди пытались приспособить его под себя . Нужно понять , что мёд в этот день освящается не ради того , чтобы принять его потом , как какое-т о мистическое вещество , а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар , оставить часть этого дара в церкви .

Оставлялся мёд также не случайно . Не для того , чтобы батюшка наелся меда без меры , а чтобы церковь , как община , могла поделиться этим мёдом с нуждающимися , с теми , кто не может его купить , не может приобрести , не имеет пасеки . Также и освящение плодов на Преображение – люди приносили часть начальных плодов нового урожая , оставляя их в храме для нуждающихся .

И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем . Мы приходим в храм со своей баночкой : «Батюшка , освяти нам мед . Мед освящённый – лучше , чем не освященный» . А в чем его святость заключается ? Мёд освящается нашей молитвой , нашим участием , а не просто каким-т о тайным действием , которое мы не понимаем , но верим , что если такого медку вкусим , с нами произойдет что-т о необычное .

То же самое касается и названия – Медовый Спас , Яблочный Спас . Главное слово здесь – не «медовый» , а «Спас» . От чего Он спасает нас ? В первую очередь , от нас самих . А у нас ассоциации : медовый – это мёд , яблочный – это яблоки , а слово «Спас» становится просто фоном .

Праздник должен делать человека лучше . Когда мы становимся щедрыми , милостивыми , готовы поделиться с ближним , вот тогда и праздник в полном смысле этого слова . И Медовый Спас , и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященного яблочка или освященного медку , а возможность поделиться этими дарами Божьими с другими .

В Елоховском соборе мы решили в этом году взять на праздник у уже испытанных , известных производителей мёд , который затем будем предлагать на продажу в лавке или перед храмом . И что важно , человек сможет купить мёд не только для себя , но и оплатить мед для нуждающихся . Тогда мы будем иметь возможность поделиться с нуждающимися , имея оплаченный добрыми , щедрыми людьми мед . Конечно , это наш первый опыт , посмотрим , как это будет восприниматься людьми , но мы специально отобрали несколько сортов хорошего меда нового сбора , чтобы гарантировать соблюдение традиции – освящения меда нового сбора . Теперь прихожане могут приобрести мед не только для себя , но и для других , для тех , кто не имеет возможности порадовать себя медом в эти дни .

Это своего рода пример , как не бороться с новыми традициями , а воцерковить их , наполнить духовным смыслом . Когда мы живем не только для себя , мы меняемся . Человек должен жить в служении , в служении Богу и ближнему . Кто-т о может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки , раздать их . Кто-т о может эти яблоки распространять как пожертвования и т . д . Есть различные виды служения , и как раз народные традиции можно использовать для того , чтобы воцерковить человека , привить ему вкус к добродетели .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нужно возродить такое понятие , которое сейчас , к сожалению , утеряно , как «школа добродетели» . Храм – это не только место богослужения , это еще и школа добродетели , где священник , духовенство , община могут помочь человеку научиться быть добродетельным . В том числе и с помощью народных традиций .

Молитва на освящение освящения нового меда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here