Молитва о любви гранатовый браслет

Самое детальное описание: молитва о любви гранатовый браслет специально для посетителей нашего ресурса.

Александр Иванович Куприн – знаменитый и один из самых талантливых русских писателей. Куприн был мастером краткого рассказа. В своих произведениях он показывал многоликую картину жизни русского общества. Его рассказы о любви пропитаны тонким психологическим чутьем и изысканным художественным вкусом.

Рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет» отображает тонкую лирическую натуру Куприна — романтика. Это история несчастной неразделенной любви, которая привела к человеческой гибели. Загадочные символы и тонкие нотки мистического настроения делают рассказ по-настоящему особенным. Основой сюжета послужила реальная история, которую писатель, наполнив непревзойденной художественной окраской, мастерски воссоздал на бумаге.

Главная героиня рассказа княгиня Шеина – красивая, спокойная женщина, которая обладает настоящим благородством души. В день своего рождения она получает подарок от тайного поклонника – золотой браслет, украшенный россыпью гранатов. Здесь следует отметить символизм, который автор вложил в свое произведение. Гранат – это камень, который является символом любви и страсти. Муж подарил Шеиной серьги грушевидной формы с жемчугом, который символизирует слезы и разлуку. В записки, которая прилагалась к браслету, тайный воздыхатель признается Вере в искренней любви к ней, и рассказывает, что редкостный зеленый гранат, который присутствует в браслете, открывает женщинам дар предвидения будущего.

После того, как гости разошлись, княгиня показывает эту записку и подарок мужу. Брат Веры Николаевной убеждает их в том, что надо установить личность человека, сделавшего подарок и вернуть ему его чтоб не опорочить честь семьи. Таинственным поклонником оказался мелкий чиновник Желтков, много лет питающий к княгине самые искренние чувства. Несмотря на угрозы брата Шеиной, Желтков не теряет чувство собственного достоинства, великая любовь к Вере помогает ему вынести все оскорбления и запугивания. В конце концов, Желтков решает уйти из жизни, чтоб не мешать спокойствию Веры. Княгиня почувствовала, что человек, искренне ее любивший, собирается уйти из жизни. После того, как она узнала с газеты, что он умер, к ней пришло понимание того, что единственное светлое чувство, которое было послано ей жизнью ушло вместе с ним.

Герой Желткова в рассказе представляет собой человека высоких идеалов, умеющего беззаветно любить. Он не способен предать свои чувства, даже если цена этому его жизнь. Желтков вновь разжигает в душе Шеиной желание страстно любить и быть любимой, ведь за годы в браке с мужем, это умение притупилось. С появлением Желткова ее эмоциональное состояние преображается, и наполняется яркими красками. В уставшей душе княгини появляется юношеский пыл, который долгое время находился в полудреме.

К теме любви в своем произведении, Куприн прикасается необычно нежно и благоговейно. В рассказе «Гранатовый браслет» отсутствует грубость и пошлость, любовные чувства здесь преподносятся как высокая и благородная материя. Куприн воспринимает любовь как божественное провидение. Несмотря на печальный финал, княгиня чувствует себя по-настоящему счастливой, ведь она получила то, о чем давно мечтало ее сердце, а чувства Желткова всегда останутся в ее памяти. «Гранатовый браслет» — это не только художественное произведение, но еще и вечная печальная молитва о любви.

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Куприн в своих произведениях показывает нам настоящую любовь, где нет ни грамма корысти, и, которая не жаждет никакой награды. А любовь в рассказе «Гранатовый браслет» описывается всепоглощающей, это не просто увлечение, а великое чувство на всю жизнь.

В рассказе мы видим настоящую любовь одного бедного чиновника Желткова к замужней Вере Шеин, как он счастлив просто любить, ничего не требуя взамен. И как мы видим, ему совершенно было не важно, что он ей не нужен. И как доказательство своей безграничной любви, он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет, единственную ценную вещь, которая досталась ему в наследство от мамы.

Родные Веры, недовольные вмешательством в их личную жизнь, просят Желткова оставить её в покое и не писать письма, до которых ей всё равно нет дела. Но разве же можно отнять любовь?

Единственной радостью и смыслом в жизни Желткова была любовь к Вере. У него не было, каких либо целей в жизни, его ничего больше не интересовало.

В итоге он решает покончить с собой и выполняет волю Веры, оставив её. Любовь Желткова так и останется безответной…

Поздно поймёт она, что это была настоящая любовь, та, о которой многим приходиться только мечтать, прошла мимо неё. Позже, глядя на мёртвого Желткова, Вера будет сравнивать его с величайшими людьми.

Рассказ «Гранатовый браслет» красочно показывает нам все мучения и нежные чувства, которые противопоставлены бездуховности в этом мире, где влюблённый готов на всё ради любимой.

Человек, который сумел так трепетно полюбить, присутствует какое-то особое понятие жизни. И пусть Желтков был всего лишь обычным человеком, он оказался выше всех установленных норм и стандартов.

Куприн изображает любовь, как недостижимою тайну, а для такой любви не существует сомнений. «Гранатовый браслет» очень интересное и в тоже время грустное произведение, в котором Куприн старался нас научить ценить в жизни что-либо своевременно…

Благодаря его произведениям мы оказываемся в мире, где перед нами предстают бескорыстные и добрые люди. Любовь — это страсть, это мощное и настоящее чувство, показывающая лучшие качества души. Но кроме всего этого, любовь — это правдивость и искренность в отношениях.

Любовь — это слово вызывает совершенно разнообразные эмоции. Оно может нести, как позитивный настрой, так и негативный. Куприн был уникальным автором, который мог в своих произведениях сочетать несколько направлений любви. Одним из таких рассказов стал «Гранатовый браслет».

Автор всегда трепетно относился к такому явлению, как любовь, а в своем рассказе он ее превознес, можно сказать, боготворил, что сделало его произведение настолько волшебным. Главный герой — чиновник Желтков — был безумно влюблен в одну даму по имени Вера, правда открыться ей смог целиком только в конце своего жизненного пути. Вера сначала не знала, как реагировать, потому что ей приходили письма с признаниями в любви, а ее семья смеялась и издевалась над этим. Один только дедушка Веры предположил, что слова, написанные в письмах, могут оказаться не пустыми, тогда внучка пропускает мимо себя любовь, о которой мечтают все девушки на свете.

Любовь показана как светлое, чистое чувство, а объект обожания чиновника Желткова предстает перед нами образцом женского идеала. Наш герой готов завидовать абсолютно всему, что окружает и прикасается к Вере. Он завидует деревьям, которых она могла коснуться, проходя мимо, людям, с которыми она разговаривает по дороге. Поэтому, когда к нему пришло осознание безвыходности его любви и жизни, он решает преподнести любимой женщине подарок, с помощью которого, хоть и не самостоятельно, он сможет прикоснуться к ней. Этот браслет был самым дорогим предметом, который имел наш бедный герой.

Любовь на расстоянии очень тяжело ему давалась, но он лелеял ее в своем сердце долгое время. На прощание, перед смертью, он написал ей последнее письмо, в котором сообщил, что уходит из жизни по велению Бога, а ее благословляет и желает дальнейшего счастья. Но можно понять, что Вера, поздно осознавшая свой шанс, уже не сможет спокойно и счастливо жить, возможно, это была единственная настоящая и искренняя любовь, которая ждала ее в жизни, и она ее упустила.

В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.

Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».

Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.

В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.

Фёдор Михайлович Достоевский-русский писатель, который впервые принялся за написание психологических произведений. Над такими произведениями читатель должен задуматься, вынести что-то полезное для себя

В своем рассказе Чистый понедельник Бунин пишет отношения двух молодых людей, богатых и красивых. Даже сейчас мы можем представить примерно какими являются такие люди.

Достоевский на канун нового 1876 года с маленькой дочкой отправляется на Елку, организованную клубом художников. Там он встречает недалеко нищего мальчика, все это он запишет в «Дневнике писателя»

Антон Павлович Чехов – мастер юмористического рассказа. Через детали, разнообразные символы и образы он создает шедевры, которые будут актуальны еще у многих поколений.

Что такое благодарность? Многие скажут, что ж тут думать — слово говорит само за себя — дарить блага. Возникает другой вопрос — что же это за блага такие? Попробуем разобраться. А для этого представим себе разные ситуации.

Тема любви в рассказе Куприна 8220 Гранатовый браслет 8221

В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь — не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.

В “Гранатовом браслете” мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”. Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души — листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое — гранатовый браслет.

Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза — Булат — Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом — ведёт себя как истинный дворянин.

Упоминание о власти Мирза — Булат — Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить.

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: “Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”. Эта истина, сказанная “обломком старины” говорит нам о том, что обладать даром такой любви, “сильной, как смерть”, смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.

Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. “В шесть часов пришёл почтальон”, Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, “и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу”, наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – “Я не хочу печалить Вас ничем”.

Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. “Да святится имя твоё” повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета…

«Концепция любви в произведениях

А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и «Суламифь»

1. Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»..5

2. Концепция любви в повести А. И. Куприна «Суламифь»…………..13

Список использованной литературы…………………………………………38

Александр Иванович Куприн (1870-1938) — замечательный российский писатель, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.

А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях «Гранатовый браслет» и «Суламифь». В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и «любви, верной до смерти». Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ. О Куприне в свое время писали Ф. Д. Батюшков («Писатель стихийного таланта»), Бунин («И.А. Куприн»), Паустовский К. («О Куприне») , Рощин («О Куприне»).

Среди исследователей творчества А. И. Куприна можно отметить работы Никулина Л. «Куприн (литературный портрет)», «Куприн и Бунин», Крутиковой Л.В. «А.И.Куприн», Кулешова В.И. «Творческий путь А.И.Куприна», Смирновой Л.А. «Куприн», а так же Плоткина Л., Гапановича И.И., Фигурновой О., Фоняковой Н.Н.

Замечательна монография Афанасьева «В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк», книга Беркова П. Н. Александр Иванович Куприн. Критико-библиографический очерк», работа Волкова А.А. Творчество А.И Куприна», Михайлов О. «Куприн», автореферат Паввовской К. «Творчество Куприна».

Из последних работ можно отметить статьи Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой», Н. Н. Старыгиной «Суламифь» А.И. Куприна: романтическая легенда о любви», Шкловского Е. «На сломе эпох. А. Куприн и Л. Андреев», а так же работы Николаевой Е., Хабловского В. и др.

Непосредственному изучению поэтического своеобразия повести Куприна посвящена работа Штильмана С. «О мастерстве писателя. Повесть А. Куприна «Гранатовый браслет».Статья Волкова С. «Любовь должна быть трагедией» посвящена исследованию идейно-художественного своеобразия повести Куприна «Гранатовый браслет». Работа молодой исследовательницы Чаловой С. «Гранатовый браслет» Куприна приоткрывает интересные наблюдения над формой и содержанием повести «Гранатовый браслет».

Цель данной работы – изучить концепцию любви в произведениях А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и «Соломифь».

Задачи данного исследования:

1. Изучение концепции любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

2. Исследование концепции любви в повести А. И. Куприна «Соломифь»

1. Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

«Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну»[1] , — пишет Афанасьев В. Н.

По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом».[2]

Один из томительнейших рассказов о любви, самый печальный — повесть “Гранатовый браслет”. Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: “L. von Bethovn. Son (op. 2 № 2). Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя твое!”

Критики многократно указывали на то, «что «мотивы», характерные для «Гранатового браслета» постепенно прорастали в предшествующем творчестве. Прообраз не столько характера, сколько судьбы Желткова находим в рассказе «Первый встречный» (1897), что любовь до самоуничижения и даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, — тема эта, тронутая неуверенной рукой в рассказе «Странный случай» (1895), расцветает в волнующем, мастерски выписанном «Гранатовом браслете».[3]

Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом:

«Недавно рассказал одной хорошей актрисе, — писал он в письме к Ф. Д, Батюшкову от 3 декабря 1910 г, — о сюжете своего произведения – плачу, скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал»[4]

Несколько раньше – 15 октября 1910 года – в письме к тому же Батюшкову Куприн писал о реальных прототипах своего произведения: «Сейчас я занят тем, что номерую «Гранатовый браслет», это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно влюблен в жену Любимова». Совсем недавно, уже в наши дни это короткое указание Куприна получило обстоятельную расшифровку в воспоминаниях Льва Любимова «На чужбине». Сын упомянутого писателя Д. Н. Любимова, Лев Любимов, подробно рассказал об истории увлечения телеграфного чиновника П. П. Жолтикова (такова в действительности была фамилия прототипа купринского рассказа). Соответственно фактам, имевшим место в жизни, финал повести – самоубийство Желткова – является творческим домыслом писателя. В действительности, как об этом пишет Л. Любимов, после беседы с ним мужа и брата Любимой прекращает свои преследования и больше о себе не напоминает. По мнению Афанасьева В. Н., «Куприн не случайно завершил свою повесть трагическим финалом, такой финал понадобился ему, чтобы сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине, — любовь, которая бывает «один раз в несколько сот лет»[5] .

Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. По точному замечанию Штильмана С., «Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и в особенности – запахов…Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой»[6] .

Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой. ». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.

Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.

Афанасьев В. Н. считает, что «именно в сфере любви по преимуществу проявляет в творчестве Куприна «маленький человек свои большие чувства»[7] .

Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью». Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.

Повесть открывается эпиграфом, относящим читателя к известному произведению Бетховена — сонате «Аппассионата».
К этой же музыкальной теме автор возвращается в финале повести.
Первая глава представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую переменчивость природной стихии.
В ней же А.И. Куприн знакомит нас с образом главной героини — княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя дворянства.

Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной. Несмотря на финансовые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь настораживает читателя: на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье героини.

На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, которая, подобно пушкинской Ольге, резко контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику.
Анна резва и расточительна, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привлекательна, но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь.
Важной художественной деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре: Анна привозит Вере маленькую записную книжечку, сделанную из старинного молитвенника. С энтузиазмом рассказывает она о том, как тщательно подбирала для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт переделки молитвенника в записную книжку кажется кощунственным. Это показывает цельность ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни. Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт — одно из лучших учебных заведений для женщин в дворянской России, а ее подругой является известная пианистка Жени Рейтер.

Среди приехавших на именины гостей важной фигурой является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на своем веку опасность и смерть, а следовательно, знающий цену жизни, рассказывает в повести несколько историй о любви, которые можно обозначить в художественной структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома, где все перевирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы генерала Аносова наполнены реальными жизненными деталями.
Так возникает в повести спор о том, что такое настоящая любовь. Аносов говорит о том, что люди разучились любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опеки и быть хозяйкой в доме.

Мужчины — от усталости от холостой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказываются не на последнем месте. «А где же любовь-то?» — вопрошает Аносов. Его интересует такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Куприн, по сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой своего любовного чувства, о любовных треугольниках, которые существуют вопреки всякому смыслу.

На этом фоне рассматривается в повести история любви телеграфиста Желткова к княгине Вере. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок — золотой браслет с гранатами, похожими на капельки крови.
Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.
Сцена визита князя Шейна в квартиру Желткова является одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным мастером-реалистом в создании психологического портрета.

Образ телеграфиста Желткова представляет собой типичный для русской классической литературы XIX века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест.

Герой взволнован, он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы оградить Веру от преследования, Желтков внезапно преображается и даже смеется. Любовь придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту.

Куприн акцентирует внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая Николаевича Шейн разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную роль в этой сцене для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет развернутый портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются слезами.
Желтков звонит Вере и просит ее о малом — о возможности хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на глаза. Эти встречи могли бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом.
Ей была дороже ее репутация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равнодушие к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащитным перед решением Веры. Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали его уязвимым. Эту беззащитность Куприн постоянно подчеркивает портретными деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.

В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы.
Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опасаясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова.
Этот фрагмент произведения переплетается со сценой, в которой генерал Аносов говорит Вере: «. Почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого телеграфиста самоотверженное благородство, тонкость и красоту.

Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Куприна заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие предугадать дальнейшее развитие повествования.

В «Гранатовом браслете» знаком, предвещающим трагическую развязку, является сам браслет, камни которого похожи на капельки крови.
Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувствовала трагический исход. В прощальном послании к возлюбленной Желтков не скрывает всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из молитвы «Отче наш. », «Да святится имя Твое».

В литературе «Серебряного века» были сильны богоборческие мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле.
Но всем ходом развития сюжета А.И. Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню повести зовут Вера.
Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.

Глядя на покойного Желткова, Вера, наконец, убеждается в том, что в словах Аносова была правда. Своим поступком бедный телеграфист смог достучаться до сердца холодной красавицы и растрогать ее.
Вера приносит Желткову красную розу и целует его в лоб долгим дружеским поцелуем. Только после смерти герой получил право на внимание и уважение к своему чувству. Только собственной гибелью он доказал истинную глубину своих переживаний .
Слова Аносова о вечной исключительной любви становятся сквозным мотивом повествования.

В последний раз они вспоминаются в повести, когда по просьбе Желткова Вера слушает вторую сонату Бетховена «Аппассионату».
В финале же повести А.И. Куприна звучит другой повтор: «Да святится имя Твое», не менее значимый в художественной структуре произведения. Он еще раз подчеркивает чистоту и возвышенность отношения Желткова к возлюбленной.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, А.И. Куприн подчеркивает значимость этого понятия для жизни человека в целом.
Не все люди умеют любить и сохранять верность своему чувству.
Повесть «Гранатовый браслет» можно рассматривать как своеобразное завещание А.И. Куприна, обращенное к тем, кто пытается жить не сердцем, а рассудком. Их правильная с точки зрения рационального подхода жизнь обречена на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку истинное счастье.

Рекомендательная литература:

1. Куприн А.И. Сильнее смерти: повести и рассказы о любви/ А.И.Куприн.- СПб.: Лениздат, 1993.- 480 с.
2. Журавлева Г. «Да святится имя твое. »: тема любви в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет // Литература в школе – 2011 — №3 – с.30 – 33.

3. Макарова С.А. Изучение рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе – 2007 — №7 – с.22 – 27.

4. Нещерет Н.В. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. »: рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе – 2000 — №1 – с.67 – 71.

Фото: xn--h1aagokeh.xn--p1ai, film.arjlover.net

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Аудиокнига

Нет, не с молитвою венчальной
Хочу я познакомить Вас,
А заплетаю в этот час
Венок истории печальной…

Плыл через август мир – челнок
По волнам дней большого года…
Когда ж улучшится погода,
Никто не знал и знать не мог.

То тучи темными боками
Крутили, посылая дождь,
То вдруг туман, как пьяный вождь,
Запутал лодки с рыбаками.

А в море — темная вода,
Казалось, выплеснуться хочет,
И ветер бешено хохочет,
И новых волн встает гряда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что морю жалкие скорлупы?
И, словно, совесть не чиста
Потом выбрасывало трупы
На берег в разные места.

Да, ураган оставит след,
А в сердце неприятный холод,
И дачники, устав от бед,
Поспешно уезжали в город…

И лишь к началу сентября
Погода резко изменилась,
И солнце, яростно горя,
Всему оказывало милость.

Вдруг засинели тополя,
Любуясь осени картиной.
Уже обсохшие поля
Покрылись светлой паутиной.

Роняли золотистый лист
Деревья в золотые травы.
С печалью слушали дубравы
Последний птичий пересвист.

…Здесь проводила время славно
Княгиня Вера. А недавно
Она бы в небо поднялась,
Казалось, лишь взмахни рукою,
Но безмятежно отдалась
Уединенью и покою,

Так меж ночными берегами
Струится тишина рекою.

Цветами украшая зал,
Ждала гостей на именины,
И детства милые картины
Ей этот день напоминал.

И все же больше веселил
Ее сейчас подарок мужа:
Большие серьги из жемчужин –
Внимание по мере сил.

Уже давно, в какую службу,
Их чувства осветила новь?
И, прежде, страстная любовь,
В ней уступила место дружбе.
Такие верные сердца
Неразлучимы до конца!

Промчится миг, минует час,
Бегут за днями дни, недели,
Когда весенние капели
Вдруг снова растревожат нас!

И сердцу вспомнится такое!
И нежный взгляд и плеск весла,
Когда на крыльях нас несла
Любовь… и снова нет покоя!

Как прежде ловишь милый взгляд,
А ей … смешно — и смех, и горе!
Вот так же всколыхнется море,
А в шторм и верить не хотят.

Был тихий вечер. Отмечали
Рожденье Веры. За столом
Шумели гости о былом,
Шутили, пели … без печали…

Всех потешал ее супруг,
Напав на нить историй брачных,
Он так рассказывал удачно,
Что смех, как дым висел вокруг.
Что нищие и что князья,
С друзьями хорошо, друзья!

Все гости заняты теперь
Весельем. Где же наша Вера?
Ее таинственною мерой
Служанка вызвала за дверь.

«Что, Даша, что за глупый вид?
И что за сверток?»
«Ваша милость!
Посыльный… Вот… Ну, как приснилось!
Вбежал … «Княгине»…, — говорит

И, убежал…»
«Ну хорошо,
Идите, занимайтесь делом!»
И от кого не посмотрела,
Раскрыла, срезав ленты шелк.

Футляр… Записка… Отложила…
В футляре золотой браслет
В гранатах, излучая свет,
Они ее приворожили.

«Как кровь!» – встревожилась. И стала
Читать письмо:
«Прошу принять…»
«И что он выдумал опять?» –
Подумала, но дочитала.

«Прошу принять от всей души
Вам мною посланный подарок.
И месяц, серебристо – ярок,
Со мной поздравить Вас спешит!

Чтоб светлый праздник не погас,
Пусть счастьем Вас судьба отметит!
Но нет сокровища на свете,
Достойного украсить Вас!

Я б не осмелился послать
Вам талисман…. И было трудно…
Но, как спасательное судно,
Его моя любила мать.

Пусть сбережет он Вас от скуки,
От бед и от недобрых глаз…
Я ж буду счастлив, что хоть раз
Его коснулись Ваши руки…

Я умоляю Вас! Простите
Меня за дикий писем сад, —
Когда семь лет тому назад
Я был взаимности проситель.

Какой я глупый и смешной!
Как я осмелился представить
И рядом мысленно поставить
Пусть на секунду, Вас… со мной?!

Чего могу я в жизни стоить,
Когда для Вас я лишь – никто?
Прошу прощения за то,
Что я Вас мог обеспокоить!

До смерти преданный слуга,
Ваш Г.С.Ж.»
Огни кровавы
Гранатов. Золото оправы
Стеснила алая дуга.

И Вере глаз не оторвать…
Она подумала: «Как лучше?
Сказать мне мужу? Будет случай…
От Васи незачем скрывать. »
Вернулась. Гости не скучают…
«А ну, друзья, кто хочет чаю. »

Уж поздно… Гости покидают
Гостеприимный этот дом,
Хозяев уверяя в том,
Что и к себе их ожидают.

“Ты, Вера, проводить пойдешь?»
«Да, князь!» и тихо: «Вася, знаешь…
Там у меня в столе… найдешь…
Письмо… ну, в общем, прочитаешь.»

И вышла за гостями вслед…
Вернулась. Слышит голос брата:
«Ну, пусть она не виновата!
Но я не понимаю, нет.

Он о тебе и Вере знает?
Согласен… перед свадьбой… пусть!
Ну, а сейчас какая грусть
Читать вас это заставляет?

А вот и Вера! В самый раз…
Мы о твоем… о сумасшедшем…
Уже приличья перешедшем…
Ведь он же опозорит нас!»

«Ну, что ты!» – Князь вмешался тут
«Ну что? Подарки… и известно –
Растрата… Ну, а вам повестка,
Мол, надлежит явиться в суд…

Сходить к нему? Что Вера скажет?»
«Ты прав! И самый лучший путь –
Браслет немедленно вернуть…
И… с письмами покончить также…»

«Конечно! Уж давно пора
Покончить с глупою игрою!
Ты, князь, молчи… я все устрою…
Сегодня – это не вчера!

Так, значит, утром мы с тобой
Идем и принимаем бой!»

А вот и нужная обитель!
Звонят… За шелестом шелков:
«Что нужно. »
«Господин Желтков
Здесь проживает?»
«Проходите…
Налево, голубая дверь…»
«Спасибо. Мы найдем теперь…»

Стучат… «Пожалуйста!»– Заходят.
«Вы – господин Желтков?»
«Да – я!
Что Вам угодно?»
«Не тая,
Приступим к делу… Что ж выходит?

Как смеете Вы столько лет,
Мою сестру – княгиню Веру,
Преследовать? Сверх всякой меры
Такая наглость… Вот браслет…»

«Постой же, Коля. Ни к чему ты. » –
К Желткову: «Что-то мне сказать
Хотите? Я б хотел узнать. »
«Да, князь! Я этой ждал минуты…

Как трудно… трудно говорить,
Что я люблю жену чужую,
Что пламя дерзкое бушует
В моей крови, но отворить

Напрасно я пытался стену…
Семь лет я нежно повторял
Родное имя. Сотворял
Мой воспаленный мозг… измену

Вам… от нее… — смешной я , право!
Писал и ожидал ответ…
И вот – гранатовый браслет…
Любовь ли? Горькая отрава!

Все решено… Но так решить,
Поймите, что мне трудно было…
Мне без нее ничто не мило!
И значит лучше мне не жить!»

Вернулись. За обедом, в зале,
Все это Вере рассказали…

А ночью князь к жене идет
Но… почему ж она не рада?
«Уйди, пожалуйста, не надо!
Я знаю – он себя убьет!»

Но время ночь перемахнула
На вороном своем коне
И, в новом просыпаясь дне,
Природа радостно вздохнула…

Шум отъезжающей кареты
Прервал и так тревожный сон.
Конечно, это почтальон
Развозит местные газеты.

Обычно Вера не читала
Газет. Ей было не до них,
Но почему-то в этот миг
Ее душа затрепетала.

Вскочила… Кажется, ушиблась.
Сбежала вниз. Газеты… вот…
Как бы трагический исход
Предчувствуя. И не ошиблась.

«Вчера чиновник из палаты,
Г.С.Желтков… И всем ясна
Причина смерти – жил без сна —
Вдруг обнаружится растрата…»

Она подумала с тревогой:
«Он сумасшедший иль поэт,
Что столько молчаливых лет
Шел параллельною дорогой!»

Потом заметила письмо,
Знакомый почерк.
От Желткова…
И с нежностью какой-то новой
Раскрыла…
«Осень, в дороге
Меня вдруг осенила новь:
Такое счастье, как любовь,
Мне подарили злые боги

И так давно ли это было?
Почти что восемь лет назад.
Я, вспоминая, очень рад
Сгорать от чувственного пыла,

Ведь в жизни понапрасну я
Себе найти пытался место,
И Вы, любимая моя,
И ни жена, и ни невеста.

Но, видно, кружева из пыли –
Не украшение дорог…
И значит, я любить не смог
Так, чтобы Вы меня любили.

Я не тревожил Ваш покой.
Моя вина? Да и вина ли,
Что чьи-то песни над рекой
Вам о другом напоминали?

Да, я краснею, я стыжусь
За мой браслет, за письма эти,
Но нет желаннее на свете
Земли другой, чем наша Русь

За то, что Вы на ней живете.
И мне так дорого всегда,
Над чем смеетесь иногда,
О чем грустите и поете.

Когда в рассвет вплетает ветер
Березкам ленточку – зарю,
Я снова Вас благодарю
За то, что Вы одна на свете.

Но надо мною не звенеть
Тому, что не было и было…
А мне без Вас ничто не мило,
И значит, лучше умереть!

Ведь в жизни понапрасну я
Себе найти пытался место,
И Вы, любимая моя,
И ни жена, и ни невеста…

Когда – нибудь взгрустнется Вам,
Меня ли вспомнить Вы решите –
Сыграйте или прикажите
Сыграть сонату номер два

Бетховена…
Уж ветер вольный
С каретой для моей души…
Постой, приятель! Не спеши!
Прощайте, милая. Довольно. »

Княгиня мужу показала
Письмо…. И через слез вуаль –
Глаза, не видящие даль,
Припухли… и она сказала:

«Возможно, что – нибудь не так
Вы с братом сделали…. Но как
Он близко к сердцу мог беседу
Принять! И сколько, сколько мук…
Ты не обидишься, мой друг,
Что я проститься с ним поеду?»

Уже давно прошли те дни
Сомнений, связанных с любовью.
Уже склонились к изголовью
Ночей безумные огни.

Уже не смотрит на суму
В чужих руках святое братство,
И выбирают не богатство,
А выбирают по уму.

Уж ночь садится на порог…
Вернемся к дням, покрытым прахом.
С каким–то неподдельным страхом
Тропинки вьются у дорог…

Но все же бедность — не порок.
И в отношенье человека –
Ручьи всегда рождают реки,
А без тропинок нет дорог.

Не поддаваясь пустословью –
В другое время – не сейчас…
Любил ли кто-нибудь из вас,
Но… безответною любовью?

Так вот в чем суть поэмы этой,
Что о любви грустит неспетой!

И вот княгиня без труда
Нашла квартиру…. Позвонила…
«К кому?» — и женщина склонила
На грудь головку: «Вот беда!

Он умер…. Был такой хороший…
Казался сыном мне и… вот…
А мне все верится – живет
И как-то легче с этой ношей.»

«Простите! Можно посмотреть?»
«Да, да! Конечно! Дверь налево.
Вы, пани, словно королева.
За Вас не жаль и умереть. »

Вошла. С тревогою и болью:
«Так вот ты, кто меня любил!
Прости за то, что погубил
Себя ты этою любовью!

Прими прощальный поцелуй…
Твоя ль вина? Моя ль ошибка?»
А он лежал с такой улыбкой,
Как будто тайну вечных струй

Поздно. Вечер.
Княгиня возвращалась в дом.
И все казалось тихим сном
Под летний самый добрый ветер.

Заря в полнеба, мирный дым
Из труб высоких лился сладко…

И две звезды, пока украдкой,
Накрылись облаком седым…

Мечтала на далекий луг…
А вот и дома. Чуть устала.
И хорошо, что не застала
Ни мужа с братом, и ни слуг.

И лишь подруга, пианистка
Ждала, обидевшись совсем.
И вот, взволнованная тем
И не далеким, и не близким

Княгиня кинулась в слезах
К ней: «Женни, милая, сыграй мне!»
И, словно, доверяясь тайне,
Прочла любовь в ее глазах.

И… глубиной аккордов дивных,
Как полнотой душевных сил,
Звучит… соната – лебедь гимном,
Которую Он так любил:

«Ты слышишь в нежных звуках:
«Жил…»
-Не плачь, душа моя, не надо!
Ты остаешься, моя Лада,
Такой, какую я любил.

Себе я гибель призываю,
Но в сердце для тебя одной,
Моей единственной, родной,
Слагаю гимн и называю

Твоим…. Ведь ты сама не знаешь —
Какая ты. Я бы унес
Твой гимн туда, куда без слез
Я ухожу…. И ты прощаешь
Меня…. О, этот сладкий миг.
Хвала тебе. Последний крик…

Но бьют часы: «Пора, пора…
Ах, этой жизни круговерть!
Идет за мной…. Прости…. Вчера….
Все усмиряющая смерть…»

Подруга к Вере: «Что с тобою?
Ты вся в слезах!
Эй. Кто. Огня. »
«Не надо, Женни! Я открою…
Ты знаешь, он… простил меня!»

Забытых мыслей бубенец:
О чем мечтал я много лет? –
В стихах «Гранатовый браслет»
Увидеть бы и… наконец…

Видео (кликните для воспроизведения).

Я не старательный спасатель
Событий, фактов… Это факт!
Ну, да простит меня писатель,
Что если что-нибудь не так.

Молитва о любви гранатовый браслет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here